Оценка конкурентоспособности товара и производства

Введение
 
Основной целью любойфирмы в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своихпозиций на рынке (или его сегменте), рост или, по крайней мере, стабильноеполучение прибыли. Это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли,главным средством достижения которой выступает обеспечение высокойконкурентоспособности.
Все большую актуальностьэта проблема приобретает для российских предприятий, когда в переходный периодэкономики резкое сокращение финансирования со стороны основного потребителя –государства – заставило товаропроизводителей перестраивать свою экономическуюполитику. Теперь организации ориентируются на свои внутрипроизводственныевозможности, расширение прямых связей с поставщиками сырья и материалов призначительной доле бартерных сделок, которая в последнее время стало значительносокращаться. Иными словами, нормальная хозяйственная деятельность предприятийстала зависеть от возможности обеспечения материальными и трудовыми ресурсами,технического оснащения производства, конкурентоспособности продукции.
Именно её выпуск иреализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, чтопозволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком поссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственныезатраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объемаее реализации является важной задачей для каждого предприятия. Но сделатьпроизводимую продукцию конкурентной невозможно, если предприятие не способносоперничать с другими организациями. Поэтому эти две проблемы невозможнорассматривать в отрыве друг от друга. Они тесно взаимосвязаны. Продукцияотражает результат производственного процесса, который обеспечиваетсятоваропроизводителем наличным производственный потенциалом с учетом требованиярынка. Так, при изменении спроса на продукцию возникает необходимостьпересмотра конкурентоспособности предприятия – необходимого условия обеспеченияконкурентного производства.
С другой стороны, результатамивыполнения данного условия будут:
–    развитие внутреннегорынка и рост ВВП;
–    стабильныеналоговые поступления в бюджет;
–    сохранение иразвитие научно-технического потенциала страны;
–    занятостьнаселения;
–    социальнаястабильность.
Вопрос созданияконкурентоспособного производства и продукции актуален в настоящее время. ВРоссии это выражено в импорте товаров из других стран, производство которых неосвоено отечественными производителями. В частности, к ним можно отнестиотдельные виды продовольственных товаров, медикаментов, аудио- и видеотехники,промышленного оборудования.
Цель данной работы – датьоценку конкурентной способности товаров и производства, выявить факторы ирезервы конкурентной способности организации.
Для достиженияпоставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
–    определеныфакторы и резервы конкурентоспособности предприятия;
–    выполненахарактеристика способности товара соперничать с выпускаемой продукцией другихфирм;
–    произведенаоценка конкурентоспособности производств.

Раздел 1. Анализконкурентоспособности организаций
В условиях рыночныхотношений для успешного развития многономенклатурного производства особуюактуальность приобретает проблема создания конкурентоспособного предприятия ипродукции. Высококачественная продукция способствует росту спроса и увеличениюобъёма реализации, что при прочих равных условиях обеспечивает эффективностьпроизводства.
Анализконкурентоспособности предприятия предусматривает оценку возможностейконкурирующих организаций в производстве и поставке на товарный рынокпродукции, которая может повлиять на снижение интереса со стороны покупателя кпредприятию и его продукции.
Факторыконкурентоспособности предприятия, увязанные с производством продукции иопределяющие конкурентные преимущества предприятия, представлены ниже:
–    количество,квалификация и стоимость рабочей силы (человеческие ресурсы);
–    количество,качество, доступность и стоимость участков, воды, полезных ископаемых, лесныхресурсов, климатические условия, географическое положение страны, базированиепредприятия (физические ресурсы);
–    сумма научной,технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров иуслуг (ресурс знаний);
–    количество истоимость капитала, который может быть использован на финансированиепромышленности отдельного предприятия (денежные ресурсы);
–    тип, качество,имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характерконкуренции. Сюда можно отнести транспортную систему страны, системы связи,почтовые услуги и так далее (инфраструктура).
Опыт промышленно развитыхстран показывает, что на макроуровне меры по совершенствованиювышеперечисленных факторов не всегда объективны, а возможность учесть их науровне предприятия весьма проблематична.
По отношению кпредприятию факторы конкурентоспособности можно классифицировать на внешние ивнутренние.
К внешним факторамследует отнести меры воздействия, которые позволяют сориентироватьсятоваропроизводителю на товарном рынке и определить дальнейшую стратегию.Развития предприятия. Это:
–    экономические иадминистративно-хозяйственные факторы со стороны государства;
–    основные характеристикидействующих рынков, где реализуется продукция (сегментация, емкость,возможности соперников и т.д.);
–    деятельностьполитических партий, общественных и негосударственных организаций.
Внутренние факторы,определяющие конкурентоспособность организаций, включают:
–    маркетинг;
–    научный,технологический, финансово-экономический, кадровый потенциал;
–    эффективностьрекламы;
–    материально-техническоеобеспечение;
–    движение товара;
–    сервисноеобслуживание.
Внутренние и внешниефакторы – это средство и способ использования резервов конкурентоспособностипредприятия.
Резервыконкурентоспособности – это специфические потенциальные возможности предприятия(планируемые запасы товарно-материальных ценностей, возможностисовершенствования технологических процессов и обеспечения их гибкости,улучшение использования основных производственных фондов и оборотных средств).Эта проблема характеризуется доктором экономических наук Н.С. Яшином как неиспользование возможностей, связанных, с одной стороны, с особенностямиотдельных элементов внутреннего потенциала предприятия, а с другой, с факторамивнешней среды.
Такой подход позволилклассифицировать резервы конкурентоспособности предприятия по следующим пятиосновным группам.
Первая группа. Резервыиспользования налоговых льгот:
–    использованиеналоговых льгот;
–    использованиегосударственных дотаций, субсидий, кредитов, инвестиций;
–    повышениеэффективности использования государственной системы образования деятельности;
–    улучшениеиспользования возможностей государственных программ по обеспечениюконкурентоспособности предприятия;
–    учет ииспользование законодательной и нормативной базы хозяйствования;
–    выбор целевогорынка и его сегмента; определение условий деятельности на целевом рынке сучетом налогового законодательства.
Вторая группа. Резервыиспользования организационного потенциала предприятия:
–    повышениеэффективности рекламы;
–    использованиенаучно-технического потенциала предприятия;
–    повышение уровняпатентной работы;
–    обеспечениетехнико-экономических и качественных показателей, определяющих приоритетностьпродукции предприятия на рынке;
–    изменениекачества изделий и его технико-экономических параметров в соответствиитребованиям потребителя и его конкурентных запросов, повышение внимания кнадежности продукции;
–    выявлениепреимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, учет этихрезультатов на своем предприятии;
–    изучениемероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которымиони выступают на рынке; разработка мер, дающих преимущества по сравнению сконкурентами;
–    определениевозможных модификаций продукта путем повышения качественных характеристик(долговечность, надежность, экономичность эксплуатации, улучшение внешнегооформления);
–    нахождение и использованиевозможных приоритетных сфер применения продукции, в особенности новой;
–    обеспечениесертификации продукции и систем управления;
–    улучшениепредпроизводственного обслуживания продукции;
–    развитиесервисного обслуживания;
–    повышениеэффективности гарантийного обслуживания;
–    использованиемаркетингового потенциала предприятия.
Третья группа. Резервыиспользования производственного и технологического потенциала предприятия:
–    улучшениеиспользования основных фондов;
–    эффективноеиспользование производственных площадей;
–    повышениесменности работы оборудования;
–    улучшениеиспользования инструментов и приспособлений;
–    ускорениеобновления структуры основных фондов;
–    совершенствованиетехнологий производства;
–    улучшениетехнологической преемственности;
–    интенсификациятехнологических процессов;
–    сокращениевременных затрат на технологическую подготовку производства;
–    улучшениематериально-технического обеспечения;
–    повышениекачества монтажных и пусконаладочных работ;
–    повышение уровнямеханизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг.
Четвертая группа. Резервыиспользования финансово-экономического потенциала предприятия:
–    повышениефинансовой устойчивости предприятия;
–    улучшениеиспользования собственного капитала;
–    повышениеэффективности использования заемного капитала;
–    усилениеинвестиционной привлекательности предприятия;
–    использованиеценовых факторов повышения конкурентоспособности предприятия, в том числеприменяемых фирмами-конкурентами (спадов с цены, сроков и объемов гарантий).
Пятая группа. Резервыиспользования кадрового потенциала:
–    сокращение потерьрабочего времени;
–    повышениеквалификации кадров;
–    развитиетворческой активности кадров.
Все резервы предприятиятесно взаимосвязаны. Каждая группа имеет свои особенности.
Анализ уровняконкурентоспособности предприятия обеспечит его реальную оценку только в томслучае, если он связан с показателями хозяйственной устойчивости предприятия.Российские исследователи предлагают для такой оценки перечень следующихпоказателей:
–    потребность вкапитальных вложениях фактических или текущих и на перспективу как в целом, таки по отдельным видам продукций и конкретным рынкам;
–    ассортиментконкурентоспособной продукции, ее объемы и стоимость («продуктоваядифференциация»);
–    набор рынков илиих сегментов для каждого продукта («рыночная дифференциация»);
–    потребность вденежных средствах на формирование спроса и стимулирование сбыта;
–    перечень мер иприемов, которыми фирма может обеспечить себе преимущество на рынке: созданиеблагоприятного представления о фирме у покупателей, выпуск высококачественной инадежной продукции на основе собственных разработок и изображений, обеспеченныхпатентной защитой, добросовестное и честное выполнение обязательств по сделкамв отношении сроков поставок товаров и услуг.

