Введение
Каждому, кто работает вдошкольном учреждении, известно: начало учебного года — трудная пора для детейраннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Малышитяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомойобстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешноегоре своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходится и персоналугрупп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно всеуспеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнутьот крика новенького.
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей.Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояниедетей.
Морозова Е.И. отмечала:«Можно с большей долей вероятности предполагать, что этот период не проходитбесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно –психическом развитии ребенка».4
О трудностяхадаптационного периода говорили и отечественные, и зарубежные исследователи:Аксарина Н.М., Тонкова – Ямпольская Р.В., Шмидт – Кольмер Е. и др.
Теплюк С.проанализировала деятельность дошкольных учреждений в период адаптации выявила,что эта проблема – одна из плохо решаемых. Воспитатели групп не готовыоказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого –педагогическую поддержку; они часто демонстрируют отсутствие навыков грамотногопостроения взаимоотношений с родителями новичков.
В связи с этим, онасоветует, методисту и психологу усилить работу с персоналом в этом направлении:систематически освещать новые подходы к раскрытию таких тем, как ведущая роль взрослогов развитии ребенка (Г.М. Лямина), этапы развития общения взрослого с ребенком(С.Ю. Мещерякова, Л.Н. Галигузова, Н.Н. Авдеева), практическое применение этих знанийв условиях адаптации (Н.Д. Ватунина), диагностическая методика адаптационногопрофиля (Е.И. Морозова).
Действительно, когдамалыш впервые приходит в детский сад, он попадает в новые для него условия.Меняются режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательныеприемы, характер общения и т.п., поэтому проблема адаптации ребенка к детскомусаду является ведущей.
Именно этой проблеме яхотела бы посвятить свою контрольную работу.
1. Разные подходы кпроблеме адаптации
Период привыкания детей –неизменно сложная проблема, отмечает С. Теплюк. С ней сразу же столкнулисьработники первых яслей, открывшихся еще на заре советской власти. Заботясь оздоровье и самочувствии детей в этот трудный для них период, медицинскиеработники начали разрабатывать щадящие режимы со свободными часами сна и бодрствования,облегченные варианты меню с обилием фруктов и соков, комплексы профилактическихмероприятий. Но все предлагаемое лишь несколько смягчило остроту проблемы. Н.М.Аксарина, одна из основоположников науки о раннем возрасте, не раз возвращаласьк вопросу адаптации детей в дошкольном учреждении, неустанно приводила один итот же пример: садовник, бережно пересаживая молодое дерево, выкапывает его счастью почвы, на котором оно произрастало, и затем любовно ухаживает за ним,поливает его, но, приживаясь на новом месте, оно все равно болеет, листики еговянут. А мы безжалостно отрываем ребенка от матери, рушим сложившиесястереотипы, погружаем это беспомощное существо в незнакомую обстановку.Окружаем чужими людьми, не оставляем ни единой точки соприкосновения спривычной жизнью. Немало грамотных педагогов откликнулись на этот призыв: былиподобраны комплексы развлекающих мероприятий, рекомендации по индивидуальномуподходу к новеньким на основе тщательно разработанных анкет, вопросников длябеседы с мамой: как ласково называют малыша дома? Каким игрушкам он отдаетпредпочтение? Может ли самостоятельно занять себя? Как и что ест малыш? Как и гдеспит? и т.п. Воспитателю предлагалось посетить семью будущего подопечного сцелью ознакомления с особенностями его развития и воспитания. Но родители непонимали, чего от них хотят, отделываясь малозначащими фразами. Воспитатели,посещая незнакомую семью, в большинстве случаев чувствовали себя сковано, невидя конструктивных результатов данного мероприятия. В результате все попыткиопределить точки соприкосновения семьи и дошкольного учреждения, разработатьобщие подходы к малышу оказались малоэффективными: дети приходили в группу слюбимой игрушкой, слышали свое знакомое по дому ласкательное имя, ходили заручку с приглянувшимся взрослым, но продолжали все так же отчаянно страдать,переступив порог групповой комнаты.
Теплюк С. выделяет то,что в настоящее время существенную помощь в положительном решении даннойпроблемы оказывают научно – практические разработки психологов, которыевооружают педагогов знаниями о ведущей роли взрослого в развитии ребенкараннего возраста, об особенностях его психического развития, уровнях общения свзрослым и др.
