Государственное управление, как объект административно-правового регулирования

Содержание
Введение
1.Понятие и основные черты государственного управления
2.Принципы государственного управления
3.Управление государственной безопасностью в Российской Федерации как подсистема государственногоуправления
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
Государственноеуправление является одним из основных видов или форм государственной деятельности.От законодательной и судебной деятельности она заметно отличается своим содержанием,формами, в которых проявляется, органами, от которых исходит. Данный вид деятельностигосударства призван обеспечить организацию всех важнейших сторон жизни развивающегосяроссийского общества. Именно организация составляет содержание деятельности по управлению,так как сама по себе она предполагает объединение людей для совместной работы, согласованиеотдельных работ, контроль работы. Процесс государственного управления направленна внутреннюю упорядоченность, продуманное устройство, согласованность, эффективноевзаимодействие в той или иной степени автономных частей государства. Цель написанияданного реферата состоит в детальном рассмотрении государственного управления какобъекта административно – правового регулирования.
Задачи:
1.дать определение государственного управления;
2.определить основные черты государственного управления;
3.выявить основные принципы государственного управления;
4.рассмотреть подсистему государственного управления – управление государственнойбезопасностью Российской Федерации.
Объектомисследования в данной работе является форма государственной деятельности – государственноеуправление, предметом – наиболее общие признаки, принципы и методы данного видагосударственной деятельности. Для написания реферата были использованы КонституцияРоссии, Законы Российской Федерации, а также учебники по административному правутаких авторов, как Ю.М. Козлов, Д.Н. Бахрах, В.И. Махинин.

1.Понятие и основные черты государственного управления
Государственноеуправление заключается в исполнительно-распорядительной деятельности специальныхгосударственных органов в целях руководства различными областями общественной жизни.
Государственноеуправление — юридически властная, организующая деятельность особой группы органовгосударства, состоящая в практическом исполнении законов в процессе повседневногои непосредственного руководства, хозяйственного, социально-культурного, политическогостроительства. Таким образом, государственное управление — это научно-обоснованное,планомерное, непрерывно-властное воздействие государства на общественную систему,осуществляемую преимущественно в правовой форме и направленную на непосредственнуюпрактическую организацию и регулирование поведения и деятельности людей их коллектива,общества в целом.
Основныечерты государственного управления:
–государственное управление есть исполнительно-распорядительная деятельность;
–государственное управление носит ярко выраженный организационный характер, это организациядеятельности людей. В процессе государственного управления организуются отношениямежду людьми и коллективами, осуществляется объединение и координация общественноготруда в масштабе государственного управления. Организационный характер проявляетсятакже в том, что ставится и решается вопрос, как лучше организовать деятельностьлюдей по ускорению экономического и социального развития и обеспечения наиболееполного использования людей в процессе и т.п.;
–это практически организующая деятельность. Деятельность практически выражается вразработке органами государственного управления программ управления, установленияосновных направлений функций всех элементов системы, оперативно-руководящих связей,налаживании оперативного контроля за системой;
–государственное управление осуществляется непрерывно, это обусловлено объективно-экономическимифакторами. Производство должно быть непрерывным, также как общество не может перестатьпотреблять, также оно не может не производить;
–государственное управление является активной и целенаправленной деятельностью. Подобныекачества она приобретает благодаря тому, что осуществляется применительно к важнымсферам жизни общества;
–государственное управление имеет в качестве непосредственных объектов отрасли хозяйственного,социально-культурного и административно-политического строительства;
–оно носит юридически властный характер. Управление — это административная деятельностьпредполагающая подчинение объекта субъекту управления. Юридически властный характергосударственного управления определяется как властностью, присущей управлению вообще,так и тем, что оно реализуется от имени государства. Для этого органы государственногоуправления наделены распорядительно-властными правами (каждый субъект управления),с помощью которых и достигаются цели управленческой деятельности;
–подзаконность государственного управления. Только законное, правомерное действиеоргана государственного управления или его должностного лица, представляющего органможет быть правильным. Государственные органы или должностные лица могут приниматьподзаконные акты, которые имеют меньшую юридическую силу, чем закон, они проходятобязательную регистрацию в министерстве юстиции;
–экономичность государственного управления. Эта черта в нашем государстве «работает»лишь в теории, т.к. весь управленческий аппарат РФ в два раза больше, чем был управленческийаппарат СССР;
–динамизм государственного управления. Каждый год система органов исполнительнойвласти в нашем государстве кардинально меняется, и это уже далеко не положительнаячерта, это скорее говорит об отсутствии стабильности, чем динамизме.