Раздел 2. Оценкаконкурентоспособности товара и производства
 
2.1 Товарнаяконкуренция
В условиях рыночныхотношений величина реализации продукции во многом зависит от ееконкурентоспособности. Действующая на рынке конкуренция требует постояннойоценки товара с позиции ее соответствия требованиям рынка и экономическойобоснованности производства. Их выполнение всех требований отражается втоварной политике промышленной организации и предприятия.
Товарная политика – этосоставная часть бизнес-плана, включающая предварительный выбор номенклатурыпродукции и услуг, некоторые из которых в дальнейшем будут включены впроизводственных портфель. Разработка товарной политики предусматривает:
–    оценку рынковсбыта;
–    анализ уровняконкурентоспособности собственного товара и аналогичного товара, производимогоконкурентами;
–    выбор наиболееблагоприятных рынков и установление для каждого из них соответствующей номенклатурыпродукции, объема реализации и цены;
–    анализ выручки иразработка плана перспективной номенклатуры продукции с учетом ееконкурентоспособности;
–    изучениевозможности неценовой конкуренции.
Для оценки рынков сбытанеобходимо определить место товара на различных рынках исходя изплатежеспособности спроса на соответствующий товар, а также структурупокупателей по платежеспособному спросу для каждого из анализируемых рынков иперечень конкурентов.
Оценка уровняконкурентоспособности не всегда дает положительный результат, поэтому на рынкемогут использоваться различные стратегии. Стратегия, предусматривающаяпроизводство товара с минимальными издержками в результате использования болеедешевого сырья, материалов, рабочей силы, отрицательно отражается на ихкачестве и цене. Однако эти товары могут пользоваться повышенным спросом иприносить высокую прибыль производителю, например, товары широкого потреблениякитайского производства (обувь, одежда). Стратегия, ориентированная на дешевуюпродукцию с пониженными качественными параметрами, имеет негативные последствия.Это нестабильность, высокая степень риска, так как платежи, способность спросаи возможность приобретения дешевых предметов труда и рабочей силы непрогнозируются во времени.
Стратегиятоваропроизводителя, направленная на повышение «имиджа» его предприятия,позволяет формировать положительное общественное мнение о своей организациидаже при некотором снижении его доходности, а также устанавливать более высокуюцену при продаже данного предприятия.
Стратегия направлена навнедрение усовершенствованного оборудования, прогрессивных технологическихпроцессов и повышение доли высококвалифицированных специалистов. Выпускпродукции с использованием современных средств производства позволяетобеспечить ей при прочих равных условиях более долгую жизнь. Для разработкианалогичных товаров с соответствующими технико-экономическими показателямипроизводителю-конкуренту потребуется привлечь значительные инвестиции,окупаемость которых в пределах экономически оправданного периода связана сопределенным риском.
При каждой оценкеконкурентоспособности товара решаются следующие задачи:
–    определениеноменклатуры готовой продукции исходя из возможности действующихпроизводственных мощностей и требований к товару на рынке;
–    установлениеконкурентов – производителей аналогичной продукции, входящей в номенклатурудействующей организации;
–    нахождениетехнико-экономических параметров для оценки конкурентоспособности товара ивыбор соответствующих методик для их оценки;
–    расчетинтегрального показателя конкурентоспособности товара;
–    определениеноменклатуры продукции с позиции потребителя и производителя, а также уровняконкурентоспособности для включения в план производства и перехода на новуюпродукцию и разработки плана организационно-технических мероприятий по обеспечениюуровня конкурентоспособности товара.
Установленнаяноменклатура продукции по данным перспективного плана развития производствапересматривается исходя из возможностей действующих производственных мощностейи требований к товару со стороны покупателя. Поскольку требования внутреннего ивнешнего рынка не всегда совпадают, их устанавливают раздельно. На основескорректированной номенклатуры продукции определяют перечень конкурентов,производящих аналогичные товары.
Товары собственногопроизводства и конкурирующих организаций оценивается по уровню ихконкурентоспособности. Индивидуально каждый из параметров, входящих всоответствующую группу технических, экономический или технико-экономическихпоказателей, оценивается по уровню доверия (УД), который устанавливается впределах 0,7-0,99.
Уровень доверияпараметров, которые основываются на новых технических решениях, может превышатьединицу не более чем на 50%. В каждом конкретном случае величина уровня доверияустанавливается по данным экспертной оценки.
Интегральный показательотносительной конкурентоспособности i-го товара определяется как произведение индивидуальных показателейдоверия, входящих в соответствующую группу, т.е.:

/>, (2.1)
где ОКСim – относительнаяконкурентоспособность i-готовара;
k – количество параметров, включенныхв соответствующую группу
j – 1, 2, 3…k;
УДjim– уровень доверия j-ого параметра i-ого товара. Аналогично рассчитываютотносительный уровень конкурентоспособности по другим группам: экономическим,технико-экономическим и т.д.
Определение номенклатурытоваров, включаемых в план производства, основывается на следующих показателях:
–    интегральныйпоказатель конкурентоспособности i-готовара собственного производства не должен быть ниже показателя аналогичноготовара у товаропроизводителя-конкурента, т.е. />;
–    номенклатура i-го товара собственного производстване должна включаться в план производства, если />. При условии равенства уровней,т.е. />,номенклатура i-го товара может быть включена в планпроизводства только в том случае, когда уровень конкурентоспособностипроизводства будет выше, чем у конкурента.
Если продукция невключается в план производства, так как не соответствует указанному вышетребованию, но товаропроизводитель заинтересован в её изготовлении,производится анализ уровней доверия. На основе результатов анализаразрабатывается план организационно технических мероприятий по повышению уровняконкурентоспособности товара, не включенного в план.
Новый интегральныйпоказатель рассчитывается по следующей формуле:

/>, (2.2)
где ОКСim, ОКСimh – относительный интегральныйпоказатель конкурентоспособности i-готовара соответственно до и после осуществления плана мероприятий;
m – показатели, включенные в планорганизационно-технических мероприятий;
b – показатели изменившихся уровнейдоверия УДjimвследствиевнедрения результатов этого плана.
Изменение УД иинтегрального показателя конкурентоспособности товара рассчитывается только потем показателям, которые претерпели изменение в результате внедрения планаорганизационно-технических мероприятий. Новый уровень доверия УДjih рассчитывается двумя методами.
Первый метод используетсяв случае, когда j-й показательпродукции прямо пропорционален уровню доверия, т.е. с увеличением фактическогозначения j-го показателя уровень доверия тожерастет. В этом случае используется следующая формула:
/>, (2.3)
где ΔУДji– относительная величина прироста (+)или сокращения уровня доверия (-) j-ого параметра i-ойпродукции, которая представляет собой произведение Δji×УДji, где Δji – фактическое изменение j-ого параметра в долях единицы, т.е. /> – отношение фактической величиныпараметра после и до внедрения плана организационно-технических мероприятий.
Второй методиспользуется, когда j-ый параметримеет обратную связь с уровнем доверия, т.е. по мере роста величины j-ого параметра уровень довериясокращается. Для расчета используется следующая формула:
/>. (2.4)
2.2 Оценка уровняконкурентоспособности производства предприятия
Для согласованияинтересов производителя и потребителя необходима оценка конкурентоспособностипроизводства, которая осуществляется в следующей последовательности:
–    к потенциальновозможной номенклатуре товаров собственного производства добавляется переченьальтернативной продукции;
–    производитсягруппировка показателей перечня для оценки конкурентоспособности производства:группа технологичности продукции – это совокупность частных показателей,отражающих уровень технологического процесса изготовления единицы продукции;
–    определяетсятрудоемкость, затраты на материалы, ремонт и техническое обслуживание в расчетена единицу ремонтной сложности, время и затраты на технологическую подготовкупроизводства в расчете на единицу продукции;
–    производитсягруппировка показателей, характеризующих организацию производства; группа поорганизации производства – это совокупность требований, которые обеспечиваютпланомерное осуществление производственного процесса и оцениваются:
а) уровнем специализации,т.е. долей постоянной номенклатуры изготавливаемой продукции. Ростспециализации позволяет сократить долю оригинальных узлов, деталей и повыситьудельный вес специального и специализированного оборудования (УДсп,УДоб);
б) уровнем параллельности– долей одновременного выполнения составляющих элементов изделия (УДпр).Рост ее – это увеличение одновременного изготовления деталей, из которыхсобирается готовое изделие;
в) уровнем непрерывности– долей времени непосредственного изготовления продукции (трудоемкость) в общемвремени изготовления единицы продукции, начиная с момента получения сырья иматериалов и до момента отгрузки готовой продукции (УДнепр) и т.п.;
–    производитсягруппировка показателей экономических параметров; группа экономическихпараметров, включающая цену единицы продукции, ее прибыль, объем производства.
Далееконкурентоспособность производства оценивается по трем групповым показателям:
1) по технологичности
/>, (2.5)
где УКСтехi – интегральный показатель уровняконкурентоспособности технологии производства i-го изделия;
УДтехqi – уровень q-й составляющей; частный показатель изготовления единицы i-й продукции, который определяетсякак отношение минимально возможного результата к фактическим затратам;
α – количествосоставляющих (q = 1, 2, 3… α);
K – коэффициент влияния составляющей q на выполнение технологическойоперации;
2) по организациипроизводства
/>, (2.6)

где УДqi – уровень q-й составляющей для производства единицы i-й номенклатуры продукции, которыйопределяется как отношение фактических затрат времени к расчетным;
t – количество составляющих (q = 1, 2, 3… t);
3) по экономичности
/>, (2.7)
где УДэцi– уровень цены i-й номенклатуры продукции, которыйопределяется как отношение фактической цены к максимально возможной (верхнийпредел);
УДэпрi – уровень прибыли i-й номенклатуры продукции, которыйопределяется как отношение фактической прибыли к плановой;
УДэрi – уровень объема реализации i-й номенклатуры, рассчитывающийся какотношение фактической величины объемов к плановой.
Рыночная экономика – этоопределенная закономерность между уровнем цен и объемом реализации, котораяпроявляется в эластичности спроса, суть обусловленной опережающими темпамироста объема реализации по сравнению с темпами снижения цен. Следовательно, приросте цен без учета конкурентоспособности товара и спроса возможна ситуация,когда прирост цен не обеспечит покрытия тех потерь от сокращения объемареализации. Иными словами, прибыль от реализации товара по старым ценам можетоказаться выше по сравнению с прибылью от реализации этого товара по новойцене, если последняя рассчитывается без учета конкурентоспособности товара испроса на него.
Уровеньконкурентоспособности производства i-ой номенклатуры продукции УКСkpi рассчитывается по формуле:

/>, (2.8)
где УКСтехi, УКСоргi, УКСэi– уровни конкурентоспособности i-й номенклатуры продукции погрупповым параметрам соответственно технологичности, организации производства иэкономичности.
Оценка ведется по всейноменклатуре продукции, включенной в план производства, в том числе и поаналогичной продукции конкурентов.
В план производствавключают номенклатурные позиции товара, изготовление которых по уровнюконкурентоспособности их производства превышает эту величину аналогичноготовара, произведенного конкурентами, т.е. />. В случае заинтересованноститоваропроизводителя в изготовлении товара с /> ниже, чем у конкурента, т.е. />необходимоэкономически обосновать эту заинтересованность, а именно:
1. разработать планорганизационно-технических мероприятий по обеспечению />;
2. рассчитать новый />послеосуществления плана;
3. определить коэффициенткорректировки с учетом изменения;
4. определитьдополнительную прибыль.
Другой метод оценкиконкурентоспособности товара и производства основывается наэкономико-математическом моделировании. Математическими методамиустанавливается новый перечень технико-экономических показателей илифакторов-аргументов, которые определяются на основе фактического анализа,использования методов корреляции и регрессии.
Для выбора наиболее существенныхпроизводственных факторов проводится их парная корреляция, позволяющая оценитьстепень их взаимосвязи с отдельными производственными факторами. Такой подходпозволяет исключить из дальнейшего исследования коллинеарные, дублирующие другдруга производственные факторы, находящиеся нВ функциональной или близкой к нейзависимости.
Экономико-математическиемодели позволяют установить основные пути роста конкурентоспособности товара(производства) и дать им количественную оценку. Другими словами, разработатьконкретные мероприятия по обеспечению роста объема реализации соответствующеготовара или плана внедрения мероприятий по совершенствованию производства.
2.3 Пути повышенияконкурентоспособности товара
В конкурентной политикеотносительно товара принимаются во внимание, прежде всего, его функциональноеназначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичностьвнешнего вида, т.е. способность товара удовлетворять совокупные потребностипокупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительскойценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства данноготовара, является важнейшим условием выживания на рынке. Так, прекрасный дизайнлегкового автомобиля при плохом техническом обслуживании не спасет новую маркуавтомобиля от провала на рынке.
Производитель, создаваяконкурентоспособный товар, использует различные стратегии. Он может:
–    добиться отличиясобственной продукции в глазах покупателей от товаров конкурентов;
–    выбрать изнамеченных товаров один наиболее привлекательный для всех покупателей иосуществить на этой основе прорыв на рынке сбыта;
–    отыскать новоеприменение выпускаемым товарам;
–    своевременноизъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия;
–    регулярноразвивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемыхтоваров и систему стимулирования сбыта в целом.
Но чтобы оценитьконкурентоспособность товара, необходимо решить широкий круг вопросов и, преждевсего, получить объективную информацию о тех рынках, где уже реализуется илипредлагается сбывать товар, о его конкурентах. Анализу рынков уделяетсяосновное внимание. Особенно это относится к оценке тех потребностей, которыепредполагаемый товар не удовлетворяет, к выявлению отрицательных и положительныхсвойств этого товара, которые отмечают потребители. В заключении решаетсявопрос, соответствует ли в данный момент производимая продукция по техническомууровню и качеству требованиям конечных потребителей, и оцениваетсяконкурентоспособность его в результате комплексного исследования рынка.
Исходя из оценкисуществующей и перспективной конкурентоспособности товара, даются ответы натакие вопросы, как: продолжать производство товара и его сбыт; провестимодернизацию товара для его превращения в товар рыночной новизны; снять ли егос производства и приступить к выпуску нового товара?
Однако создание новинок –процесс чрезвычайно сложный. Помимо конструкторско-технологических решений имодернизации производственной базы речь идет о создании такой товарной массы,которая полностью отвечает требованиям рынка. Известно, что 8 из 10 новыхтоваров, выпущенных на рынок, никак не оправдывают возлагавшиеся на нихнадежды. Причинами такого провала, прежде всего, являются:
–    недостаточноевладение состоянием спроса именно на данный товар;
–    технические иэксплуатационные недостатки товара;
–    неэффективнаямаркетинговая политика;
–    завышенная цена;
–    неверно выбранноевремя для выхода на рынок;
–    нерешенныепроизводственные проблемы и т.п.
То есть, в целом,изначально была неправильно спрогнозирована конкурентная политика организации.
На принятие решения овыпуске нового товара решающее влияние оказывают два фактора: производственныйи рыночный. То есть, определяется и оценивается уровень обеспеченностиресурсами, составляется калькуляция совокупных издержек; изучаются возможностисоздания конкурентоспособного товара.
Однако не только выпускновой продукции способствует повышению конкурентоспособности производства итовара. Но чтобы рассмотреть поподробнее, обратимся к истории нашей страны.
В течение многих десятковлет в СССР, в условиях высокой монополизации производителей регуляторомпроизводства продукции являлся не реальный спрос, а – с точностью наоборот –производство и административно-командный механизм распределения регулировалипотребление, формировали потребности и вкусы покупателей. В этих условияхпроблема конкурентоспособности товара у производителей практически не вставала,а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, котораяподлежала реализации на внешнем рынке. С развитием рыночного механизма послераспада СССР эта проблема в Российской Федерации резко обострилась, и еерешение потребовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методовповышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи сэтим в современной экономике главным направлением финансово-экономической ипроизводственно-сбытовой стратегии каждого производителя становится повышениеконкурентоспособности производимого им товара для закрепления его позиций нарынке в целях получения максимальной прибыли.
В результате оценкипродукции могут быть приняты следующие пути повышения её конкурентоспособности:
–    изменениесостава, структуры применяемых материалов, комплектующих изделий иликонструкции продукции;
–    изменение порядкапроектирования продукции;
–    изменениетехнологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качестваизготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;
–    изменениецен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасныечасти;
–    изменениепорядка реализации продукции на рынке;
–    изменениеструктуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;
–    изменениеструктуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен накомплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
–    изменениесистемы стимулирования поставщиков.
Всё этотолько малая часть возможных путей повышения общей конкурентоспособностипредприятия в условиях рыночной экономики. Все основные направления укрепленияконкурентных позиций находят отражения при разработке ими долгосрочнойстратегии, которая в современных российских условиях имеет ряд особенностей посравнению со стратегиями фирм, конкурирующих в условиях развитой рыночнойэкономики. Во-первых, целевой установкой организаций часто является не толькообеспечение, устойчивой прибыли, но и сохранение занятости, чтобы избежатьобострения социальной напряженности. Во-вторых, резко повышается степень испецифический характер рисков принимаемых решений, к которым в первую очередьотносятся частые изменения в государственной финансово-кредитной, налоговой,таможенной политике, а также низкая платежеспособность покупателей продукции,включая государственные ведомства и учреждения.
В этой связи чрезвычайноважны роль и усилия государства, а также других общественных институтов(образования, средств массовой информации и др.), направленные на формированиецивилизованного класса предпринимателей в нашей стране, законодательное иорганизационного обеспечения.
В частности, одна изключевых задач государства – оказание финансово-кредитной поддержкипредпринимательству, особенно малому и среднему, принятие стабильногозаконодательства, в том числе налогового, способствующего развитию бизнеса.Важным фактором становления отечественного предпринимательства должно статьсоздание соответствующей институциональной структуры. Для этого необходимо развить:
–    информационно-консультативноеобслуживание предприятий;
–    более активнуюдеятельность фондов и других организационных структур поддержкипредпринимательства.
Все это должнопоспособствовать реформированию предприятий с целью повышения качества иэффективности их управления и разработку мер государственного регулирования,стимулирующих развитие отечественных товаропроизводителей. А это в свою очередьнепременно повлияет на развитие конкуренции среди обитателей рынка. Иконкурентоспособность товара и его производства обязательно возрастет.