Разные подходы к проблемеадаптации дают практические работники, о научных достижениях в этой областирассказывают ученые. Каждый раз убеждаешься, что характер и длительностьадаптационного периода зависят от ряда объективных обстоятельств и множествасубъективных причин. Чтобы полнее представить себе эту проблему, следуетразобраться в многообразии подходов к ее решению.
Теплюк С. утверждает,что много зависит от возраста ребенка. Малыш первого полугодия еще не в состоянииотличать своих взрослых в семье от чужих. Он с благодарностью принимает помощьлюбого взрослого, который во время кормит и укладывает его спать, обнимает,поет, носит на руках. Поэтому казалось бы дети в возрасте до 7 – 8 месяцев,поступая в ясельную группу, не должны испытывать напряжения адаптационногопериода, если часы кормления и сна не нарушаются. Однако даже таким малышамнужно время, чтобы привыкнуть к новой обстановке, незнакомым рукам и даже ктембру голоса воспитателя. С целью выработки единых подходов к ребенку вбеседах с родителями воспитатели уточняют, чем его кормят дома, каковы характери длительность дневного сна, в каких условиях он протекает. Одновременно узнаютособенности методов и приемов воздействия на ребенка в часы бодрствования, прикормлении и укладывании.
Относительно спокойнопротекает период привыкания у детей 3,5 – 4 лет, по мнению Теплюк С.В этомвозрасте ребенок постепенно выходит за рамки интересов семейного круга. Наоснове личных симпатий у него начинают складываться избирательныевзаимоотношения со сверстниками, его манят «неизведанные дали». Все этосглаживает остроту адаптационного периода. Совершенствование памяти и внимания,довольно высокий уровень развития речи и познавательной активности детей этоговозраста помогают воспитателю отвлечь их от переживаний разлуки с семьей,занять интересной деятельностью, наладить контакт.
Ничего этого еще нет укрохи с девятимесячного возраста и до 3 – 3,5 лет. Адаптационный период детиэтого возраста переносят крайне тяжело – это утверждает Ватунина Н.Д. Постатистике сегодня к услугам дошкольного учреждения родители в основномобращаются, когда малышу исполнится 1,5 – 2 года: ребенок уже живет по режиму содним дневным сном, самостоятельно передвигается, понимает обращенную к немуречь взрослого, может как — то рассказать о своих проблемах, не стольсущественно зависит от помощи взрослого. Но и эти положительные сдвиги вразвитии не могут оказать малышу весомую помощь в столь критическом для негоположении. Он испытывает крайнюю степень неприятия и даже панику, когда чужойвзрослый пытается произвести с ним какие-то манипуляции. Отказывается приниматьпомощь незнакомца, когда тот пытается накормить его, с трудом может проглотитьдве – три ложки, не различая вкуса пищи. Находясь в нервном возбуждении, он нечувствует голода. Фактически в течении всего времени пребывания в группе малышостается голодным. А кормить насильно нельзя.
Во–первых, даженезначительный кусочек картофеля или моркови может затруднить глотание; во –вторых, у детей может быть избирательное отношение к продуктам питания,например к луку; в – третьих, можно невзначай надавить ложкой на язык, вызвавнеприятные ощущения и даже рвоту, которая быстро сформируется в анарексию,когда рвотные позывы появляются уже при виде пищи.
Теплюк С. описывает, первыедни посещения группы ребенком, он с опаской оглядывается по сторонам. Онникогда не видел такого большого помещения с таким обилием игрушек. Ему быспокойно освоиться в окружающей обстановке, а взрослые берут за руку и ведут вдругие, совсем несимпатичные для него помещения. Среди множества полотенец,рычащих сливных бочков туалетной комнаты его пытаются усадить на незнакомыйгоршок. Малыш упирается изо всех сил. Ему страшно, хочется побыстрее сбежать изэтого помещения, и все усилия взрослых остаются безрезультатными.
Вернувшись в групповуюкомнату, малыш не успевает передохнуть от пережитого, как его ведут в другуюкомнату, с множеством кроватей. Ему некогда даже осознать, что его ждет: такбыстро его раздевают и кладут в незнакомую кровать. Есть еще силы у малыша, онпротестует, кричит; нет – лежит неподвижно, боясь пошевелиться, закрыть глаза. Надоотдать должное, в практике работы с детьми есть и положительные моменты, когдавремя пребывания новенького ограничивается – до обеда или до укладывания насон.
