Спортивный туризм в Республике Беларусь

Содержание
 
Введение
1. Классификация видов спортивного туризма
1.1 Виды спортивного туризма
1.2 Факторы, влияющие на развитие спортивного туризма
1.3 Инфраструктура спортивного туризма
1.4 Нормативно-правовое обеспечение спортивного туризма
2. Анализ спортивного туризма в Республике Беларусь
2.1 Анализ развития спортивного туризма
2.2 Анализ конкурентной ситуации в сфере спортивного туризма
2.3 Анализ информационных источников о спортивном туризме
3. Обоснование перспективных направлений развития спортивноготуризма в Республике Беларусь
Заключение
Список источников

Введение
Туризм – явление,известное каждому. Лишь недавно туризм возник как специфическая форма деятельностилюдей. Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее известную,поскольку все мы куда-то ездили и проводили отпуска вдали от дома. Туризмявляется разновидностью путешествий и охватывает собой круг лиц, путешествующихи пребывающих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, с цельюотдыха, в деловых или иных целях.
Спортивно-оздоровительныйтуризм представляет собой самостоятельную и социально-ориентированная сферу,образ жизни значительной прослойки общества. Он является эффективным средствомдуховного и физического развития личности, воспитания бережного отношения кприроде, взаимопонимания и взаимоуважения между народами и нациями, формой“народной дипломатии” основанной на реальном знакомстве с жизнью, историей,культурой, обычаями народов. Спортивно-оздоровительный туризм по своим целямможет иметь спортивную, познавательную, учебную, исследовательскую, экологическуюнаправленность и их сочетание. По типу мероприятий спортивно-оздоровительныйтуризм реализует свои цели при организации и проведении: путешествий,спортивных походов, соревнований, слетов, экспедиций, экстремальных спортивныхтуров, спортивно-туристских школ по подготовке гидов и инструкторов спортивноготуризма. Материально-технической базой функционирования спортивного туризмаявляется туристское снаряжение, технические и иные средства передвижения,туристские полигоны, приюты, турбазы, станции юных туристов и туристские клубы.
Цель моей курсовойработы – изучение теоретического материала по вопросам спортивного туризма,анализ спортивного туризма на территории Республики Беларусь, поиск иобоснование перспективных направлений развития спортивного туризма в нашейстране.
Исходя из цели,задачами курсовой работы являются:
·         Характеристикаспортивного туризма.
·         Определениефакторов влияющих на развитие спортивного туризма.
·         Изучениеинфраструктуры спортивного туризма.
·         Изучениенормативно-правового обеспечения спортивного туризма.
·         Проведениеанализа развития спортивного туризма на территории нашей страны, включаяконкурентную среду, информационную базу.
Методы использованныепри написании курсовой работы — анализ литературы, сравнение.
Структура выполненияработы:
1.Анализ всех доступныхисточников
2.Сравнение болееподходящих источников
3.Выбор актуальных тем

1. Классификациявидов спортивного туризма
1.1 Видыспортивного туризма
Выделяют различные видытуризма: религиозный, лечебно-оздаровительный, круизный, экологический,спортивный.
Спортивный туризм можноопределить как вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах,включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде(перевалов, вершин (в горном туризме), порогов (в водном туризме), каньонов,пещер и пр.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственномрельефе.
Спортивный туризм в Беларуси является национальным видом спорта, имеющиммноговековые исторические традиции. Он включает в себя не только спортивнуюсоставляющую, но и особую духовную сферу, и образ жизни самих любителейстранствий. [1;11-12]
Повидам передвижения выделяются:
Ø   автомототуризм;Популярный вид отдыха, путешествие с использованием автомобильного транспортапо основной части маршрута Путешествуя насобственном автомобиле или собираясь небольшой группой из несколькихавтомобилей, туристы чаще всего не прибегают к услугам организаторов туризма. [1;116-117]
Ø   велосипедныйтуризм; Популярныйвид активного отдыха, имеющий множество разновидностей: от небольших прогулок иэкскурсий до сложных велосипедных путешествий. Наряду с обычными путешествиямина велосипедах, проходящих по несложным безопасным маршрутам, пользуютсяуспехом также экстремальные трассы. Такие трассы проходят, как правило, втруднодоступных местностях, таких как горы или пустыни. В настоящее время существуеттри основных типа велосипедов: дорожные, кроссовые и горные. Дорожный велосипедпредназначен для перемещения по дорогам с покрытием. Он отличается тем, что унего узкие колеса и тонкие шины. У горных велосипедов широкие рифленые шины испециальные рессоры для смягчения ударов. Кроссовый велосипед представляетсобой гибрид первых двух. Один из самых известных в мире велосипедных маршрутовпроходит в Канадских Скалистых горах. В последние годы велотуры также получилираспространение и в странах СНГ, в тех местах, где самых разных по сложности ипроходимости гор вполне достаточно. [1;109-111]
Ø   водныйтуризм — Этопутешествияв пределах страны лиц, не проживающих в ней постоянно, с туристскими целями беззанятия оплачиваемой деятельности из местного источника. К этому виду туризмаотносятся различные виды водного спорта. Рафтинг — это сплав по порожистымрекам на надувных судах. Рафт представляет собой надувную лодку-плот для сплавапо рекам. Рафтинг получил широкое распространение практически всюду, где естьвозможность спала по рекам. В России самым известным событием в мире рафтингаявляется проводимый ежегодно фестиваль «Вуокса» на реке с одноименнымназванием. В зависимость от возраста, состояния здоровья и степениподготовленности предлагаются маршруты разной степени сложности. Особеннозахватывающий рафтинг в северный Карелии, там имеется сочетание экстрима скультурным туризмом. Кроме самого сплава, здесь также предусмотрена богатаякультурная программа, например осмотр петроглифов Беломорья и экскурсия наСоловецкие острова. Профессиональный рафтинг предъявляет особые требования квозрасту — не моложе 18 лет и не старше 50-60 лет, необходимо крепкое здоровье.
Дайвинг-одиниз самых сложных и опасных видов спорта и туризма. В настоящее время только вЕвропе любителей подводного плаванья насчитывается свыше 3 млн. человек. [1;139-143]
Ø   Конныйтуризм; Формаактивного отдыха, вид спортивного туризма. Осуществляется в виде конныхмаршрутов, проходящих по заповедникам или национальным паркам. Конный туризмпользуется популярностью у любителей экологического туризма, посколькупозволяет туристам побывать в отдаленных от транспортных путей местах, обычноочень красивых, с первозданной природой. Сложность разработки и реализацииконного туризма заключается в необходимости обеспечить особый уход за лошадьми,организовать стоянки и особые меры безопасности и т.п.Преимущество конныхмаршрутов состоит в их большом потенциальном разнообразии. Одним из самыхизвестных конных маршрутов мире является недельное путешествие верхом по дикимгорам Сьерра-Невада. [1;114-115]
Ø   Лыжныйтуризм —к нему относится и оздоровительные туры выходного дня, хождение на лыжах поравнинной и пересеченной местности, совершение коротких или многодневныхпереходов. Несмотря на относительную безопасность передвижения на лыжах,длительные многодневные походы по суровым безлюдным регионам -достаточноэкстремальный и спортивный вид туризма. [1;111-113]
Горныелыжи — один из традиционных и очень популярных во всем мире видов туризма. Постепени сложности спуски на горных лыжах разделяются на несколько категорий.Каждый горнолыжник может выбирать тот отрезок трассы, который соответствует егоклассу и опыту.
