–PAGE_BREAK–Фактор государственной поддержки малого предпринимательства заключает в себе серьезный потенциал содействия развитию данного сектора. Вместе с тем, при оценке перспектив развития малого предпринимательства следует также иметь в виду влияние общего бизнес-климата в стране и величины административных, экономических и организационных барьеров для развития предпринимательства. Динамика данного фактора напрямую зависит от проводимой государственной экономической (в частности, промышленной и конкурентной) политики, а также результативности комплекса мер и мероприятий, направленных на сокращение избыточного государственного вмешательства в экономику.
Следует понимать, что результативность государственной поддержки малого предпринимательства состоит в прямой связи с общей величиной административных, экономических и организационных барьеров для развития предпринимательства: положительный эффект от последовательной реализации продуманной и обеспеченной необходимыми финансовыми ресурсами политики поддержки малого предпринимательства может быть нивелирован негативными характеристиками институциональной среды, в которой функционирует малый бизнес. С другой стороны, совершенствование правового регулирования и правоприменительной практики и улучшение делового климата способны содействовать развитию малого предпринимательства в значительно большей мере, чем меры государственной политики поддержки. Иллюстрацией данного тезиса могут служить оценки, приведенные в исследовании Фонда «Либеральная миссия»[1]: снижение только одних коррупционных издержек на 5-10% позволило бы в совокупности высвободить от 8 до16 млрд. руб. в год, которые малый бизнес мог бы направить на финансирование необходимых ему мероприятий. Для сравнения, в федеральном бюджете на 2005 г. на поддержку малого предпринимательства было выделено 1,5 млрд. руб., в 2006 г. – 3 млрд. руб.
Неэффективные, препятствующие осуществлению предпринимательской деятельности барьеры, негативно сказывающиеся на деловом климате недостатки нормативного правового регулирования и правоприменения помимо общего губительно влияния на развитие сектора малого предпринимательства обуславливают наличие теневой составляющей в деятельности субъектов малого предпринимательства.
В качестве целей государственной политики поддержки малого предпринимательства на настоящем этапе заявляются:
– создание благоприятных условий для осуществления субъектами малого предпринимательства своей деятельности;
– обеспечение конкурентоспособности малого предпринимательства;
– увеличение общего количества действующих субъектов малого предпринимательства;
– развитие самозанятости населения;
– увеличение доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте, налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджета.
Для достижения указанных целей в рамках государственной политики по развитию малого предпринимательства реализуется комплекс мер по осуществлению прямой и косвенной поддержки малого бизнеса, в том числе мероприятий, направленных на совершенствование общего института малого предпринимательства.
Четкое формулирование целей и задач государственной политики в этой сфере, обеспечение нормативной правовой базы и разработка продуманного плана мероприятий является необходимым, но недостаточным условием успешности такой политики. Не менее важной является организация реализации этих планов, текущего контроля за их исполнением и корректировки систем мероприятий с учетом оценки их регулирующего воздействия на субъектов малого предпринимательства и эффективности бюджетных расходов, увязываемых с достижением конкретных результатов.
Такая работа ведется с учетом приоритетов реализации настоящего этапа административной реформы, направленной на повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти. В соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2008 годах[[2]], внедрение механизмов управления по результатам призвано:
– достичь планируемых общественно значимых результатов;
– более эффективно осуществлять контроль за исполнением решений;
– повысить эффективность использования бюджетных ресурсов.
1.3.1. Показатели малого предпринимательства как инструмент государства.
Внедрение элементов планирования и проектного управления по целям и результатам деятельности в сфере государственной поддержки развития малого предпринимательства предполагает разработку комплексной системы измеримых показателей, характеризующих состояние и развитие малого предпринимательства в Российской Федерации, а также эффективность и результативность деятельности уполномоченных органов исполнительной власти в сфере поддержки малого бизнеса.
Рассчитываемые с разной степенью периодичности и статистической точности показатели, которые характеризуют состояние и развитие малого предпринимательства, делятся на две группы в зависимости от источника статистических данных:
– показатели, рассчитываемые на основе объективной статистики;
– показатели, рассчитываемые на основе субъективной статистики.
