ЛЫЖНАЯТЕХНИКА
Правильнаятехника ходьбы на лыжах под рюкзаком, спусков, поворотов, торможения, подъемов,преодоления естественных препятствий — важнейшее условие успешного проведенияпохода, быстрого движения на маршруте с наименьшей затратой сил, без травм инесчастных случаев. Неумелое владение лыжной техникой, наоборот, резко снижаеттемп движения, приводит к частым падениям.
Следствиемэтого могут стать ушибы и поломка лыж. Падение на склоне, кроме того, можетпослужить причиной схода лавины.
Различиев технической подготовленности участников нередко приводит к растягиваниюгруппы, когда одни убегают далеко вперед, а другие отстают. При спусках менееподготовленные предпочитают преодолевать склон без лыж, что вызывает разрывгруппы и затрудняет при необходимости своевременное оказание помощи отставшим,а движения разными путями и нахождение одних туристов над другими потенциальноопасно при срывах верхних участников.
Поэтомуособой заботой руководителя похода должно стать обучение членов группы наиболееважным приемам лыжной техники, тренировка в овладении ими при движении стяжелым рюкзаком. Чтобы обеспечить безопасность, исключить возможность травм исохранить инвентарь, начинать тренироваться надо на ровных пологих склонах ипостепенно переходить на более крутые, сложной конфигурации.
ЛЫЖНЫЕ ПОХОДЫ С РЮКЗАКОМ
Втуристском походе тяжелый рюкзак, необходимость тропления лыжни и пересеченнаяместность не позволяют широко использовать скоростные лыжные ходы. Всемногообразие их туристская практика свела к рациональным попеременномудвухшажному (скользящему) и попеременному четырехшажному («вперекидку») ходу. Вотдельных случаях применяются и одновременные ходы.
Заоснову такой классификации взят характер движения рук: когда отталкиваниепроизводится поочередно каждой рукой — ход попеременный, а когда обеими рукамисразу — одновременный.
Попеременный(скользящий) ход — основной способ передвижения туристов по ровной и слегкавсхолмленной местности при любом снежном покрове. Он заключается в попеременномдвижении ног и рук (как при ходьбе широким шагом), завершаемым скольжением налыжах, чему способствуют толчки руками. О хорошей степени владения этимспособом свидетельствует скольжение на одной лыже на расстояние 2—3 м (правда,мастера лыжни добиваются наката в 5 м и более). Особенно важно научиться плавно переноситьтяжесть тела на выдвигаемую вперед ногу. Другая нога после окончания толчканесколько сгибается в колене (в это время мышцы расслабляются и отдыхают), азапятник лыжи отрывается от снега.
Рис. 1. Попеременныйдвухшажный ход.
Циклпопеременного хода можно условно разбить на шесть позиций (рис. 1): а — праваянога и выдвинута вперед и на нее начинает переноситься тяжесть наклоняемого походу движения тела (положение скольжения на обеих лыжах), правая рука выноситсявперед; б — после окончания толчка правая нога из крайнего положения, несколькосогнутая в колене (запятник лыжи приподнимается), начинает движение вперед,правая палка штырьком втыкается на уровне носка правого ботинка; в — маховая (правая)нога плавно опускается на снег и проскальзывает вперед, тяжесть тела постепенноначинает переноситься на нее; г — это положение называется перекатом, т. е.скольжение на обеих лыжах в течение некоторого времени. Правая нога продолжаетвыдвижение вперед. Вес тела пока еще на левой ноге, которая готовится к толчку.Левая рука закончила толчок и с палкой выносится вперед; т, е — левая ноганачинает толчок с одновременным завершением толчка правой палкой. Далее вседвижения повторяются в новом цикле с выдвижением вперед правой ноги и левойруки.