Ø   Пешеходныйтуризм-(треккинг): пешие походы практически не требуют специальной подготовки иоборудования. Одновременно они дают возможность получить необходимые физическиенагрузки, а также испытать положительную эмоциональную разрядку. Несмотря накачественное и количественное развитие многих видов транспорта, пешеходныемаршруты не только не утрачивают своей популярности, но и постоянно являютсяодним из самых предпочтительных видов отдыха. [1;106-108]
Ø   Горныйтуризм —Походы, предусматривающие прохождение маршрутов пешком по горной местности,преодоление перевалов выше 3000-3500 м, прохождение скальных участков, крутыхсклонов, ледников, снежников, горных рек… Длягорного туризма используется специальное снаряжение: ледорубы, высокогорныеботинки, «кошки», скальные и ледовые крючья, карабины, веревки и т.д.[1;112-113]
Ø   Спелеотуризм-исследование пещер, шахт, разломов или пропастей — один из самых опасных итяжелых видов деятельности. Спелеотуризм может быть самым различным понаправленности. Экскурсионно-познавательные туры проводятся по специальнообустроенным для экскурсионного показа пещерам. [1;126-127]
Ø   Альпинизм:Сегодня альпинизм представляет собой целую индустрию, которая равномерноразвивается и популяризируется. Как правило, для восхождения принято выбиратьлето, когда погода позволяет с минимальными потерями добраться до намеченнойвершины. [1;108-109]
Повозрастно-социальному признаку спортивный туризм разделяется на:
·          детскийтуризм;
·          юношескийтуризм;
·          взрослыйтуризм;
·          семейныйтуризм;
·          туризмдля людей с ограниченными возможностями.
Впоследние годы активное развитие получили следующие направления спортивноготуризма:
·          путешествия(в том числе — одиночные путешествия);
·          экстремальныйтуризм;
·          дисциплинадистанции;
·          Дисциплинадистанции в закрытых помещениях на искусственном рельефе;
·          короткиемаршруты в классе спортивных походов.
Взависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода,автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его факторов,характерных для разных видов спортивного туризма, по возрастающей сложностипоходы разделяются на:
·          походывыходного дня;
·          походы1 — 3 степени сложности — в детско-юношеском туризме;
·          категорийныепоходы.
Вразных видах туризма число категорий сложности различна: в пешеходном, горном,водном, лыжном, велосипедном и спелео- туризме — шесть категорий сложности; вавтомото- и парусном туризме — пять; в конном — три.
1.2 Факторы,влияющие на развитие спортивного туризма
Спортивный туризм – этоподготовка и проведение спортивных путешествий с целью преодоления протяженногопространства дикой природы на лыжах (лыжный туризм), с помощью средств сплава(водный туризм) или пешком в горах (горный туризм).
Основными видамиспортивных туров реализуемых турфирмами, являются:
— туры без спортивныхпоходов, включающие в программу отдыха в туркомплексе различные видыспортивно-оздоровительных и интенсивных спортивных занятий;
— туры, имеющие в своейпрограмме некатигорийные спортивные (любительские) походы;
— туры длятуристов-спортсменов с использованием походов различной категории сложности.
Туры без спортивныхпоходов. Включающие в программу отдыха в туркомплексе различные видыспортивно-оздоровительных и интенсивных спортивных занятий.
В настоящее время такимтурам уделяется все большее внимание туроператоров. Полноценный отдых и досуг всовременных туркомплексах с ограниченной программой спортивно-оздоровительныхзанятий создают в непростой жизни современного человека необходимый баланс игармонию, помогают получить новый заряд энергии, формируют потребность вздоровом образе жизни.
Для увеличениямасштабов спортивно-оздоровительного туризма и качества таких туров необходимыкак подготовка, так и разработка для них интересных увлекательных программспортивно-оздоровительной работы в туркомплексах, учитывающих возрастные ипсихологические особенности, традиции, расширение набора физических упражнений,подвижных игр, использование климато-закаливающих факторов, а так же учетмногих других факторов. К сожалению, в настоящее время туроператорские функциипо таким турам выполняют менеджеры немногочисленных туркомплексов.
Конкретное содержаниеспортивно-оздоровительной работы в туркомплексе зачастую определяетсяматериально-технической базой – наличием тех или иных спортивных сооружений,площадок, а также природным комплексом (расположением туркомплекса у моря, уреки, в горах, в лесном массиве и т.д.)
В методическом планепри проведении спортивно-оздоровительного работы необходимо больше вниманияуделять играм. Как традиционным спортивным, так и специально придуманным, атакже спортивным праздникам. Игра – главный элемент отдыха, его важнейшаясоставляющая, обладающая сильным свойством психологической разрядки, снимающейусталость. Праздник – прикосновение к счастливой жизни, состояние приподнятогонастроения и высокого эмоционального настроя, концентрация положительныхэмоций, высшее выражение отдыха.
Туры, имеющие в своейпрограмме некатегорийные (любительские) спортивные походы. Проведение данноговида туров подразделяется на три этапа: предпоходная подготовка в туркомплексе;спортивный поход; послепоходный отдых в туркомплексе. Предпоходную подготовку иинструктаж в туркомплексе необходимо чередовать со спортивными играми,дискотеками и другими формами досуга.
Туроператорские функциипо формированию и реализации такого вида спортивных туров в настоящее времявыполняются чаще всего непосредственно работниками туркомплекса – менеджерамипо туранимации и спорту или менеджерами по спортивному (самодеятельному)туризму. Возможны предложения туркомплексу о проведению таких туров со сторонытуроператоров внутреннего туристского рынка, работающих в контакте с турклубамиили ассоциациями «туристов-самодельщиков».
Туры длятуристов-спортсменов с использованием походов различной категории сложности.Туркомплексы и турбазы могут использоваться для проведения категорийных походовдля туристов спортсменов. Разработка таких туров должна производиться совместноменеджером туркомплекса и туристско-спортивным клубом (союзом) – заказчикомтакого вида туров. Поскольку категорийные маршруты пролегают в труднодоступныхместах (горы, горные реки, морское побережье и т.д.), то основополагающимимоментами при выборе туркомплекса являются подходящие природные условия игеографическое расположение туристического комплекса.