Первые предоставляются официальными статистическими органами, а также другими органами государственной власти, в том числе Федеральной налоговой службой и Министерством экономического развития и торговли РФ. К их числу относятся:
– количество субъектов малого предпринимательства (малых предприятий и индивидуальных предпринимателей);
– среднесписочная численность занятых на малых предприятиях;
– объем оборота малых предприятий;
– объем инвестиций в основной капитал;
– размеры налоговых поступлений от отдельных категорий субъектов малого предпринимательства (поступления единого налога для субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности);
– показатели, характеризующие результативность программ поддержки малого предпринимательства.
Показатели, рассчитываемые на основе субъективной статистики по результатам независимых опросов субъектов малого предпринимательства, позволяют выявить и оценить спектр и масштаб основных проблем и препятствий на пути развития малого бизнеса, отслеживать и изучать вопросы, связанные с налогообложением, финансовым состоянием, имущественными проблемами, социально-трудовыми отношениями, величиной теневого сектора и ряд других.
Таким образом, на основе этих показателей, правительство будет делать выводы куда и как и в какой степени организовывать поддержку малого предпринимательства. Так же на основе таких показателей правительство РФ сможет адекватно ставить цели и приоритеты в достижении более эффективного развития малого бизнеса. Например, задачи, поставленные Правительством РФ на среднесрочную перспективу и озвученные на заседании 24 мая 2006 г. в рамках рассмотрения вопроса о мерах государственной поддержки малого предпринимательства:
– обеспечение роста количества субъектов малого предпринимательства на 5-10 % в год (50 тыс. – 70 тыс. новых юридических лиц);
– обеспечение роста занятых на малых предприятиях на 5-7 % в год (не менее 400 тыс. новых рабочих мест);
– увеличение вклада субъектов малого предпринимательства в валовой внутренний продукт до 20 % к 2008 году.
Но чтобы достичь таких результатов необходимо четкое правовое регулирование со стороны правительства, всесторонняя поддержка и содействие малому предприятию вплоть от открытия до ликвидации (хотя, последнее нежелательно).
Несмотря на желание и реальные действия правительства РФ в поддержку малого предпринимательства, все равно остается много проблем. Давайте рассмотрим некоторые основные проблемы и пути их решения.
· Недостаточная ресурсная база — материально-техническая и финансовая: причина — создание сектора предпринимательства на пустом месте; пути решения — льготное кредитование и налогообложение приоритетных сфер экономики.
· Несовершенство законодательной базы: причина — нет единой законодательной основы, отсутствие законопослушания; пути решения — совершенство законодательства и усиление контроля за его выполнением.
· Отсутствие системы глубокого анализа деятельности предприятий: причина — нет учета результатов их работы, несовершенство отчетности; пути решения — разработка методик по диагностированию деятельности предприятий.
· Слабое материально-техническое обеспечение: причина — ограничен доступ к высоким технологиям, отсутствуют машины и оборудование; пути решения — распространение передового опыта.
· Кадры: причина — низкий культурно-технический уровень участников предпринимательства; пути решения — их обучение и социальная дифференциация.
· Отсутствие возможности производить продукцию с длительным производственным циклом, включая наукоемкую: причина — отсутствие финансовых возможностей на эти цели; пути решения — развитие форм сотрудничества в деловом мире, создание «технополисов».
· Слабая государственная поддержка: причина — бюджетные ограничения, бюрократическая волокита; пути решения — разработка муниципальных программ по развитию предпринимательства.
На основе наблюдений аналитиков, все вышеперечисленные проблемы являются первоочередными в правительственных вопросах, т.к. решение этих проблем приведет к становлению рыночных отношений и развитию малого предпринимательства. Само развитие малого предпринимательства приведет к укреплению среднего класса, что в нашей стране так сказать «социальная экзотика».
Некоторые аналитики исследуя состояние становления малого бизнеса как института выделяют еще несколько проблем, давайте остановимся и на них тоже:
Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства. Первая — это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства, вторая — частного, преимущественного организационного характера. Рассмотрим те аспекты экономической политики, которые выступают причинами первой группы.
Главная сложность при ее анализе связана с тем, что изначально не была четко определена концепция развития рыночных отношений. Мировая практика свидетельствует, что в развитии рыночных отношений возможны две тенденции: формирование регулируемого рынка или стихийного, носящего спекулятивный характер.
