Тема:
Организацияделопроизводства в государственных учреждениях
Оглавление
Введение
Гл.1 Организация делопроизводства по обращениям граждан
§1.1 Основные понятия в организации работы по обращению граждан
§1.2 Этапы работы с обращениями граждан
Гл.2 Характеристика процедуры работы с обращениями граждан
§2.1 Организация работы с обращениями граждан в Совете Федерации
§2.2 Информация о характере обращений граждан, поступивших в Совет Федерации вмарте 2010 года
Заключение
Списокисточников и литературы
Введение
В 2006 году вступил всилу Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РоссийскойФедерации» от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ. Закон регулирует правоотношения,связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним конституционногоправа на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, атакже устанавливает порядок обращения граждан государственными органами,органами местного самоуправления и должностными лицами.
Актуальность даннойтемы обусловливается необходимостью построения государством качественной работыс обращениями граждан в соответствии с нормами федерального закона. Согласностатистическим данным предложения, заявления и жалобы граждан, обрабатываемые вгосударственных учреждениях, составляют от 50 до 75%.
Все граждане нашейстраны, в том числе и иностранные граждане и лица без гражданства имеют правообращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения вгосударственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществлениегражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
Государственныеучреждения Российской Федерации должны обеспечивать всем гражданам необходимыеусловия для осуществления конституционных прав, вносить в письмах и в устнойформе предложения об их деятельности, критиковать недостатки в работе,обращаться с заявлениями, обжаловать действия должностных лиц, государственныхи общественных органов.
ЗаконодательствоРоссийской Федерации предписывает, что государственные и общественные органы,их руководители обязаны принимать и в соответствии с их компетенцией вустановленные сроки рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан,давать на них ответы и принимать необходимые меры.
Для осуществлениясвоевременной обработки и передачи на разные его уровни управленческойинформации организуются службы документационного обеспечения. В практикеуправления действуют следующие службы документационного обеспечения (ДОУ):управление делами, общий отдел, канцелярия. Одной из функций структурных частейслужбы ДОУ является функция группы (отдела писем), которая осуществляет: приеми учет предложений, заявлений и жалоб граждан; подготовку и передачу нарассмотрение руководству учреждения предложений, заявлений и жалоб, требующихрешения руководства; передачу предложений, заявлений и жалоб на исполнение всоответствующие структурные подразделения и контроль за сроками их исполнения;извещение заявителей о результатах рассмотрения предложений, заявлений и жалоб;формирование дел с обращениями граждан; анализ и обобщение результатовисполнения предложений, заявлений и жалоб; организацию приема посетителей.
Объектом даннойкурсовой работы является организация работы с обращениями граждан вгосударственных учреждениях.
Предметом данной работыявляется совершенствование организации работы с обращениями граждан в СоветеФедерации в рамках автоматизации работ.
Целью данной курсовойработы является изучение организации работы с обращениями граждан вгосударственных учреждениях.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучитьорганизацию делопроизводства по обращениям граждан;
2. Рассмотретьосновные понятия в организации работы по обращению граждан;
3. Показатьхарактеристику процедуры работы с обращениями граждан;
4. Рассмотретьорганизацию работы с обращениями граждан в Совете Федерации.
ГлаваI. Организацияделопроизводства по обращениям граждан
§1.1 Основные понятия в организации работы по обращению граждан
Письменные обращенияграждан следует рассматривать как важное средство осуществления и охраны правличности. Обращения граждан выражаются как в письменной, так и в устной форме.В обращениях могут быть поставлены вопросы, касающиеся прав и законныхинтересов как автора обращения, так и других граждан или интересов всегообщества.
Действующеезаконодательство под термином «обращение» понимает направленные вгосударственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицуписьменные предложения, заявления или жалобы, а также устное обращениегражданина в государственный орган, орган местного самоуправления[1].
Обращения делятся напредложения, заявления и жалобы. Под предложениями обычно понимаются обращенияв соответствующие государственные или общественные органы, на предприятия, вучреждения, организации, фирмы или к должностным лицам, содержащие идеи посовершенствованию различных сфер деятельности, органов власти и управления,предприятий, организаций, фирм, не связанные с нарушением прав и законныхинтересов самого гражданина. Предложение – это желание автора включиться вобщественную жизнь, эффективное средство политической активности гражданина,его непосредственного участия в совершенствовании форм управления. Обычно в нихсодержатся данные собственных наблюдений или практики работы автора,затрагивающие проблемы государственной и общественной жизни с указанием на недостаткив их решении, допускаемые конкретными органами, предлагаются пути и способырешения затронутых проблем.