Туры для спортсменов,как правило, связаны с проведением чемпионатов различных статусов. Цельюпроведения данных спортивных мероприятий является оформление спортивныхразрядов, а также присвоение званий. [1; с 44-51]
Разделение туристскогорынка на отдельные сегменты должно производится по отдельным критериям. Вчастности, можно выделить три группы критериев:
1.        географические– к ним относятся страна прибытия туриста и географическая цель поездки;
2.        социальные– они связаны с характеристикой туриста (пол, возраст, профессия, тип семьи,национальность, религиозные убеждения, доход и др.);
3.        психологические– к ним относятся мотив поездки, сезонность, организация и длительностьпоездки.
Мотивация клиентов поповоду выбора спортивного туризма складываются из следующих составляющих:
1.        поддержаниефигуры и здоровья;
2.        познавательный– посмотреть на другие далекие места не из окна вагона, встретиться сродственниками и друзьями, разбросанными по разным углам страны, а может быть,и мира;
3.        участиев соревнованиях с целью присвоения какой-либо квалификации.
Спортивный туризм этоне только спорт. Он позволяет познакомиться с культурой проживающих в районепутешествия народов, насладиться созерцанием удивительных ландшафтов, испытатьтрепет первопроходца. Конечно, в эпоху тотальной аэрофотосъемки географическоеоткрытие совершить невозможно, однако еще можно побывать в местах, где неступала нога человека. Спортивный туризм это еще и школа мудрости. Это точныйрасчет сил, умение предвидеть события.
Как правило, спортивнымтуризмом особо увлекаются профессионалы, любители, имеющие высокий уровеньфизической подготовки, но не исключены семейные туры и набор детских групп.
Функции менеджеров приподготовке маршрутов:
Организация спортивноготура напрямую связана с проведением самого похода.
Основные требования,которые и должны выполнятся при подготовке и проведении спортивной части тура(похода).
1.        Обеспечениестабильности маршрутов. Стабильность, неизменчивость, традиционность маршрутаспособствуют:
а) полному обеспечениюмаршрутов методическими разработками по физкультурно-оздоровительной,туристско-экскурсионной, культурно-воспитательной деятельности, необходимомуобустройству и оснащению на трассе, обеспечению безопасности, профессиональномукадровому обеспечению, что в целом создает высокое качество обслуживания,высокое качество тура;
б) действенной иэффективной рекламе тура, закреплению своего потребителя; в) четкомупланированию.
2.        Обеспечениетребуемого (высокого) качества обслуживания. В программу тура должны бытьвключены только те мероприятия, трассы, исполнители, партнеры, которые невызывают сомнения в качестве обслуживания и безопасности как его главногоэлемента. Материальная база, оборудование, снаряжение также должнысоответствовать требованиям его качества.
3.        Учетсезонности и погодных условий. Учет сезонных различий проявляется всоответствующем ценообразовании, характере проводимых мероприятий, оснащении.Учет сезонных и погодных условий требует разработки и использования в качестведублирующих и вспомогательных альтернативных программ тура (спортивного походаи проводимых мероприятий).
4.        Охранаокружающей среды. С увеличением количества туров и туристов на маршрутах ихвоздействие на окружающую среду возрастает. Это обостряет проблемурационального природопользования в условиях неблагоприятной экологическойобстановке в стране. Хорошо поставленная при планировании и проведенииспортивных туров природоохранная работа может сделать их не только безвреднымидля окружающей среды, но и превратить в разновидность экологическихобразовательных туров. А туркомплекс, проводящий такие туры, может статьдейственным опорным пунктом администрации «зеленых» в прилегающей местности поохране окружающей среды.
При планировании иорганизации туров особое внимание должно быть уделено природоохранномуобустройству походных трасс (тропы стоянки) и территории туркомплексов,разработке экологически обоснованных туранимационных программ для туристов,использованию «природобезопасного» инвентаря и снаряжения, проведениюразъяснительной, пропагандистской и учебно-воспитательной работы в области охраныприроды. Необходимо также разработать и предусмотреть различные методы и формымотивации (заинтересованности организаторов и туристов в бережном отношении кприроде) и контроля действенности усилий менеджеров по обеспечениюэкологических туров.
При использовании вкачестве туристского ресурса для таких туров национальных парков, заказников,памятников природы необходимо:
а) учитывать припланировании и уточнять на местах правовые, организационные и экологическиеусловия их использования;
б) предусматриватьмероприятия по восстановлению, реставрации и охране объектов природы, истории,культуры.
5.        Обеспечениерентабельности. Достижение необходимой рентабельности осуществляетсяпосредством правильного расчета себестоимости, тщательного анализа ошибок ислучаев убыточности туров, снижения издержек на управленческие инепроизводительные расходы, рационального использования кадров, улучшенияорганизации и внедрения передовых методов, рационального использованиятранспорта (в том числе внутримаршрутного), оптимизации количественного составатургрупп и за счет других мероприятий. Вместе с тем погоня за прибылью недолжна вступать в противоречие с социальной направленностью такого вида туров.Здесь необходим единый сбалансированный социально-экономический подход,особенно при планировании семейных и детско-юношеских туров.
6.        Обеспечениебезопасности. Для обеспечения безопасности при планировании и проведениипоходной части тура необходимо учитывать и принимать во внимание множествофакторов и причин несчастных случаев, которые условно подразделяются на двеосновные группы:
1) природные(естественные, объективные) факторы;
2) субъективныефакторы, связанные с неправильными действиями туристов (недостаточная подготовленностьтуристов – психологическая, морально-волевая, физическая, техническая,дисциплинарная и т.д.; некачественная оснащенность похода; отсутствие контроляили системности контроля).
Планом обеспечениябезопасности необходимо предусмотреть полный комплекс мер, гарантирующихуспешное и безаварийное проведение похода.
1.3 Инфраструктураспортивного туризма
Строительство спортивных объектов на протяжении последнихлет ведется в Беларуси с невиданным размахом. Инвестируя миллиарды в спортивныесооружения, государство не только обеспечивает конституционные права граждан,оно вкладывает их в самое ценное – здоровье. И в первую очередь, молодогопоколения.
Спортивная база Минскойобласти принимает сегодня гостей и спортсменов самого высокого уровня. Этокрасноречивое свидетельство ее состояния. В последнее время пристальноевнимание приковано к самому зрелищному и красивому виду спорта – конному.Федерация конного спорта возрождает конно-спортивные школы, современные манежис комфортными условиями. Благодаря финансовой поддержке Минского облисполкомавведена в эксплуатацию первая пусковая очередь конно-спортивного комплекса в д.Урожайная, расположенной недалеко от Минска.
javascript:win(‘/files/u32/2008_12/rasminochnyymanezh_kon_fmt.jpeg’,’332′,’203′); Ежегодновступают в строй новые объекты физкультурно-спортивного назначения. Натерритории области с 2005 г. введены в эксплуатацию республиканский горнолыжныйцентр “Силичи”, в Минске построена “Минск-Арена” — одно из самых удивительных иразноплановых сооружений, физкультурно-оздоровительные комплексы в Старобине,г.п. Уречье Любанского района, в Минском районе (“Виталюр”), Вилейке (“Сатурн”с плавательным бассейном), стадион “Строитель” в Солигорске, филиал государственногоучреждения “Червенская детско-юношеская спортивная школа” в г.п. Смиловичи с 5современными спортивными залами – вольной борьбы, таэквондо, тренажерным,бильярдным и залом для фитнеса, ФОК “Олимп” в агрогородке Козловичи Слуцкогорайона с плавательным бассейном и тренажерным залом. Реконструированы стадион вСлуцке, конно-спортивная база СПК “Полочаны”.
