Московский социально-педагогическийинститут
Факультеткоррекционной педагогики и специальной психологии
Заочноеотделение
Реферат
Правовые основыспециального образования в России
Москва 2009
/>Оглавление
Оглавление
Введение
Международные стандарты в области защиты прав и свободчеловека
Право на образование в системе прав и свобод человека
Правовое положение людей с ограниченными возможностями в России
Заключение
Литература
/>Введение
Люди, аособенно дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности – самая уязвимаякатегория людей. С гуманизацией общественного сознания их правам и обеспечениюравных возможностей для них уделяется все больше внимания. По окончании второймировой войны человечество пришло к пониманию недопустимости дискриминации покаким-либо признакам. Создана Организация Объединенных Наций и провозглашенаДекларация прав человека. С тех пор принято множество документов, закрепляющихправо каждого человека на жизнь и достоинство, образование и медицинскоеобслуживание. Большинство этих документов ратифицированы в нашей стране.
В даннойработе мы представим обзор законов, защищающих права людей с ограниченнымивозможностями в нашей стране.
/>Международныестандарты в области защиты прав и свобод человека
В основе современногозаконотворчества в области зашиты прав человека лежат гуманистические положениясоциокультурной концепции.
Эти мировоззренческиепонятия определили права всех людей на образование, медицинское обслуживание,пенсионное обеспечение, помощь в случае инвалидности, пособия по безработице ит.д.
Создание в 1945 г. ООН. Одним из основных аспектов деятельности ООН стало законотворчество в области зашиты правчеловека.
В структуре ООН имеютсяагентства по защите прав человека:
ЮНИСЕФ — детский фонд ООН(1946);
ЮНЕСКО — ОрганизацияОбъединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (194б);
ВОЗ – Всемирнаяорганизация здравоохранения (1946).
В международных иРоссийских правовых документах используются следующие понятия:
· Равноправие — каждое юридическое или физическоелицо, а также все субъекты права перед законом равны;
· Дети – особая социально-демографическаягруппа населения, имеющая возрастные границы от 0 до 18 лет, а также своиспецифические потребности, интересы и права, однако не обладающая достаточнойспособностью отстаивать и защищать их в обществе.
· Права детей – совокупность законодательных норми правил, направленных на защиту потребностей и интересов детей во всех сферахих жизнедеятельности.
· Дефект – постоянная или временная утратапсихической, физиологической или анатомической структуры или функции, а такжеотклонение от нее.
· Инвалидность – любое ограничение или отсутствие (врезультате дефекта) способности осуществлять какую-либо деятельность, такимобразом, или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека.
· Нетрудоспособность– ограниченностьконкретного индивидуума, которая препятствует или лишает его возможностивыполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости отвозрастных, половых, социальных и культурных факторов./> Право на образование в системе прав исвобод человека
Особо значимым в системеобщепризнанных свобод и прав человека является право на образование.
Право всех людей наобразование закреплено во Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правахребенка, в России — в Конституции РФ.
Признание безусловнойценности для общества каждой человеческой личности, необходимости обеспечениягарантия ее права на развитие и реализацию систем потенциальных возможностей,права на достойное место в обществе и достойные условия жизни – вотконцептуальные основы реформирования правового поля современной России.
Права инвалидовзакреплены в ряде документов ООН, таких, как:
«Всеобщая декларацияправ человека»
«Конвенция о правахребенка»
«Декларация о правахумственно отсталых лиц»
«Декларация о правахинвалидов»
«Стандартные правилаобеспечения равных возможностей для инвалидов»
Во всех этих документахотражен принцип равенства представляющий инвалидам и людям с ограниченнымивозможностями равные со всеми права.
«Всеобщаядекларация прав человека» обеспечивает нормативную базу, ставшую основой длямеждународных правовых стандартов, касающихся инвалидов. Люди, имеющиеинвалидность, могут не только реализовывать весь комплекс гражданских,политических, экономических, социальных, культурных прав, но и осуществлять ихна равных основаниях с другими людьми. В статье 25 признают за каждым человеком«права на такой жизненный уровень… который необходим для поддержанияздоровья и благосостояния его самого и его семьи». «Материнство идетство имеют право на особую заботу и содействие. Все дети имеют равное правона социальную защиту».
Статья 26
1. Каждый человек имеетправо на образование.
2. Образование должнобыть направлено к полному развитию человеческой личности.