Под заявлениемподразумевается обращение граждан по поводу реализации личных прав или законныхинтересов, не связанных с нарушением этих прав и интересов. Юридическийэнциклопедический словарь дает следующее определение: «Заявление — официальное обращение лица (или нескольких лиц) в учреждение или к должностномулицу, не связанное с нарушением прав и законных интересов гражданина и несодержащее поэтому требования об устранении такого нарушения. Заявленияподаются, во-первых, в целях реализации права или законного интересагражданина… и, во-вторых, для того, чтобы сообщить о тех или иных недостаткахв работе предприятий, учреждений и организаций…»[2].
Термин«жалоба» в словаре определен следующим образом: «Жалоба — обращение в государственный либо общественный орган или к должностным лицам поповоду нарушения прав и охраняемых законом интересов конкретного лица(гражданина), общественной организации, предприятия и т.д.»[3].Таким образом, под жалобой понимается обращение о нарушении прав, свобод изаконных интересов граждан, о медленном, бюрократическом рассмотрении их делгосударственными или общественными органами, предприятиями, учреждениями,организациями, фирмами, о невыполнении ими решений, принятых по обращениям изаявлениям граждан, о неправомерных действиях должностных лиц. Жалобойпризнается также несогласие с решением или действиями государственного либообщественного органа, предприятия, учреждения, организации, затрагивающимиправа и охраняемые законом интересы граждан.
Работа с обращениямиграждан – это самостоятельный участок службы документационного обеспеченияуправления. В учреждениях и организациях, где обращений бывает много, дляработы с ними создаются специальные подразделения — бюро (отделы, сектора)жалоб и заявлений трудящихся. В тех организациях, где обращений сравнительномало, ими занимается специально выделенный работник и, наконец, работа с этойкатегорией документов в маленькой организации, фирме является частьюобязанностей секретаря. Во всех случаях за работу с этой категорией документовдолжно отвечать специально выделенное лицо.
Личную ответственностьза организацию работы с обращениями граждан, состояние делопроизводства по нимнесут руководители государственных органов, предприятий, учреждений иорганизаций, которые обязаны постоянно держать этот участок работы подконтролем[4].
§1.2 Этапы работы с обращениями граждан
Работа с обращенияминаселения имеет свои особенности и ведется отдельно от общего делопроизводства.Она регламентируется специальным общеотраслевым документом «Типовым положениемо ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан вгосударственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях». В немопределен четкий порядок работы с этими документами, независимо от категории испецифики деятельности того или иного учреждения. Прежде всего, обращенияграждан должны подаваться в те органы, учреждения и тем должностным лицам, откоторых зависит разрешение данного вопроса[5].
Жалобы на общественныеорганизации, не имеющие вышестоящих органов, подаются в местные органы власти.
При организации работыс обращениями надо использовать указанный выше нормативно-методическийдокумент, взяв из него, прежде всего порядок работы с этой категориейдокументов.
Технология работы собращениями граждан требует организации[6]:
· приемаграждан;
· приемаи первичной обработки письменных обращений;
· регистрацииобращений;
· направленияобращений на рассмотрение;
· уведомлениязаявителя о направлении обращения в другие учреждения;
· уведомлениязаявителя о длительном расследовании обращения;
· контроляза сроками исполнения документов и выполнением принятых по ним решений;
· информационно-справочнойработы по обращениям;
· извещениязаявителя о вынесенных решениях с одновременным, в случае необходимости,направлением решений для исполнения в соответствующие органы;
· группировкивдела и текущего хранения обращений;
· анализапоступивших обращений.
Обращение граждан вгосударственные и общественные органы, на предприятия, в учреждения,организации может быть подано в письменной форме, лично, по почте, с помощьютелеграфа и телетайпа, факса, электронной почты, а также устно должностномулицу, наделенному правом и обязанностью рассмотрения обращений или ведущемуприем граждан.
Все письменныеобращения принимаются централизованно в одном месте, Проверив правильностьдоставки, письма вскрывают, при этом конверты не уничтожаются, так как штамп нанем может являться доказательством даты получения документа. Кроме того, адресавтора обращения, по которому предстоит ответить, часто бывает написан лишь наконверте. Поэтому конверт сохраняется вместе с документом до конца решениявопроса и будет подшит в дело.
