Основные теории международной торговли 5

–PAGE_BREAK–Основная часть 1. Понятие международной торговли
Международная торговля — это система международных товарно-денежных и экономических отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира. Для России основной формой сотрудничества являются внешнеторговые операции: привлечение иностранных инвестиций и создание совместных предприятий, международных объединений и организаций, сотрудничество на компенсационной основе, кредитные соглашения, переработка давальческого сырья, лицензионная торговля, международный лизинг,  прибрежная и приграничная торговля, создание свободных экономических зон, компенсационные перевозки с участием более чем двух стран, иностранный туризм и др. Международная торговля является центральным звеном в сложной системе мирохозяйственных связей, опосредуя практиче­ски все виды международного разделения труда и связывая все страны мира в единую международную экономическую систему. Она представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира, а ее объем подсчитывается путем суммирования объ­емов экспорта. Современная международная торговля –  торговля между странами, предполагающая ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) това­ров, и участвуют различные юридические лица — корпорации, их объединения, государства.  Торговля явля­ется средством, с помощью которого страны могут развивать спе­циализацию, повышать производительность своих ресурсов и,  увеличивать общий объем производства. Экономические и политические риски в междуна­родной торговле, обусловленные географическими, политически­ми, национальными факторами. Современная международная торговля имеет динамичный характер. Структура и объем экспорта, импорта товарооборота различных стран и регионов мира непрерывно меняется.

На достаточно стабильный, устойчивый рост международной  торговли оказали влияние ряд факторов:

–                     стабилизация межгосударственных отношений в условиях мира;

–                     развитие МРТ и интернационализация производства и капита­ла;

–                     НТР, способствующая обновлению основного капитала, созда­нию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирова­ние старых;

–                     активная деятельность международных корпораций на миро­вом рынке;

–                     возникновение новой коммерческой реальности — общемиро­вого рынка для стандартизированных товаров;

–                     регулирование международной торговли посредством между­народных торговых соглашений, принятых в рамках ГАТТ/ВТО;

–                     деятельность международных финансово-экономических орга­низаций;

–                     стабилизирующая деятельность Мирового банка в отношении мировой экономики;

–                     либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных огра­ничений импорта и существенное снижение таможенных пош­лин — образование «свободных экономических зон»;

–                     развитие процессов торгово-экономической интеграции: уст­ранение региональных барьеров, формирование «общих рын­ков», зон свободной торговли;

–                     получение политической независимости бывшими колониаль­ными странами. Выделение из их числа стран с моделью эко­номики, ориентированной на внешний рынок.

Либерализация является  основной тенденцией процесса мировой торговли. Произошло значительное снижение уровня таможенных пошлин, отменены многие ограничения, квоты и т. п. Однако существует целый ряд проблем. Одна из основных — нарастание протекционистских тенденций на уровне экономических группировок, торгово-экономических блоков стран, во многом противостоящих друг другу.

Составы девяти крупнейших международных региональных торговых блоков представлены ниже:

Европейский союз (ЕС) — Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.

Европейские сообщества (ЕС), или так называемый “Общий рынок” являются объединением государств, которые стремятся к политическому и экономическому единству при частичном отказе от своих национальных суверенитетов. Страны — члены “Общего рынка” считают себя ядром будущих Соединенных Штатов Европы.

В “Общий рынок” входят:

— Европейское объединение угля и стали (соответствующий договор вступил в силу в 1952 году).

— Европейское экономическое сообщество (договор вступил в силу в 1958 году).

Эти договоры были дополнены и расширены так называемыми Едиными Европейскими Актами, вступившими в силу в 1978 году. Единые Европейские Акты являются базой политического сотрудничества стран-членов “Общего рынка”.

“Общий рынок” является крупнейшим в мире торговым партнером. Численность населения стран-членов “Общего рынка” составляет 320 миллионов человек, т.е. больше чем численность населения США (239 млн. человек).

С 1967 года Европейские Сообщества имеют следующие общие наднациональные или межгосударственные органы:

— Совет министров — законодательный орган;

— Комиссия Европейских сообществ — исполнительный орган. Только Комиссия имеет право представлять на утверждение Совета министров проекты законов;

— Европейский парламент — контрольный орган. Он осуществляет контроль за деятельностью Комиссии и утверждает бюджет;

— Суд Европейских сообществ — высший судебный орган;

— Европейский совет, в состав которого входят главы правительств стран-членов;

— Европейское экономическое сотрудничество, комитет, в составе которого насчитывается 12 министров иностранных дел и один член комиссии ЕС.