3. Родители имеют правоприоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
В статье 1 говорится:«… все люди рождаются свободными и равными в правах и достоинстве», а статьи 2и 6 устанавливают право каждого человека на «жизнь без всяких условий иограничений».
«Конвенция оправах ребенка» была утверждена 20 ноября 1989 г.
Ее положения сводятся кчетырем основным требованиям, которые должны обеспечить им права на выживание,развитие, защиту и активное участие в жизни общества. Конвенция – первыймеждународный договор, признающий права детей-инвалидов. В статье 23 говорится,что «ребенок-инвалид с физическими или умственными недостатками должен иметьвозможность вести полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих достоинство,самостоятельность и активное участие в общественной жизни”.
В первом пункте этойстатьи предусмотрено приоритетное удовлетворение особых потребностей такогоребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинском обслуживании,восстановлении здоровья, подготовке к трудовой деятельности. Праводетей-инвалидов на специальный уход. Такая «помощь предоставляется повозможности бесплатно». «Государства-участники будут способствоватьобмену информацией в области профилактики заболеваний, лечения детей-инвалидов.
Статья 24 – ребенок имеетправо на максимально высокий уровень медицинского обслуживания.
Статья 32 – государствообязаны защищать ребенка от трудовой эксплуатации и работы, которая можетповредить его обучению или нанести ущерб его здоровью и благополучию.
Статья 19 – государстваобязаны защищать ребенка от физического или психического вреда или недосмотра,исключая сексуальное насилие и эксплуатацию.
»Декларация оправах умственно отсталых лиц” принята в 1971 г. Документ указывает, что умственно отсталыйчеловек имеет неотъемлемое право на человеческое достоинство. Настоящее ибудущее этих людей основаны на соблюдении тех же самых прав человека, которымиобладают все люди на земле. Умственно отсталый человек имеет право на должноемедицинское обслуживание и физиотерапию, а также на такое образование, котороепозволило бы ему достичь максимального развития своих способностей ипотенциала. Право на экономическую защищенность и достойный уровень жизни; назащиту от эксплуатации, оскорблений и унизительного обращения. Отдельноезаявление Генеральной Ассамблеи ООН потребовало от стран, присоединившихся кДекларации, создания доступных для умственно отсталых людей, юридическихинстанций, которые могли бы защитить их от насилия.
Этот документ нератифицирован Россией.
«Декларация оправах инвалидов» — в 1975 г., инвалиды обладают теми же гражданскими и политическимиправами, что и другие люди.
Инвалидов как «… любыхлиц, неспособных обеспечить самостоятельно, полностью или частично потребностинормальной личной и/или общественной жизни в результате недостаточности,врожденной или нет, его или ее физических или умственных способностей
«… инвалиды должны бытьобеспечены услугами, позволяющими им полностью интегрироваться в общество». Они«… вправе рассчитывать на меры, позволяющие им стать как можно болеесамостоятельными». Инвалиды имеют право «… жить в своих семьях и участвоватьво всех видах социальной, творческой деятельности». «Инвалиды должны бытьзащищены от любой эксплуатации, любых правил и любого обращениядискриминационного, оскорбительного или унизительного характера»
«Стандартныеправила обеспечения равных возможностей для инвалидов» приняты в 1993 г. этот документ не имеет полной силы закона, однако по существу является первым универсальнымправовым актом, содержащим моральные и политические требования кприсоединившимся государствам по принятию мер, направленных на выравниваниевозможностей для инвалидов.
Предпосылки,содействующие их равному участию в жизни общества:
1) широкое ознакомлениеобщественности с проблемами инвалидности;
2) беспрепятственныйдоступ для инвалидов к медицинскому обслуживанию;
3) полный комплекс услуг пореабилитации;
4) обеспечениеспециальными услугами
Во второй главе речь идето целевых областях создания равных возможностей. Здесь имеются в видудоступность всех сфер общественной жизни. Понятие «доступности» подразумеваетсоздание безбарьерной среды обитания, приспособление градостроительной среды иинфраструктуры помещений к нуждам инвалидов, беспрепятственный доступ ксредствам информации и коммуникации.
Правило 6, в которомуказаны стандарты доступа инвалидов к образованию.