На самом документе внижнем правом углу проставляется регистрационный штамп учреждения, получившегообращение, в котором стоит дата его получения и начала работы с ним в данномучреждении. Иногда она может не совпасть с датой на конверте, так как последняяпроставляется почтовым отделением, которое не всегда в тот же день доставляет письмоадресату. Поэтому именно с даты, проставленной в регистрационном штампе,начинается отсчет срока исполнения обращения. Помимо даты в регистрационномштампе указывается и регистрационный индекс предложения, заявления, жалобы,который состоит из начальной буквы фамилии автора и порядкового номерапоступившего обращения.
К обращениям могут бытьприложены различные справочные материалы в подлинниках или копиях. Их надоскрепить вместе с обращением, чтобы они не растерялись в процессе работы. Наэтом заканчивается первый этап работы с обращениями.
После первичнойобработки все обращения передаются на регистрацию, которая ведется по единойформе в порядке, установленном типовым положением. Регистрация этой категориидокументов помимо общих задач регистрации — учет, контроль и справочная работа- является также юридическим свидетельством того, что они приняты крассмотрению в данном учреждении. Регистрацию рекомендуется вести на карточкахили на компьютере и только в тех случаях, когда в учреждение, предприятие илиорганизацию поступает незначительное количество документов населения, можнооставить и журнальную форму регистрации.
Суть регистрации – записьна карточке основных поисковых признаков документа и сведений о заявителе.Количество экземпляров заполняемых регистрационно-контрольных карточекопределяется исходя из потребностей организации контроля за исполнением исправочной работы по обращениям. Чаще всего это 2-3 экземпляра: 1-й-дляконтрольной картотеки, 2-й-для справочной картотеки, 3-й направляется вместе сдокументом к исполнителю. Однако прежде чем приступить к регистрации, выявляютпо алфавитной картотеке или алфавитной книге, не является ли данное обращениеповторным.
Повторным считаетсяобращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу,если со времени подачи первого предложения, заявления или жалобы истекустановленный законодательством срок их рассмотрения или заявитель не былудовлетворен данным по первому обращению ответом.
Повторное обращение припервичной обработке получает очередной регистрационный индекс, так как ведетсяваловой учет всех поступающих документов. Однако в регистрационной карточке прирегистрации повторного обращения указываются все признаки и первого документа,то есть его номер и дата. На самом повторном обращении в правом верхнем углу ина его регистрационно-контрольной карточке делается от руки или специальнымштемпелем отметка «повторно».
Типовое положениепредусматривает и такой случай, когда гражданин одно и тоже предложение,заявление или жалобу направил одновременно нескольким адресатам, и они были вконечном итоге переадресованы в одно учреждение, организацию или предприятие,которое может решить поставленный вопрос по существу. Все эти обращения,попавшие в результате в одно место, должны учитываться под однимрегистрационным индексом первого полученного документа с добавлениемпорядкового номера. Например, В—194/,, В-194/2, В-194/3 ит.д.Зарегистрированный документ докладывается руководителю или его заместителю дляпринятия решения[7].
Взаконодательно-нормативных актах предусмотрен вариант, когда полученноеобращение вообще не относится к компетенции получившего его учреждения,организации, предприятия. В этом случае работником, отвечающим за эту категориюдокументов, оно должно быть не позднее чем в пятидневный срок направлено нарассмотрение в компетентный орган или заявителю. В ответном письме даетсяразъяснение, куда ему следует направить свое обращение.
Если в обращениипоставлены вопросы, требующие решения разных компетентных органов, руководительорганизации, получивший обращение, рассматривает вопрос, относящийся к егокомпетенции, а о содержании других вопросов сообщает в установленные срокисоответствующим организациям.
Во всех случаяхпересылки документов в другие организации заявители ставятся об этом визвестность в пятидневный срок с момента получения документа. В том случае,когда руководитель сразу в процессе рассмотрения документа может решитьпоставленный в нем вопрос, он отражает свое решение в резолюции, котораяявляется по существу ответом. На ее основе составляется ответное письмозаявителю.
Если вопрос требует лишьразъяснения, руководитель в резолюции указывает исполнителя и срок написанияответного разъяснительного документа. Все указания руководителя о порядкерассмотрения документа и исполнения переносятся в регистрационно-контрольнуюкарточку. Каждое решение, принимаемое по обращению граждан, прежде всего,должно быть основано на требованиях конкретных законов, всестороннем изученииобстоятельств и причин, породивших критические замечания.