В 2008 г. введены в эксплуатацию Ледовый дворец “Солигорск-Арена”, ФОЦ “Замковый” в Несвиже, ФОК“Грация” в Крупках, тренажерные залы в Воложине и Дзержинске, спортивный зал вагрогородке Щепичи Клецкого района, ряд открытых хоккейных и спортивныхплощадок.
Отличный подарок в Годздоровья получили спортсмены и жители Смолевичей. В городе построен один излучших стадионов в Беларуси, располагающий полем для игры в хоккей на траве,современными тренажерным, бильярдным, шахматным залами и комфортнымвосстановительным центром. По сравнению с 2005 г. количество людей, участвующих в спортивном туризме, возросло почти в 2 раза. Открыто 20физкультурно-спортивных клубов для работы с населением.
Вступили в стройгребная база в городе Калинковичи, современная гребная база “Водник” нанабережной реки Сож в Гомеле, спортивно-оздоровительный горнолыжный комплекс вМозыре, физкультурно-оздоровительный комплекс с 50-метровым плавательнымбассейном и крытым аквапарком в Жлобине. В его состав в дальнейшем войдут ещеодна тренировочная ледовая площадка, лыжероллерная трасса, на берегу Днепрапоявится соответствующая инфраструктура для гребцов. В ближайшей перспективе вГомеле планируется возведение многофункционального крытого спортивногокомплекса на 3000 мест с пристроенным универсальным корпусом единоборств стрибунами на 1000 мест.
Не остаются безвнимания районные центры и малые города. Построен ФОК в городском поселкеОктябрьский, начато возведение физкультурно-оздоровительного центра сплавательным бассейном в Ельске. Подобные комплексы в скором будущем появятся вКалинковичах, Мозыре, Буда-Кошелево, Хойниках, Ветке.
В Год здоровья введеныв эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс в г.п. Белыничи, бассейн вд. Трилесино Дрибинского района, Ледовый дворец в Бобруйске, бассейн в Кричеве.
В районах областипланируется строительство 8 ледовых арен, гребного канала, зала тяжелойатлетики в Бобруйске, физкультурно-оздоровительного комплекса в Краснополье,специализированного зала гимнастики и футбольного манежа в Могилеве.
За последние годы Брестпревратился в один из лучших спортивных центров Беларуси. Положительнаядинамика развития спортивной инфраструктуры и популяризация здорового образажизни достигаются в значительной мере за счет капитального строительства,реконструкции спортивных и туристских объектов. За 4 года в области введено вэксплуатацию более 20 крупных спортивных сооружений – универсальный спортивныйкомплекс игровых видов спорта “Виктория”, гребная база с инфраструктурой,легкоатлетический манеж, стрелковый тир в Бресте. В соответствии с поручениемГлавы государства, данным во время посещения Брестской области 24–25 мая 2007 г., в областном центре начато строительство Дворца водных видов спорта с 4 бассейнами, один изкоторых – 50-метровый с трамплином. В этом комплексе получат развитие такиевиды спорта, как прыжки в воду, синхронное плавание, водное поло.
Успешно функционируютнедавно построенные универсальный спорткомплекс “Волна” в Пинске, ледовая аренав Пружанах. В агрогородке Томашовский Брестского района вступил в стройсовременный спортивный комплекс с плавательным бассейном, стадионом, футбольнымполем. Ведется строительство ледовой арены в Барановичах. В Березе в декабресдаются в эксплуатацию ледовый дворец и плавательный бассейн. Реконструированыобластной спортивный комплекс “Брестский”, бассейны “Лазурный” и “Нептун”,стадионы “Строитель” и “Динамо” в областном центре, стадион в Малорите, перваяочередь спорткомплекса “Локомотив” в Барановичах. Ведется реконструкциягородских стадионов в городах Лунинец и Кобрин, строительство плавательных бассейновв Пружанах, Каменце, ледовой арены в Кобрине.
javascript: win(‘/files/u32/2008_12/_MG_4431_fmt.jpeg’,’502′,’333′); Целенаправленноразвивается спортивная инфраструктура в сельской местности: произведены ремонти реконструкция свыше 40 стадионов и футбольных полей, 55 спортивных залов, 2бассейнов, 136 спортплощадок, введены в строй 9 новых стадионов.
В 2009 г. достигнут стадии готовности такие объекты, как стадион в Глубоком,физкультурно-оздоровительный комплекс в javascript:win(‘/files/u32/2008_12/_MG_7711_fmt.jpeg’,’400′,’229′); Миорах, манеж сблагоустройством прилегающей территории в УО “Витебское государственное училищеолимпийского резерва”, спортивные комплексы “Журжево” в Витебске и СДЮШОР вПолоцке, где, в частности, осуществляются проектирование и строительство(реконструкция) четырех и ремонт трех объектов. В настоящее время возводитсяконный спортивно-тренировочный манеж в н.п. Загородье Толочинского района, идетреконструкция физкультурно-оздоровительного комплекса в г.п. Россоны
Ведутся работы попроектированию ледовых арен в Новолукомле, Лепеле, Глубоком, ледовых дворцов вОрше, Новополоцке, малой арены Витебского дворца спорта с искусственным льдом.Реализация этих задач позволит осуществлять подготовку спортивного резерва испортсменов высокого класса, удовлетворить спрос населения в занятияхфизической культурой и спортом в городах и населенных пунктах области.
 
1.4Нормативно-правовое обеспечение спортивного туризма
 
Нормативно-правовое обеспечение спорта итуризма регламентируется Положением о министерстве спорта и туризма РеспубликиБеларусь, принятом Советом министров Республики Беларусь
1. Министерство спортаи туризма Республики Беларусь (далее — Минспорт) является республиканскиморганом государственного управления и подчиняется Совету Министров РеспубликиБеларусь.
2. Минспорт проводитгосударственную политику в области физической культуры, спорта и туризма,координирует деятельность в этих сферах других республиканских органовгосударственного управления.
