Денежный оборот и денежное обращение

–PAGE_BREAK–

1.3. Характеристика налично-денежного обращения

Наличное денежное обращение— это движение наличности, т.е. банкнот от одного владельца к другому. Наличное обращение наиболее трудоемкий и наименее защищенный процесс перераспределения благ. Представим себе заводы, которые рассчитываются за многомиллионные кредиты банкам и поставщикам (отсрочки в оплате), отправляя им вагоны купюр. В налично-денежном обращении заложены ограничения (по удобству и практичности) для хозяйствующих субъектов. Вместе с тем, налично-денежное обращение в меньшей степени поддается контролю со стороны государства, поэтому в определенных случаях более желательно для хозяйствующих субъектов.

Наличное денежное обращение осуществляется с помощью разменных монет, бумажных денег и банкнот (банковских билетов).

Разменные монеты — это разновидность неполноценных денег, выпускаемых государством, собственная стоимость которых ничтожно мало по сравнению с номиналом.

Разменные монеты составляют лишь несколько процентов от общей наличной денежной массы в большинстве стран, и их объем постепенно снижается. Бумажные деньги — это разновидность неполноценных денег, являющихся лишь знаком стоимости и не обладающих собственной стоимостью. Бумажные деньги, как бумажные знаки стоимости, выпускаются государством для покрытия бюджетного дефицита, наделены принудительным курсом и неразменные на золото. Эмиссия бумажных денег осуществляется государством в лице государственного казначейства или Минфина. Поскольку размеры эмиссии определяются не потребностями товарооборота в деньгах, а размерами бюджетного дефицита, то при их выпуске выше потребности товарооборота в деньгах, происходят их обесценивание (снижение их покупательной способности). Это приводят к росту цен на товары и снижению курса национальной валюты (приводят к инфляционным процессам).

Банкноты — это банковские билеты, выпускаемые НБ РК. Для граждан в обыденной жизни казначейские билеты и банкноты практически неразличимы и представляют собой государственные бумажные деньги, но в то же время следует отметить, что банкноты относятся к кредитным деньгам — это, прежде всего обязательства банка (в данном случае НБ РК).

Классическая банкнота обладала высокой степенью устойчивости в силу се золотого обеспечения (золотым запасом НБ РК). Обязательства ЦБ РК состояли в его обязанности в любой момент обменять банкноту на золото, благодаря чему автоматически действовал механизм изъятия излишне выпущенных банкнот из обращения.
Однако, но мере обострения кризисных явлений в мировой экономике (в частности во время мировых войн), а также ограниченности производства драгоценных металлов, государства все чаще выпускали банкноты для целей кредитования (например, под обеспечение госзаймов).

Со времени «великой депрессии» 30-х годов золотое обеспечение банкнот было отменено практически во всех странах, а с 1971 года был отменен обмен доллара на золото для НБ иностранных государств. В настоящее время ни одна из стран не имеет золотого обеспечения банкнот.

Эти процессы привели к тому, что современная банкнота в отличие от классической может быть неустойчивой. Эмиссия банкнот может превышать потребности товарооборота в деньгах и банкноты, перестали быть разменными на золото.

Тем самым, банкнота, оставаясь видом кредитных денег, приблизилась по характеру своего обращения к казначейским билетам бумажным деньгам.

В настоящее время можно выделить три вида эмиссии банкнот:

1) банковское кредитование хозяйства;

2) банковское кредитование государства;

3)      прирост  валютных  резервов  в   странах  с   активным   платежным
балансом.

Следует отметить, что наличные деньги обладают рядом достоинств. Это достаточно универсальное платежное средство. Они легко могут быть обращены в безналичные (но не наоборот). Наличное денежное обращение менее прозрачно (нет фиксации платежей на счетах) и т. д. В то же время, наличные деньги — это исторически преходящая форма, уступающая свое место безналичным денежным средствам.

Глава 2. Безналичное денежное обращение и его инструменты
2.1.          Характеристика безналичного денежного обращения

Безналичное обращениеэто изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счета в виде чеков, пластиковых карт, жироприказов, платежных поручений, электронных средств платежа и других расчетных документов.

Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов.

Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между:

·        юридическими лицами различных  форм  собственности,  имеющими
счета в кредитных учреждениях;

·        юридическими   лицами   и   кредитными   учреждениями   по   поводу
получения и возврата депозита и кредита, а также уплаты процентов;

·        юридическими и физическими лицами по выплате заработной платы,
процентов по вкладам и депозитам, доходов по ценным бумагам;

·        юридическими,   физическими   лицами   и   государством   по   оплате
налогов, сборов, а также получению бюджетных средств.

Безналичные расчеты – это расчеты, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований. Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения; организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

Различия в организации безналичных расчетов обусловлены историческим и экономическим развитием отдельных стран. Так, в Великобритании раньше, чем в других странах, получили распространение безналичные расчеты векселями и чеками. С 1775г. здесь возникли расчетные, клиринговые палаты – специальные межбанковские организации, осуществляющие безналичные расчеты по чекам и другим платежным документам путем зачета взаимных требований.

Коммерческие банки – члены расчетной палаты принимают к оплате чеки, выписанные на любой банк или его отделение. Все чеки поступают в расчетную палату, где их сортируют и проводят зачет несколько раз в день. Оплачивается только конечное сальдо расчетов через счета в центральном банке. В ряде стран функции расчетных палат выполняют центральные банки. Расчетные палаты существуют также при товарных и фондовых биржах для взаимного зачета требований по заключенным здесь сделкам, что значительно упрощает и ускоряет расчеты.

В США, Канаде, Великобритании, Франции, Италии широкое распространение получила система чековых расчетов. В ряде стран континентальной Европы (Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, Голландии, Франции, Италии, Швейцарии) преобладают жирорасчеты – разновидность безналичных расчетов вначале через специальные жиробанки, а затем через коммерческие банки и сберегательные кассы. Сущность этих расчетов состоит в перечислении средств по особым счетам на основе поручений – жироприказов, т.е. письменных распоряжений о перечислении денежных средств со счета плательщика на счет получателя.

Расчетные операции относятся к числу важнейших банковских операций. Они включают инкассовые, переводные и аккредитивные операции.

С развитием и совершенствованием автоматизации банковских операций с середины 70-х годов в развитых странах стала применяться система электронных платежей, используемых для кредитных и платежных операций и контроля за состоянием банковских счетов посредством передачи электронных сигналов, без участия бумажных носителей информации. Они способствуют ускорению денежного оборота, улучшению кредитно-банковского обслуживания клиентов, уменьшают издержки, связанные с выполнением платежных операций.
В Республике Казахстан порядок осуществления безналичных расчетов определяется Гражданским кодексом РК, который регламентирует сущность и порядок осуществления основных форм безналичных расчетов.

Согласно ГК РК, применяются следующие формы безналичных расчетов:

·        расчеты платежными поручениями;

·        расчеты чеками;

·        расчеты платежными требованиями-поручениями;

·        расчеты аккредитивами.

Расчеты между юридическими лицами проводят банки и другие кредитные организации, а между банками расчетно-кассовые центры НБ РК.

2.2. Формы безналичных расчетов
Безналичные расчеты за товары и услуги, а также расчеты по финансовым обязательствам осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов.

Формы расчетов — это регулирование законодательством исполнения через банк денежных обязательств, предприятий и организаций.

Сегодня применяются следующие формы безналичных расчетов:

·       Платежное поручение

·       Платежное требование-поручение

·       Чековая форма расчетов.

·       Расчеты аккредитивами.

·       Расчеты векселями.

·       Расчеты по инкассо

·       Прямое дебетование

Рассмотрим каждый вид подробнее:

Расчеты платежными поручениями— это форма расчетов, при которой плательщик предоставляет в обслуживающее его учреждение банка расчетный документ, содержащий поручение о перечислении определенной суммы со своего счета на счет получателя в срок, предусмотренный законодательством или установленный в соответствии с ним в банке. Поручение плательщика исполняется банком при наличии на его счете денежных средств (рис. 2). Для совершения платежа может быть также использована ссуда банка (при наличии у хозяйственного органа права на ее получение).