Чаще всего для принятияпо обращению обоснованного решения необходимо собрать нужныйинформационно-справочный материал, послать запрос на места, потребоватьобъяснения от виновных, направить документ для проверки в подведомственныеорганы, организовать выезд на место ответственного работника.
К рассмотрениюобращений не следует привлекать лиц, участие которых может повлиять наобъективное решение вопросов, поднятых в документе. Весь процесс рассмотренияобращений граждан подлежит обязательному контролю.
Сроки исполненияобращений определяются в зависимости от сложности поставленных в них вопросов.Установлен как максимальный месячный срок разрешения жалоб, заявлений ипредложений во всех органах. Заявления и жалобы, не требующие дополнительногоизучения и проверки, разрешаются безотлагательно, но не позднее 15 дней со дняпоступления. В тех случаях, когда для принятия решений по жалобе или заявлениюнеобходимо проведение специальной проверки и истребование дополнительныхматериалов, разрешено, в порядке исключения, продление сроков не более чем наодин месяц с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу. Дляразрешения заявлений и жалоб военнослужащих и членов их семей были установленыболее короткие сроки: в центральных органах власти и управления до 15 дней, вместных органах власти, на предприятиях и в учреждениях — безотлагательно, ноне позднее 7 дней. Практика работы подтвердила оптимальность установленныхсроков работы с документами граждан. Этих сроков продолжают придерживаться исегодня.
Контроль засвоевременным разрешением рассматриваемых документов возлагается на должностныхлиц, которые обязаны обеспечивать своевременное, правильное и полноерассмотрение обращений и исполнение решений, принятых по обращениям граждан.
Типовое положениеспециальным пунктом указывает, что письма граждан, направленные в государственныеорганы, предприятия, учреждения, организации, различным адресатам, требующиесообщить результаты рассмотрения предложения, заявления, жалобы, берутся наособый контроль. На всех экземплярах регистрационно-контрольных карточек ина предложениях, заявлениях и жалобах проставляется штамп «КОНТРОЛЬ» илизнак контроля «К». Предложения, заявления и жалобы граждан, на которые даютсяпромежуточные ответы, с контроля не снимаются[8].
Контроль за исполнениемведется по регистрационно-контрольным карточкам, которые ставятся по срокамисполнения в контрольную картотеку. Контрольная картотека по обращениям гражданорганизуется и строится так же, как и контрольная сроковая картотека по другимадминистративным документам.
Все движениеконтролируемого документа, передача его от исполнителя к исполнителю отмечаетсяна карточке с указанием не только фамилии исполнителя, но и даты передачи емудокумента. Обращение снимается с контроля только после фактического выполненияпринятого по нему решения, о чем делается отметка в контрольно-регистрационнойкарточке. Распоряжение о снятии с контроля дает лицо, принявшее по данномудокументу решение.
Для организацииконтроля за исполнением предложений, заявлений и жалоб граждан успешноиспользуется компьютер. Количество документов, которое может бытьпроконтролировано с помощью компьютера, практически не ограничено. Быстротаввода и вывода информации в ЭВМ обеспечивает получение оперативных данных оходе исполнения документов до истечения срока исполнения, что позволяетосуществлять превентивный, предупредительный контроль, обеспечивать выполнениедокументов в запланированные сроки. Напоминания могут поступать с любойзапрограммированной периодичностью, ЭВМ в случае необходимости может обобщить ипроанализировать за определенный период времени работу отдельных исполнителей иструктурных подразделений по исполнению обращений граждан.
Ввод данных в помятькомпьютера по обращениям осуществляется с клавиатуры. На экране можноперестраивать сводки о ходе выполнения жалоб и заявлений по различным аспектами получать необходимое количество копий на печатающих устройствах. Диалог с компьютеромведет сотрудник, работающий с этой категорией документов. Автоматизированнаясистема «АСУ — заявление» способствует обеспечению высокой исполнительскойдисциплины, своевременному исполнению обращений граждан.
Имеются типовыепрограммы для ведения контроля за сроками исполнения документа на персональныхэлектронно-вычислительных машинах (ПЭВМ) и типовые программы для веденияконтроля и справочной работы с обращениями граждан.