Естественно,степень владения лыжами не у всех одинаковая. Поэтому с некоторыми участникамипохода, возможно, придется позаниматься. Начните с позы лыжника,приготовившегося к движению, с имитации толчков руками без палок. После этого отработайте толчки ногами(упражнение «самокат»). Изучение приема завершите попеременным отталкиваниемногами и взмахами руками. Убедившись, что толчковая нога не проскальзывает,тяжесть тела переносится на выдвигаемую вперед ногу плавно, а накат достигает 1 м и более, можно приступить ксовершенствованию попеременного двухшажного хода с использованием палок.
Попеременныйчетырехшажный ход («вперекидку») отличается от скользящего тем, что вначалевыполняются два шага без толчков палками. На третьем шаге подтягиваетсяодноименная с ногой рука, толчок которой следует сразу после этого шага. Толчокдругой руки завершает четвертый шаг. Характерная ошибка — откидывание палок всторону и вихляние туловища.
Напологих склонах с плотным снежным покровом можно спускаться коньковым ходом(напоминает движение на коньках) или ускорять передвижение за счетодновременных толчков палками (бесшажный ход). При этом наклон туловища впередво время завершения толчка палками не должен вызывать сползания рюкзака на шею.
ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИИ НА ЛЫЖАХ
Поломкалыж и различные травмы являются, как правило, следствием неумения преодолеватьпрепятствия, встречаемые на лыжне.
Рис. 2. Преодолениеканавы и бревна.
Корытообразныеканавы несколько уже длины лыж преодолеваются так (рис. 2): одной лыжей следуетосторожно съехать в канаву, не допуская упора носком лыжи в противоположныйскат, обе палки поставить в середине канавы и, опираясь на них, плавноперенести вторую лыжу через канаву, поставить ее на противоположном скате,перенести на нее тяжесть тела, освободить от нагрузки первую лыжу и продвинутьее за канаву. Характерная ошибка — попытка поставить лыжу с упором носком ипяткой на скаты канавы, что приводит к поломке лыж.
Дляпреодоления отдельных поваленных деревьев, буеров и заструг на лыжне надо сподходом к препятствию освободить от нагрузки ногу, сделать ею широкий выпадвперед и поставить лыжу грузовой площадкой на препятствие, после чего, незамедляя темпа движения, приподнять носок второй лыжи, перенести ее надпрепятствием и опустить за ним (см. рис. 79). Деревья на лыжне можнопреодолевать и так: встать боком вплотную к дереву и, опираясь на палки (однуиз которых поставить по другую сторону дерева), поочередно перенести лыжи задерево.
Движениепо торосистому льду на лыжах складывается из многократного преодоления большихи малых ям, канав и бугров в лабиринте хаотического нагромождения льдин. Приспусках с торосов следует не допускать утыкания с ходу носками лыж в льдины.Лучшая маневренность и большая скорость движения достигаются при использованиинесколько укороченных лыж и индивидуальных волокуш типа «торпеда», которыелегко проходят по пути лыжника.
ТРОПЛЕНИЕ ЛЫЖНИ
Одноиз трудоемких препятствий зимнего маршрута — глубокий снег. Скорость группы вэтих условиях зависит от физической подготовленности участников и умениявыбирать рациональный способ «пробивания» лыжни.
Придвижении в сторону хорошо видимого дальнего ориентира, по просеке, руслу реки,т. е. когда руководителю нет необходимости постоянно контролироватьнаправление, применяется способ тропления, условно названный «каруселью». Онзаключается в поочередной смене направляющих через установленный руководителемпромежуток времени. Чем глубже и «тяжелее» снег, тем меньше время тропленияодним участником. Сменяться в этом случае могут одновременно двое шедшихвпереди.
Влесу, в метель и ночью руководитель, если он идет в конце группы, не видитпередних участников и не может представить действительного направления ихдвижения. Ему приходится кричать или передавать команды по цепочке, что нередкоприводит к путанице. В таких случаях целесообразно разбить группы на подгруппы,например по 3 человека, которые по очереди тропят лыжню. Руководитель, идя затропящими, видит их всех, и его команды без напряжения голоса достигаютнепосредственного направляющего. Участвующие в троплении самостоятельно сменяютдруг друга, становясь перед руководителем. Уставшая группа по распоряжениюруководителя уходит назад, а вместо нее выходит следующая. Этот способ в туристскойпрактике получил наименование «малая карусель».