Особенностью стихийного рынка является функционирование главным образом в сфере обращения, а не в сфере материального производства. Данному типу рынка присуще то, что большие доходы имеет лишь незначительная часть населения, тогда как большинство населения — низкую покупательскую способность. В этой ситуации у производителя нет стимула производить товары, так как они не имеют сбыта. Это ведет к сворачиванию производства.
Есть и другая особенность — характер рынка напрямую влияет и на характер капиталовложений. При стихийном рынке основу капитала составляют спекулятивные деньги, которые называют «короткими» деньгами. Они «делаются» в короткое время и обладают большой подвижностью. В отличие от них так называемые «длинные» деньги вкладываются в производство на более длительный срок, и отдача от них может быть получена не сразу.
Одной из причин того, что в России формируется именно деформированный тип рынка, следует считать некритическое осмысление опыта западных стран и непродуманное перенесение его в отечественную практику. Именно так произошло с реализацией модели «шоковой терапии». Эта стройная научная теория оказалась весьма результативной в ряде стран, кроме России. Ошибка состояла в том, что здесь она была принята без учета ряда условий. Опыт западных стран свидетельствует, что одной из целей введения «шоковой терапии» является потребность вскрыть узкие места, сдерживающие развитие экономики, куда незамедлительно устремятся предприниматели. Но в России этого не произошло, так как при введении «шоковой терапии» еще не сформировалось главное условие ее положительной результативности — малое предпринимательство. В сфере материального производства оно практически отсутствовало.
Использование мирового опыта дело нужное, но при непременном учете собственных условий и возможностей, что в большей степени может обеспечивать отечественная наука.
Особенностью регулируемого рынка является, во-первых, наличие условий для свободного инвестирования средств в различные сферы, а смысл государственного регулирования заключается не в воздействии на систему цен, а в формировании оптимальных пропорций. Во-вторых, такой рынок требует совершенного механизма регулирования покупательского спроса, т.е. формирования повышенного дохода, а следовательно, и более высокой покупательской способности у большинства населения, что и выступает движущей силой производства.
Из этого вытекает вторая причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства — снижение покупательского спроса и свертывание внутреннего потребительского рынка. В западных странах, при существовании большого разнообразия общественных групп, основная масса населения относится к среднему классу, покупательные возможности которого обеспечивают устойчивый спрос на большинство товаров. Сейчас стало очевидным, что попытка сформировать средний класс в России не удалась. У нас складывается ситуация, характерная именно для стихийного рынка, когда большинство населения располагает ограниченным покупательными возможностями. Можно сказать, что сегодня в стране формируются три класса.
По данным Центра Макроэкономических Исследований, Первый Класс, который условно можно назвать высшим, включает лиц с доходом более 60 тыс. руб. на человека в месяц, которые составляют 3%. Их запросы не нацелены на товары массового отечественного производства.
Второй Класс представляют состоятельные граждане с месячным доходом на человека от 10 427 рублей в месяц на члена семьи (в Москве — 14 453 рубля) до 50 тыс.руб. они составляют 20% населения и тяготеют к запросам высшего класса, хотя и не располагают, как первые, безграничными покупательными возможностями.
продолжение
–PAGE_BREAK–Большинство населения составляет Третий Класс — с малыми покупательским спросом, который и определяет уровень потребностей, на который должно ориентироваться и «работать» производство.
Также есть еще два обстоятельства, отрицательно влияющих на покупательную способность населения и понижающих мотивацию труда производителей. Суть первого состоит в том, что рост потребительских цен опережает повышение оплаты труда. В этих условиях спрос акцентируется преимущественно на продовольственных товарах, а промышленные товары остаются невостребованными.
Второе обстоятельство связано с уровнем разрыва доходов между полярными группами населения.
Таким образом, сдерживающим фактором развития промышленного предпринимательства является сужение внутреннего потребительского рынка. Это обусловливается приобретающим все более ощутимый характер процессом сокращения общей платежеспособности населения.
С другой стороны, в силу постоянного роста цен увеличивается доля расходов на приобретение продовольственных товаров, сокращается спрос на промышленных товары. Усугубляет тенденцию сокращения расходов на непродовольственные товары постоянное удорожание жилищно-коммунальных услуг.