Одним из важных этаповработы с обращениями граждан является организация по ниминформационно-справочной работы. Одновременно с постановкой одного экземплярарегистрацией по контрольной карточки в сроковую картотеку другой экземпляркарточки ставится в справочную картотеку, построенную в порядке алфавитафамилий заявителей. По этой картотеке всегда можно дать ответ на запросгражданина или учреждения о состоянии рассмотрения конфетного обращения.Значительно удобнее вести справочную работу при автоматизированной системе,дающей возможность навести справку по любому реквизиту документа.
Результаты решениявопроса, поставленного в обращении, сообщаются заявителю. Ответы должны бытьисчерпывающими, соответствующими действующему законодательству. Если конкретноевыполнение решения поручено какому-либо другому органу, оно берется подконтроль и об этом сообщается автору обращения с указанием должности лица, накоторое возложен контроль за исполнением принятого решения. Решение, принятоеединолично компетентным должностным лицом, сообщается автору обращения от имениоргана, которому подчинено должностное лицо. Решение, принятое коллегиальныморганом, сообщается автору обращения со ссылкой на номер и дату принятия этогорешения либо в виде выписки из решения или протокола. В письменной формесообщаются и решения об отказе в положительном удовлетворении поднятых вобращении вопросов. При этом отказ должен быть аргументирован, указаны мотивы иоснования отказа со ссылкой на действующее законодательство и решениякомпетентных органов.
Секретарь, ведущийделопроизводство по обращениям граждан, обязан систематически вести анализ этойкатегории документов. Периодически (раз в месяц или квартал) составляютсяаналитические обзоры или справки, в которых отражают вопросы, по которым былиподаны обращения, их количество по каждому вопросу, количество положительных иотрицательных решений. Кроме того, в справках указывается; сколько обращенийбыло решено в срок, сколько с просроченным сроком исполнения и почему. Такойанализ служит выявлению причин, порождающих нарушение прав и интересов граждан,изучению общественного мнения, совершенствованию работы государственныхорганов, предприятий, учреждений и организаций.
На каждом документепосле окончательного решения и исполнения делается надпись «ВДЕЛО» и ставитсяличная подпись должностного лица, принявшего это решение.
В соответствии с требованиямиТипового положения предложения, заявления, жалобы должны быть возвращены послеих разрешения работникам, ведущим делопроизводство по обращениям со всемиотносящимися к ним материалами и экземпляром регистрационно-контрольнойкарточки для централизованного формирования дела и картотеки. Формирование ихранение дел у исполнителей запрещается[9].
Работник, ведущийтекущее хранение обращений, формирует их в дела, отдельно от общей переписки.При этом вместе с обращением подшивается копия ответа и все относящиеся к этомувопросу документы, собранные в процессе его рассмотрения, т.е. каждое обращениесоставляет в деле самостоятельную группу. Внутри дела эти группы документов пообращениям располагаются обычно по фамилиям заявителей в алфавитном порядке.Если в учреждение поступает большое количество обращений граждан, то каждоедело заводится по одной или нескольким начальным буквам фамилий заявителей.Например, «Предложения, заявления, жалобы граждан на букву «А», «Б», «В» и т.д.Если обращений мало, они могут быть сгруппированы в одно-два дела. Коллективныеписьма сосредоточиваются в отдельном деле. Причем предложения, заявления ижалобы граждан по вопросам работы организаций группируются раздельно отобращений по личным вопросам.
При небольшомколичестве обращений их можно располагать в делах и в хронологическойпоследовательности. Появившиеся дополнительные материалы по вопросу, связанномус обращением или повторное обращение подшиваются к первой группе материалов. Вдела группируются только исполненные документы. Обложка дела с предложениями,заявлениями и жалобами граждан оформляется по установленной форме.
Законченные дела спредложениями, заявлениями и жалобами граждан хранятся в учреждениях,организациях и предприятиях в справочных и других целях. Ответственность за ихсохранность, как и за сохранность всех документов, несут их руководители. Срокихранения этой категории документов указаны в статьях Перечня типовыхдокументов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств идругих учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения.
Как видно изприведенных статей перечня, обычные обращения личного и второстепенногохарактера, составляющие подавляющее большинство этой категории документов,хранятся 5 лет, но предложения, интересные для истории и имеющие практическоезначение, будут храниться постоянно. Все дела с обращениями, имеющие постоянныйсрок хранения, передаются через год после завершения по ним делопроизводства вархив учреждения, а затем в государственный архив[10].