Вочень глубоком и сыром снегу тропление лыжни может возлагаться на 2—3максимально разгруженных членов группы. Их имущество распределяется междудругими участниками, которые двигаются по проторенной лыжне.
Вотдельных случаях применяется «челнок»: часть группы, оставив свои рюкзаки,тропит лыжню и, пройдя определенное расстояние, по указанию руководителя сходитс лыжни и возвращается за ними. На месте смены свои рюкзаки оставляет втораягруппа и уходит вперед. Первая группа по готовой лыжне догоняет вторую и вновьначинает тропление. В метель, при плохой видимости и в условиях сложногорельефа применять этот способ не следует.
Втроплении по решению руководителя и с согласия группы не участвуют те, кточувствуют себя нездоровыми или сильно уставшими. Они идут в середине группы.
ПРЕОДОЛЕНИЕ СКЛОНОВ НА ЛЫЖАХ
Успешноепреодоление различных по крутизне и характеру снежного покрова склонов на лыжахвозможно в том случае, когда все участники владеют приемами подъемов, спусков, торможения иповоротов с тяжелым рюкзаком за спиной. Рюкзак, особенно станковый, увеличиваетинерционные моменты при эволюциях лыжника и часто приводит к падениям. Поэтомуотработанным можно считать тот прием, который успешно выполняется с тяжелым рюкзаком.
Рис. 3. Условные обозначения и термины: 1 — спускзигзагом; 2 — косой спуск; 3 — прямой спуск; 4 — внутренние: рука, нога, лыжа,ребро лыжи; 5 — внешние: рука, нога, лыжа, ребро лыжи. а — нагрузка на лыжиотсутствует; б — лыжа загружена незначительно; в—на лыжу приходится большаячасть веса лыжника.
Учитывая,что подавляющее большинство классифицированных спортивных маршрутов пролегаетпо горной местности с разнообразными по характеру и сложности склонами,владение приемами горнолыжной техники становится в настоящее время длятуристов-лыжников обязательным. Нельзя считать себя по-настоящемуподготовленным к таким походам, если нет умения осмысленно и увереннодействовать на сложных склонах, а также без некоторой доработки лыжных креплений.На рис. 80 приведены условные обозначения, облегчающие понимание способовповоротов, торможения и спусков.
ПОДЪЕМЫ
Взависимости от крутизны и протяженности склона, а также характера снежногопокрова подъем можно осуществлять ступающим шагом, елочкой, полуелочкой,лесенкой, лесенкой наискось и зигзагом (рис. 4).
Рис. 4. Способы подъема на лыжах в зависимости открутизны склона.
Ступающим,шагом поднимаются на ровных и пологих склонах. При этом туловище следуетнаклонять несколько больше вперед, а руками более сильно опираться на палки.При «отдаче» лыжи нужно ставить с прихлопом. Полуелочкой поднимаются на болеекрутых склонах, двигаясь по ним наискосок: лыжа, находящаяся выше по склону,ставится в направлении движения, а другая — несколько развернутой в сторону.Подъем елочкой применяется на склонах средней крутизны: носки лыж широко разводятся в стороны, и лыжи твердо ставятсяна внутренние ребра с поочередной опорой на палки, штырьки которых втыкаются вснег позади лыж. Чтобы носки лыж при перестановке не зарывались в снег, следуетодновременно приподнимать носок ботинка и нажимать на пятку.
Накрутых и обрывистых склонах лучше всего подниматься лесенкой: стоя боком ксклону, последовательно переставлять вверх лыжи и палки. На склонах с твердымснежным покровом лыжу нужно ставить с прихлопыванием на ребро. На широкихсклонах, когда подъем прямой лесенкой из-за осыпания снега невозможен,подниматься надо лесенкой наискосок — одновременно с подъмом продвигатьсянесколько вперед.