В своей работе Европейский совет и Комиссия Европейских сообществ находят поддержку еще двух организаций, действующих в рамках “Общего рынка”:

— Экономического и социального совета;

— Консультативной комиссии ЕС по углю и стали.

Существует организация “Общего рынка”, насчитывающая более 20 тысяч служащих из разных стран, которые представлены в соответствии с так называемой национальной пропорцией, на средства формируемые за счет ввозных пошлин, особой статьей которых являются отчисления по сахару, таможенному тарифу, определенной части отчислений от налога на добавленную стоимость, и прочих средств.Расходует же “Общий рынок” средства на субсидии по сельскому хозяйству, и поддержку менее развитых регионов, финансирует научные исследования и опытно-конструкторские разработки, помогает развивающимся странам, ну и, естественно, содержит сам себя.

Основой политики Европейских Сообществ является пять принципов:

— Свободный торговый обмен (свободная торговля);

— Свободное передвижение граждан стран-членов;

— Свобода выбора места жительства;

— Свобода предоставления услуг;

— Свободный оборот капиталов и свободный платежный оборот (трансферт капиталов);

Первым шагом в реализации целей “Общего рынка” явилось создание свободного единого рынка, иными словами осуществление торговли без взаимных пошлин, установления товарных контингентов, и введения других ограничений. Одновременно с этим была введена единая система пошлин по отношению к третьим странам (таможенная уния).

Естественно, что это, уже ставшее походить на государство, объединение, не может обойтись без собственной валюты. И она появилась. Первым шагом на пути создания Европейской валютной системы было введение в 1971 году европейской валютной единицы — ЭКЮ (ECU). С того момента ЭКЮ используется как расчетная единица для определения бюджета “Общего рынка” и курсов национальных валют, а также для осуществления всех расчетов и переводов между ведомствами ЕС. Она котируется на европейских биржах.

Внешнеторговая политика “Общего рынка” призвана в первую очередь блюсти интересы стран-членов. Поэтому основное внимание уделяется защите производителей от допинговых цен внешних экспортеров с помощью введения “лимитированной” или “предельной” цены. Этой же цели служат устанавливаемые на каждый год Советом министров Европейских сообществ, “интервенционная” и “лимитированная импортная” цены. Также органы “Общего рынка” борются с нечестной конкуренцией и различными злоупотреблениями на рынке, путем введения различных законодательных ограничений:

1. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) — США, Канада, Мексика.

2. Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) — Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.

3. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили.

4. “Меркосур” — Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай.

5. Южноафриканский комитет развития (САДК) — Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве.

6. Западно-африканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА) — Кот-д’Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали.

7. Южно-азиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) — Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.

8. Андский пакт — Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.

К формированию подобных блоков приводят объективные процессы политического, экономического, исторического характера. Активизация таких процессов, с одной стороны, способствует развитию международной торговли (в рамках зон, блоков, регионов), а с другой — создает для нее ряд препятствий, свойственных любому закрытому формированию. На пути к единой, глобальной системе мирового рынка лежит еще много препятствий и противоречий, которые будут возникать в ходе взаимодействия торгово-экономических группировок друг с другом.

Важную роль в регулировании международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют международные экономические организации. Одна из основных организаций такого рода — Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Договор о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 г. 31 декабря. 1995 г. ГАТТ прекратила свое существование, модифицировавшись во Всемирную торговую организацию (ВТО).

ГАТТ — многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли.

Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в раунды. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов, результаты которых привели к десятикратному сокращению средней таможенной пошлины.

В середине 90-х г.г. доля России в мировой торговле составляла около 1,5%. С начала рыночных реформ российская внешняя торговля ста­новится сферой, имеющей положительную динамику развития. В приложении А показан рост внешней торговли России (% к предыдущему году).

