А. з 12. 02 Предметно-экологическая составляющая информатизации муниципальной (окружной) системы образования

Группа статей из Вятки редакция А.З 12.02Предметно-экологическая составляющая информатизации муниципальной (окружной) системы образованияЮ.В. Семенов, зав. кафедрой экологииКировского ИПК и ПРО, Заслуженный учитель РФОдно из перспективных направлений совершенствования системы непрерывного экологического образования в Кировской области – широкое внедрение в практику новых информационных технологий (НИТ). В более узком значении информатизация образования – это «внедрение в образовательные учреждения информационных средств (основанных на микропроцессорной технике) и педагогических технологий их использования. Мы рассматриваем две группы условий развития предметно-экологической составляющей информационно-образовательной среды: развитие системы повышения информационных компетентностей педагога-эколога (на региональном, муниципальном и институциональном уровнях) и совершенствование дидактического обеспечения экологического обучения, развития и воспитания на основе НИТ.Полагаем, что сетевое методическое объединение учителей экологии должно быть дополнением к традиционно существующей системе предметных методических объединений. Сетевое методическое объединение учителей экологии в масштабах образовательного округа практически становится основой для реализации новых форм учебной работы с применением средств глобальных телекоммуникаций. Важно, чтобы были созданы такие условия, при которых учителю предоставляется право свободно планировать время, выбирать уровень образовательной подготовки на основе личностных перспектив, управлять построением индивидуального образовательного маршрута. С этой целью нами разработан и внедрен в практику методического обеспечения образовательного процесса по экологии блочно-модульный принцип информационной поддержки. Суть его в том, что существенная, с точки зрения учителя экологии информация (тематика определена в ходе исследования) разделяется на самостоятельные блоки. Содержание каждого блока имеет внутреннюю структуру: правовое обеспечение;методические рекомендации; готовые образцы (планы, программы); практические разработки отдельных мероприятий различного уровня с учетом национально-региональных особенностей;по возможности представлен зарубежный опыт в этой области.Отдельно представлен опыт активных форм обучения. Кроме этого, в состав блока входят рекомендации по самостоятельной проработке данного объема информации – это вытекает из определения модульности. Таким образом, будучи логически определенной, концентрированной по содержанию единицей информационного пространства данный блок предоставляет широкие возможности педагогу самостоятельно выстраивать образовательный процесс по экологии на любом уровне, существенно снижая затраты (как экономические, так и временные) на его подготовку. Отметим, что рассылка информации осуществляется адресно, по электронной почте или на CD- дисках согласно банку данных по организаторам экологической работы в образовательных учреждениях, который ежегодно обновляется. Разработаны и проходят экспериментальную проверку блоки по организации экологических лагерей, управлению проектной деятельностью учащихся в области экологии и мониторинга. Внедрение блочно-модульной информационной поддержки идет в сочетании с разработкой и внедрением пакета программ по повышению профессиональной компетентности учителей экологии в ходе курсовой переподготовки в Кировском ИПК и ПРО. Активную поддержку в разработке данного направления оказывают методисты Кировского областного эколого-биологического центра, ведущие ученые кафедры экологии Вятского государственного гуманитарного университета. Опыт проведения телеконференций участников сетевого методического объединения является одной из форм разработанных и внедряемых моделей системы методической поддержки учителей экологии. На этой основе активно отрабатывается методика участия педагогов и обучающихся в телекоммуникационных проектах экологической направленности, сетевых олимпиадах, конкурсах. К числу наиболее удачных разработок в области информационной поддержки учителей экологии мы относим создание в интернете сайта [email protected]. Его автор – заслуженный учитель РФ, учитель физики МОУ СОШ №4 г. Слободской Кировской области – Елькин В.