Естественно, что в условиях свертывания внутреннего рынка отечественный производитель промышленных товаров вынужден ориентироваться на экспорт. Но пробиться на мировой рынок со своей продукцией из-за ее слабой конкурентоспособности и заполненности рынка нелегко. Это еще один отрицательный фактор.
Третья причина кардинального характера, тормозящая предпринимательство в промышленной сфере, связана с существующей системой налогообложения. Согласно опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения, 86,2% руководителей предприятий в качестве главной причины, отрицательно влияющей на экономическое положение предприятий, назвали несовершенство налогов и их высокий уровень.
Налоговая политика в большей степени носит фискальный, а не стимулирующий характер. Она обеспечивает интерес заниматься любым видом деятельности, кроме производственной. Главные ее недостатки заключаются, во-первых, в чрезмерно высоком уровне налогов. Во-вторых, сама налоговая система не стабильна, она часто меняется. К тому же ряд налоговых законов не носят прямого действия, а дополняются множеством подзаконных актов, как правило, запаздывающих и нередко изменяющих цель самих законов. В-третьих, множественность налогов, в которых предприниматель просто теряет ориентиры. По этим причинам производством конкретных товаров заниматься стало невыгодно.
Четвертая причина, отрицательно влияющая на предпринимательство, связана с общей криминализацией экономики, которая приобрела устойчивый характер. Отличительной особенностью малого предпринимательства продолжает оставаться высокая ее доля в «теневом» секторе экономики. По разным оценкам, она составляет от 30% до 50% реального оборота всех субъектов малого предпринимательства.
Деятельность ряда промышленных предприятий контролируется различными преступными группировками. Такая среда не может считаться благоприятной для предпринимательской деятельности. Она вынуждает предпринимателя приспосабливаться к ненормальной обстановке, идти на различные нарушения. Не случайно появление разного рода фирм, которые обучают предпринимателей тому, как вести двойную бухгалтерию, чтобы уклониться от налогов, дают другие противоправные рекомендации и консультации.
С криминализацией экономики особую остроту приобретает проблема личной безопасности предпринимателей. Естественно, что это подрывает мотивационные основы деятельности и вынуждает искать выход из складывающегося положения. Одни прибегают к созданию собственной службы безопасности, как правило дорогостоящей и, обычно, ненадежной.
Другие пытаются «ужиться» с преступным миром. К этому их подталкивает ненадежность защиты бизнеса со стороны государственных и правовых органов, и с другой — убежденность, что защита со стороны властных структур может таить в себе не меньшую опасность. Реальность последних лет показала, что высокие налоги, дополняющиеся чрезмерным регламентированием и бюрократическими администрированием, разросшимся государственным аппаратом, практика взяток могут быть таким же бременем для предпринимательства, как и нелегальные структуры. В этой ситуации становится вполне очевидным, что одним из главных условий становления и функционирования предпринимательства выступают общее оздоровление экономической и правовой среды, искоренение явлений, присущих современной действительности.
Сложности в становлении предпринимательства в Росси связано так же с его специфическими особенностями которые состоят в том, что сам процесс формирования общества имеет разнополюсный характер. Одно группу составляют предприниматели, организующие своё дело на общепринятой основе за счет займов, кредитов, взносов акционеров и т.д.
Их деятельность осуществляется в рамках принятых законодательных норм. В другую группу входят предприниматели, стартовую деятельность которых составляет капитал, заработанный в «Теневой» экономике. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей, при опросе 49% бизнесменов заявили, что они выходцы из «Теневой» экономики, подтвердив нелегальную основу организации своего дела. Более 22% включившихся в предпринимательскую деятельность имели в прошлом судимости.
Из этой среды формируются категории предпринимателей, стремящихся прежде всего к личному обогащению. На фоне общего снижения уровня жизни это вызывает негативное отношение у большинства населения, и в его сознании предпринимательство в целом ассоциируется с чем то порочным. Все это дискредитирует предпринимательство и создает неблагоприятную социальную почву для его эффективного функционирования.
Среди причин организационного характера отметим главные. Первые сложности наступают ещё на стадии создания предпринимательских структур в связи с разрешительным характером этой процедуры. Законодательными и особенно подзаконными актами предусматривается множество положений и правил, которые существенно затрудняю образование новых предприятий. Такое же влияние оказывает различные постановления и многие действия органов власти и управления всех уровней. Это касается всевозможных сложностей при регистрации, предоставлении производственных мощностей и помещений, установления квот и т.д.