Раздел 3. Практическаячасть курсовой работы
 
Предприятие занимается изготовлениемдвух изделий А и Б. Часть квартальной суммы прибыли, полученной от производстваи реализации этих изделий, направляют на развитие производства (реконструкцию итехническое перевооружение). В результате внедрения мероприятийнаучно-технического прогресса (совершенствования техники, технологии иорганизации производства) снижается себестоимость изготовления изделий А и Б иповышается производительность труда. Снижение текущих затрат и рост объемапроизводства ведут к увеличению прибыли предприятия.
Необходимо оценитьэкономическую эффективность капитальных вложений, направленных на снижениетекущих издержек производства и рост прибыли, т.е. рассчитать срок окупаемостикапиталовложений и показатели экономической эффективности производства до ипосле внедрения мероприятий научно-технического прогресса.
Таблица 1 — Затраты наизготовление продукции в первом кварталеПоказатели Изделие А Изделие Б Выпуск, шт. 800 955 Нормы расхода: — металла, т./шт. 0,2 0,15 — топлива, т./шт. 0,01 0,008 — электроэнергии, КВт-ч/шт. 733 433 Сдельные расценки, руб./шт. 67 48
 
Таблица 2 — Потребление ипродажа материальных ресурсов за кварталМатериальные ресурсы Количество Цена приобретения, руб. за единицу Цена продажи, руб. за 1 т. Металл для производственного потребления, т. 620 1200 – Металл для продажи, т. 175 1200 1350 Топливо, т. 34 960 – Электроэнергия, млн. КВТ-ч. 2,8 0,2 –

