Концепции Я у Ч. Кули и Дж. Мида Одним из исследователей самости тоесть понятий я I , меня Me , мое mу , я сам myself и авторомконцепции зеркального Я был Чарльз Хортон Кули 1864 1929 – одиниз основателей символического интеракционизма. Кули пишет, что отличительной чертой идеи,именами которой являются местоимения третьего лица, выступает некий характерныйтип чувства, которое можно назвать чувством моего my-feeling или чувствомприсвоения
sense of appropriation . Почти все виды идей могут быть связаныс этим чувством и быть поэтому названы я или мое . Чувство, или ощущение,самости можно рассматривать как инстинктивное, оно, несомненно, развивалось всвязи с его важной функцией по стимулированию и объединению всевозможных особыхдеятельностей индивидов. Оно, таким образом, очень глубоко укоренено в историичеловеческого рода и, очевидно, необходимо для любой системы жизни вообще,которая схожа с нашей. Кули поставил перед собой задачуисследовать процесс
постепенного понимания личностью отличия своего Я от другихличностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитиеконцепции собственного Я происходит в ходе длительного, противоречивого изапутанного процесса и не может осуществляться без участия других личностей,т.е. без социального окружения. Даже скупец, втайне любующийся своим спрятаннымзолотом, может почувствовать мое только в том случае,
если он вспоминает омире людей, над которым он имеет тайную власть. Самость может быть агрессивной, и тогдаона выражается в присваивании себе объектов общего желания. Из понятия самости следует концепция зеркального Я , имеющая очень большое значение в социологии. Каждый человек, по предположению Ч. Кули,строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которымион вступает в контакт. Кроме простого восприятия Я через самого себя, мытакже воспринимаем свое Я как бы видя его отражение в других. То естьогромную роль для индивида играет не только то, что он думает о себе сам, но ито, что думают о нем другие. Мы смотрим в представления других о нас самих, какв зеркало, и судим о самих себе по этому отражению. Именно через отношения с другими, через ихоценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый,
привлекательный илинекрасивый, достойный или никчемный, при этом подобная оценка может несоответствовать реальности. Как отражение в зеркале дает образфизического Я, так восприятие реакции других людей на мое поведение иливнешность дает образ социального Я. При этом существует возможностьнеправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Мы, например, частоподдерживаем приятные высказывания о себе, которые на поверку оказываютсяпросто
лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или неспособности,в то время как это просто служит проявлением его плохого настроения. Кули подробно проанализировал развитиеличности на основании концепции зеркального Я . Уже в возрасте шести месяцев,отмечает Кули ребенок по-разному реагирует на разных людей и по-разномуорганизует в их присутствии собственное поведение. Юный актер скоро научаетсябыть разным для разных людей, показывая, что он начинает понимать,
что такоеличность и как она организует свою деятельность . В этом наблюдении Кули ужесодержатся основы современной теории социализации, ролевой теории личности ипрочих микросоциологических концепций, детальная разработка которых – заслугапозднейших теоретиков символического интеракционизма. Идеи Кули развил Джордж Герберт Мид 1863 1931 Мид разработал теорию, в которойобъясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развитаконцепция обобщенного другого , в известной степени дополняющая и развивающаятеорию зеркального Я. В соответствии с концепцией Дж. Мида обобщенный другой представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы,которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид впроцессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другойличностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии спредставляемыми оценками его обобщенного другого
, как бы смотрит на себя состороны. Это осознание обобщенного другого развивается через процессы принятия роли и исполнения роли . Принятиероли это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации илив другой роли концепция социальной роли рассматривается в следующей главе .Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре вдом ты будешь мамой, ты папой, ты ребенком . Исполнение роли этодействия, связанные с действительным ролевым поведением, в то
время какпринятие роли только претендует на игру. Мид пишет, что особенно важную роль такойпроцесс играет в раннем развитии ребенка, когда именно через восприятия иреакции других людей формируются его идеи и представления о самом себе,выливающиеся затем в стабильную концепцию собственной личности. Дж. Мид различал три стадии процессаобучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая подготовительная стадия ввозрасте от 1 до 3 лет , во время которой ребенок имитирует поведение
взрослыхбез какого-либо понимания например, девочка наказывает куклу . Вторая стадия,называемая игровой в 3-4 года , наступает тогда, когда дети начинают пониматьповедение тех, кого они, изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. Третья заключительная стадия в 4-5 лет и более , в которой ролевое поведениестановится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать ролидругих актеров. Удачным примером или аналогом такого поведения можно считатьигру в футбол, когда в ходе перемещения по полю происходит постоянная сменаамплуа игроков. Для взаимодействия с партнерами каждому из игроков необходимоставить себя на место партнера и представлять себе, что он сделал бы в том илиином игровом эпизоде. Команда возникает и действует только тогда, когда каждый усваиваетне только собственную роль, но и
роли партнеров. В ходе подобного процесса индивид, проходяпоследовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способностьвидеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущатьна себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностейдругих в сознании личности формируется обобщенный другой . Он является грубымсравнением со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль обобщенного другого , индивид формирует свою концепцию
Я. Стадии принятия роли другого, других,обобщенного другого все это стадии превращения физиологического организма врефлексивного социального индивида. Происхождение Я , таким образом, целикомсоциально. Использованная литература История теоретической социологии. Т. 3 С. С. Фролов Социология Ч. Кули Социальная самость Д. Мид Интернализированные другие исамость
Д. Мид Аз и Я