Пpoцecс эволюции роста российского экспорта сопровождался тем, что к середине 90-х г.г. вывоз многих важнейших видов про­дукции стал заметно менее прибыльным либо вообще убыточным, и  обусловлено факторами:

1. выравнивание внутренних российских и мировых цен. В сере­дине 90-х гг. подавляющая часть товаров традиционного рос­сийского экспорта стоила внутри страны дороже, чем на внеш­них рынках;

2. экспорт терял доходность под воздействием относительного удорожания рубля по отношению к доллару. Курс доллара в России рос с отставанием от темпов инфляции, поэтому руб­левые затраты на экспортную продукцию увеличивались бы­стрее рублевого эквивалента экспортной выручки.

    продолжение
–PAGE_BREAK–2. Теории международной торговли
Классические и неоклассические теории имеют один су­щественный недостаток: для того, чтобы подтвердить их прак­тикой, нужно выдержать множество ограничений и допущений, которые в реальной жизни, к сожалению, осуществить – сложно,  это привело к активному поиску новых теорий, объясняющих различные проблемы внешней торговли в современных условиях. 

Впервые политика фритредерства была определена А. Смитом при обосновании им теории междуна­родной торговли, доказывающей необходимость либерализации ус­ловий ввоза заграничных товаров путем ослабления таможенных ограничений. А. Смит доказывал необходимость и важность внеш­ней торговли, подчеркивая, что «обмен благоприятен для каждой страны; каждая страна находит в нем абсолютное преимущество». Анализ А. Смита явился исходной точкой классической теории, ко­торая служит основой для всех видов политики свободной торговли.

Д. Рикардо дополнил и развил идеи А. Смита. Он показал, почему нации торгуют, в каких пределах наиболее выгоден обмен  между двумя странами, выделяя критерии международной специа­лизации. В интересах каждой страны, считает Д. Рикардо, специа­лизироваться на производстве, в котором она, имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость, и для которого относи­тельная выгода является наибольшей.

Д. Рикардо доказал, что международный обмен возможен и желателен в интересах всех стран. Он определил ценовую зону, внутри которой обмен выгоден для каждого.

Теория сравнительных преимуществ объясняет международную торговлю межстрановыми различиями в относительных издержках производства. Но она не отвечает на основной вопрос: почему возникают эти межстрановые различия? По мнению шведских эко­номистов, межстрановые различия в относительных издержках объясняются: в производстве раз­личных товаров факторы используются в разных соотношениях; национальные производственные различия определяются, разной наделенностью факторами производства — трудом, землей,  капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах или ценами.

А. Смит утверждал, что наибольшую выгоду получат те стра­ны, которые активно участвуют в международном разделении труда. Страна, имеющая определенные  преимущества  в производстве какого-либо товара.

Сущность теории сравнительного преимущества — если каждая страна специализируется на тех продуктах, в производстве которых она обладает наибольшей относительной эффективностью, или относительно меньшими издержками, то торговля будет, взаимовыгодна для обеих стран от использования производительных факторов повысится, в обоих случаях.

Принцип сравнительного преимущества, будучи распространен на любое число стран и любое число товаров, может иметь всеобщее значение.

Серьезным недостатком теории  сравнительного преимущества является его статичность. Эта теория игнорирует любые колебания цен и заработной платы, она абстрагируется от любых инфляционных и дефляционных разрывов на промежуточных стадиях, от всевозможных проблем платежных балансов. Теория исходит, что если рабочие покидают одну отрасль, то они не превращаются в хронически безработных, а  переходят в другую отрасль, более производительную. Не удивительно, что эта абстрактная теория сильно скомпрометировала себя во время «Великой депрессии». Некоторое время назад ее престиж вновь начал восстанавливаться. Теория сравнительного преимущества является стройной и логичной теорией. При всей своей чрезмерной упрощенности она имеет очень важное значение. Нация, игнорирующая принцип сравнительного преимущества, может поплатиться за это дорогой ценой — снижением жизненного уровня и замедлением потенциальных темпов экономического роста.

Из теорий международной торговли первой появилась мер­кантилистская теория, разработанная и проводившаяся в жизнь в XVI-XVII вв. Сторонники этой теории не учитывали вы­годы, которую в ходе международного разделения труда страны получают от импорта иностранных товаров и услуг, а экономи­чески оправданным считали только экспорт. Поэтому мерканти­листы считали, что стране нужно ограничивать импорт (кроме им­порта сырья) и стараться все производить самой, а также всячески поощрять экспорт, готовых изделий, добиваясь притока валюты (золота). Приток золота в страну в результате положительного тор­гового баланса увеличивал возможности накопления капитала и тем самым способствовал экономическому росту, занятости и процветанию страны.

