Роль информации об образовательном учреждении при выборе ВУЗа

Рольинформации об образовательном учреждении при выборе ВУЗа
 

План
 
Введение
1.Функциональные особенности образования
2.Социально-культурные и социально-экономические аспекты роли и значениеинформации о высшем учебном заведении и качестве его услуг
3. Образование каксредство развития человека – формирование инвестиций в человеческое развитие
Заключение
Список использованнойлитературы

Введение
 
Сознание и знания тесно связаны. Сначала возникает сознание, а потом какспособ существования приобретается знание, Стремление к знаниям и овладение ими– необходимость. Самое благородное качество человека – стремление к знаниям.Они необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения ипредвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработкидругих новых знаний.
Человек начинает жизнь, уже обладая определенным уровнем природныхспособностей. Способности эти в течение жизни развиваются, но могутобесцениваться, если знания и профессиональная подготовка не соответствуютсовременным требованиям общества.
В условиях научно-технической, технологической и информационной революцийобщество нуждается в высококвалифицированных специалистах. Цивилизованныйхарактер общества, его престиж определяются уровнем образованности всех членовобщества. А престиж ВУЗа определяется уровнем жизни и трудоустроенностью еговыпускников. В этой связи, актуальной может быть названа проблема наличияинформацииоб образовательном учреждении при выборе ВУЗа выпускником школы.
Целью данной статьи является – изучение значимости информации обобразовательном учреждении при выборе ВУЗа в условиях образовательной системыРК.

1. Функциональные особенности образования
Образование как социальный институт имеет относительную самостоятельностьпо функциям, обладает преемственностью систем, способностью оказывать активноевоздействие на развитие общества. Состояние и функции этой системы определяютсягосподствующим в данном обществе способом производства и экономическимиотношениями, порожденными им, структурой социальных связей и отношений, а всвязи с этим социальной структурой, особенностями политических отношений.
Функции образования определяются также общечеловеческими потребностями ввоспроизводстве и передаче от поколения к поколению накопленных людьми знаний,переходом новых поколений к более высокому уровню образованности.
Образование выполняет в обществе экономические, социальные, культурныефункции. К экономическим относятся, в первую очередь, формированиесоциально-профессиональной структуры общества из работников, владеющихнеобходимыми знаниями, умениями и навыками, Более многообразными оказываютсясоциальные функции образования. Во-первых, оно выступает в качестве одного изосновных средств социальных перемещений. Рабочий, получивший высшееобразование, как правило, переходит в ряды интеллигенции, инженер, прошедшийшколу менеджерской подготовки, – в слой управленцев. Во-вторых, образованиевыступает одним из основных условий воспроизводства конкретных видов социальнойструктуры: классовой, экономической и др. Место работы врача нельзя занять безсоответствующего образования, также место инженера, педагога. В-третьих, благодаряобразованию осуществляется процесс социализации личности, происходит усвоениетребуемых обществом норм, правил, ценностей, которые необходимы для выполнениясоответствующих социальных ролей. Наконец, культурная функция состоит в том,что образование – решающий фактор сохранения и совершенствования национальнойкультуры. Без образования нет культуры, оно формирует ее основу.
Воспитание молодых людей в духе признания культурных ценностей и идеалов,сложившихся в обществе, помогает поддерживать существующий социальный порядок.Благодаря образованию, культурные ценности сохраняются и передаются изпоколения в поколение. Достижения образования способствуют социальнымизменениям, происходящим в связи с внедрением новых технологических методов ипереоценкой существующих знаний.
Народному хозяйству республики требуются квалифицированные специалисты вовсех областях, и система образования решает задачу их подготовки.
 
