Теоретическая часть Сущность, роль и функции контроля в управлении экономикой. Общество живет и развивается по определенным законам, поэтому существует объективная необходимость контроля за соблюдением и выполнением данных законов. Контроль – это функция, которая присуща всякому управлению. Контроль – это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности,
законности и экономической целесообразности. Он способствует повышению эффективности производственной и финансово-коммерческой деятельности звеньев экономики. В условиях новых форм организации и оплаты труда, деятельности субъектов хозяйствования с различной формой собственности значительно возрастает роль контроля использования ресурсов и сохранности собственности. В осуществлении контроля важное место отводится работникам учетной службы субъекта хозяйствования,
так как именно они проверяют действия отдельных должностных лиц, вскрывают недостатки, нарушения или злоупотребления в их деятельности, устанавливают причины нарушений и виновных лиц. Являясь составной частью функции управления, контроль направлен на решение стратегических задач, он выполняет несколько функций: информационную, профилактическую, мобилизующую и воспитательную. Информационная функция заключается в том, что информация, полученная в результате контроля, является
основанием для принятия соответствующих управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование контролируемого объекта. Профилактическая функция заключается в том, что контроль призван не только, выявить недостатки, хищения; злоупотребления, но и способствует их устранению и недопущению в дальнейшеё работе. Мобилизующая функция контроля заставляет субъекты хозяйствования ответственно выполнять свои обязательства. Предприятие должно обеспечить рациональное и целевое использование всех своих средств и ресурсов. Контроль выполняет также важную воспитательную функцию; приобщая людей к управлению производством, он воспитывает у работников предприятий потребность неукоснительного соблюдения законности и четкого исполнения своих обязанностей. Контроль, являясь важным средством в борьбе с бесхозяйственностью, учит соблюдать дисциплину, воспитывает сознательное отношение к труду и собственности предприятия. 2. Виды финансового контроля Финансовый контроль — это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью
хозяйствующих субъектов, что не исключает, а предполагает необходимость осуществления других видов контроля за хозяйственной деятельностью. Финансовый контроль охватывает комплекс тех хозяйственных отношений, от которых зависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования. Финансовый контроль можно определить как регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового
планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования. В зависимости от субъекта контроля различают следующие виды контроля: Государственный; Негосударственный Общехозяйственный Общественный Внутрихозяйственный Правовой Гражданский Государственный финансовый контроль – неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших
функций управления страной, обязательное условие нормального функционирования финансово-кредитной системы. Основная его цель – контроль за исполнением государственного бюджета и внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, осуществлением финансовых и налоговых льгот. Ведомственный контроль – в составе государственного финансового контроля занимает значительное место. Ведомственный контроль проводится контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных ссуд, субсидий, субвенций и другой финансовой помощи. Негосударственный финансовый контроль. Государству нужна информация о результатах деятельности всех предприятий для принятия решений в области экономики, бюджетной политики и налогообложения.
С этой целью создан такой новый вид контроля как аудит. Аудит построен на принципе полного хозрасчета, проводимого на основе договора между хозяйствующим субъектом и аудитором. К негосударственному аудиту относится контроль со стороны коммерческих банков. Появление коммерческих банков в результате перестройки банковской системы в значительной мере изменило функции банков в области финансового контроля. Необходимости поддержания ликвидности требует от банка
оценки финансового состояния и кредитоспособности предприятий – потенциальных заемщиков. В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для большей вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со стороны банков – важный элемент управления кредитным риском. Общественный финансовый контроль осуществляется неправительственными организациями и выполняется группами,
отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими. К общественному контролю можно отнести контроль со стороны профсоюзов. Внутрихозяйственный контроль осуществляется финансово-экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерией, финансовыми отделами и.т.д.) Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений ( цехов, участков, отделов, филиалов). В ходе проведения этого контроля могут проверяться вопросы, связанные с уплатой налогов в бюджет и налоговым планированием с использованием выделенных бюджетных средств. Правовой контроль проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы.
Гражданский контроль осуществляется налогоплательщиками – физическими лицами при их налогообложении налоговыми органами, при составлении и подаче налоговых деклараций а также при составлении и подаче налоговых деклараций, а также при получении средств из бюджета ( з/п, пенсий, пособий и т.д.) По методам проведения финансовый контроль подразделяется на такие, как: проверка, обследование, анализ финансовой деятельности, надзор, наблюдение (мониторинг), ревизия.
Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В ходе проверок выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий. Проверки делятся на комплексные и тематические. Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения
его финансового состояния и возможных перспектив развития. При этом не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, могут проводиться контрольные замеры работ, расход топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте, наблюдения и т.п. Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования. Наиболее глубоким и всеобъемлющим методом финансового контроля является ревизия. Можно сформулировать следующее ее определение. Ревизия – это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью
проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности. 2. Практическая часть Задача 1. Коммерческий банк обратился к аудиторской фирме с просьбой о проведении аудиторской проверки. Среди сотрудников аудиторской фирмы нет аттестованных специалистов по банковской деятельности. Определите, может ли аудиторская фирма принять данное предложение? Нет, не может, т.к. у организации нет аттестованных специалистов по банковской деятельности.
Задача 2. Производственное предприятие «Х» в 2007 г. было перерегистрировано в открытое акционерное общество. Сумма активов баланса на 1.01.08 г. составила 25,7 млн. руб.; объем продаж составил 61 млн. руб. Подлежит ли обязательной аудиторской проверке финансовая отчетность предприятия «Х»? Да, подлежит, т.к. предприятие имеет организационно правовую форму открытого акционерного общества, сумма активов превышает 20 мил. рублей и объем продаж превысил 50 млн. руб в соответствии с
Федеральным законом РФ от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» статьей 5 «Обязательный аудит» пункт 1.2. и пунктом 1.3. Задача 3. В финансовой отчетности за 2007 г. страховая компания ООО «Х» указала сумму выручки от реализации услуг – 55 870 тыс. руб сумму активов на конец года – 890 600 тыс. руб. Подлежит ли обязательному аудиту ООО «Х»? Да, подлежит обязательному аудиту, в соответствии с Федеральным законом РФ от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» статьей 5 «Обязательный аудит» пункт 1.2. «организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией….» и пунктом 1.3. «объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года,
предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей….» Список литературы 1. Федеральный законй РФ от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». 2. Грачева Е.Ю. Финансовый контроль – Учебное пособие для ВУЗов, М. :«Финансы», 2004. 3. Пермякова Л.И. Сборник научн. т.Ч.: изд-во ЮУрГУ, 2003- Теоретические и практи. Проблемы эк.
Роста. 4.Арене Э. А Лоббек Дж. К. Аудит.— М.: Финансы и статистика, 2002. 5.Суйц В. П Смирнов Н. Б. Основы российского аудита М.: Анкил, 2003.