Вернувшись домой, первое,что испытывает ребенок, — невероятное облегчение и чувство голода. Дает о себезнать и нервное напряжение: малыш плаксив не отпускает от себя маму ни днем ниночью, долго не может заснуть, часто просыпается с плачем.
Такие испытания непроходят бесследно, утверждает она, и, как правило, через три – четыре дняребенок заболевает. Сказывается и то, что организм его ослаб, так как малыш напротяжении нескольких дней недоедал, недосыпал. Не следует забывать и о том,что дети попадая в чужеродную аэробную среду, и в группе всегда найдутся те, укого першит в горле или капает из носа. Особенно часто в период адаптацииболеют ослабленные дети.
Персоналу группы, ТеплюкС. советует, в адаптационный период, неукоснительно выдерживать графикпроветривания помещений. Четко организовать фильтр во время утреннего приема,тщательно обрабатывать не только посуду, горшки, но и игрушки.
Поведение детей в периодадаптации трудно спрогнозировать даже самым внимательным мамам: в их совместномс малышом жизненном опыте никогда не возникало таких затяжных экстремальныхситуаций. Узнав от воспитателей, как вел себя малыш в группе, родители бываютудивлены, озадачены. Они не знали своего малыша с такой стороны!
2. Поведение детей впериод адаптации
По характеру поведенияпри поступлении в детский сад детей, Теплюк С., делить условно на три группы.
Первая группа. Большинство детей резко отрицательнои бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются напол, царапаются, кусаются, щиплют тех, кто оказывается рядом. Они то просятсяна руки к взрослому, то бегут к двери с яростью расшвыривают предлагаемыеигрушки. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть,чтобы через несколько минут с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Детиэтой группы привыкают в течении 20 – 30 дней.
Вторая группа – немногочисленная, два – три ребенка,которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены,насторожены. У них хватает сил только на то чтобы сделать несколько шагов отпорога в сторону и забиться в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись отвсех стулом, а лучше столом. Эти дети находятся в крайнем напряжении, елесдерживают рыдания сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни кигрушкам, ни к еде. Накормить их хоть чем-то, высадить на горшок очень трудно.Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попыткевступить с ними в контакт. И только увидев в дверях маму оживают; с трудом передвигаяноги устремляются к ней, а то и просто приползают и, уткнувшись в ее колени,горько рыдают. Адаптация таких детей длится два – три месяца, протекает оченьсложно.
Характер и длительностьадаптационного периода зависят также и от индивидуально – типологическихособенностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие трудно болезненно переносятразлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют.
Втретью группуможно выделить коммуникабельных, общительных малышей. В первые переступив порогдетского сада, такой карапуз совсем не робеет, здоровается со взрослыми,улыбается и тут же берет в свои руки инициативу общения с ними. Он сообщает,что пришел к детям в гости, хотя даже не смотрит в их сторону, а весь устремленк взрослому. Вся его энергия направлена на презентацию себя как личности. Онспешит рассказать, какие у него дома необыкновенные игрушки, рыбки или птички,какой у него большой брат. Целый день он рассказывает о своей семье, о том, гдеуспел побывать, что успел повидать. Он с удовольствием демонстрирует своиумения: самостоятельно ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы, хотялишь попробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения. Нотакая идиллия длится не больше двух – трех дней, на большее у него не хватаетобъема информации. Теперь же, увидев из дали здание детского сада, он впадает вотчаяние, резко протестует, цепляется за маму, и по стилю поведения неотличается от детей первой группы.
Характер и длительностьадаптации зависят от жизненного опыта малыша. Ребенок из большой семьи, умеетбеспроблемно выстраивать собственный стиль поведения с каждым членом семьи, и вгруппе с удовольствием идет на контакт с незнакомыми ему людьми, с интересомобследует незнакомую обстановку. Также легко и быстро адаптируются дети,которых родители часто оставляли на попечение соседки, отвозили на неделькупогостить у бабушки или брали с собой в шумную компанию друзей, где малыша кто-нибудькормил, укладывал вздремнуть на часок. Нет проблем с адаптацией у детей,живущих в коммунальных квартирах. Здесь ребенок набирается житейского опыта,самостоятельно обходя родные пенаты. Он отлично ориентируется в обстановке ибезошибочно знает, какую дверь лучше обойти стороной, а в какую можно стучатькулачком. Такие дети попав в группу, сразу же ориентируются на поведениевзрослого и по его реакциям понимают, что здесь делать можно, а чего нельзя. Имнравится обилие разных помещений и разнообразие игрушек.