В странах, где общеобразовательнаясистема «не удовлетворяет потребностям всех категорий инвалидов, можетприменяться система специального образования». Однако государства должныстремиться к тому, чтобы постепенно интегрировать специальное обучение в общуюсистему образования. Огромное значение для достижения инвалидами независимойжизни имеет трудовая занятость. Инвалиды имеют право пользоваться особымиправами в области трудоустройства, трудовое законодательство «не должнодопускать дискриминации инвалидов и не должно создавать препятствия к ихтрудоустройству». Правило 8 касается достойного уровня материального исоциального обеспечения. Его пункт 3 обращен с требованием, предоставитьдостойное материальное и социальное обеспечение не только самим инвалидам, но илицам, осуществляющим уход за ними. Программы социального обеспечения должныбыть структурированы таким образом, чтобы стимулировать людей с инвалидностью ксамостоятельному поиску трудоустройства.
Инвалидам не может бытьотказано в праве на сексуальность и родительские чувства.
Государства обязаны:
а) собирать ираспространять информацию об условиях жизни инвалидов;
б) обеспечивать учетпроблем инвалидов при разработке соответствующей политики и национальномпланировании;
в) разрабатыватьзаконодательную базу с учетом мер по достижению полного участия и равенстваинвалидов;
е) признавать правообщественных организаций инвалидов представлять свои интересы на национальном,региональном и местном уровнях;
ж) обеспечиватьадекватную, подготовку, кадров, участвующих в планировании и осуществлениипрограмм, по созданию равных возможностей для инвалидов.
На основе этихСтандартных правил разработаны дифференцированные рекомендации по созданиюравных возможностей для людей с тем или иным видом инвалидности. Так, вдокументе «Принципы защиты умственно отсталых лиц и совершенствованиепсихиатрической помощи» заложены минимальные стандарты ООН по защите законныхправ и свобод людей с интеллектуальной недостаточностью. Принципы касаютсязащиты детей от избыточной диагностики умственной недостаточности, утвержденияих прав на конфиденциальность профессиональной информации.
Поддержка свободногоразвития «особого ребенка» предусматривает прежде всеговосстановление его прав на наследование культурно-исторического опытачеловечества.
Саламанкская всемирнаяконференция по образованию лиц с особыми потребностями «Доступность икачество» (1994)
Документы, принятыеконференцией, базируются на принципе включающего образования, т.е. признаниянеобходимости создания «школ для всех» — учебных заведений, которыеобъединяют всех детей независимо от их физического, интеллектуального,эмоционального, социального или другого состояния и создают им соответствующиеусловия обучения с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого.
· каждый ребенокимеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;
· необходиморазрабатывать образовательные программы таким образом, чтобы принимать вовнимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;
· лица, имеющиеособые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению вобычных школах, которые должны создавать им условия;
· обычные школы стакой ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы сдискриминационными воззрениями.
Организация раннегообучения детей с особыми образовательными потребностями признается задачейпервостепенной важности, основным направлением развития системы образования вXXI в.
Конвенция о защитеи поощрении прав и достоинств инвалидов – 13 декабря 2006 г.
Главная цель – защитаинвалидов от дискриминации, установление равенства между людьми, имеющимиразличные возможности в физическом и психическом состоянии, в областигражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав./>Правовоеположение людей с ограниченными возможностями в России
За последние годы былиприняты определенные меры по ратификации ряда международных правовыхдокументов, касающихся защиты прав инвалидов. Приоритетная роль в правовом полеРФ принадлежит законам, принимаемым Федеральным собранием или его палатами(Государственной думой, Советом Федерации). Это – федеральные законы. Они имеютсилу на всей территории России. Предпосылкой принятия или корректировкизаконодательных актов следует считать их финансовое обеспечение, т.е. расчетсредств и финансовых возможностей для реализации устанавливаемых в законе норм.Финансовое обеспечение, закрепленное в бюджете, служит гарантией выделениянеобходимых средств. Особенностью современной законодательной базы РоссийскойФедерации является перенос приоритетов в сфере социальной поддержкинезащищенных слоев населения, с денежных выплат на оказание прямых (адресных)социальных услуг. Причем именно благополучие отдельного человека становитсякритерием оценки всех общественных явлений и преобразований. В 1991 г. вышел ряд новых документов. Действовавшая до этого времени советская модель социальногообеспечения была реорганизована. Созданы новые законы, в которых разграниченыпонятия «социальная защита» и «социальное обслуживание». Социальная защита –это система чрезвычайных мер, призванных обеспечить выживание человека науровне принятых в обществе минимальных стандартов потребления.
Социальноеобслуживание носитнематериальный характер и предполагает индивидуальную поддержку в решениисоциально-педагогических, психологических, правовых, медико-социальных и другихпроблем и осуществление через систему социальных служб.