И. На сайте размещается обширная информация для учителей экологии, физики, химии, биологии по достаточно большому классу задач. Некоторые из них предполагают обсуждение, общение на уровне форума, организации сетевого исполнения предложенных заданий. Отсюда возникла потребность в разработке и внедрении методики применения информационных сетей в создании проектов по экологии. В данном направлении активно начинают работать учителя экологии Вятско-Полянского, Мурашинского, Малмыжского, Омутнинского, Яранского, Тужинского районов. Положительные результаты получены на основе объединения усилий учителей экологии города Кирова в реализации проекта по поддержке молодежной инициативы «Молодежь выбирает чистый город». В ходе реализации этого проекта в заранее определенных точках города силами учащихся одновременно осуществляется серия распределенных измерений экологического характера. Результаты пробоотбора планируется разместить на сайте, в сводной статистической ведомости. В ходе проведения первых этапов молодежной акции будет происходить обмен локальными данными по результатам проводимой работы. Акция рассчитана на несколько лет. Частью задач, поставленных в ходе ее проведения, являются: сбор локальных данных в одном срезе времени, накопление и обработка результатов за значительный период времени, информирование общественности о проводимых результатах, разработка рекомендаций для администрации города. В ходе молодежной акции выполняется ряд экспериментальных работ, с использованием новых информационных технологий, что создает условия для повышения социальной активности ее участников. Ожидаемый педагогический результат – сформированность уровня готовности и способности принимать собственные решения, делать выбор на социальном уровне. Такой подход помогает реализовать задачу развития ключевых компетентностей обучающихся. Проектирование информатизации муниципальной системы образования по созданию предметных подструктур информационных сетей при одновременном использовании возможностей телекоммуникационных систем позволяет:исключить организационные вопросы, связанные с необходимостью приезда обучающихся в одно учебное заведение; перераспределить финансовые ресурсы в пользу активных форм массовых экологических образовательных мероприятий;решить вопросы своевременного получения консультативно-справочной информации экологического характера;обновить традиционные формы методической работы, снизить их затратность (телеконференции, телесеминары). С точки зрения организации процесса повышения квалификации педагогов-экологов данные формы достаточно перспективны, хотя дальнейшее совершенствование методик их проведения и ресурсной технической составляющей их организации еще требует разработки. Таким образом, проектирование предметно-экологической составляющей информатизации муниципальной системы образования приводит к совершенствованию программы курса “Основы экологии”. Происходит привлечение в образовательный процесс активных форм обучения на основе НИТ, использование исследовательских методов обучения, совершенствование дидактического обеспечения образовательного процесса (в том числе за счет сокращения временных затрат, максимального приближения его к практическому учителю), содействие развитию креативных способностей обучающихся за счет насыщения предмета практическими задачами творческого характера. ^ Эколого-образовательная деятельность Вятского государственного гуманитарного университета в регионеЛ.В. Кондакова, к.б.н., доцент, зав. кафедрой экологииВятского государственного гуманитарного университетаГенеральная ассамблея ООН объявила 2005 – 2015 годы десятилетием образования для устойчивого развития. Это направление образования широко реализуется в развитых странах Европы, но в России создание специальных образовательных программ по внедрению идей устойчивого развития идет медленно и с трудом. В Кировской области складывается система непрерывного экологического образования при тесном сотрудничестве учреждений образования разного уровня: детский сад – школа – вуз, уреждений дополнительного экологического образования, Управления по охране окружающей среды и природопользования. В этой системе значима роль Вятского государственного гуманитарного университета в решении ряда проблем регионального экологического образования. Университет проводит подготовку квалифицированных педагогических кадров. С 1995 г. на базе кафедры экологии была начата подготовка учителей экологии сначала по заочной форме обучения на базе высшего естественнонаучного образования (учителя биологии, химии, географии, математики, физики), а с 1996 года – по очной форме обучения. За прошедший период дипломы о высшем образовании с квалификацией «учитель химии и экологии», «учитель биологии и экологии», «учитель экологии» получили 376 выпускников, из них 98 – это учителя, получившие второе высшее образование.Известно, что в 2000 г., специальность «учитель экологии» была исключена из перечня педагогических специальностей вуза. При поддержке ректора университета, член-корр. РАО, В.С. Данюшенкова, , на кафедре экологии была начата подготовка студентов по классической университетской специальности 020801.65 – Экология. Сферой профессиональной деятельности выпускника по этой специальности являются органы охраны природы, государственные органы управления природопользованием, производственные и научно-исследовательские институты, фирмы, общеобразовательные и специальные учебные заведения. Подготовка специалистов данного профиля для региона была начата впервые. Для поддержания системы экологического образования в учебный план специальности «Экология» введена специализация «экологическое образование», что позволяет выпускникам заниматься и педагогической деятельностью. В настоящее время для региона кроме учителей экологии подготовлено 65 специалистов-экологов. В 