Таблица 3 — Расчет годовойнормы амортизацииОсновные фонды Среднегодовая стоимость, тыс. руб. Годовая норма амортизации, % Здания и сооружения 1800 4 Машины и оборудование 2667 12
Таблица 4Показатели Значение Прочие расходы, включаемые в себестоимость (за квартал), тыс. руб. 80 Доход от сдачи помещений в аренду (ежемесячно), тыс. руб. 20 Доходы в виде дивидендов по ценным бумагам (ежеквартально), тыс. руб. 60 Ставка налога на прибыль, %. 20 Ставка налога на доход по ценным бумагам, %. 9 Рентабельность изделия, %. 20
В результате внедрениямероприятий научно-технического прогресса (НТП) со второго полугодия нормы расходовна металл снизились на 8%, при повышении цен на металл на 5%, квартальный объемпроизводства и соответственно производительность труда повысилась в 1,2 разабез увеличения численности работников. Заработная плата производственныхрабочих выросла на 6%, условно-постоянные расходы – на 3%.
Решение
1. Составим смету затратна производство и реализацию продукции за квартал.
В смете затрат поэлементу «Материальные затраты» учтем затраты: на металл (предназначенный дляпроизводственного потребления); топливо; электроэнергию. Прямые материальныезатраты (на металл, топливо, электроэнергию) в себестоимости одного изделия А иБ рассчитаем как произведение нормы расхода материала (табл. 1) на ценуприобретения единицы материала (табл. 2).
Таким образом, прямые материальныезатраты на металл составляют:
0,2*1200 = 240 рублей – всебестоимости изделия А
0,15*1200 = 180 рублей – всебестоимости изделия Б;
прямые материальныезатраты на топливо:
0,01*960 = 9,6 рублей – всебестоимости изделия А
0,008*960 = 7,68 рублей –в себестоимости изделия Б;
прямые материальныезатраты на электроэнергию:
733*0,2 = 146,6 рублей – всебестоимости изделия А
433*0,2 = 86,6 рублей – всебестоимости изделия Б.
Затраты на металл на весьвыпуск составляют:
240*800 = 192000 рублейна 1 изделие выпуска А
180*955 = 171900 рублейна 1 изделие выпуска Б;
затраты на топливо на весьвыпуск составляют:
9,6*800 = 7680 рублей на1 изделие выпуска А
7,68*955 = 7334,4 рублейна 1 изделие выпуска Б;
затраты на электроэнергиюна весь выпуск составляют:
146,6*800 = 117280 рублейна 1 изделие выпуска А
86,6*955 = 82703 рубля на1 изделие выпуска Б.
Общие материальныезатраты на весь выпуск продукции А и Б составляют:
(192000 + 171900) + (7680+ 7334,4) + (117280 + 82703) = 578897,4 рублей.
По элементу «Заработнаяплата» учтём сумму расходов на заработную плату рабочих-сдельщиков, которыерассчитываются как произведение сдельных расценок на изделия А и Бсоответственно на выпуск этих изделий из табл. 1.
Таким образом, суммазатрат на весь выпуск:
67*800 = 53600 рублей на1 изделие выпуска А
48*955 = 45840 рублей на1 изделие выпуска Б.
Общая сумма расходов назаработную плату рабочих-сдельщиков:
53600 + 45840 = 99440рублей.
Страховые выплаты вовнебюджетные фонды, составляют 26% от затрат на оплату труда. То есть затратына единицу продукции составят:
67*26% = 67*12/100 =17,42 рублей – в себестоимости изделия А
48*26% = 48*12/100 =12,48 рублей – в себестоимости изделия Б.
Затраты на весь выпуск:
17,42*800 = 13936 рублейна 1 изделие – в себестоимости изделия А
12,48*955= 11918,4 рублейна 1 изделие – в себестоимости изделия Б.
Общая сумма страховыхвыплат во внебюджетные фонды составит:
13936 + 11918,4 = 25854,4рубля.
Суммы затрат по элементу«Амортизация» рассчитаем как сумму амортизационных отчислений, рассчитаннуюлинейным методом, для всех групп основных фондов, используя данные таблицы 3. Учтем,что себестоимость производства и реализации изделий рассчитывается за квартал.Поэтому разделим полученную сумму на 4. Таким образом,
1800*4% = 1800*4/100 = 72тыс. рублей – годовая сумма амортизации зданий и сооружений;
2667*12% = 2667*12/100 =320,04 тыс. рублей – годовая сумма амортизации машин и оборудования.
Общая сумма амортизациирассчитывается как сумма амортизаций зданий и сооружений и машин и оборудования:
72 + 320,04 = 392,04 тыс.рублей в год;
392,04/4 = 98,01 тыс.рублей за квартал.
Значение элемента «Прочиерасходы», включаемого в себестоимость, задано в табл. 4 и равно 80 тыс. рублей.
Строка «Всего затрат»рассчитывается как сумма всех экономических элементов, таким образом, онаравна:
578897,4 + 99440 +25854,4 + 98010 + 80000 = 882201,8 рублей.
Таблица 5 — Смета затратЭкономические элементы затрат Расчет Сумма, руб. Материальные затраты (0,2*1200 + 0,01*960 + 733*0,2)*800 + (0,15*1200 + 0,008*960 + 433*0,2)*955 578897,4 Заработная плата 67*800 + 48*955 99440 Страховые выплаты во внебюджетные фонды 99440*26% 25854,4 Амортизация (1800*4% + 2667*12%) / 4 98010 Прочие расходы из табл. 4 80000 Всего затрат 578897,4 + 99440 + 25854,4 +98010 +80000 882201,8
2. Составим калькуляциюсебестоимости изделий А и Б.
Результаты расчетовзанесем в табл. 6.
Таблица 6Калькуляционные статьи расходов Изделие А Изделие Б Затраты на весь выпуск А и Б, руб. /> Норма расхода на 1 изделие, т./шт. Затраты на единицу продукции, руб. Затраты на весь выпуск, руб. на 1 изделия Норма расхода на 1 изделие, т./шт. Затраты на единицу продукции, руб. Затраты на весь выпуск, руб. /> /> Металл на технологические нужды 0,2 240 192000 0,15 180 171900 363900 /> Топливо 0,01 9,6 7680 0,008 7,68 7334,4 15014,4 /> Электроэнергия 733 146,6 117280 433 86,6 82703 199983 /> Зарплата производственных работников (сдельщиков) – 67 53600 – 48 45840 99440 /> Единый социальный налог, 26% – 17,42 13936 – 12,48 11918,4 25854,4 /> Итого прямые расходы – 480,62 384496 – 334,76 319695,8 704191,8 /> Условно-постоянные (накладные) расходы – 119,94 95950,68 – 85,93 82059,32 178010 /> Полная себестоимость – 600,56 480446,68 – 420,69 401755,12 882201,8 />
Калькуляция себестоимостина изготовление и реализацию продукции определяется по калькуляционным статьям.
Затраты по статьям:«Металл на технологические нужды»; «Топливо»; «Энергия» рассчитываютсяаналогично определению затрат по элементу «Материальные затраты». Такимобразом, прямые материальные затраты на металлсоставляют: 240 и 180 рублей – в себестоимости изделия А и изделия Бсоответственно; прямые материальные затраты на топливо: 9,6 рублей 7,68 рублей– в себестоимости изделия А и изделия Б соответственно; прямыематериальные затраты на электроэнергию: 146,6 рублей и 86,6 рублей – всебестоимости изделия А и изделия Б соответственно.
Затраты наметалл весь выпуск составляют: 192000 и 171900 рублей на 1 изделие выпуска А ивыпуска Б соответственно; затраты на топливо на весь выпуск составляют: 7680 и7334,4 рублей на 1 изделие выпуска А и выпуска Б соответственно; затраты наэлектроэнергию на весь выпуск составляют: 117280 и 82703 рублей на 1 изделиевыпуска А и выпуска Б соответственно.
Общиематериальные затраты на весь выпуск продукции А и Б равны 578897,4 рублей.
Заработнуюплату рабочих-сдельщиков рассчитаем как произведение сдельных расценок наизделия А и Б соответственно на выпуск этих изделий из табл. 1. Они равны 53600рублей на 1 изделие и 45840 рублей на 1 изделие выпусков А и Б соответственно,а из общая сумма – 99440 рублей.
Страховыевыплаты во внебюджетные фонды определяются аналогично смете затрат. То естьзатраты на единицу продукции составят: 17,42 и 12,48 рублей – в себестоимостиизделия А и изделия Б соответственно; затраты на весь выпуск: 13936 и 11918,4рублей – в себестоимости изделия А и изделия Б соответственно. Общая суммастраховых выплат во внебюджетные фонды составит 25854,4 рубля.
Прямыерасходы рассчитаем как сумму вышеперечисленных статей калькуляции. Затраты наединицу продукции составляют:
240 + 9,6 +146,6 + 67 + 17,42 = 480,62 рублей – при выпуске А
180 + 7,68+ 86,6 + 48 + 12,48 = 334,76 рублей – при выпуске Б;
затраты навесь выпуск составляют:
192000 +7680 + 117280 + 53600 + 13936 = 384496 рублей на 1 изделие выпуска А
171900 +7334,4 + 82703 + 45840 + 11918,4 = 319695,8 рублей на 1 изделие выпуска Б.
Общая суммапрямых расходов:
384496 +319695,8 = 704191,8 рублей.
В накладныерасходы включена амортизация основных фондов, прочие расходы, затраты на оплатутруда инженерно-технических работников вместе со страховыми выплатами вовнебюджетные фонды от этих затрат. Их общая сумма равна 178010 рублей.
Распределениенакладных расходов по изделиям произведем пропорционально сумме заработнойплаты производственных рабочих в себестоимости изделий А и Б. Для этогорассчитаем коэффициент пропорциональности k(по данным табл. 6):
/>, (3.1)
где НРобщ –накладные расходы на весь выпуск продукции изделий А и Б, руб.;
ЗПобщ –зарплата производственных рабочих на весь выпуск продукции А и Б, руб.
Коэффициентпропорциональности k равен:
k = 178010 / 99440 = 1,79.
Для распределениянакладных расходов по изделиям А и Б используем следующие формулы:
/>, />, (3.2)
где НРА, НРБ– накладные расходы в себестоимости одного изделия А и Б соответственно, руб.;
ЗПА, ЗПБ– зарплата производственных рабочих на одно изделие А и Б соответственно, руб.И получаем, что затраты на единицу продукции составляют:
НРА = 1,79*67= 119,94 рублей
НРБ = 1,79*48= 85,93 рублей;
затраты на весь выпуск:
119,94*800 = 95950,68рублей на 1 изделие выпуска А
85,93*955 = 82059,32рублей на 1 изделие выпуска Б.
Полная себестоимость всеговыпуска изделий А и Б равна сумме прямых и накладных расходов:
704191,8 + 178010 =882201,8 рублей.
3. Рассчитаем цены наизделия А и Б, согласно заданному уровню рентабельности.
Для этого необходимоопределить прибыль одного изделия (Пизд) А и Б при заданном уровнерентабельности (R) приведенном в табл. 4 по формулам:
/>, />, (3.3)
где СА и СБ– себестоимость одного изделия А и Б. Получаем:
Пизд.А =600,56*20/100 = 120,11 рублей
Пизд.Б =420,69*20/100 = 84,14 рублей.
Цену одного изделиярассчитываем по методу «полная себестоимость одного изделия + прибыль». Имеем:
Ценаизд.А =600,56 + 120,11 = 720,67 рублей за одно изделие А
Ценаизд.Б =420,69 + 84,14 = 504,83 рублей за одно изделие Б.
4. Определим выручку отреализации продукции за квартал как сумму произведений количества выпускаемойпродукции А на цену изделия А и количества выпускаемой продукции Б на ценуизделия Б. Соответственно:
720,67*800 + 504,83*955 =1058642,16 рублей.
5. Определим чистуюприбыль предприятия за квартал.
Для определения чистойприбыли рассчитаем прибыль балансовую (до налогообложения) по формуле:
/>, (3.4)