С другой стороны, серьезные административные барьеры возникаю в связи с субъективным пониманием и толкованием правовых актов со стороны местных властей, что ведет к произволу и установлению своих правил вхождения в предпринимательство. Особенно жесткими условиями и требованиями обставлена процедура получения лицензии на предпринимательскую деятельность, когда необходимо предоставлять не только многочисленные справки, сведения, отчеты и другие документы, но и оплачивать по завышенным расценкам услуги по оформлению учредительных документов.
Второй причиной, существенно затрудняющей создание и развитие предпринимательства производственного направления, является отсутствие в политике протекционизма четкой ориентации на поддержку именно производственного вида деятельности. Нет должного ориентира на стимулирование предпринимательской деятельности в сфере материального производства. Политика поддержки предпринимательства «вообще», а не базовых отраслей приводит к серьезным перекосам в структуре его развития и не обеспечивает максимально возможных результатов.
Анализ зарубежной практики развития предпринимательства свидетельствует, что его успех обеспечила политика преимущественной поддержки и стимулирования предпринимательской деятельности именно в производственной и инновационной сферах, в строительстве. Дюпоны, Морганы, Рокфеллеры, и другие стали крупными предпринимателями не за счет экспорта природных ресурсов, а за счет масштабного промышленного производства. Именно производственная деятельность обеспечивает становление цивилизованного рынка.
Серьезным фактором, тормозящим развитие предпринимательской деятельности, является отсутствие необходимой достоверной информации. Прежде всего ощущается недостаток информации, дающей возможность осуществлять глубокий анализ деятельности предпринимательских структур. Сама отчетность предприятий малого бизнеса далека от полной достоверности. Последние прибегают к неточной информации о своей деятельности: из за желаний смягчить удушающую силу налогов и боязни раскрыть производственную или коммерческую тайну, опасаясь потерь от утечки сведений к конкурентам. Кстати, стремление предпринимательских структур скрывать объективную информацию — явление не чисто Российское. Оно имеет место и в других странах. Так, во Франции, где от утечки информации предприятия терпят большие убытки, каждое десятое из них прибегает к сокрытию отчетности, предпочитая иногда уплачивать штрафы, но не предоставлять сведения о своей деятельности.
Ограниченная и малоубедительная информация не дают полного представления о предприятии, что усложняет взаимный выбор нужных партнеров и установлении между ними эффективных связей.
Затруднён доступ предпринимателей к информации из за того, что её сбором, обработкой и хранением занимаются многие структуры. Информационное поле сейчас представлено несколькими уровнями:
· Общегосударственный, где сбором информации занимается Госкомстат России, Росинформресурс, Роскоминформ, ФАПСИ и др.
· Ведомственный, где этим занимаются отраслевые министерства, налоговые службы, регистрационные ведомства
· Местный где действуют информационные службы областных местных администраций
· Коммерческие информационные системы в виде всевозможных агентств, предпринимательских услуг, реализующих информацию на основе коммерческого спроса,
Из за разнотипности применяемых информационных систем информация этих ведомств не стыкуется, что затрудняет её использование
Острая необходимость формирования качественно новой информационной среды диктуется не только внутренними потребностями развития Российского предпринимательства, но и тем, что её несовершенство затрудняет выход последнего на международный уровень, В 1995 году Российская ассоциация развития малого предпринимательства была принята в Конференцию Европейского союза малого и среднего бизнеса, что открыло отечественным предпринимателям доступ к информации о европейском бизнесе, к базам данных всех членов Конференции. Страны- члены Конференции связаны между собой эффективными информационными системами а это предполагает наличие таковой и в РАРМП, так как только включившись в эту систему, российские предприниматели смогут заявить о себе и получить возможность устанавливать деловые связи с зарубежными коллегами.