Главным недостатком этой теории следует считать представ­ление меркантилистов, идущее еще от средневековья, что эконо­мии выгода одних участников товарообменной сделки  оборачивается экономическимущербом для других (стран-импортеров). К главному достоинтсву  меркантилизма можно отнести разработанную им поли­тической поддержки экспорта, которая, сочеталась,  с актив­ным протекционизмом и поддержкой отечественных монополистов России наиболее ярким меркантилистом был, вероятно,­ который всячески поощрял российскую промышленность порт товаров, в том числе через высокие ввозные пошлины, кучу привилегий отечественным монополистам.

 Меркантилисты верили, что истинным богатством страны является золото (деньги) и, исходя из этого, создали теорию внешней   торговли. По их мнению, внешняя торговля должна быть ориентирована на максимальную сохранность и увеличение количества золота в стране. В связи с этим рекомендовалось стимулировать экспорт и ограничивать импорт, чтобы не тратить золота на покупку товаров за пределами страны. Одновременно вводились запреты на торговлю колоний со всеми странами кроме метрополий, на развитие производства в колониях — они должны стать только поставщиками сырья в метрополии.         

 Меркантилисты, предлагали обогащение одних стран за счет других. Вместе с тем их заслуга  заключается в том, что они впервые привлекли внимание к проблемам внешней торговли, подчеркнули ее значимость для экономического развитии стран, описали и обосновали определенное соотношение затрат на экспорт и импорт, т.е. заложили основы платежного баланса.

Развитие и обогащение страны невозможно только за счет перераспределения имеющихся богатств. Национальное богатство отдельных стран должно прирастать за счет постоянного развития и совершенствования экономических систем. На взаимозависимость экономического развития и внешней торговли впервые обратили внимание экономисты-классики. А. Смит отмечал, что благосостояние нации зависит не только от количества накопленного ею золота, сколько от ее способности производить конечные товары и услуги.

Из совершенно другой предпосылки (по сравнению с меркан­тонисткой  теорией) исходила теория абсолютных преимуществ.

Писатель Адам Смит, начинает первую главу своей знаменной ­книги «Исследование о природе и причинах богатства наро­да» 1776г.  О том, что «величайший прогресс в развитии  производительной силы труда и значительная доля искусства, сообразительности». С какими он направляется и прила­гается, явились, следствием разделения труда и приходит к выводу:  что если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой покупке, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в ко­торой мы обладаем некоторым преимуществом.

Теория абсолютных преимуществ гласит — что стране целесо­образно импортировать те товары, по которым у нее издержки производства выше, чем у зарубежных стран, и экспортировать  товары, по которым у нее издержки производства ниже, чем за рубежом, т.е. имеются абсолютные преимущества. В противоположность меркантилистам А. Смит выступал за свободу конку­ренции внутри страны и на мировом рынке, разделяя выдвинутый французской экономической школой физиократов принцип  невмешательства государства в экономику.

Суть теории абсолютного преимущества — если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом.

В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и такое их количество, которое она производит, а относительные цены этих товаров на рынке определяются национальными издержками их производства.

Внутренние цены на одни и те же товары в разных странах всегда различны в результате особенностей в обеспеченности факторами производства, используемых технологий, квалификации рабочей силы и т. д. Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена какого-либо товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена на тот же товар в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере.

Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приросте потребления, которая может быть обусловлена специализацией производства.

Согласно теории абсолютного преимущества каждая страна должна специализироваться на производстве того товара, по которому она обладает исключительным (абсолютным) преимуществом.

Исходя из теории абсолютного преимущества внешняя торговля всегда остается выгодной для обеих сторон. До тех пор пока в соотношениях внутренних цен между странами сохраняются различия, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом, т. е. у нее всегда найдется такой товар, производство которого более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных. Выигрыш от продажи продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой альтернативные издержки ниже.