Рисунок 2. Схема документооборота при расчетах платежными
поручениями:

1.    плательщик дает в свое учреждение банка платежные поручения, а
банк их принимает

2.    банк списывает деньги со счета плательщика и передает их вместе с
поручениями в банк получателя для зачисления на его расчетный счет

3.    банк  получателя  зачисляет  поступившие  на  его  корреспондентский
счет деньги на счет покупателя

4.    плательщик получает в виде выписки со своего счета подтверждение
о списание денежных средств с его счета и перечислении получателю

5.    банк сообщает  покупателю  в  виде  выписки  из расчетного  счета
подтверждение о зачислении на его счет денежных средств
В расчетах за товары и услуги платежные поручения могут использоваться в следующих случаях: за полученные товары в оказанные услуги при условии ссылки в поручении на номер и дату документа, подтверждающего получение товара или услуг плательщиком; для платежей в порядке предварительной оплаты товаров и услуг; для осуществления плановых платежей, используемых или постоянных связях покупателей товаропроизводителями; для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям. Все нетоварные операции совершаются исключительно платежными поручениями. Кроме того, платежные поручения применяются при платежах в бюджет и органам государственного и социального страхования, перечислении средств органам государственного и социального страхования, погашении банковских ссуд и процентов по ссудам, уплате пени, штрафов и т. д.

Платежное требование-поручениепредставляет собой расчетный документ, содержащий требование продавца к покупателю оплатить на основании направленных ему, минуя банк, расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленного по договору товара.

Платежное требование-поручение выписывается поставщиком на основании фактической отгрузки продукции или оказания услуг на стандартизованном бланке и вместе с отгрузочными документами направляется в банк покупателя для оплаты. Возможен прием требований-поручений и на инкассо (в банке поставщика).

Плательщик, определив возможность оплаты полученного платежного требования-поручения, сдает данный документ в обслуживающий его банк для перечисления акцептованной им суммы на расчетный счет продавца. Расчет платежными требованиями-поручениями совершается по следующей схеме:
           Покупатель (плательщик                             1                               Продавец (получатель

                денежных средств)                                                                       денежных средств)  

          4       5      6     10                                           2                                                          10

                                                                                         

                  Банк покупателя                                          8                             Банк продавца (9)

                          (3), (7)

1.  Отгрузка продукции продавцом.

2.  Передача платежного требования-поручения вместе с отгрузочными документами.

3.  Помещение отгрузочных документов в картотеку №1 в банке, обслуживающем покупателя.

4.  Передача платежного требования-поручения покупателю.

5.  Оформление покупателем платежного требования-поручения и передача его в банк. Банк принимает его только при наличии средств на счете покупателя.

6.  Передача покупателю отгрузочных документов.

7.  Банк, обслуживающий покупателя,  списывает сумму оплаты со счета покупателя.

8.  Банк, обслуживающий покупателя, направляет в банк, обслуживающий продавца, платежные требования-поручения.

9.  Банк, обслуживающий продавца, зачисляет сумму оплаты на счет продавца.

10. Банк покупателя и банк продавца выдают своим клиентам соответственно выписки из расчетного счета.

В случае отказа полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик оформляет сопроводительное письмо (извещение) с мотивировкой отказа от акцепта. Если отказ частичный, то указанное сопроводительное письмо передается плательщиком в обслуживающий его банк вместе с оформленным платежным требованием-поручением для пересылки его вместе с последним в банк поставщика.

Аккредитив (от нем. akkreditiv— доверительный) представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению покупателя в пользу продавца, по которому банк, открывший счет (банк-эмитент), может произвести платежи продавцу или дать полномочия другому банку производить такие платежи при наличии документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива. Расчеты с помощью аккредитива носят еще название «расчеты по системе LC» (англ. lettersofcredit— аккредитив).

Аккредитивы подразделяются на денежные и документарные.

Денежный аккредитив – это именной документ, адресованный банком-эмитентом другому банку и содержащий приказ о выплате денег покупателю в определенный срок. Для расчетов применяют документарный аккредитив.

Аккредитивы бывают:

1. Отзывные и безотзывные.

   Отзывной аккредитив — это аккредитив, который может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с продавцом, например при несоблюдении условий, предусмотренных договором, или в случае досрочного отказа банка-эмитента гарантировать платежи по аккредитиву.