Конституция РФ, принятая в 1993 году, являетсяосновным законом в нашей стране. Социальное равенство, закрепленное вКонституции, еще не является фактически полным равенством в силу естественногоразличия.между индивидами. Так, инвалид имеет ограниченные возможности вреализации своих способностей по сравнению со здоровым человеком.
Среди принципиальноважных законодательных решений в области защиты прав инвалидов и людей сограниченными возможностями можно выделить следующие:
” О социальнойзащите инвалидов”,
«Обобразовании»,
«О социальномобслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»,
«О государственныхпособиях гражданам, имеющим детей»,
«Об основныхгарантиях прав ребенка»,
«Семейный кодексРоссийской Федерации».
Закон РоссийскойФедерации «О социальной защите инвалидов» – его основные статьи вступили всилу с 1 января 1996 г.
Необходимо указать, чторанее действовавшее законодательство об инвалидах не содержало ни одногокодифицированного. Еденного правового акта. Многочисленные правовые нормы былиразбросаны по разным правовым источникам, касались различных категорийинвалидов, характеризовались непоследовательностью и противоречивостью.
Новый закон ввел правовоепонятие «инвалид» — лицо, которое имеет нарушение здоровья, обусловленное
1) заболеванием;
2) последствиями травм;
3) анатомическимидефектами.
Человек признаетсяинвалидов при наличии следующих условий
1) нарушение здоровья состойким расстройством функций организма;
2) ограничениежизнедеятельности;
3) необходимость мерсоциальной защиты.
Все инвалиды по разнымоснованиям делятся на несколько групп:
· по возрасту — дети-инвалиды и инвалиды-взрослые;
· по причинам происхождения инвалидности — инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалида труда, инвалиды общегозаболевания:
· по степенитрудоспособности
Понятия«инвалид» и «ребенок-инвалид» тождественны и граждане,обладающие этим юридическим статусом, имеют права на все льготы, обозначенные взаконах.
Назначение ребенкуинвалидности является юридическим актом и осуществляется Государственнойслужбой медико-социальной экспертизы
К категории инвалидовотносятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящиек социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка,способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своимповедением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Ограничениежизнедеятельности вызывает необходимость особой социальной защиты инвалидов каксистемы экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидамусловия для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности и направленныхна создание им равных с другими возможностей участия в жизни общества. Законвводит понятие «реабилитация». Целями реабилитации являютсявосстановление социального статуса инвалида, достижение им материальнойнезависимости и его социальная адаптация. Образовательные учреждения совместнос органами социальной защиты и здравоохранения обеспечивают дошкольное,внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение общегосреднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования всоответствии с индивидуальной программой реабилитации. При реализации этогоправа государство гарантирует необходимые условия.
Статья19 гарантирует права инвалидов на образование. Положения закона, касающиесязащиты прав на образование детей-инвалидов, предполагают создание такихусловий, при которых ребенок должен быть максимально приспособлен к учебнойдеятельности, посредством предоставления дополнительных услуг, в том числеобразовательных:
1) органыуправления образованием обязаны обеспечить непрерывность процесса воспитания и образования детей-инвалидов;
2) созданасеть специализированных школ по профилю нарушений развития;
3) при.невозможности обучения ребенка-инвалида в условиях образовательного учрежденияего обучение осуществляется на дому.
Законзакрепляет особые права инвалидов на труд, медицинское обслуживание и лечение,транспортные, жилищные и имущественные льготы. Права инвалидов и особые условияреализации законодательно подкреплены положениями нормативных документов болеенизкого порядка – постановлений, приказов, положений.
ЗаконРоссийской Федерации «Об образовании» вступил в силу 5.01.1996г.Этот закон утверждает государственные гарантии на получение образования всемидетьми, и в том числе детьми с отклонениями в развитии. Предусматриваетсоздание для детей с отклонениями специальных (коррекционных) образовательныхучреждений. Финансирование указанных учреждений осуществляется по повышенным нормативам.Направление детей и подростков в такие учебные заведения производится только ссогласия родителей. Деятельностьпо обучению воспитанников организуется в учреждениях различных видов:
· I вид –специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения ивоспитания неслышащих (глухих) детей;
· II вид –специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения ивоспитания слабослышащих детей;
· III вид –специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитаниянезрячих (слепых) детей;
· IV вид –специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения ивоспитания слабовидящих детей;
· V вид –специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения ивоспитания детей с тяжелой речевой патологией;
· VI вид –специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения ивоспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательныминарушениями различной этиологии и степени выраженности);
· VII вид –специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения ивоспитания детей с задержкой психофизического развития;
· VIII вид –специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения ивоспитания детей с умственной отсталостью.