2. Социально-культурные и социально-экономические аспекты роли и значениеинформации о высшем учебном заведении и качестве его услуг
Система образования формируется в соответствии с концепцией непрерывногообразования. Структура этой концепции такова: семейное воспитание; дошкольное воспитание;общеобразовательная школа; внешкольное обучение и воспитание;профессионально-техническое образование; специальное среднее образование;высшее образование; послевузовское образование (аспирантура, докторантура);повышение квалификации и переподготовка кадров; второе образование (втораяспециальность). Каждый из этих этапов имеет свои задачи и специфику.
Поскольку система образования формируется в соответствии с требованиямиобщества, она должна иметь долгосрочный прогноз. Основными принципами социальногопрогноза образования являются: концепция непрерывного образования; неразрывная связьсистем образования снизу доверху; передача полученного образования из поколенияв поколение; носитель образования – член общества; общество требует системуобразования привести в соответствие со своими требованиями. Основными фигурамисистемы образования являются: учитель, педагог, его образование,профессиональные способности, материальное положение.
Современное производство, духовная жизнь требуют от каждого человекане только общего, политического, компьютерного, но и профессиональногообразования.
Любые системы профессионального образования неразрывно связаны спрофориентацией. Она осуществляется в школах, в семье, на предприятиях иучреждениях.
В условиях научно-технической революции для функционированияпроизводства, потребления и распределения, развития личности знания должныприобретаться в течение всей жизни человека. Образование должно бытьнепрерывным для каждого. Для того чтобы постоянное приобретение знанийчеловеком стало неотъемлемым компонентом жизни, нужна потребность в этом ивостребованность. Формирование и того и другого на уровне личности, социальнойобщности, общества в целом – важная задача социального института образования.
Непрерывное образование должно стать устойчивой формой организациижизнедеятельности людей. А.В. Луначарский писал: «Дать знания не толькодело школы. Она дает только ключ к этому. Получение знания вне школы – целаяжизнь. Человек всю жизнь должен заниматься повышением своего знания».
В структуре времени человека (как рабочего, так и внерабочего, в томчисле, что особенно важно, свободного) затраты на образовательную деятельностьстанут одними из самых значительных и в силу общественной потребности в них, ив результате глубокой личной заинтересованности. А это значит, что получитдальнейшее развитие самообразование.
В Казахстане сложилась система образования, важнейшим результатом ееявляется повышение образовательного уровня населения. Каждый третий работник внаши дни имеет высшее и среднее специальное образование.
В современных условиях система образования уже перестроила свою работу.Кроме стандартных типов учебных заведений функционируют гимназии, лицеи, гдеуглубленно изучаются отдельные предметы, в зависимости от желания испособностей учащихся. Открываются частные высшие и средние учебные заведения.
Все виды учебных заведений стали в какой-то мере автономными,самостоятельно разрабатывают учебные планы, программы с учетом новыхтребований. Без исключения во всех учебных заведениях углубленно изучаютсяиностранные языки, есть кабинеты компьютерной и информационной техники.
Высшие школы, особенно университеты, готовят политологов, социологов,специалистов по проблемам международной политики, а также экономистовразличного профиля. Студенты проходят практику в вузах США, Англии, Франции,Германии, Турции и т.д.
Главная цель перестройки системы образования – привести ее всоответствие с международным стандартам, дать молодым людям глубокиеобщетеоретические и прикладные знания. Каждый выпускник высшей школы долженбыть не только узким специалистом, скажем, математиком, физиком, химиком,инженером, врачом, но и высокообразованным, понимающим и глубоко разбирающимсяв целях и смысле общества, умеющим дать правильную оценку всем общественнымявлениям и процессам.
И не смотря на большой скачок, который был сделан образовательнойсистемой РК, остается немало нерешенных проблем. Одной из проблем являетсяпроблема формирования и пополнения специалистами таких отраслей, какинженерно-технологические, химико-биологические, строительные
По мнениюМинистерства образования и науки РК, республика также нуждается в менеджерах поуправлению проектами. В целом госзаказ на подготовку специалистов техническогои обслуживающего труда увеличен. Также возросло число грантов на педагогическиеспециальности.
Но при этомуровень качества образовательных услуг вузов оставляет желать лучшего.Необходимо ранжировать учебные заведения и помочь сориентироваться поступающимв вузы. Такую попытку предпринял общественный фонд «Современное образование»,который при содействии Министерства образования и науки РК организовалреспубликанскую акцию «Новые ресурсы Казахстана». Проект задуман для того,чтобы вести учет выпускников, отслеживать востребованность специальностей,выводить рейтинг вузов, формировать госзаказ. Собранная база данных будетшироко представлена работодателям, и они смогут, не обращаясь в агентства потрудоустройству, бесплатно ею воспользоваться. Таким образом, выпускнику школыинформацией к размышлению должны быть не только мнения родителей, учителей,родственников и государственные СМИ, но прежде всего такие рейтинги, которыемогут быть опубликованы в различных независимых СМИ.
Другойсистемой информационной помощи могут стать данные агентств по трудоустройству,которые практически всегда доступны в Интернете и газета «Работа», «Вакансия» ипр. Там можно воспользоваться вполне достоверной информацией о том, чтотребуется на рынке труда.
Каксвидетельствуют данные указанных изданий, серьезно не хватает специалистов поразвитию бизнеса в любых областях. Это универсальные специалисты, как правило,с двумя образованиями, уникально сочетающие навыки менеджера и способностипредпринимателя, владеющие знаниями в области маркетинга, продаж, менеджмента,финансов. Если говорить о гуманитарных профессиях, то будут востребованы PR-специалисты,маркетологи, менеджеры по управлению персоналом.
Ориентир намоду и престижность профессии способствует тому, что вузы, чувствуяконъюнктуру, открывают у себя соответствующие факультеты и вводят обучениеновым специальностям. Вопрос все в том же качестве образования. Ведь маловвести обучение новым востребованным специальностям, необходимо, чтобы насоответствующих факультетах можно было получить реально нужные в работе знанияи навыки. А если, например, кафедра по «Оценке бизнеса» в КазЭУ уже существуетболее десятка лет, а подобные ей кафедры открываются во многих частных ВУЗах,то естественно стоит за услугами по данной специальности обратиться уже вуказанное выше учебное заведение, а не в то, где оплата несколько ниже.
Научная базаВУЗа складывается не сиюминутно, и чтобы давать студентам качественноеобразование, у вуза за плечами должно быть определенное количество летподготовки специалистов. Выбирать в качестве места обучения новичковобразовательного рынка не совсем разумно, даже если они обещают великолепныерезультаты. А как раз именно коммерческие вузы их, как правило, и обещают,уделяя большое внимание рекламе. Но дорогостоящее обучение еще не значиткачественное.
3.Образование как средство развития человека – формирование инвестиций вчеловеческое развитие
Инвестициив человеческий капитал содействуют не только повышению доходов индивида, но испособствует росту производительности труда. Сторонники теории человеческогокапитала подходят к рассмотрению инвестиций в человека, основываясь наконцепции «предельной полезности» и «предельной производительности».
Помимотого, что образование превращает человека в более производительного работника,оно развивает в нем предпринимательские эффекты, делает его более умелыморганизатором. Образование укорачивает временной лаг между открытиями ивсеобщим применением, то есть оно сокращает разрыв между теоретическим ипрактическим уровнем развития технологии. Естественно, что люди с высокимобразовательным уровнем быстрее реагируют на изменения в науке и технике, онипервые внедряют нововведения в своей производительной и потребительскойдеятельности.
Втеории человеческого капитала проблема производственного опыта является однойиз самых сложных при изучении процессов формирования рабочей силы.Общетеоретическая разработка проблем инвестирования производственного опытапринадлежит Г. Беккеру, которую усовершенствовал Дж. Минцер.Центральным моментом теории инвестирования подготовки на производстве являетсявыделение, как отмечалось ранее, специальной и общей подготовки напроизводстве.
Человеческий капитал– это капитал в формезнаний, умений и навыков, полученных человеком в процессе образования ипрактической деятельности и позволяющих ему успешно выполнять своюпрофессиональную деятельность. Этот капитал формируется в процессе образованияи используется человеком в определенной сфере общественного производства.
Итак, основную роль в формировании и развитии человеческогокапитала играет образование. Концепция человеческого капитала предполагает, чтовложения человеком средств в образование производятся на рациональной основе –ради получения больших доходов в будущем. Здесь, как и в случае с любымидругими инвестициями, человеку необходимо определить экономическуюэффективности вложений в себя самого, в свой человеческий капитал.
Под экономической эффективностью принято пониматьсоотношение между величиной полезного результата (как степени достиженияпоставленной цели) и затратами на получение этого эффекта. Это правилосправедливо и при оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал.Экономический эффект образования для работника измеряется прежде всегоприростом его дохода в будущем.
В реальной жизни вряд ли кто-нибудь принимает решение опоступлении в высшее учебное заведение на основе сложных расчетов. Обычночеловек использует те или иные субъективные оценки, а также сравниваетдополнительные доходы в будущем от полученного образования с затратами на него.
Можно предложить следующий способ оценки эффективностиинвестиций в образование: суммарные дополнительные доходы в будущем,связанные с наличием высшего образования, должны существенно превышать суммарныерасходы на получение этого образования. Тогда, с точки зрения собственника,инвестиции эффективны. На основе этого же принципа легко посчитать срококупаемости инвестиций в образование.
Человек,поступающий в институт, выбирает один из двух альтернативных потоковзаработков: поток А начинается сразу после окончания школы, но при этом неочень велик; поток В (выпускники институтов) первые пять лет отрицательный(из-за расходов на обучение), но затем становится положительным и быстрорастет, превышая заработки выпускников школ.
/>
Рисунок 1– Альтернативные потокидоходов выпускников школ и высших учебных заведений