Все распоряжения об изменении условий отзывного аккредитива плательщик может давать продавцу только через банк-эмитент, который извещает банк продавца (исполняющий банк), а тот в свою очередь — продавца.

   Безотзывной аккредитив- аккредитив,  который не может быть   изменен или    аннулирован  без согласия  продавца, в   пользу которого он  открыт. Продавец     вправе досрочно отказаться от исполнения аккредитива, если это предусмотрено    условиями аккредитива.

2.  Подтвержденные и неподтвержденные.

    Подтвержденный аккредитив — это аккредитив, получивший   дополнительную гарантию  платежа  со    стороны    другого    банка.  Банк,  подтверждающий аккредитив,   принимает   на   себя   обязательство    оплачивать   документы, соответствующие    условиям   аккредитива,   если   банк-эмитент    откажется совершить платежи.

  Неподтвержденный  аккредитив  –   аккредитив,   не   имеющий    указанной гарантии.

3.  Переводные (трансферабельные).

Переводной аккредитив- это аккредитив, который может быть полностью или частично использован несколькими хозяйствующими субъектами (плательщиками).

4.  Револьверный (от англ. revolver— вращаться) или возобновляемый. Это аккредитив, применяемый в расчетах за постоянные краткие поставки, осуществляемые обычно по графику, зафиксированному в контракте. Он открывается не на полную сумму платежа, а на ее часть и автоматически возобновляется по мере расчетов за очередную партию товаров.

5.  Покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные).

   Покрытые аккредитивы—  это аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика (покупателя) или предоставленный ему кредит в распоряжение банка продавца (исполняющего банка) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента.

   Непокрытые аккредитивы— это аккредитивы, не имеющие указания покрытия денежных средств. Это аккредитивы, по которым платежи поставщику гарантирует банк. В этом случае плательщик обращается в свой банк с ходатайством выставить для него гарантированный аккредитив. Указанное ходатайство банк-эмитент, как правило, удовлетворяет в отношении платежеспособных, первоклассных клиентов и при условии установления между ним и банком, исполняющим аккредитив, корреспондентских отношений.

Существует такая разновидность аккредитива, как аккредитив с «красной оговоркой». Таким аккредитивом может быть любой вид аккредитива, предусматривающий выдачу исполняющим банком продавцу авансов до определенной суммы. Открывая аккредитив с «красной оговоркой», банк-эмитент обязуется возместить исполняющему банку суммы выплаченных авансов, даже если отгрузка после этого не была совершена. Банки расценивают такие аккредитивы как вид необеспеченного кредита и выдают их в редких случаях.

Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре между плательщиком и продавцом.

Схема расчетов с помощью документарного аккредитива:
                                                                                1

        Покупатель (плательщик                                                               Продавец (получатель

            денежных средств)                                                                        денежных средств)  

                                                                                5

       

      2             10          11                                                                              7           6        4

                                                                                       

                                                                                3

                Банк покупателя                                   8                                       Банк продавца 

                         (12)                                                9
1.   Заключение договора о поставке товара.

2.   Покупатель дает поручение банку, обслуживающему его, на открытие аккредитива.

3.   Авизирование банка, обслуживающего продавца, об открытии аккредитива.

4.   Авизирование продавца об открытии аккредитива.

5.   Поставка товара.

6.   Передача документов.

7.   Предоставление кредита продавцу.

8.   Пересылка документов.

9.   Платеж.

10.Передача документов покупателю.

11.Акцепт документа.

12.В случае кредита под аккредитив, снятие денег со счета покупателя.

Расчеты чеками. Чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Участники отношений при чековой форме расчетов:

Чекодатель-лицо, выписавшее чек;

Чекодержатель-любое юридическое и физическое лицо, являющиеся законным владельцам выписанного чека;

Плательщик-банк или иная кредитная организация, получившие лицензию на совершение банковских операций, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.

Форма чека, его реквизиты, порядок заполнения, документооборот (рис. 3) определяются законодательством и установленными в соответствии с небанковскими правилами.

В настоящее время чеки, оплачиваемые за счет средств, которые предварительно депонированы клиентом-чекодателем на отдельном банковском счете.

    продолжение
–PAGE_BREAK–