В течение ряда десятилетий после смерти Д. Рикардо его теория сравнительных преимуществ оставалась,  единственной теорией международного разделения труда. Новая модель была создана шведскими экономистами Оли Хекшером и Бертелем Олином. до 60-х гг. ХХ века модель Хекшера — Олина господствовала в экономической литературе. Модель Хекшера — Олина была создана в 30-х гг. ХХ века. К этому времени произошли большие изменения в системе международного разделения труда и международной торговли. Заметно снизилась роль естественно-природных различий, как фактора международной специализации, в экспорте развитых капиталистических стран начали преобладать промышленные товары. В модели Хекшера — Олина факторы международной специализации не связываются с природными различиями отдельных стран. Модель призвана, объяснить причины внешней торговли Товарами обрабатывающей промышленности. Модель можно использовать и при объяснении аграрно-сырьевой специализации стран. Сущность неоклассического подхода к международной торговле и специализации отдельных стран состоит: по причинам исторического и географического характера, распределение материальных и людских ресурсов между странами неравномерно, что, по мнению неоклассиков, объясняет различия относительных цен на товары, от которых,  зависят национальные сравнительные преимущества.  Из этого следует закон пропорциональности факторов: в открытой экономике каждая страна стремится специализироваться в производстве товара, требующего больше факторов, которым страна относительно лучше наделена. Олин сформулировал этот закон ещё короче: ”Международный обмен — это обмен изобильных факторов на редкие: страна экспортирует товары, производство которых требует большего количества факторов, имеющихся в изобилии”.

В соответствии с моделью международной торговли Хекшера — Олина в процессе международной торговли происходит выравнивание цен факторов производства. Суть механизма выравнивания: первоначально цена факторов производства (заработная плата, ссудный процент, рента и т.д.) будет сравнительно низкой на те, которые имеются в данной стране в изобилии, и высокой на те, которых недостаёт. Специализация той или иной страны на производстве капиталоёмких товаров приводит к интенсивному переливу капитала в экспортные отрасли, относительно возрастает спрос на капитал по сравнению с его предложением и соответственно растёт его цена (процент на капитал). Специализация других стран на производстве трудоёмких товаров обусловливает перемещение значительных трудовых ресурсов в соответствующие отрасли, возрастает заработная плата. В соответствии с данной моделью обе группы стран постепенно утрачивают свои первоначальные преимущества, происходит нивелирование уровней их развития. Это создаёт условия для расширения круга экспортных отраслей, более глубокого их включения в международное разделение труда, с учётом сравнительных преимуществ, возникших на новом уровне их развития. После второй мировой войны теория Хекшера — Олина подверглась проверке со стороны многих экономистов, которые пытались выяснить существование корреляционной зависимости между капиталоёмкостью и трудоёмкостью отраслей промышленности отдельных стран и реальной структурой их экспорта и импорта.

Данный механизм был обоснован американским экономистом П. Самуэльсоном. В странах, которые имеют трудовые ресурсы  и специализируются  на трудоемкости продукции, произойдет увеличение спроса на труд и возрасте цена этого фактора производства. Постенно первоначальные преимущества обеих стран утрачиваются, и каждая из них вынуждена будет искать новые возможности экспорта своей продукции, для чего ей необходимо совершенствовать производство.

Известный американский экономист Василий Леонтьев в середине 50-х гг. предпринял попытку эмпирической проверки основных выводов теории Хекшера — Олина и пришел к парадоксальным выводам. Использовав модель межотраслевого баланса «затраты — выпуск», построенную на основе данных по экономике США за 1947г., В. Леонтьев доказал, что в американском экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте — капиталоемкие. Этот эмпирически полученный результат противоречил тому, что предлагала теория Хекшера — Олина, и потому получил название «парадокс Леонтьева». Последующие исследования подтвердили наличие этого парадокса в послевоенный период не только для США, но и для других стран (Японии, Индии и др.).

Многочисленные попытки объяснить этот парадокс позволили развить и обогатить теорию Хекшера — Олина путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию, среди которых можно отметить следующие:

1. неоднородность факторов производства, прежде всего рабочей силы, которая может существенно различаться по уровню квалификации. С этой точки зрения в экспорте промышленно развитых стран может отражаться относительная избыточность высококвалифицированной рабочей силы и специалистов, в то время как развивающиеся страны экспортируют продукцию, требующую больших затрат неквалифицированного труда;

2. государственная внешнеторговая политика, которая может ограничивать импорт и стимулировать производство внутри страны и экспорт продукции тех отраслей, где интенсивно используются относительно дефицитные факторы производства.