Надлинных нелавиноопасных склонах средней крутизны целесообразно подниматьсязигзагом, двигаясь скользящим шагом, полуелочкой или лесенкой наискосок. Чтобыне «подрезать» снега на склоне, отрезки пути от водоворота до поворота нужно прокладывать не более 30 м,— длиной под прикрытиемотдельных деревьев, кустов, камней, обледенелых участков. Крутизна путивыбирается такой, чтобы лыжи не скатывались назад и не пришлось «идти наруках», с силой опираясь на палки, что утомительно.
Рис. 5.Поворот на 180° махом.
Переменанаправления движения производится поворотом «кругом» спиной к склону. Передначалом поворота необходимо поставить лыжи параллельно склону во избежаниесоскальзывания вниз. Затем лыжу, расположенную ниже по склону, поднять махомноги и переставить носком в нужном направлении. При выполнении этого движениянадо опереться на палку, воткнутую выше лыжи, а другую — отвести в сторону,чтобы она не мешала переставлять первую лыжу. Далее в нужном направлениипереставить и вторую лыжу. Прием выполняется плавно, без рывков (рис. 82). Нерекомендуется разворачиваться из положения «лицом к склону»: в случае потериравновесия падение произойдет на спину вниз по склону, что затруднит быстроесамозадержание. При смене направления существует опасность упасть на товарища,стоящего ниже по склону.
Рис. 6. Подъем зигзагом.
Вкачестве одной из мер предосторожности рекомендуется двигаться «вразбивку», какпоказано на рис. 6. Некоторые считают наиболее приемлемым способ «челнока»,когда для движения в обратном направлении группа разворачивается одновременно:замыкающий становится направляющим, а первый— последним. Этот способ несколькоудлиняет путь, но позволяет группе двигаться компактно, что особенно важно вусловиях плохой видимости (см. рис. 6).
СПУСКИ
Травмыполучают в основном во время спусков — расплата за лихачество и неумелоевладение приемами спусков, торможения и поворотов, из сочетания которыхскладывается скатывание на лыжах с гор. В зависимости от крутизны склона ихарактера снежного покрова выбираются стойка и способ спуска.
Передначалом спуска тросик лыжных креплений необходимо завести за крючки на боках лыжи под серединой ступни ноги.
Рис. 7. Спуск в высокой стойке.
Наровных и пологих склонах с глубоким снегом спускаются обычно в высокой стойке (рис.7): ноги слегка согнуты в коленях, лыжи поставлены почти вплотную одна кдругой, туловище немного наклонено вперед, полусогнутые в локтях руки опущены,палки держатся кольцами назад; во избежание травм старайтесь никогда невыносить их вперед.
Всредней стойке спускаются на более крутых склонах: лыжи на ширине 15—20 см,туловище наклонено вперед, ноги согнуты в коленях так, чтобы были видны носкиботинок. Спуск по склону с неоднородным снежным покровом характеризуетсяувеличением скорости на плотном снегу и резким торможением на рыхлом, чтообычно приводит к потере равновесия и падению вперед. Для сохраненияустойчивости нужно сделать разножку — одну ногу с лыжей выдвинуть вперед. Сувеличением тормозящего момента для погашения рывка тела вперед ногу необходимовыдвинуть еще дальше и больше согнуть в колене.
В низкой стойке спускаются на более крутыхсклонах типа уступа: необходимо сильно согнуть ноги в коленях, присесть,туловище наклонить и вы нести вперед руки.
Спускпо прямой осуществляют на пологих и хорошо просматриваемых склонах, не допускаясильного разгона. С увеличением скорости надо воспользоваться различнымиприемами торможения, вплоть до падения, памятуя, что лучше это сделатьумышленно, чем потеряв над собой контроль.