Ряд обстоятельств, сдерживающих предпринимательскую деятельность, связан с тем, что пока не выработаны морально этические нормы и правила, обеспечивающие доверительные, партнерские отношения. Пока токовые отсутствуют и не сформирована четкая система информационного обеспечения, предпринимателям чаще всего во взаимоотношениях и при обмене информации приходится полагаться на собственную интуицию. Необходимо иметь в виду, что уже сейчас отечественное предпринимательство сталкивается с проблемой «экономического шпионажа», которая на Западе давно стала острой. В ряде стран принимаются жёсткие государственные меры с целью обеспечения достоверной информации и сохранения её.
На ряду с выше названными организационными факторами, сдерживающими развитие предпринимательства, и прежде всего в производстве, следует назвать ещё один- это слабое кадровое обеспечение в сфере предпринимательской деятельности Большинство ныне действующих предпринимателей начинали и осуществляют свою деятельность без должных знаний и опыта, что нередко становится причиной разорения и распада предприятий. Данные обстоятельства являются в российской практике чрезвычайно важным.
И так, рассматривая все проблемы, можно подытожить:
· На малых предприятиях на конец 2006 начало 2007 трудится более половины населения страны, 55,4%.
· Оборот малых предприятий на 2005 г. составил 9612570,0 млн.руб., а на 2006 г. составлял 12099232,3 млн.руб. Наблюдается рост оборотов.
· Число малых предприятий по годам:
2002г. — 882,3 тыс.
2003г. — 893,0 тыс.
2004г. — 953,1 тыс.
2005г. — 979,3 тыс.
2006г. — 1032,8 тыс.
Эти показатели показывают, что, несмотря на все проблемы становления института малого предпринимательства, правительство понимает всю важность этого вопроса и делает все, чтобы малое предпринимательство развивалось в нашей стране, судя по увеличению количества малых предприятий и числа занятого населения в них.
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
Предпринимательская деятельность осуществляется в строго определенных законом организационно-правовых формах. Система, порядок образования и правовой статус коммерческих организаций закрепляются ГК РФ и специальным законодательством, которое принято и будет еще приниматься в развитие норм Конституции РФ и ГК РФ.
Современное российское предпринимательство позволяет вести индивидуальную предпринимательскую деятельность. Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ, в соответствии с которой предпринимательской является деятельность:
· самостоятельная;
· осуществляемая на свой риск4
· направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Эта деятельность называется индивидуальной, поскольку предпринимательской деятельностью можно заниматься с образованием юридического лица — особого субъекта гражданского права. Закон предоставляет возможность заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Законом предусмотрено, что индивидуальной предпринимательской деятельностью можно заниматься лишь после регистрации себя в регистрационной палате в качестве индивидуального предпринимателя. За осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, а в необходимых случаях без лицензии, граждане могут быть привлечены к административной или даже к уголовной ответственности.
Особенности правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности. Согласно ст.23 ГК РФ к индивидуальной предпринимательской деятельности применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если только иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Одни и те же нормы регулируют отношения как между коммерческими организациями, так и между гражданскими предпринимателями или с их участием. Данное обстоятельство придает большую строгость регулируемым отношениям.
В качестве мер ответственности, которые могут быть применены к предпринимателю, следует указать, что он прежде всего обязан за счет своего имущества возместить партнеру убытки, включая упущенную выгоду, а также уплатить неустойку, если она была предусмотрена законом или договором.
Особенностью индивидуальной предпринимательской деятельности является то, что все споры подлежат рассмотрению в арбитражных судах. Это могут быть споры, связанные с неисполнением обязательств; об изменении или расторжении договоров; споры по поводу права собственности на имущество; отказ в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или уклонение от такой регистрации.
Несостоятельность(банкротство) индивидуального предпринимателя. Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, может быть признан несостоятельным(банкротом) по решению суда. С момента вынесения такого решения утрачивает свою силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
Основания и порядок признания предпринимателя банкротом определены в Законе РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» согласно ст.1 и 3 указанного Закона дело о несостоятельности рассматривается в арбитражном суде при наличии двух следующих условий:
· предприниматель задолжал своим кредиторам на общую сумму не менее 500 минимальных размеров оплаты труда;
· предприниматель не способен выполнить требования кредиторов о возврате долга в течение трех месяцев со дня наступления сроков исполнения обязательства.
Арбитражный суд, признав предпринимателя банкротом, принимает решение об удовлетворении требований кредиторов за счет имущества предпринимателя.
продолжение
–PAGE_BREAK–