3. В своей деятельностиМинспорт руководствуется законодательством Республики Беларусь, настоящимПоложением и осуществляет ее во взаимодействии с республиканскими органамигосударственного управления и иными государственными организациями,подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными ираспорядительными органами, организациями физической культуры и спорта,организациями, осуществляющими туристическую деятельность, общественнымиорганизациями. (в ред. постановления Совмина от 10.07.2007 N 886)
4. В систему Минспортавходят структурные подразделения областных и Минского городского исполнительныхкомитетов, обеспечивающие реализацию государственной политики в сферефизической культуры, спорта и туризма, а также государственные организации,подчиненные Минспорту, согласно перечню, утвержденному Советом МинистровРеспублики Беларусь (далее — организации системы Минспорта). (в ред.постановления Совмина от 07.03.2008 N 347)
5. Основными задачамиМинспорта являются:
5.1. проведениегосударственной политики в области физической культуры, спорта и туризма,координация деятельности в этих сферах других республиканских органовгосударственного управления;
5.2. разработкаконцепций развития физической культуры, спорта и туризма в республике и методових реализации;
5.3. разработкагосударственных программ развития физической культуры, спорта и туризма,межотраслевая координация их выполнения;
5.4. создание научнообоснованной системы физического воспитания и оздоровления населения, развитиядетского и юношеского спорта, спорта высших достижений, координацияфизкультурно-спортивной работы среди инвалидов и лиц с ослабленным здоровьем;
5.5. создание совместнос заинтересованными организациями научно-исследовательской базы исовершенствование системы научно- методического обеспечения деятельности вобласти физической культуры, спорта и туризма;
5.6. организация ипроведение республиканских и международных спортивных и туристическихмероприятий на территории Республики Беларусь; (в ред. постановления Совмина от10.07.2007 N 886)
5.7. обеспечениеподготовки национальных команд Республики Беларусь по видам спорта и участия ихв международных спортивных мероприятиях;
5.8. пропагандафизической культуры, спорта и туризма, здорового образа жизни;
5.9. содействиереспубликанским и иным общественным объединениям по физической культуре, спортуи туризму в их деятельности;
5.10. участие вформировании и реализации государственной политики по созданию материальнойбазы физической культуры, спорта и туризма;
5.11. развитиемеждународного сотрудничества в сфере физической культуры, спорта и туризма;
5.12. осуществлениеконтроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о физическойкультуре, спорте и туризме;
5.13. осуществление впределах своей компетенции контроля за игорным бизнесом и соблюдениемзаконодательства Республики Беларусь при осуществлении деятельности в сфереигорного бизнеса.
Также спортивный туризм ориентирован наЛесной и Водный кодексы Республики Беларусь.
Основными нормативно-правовыми актамиявляются:
— ПостановлениеМинистерства спорта и туризма Республики Беларусь от 13 июля 2007 г. № 18 «Отуристском ваучере»;
— ПостановлениеМинистерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 35а ”Обутверждении инструкции об организации участия обучающихся учрежденийобразования в туристских походах и экскурсиях“.
 

2. Анализспортивного туризма в Республике Беларусь
2.1 Анализразвития спортивного туризма
В 2006 году СоветомМинистров Республики Беларусь была утверждена Национальная программа развитиятуризма в Республике Беларусь на 2006 — 2010 годы. Согласно этой программе былопредусмотрено развитие спортивного туризма:
Рост популярности здорового образа жизни,спортивные традиции, доступность использования имеющейся инфраструктурыпредопределили два основных направления в развитии спортивного туризма:
·         -организация спортивных походов (водных, пеших, конных, велосипедных, лыжных) идругих туристско-спортивных мероприятий, в которых туристы являютсяучастниками;
·         -посещение крупных спортивных соревнований, где туристы являются зрителями. .
Развитие этихнаправлений спортивного туризма предусмотрено осуществлять как для жителейреспублики, так и для иностранных туристов..
Развитие активных формтуризма, связанных со значительными физическими нагрузками, ориентировано намолодежь и физически здоровых людей среднего возраста.
Для организациитуристских походов различных категорий сложности разработаны, приняты ирекомендованы специальные туристские маршруты в различные районы Беларуси сблагоприятными природными ресурсами – в Поозерье, Понеманье, Приднепровье,Полесье, Центральную Беларусь.
Таким образом, можно сделать вывод, что вРеспублике Беларусь ведется активная работа по развитию спортивного туризма итуризма в целом.
Для более глубокого анализа развитияспортивного туризма в Республике Беларусь проанализируем рынок туристическихуслуг данного вида (конъюнктуру рынка)
Конъюнктура рынка – это совокупность условий, при которых вданный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определеннымсоотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем исоотношением цен.
Изучение конъюнктуры рынков включает в себя обработку, анализи систематизацию количественных показателей и качественной информации,характеризующей развитие рынка в данный период времени. Выбор системыпоказателей определяется целями конкретного исследования, например, анализразвития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени,изменение технико-экономических характеристик производства.
Для анализа конъюнктурырынка спортивно-туристических услуг мной были изучены периодические издания срекламой данных услуг. Анализ показал, что наибольшее количество туристическихцентров по оказанию спортивно-туристических услуг расположено в г. Минске.Распределение по областям отобразим в таблице:
Таблица 1.Распределение центров по оказанию спортивно-туристических услуг на территории РБи сравнительный анализ за 2008 – 2009 гг. 2008 2009 Минск 28 32 Брест 14 16 Гродно 11 14 Витебск 15 18 Могилев 9 12 Гомель 10 12
Примечание. Источник: периодическоеиздание «Туризм и отдых»
Из таблицы видно, чтобольше всего центров по оказанию спортивно-туристических услуг сосредоточенно встолице. По областям же распределено примерно равное количество. Также изтаблицы видно, что количество таких центров в 2009 году незначительноувеличилось по сравнению с 2008 годом. Это может быть обусловлено рядом причин:
·         переизбыткомрынка на услуги данного вида;
·         недостаточнымспросом.
Для более глубокогоизучения конъюнктуры рынка спортивно-туристических услуг проведем анализпредоставляемых исходя из статистических данных.
Таблица 2. Спрос наспортивно-туристические услуги.Услуги % Пешеходный туризм 24 Автомототуризм 14 Спелеотуризм 11 Горный туризм 10 Альпинизм 9 Велосипедный туризм 9 Водный туризм 8 Лыжный туризм 8 Конный туризм 7
Примечание. Источник:собственная разработка.
Из таблицы мы видим,что наибольшей популярностью пользуется пешеходный туризм (24%). Возрос интереск автомототуризму (14%) и, как это не странно, спелеотуризму (11%).
Для прогноза возможногообъема продаж спортивно-туристических услуг необходимо определить емкость рынкауслуг. Емкость рынка представляет собой потенциально возможный объемреализуемых на нем услуг в течение определенного промежутка времени. В даннойкурсовой работе за сегмент рынка возьмем Минск и минскую область. Дляопределения емкости данного сегмента рынка проведем анализ объемов и динамикипродаж. Для анализа будем использовать статистические данные и прейскурантыдействующих цен, размещенные на официальных сайтах предполагаемых конкурентов.