Подготовка предложений,заявлений и жалоб граждан и сдача в архив включает в себя: оформление дел,проведение экспертизы ценности документа, составление описей. В зависимости отсроков хранения проводится полное или частичное оформление дел. Оформление делвходит в функции лица, обычно секретаря, ответственного за работу спредложениями, заявлениями и жалобами граждан.
Гл.2 Характеристика процедуры работы с обращениями граждан
§2.1 Организация работы с обращениями граждан в Совете Федерации
Право граждан наобращение в государственные органы и органы местного самоуправления закрепленов ст. 33 Конституции Российской Федерации. Порядок рассмотрения предложений,заявлений и жалоб граждан урегулирован Федеральным законом от 2 мая 2006года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РоссийскойФедерации», который действует в настоящее время, в части, непротиворечащей Конституции Российской Федерации.
На каждую парламентскуюсессию Председателем Совета Федерации утверждается график приема гражданчленами комитетов и комиссий Совета Федерации.
В соответствии с РегламентомСовета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации[11]и Положением об Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания РоссийскойФедерации[12] обеспечениереализации конституционных полномочий Совета Федерации, вытекающих из праваграждан на обращение в органы государственной власти, возложено на АппаратСовета Федерации. Непосредственно работа по рассмотрению предложений,заявлений, жалоб и откликов граждан в соответствии с Положением о ПриемнойСовета Федерации возлагается на Приемную Совета Федерации (отдел) Управленияинформационного и документационного обеспечения Аппарата Совета ФедерацииФедерального Собрания Российской Федерации.
Работа с обращениямиграждан осуществляется в соответствии с Инструкцией по работе с обращениямиграждан в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации[13],утвержденной распоряжением Председателя Совета Федерации от 1 ноября 2006года №461рп-СФ, Распоряжением Председателя Совета Федерации ФедеральногоСобрания Российской Федерации от 30 января 2006 года № 27рп-СФ «О работе собращениями граждан[14],поступающими через официальный сайт Совета Федерации Федерального СобранияРоссийской Федерации в сети Интернет».
Основными задачами,которые стоят перед Приемной Совета Федерации, являются: обеспечение личногоприема граждан членами комитетов и комиссий Совета Федерации, согласно графику,утвержденному Председателем Совета Федерации; проведение ежедневного личногоприема населения работниками Приемной Совета Федерации; рассмотрениепоступающих в Совет Федерации письменных обращений граждан на предметустановления компетенции разрешения поставленных в них вопросов; информированиеруководства и членов Совета Федерации о количестве и характере поступивших вСовет Федерации обращений.
Письма, в которыхподнимаются общественно-значимые вопросы, докладываются руководству СоветаФедерации. Предложения о внесении изменений и дополнений в законодательствопередаются в аппараты соответствующих комитетов и комиссий Совета Федерации дляучета в законотворческой работе. Письма по вопросам, не входящим в компетенциюСовета Федерации, направляются для фактического их разрешения в соответствующиегосударственные органы и органы местного самоуправления с извещением об этомавторов писем.
§2.2 Информация о характере обращений граждан, поступивших в Совет Федерации вмарте 2010 года
В первом квартале 2010года в Совет Федерации поступило 6997 обращений граждан, из них в письменнойформе 6398, на личном приеме принято 556 человек. Из числа письменных обращенийпо сети Интернет поступило 415 обращений. Кроме того, дано более 2000 устныхответов гражданам и представителям различных организаций, позвонившим втелефонную справочную службу Совета Федерации.
В течение первых трехмесяцев 2010 года было проведено 4 личных приема граждан руководством и членамикомитетов и комиссий Совета Федерации, в том числе заместителем председателяСовета Федерации М.Е.Николаевым. Всего было принято более 40 граждан.Подготовлено и направлено 26 запросов должностным лицам государственных органовв защиту прав и законных интересов граждан.
С начала года, задолгодо подготовки к празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, вСовет Федерации стали поступать обращения, так или иначе связанные с этойдатой. Среди центральных социальных вопросов авторы писем высказывали пожеланияоб обеспечении жильем и автотранспортом всех ветеранов Великой Отечественнойвойны без исключения. В обращениях также затрагивались вопросы предоставленияучастникам войны права бесплатного проезда в общественном транспорте на всейтерритории Российской Федерации и один раз в год права проезда по железнойдороге страны, предоставления основных медицинских услуг, в том числестоматологических, на бесплатной основе и другие.