Системагосударственного управления представляет собой слаженную взаимосвязанную системуразноуровневых и разнопрофильных исполнительных органов, с четкими и рациональнораспределенными юридически — властными полномочиями, с разумным сочетанием необходимойцентрализации управленческих функций в общефедеральном масштабе с реальной децентрализациейв процессе их реализации на региональном и местном уровнях.
Обобщаявышесказанное, можно сделать вывод, что государственное управление представляетсобой систему государственных органов, служащих для осуществления законодательныхпредписаний и руководства различными областями общественной жизни, удовлетворениянепосредственных нужд государства.
2.Принципы государственного управления
Приосуществлении государственного управления используется ряд принципов. Под ними вюридической литературе понимаются основополагающие начала, руководящие установки,которые определяют организационное построение и функционирование аппарата государственногоуправления.
Всистему принципов государственного управления входят социально – политические (конституционные)и организационные принципы. Все они тесно связаны между собой и касаются различныхсторон одного и того же явления — государственного управления. Вместе с тем каждыйиз принципов государственного управления отражает некоторые определенные закономерностиданного явления. Соблюдение одних принципов объективно способствует реализации других.В то же время нарушение какого — либо одного принципа влечет за собой нарушениедругих.
Социально– политические (конституционные) принципы государственного управления отражаютосновные тенденции и закономерности управления, его сущность, определяют главныенаправления организации и функционирования всех органов государственного управления.Особое внимание уделяется проявлению в государственном управлении таких принциповкак законность, равноправие национальностей, партийное руководство, принцип участияв управлении государством, научность и других. Основной задачей государственногоуправления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащиедолжны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересамграждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколькотребованиям правового государства и Конституции.
Организационныепринципы государственного управления имеют более узкую сферуприменения и определяют организацию лишь отдельных звеньев аппарата управления поотраслевым, территориально — производственным, функциональным и другим признакам.
Основнымиценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичностьи результативность, формулируемые, по возможности, в измеримой форме. Основная проблемаорганизации государственного управления состоит в том, как обеспечить нужный результатс наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат призаданных затратах.
Вместес тем организационные принципы тесно связаны с принципами социально — политическимии способствуют их реализации. На этом основывается понятие система принципов государственногоуправления.
Общепризнаннойклассификации принципов государственного управления не существует, поэтому классификация,приведенная выше, имеет условный характер.
Такимобразом, можно выделить следующие основные принципы государственного управления:
–принцип верховенства права;
–принцип следования воле народа;
–принцип следования цели получения нужного социально- экономического результата.
Отреализации этих основных принципов зависит качество государственного управления.
3.Управление государственной безопасностью в Российской Федерации, как подсистемагосударственного управления
Подгосударственной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важныхинтересов личности – ее прав и свобод, общества – его материальных и духовных ценностейи государства – его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.
Управлениегосударственной безопасностью в Российской Федерации имеет своей целью обеспечениебезопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического,экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационногои иного характера.
Основныминаправлениями деятельности государства и общества в этой сфере являются:
–объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз национальной безопасностиво всех сферах их направления;
–определение критериев национальной безопасности и их пороговых значений, выработкакомплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности в сферах экономики,внешней и внутренней политики, общественной безопасности и правопорядка, обороны,в информационной и духовной сферах и т.д.;
–организация работы законодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвласти Российской Федерации по реализации комплекса мер, направленных на предотвращениеили ослабление угроз национальным интересам;
–поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов государства.