Отличается поведениедетей, родители которых живут семейным мирком, отгородившись от всего света; ихкруг общения резко ограничен. Во время прогулок мама обходит стороной шумныедетские площадки, опасаясь подхватить какую–нибудь детскую болезнь.
В некоторых семьях пападо ночи на работе, а мама целыми днями один на один со своим малышом. В такихусловиях у ребенка закрепляется симбиотическая связь с матерью: оставшись дажена короткий срок без нее, он впадает в панику. В таких случаях адаптационныйпериод бывает крайне тяжелым и даже может послужить поводом для формированиядетского невроза.
Не имея ни какогожизненного опыта, в отрыве от любимого взрослого, в чужой обстановке, ребенокможет быть напуган настолько, что иногда начинает вести себя неадекватно:переходит на ползание если уже начал ходить; замолкает, начав говорить. Дети невоспринимают речь незнакомого человека, так как им не привычен тембр голоса,дикция; не могу из – за переживаний вникнуть в речь взрослого и т.д. Внезнакомой обстановке они ко всему относятся с опасением, отказываются братьложку, прикоснуться к хлебу, протянуть руку к струе воды и т.д. Имеющиеся у нихнавыки самообслуживания на время исчезают даже в домашних условиях; надолгонарушается характер и длительность сна.
Проходит время (у каждогосвое), и адаптационный период заканчивается. Первые положительные сдвиги можноотметить в стабилизации эмоциональной сфере. Ребенок быстро успокаивается,расставшись с мамой, все реже плачет в течении дня. Спокойное состояниеприводит к тому, что у малыша появляется аппетит, и он благосклонно принимаетпомощь взрослого во время обеда, хотя и не всегда съест положенную норму. Современем он перестает плакать при расставании с родителями, адекватно реагируетна предложения взрослого. У него появляются положительные сдвиги в поведении:отвечает на вопросы, в какой – то мере обслуживает себя, может заняться игрой.Это свидетельствует о завершении адаптационного периода. Самым последним изначимым показателем окончания адаптационного периода служит спокойный идостаточно длинный сон малыша, как в дневное, так и в ночное время.
3. Иерархияпотребностной структуры ребенка в условиях социализации
Не одно десятилетиеученые и практики бились над положительным решением этой серьезной проблемы.Данные научных исследований в психологии раннего детства последних лет далибогатый материал, помогающие переосмыслить многие положения этой проблемы. Опытпрактиков описывающих поведение детей в этот период, также свидетельствует отом, что следует по — новому выстроить всю систему жизнеобеспечения малышей,создать четкую систему иерархии потребностной структуры ребенка раннеговозраста в условиях социализации. Ее рассмотрела в своих работах Теплюк С.
1 ступень – ребенок и его мама. Их теснаявзаимосвязь – основа успешного развития будущей личности. Пытаясь создаватьблагоприятные условия в период привыкания малыша, мы в первую очередь не имеемправа отрывать ребенка от матери, расшатывая основу иерархической лестницы егопотребностной структуры.
2 ступень – расширяющиеся связи ребенка сдругими взрослыми. Вначале эти связи ограничены рамками семейных отношений.Круг общения с взрослыми постепенно расширяется за счет взрослых из ближайшегоокружения. Со временем в круг знакомых начинают вписываться и продавецближайшего магазина, и гуляющая с собачкой бабушка. Особо следует отметить, какребенок начинает воспринимать того или иного взрослого, механизм этогопроцесса. Как показали исследования психологов, восприятие ребенком новоговзрослого происходит через призму маминого восприятия незнакомца. Улыбаетсямама, встретив на улице свою знакомую, — малыш тут же, как ее отражение,улыбается тете и даже может вступить с нею в контакт. Настороженна мама – онмгновенно напрягается, прижимается к ней, отказывается от любого общения. Такаяоценка взрослого ребенком происходит почти мгновенно и стойко удерживаетсядовольно долгое время. Исходя из этого следует продумывать условия, при которыхбудет проходить знакомство ребенка с воспитателем, неизменно доброжелательноеотношение к которому со стороны мамы поможет ему легче наладить контакт,быстрее принять нового взрослого.