Значительное числообращений поступило от ветеранов последнего военного призыва, которые былипризваны на военную службу на завершающем этапе войны и проходили службу вчастях, не входивших в состав действующей армии. Обращения от лиц последнеговоенного призыва содержали просьбу приравнять их по льготам к участникамВеликой Отечественной войны, в том числе в получении, при наличии инвалидности,второй пенсии. Следует отметить, что проблема обсуждается не первый год. Поэтомуветераны считают, что принятие соответствующих законодательных мер в преддверииюбилея Победы явилось бы хорошей возможностью оценить заслуги защитниковОтечества, нуждающихся на склоне лет в материальной и моральной поддержкегосударства.
Кроме того, поступилонемало просьб ко Дню Победы отреставрировать и благоустроить военныезахоронения и установить новые памятники павшим защитникам Родины, наградитьнаиболее заслуженных участников Великой Отечественной войны государственныминаградами Российской Федерации. В письмах, поступивших от ветеранов, звучалипросьбы об урегулировании вопросов пенсионного обеспечения тружеников тыла,вдов участников Великой Отечественной войны, об усилении мер социальной защитыпенсионеров, которые были детьми в годы войны, на чьи плечи выпала нелегкаядоля сиротства и тяжелых трудовых будней.
Обращают на себявнимание письма, в которых негативно оценивается участие в Параде Победыветеранов войск-союзников. По мнению корреспондентов, такое участие уместно нев строю победителей, а на гостевых трибунах, чтобы не давать повода дляпропаганды военных сил НАТО.
Обращения граждан сразличными предложениями о проведении мероприятий ко Дню Победы продолжаютпоступать. Анализ почты, поступившей в Совет Федерации в 1 квартале 2010 года,показал, что более 1000 писем содержали отклики о создании в РоссийскойФедерации системы ювенальной юстиции. Следует отметить, что такие обращенияпоступили, практически, из всех регионов страны.
Указанные обращениясодержали протестные заявления против введения судебной практики«западного образца». Авторы высказывали мнение о противоречии самойсути ювенальной юстиции морально-нравственным традициям и культуре российскойсемьи, православным устоям. По их мнению, ювенальная юстиция делает особенноуязвимыми нормальные, благополучные семьи, в которых детей стараютсявоспитывать в рамках традиционной морали, удерживая от соблазнов деструктивноймассовой культуры. Кроме того, корреспонденты отмечали тот факт, что самгосударственный аппарат не готов к построению и полноценному функционированиюсистемы ювенальной юстиции как с социальной точки зрения, так и финансовой.
Граждане предлагаютпровести тщательную аналитическую, исследовательскую, экспертную работу поизучению опыта западных стран с привлечением представителей всех социальныхслоев населения, традиционных религий, национальностей, представителейпрофессиональных и общественных групп, так или иначе связанных с детскимипроблемами. Эта работа позволила бы, по мнению авторов обращений, разработатьмаксимально адаптированную к российским реалиям программу мер по защите правдетей, основанную на духовно-нравственных, исторических, культурных ценностяхроссийского многонационального и многоконфессионального общества.
Количественный составобращений, содержащих отклики о введении ювенальной юстиции в РоссийскойФедерации, превысил в I квартале 10 % от общего количества почты, что являетсядостаточно высоким показателем заинтересованности граждан в обсуждениипроблемы. Нельзя не отметить, что в поддержку идеи введения ювенальной юстициив России не поступило ни одного письма. Наибольшее количество обращений поуказанной теме поступило из регионов Москвы и Московской области (280 и 96обращений соответственно), Нижегородской области (99), Ярославской области(78), Ульяновской области (52), Липецкой области (50). Обращения продолжаютпоступать.
Также значительноеколичество обращений поступило от работников образования и педагогическихколлективов. Указанные авторы выражали обеспокоенность возможным ухудшениемсоциального положения педагогов, работающих в сельской местности. Подобныеотклики связаны с рассмотрением законопроекта № 85512-5 «О внесенииизменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в частиустановления мер социальной поддержки педагогических работников».Корреспонденты указывают на тот факт, что передача расходных обязательств попредоставлению педагогам бесплатного жилья в сельской местности с федеральногоуровня в ведение субъектов Российской Федерации, может существенно ухудшитьситуацию с предоставлением социальных гарантий педагогам и воспитателямсельских образовательных учреждений.