Сторонники пытаются объяснить  внешнеторговые связи не обеспеченностью факторами производства, как делали неоклассики, а затратами на исследования и разработки, уровнем средней заработной платы и удельным ве­сом квалифицированной рабочей силы. Эта школа объясняет возникновение преимуществ монополией, на отдельные открываются и новые технологии, которая дает возможность господствовать в производстве данных  товаров и их продаже на мировом рынке до тех пор, пока эти технологии не будут освоены другими странами. Тогда необходимы новые исследования, позво­ляющие производить новые товары.        Эта теория по-новому ставит вопрос о роли государства в международной торговле. Если классики и неоклассики исходили из невмешательства государства во внешнеторговые отношения, то представители неотехнологии полагают, что государство долж­но обеспечивать комплекс мер по научно-техническому развитию пpoизводства, стимулировать свертывание старых отраслей и производств и ускоренное развитие принципиально новых.

Наиболее известной теорией этой школы является теория технологического разрыва, основы которой заложены английскимэкономистом М. Познером в начале 60-х годов. Познер предпо­ложил, что одна из развитых стран в результате какого-то от­крытия обладает принципиально новой технологией или новым товаром, которые пользуются повышенным спросом в других странах. Поэтому торговля этим товаром будет осуществляться даже между странами, имеющими одинаковую ресурсообеспе­ченность. В результате преимущественного положения одной страны возникает технологический разрыв между странами. Ко­нечно, постепенно другие страны станут осваивать новшества и разрыв сократится, но пока он существует, внешняя торговля  этим товаром будет продолжаться. 

В результате такой торговли в выигрыше оказываются все страны: те, что экспортируют, получают прибыль, а те, что им­портируют новые товары. По мере распространения новшества в других странах менее развитая страна продолжает выигрывать, а страна-новатор теряет свои преимущества.

Модели неотехнологического направления более адекватно отражают реальные процессы современного развития международного разделения труда. Сторонники неотехнологического направления структуру международного разделения труда, его характер пытаются объяснить технологическими факторами.

Основными переменными при неотехнологическом подходе — это затраты на исследования и разработки (в процентах от стоимости продаж), заработная плата на одного занятого и процент квалифицированной рабочей силы.  Неотехнологическая школа связывает преимущества с монопольной позицией фирмы (и страны)-новатора. Отсюда и новая оптимальная стратегия для отдельных фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем или многим, но что больше пока никто выпускать не может. Динамические сравнительные преимущества, анализируемые теоретиками неотехнологического направления, создаются, возникают и исчезают с течением времени. Многие экономисты неотехнологического направления считают, что государство может и должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свёртыванию производства других, устаревших.

Теория связана с усилением роли отдельных фирм и корпораций в международной торговле.  Преимущества всегда получает не нация, а отдельная фирма – экспортер данного товара. Только после расширения производства и насыщения внутреннего рынка фирма может выйти на внешний рынок.  Чтобы продать свои изделия, необходимо найти  страну — покупателя, у которой структура спроса на внутреннем рынке была бы максимально приближена к структуре спроса страны — экспортера. Это дает возможность осуществления торговых сделок между странами, находящимися, на одинаковом уровне экономического развития, и между развитыми индустриальными странами. Данное положение быловпервые обосновано американским экономистом Э. Линдером. В дальнейшем сторонники теории фирмы обосновали необ­ходимость слияния компаний развитых стран с фирмами молодых индустриальных государств. Вызвано это было сближением уровней научно-технического развития, укреплением производ­ственных и сбытовых контактов, совместным решением научно­ — технических задач. Данный процесс охватил  наукоемкие отрасли. Наиболее активную роль в нем играли мелкие и средние компании.

Теория разработана американским исследователем М. Портером. Он пришел к  заключению, что место каждой страны и ее конкретных производителей на мировом рынке оп­ределяется четырьмя основными условиями: количеством и ка­чеством различных факторов производства, спросом на внут­реннем рынке, наличием смежных и обслуживающих отраслей, стратегией фирмы и внутренней конкуренцией.

    продолжение
–PAGE_BREAK–