Таблица 3. Анализобъемов продаж в период с 2007 по 2009гг. Уровень продаж, % 2007 2008 2009 Пешеходный туризм 47 41 32 Водный туризм 11 12 9 Велосипедный туризм 10 7 11 Конный туризм 12 11 8 Автомототуризм 10 13 18 Лыжный туризм 4 7 10 Спелеотуризм 6 9 12
Из таблицы хорошовидно, что в период с 2007 по 2009 гг. произошел значительный спад продаж услуги– пешеходный туризм и существенно возросли продажи услуг по автомототуризму.Что касается водного и велотуризма, то тут мы видим незначительные колебанияобъемов продаж, интерес к конному туризму незначительно снизился.
Таким образом, можносделать вывод, что интерес потребителя к автомототуризму будет расти. Этосвязано с удобством передвижения, хорошей организацией таких туров,возможностью охватить большую территорию.
 
2.2 Анализконкурентной ситуации в сфере спортивного туризма
Конкуренция – один изсущественных признаков любого рынка. Она рассматривается как фактор,регулирующий интересы продавцов и потребителей.
На анализируемойтерритории существует большое количество центров по оказанию спортивно-туристических услуг. Из них три наиболее крупных это “ Тревел”, “Алатан Тур”,“Магеллан”, “Экотур-6“, “Туссон Вояж“. Эти фирмы давно на рынке, зарекомендовалисебя как надежные партнеры, проводят активные рекламные кампании.
Я бы хотела выделить изних три основных:
1. “Тревел”:
Историясоздания фирмы: белорусская туристическая фирма «Трэвел» присутствует на рынкетуристических услуг более 17 лет, созданная в 1993 году коллективомединомышленников. В 1994 г. фирма одна из первых приобрела свой туристическийавтобус и с тех пор является оператором автобусных туров по Европе и странамСНГ. С первых дней существования «Трэвел» является участником туристическихярмарок. Имеет почетные дипломы, в том числе дипломы Республиканскихтуристических конкурсов «Познай Беларусь» в номинации «Лидер экскурсионногообслуживания». Услугами пользуется большое количество туристических компаний итуристов разных стран, в том числе из стран-соседей.
Специализация фирмы –детский, молодежный и семейный отдых. Основная деятельность фирмы направлена наэкскурсионно-познавательный, деловой, спортивный и оздоровительный туризм.
Лицензирование:Фирма имеет полный комплект лицензий по туризму:
1 Туроператорская(организация индивидуальных и групповых туров за рубеж, прием иностранныхтуристов в Беларуси) – № 02310/0383226, выдана МсиТ РБ от 30.08.2005
2 Турагентская – №02310/0179409, выдана МсиТ РБ от 30.08.2005
3 Транспортная наосуществление международных перевозок пассажиров – № 02190/0515244 от15.06.2009
4 Сертификатсоответствия – № BY/1120403.0710045 от 30.11.2005
Перечень услуг,оказываемых фирмой: разработка туристических маршрутов и организация групповыхи индивидуальных туров по Беларуси, странам СНГ и Восточной и Западной Европы;автобусные перевозки; экскурсионные развлекательные программы по Беларуси (снародными обрядами), бронирование мест в отелях; услуги экскурсоводов,гидов-переводчиков, консультационно-информационные услуги в сфере туризма. [3, с1]
2.“Экотур-6“:
Туристическаякомпания ООО «Экотур-6» работает с 1991 года, времени, когда тольконачинали появляться небольшие туристические агентства. Деятельность начиналасьс туров в Польшу, но со временем начали открываться и новые направлениядеятельности. С 1996 года активно развивается чешское направление. Самымипопулярными оказались туры «Прага — Карловы Вары» (выезд каждоевоскресенье по сей день) и Отдых на озере Махово (в летний период). С 2000 годановым направлением в работе компании стала Литва. На данный момент разработаныи пользуются популярностью одно- и двухдневные туры в Вильнюс. Активнопроводится работа с индивидуальными туристами, сборными и заказными группами. Влетний сезон регулярно выезжает автобус в Палангу.
Большоевнимание в компании уделяется популяризации внутреннего туризма и приемуиностранных граждан в Беларуси. Разработаны программы приема для группшкольников и компаний из России, Украины. Имеется широкий выбор предложений побазам отдыха, санаториям, отелям.
Компанияпостоянно и плодотворно участвует в проводимых в Беларуси и за рубежомвыставках туристической тематики.
Лицензирование:
1 Лицензия наосуществление туристской деятельности №02310/0383211 от 13.07.2005
2Свидетельство о государственной регистрации
3 Сертификат №BY/11204.3.071 0459 до 11.07.2011
ООО«Экотур-6» является членом Республиканского Союза ТуристическихОрганизаций Республики Беларусь[4, с 1]
3.«Туссон Вояж»
Туристическаяфирма ООО «Туссон Вояж» (лицензия МСиТ 02310/0383251 от 27.07.2005г.) работаетна рынке туристических услуг Республики Беларусь с 1992 года. На протяжениивсего периода работы фирма динамично развивается с ежегодным увеличением объемапродаж и расширением направлений деятельности. Основными направлениямидеятельности фирмы является организация индивидуальных и групповых авиатуров накурорты Средиземноморья, в экзотические страны, экскурсионные туры по Европе,отдых на горнолыжных курортах, организация конференций и семинаров,бронирование и продажа авиабилетов ведущих авиакомпаний мира, обслуживаниеиностранных граждан в Республике Беларусь. Туристическая фирма «Туссон Вояж»работает с групповыми, индивидуальными и корпоративными клиентами.
С2004 года в фирме «Туссон Вояж» стало развиваться новое направление — событийный и спортивный туризм. Фирма «Туссон Вояж» стала официальным партнеромБелорусской теннисной ассоциации в организации и проведении этапов КубкаДевиса. Впервые в нашей стране были организованы выезды групп болельщиков в г.Чарльстон (США, Северная Каролина), в Канаду (г.Торонто), Румыния (г.Брашов).Фирма «Туссон Вояж» являлась официальным партнером Белорусской тенниснойассоциации по приему и размещению официальной Испанской делегации и журналистовв г. Минске в период проведения соревнований этапа Кубка Девиса в феврале 2005г.[5, с1]
Уровень качестваоказываемых услуг во всех центрах исследуемой доли рынка примерно одинаковый.Не смотря на это факт, три указанные выше фирмы занимают позицию лидеров, хотяцены в них на оказываемые услуги на порядок выше. Это связано с активнойрекламной деятельность этих фирм, продвижением торговой марки на рынок,проведением разнообразных акций, безупречной репутаций, иностраннымипреподавателями и практикой с носителями языков.
Так как спрос наспортивно-туристические услуги растет медленно, то конкурентная борьбаусиливается. На рынке находятся прямые конкуренты. К потенциальным конкурентамможно отнести различные спортивные клубы и организации.
Данные по долям рынкаконкурентов отобразим в таблице.