где Пр –прибыль от реализации основного вида деятельности, руб.
Прибыль от реализацииопределяется по формуле
/>, (3.5)
где ВА, Б –выручка от реализации изделий А и Б, руб.;
СА, Б — полнаясебестоимость изделий А и Б;
Ппроч.р –прибыль от прочей реализации. Рассчитаем как прибыль от продажи металла(произведение количества проданного металла на цену продажи из таблицы 2).
Пв.д – прибыльот внереализационных доходов – сумма дохода от сдачи помещений в аренду идоходов в виде дивидендов по ценным бумагам, руб. Получаем:
Пр =1058642,16 – 882201,8 = 176440,36 рублей.
Ппроч.р =175*1350 = 236250 рублей.
Пв.д. = 3*20 +60 = 120 тыс. рублей, или 120000 рублей.
Теперь рассчитаембалансовую прибыль:
Пб = 176440,36+ 236250 + 120000 = 532690,36 рублей.
Далее для определения чистой прибыли рассчитаемваловую прибыль:
/>, (3.6)
где Пб –балансовая прибыль;
С – себестоимостьпроданных товаров, продукции, работ и услуг. Получаем:
Пв = 532690,36– 882201,8 = -349511,44 рублей.
При расчете валовойприбыли выявляем убыток, поэтому чистую прибыль и сумму капиталовложений вразвитие производства вычислить невозможно.
6. Определим, на сколькопроцентов снизилась себестоимость одного изделия А и Б в результате:
а) изменениясебестоимости одного изделия в результате снижения норм расхода металла(экономии по металлу):
/>, (3.7)
где Тц.м –темп роста цен на металл;
Ун.р.м. –уровень норм расхода металла после внедрения мероприятия НТП, уровню нормрасхода до внедрения мероприятия НТП;
М – доля расходов наметалл в себестоимости одного изделия.
Ун.р.м. = 1 –8% = 0,92
Тц.м. = 5% =0,05
МА = 240 /600,56 = 0,399
МБ = 180 /420,69 = 0,428
Все необходимые данныеесть, рассчитаем изменение себестоимости:
СΔМ = (1– 0,05*0,92)*0,399 = 0,381, или 38,1% — изменение себестоимости одного изделияА;
СΔМ = (1– 0,05*0,92)*0,428 = 0,408, или 40,8% — изменение себестоимости одного изделияБ.
В стоимостном выражениивсё выглядит следующим образом:
СΔМ = 91,44рублей в себестоимости изделия А
СΔМ = 68,58рублей в себестоимости изделия Б;
б) экономии по заработнойплате (включая отчисления в социальные фонды производственных рабочих) –снижения себестоимости одного изделия вследствие роста производительноститруда, превышающего рост заработной платы:

/>, (3.8)
где Ууп.р –уровень условно-постоянных расходов после внедрения мероприятия НТП к уровнюусловно-постоянных расходов до внедрения мероприятия НТП, %:
/>, (3.9)
где НРА, Б –накладные расходы в себестоимости одного изделия А и Б;
УПТ – уровеньпроизводительности труда после внедрения мероприятия НТП к уровнюпроизводительности труда до внедрения мероприятия НТП, %;
Дз.п. – долязаработной платы производственных рабочих (с единым социальным налогом) всебестоимости одного изделия, %.
Ууп.р.А =(119,94 – 119,94*0,03) / 119,94 = 1,03
Ууп.р.Б =(85,93 – 85,93*0,03) / 85,93 = 1,03;
УПТ = 120%,или 1,2;
Дз.п.А = (67 +17,42) / 600,56 = 0,141
Дз.п.Б = (48 +12,48) / 420,69 = 0,144.
Необходимые данныеприсутствуют, выполняем расчет:
СΔПТ = (1– 1,03 / 1,2)*0,141 = 0,019, или 1,9% — изменение себестоимости одного изделияА
СΔПТ = (1– 1,03 / 1,2)*0,144 = 0,02, или 2% — изменение себестоимости одного изделия Б.
В стоимостном выражении:
СΔПТ = 1,6рублей в себестоимости изделия А
СΔПТ = 1,21рублей в себестоимости изделия Б;
в) экономии поусловно-постоянным расходам:

/>, (3.10)
где Ууп.р –уровень условно-постоянных расходов после внедрения мероприятий НТП (%) куровню условно-постоянных расходов до внедрения мероприятий НТП;
УQ– уровень объема производства послевнедрения мероприятий НТП (%) к уровню объема производства до внедрениямероприятий НТП;
Дуп.р. – доляпостоянных расходов в себестоимости одного изделия, %.
Ууп.р.А =(119,94 – 119,94*0,03) / 119,94 = 1,03
Ууп.р.Б =(85,93 – 85,93*0,03) / 85,93 = 1,03;
УQ= 120%, или 1,2;
Дуп.р.А = 119,94/ 600,56 = 0,199, или 19,9%
Дуп.р.Б = 85,93/ 420,69 = 0,204, или 20,4%.
Все необходимые данныеесть, рассчитаем изменение себестоимости:
СΔУП.Р = 23,87рублей в себестоимости изделия А
СΔУП.Р = 17,53рублей в себестоимости изделия Б.
Теперь рассчитаем общийпроцент экономии по трём факторам по каждому изделию:
Изделие А. Экономия: 91,44+ 1,6 + 23,87 = 116,91 рублей.
Изделие Б. Экономия: 68,58+ 1,21 + 17,53 = 87,32 рублей.
8. Рассчитаемсебестоимость одного изделия А и Б после внедрения мероприятийнаучно-технического прогресса.
Таблица 7Калькуляционные статьи расходов Изделие А Изделие Б Затраты на весь выпуск А и Б, руб. /> Норма расхода на 1 изделие, т./шт. Затраты на единицу Затраты на весь выпуск, руб. на 1 изделия Норма расхода на 1 изделие, Затраты на единицу продукциии Затраты на весь выпуск, руб. /> /> Металл на технологические нужды 0,18 231,84 222566,4 0,14 173,88 199266,48 421832,88 /> Топливо 0,01 9,6 9216 0,008 7,68 8801,28 18017,28 /> Электроэнергия 733 146,6 140736 433 86,6 99243,6 239979,6 /> Зарплата производственных работников (сдельщиков) – 71,02 68179,2 – 50,88 58308,48 126487,68 /> Единый социальный налог, 26% – 18,47 17726,59 – 13,23 15160,21 32886,8 /> Итого прямые расходы – 477,53 458424,19 – 332,27 380780,05 839204,24 /> Условно-постоянные (накладные) расходы – 99,95 95950,68 – 71,61 82059,32 178010 /> Полная себестоимость – 577,47 554374,88 – 403,87 462839,36 1017214,24 />
После внедрениямероприятий НТП себестоимость увеличилась на 135012,44 рублей (на 15%) за счетувеличения:
–    расходов наоплату труда (заработная плата + ЕСН): 159374,48 рублей (на 6%);
–    цен на металл(для производственного потребления и на продажу): 1260 и 1417,5 рублейсоответственно (на 5%).
В виду того, что прирасчетах валовой прибыли результат получился отрицательным, и определение суммыкапиталовложений было невозможно, расчёт срока окупаемости капиталовложений такжене осуществим.

Заключение
В данной работерассмотрен процесс оценки конкурентоспособности товаров и производства.Безусловно, анализ неполон в силу ряда обстоятельств. Вместе с тем, задачи,которые были поставлены перед нами, выполнены.
В первом разделе курсовойработы мы рассмотрели и проанализировали такие понятия, какконкурентоспособность предприятий и какие факторы на нее влияют. Во втором –конкурентоспособность товаров и производства, групповые показатели её оценки.
Для повышениякоэффициента вероятности внедрения на рынке собственной продукции аналогичнаяпродукция, представления на рынке, оценивается по уровню конкурентоспособноститовара, т.е. осуществляется позицирование товара на рынке, которое предусматриваетсовокупность действие по обеспечению конкурентоспособности товара и разработкусоответствующего комплекта мероприятий по маркетингу.
Наиболее выгодным, сэкономической точки зрения, периодом для предприятия является временнойотрезок, когда производится изделие, которое является своего родамонополизированным, что обеспечит высокие темпы прибыли. Эта благоприятнаяэкономическая ситуация ухудшается, когда производство этого изделия найдетширокое распространение на других предприятиях или появятся аналоги. Когдатакое случается довольно часто, можно говорить о конкурентоспособностипредприятия.
Конкурентоспособностьпредприятия – это возможность производить продукцию на действующихпроизводственных мощностях в соответствии с запланированными технико-экономическимипараметрами, обеспечивающими конкурентоспособность продукции.
Конкурентоспособностьпродукции – это совокупность технико-экономических показателей (параметров)товара, обеспечивающая удовлетворение требований рынка. Анализ конкурентоспособностиобеспечивает оценку потенциальных возможностей конкурирующих организаций относительнопроизводства и поставки на товарный рынок продукции, технико-экономическиехарактеристики которой могут повлиять на снижение интереса со стороныпотребителя.
Внешние и внутренниефакторы конкурентоспособности отличаются тем, что внешние факторы – это мерывоздействия, которые позволяют сориентироваться производителю на товарном рынкеи определить дальнейшую стратегию, а внутренние – это тот потенциал предприятия,который обеспечивает выпуск конкурентоспособной продукции.
Групповые показателиконкурентоспособности производства предприятия подразделяются:
–    потехнологичности;
–    по организациипроизводства;
–    по экономичности.
Конкурентоспособностьпредприятия – это необходимое условие обеспечения производстваконкурентоспособной продукции. Эти две проблемы не могут рассматриваться вотрыве друг от друга. Они тесно взаимосвязаны и одна проблема предопределяетдругую. Продукции отражает результат производственного процесса, которыеобеспечивается товаропроизводителем наличным производственным потенциалом сучетом требования рынка. При изменении спроса на данную продукцию возникаетнеобходимость пересмотра конкурентоспособности производства предприятия.
Тема моей курсовой работыдовольно обширная, в данной работе рассмотрены основные вопросы, актуальные длянаших дней.

Список литературы
1.   Экономика: Учебник. 3-е изд.,перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ,2002. – 896 с.
2.   Экономика организации: Учебник длявызов. – 2-е изд., перераб. и доп. / Н.Л. Зайцев. – М.: Издательство «Экзамен»,2004 г. – 624 с.
3.   Экономика предприятия: Методическиеуказания к курсовой работе / Цырульник Р.П., Клевцова Н.В., Долженко Е.Н. – Норильскийиндустр. ин-т. – Норильск, 2008. – 52 с.
4.   Моисеева Н.К., Анискин Ю.П.Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. – М.,2001 г.
5.   Задорожный Ю.В. Товароведение иорганизация торговли продовольственными товарами: курс лекций ч. 1. / НКИ. –Н.Новгород, 1999. – 87 с.