2005 г. кафедрой экологии получена государственная лицензия на подготовку специалистов еще одной классической университетской специальности 020802.65 – Природопользование и начата подготовка специалистов с квалификацией «эколог – природопользователь». Учителя-практики – это золотой фонд области. Они внедряют в практику работы школы инновационные технологии экологического образования. Поэтому кафедра уделяет большое внимание работе с преподавателями и учащимися школ города и области по вопросам экологического образования и просвещения. Преподаватели кафедры читают лекции в Кировском ИПК и ПРО, проводят семинары, консультации, осуществляют руководство научно-исследовательскими работами школьников по программе ШЭМ. Большую роль в экологическом образовании играет учебное пособие «Экология родного края» (под. ред. Т. Я. Ашихминой). Книга была издана за счет средств областного экологического фонда и направлена во все школы региона. Работа над пособием объединило преподавателей кафедр, факультетов, ученых других вузов города, экологов, учителей. Созданный творческий коллектив продолжает работать над созданием новых региональных пособий экологического содержания. Кроме подготовки кадров кафедра экологии ВятГГУ совместно с кафедрой экологии Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПК и ПРО) занимается переподготовкой и повышением квалификации учителей экологии. В соответствии с федеральной Концепцией развития непрерывного экологического образования, в рамках региональной программы «Экологическое образование населения Кировской области» предмет «Экология» введен в учебные планы общеобразовательных учебных заведений в качестве регионального компонента и реализуется в более чем половине школ области. Научно-методическим центром экологической работы в области является лаборатория биомониторинга ВятГГУ и Института биологии Коми научного центра Российской Академии Наук (руководитель – профессор Т.Я. Ашихмина). Лаборатория объединяет коллективы сотрудников кафедр экологии ВятГГУ и ИПК и ПРО, ведущих ученых НИИ и специалистов природоохранных организаций Кировской области, сотрудников эколого-биологического центра, творчески работающих учителей школ. Образовательная деятельность лаборатории направлена на: методическое обеспечение подготовки учителей экологии на базе высшего образования; создание на базе лаборатории творческих групп ученых и учителей для разработки учебных планов и учебных программ по экологии; внедрение исследовательских методов в образовательный процесс в вузе и школе; проведение экологических конференций, конкурсов, летних экологических лагерей, экспедиций студентов и школьников; организацию оздоровительных экологических лагерей для детей, проживающих на неблагополучных территориях; научно-методическое обеспечение исследовательских работ студентов и школьников. С 2003 г. при лаборатории биомониторинга работает Всероссийская научная школа «Региональный экологический мониторинг: научный и образовательный аспекты». В работе школы принимают участие ученые из Института биологии Коми НЦ УрО РАН (г. Сыктывкар), Пермского, Нижегородского, Калужского и других университетов, учителя экологии, биологии, химии учреждений образования Кировской области, аспиранты и студенты факультета. В рамках этой школы проводятся научно-практическое конференции, конкурсы проектов, круглые столы. На пленарных заседаниях и секциях обсуждаются актуальные проблемы организации регионального экологического мониторинга, методы исследования природных- сред и объектов, технологии создания и применения геоинформационных систем в экологических исследованиях, проблемы мониторинга здоровья населения, состояния особо охраняемых природных территорий и объектов, вопросы организации школьного экологического мониторинга и состояние экологического образования в регионах. Работа на секциях по экологическому образованию и просвещению позволяет подвести итоги работы региона в области экологического образования за год, познакомиться с опытом работы педагогов других регионов. По итогам конференции изданы сборники «Актуальные проблемы регионального экологического мониторинга: научный и образовательный аспекты» (2002, 2003, 2004, 2005г.). Материалы этих сборников являются теоретической и практической базой для учителей экологии в проведении мониторинговых исследований, освоении инновационных форм и методов экологического образования. ^ Экологическое образование – один из путей здоровьесбережения подрастающего поколенияГ.А. Воронина, к.б.