Теперь с помощью мамы ивоспитателя ребенок сам переходит на 3 ступень: начинает проявлятьинтерес к объектам и предметам ближайшего окружения. Обеспечив надежный тыл влице всех взрослых, малыш с их помощью переходит к детальному знакомству собъектами, предметами ближайшего окружения, с расположением и назначениемкаждого из подсобных помещений. Сначала с помощью взрослых, а потом исамостоятельно он начинает передвигаться в незнакомом пространстве, менять своеместо за столом, с интересом заниматься игровым материалом, не обращая покаособого внимания на других детей. Психологи отмечают, что для детей раннеговозраста предпочтительнее игрушка, чем общество сверстников. Отметивпонравившуюся игрушку, малыш все свое внимание обращает только на нее, незамечая ничего и никого вокруг, стремится завладеть ее и искренне удивляетсявстретив сопротивление хозяина этого сокровища. Отсюда и постоянные конфликтыиз – за игрушек.
Сверстники малышу поканеинтересны. Игровой опыт каждого из них одинаково мал, жизненный тоже. Никакойновой информации от них малыш получить пока не может. Вполне резонно, что наиерархической лестнице отношения « ребенок + дети» занимают последнюю – 4ступень. Формирование правильных взаимоотношений между сверстниками – однаиз серьезных задач воспитательного процесса.
Теплюк С. отмечает, что,не владея информацией об иерархии потребностной структуры малышей, мы невольносовершаем ряд грубейших ошибок. Для того, чтобы малыш улыбался в периодадаптации нужны слаженные действия заинтересованных в этом процессе взрослых –родителей и всех сотрудников дошкольного учреждения.
Она утверждает, что проблемаадаптации – это проблема родителей, но никак не персонала групп, как у наспринято считать. Задача родителей – правильно подготовить ребенка к поступлениюв ДОУ, всячески поддерживать, поощрять его в период адаптации. Задачавоспитателей – помочь родителям легко адаптировать малышей.
4. Этапы адаптации
Адаптация – длительныйпроцесс, который необходимо вести в два этапа, отмечает Теплюк С. Каждый этапимеет свои цели, свои задачи, которые не всегда будут совпадать для родителей ивоспитателей.
Первый этап – подготовительный – начинаетсяс первого общего родительского собрания, которое администрация дошкольногоучреждения проводит за четыре – шесть месяцев до начала поступления детей вгруппу. На собрании заведующая знакомит родителей с сотрудникамиадминистративного аппарата, с персоналом группы, рассказывает о традициях итекущих задачах учреждения, показывает кабинеты специалистов, физкультурный имузыкальный залы, групповые помещения.
Методист и психолограссказывают о возрастных особенностях детей и причинах, вызывающих стрессовоесостояние, дают рекомендации по подготовительным мероприятиям, которые помогутмалышам спокойно войти в новые условия жизни:
— привести домашний режимв соответствие с режимом группы;
— познакомить с менюдошкольного учреждения и ввести в рацион питания новые для него блюда;
— по возможности приучатьребенка к самостоятельности при самообслуживании;
— расширять ориентировкуребенка в ближайшем окружении: посещать детские площадки, ходить в гости ктоварищу по играм в песочнице, оставаться ночевать у бабушки и т.д.
За 10 – 15 дней до началавторого этапа адаптационного периода – приема детей в группу – проводитсявторое родительское собрание.
На собрании заведующаярассказывает о режиме работы группы, необходимости постепенного вхождениямалыша в новые условия жизни. Родители узнаю, что у каждого ребенка свои срокиадаптации, которые зависят от его индивидуально – типологических особенностей иот того, как его подготовили к этому серьезному этапу жизни. Заведующаясообщает, что адаптационный период будет проходить под контролеммедико–педагогической службы с участием психолога, подчеркивает: для успешногопроведения этого периода необходимы слаженные действия всех взрослых –родителей, воспитателей, медицинских работников, психолога. Одно из главныхусловий успешной адаптации ребенка – присутствие мамы.