Накрутых склонах (без признаков лавинной опасности!), когда торможение необеспечивает желаемой скорости, спускаться следует зигзагом, разворачиваясь внужном направлении на ходу или после остановки. Каждый участник обычноспускается по своему пути. При спуске по одной лыжне, например в условияхограниченной видимости, «гасить» скорость можно путем выката одной или обеимилыжами на свежий снег, а также торможением с помощью палок.
Боковымсоскальзыванием обычно спускаются с крутых, недлинных склонов, без обрывистыхучастков. Для этого необходимо поставить лыжи параллельно склону и, нажимая навнешние ребра, уменьшать сцепление лыж со снегом до момента начала скольжения.В случае увеличения скорости следует усилить упор на внутренние ребра лыж.Прием этот может выполняться как при спуске наискосок к склону, так и безпродвижения вперед — прямо вниз.
Спусклесенкой применяется на более крутых склонах, исключающих спуски зигзагом исоскальзыванием. На склоне с рыхлым снегом лыжи необходимо ставить след в след,уплотняя ступеньки и не допуская сползания снега. На склоне с настовым илиобледенелым покрытием лыжи ставятся на кант с прихлопыванием. Во всех случаяхопора на лыжные палки обязательна. Наиболее распространенная ошибка при спусках— сгибание корпуса до положения «угла» и попытка тормозить палками. Такоеположение корпуса не обеспечивает устойчивости, особенно при спусках срюкзаком, а выставленные вперед палки нередко приводят к серьезным травмам.
Рис. 8. Движение на сложных склонах.
Основноеусловие успешного движения на сложных склонах, сочетающих уступы, бугры, ямы ивстречные склоны, — сохранение постоянного контакта лыж со снегом иустойчивости. Это достигается изменением положения тела с таким расчетом, чтобыцентр тяжести всегда находился на одном уровне по высоте, независимо отнеровностей склона (рис. 8). Начиная спуск с уступа, нужно присесть и принятьнизкую стойку, а по мере выполаживания склона — плавно выпрямлять туловище.Подъезжая к бугру, надо согнуть ноги и, освободив лыжи от нагрузки, дать имвозможность мягко взойти на бугор, иначе они упрутся в него, скорость резкоснизится и лыжник по инерции упадет вперед или будет подброшен за бугром иможет упасть. Преодоление ямы сводится к умелому спуску с уступа и вкатываниюна бугор. Спуск с выкатом на встречный склон начинается в средней или низкойстойке, с постепенным выпрямлением туловища по мере выполаживания склона. Передвстречным сконом необходимо вновь сгруппироваться, как перед бугром. Суменьшением скорости на встречном склоне следует быстро развернуться, пользуясьповоротом переступанием, и продолжить спуск в нужном направлении илиостановиться на склоне.
ТОРМОЖЕНИЕ
Владениевсеми способами торможения позволяет осмысленно регулировать скорость спуска и быстро останавливаться вжелаемом месте.
Рис. 9. Торможениеполуплугом (односторонний упор).
Торможениеполуплугом (односторонний упор) практикуется преимущественно при спускахнаискосок по склону. Для торможения запятник лыжи, находящийся ниже по склону,отводят в сторону, а лыжу ставят на ребро; вторая лыжа скользит в направлениидвижения.
Дляболее резкого торможения необходимо нажимом каблука ботинка еще больше отвестизадник нижней лыжи, поставить ее круче на ребро и усилить давление(рис. 9).
Рис. 10.Торможение плугом (двусторонний упор).
Торможениеплугом (двусторонний упор) используется на склонах средней и малой крутизны припрямых спусках: удерживая носки вместе, развести пятки лыж в стороны ипоставить лыжи на внутренние ребра, что достигается некоторым сближениемколеней и переносом тяжести на пятки. Для усиления эффективности торможенияследует сильнее развести запятники лыж и более круто поставить их на внутренниеребра (рис. 10).