Таблица 5. Рыночнаядоля участников рынкаНаименование фирм-конкурентов Доля рынка, % ”Туссон Вояж ” 17 “Экотур-6 ” 12 “Тревел ” 9 Оставшиеся фирмы 62
Примечание. Источник:ряд веб-сайтов
По данным таблицы мывидим, что фирмы-лидеры занимают 38% всего рынка. На долю двадцати девятицентров приходится 62% рынка. Если учитывать, что эти центры работают впримерно равных условиях, то получается немного выше 2% рынка у каждого.
2.3 Анализ информационных источников оспортивном туризме
Информацию о спортивном туризме можнополучить из различных источников, но наиболее простым и удобным являетсяглобальная сеть internet, где можнопобывать на официальных сайтах туристических фирм, ознакомится с перечнямипредлагаемых услуг, посмотреть фотоотчеты и прейскуранты цен, обсудитьразличные туры на форумах и, тем самым подобрать самый оптимальный для себя видотдыха.
Туристические фирмыпользуются различными каналами для продвижения своих услуг. Одними из важнейшихявляются интернет-сайты. Глобальная сеть пользуется огромной популярностью, таккак в ней можно быстро найти качественную информацию, интернет предоставляетправо выбора. Сайты образовательных центров привлекательно и информативнооформлены, вся информация публикуется в доступном стиле.
Реклама в СМИ также имеетбольшое значение в продвижении услуг на рынок и в информировании потенциальныхклиентов о предлагаемом туристическом продукте.
Большое вниманиеуделяется проведению всевозможных акций, предоставлению скидок.
Каналы продвижения иинформирования можно разделить на две основные группы:
— сайт + реклама(собственный сайт, реклама в интернет, в СМИ, прямая, печатная, наружная, втранспорте и др).
— акции и специальныепредложения;
— вручение туров вкачестве подарков для участников лотерей, розыгрышей, игр, с освещением этогофакта в СМИ. [7;255-261]
 

3. Обоснованиеперспективных направлений развития спортивного туризма в Республике Беларусь
При планированиистратегии продвижения многие работники индустрии туризма воспринимаютпродвижение как некое дополнение к рекламе. В очень редких случаях применяютсяте или иные коммуникационные инструменты отдельно от маркетингового плана(каждый из них имеет свое место в плане), даже если они и преследуют разныецели. Часто реклама воспринимается как основное средство для достижения цели вдолгосрочном плане, а также для создания имиджа организации и его продукта,тогда как продвижение используется для выполнения краткосрочных задач,например, для избавления от текущих запасов.
Хотя такое отношение кместу продвижения в маркетинговом плане исходит из чрезмерно активногоиспользования рекламы в прошлом как средства коммуникации, сейчас решающимфактором становится возросшая конкуренция в индустрии туризма, котораязаставляет менеджеров по маркетингу точнее определяться в использовании всехдоступных им коммуникационных методов.
Существуют сотни видовсредств продвижения, которые могут быть классифицированы как инструменты,нацеленные на:
1 персонал компаний (наторговых представителей) с помощью различных поощрений (финансовых,инсентив-путешествий и др.); бонусов; соревнований и конкуренции;
2 дилеров и розничныхторговцев (турагентов) через:
3 выпуск сувениров ссимволикой компании (календари, записные книжки, ручки, пепельницы);
4 торговые выставки;
5 презентации продуктов(деловые обеды, ужины и др.);
6 совместные схемыпродвижения (организационная или финансовая помощь);
7 клиентов(непосредственно или с помощью розничного торговца) через:
8 дисплей компьютера,Интернет, настенные экраны, плакаты, брошюры и др.;
9 сувениры (сумочки сназванием фирмы, обложки для хранения билетов и др.);
10 финансирование сумеренным процентом;
11 предоставлениебесплатных ваучеров;
12 организациюсовместных мероприятий продвижения с компаниями других сфер бизнеса(инсентив-путешествия для сотрудников компаний, путешествия, сопровождающиесяльготными покупками товаров и услуг).
Эти средствапродвижения в основном предназначены для создания хорошего отношения клиентов кфирме и предлагаемому туристскому продукту, а также его запоминания, что можетповысить ценность продукта. [7;293-298]
При продаже продуктарозничным торговцам менеджеры компании по маркетингу могут применить одно издвух действий. Первое называется стратегией подтягивания и нацеливаетпродвижение продукта непосредственно к потребителю, создавая спрос с помощьюширокого ознакомления с торговой маркой компании, таким образом заставляяклиента покупать продукт у розничных торговцев. В этом случае клиентпредварительно может принимать решение о покупке, а торговцы должны иметь столькопродуктов, сколько требуется для удовлетворения спроса. Второе действиеназывается стратегией толчка и предназначено для активизации покупательнойспособности населения. С помощью этой стратегии розничных торговцев убеждаютскладировать определенное количество продуктов и помогают им в сбыте.
Например, новыетуристские компании (туроператоры) при создании своего рынка, с одной стороны,могут применять первую стратегию при поддержке рекламы, а с другой стороны,могут использовать и вторую стратегию, отбирая ключевых розничных торговцев ипомогая им при продаже продукта своим клиентам, при этом расходы на продвижениеделятся поровну.
Прежде чем определитьметод воздействия на рынок, компания должна изучить различные факторы, которыемогут повлиять на принимаемое решение (например, природу и качество продукта,этапы его жизненного цикла). На начальном этапе жизни продукта должныпредприниматься особые усилия для ознакомления с новым продуктом (использованиерекламы или паблик рилейшнз сопровождается относительно небольшими расходами напродвижение) — прямой маркетинг или поощрение агентов. Действия по продвижениюпродукта, находящегося на более поздних стадиях своего жизненного цикла, могутбыть усилены для привлечения повторных клиентов, вплоть до обновления продукта.
Если продвижениетуристского продукта проводится одновременно с рекламной кампанией по внедрениюхорошо известного продукта (например, элитного автомобиля или популярногонапитка), то это только повышает авторитет компании.
При осуществлении тойили иной программы продвижения продукта надо определить точное время начала еереализации и продолжительность. Если программа непродолжительна, то достигнутьэффективности очень сложно, и, наоборот, если программа рассчитана на чрезмернопродолжительный период времени, то степень воздействия ее будет постепенноуменьшаться, и это может нанести урон имиджу компании.
Как правило, программыпродвижения разрабатываются в контексте со всем комплексом мер продвижения исовместно с другими коммуникационными средствами. Основная кампания попродвижению может включать рекламную поддержку, приглашение торговыхпредставителей, паблисити (через специализированную и местную прессу).
Если эта кампанияпроводится в больших масштабах и на ее реализацию выделяются значительныесредства, то уместно по мере возможности проверять ее эффективность. Дляопределения эффективности продвижения существуют различные пути, однако этаэффективность ни в коем случае не должна оцениваться по объемам продаж,осуществленным за относительно короткий промежуток времени.