н., доцент кафедры анатомии и физиологии Вятского государственного гуманитарного университета Проблема здоровья подрастающего поколения вызывает озабоченность общества, государственных организаций, самих участников образовательного процесса. Несмотря на успех прошлого столетия в развитии образования, наша страна вступила в XXI век с большим грузом нерешенных проблем. Одна из них – ухудшение состояния здоровья детского и взрослого населения. Между тем история свидетельствует о том, что россияне всегда славились отличным здоровьем, закаленностью и силой духа, особой смекалкой, способностью к созиданию. В настоящее время действует множество социальных, экономических, экологических, информационных факторов, которые оказывают как положительное, так и негативное влияние на здоровье детского и взрослого населения. Об этом свидетельствуют данные Всероссийской диспансеризации 2002 года. На территории Кировской области наблюдается снижение количества детей первой группы здоровья с 32,4% до 18,2%, рост числа детей второй группы – с 58,1 % до 62,2 % и резкое увеличение детей третьей группы здоровья – с 9,4% до 19,6%. В структуре заболеваемости детей дошкольного возраста превалируют болезни нервной системы, анемии и органов дыхания; у детей 7-18 лет – болезни костно-мышечной системы, органов пищеварения, эндокринной системы, нарушений зрения. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несёт и система образования. Для специалистов (теоретиков и практиков) становится очевидным, что образовательные задачи по формированию у школьников системы знаний, навыков в соответствующих отраслях науки, развитие познавательных способностей, интеллекта невозможно без решения оздоровительных задач. В Концепции модернизации российского образования, в нормативных документах Министерства образования, материалах всероссийских, областных, городских конференций проблемы здоровья и качества образования выдвигаются как приоритетные направления работы образовательных учреждений. В рамках Федеральной целевой программы «Дети России» с 2003 года введена в действие программа «Здоровый ребенок». В 2002 году появился совместный приказ Министерства образования и Министерства здравоохранения «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации», в котором был намечен ряд конкретных мер для активизации работы школ по охране и укреплению здоровья учащихся. Снижение уровня нравственного и физического здоровья, свидетельствуют о том, что современное состояние обучения и воспитания находится в противоречии с основополагающими принципами здорового образа жизни. Высокие информационные и эмоциональные нагрузки и в то же время низкий уровень здоровьесберегающей культуры – неумение эффективно организовать свой труд и отдых, управлять вниманием и волей, потеря интереса к самостоятельным занятиям, физическим упражнениям, проявление гиподинамии, многочасовое пребывание перед экранами компьютеров и телевизоров – вызывают синдромы «ранней и хронической усталости». Тревожит состояние нравственной воспитанности подростков, проявление негативных форм поведения и рост числа вредных привычек, пристрастий, социально обусловленных заболеваний, в том числе табакокурения, употребления алкоголя, психоактивных веществ. Перед образовательными учреждениями стоит задача создания условий для сохранения здоровья детей, определения механизма формирования здоровьесберегающей среды, в которой образование происходит не за счёт ресурсов здоровья, а вследствие организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, когда обеспечивается равновесие между адаптивными возможностями организма и постоянно меняющийся средой. В условиях экологического кризиса и социально-экономических изменений в обществе такой системой является программа экологического образования, которая выводит человека на индивидуальную потребность в здоровом образе жизни, как радости бытия, труда и духовно-нравственного состояния. Именно через Природу, которая учит жизни, через ощущение чувства расширяется творческий познавательный интерес мира ребенка. Основные требования экологического образования (в широком смысле обучение и воспитание) направлены на создание здоровьесберегающего образовательного пространства, выработку ноосферного мышления и включают: – понимание того, что человек – это часть природы, его назначение в умении познать законы, по которым живёт и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами; – понимание современных проблем экологии и осознание их актуальности, как для человечества, так и для сохранения личного здоровья и окружающих людей; – принятие личного посильного участия в решении экологических проблем; – понимание необходимости сохранения всего многообразия жизни в окружающей среде. Кроме того, одним из важнейших принципов экологического образования является принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека, что соответствует природосообразности и устойчивому развитию личности. Поэтому курс экологии – это не дополнительная нагрузка в предметной области, а новый смысл современного образовательного процесса, направленного на становление у учащихся основ духовно-нравственной культуры и культуры здоровья. Не случайно выдающийся педагог В.А. Сухомлинский опирался на принцип воспитания через природу, которая развивает в ребёнке эмоциональное, умственное, эстетическое начало и, по его мнению, «чем больше человек узнаёт об окружающем мире, тем больше он должен узнать о человеке, в противном случае нарушается гармония между знаниями и нравственностью». К этой мысли пришли не только экологи, но и физиологи, математики, физики и философы, медики и кибернетики, экономисты и географы т.