Рис. 11. Торможение с помощью палок.
Торможениес помощью палок применяется при спусках наискосок к склону или при прямомспуске. Для этого надо сложенные вместе палки воткнуть штырьками в снег и,усиливая вдавливание, замедлять движение. Рука, находящаяся ближе к склону,обхватывает палку сверху, а другая — внизу (рис. 11). Торможение палками междуногами по ряду моментов, в том числе и из-за возможности поломки палок, нежелательно.
Костановке падением прибегают в экстренных случаях, когда нужно быстроостановить спуск. Для этого необходимо присесть как можно ниже и свалитьсянабок, откинув руки с палками назад, распластаться, лыжи поставить поперекнаправления спуска и, уперев их в снег, затормозить дальнейшее соскальзывание.Характерная ошибка — падение без предварительной группировки тела, что можетпривести к ушибам (рис. 12).
Рис. 12. Остановкападением: а—приседание перед падением; б—положение упавшего лыжника в моментостановки.
Повороты
Тяжелыйрюкзак за спиной и крепления, не обеспечивающие жесткой фиксации ботинка, непозволяют применять повороты, широко распространенные среди горнолыжников.Туристы-лыжники пользуются наиболее простыми Поворотами: переступанием, изположения плуга и полуплуга.
Поворотпереступанием используется на небольшой скорости на пологих склонах и при любомхарактере снежного покрова. Он напоминает движение на коньках, когда более сильныетолчки делаются ногой, расположенной на внешней стороне дуги поворота. Дляэтого надо перенести тяжесть тела на лыжу, которая при повороте будет«наружной», и слегка присесть на нее, подтянуть и развернуть другую лыжу внужном направлении, перенести на нее тяжесть тела и, скользя на этой(внутренней) лыже, подтянуть другую. Переступание в движении можно выполнятьотводя в сторону не носок, а запятники лыж. Этим способом обычно пользуются придвижении в лесу и кустарнике.
Рис. 13. Поворот полуплугом (слева) и плугом:а — начало загружения лыжи; б — продолжение усиления нагрузки на лыжу дозавершения поворота.
Поворотиз положения плуга (рис. 13) обычно применяется после замедления скоростиспуска на склонах средней крутизны при любом характере снега. Для поворота,например, влево надо перенести тяжесть тела на правую ногу, поставить лыжукруто на ребро, а левую — разгрузить и, подтянув запятник, поставитьпараллельно правой.
Поворотиз положения полуплуга (рис. 14) выполняется на более высоких скоростях икрутых склонах, когда направление движения необходимо изменять плавнымивиражами. Начинать его удобней из спуска наискосок к склону: запятникразгруженной «верхней» лыжи следует отвести в сторону, лыжу поставить на реброи перенести на нее тяжесть тела, а «нижнюю» — поставить на снег плоско иподтянуть запятник, за счет чero и осуществляется поворот.
Вставаниепосле падения при спусках. Туристы-лыжники должны научиться вставать послепадений на склонах. Первейшее правило — помощь товарищей упавшему, особенноженщине, обязательна.
Рис. 14. Вставание при падении на склоне сплотным снегом: 1 — палки схвачены рукой снизу; 2 — то же сверху.
Припадениях на склонах с глубоким и рыхлым снежным покровом, когда опора на палкине дает эффекта (они проваливаются в снег под нагрузкой), разумней всего снятьрюкзак, развернуться так, чтобы лыжи оказались ниже тела и перпендикулярнолинии склона, сгруппировать корпус и, опираясь на палки, положенные вместе наснег, встать, отряхнуть снег и надеть рюкзак, попытки встать в таких условиях,не снимая рюкзака, как правило, безуспешны а сил и времени тратится много.
Насклоне с твердым снегом следует подтянуть лыжи к корпусу, надежно упереть их вснег и, опираясь на палки, сложенные вместе, подняться (рис. 91). Сильные лыжникиделают это, не снимая рюкзака.