Успех в достижениидругих целей должен измеряться обязательно. Например, если монитор агентствапутешествий создан для привлечения людей и продаж им туров, то на нем можноотражать относительно простой итог требований и продаж. Однако его можноиспользовать и для привлечения случайных прохожих и ознакомления их спродуктами, которые продает агентство. Таким образом, с помощью монитора можноопределить поведение случайных прохожих: сколько человек задержат свое вниманиена мониторе, сколько остановилось и удовлетворило свое любопытство, что ониищут — успешную покупку или информацию о продолжительном путешествии.
Исследования с цельюоценки повышения популярности компании или изменения ее имиджа обычнопроводятся до и после осуществления программы продвижения. Часто гости в техили иных туристских центрах подвергаются опросу с целью выяснения их отношенияк мероприятиям по продвижению туристского продукта. К сожалению, не всепрограммы продвижения поддаются такому исследованию. Например, воздействиепродолжительной программы по созданию доброжелательной атмосферы с дилерами иклиентами компании трудно оценить. [6;2]
Одним из важных методовявляется организация выставок, которые позволяют продавцам и покупателямтуристского продукта встретиться на общей территории и заключить сделки. Самымикрупными и популярными являются выставки, проводимые в Лондоне и Берлине. Какправило, выставки подразделяются на три вида и нацелены: на общество в целом,туристские компании и участников по специальным приглашениям.
Однако, несмотря на всепреимущества, участие в таких выставках дорого обходится ее участникам, которымприходится платить арендную плату за занимаемые площади, оформление стенда,оборудование, соответствующую литературу и др. Ради престижа крупные компаниистараются занимать большие площади в хороших местах. Соответствующий персоналкомпаний — участников выставки устанавливает контакты с организаторами выставокзадолго до ее начала (часто на подготовку таких выставок уходит почти год).
В некоторых случаях,вопреки ожиданиям, посещаемость выставки может оказаться низкой. Однако ивысокая посещаемость не всегда оправдывает большие расходы на участие ввыставке. По этой причине многих участников выставка должна удовлетворятьпрежде всего как рекламное мероприятие, а не как продвижение своего продукта.
Целью маркетингаорганизаторов выставок является сокращение издержек на их проведение. Участникидолжны осознавать, что для достижения большего успеха они должны проводитьанализ посещаемости в предыдущие годы. Организаторы со своей стороны обязаныобеспечивать участников информацией об ожидаемом количестве посетителей иодновременно проводить оценку пропорций участников, которые хотят посетить тотили иной стенд.
Для работы на стендахфирмы обычно выбирают персонал, который хорошо знаком с их продукцией и хорошознает приемы продаж. Фирма приглашает своих постоянных клиентов, предварительноотправляя им специальные приглашения с подробным описанием местонахождениясвоего стенда. Фирмы выставляют на стенде необходимое количество литературы иследят затем, чтобы посетители брали ее по необходимости, а не просто так, дляколлекции. Вместе с тем следует проявлять должное внимание ко всем гостям ивыявлять круг их интересов, регистрировать все потенциальные покупки всоответствующем журнале и не забывать, что главная задача участия в любойвыставке — это продажа путешествий.[7;286-292]
Другим важным методомпродвижения в индустрии туризма является презентация, которая определяется какдействие, нацеленное на заявление о себе или на завоевание популярности.Презентации очень часто используют туристские компании для представления своихпрограмм или продуктов турагентствам. Иногда эти мероприятия проводятся в видеформальных бесед старших менеджеров по продажам с соответствующим персоналомтурагентств о новых программах и продуктах. Такие встречи полезны для компаниине только как средство продвижения своего продукта, но и для полученияинформации о рынке из первых рук. Формальные беседы во время презентацийсопровождаются также демонстрацией видеоматериалов.
Если презентацияпроводится для потенциальных клиентов и нацелена на совершение сделок, а такжена создание хорошего впечатления о себе, то для получения определенного успехаот проведения презентаций надо тщательно их планировать. В первую очередьнеобходимо точно определить дату и место ее проведения.
Хорошее помещение,выбранное в лучшем отеле или конгрессном центре, а также соответствующееоформление и оборудование могут в определенной степени повысить имидж компании.Для большей посещаемости целесообразно проводить презентации в вечерние часы,особенно когда они нацелены на широкий круг потребителей. Так как многиетуристские продукты связаны с проведением каникул, их целесообразно приурочиватьк национальным или местным праздникам.
В целях экономиинебольшие компании, особенно агентства путешествий, как правило, объединяются сдругими организациями для совместного проведения презентации. Например,туроператоры при совместных презентациях могут брать на себя половину расходов,если они ожидают определенную отдачу от проводимого мероприятия. Припродвижении того или иного туристского центра агентства обычно объединяются снациональными туристскими организациями.

Заключение
 
В ходе написания курсовойработы был проведен анализ развития спортивного туризма на территорииРеспублики Беларусь, рынка спортивно-туристических услуг. За сегмент рынка былавыбрана территория города Минска. Анализ показал, что данный сегмент насыщенконкурентами, образовались фирмы-лидеры, однако динамика услуг данного вида затри года говорит о повышении спроса. Это связано с проведение в РеспубликеБеларусь Национальной программы по развитию туризма.
Как показал анализданной курсовой работы, в период с 2006 по 2009 годы включительно было открытобольшое количество спортивных центров.
Инструментамипродвижения спортивно-туристических услуг на рынок могут служить:
·         персоналкомпаний (на торговых представителей) с помощью различных поощрений(финансовых, инсентив-путешествий и др.); бонусов; соревнований и конкуренции;
·         дилерови розничных торговцев (турагентов) через:
·         выпусксувениров с символикой компании (календари, записные книжки, ручки,пепельницы);
·         торговыевыставки;
·         презентациипродуктов (деловые обеды, ужины и др.);
·         переписку(письма, циркуляры и др.);
·         совместныесхемы продвижения (организационная или финансовая помощь);
·         клиентов(непосредственно или с помощью розничного торговца) через:
·         дисплейкомпьютера, Интернет, настенные экраны, плакаты, брошюры и др.;
·         сувениры(сумочки с названием фирмы, обложки для хранения билетов и др.);
·         предоставлениев гостиницах мыла, шампуней, специальных шапочек для душа, а «нужным»клиентам — цветов и фруктов;
·         переписку;
·         финансированиес умеренным процентом;
·         предоставлениебесплатных ваучеров;
·         организациюсовместных мероприятий продвижения с компаниями других сфер бизнеса(инсентив-путешествия для сотрудников компаний, путешествия, сопровождающиесяльготными покупками товаров и услуг).

Список источников
1.        ИзотоваМ.А., Матюхина Ю.А. Инновации в социокультурном бизнесе и туризме — Москва 2006–223.
2.        Периодическоеиздание «Туризм и отдых»
3.        www.minsk-travel.by
4.        www.ecotour.ru
5.        www.tussonvoyage.com
6.        www.Belarustourism.by
7.        ДуровичА.П. Маркетинг туризма — Минск 2009-318
8.          ДуровичА.П. Организация туризма — Минск 2008-639