Очевидно,что суммарные заработки за время жизни работников с высшим образованием должныпревзойти заработки работников со средним общим образованием.
В Казахстанепо данным последней переписи населения 2001 г. почти 61% всего населения ввозрасте 15 лет имело среднее обязательное образование, 23% – среднееспециальное и 18% – основное высшее. Образование населения Казахстана в 2009году можно охарактеризовать данными (рисунок 2).
/>
Рисунок 2 –Уровень образования Республики Казахстан
Естественно,что любое реформирование страны вызывает необходимость реформирования ееотраслей и требует определенных затрат на этот процесс. В Казахстане проблемныевопросы переходного периода привели к тому, что общие затраты государства наобразование резко снизились не только в абсолютном размере, но и в процентах отвалового внутреннего продукта (ВВП).
Так, если в1990 г. они составляли 8,2% от ВВП, то в 1994 г. – только 3,2%, в2001 г. – 4%, а в 2009 г. – 4,2%.
Одновременноснижение государственных затрат на образование уменьшило уровень доступностибесплатного образования для населения Казахстана и породило развитиекоммерческих платных образовательных услуг, появление которых было связано соследующими процессами, происходящими в стране:
–          переходомна рыночную модель экономики;
–          развитиемчастных форм собственности;
–          появлениемсвободы выбора населением форм приобретения образования;
–          вхождениемнационального образования в мировую образовательную систему;
–          стратегическимприближением казахстанского образования к современным европейским стандартамоценки его уровня и качества;
–          расширениемэкономической самостоятельности учебных заведений;
–          переходомна многоуровневую систему подготовки профессиональных кадров.
В результатебыла создана и продолжает строиться новая модель национальной системыобразования, финансируемая в меньшей своей части за счет государственногобюджета, а в большей – за счет платных образовательных услуг.
Стратегияреформ образования страны, разработанная в рамках стратегического плана«Казахстан – 2012», определила следующие задачи:
–          улучшениекачества образования как первостепенную задачу;
–          введениемер, обеспечивающих доступ к образованию всех народов, проживающих вКазахстане, и всех групп населения;
–          обеспечениевзаимодействия воспитания и образования;
–          содействиеинтеграции образования и науки;
–          обеспечениемобилизации ресурсов на повышение эффективности образовательной системы;
–          повышениеэффективности финансирования образовательной системы;
–          решениеряда других организационных мер, направленных на улучшение образования вРеспублике Казахстан.