Государственноеуправление в области безопасности осуществляется Российской Федерацией в лице еевысших органов государственной власти непосредственно и через создаваемые ими федеральныеорганы исполнительной власти.
ПрезидентРоссийской Федерации руководит в пределах своих полномочий органами и силами обеспечениянациональной безопасности; санкционирует действия по обеспечению безопасности вразличных сферах; формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные органы и силыобеспечения безопасности.
ПрезидентРоссийской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности, основными задачамикоторого является:
–определение жизненно важных интересов общества, государства и выявление внутреннихи внешних угроз объектам безопасности;
–разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности государства иорганизация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;
–подготовка рекомендаций Президенту России для принятия решений по вопросам внутреннейи внешней политики страны;
–подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций.
ПравительствоРоссийской Федерации обеспечивает реализацию Концепции национальной безопасности,выполнение целевых федеральных программ в этой области; осуществляет меры по обеспечениюфинансовыми и материальными ресурсами сил, средств и органов национальной безопасности.
Также,существуют специальные службы обеспечения безопасности.
1.Федеральная служба безопасности (ФСБ России) возглавляет центральную систему специальныхорганов, призванных осуществлять контрразведывательную деятельность, борьбу с преступностьюи разведывательную деятельность. ФСБ России проводит оперативно-розыскные мероприятияпо выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористическойи диверсионной деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконногооборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознаниеи предварительное следствие по которым отнесены к их ведению. В задачи органов ФСБтакже входит выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие деятельности незаконныхвооруженных формирований, преступных сообществ, групп и отдельных лиц, ставящихсвоей целью осуществление вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционногостроя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти.
Руководстводеятельностью ФСБ осуществляет Президент и Правительство России. НепосредственноФСБ управляет Директор ФСБ России с органами государственной власти Российской Федерации.
Структурацентрального аппарата ФСБ состоит из департаментов: контрразведки; по борьбе с терроризмом;экономической безопасности; анализа, прогноза и стратегического планирования; управлений:военной контрразведки; конституционной безопасности; следственное управление; собственнойбезопасности; коллегии ФСБ; территориальных органов безопасности: управлений (отделов)по регионам и субъектам; органов безопасности в войсках.
2.Служба внешней разведки (СВР России) осуществляет специальный вид деятельности,направленный на добывание и обработку информации о затрагивающих жизненно важныеинтересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях,планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц.
Руководствоорганами внешней разведки осуществляет Президент России. В систему этих органоввходят органы внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, Федеральногоагентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) при Президенте России, Федеральнойпограничной службы (ФПС России). Во взаимодействии с органами внешней разведки осуществляетсяразведывательная деятельность и органами Федеральной службы безопасности. Каждыйиз указанных органов внешний разведки имеет свою сферу деятельности.
3.Федеральная служба охраны (ФСО России) обеспечивает безопасность Президента РоссийскойФедерации и предоставляет государственную охрану лицам, занимающим государственныедолжности в течение срока их полномочий: Председателю Правительства, ПредседателюСовета Федерации, Председателю государственной Думы и др. ФСО России обеспечиваеттакже безопасность глав иностранных государств, правительств и иных лиц иностранныхгосударств во время пребывания их на территории Российской Федерации. ФСО в пределахсвоих полномочий обеспечивает организацию и функционирование президентской связи,участвует в борьбе с терроризмом, выявляет, предупреждает и пресекает преступленияи иные правонарушения на охраняемых объектах.
РуководствоФСО России осуществляет Президент и Правительство Российской Федерации. Непосредственноеуправление ФСО возглавляет руководитель ФСО России, в состав ФСО входят Служба безопасностиПрезидента Российской Федерации и Президентский полк.