Указ Президента РФ №543от 1 июня 1992 года «О первоначальных мерах по реализации Всемирной декларацииоб обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» положил начало формированиюинновационной стратегии и организации социально-педагогической помощи людям сограниченными возможностями, в преодолении межведомственных барьеров, новыхформ учреждений, работающих на междисциплинарной основе. Это комплексныепсихолого-медико-педагогические консультации, реабилитационные имедико-психолого-социальные центры.
Закон «Об основныхгарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принят 3 июля 1998 г. Закон касается гарантий только социальных прав детей. В то время как международная Конвенцияо правах ребенка предусматривает более широкий спектр прав:
· охрана здоровья –статья 10;
· профессиональнаяориентация, профессиональная подготовка и занятость – статья11;
· отдых иоздоровление – статья 12;
· созданиесоциальной инфраструктуры – статья 13;
· защита отинформации, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, нравственному ифизическому развития – статья 14;
· защита детей,оказавшихся в трудной жизненной ситуации – статья 15.
Практическая реализацияположений этой статьи вызывает сомнения, так как она не может иметьсоответствующего материального обеспечения.
Положения этого закона,касающиеся гарантий защиты прав и интересов ребенка, носят, скорее,декларативный характер.
Семейный кодексРоссийской Федерации – 1 марта 1996 г.Одной из важнейших отраженных в нем тенденций являетсястремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права. Правовоеположение ребенка определяется с позиций интересов самого ребенка и включаетследующие основные права:
– жить ивоспитываться в семье;
– знать своихродителей (насколько это возможно);
– обеспечиватьреализацию интересов ребенка, его всестороннее развитие и уважением егочеловеческого достоинства;
– право общаться собоими родителями и другими родственниками;
– защищенность правребенка, в том числе права самостоятельно обращаться в органы опеки ипопечительства, а по достижении 14 лет – в суд;
– выражать своемнение по вопросам, касающимся своей жизни;
– иметь имя ифамилию;
– получатьсодержание и иметь право собственности на принадлежащее ему имущество.
Сказано о правовой защитедетей от насилия в семье. Способы воспитания должны исключатьпренебрежительное, жесткое, грубое, уничтожающее человеческое достоинствообращение, оскорбление и эксплуатацию.
/>Заключение
Итак, права людей сограниченными возможностями в нашей стране приведены в соответствие с нормамимеждународного права. Однако на практике реализация отдельных документовсопряжена с определенными трудностями, обусловленными прежде всего финансовойнеобеспеченностью мероприятий, декларируемых законами. К недостаткамотечественной законодательной базы относится отсутствие самостоятельногоправового акта на уровне федерального закона, касающегося исключительнодетей-инвалидов. Отдельные положения, содержащиеся в различных юридическихтекстах, характеризуются непоследовательностью и противоречивостью, что затрудняетих практическое применение. Наряду с законодательством важное место всоциальной политике РФ отводится целевым программа, федеральным и региональным,ориентированным на помощь наименее защищенным слоям населения. Наиболееэффективно реализуются федеральные программы: «Социальная поддержкаинвалидов на 2000-2005 год» и «Дети России» (подпрограмма«Дети-инвалиды»). Подпрограмма «Дети-инвалиды» направленана разработку эффективной системы профилактики детской инвалидности, а такжесистемы реабилитации детей с ограниченными возможностями; на оказаниеконсультативной и иной помощи семьям, в которых воспитываются такие дети; наинтенсификацию научных исследований в области профилактики, ранней диагностики,своевременной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Законы образуют топравовое пространство, в котором функционирует механизм социальной защитыинвалидов. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны спрофессиональной деятельностью многих специалистов – учителей-дефектологов,воспитателей, практических психологов. Юридическая компетентность всехпрофессионалов в области специального образования является надежной гарантией взащите прав самой уязвимой категории детского населения России – детей сособыми образовательными потребностями.
/>Литература
1. Крылова З.Г. Основы права. Учеб. для сред. спец. учеб. заведений/ З.Г. Крылова,Э.П. Гаврилов, В.И. Гуреев и др.; под ред. З.Г.Крыловой. – М.: Высш. шк., 2002.- 319с.
2. Назарова Н.М.Специальная педагогика: в 3 т.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под ред. Н.М. Назаровой. – Т.2: Общие основы специальной педагогики. – М.:Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.