е. учёные и практики понимают, что от мировоззренческих позиций зависит физическое и психологическое здоровье человека. Следствием неразумного образа жизни уже является: снижение ее продолжительности и ухудшение здоровья практически всех возрастных групп, снижение трудоспособности, преждевременное старение, накопление генетических дефектов. В то же время исследованиями показано, что психическая энергия существует в природе как объективная реальность, и каждый человек может успешно использовать эту силу, живя с природой в гармонии. Экологическое образование, опирающееся на содержание о родном крае может существенно содействовать формированию идеалов здорового образа жизни. Важная роль в этом отводится региональному курсу «Экология человека», изучение которого сочетается с практическими внеклассным занятиям. В его рамках разработана программа «Школа здоровья» для работы классных руководителей. Она содержит рекомендации к разделу «Окружающий мир и здоровье» для работы с каждой возрастной группой детей, начиная с детского сада. Главной задачей программы является научить ребёнка жить в согласии с природой, сохраняя своё здоровье, любить малую родину, окружающих людей и планету Земля. Основное содержание занятий направлено на развитие простых общечеловеческих ценностей – доброта без корысти, помощь по первому зову. Эта программа, наряду с другими, взята за основу детскими дошкольными учреждениями, школами и домами детского творчества для разработки проектов сохранения и укрепления здоровья детей. Даже наименования детских дошкольных учреждений заимствованы у природы: ручеёк, росинка, родничок, колокольчик. Это соответствует пониманию ребёнка и радуют его. Темы занятий включают ознакомление с окружающим миром через наблюдение в природе на экологическй тропе или «тропе здоровья». Физкультурно-оздоровительное направление работы составляет основу формирования потребности в движениях, закаливающих процедурах. Дети знакомятся с продуктами красной и зелёной улицы по тематике занятий «Разговор о правильном питании». В начальной и средней школе работа по формированию культуры здоровья продолжается с использованием соответствующих возрасту и природосообразности детей формам работы. Более 10 лет в школах города и области проводятся исследования по программе школьного экологического мониторинга. Программа включает комплексную оценку состояния здоровья, резервных возможностей адаптации организма к учебным нагрузкам, поиска путей повышения умственной и физической работоспособности, нравственной воспитанности детей и подростков. Программа опубликована в учебных пособиях «Экология родного края», «Школьный экологический мониторинг» и учебно-методическом пособии «Школа здоровья». В образовательных учреждениях г. Кирова и районов области за последние два года отмечена активизация здоровьесберегающей деятельности участников образовательного процесса. В тех случаях, когда руководители образовательных учреждений поддерживают инициативу педагогов-экологов, отмечается должная эффективность работы. Подтверждением этому являются представленные в последние годы на областные конкурсы и конференции методические материалы. Так, в 2002 году 28 образовательных учреждений области явились участниками первого областного конкурса «Образование и здоровье – проблемы XXI века: поиски, пути решения. А в 2003 году в межрегиональной конференции «Образование и здоровье – проблемы XXI века: поиски, пути решения» приняли участие 160 специалистов образования, здравоохранения, социальной службы, научные сотрудники средних и высших учебных заведений. Таким образом, реализация проблемы выходит на интеграцию специалистов различных профилей. В 2003-2004 годах проведены районный и областной туры Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья». Дана оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности по результатам мониторинговых исследований состояния здоровья учащихся и экологического здоровьесберегающего пространства школы. Несмотря на то, что требования конкурса были достаточно высокими, участниками областного тура конкурса стали 10 образовательных учреждений. Лауреатом его признана МОУ СОШ пос. Юбилейный Котельничского района (директор А.А. Мамаев, педагог – организатор, учитель экологии О.В. Поздина). Дипломами II и III степени отмечены соответственно школа-интернат №1 г. Кирова и гимназия № 2 г. Кирово-Чепецка. В заключении отмечу рост интереса у школьников к изучению вопросов экологии и здоровья. Так старшеклассники на второй городской конференции «Человек – природа» представляют научные исследования по изучению состояния не только природных сред, но и их влияния на здоровье и работоспособность. В последнее время учащихся заинтересовал вопрос влияния генетически модифицированных продуктов, организации питания, народных традиций на сохранение здоровья. Программа непрерывного экологического образования позволяет подрастающему поколению лучше понимать, что природа – это не только то, что находится вне нас – природа это мы сами, наше физическое и духовное начало, наше здоровье и наша жизнь.