Старшая медицинскаясестра дает рекомендации по профилактическим мероприятиям с детьми (обработканосоглотки, витаминизация, рацион питания, щадящий режим в домашних условиях ит.д.), объясняет родителям, почему дети все же могут заболеть.
Методист рекомендует воставшиеся до прихода детей в дошкольное учреждение дни формировать у нихположительное отношение к детскому саду. Методист так же рассказывает о том,какие задачи будут решаться взрослыми на этом этапе адаптационного периода.
Психолог подробноописывает поведение мамы в первые дни совместного с ребенком посещения детскогосада: чтобы не вызвать у малыша тревоги, напряжения, не следует прижиматьребенка к себе, брать на руки; необходимо спокойно относиться ко всемпредложениям персонала, помогать воспитателю в выполнении наиболее трудоемкихрежимных моментов (сборы на прогулку и др.), но не подменять его вучебно–воспитательном процессе (не устраивать игр, хороводов и т.п.) Главнаязадача мы: формировать положительное отношение к воспитателю – интересному,доброму взрослому; быть помощником в решении текущих задач на каждой ступенииерархической лестницы.
Постепенное введениеребенка в новые условия жизни с помощью мамы и симпатичного для неговоспитателя помогает ему безболезненно освоиться на всех ступенях иерархическойлестницы, преодолеть этот трудный период жизни. Не смотря на усилия всехвзрослых, у многих детей в домашних условиях в это время все же наблюдаютсяповеденческие и эмоциональные проявления регрессии: утрачиваются навыкиопрятности и самообслуживания, снижается уровень речевого общения и игровыхумений. Это объясняется тем, что дети устают от напряженного ритма жизнигруппы, постоянного присутствия значительного количества сверстников,непрерывного шумового фона в помещении.
Заключение
В заключении хочется ещераз отметить, что длительность адаптационного периода зависит от индивидуальныхособенностей каждого малыша. Если ребенок активен, коммуникабелен,любознателен, его адаптационный период проходит сравнительно легко и быстро.Другой малыш медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками; шум, громкиеразговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет сам есть, раздеваться тоделает это медленно, отстает от всех. Все это откладывает свой отпечаток на егоотношения с окружающими. Такому ребенку необходим более длительный срок на периодадаптации. Это глубоко раскрывает в своих работах Теплюк С.
Чтобы период привыкания кдетскому саду прошел быстрее и спокойнее, нужно в комплексе использоватьразличные адаптационные методики приемы. Прежде всего, необходимо созданиеестественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно изащищено, проявляет творческую активность.
Строя свою работу поадаптации с детьми раннего возраста, в нашем детском саду, с 2006 года мыопираемся на идею «терапия песком», которая была предложена еще швейцарскимпсихологом и философом Карлом Густавом Юнгом (1875 – 1961).
Песочница – прекрасныйпосредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохоговорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с пескомвсе становится возможным. Проигрывая волшебную ситуацию с помощью маленькихфигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения ибеспокойства. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитиекоммуникативных навыков, умение нормально общаться.
Все игры с песком условноможно разделить на: обучающие, познавательные, проективные.
На этапе адаптации мыиспользуем ОБУЧАЮЩИЕ игры, направленные на развитие тактильно- кинестетическойчувствительности и мелкой моторики рук. Эти несложные упражнения способствуютстабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые днипребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Закончить свою работу яхочу словами В.А. Сухомлинского: «… твердо убежден, что есть качества души, безкоторых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств напервом месте – умение проникнуть в духовный мир ребенка». Эти качества души вполной мере должны раскрыться в воспитателе при общении к вновь поступившимдетям.
Литература
1. Ватунина Н.Д. Ребенок поступает вдетский сад: Пособие для воспитателей дет. Сада. – М.: Просвещение, 1983. – 80с.
2. Журнал «Самые маленькие в детскомсаду» // Обруч. 2005, № 3.
3. Пастюк О. Формируем у педагогановый взгляд на ребенка. // Дошкольное воспитание. 2003, № 11. – С. 35 – 42.
4. Теплюк С. Как подготовить малыша кдетскому саду.// Дошкольное воспитание. 1991, № 8. – С.58-60.
5. Теплюк С. Улыбка малыша в периодадаптации. // Дошкольное воспитание. 2006, № 3. – С. 29-35, № 4. – С.46-51.