Заключение
Такимобразом, в заключении стоит сделать следующие выводы:
1. Выбираявуз, необходимо получить информацию о наличии у него государственной лицензии.Обязательно поинтересоваться, какой преподавательский состав в учреждении икакова программа обучения на факультете. Также стоит постараться собратьинформацию о выпускниках вуза (насколько удачно они трудоустроены).2. Необходимы и различные профориентационные программы, и рейтингивузов (только объективные), и ведение статистики о востребованности на рынкетех или иных специалистов.
3. Многиекомпания на сегодня должны поменять свое отношение к студентам. В японскойсистеме менеджмента существует семейная преемственность, когда отец приводитсына на предприятие, и от этого результаты только улучшаются. Я в корне несогласна с мнением некоторых работодателей, что не нужно брать на работуспециалистов без опыта. Наоборот, у выпускников свежие головы, интенсивноемышление, и они как губка впитывают в себя новые знания. Тем более что вомногих серьезных компаниях сейчас проводится ротация. На позицию менеджерачасто предпочитают взять того же секретаря, воспитанного в стенах компании,нежели человека со стороны. Ведь воспитанник компании знает ее изнутри, хорошоразбирается в том, какого рода товары и услуги она предлагает. Думаю,выпускникам вузов не следует увлекаться амбициями и отдавать себе отчет в том,что восхождение по карьерной лестнице начинается снизу.
Врамках выводов сделанных по вопросам инвестиций в образование стоит отметитьследующее:
1.        Внастоящее время влиятельным фактором выбора потребительских пристрастий впользу определенного учреждения образования являются цены на его платныеобразовательные услуги и тарифная политика этого учреждения образования, чтопослужило основой модели формирования оптимальной цены на отдельнуюобразовательную услугу и рекомендаций по формам финансовой помощи малообеспеченнымсемьям и слабозаселенным регионам Казахстана со стороны высшего уровняуправления образованием и финансами Республики Казахстан.
2.        Развитиеплатных образовательных услуг во многом зависит от тех финансовых инструментов,которые используются и вращаются в системе функционирования соответствующегорынка.
8.       Учитывая роль образования в формировании будущегокадрового потенциала государства и в целях уточнения функций государственногоучастия в развитии рынка платных образовательных услуг в дипломной сформированыпредложения по способам разделения управленческих функций между учреждениямиобразования и высшим уровнем управления образованием со стороны государства,которые, на наш взгляд, должны расширить самостоятельность образовательныхпредприятий Казахстана в сфере принятия инвестиционных решений.

Списокиспользованной литературы
 
1.  Закон РеспубликиКазахстан от 7 июня 1999 года №389–1 «Об образовании» с изменениями на13.07. 2008.
2.  Государственная программа«Образование», утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 30сентября 2000 г.
3.  Бизнес-образование вРеспублике Казахстан: Проблемы и стратегические ориентиры на XXI век». С. Сатубалдин,исполнительный директор КИМЭП при Президенте Республики Казахстан, академик, докторэкономических наук, профессор. // «Актуальные проблемы высшей школы» 2008год. №1,4
4.  Официальный сайт ФондаСорос-Казахстан // 2009.