За указанный периодпоступило более 1400 обращений (20% от общего количества писем), 98% из которыхсоставляют коллективные обращения. Наиболее активную позицию заняли регионыКраснодарского края (500 обращений), Воронежской области (156), Кировскойобласти (98). Много писем от работников образования поступило из Красноярскогокрая, Свердловской, Нижегородской, Ульяновской областей и других регионовРоссии.
Наибольшее числообращений граждан традиционно затрагивают тему деятельности судебных,правоохранительных органов и органов юстиции. В процентном соотношении с общимколичеством обращений, поступивших в I квартале текущего года, указанныйтематический блок составляет 27%. Как правило, большинство авторов обращались всвязи с просьбой о содействии в пересмотре судебного решения или с жалобами наих неисполнение. Вопросам социальной защиты и здравоохранения населения былопосвящено около 10% почты.
Заключение
Работа с обращениямиграждан состоит из ряда этапов: регистрация, рассмотрение, исполнение, контрольисполнения, направление ответа заявителю. Часто прохождение этих этапов занимаетдлительное время и не всегда соответствует утвержденным регламентам (если онисуществуют). Это ведет к снижению качества работы с обращениями и, какследствие, негативно влияет на репутацию и имидж государственного учреждения.
В настоящее время существуетмного специализированных решений для построения качественной работы собращениями граждан. Основная задача при внедрении решения — не простоавтоматизировать работу с обращениями граждан, а используя опыт и лучшиепрактики, определить наиболее оптимальный вариант работы для конкретногоучреждения и провести качественное внедрение технического решения, обеспечивдальнейшую поддержку.
Автоматизация работы собращения граждан» направлено на решение следующих задач:
· созданиеи ведение реестра обратившихся граждан;
· рассмотрениеобращений граждан и формирование поручений исполнителям (как внутренним, так ивнешним);
· фиксацияустного общения с обратившимися гражданами;
· рассмотрениеи обработка обращений граждан, поданных через интернет-приемную;
· автоматическоеформирование запроса отчета о ходе исполнения конкретного поручения;
· автоматическаярассылка напоминаний о приближении срока исполнения поручения;
· подготовкаи контроль отправки ответа корреспонденту;
· поискобращений и поручений, а также связанных с ними документов;
· подготовкаотчетности по работе с обращениями и поручениями в различных разрезах;
· накоплениеистории по принятию решения;
· ведение«базы знаний» для граждан на сайте учреждения;
· наличиевозможности для гражданина самостоятельно просматривать на сайте состояниесвоего обращения, а также ход рассмотрения обращения и принятые по нему решения[15].
В ходе данной курсовойработы была изучена организация делопроизводства по обращениям граждан вгосударственных учреждениях, рассмотрены основные понятия в организации работыпо обращению граждан, показана характеристика процедуры работы с обращениямиграждан, рассмотрены организацию работы с обращениями граждан в СоветеФедерации.
Списокисточников и литературы
1. Конституция Российской Федерации;
2. Федеральный закон от 02 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. – № 19. – Ст. 2060;
3. Типовое положение о ведении делопроизводствапо предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, напредприятиях, учреждениях и организациях;
4. ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство иархивное дело. Термины и определения. М.: Госстандарт России, 1998;
5. Распоряжение Председателя СоветаФедерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2006 года №27 рп-СФ «О работе с обращениями граждан, поступающими через официальный сайтСовета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в сети Интернет»;
6. Инструкция по работе с обращениямиграждан в Совете Федерации Федерального Собрания РФ / Распоряжение ПредседателяСовета Федерации СФ РФ от 1 ноября 2006 года № 461рп-СФ;
7. Регламент Совета Федерации ФС РФ /Принят постановлением Совета Федерации ФС РФ от 30 января 2002 года № 33-СФ;
8. Положение об Аппарате СоветаФедерации ФС РФ/ Решение Совета палаты от 22 ноября 2007 года.
9. Делопроизводство (Документационноеобеспечение управления): учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 359 с;
10. Кузнецова Т.В. Делопроизводство(Документационное обеспечение управления): Учебно-справочное пособие. М.: ЗАО«Бизнес-школа „Интел-Синтез“, 2002;
11. Кузнецова Т.В., Мосягина О.В.,Овчинникова Н.В. Организация и документирование работы с предложениями,заявлениями и жалобами граждан. Учебно-методическое пособие. М.: РГГУ, 1992. 74с;
12. Рыбаков А.Е. Разъяснения повопросам, касающимся обращений граждан//Секретарь-референт. — 2004. — №8(35). –С.34-38.