4.Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РоссийскойФедерации (ФАПСИ России) обеспечивает специальными видами связи и информации ПрезидентаРоссии и другие высшие органы государственной власти.
ФАПСИнаходится в непосредственном ведении Президента России. Возглавляет ФАПСИ и руководитее деятельностью Генеральный директор. ФАПСИ представляет собой централизованнуюсистему федеральных органов правительственной связи и информации, в которую такжевходят органы правительственной связи и информации (центры правительственной связи,информационно-аналитические органы) в субъектах Российской Федерации, войска.
5.Федеральная пограничная служба (ФПС России) обеспечивает национальные интересы ибезопасность Российской Федерации на ее Государственной границе и в пограничномпространстве, а также решает задачи по охране морских биологических ресурсов территориальногоморя, континентального шлейфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации,организует защиту государственных границ государств – участников СНГ на основе двустороннихдоговоров (соглашений), организует пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товарови животных через Государственную границу Российской Федерации и т.д.
ФПСРоссии подведомственна Президенту и подчиняется Правительству России. ФПС непосредственновозглавляет директор, который по должности является Главнокомандующим Пограничнымивойсками ФПС. Система органов и войск ФПС состоит из: 1. органов пограничной службы:пограничного контроля; внешней разведки; оперативных органов, осуществляющих разведывательную,контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность и деятельность по обеспечениюсобственной безопасности; пограничной стражи; морской охраны; 2. Пограничные войскаФедеральной пограничной службы Российской Федерации; 3. Пограничные округа, пограничныегруппы и региональное управление ФПС России.
Деятельностьвсех органов, обеспечивающих государственную безопасность страны, регламентируется«Концепцией национальной безопасности Российской Федерации», Законом «О безопасности»и другими Федеральными законами Российской Федерации.
Государственноеуправление в области безопасности является одним из приоритетных направлений деятельностигосударства, осуществляется по средствам системы высших органов государственнойвласти и служит для обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Заключение
Всестороны существования и деятельности человека, общества и государства создают благоприятныйи рациональный образ жизни, только будучи сведенными в целостную, динамичную, гармоничнуюсистему. Несмотря на то, что имеются естественные взаимосвязи между всеми явлениямии процессами, должную системность, развитие, производительность, экономичность ибезопасность общественной жизни придает именно система государственного управления.Только она, в совокупности с другими объектами административно – правового регулирования,обладает единством законных полномочий организации и регулирования.
Институтгосударственного управления служит интересам практической и эффективной реализациизадач, стоящих перед государством. Одной из таких задач является управление безопасностьюстраны. Государство является основным субъектом обеспечения безопасности и осуществляетсвои функции в этой области через специально сформированные для этих целей, взаимосвязанныеи наделенные властными полномочиями органы, которые регулярно преобразуются с цельюнаибольшей эффективности их работы. Для создания и поддержания необходимого уровнязащищенности объектов безопасности в Российской Федерации разработана и постоянносовершенствуется система правовых норм, которая определяет приоритетные задачи деятельностигосударства в этой сфере, а также регламентирует механизм контроля и надзора задеятельностью органов, посредством которых осуществляется государственное управление.

Списокиспользованной литературы
1.Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Юнити, 2002. – 39 с.
2. Об утверждении концепциинациональной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации[Текст] (от 17.12.1997 г. № 1300) // Сбор. законодательства Рос. Федерации.- 1997.-№ 52.- Ст. 5909.
3. О безопасности: законРоссийской Федерации [Текст]: (от 05.03.1992 г.) // Сбор. законодательства Рос.Федерации.- 1998.- № 7.- Ст. 847.
4. Бахрах Д.Н. Административноеправо [Текст]: учеб. для вузов / Д.Н. Бахрах.- М.: БЕК, 2000.- 416 с.
5. Административное право[Текст]: учеб. / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова.- М.: Юристъ, 2000.- 728 с.
6.Махинин В. И. Основы управления в органах безопасности [Текст] / В.И. Махинин.-М.: Проспект, 2001.- 368 с.