САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ СЕРВИСА 1 КУРС, 4 ГРУППА Реферат по Философии тема Французская философия 18 века. Просвещение выполнил Полиэктов Денис Санкт-Петербург 2005г. Содержание Введение
Глава I Ж Глава II. Энциклопедия шедевр высокой культуры Просвещения Глава III. Французский Материализм XVIII века Учение о природе и познании Учение о человеке и обществе Ламетри Гольбах Кондильяк Заключение Использованная литература
ВВЕДЕНИЕ В XVIII веке развитие философской мысли во Франции осуществлялось под эгидой просвещения . Практически все французские философы этого столетия были просветителями. Идейными оппонентами просветителей выступали во Франции теологами, а сколько-нибудь значительных философских противников у них тогда не находилось. Собственно философские дискуссии развертывались лишь между представителями самого просвещения.
Просвещение как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли впервые оформилось именно во Франции , где его основные черты выразились с классической точностью , последовательностью и радикальностью. Зародившись середине десятых годов XVIII века оно развивалось в обстановке кризиса феодально-абсолютистского строя , начавшегося в последние годы царствования Людовика XIV и нараставшего в период регентства ,правления Людовика
XV и Людовика XVI ,при котором в 1789 году началась буржуазная революция, приведшая в 1792 году к свержении монархии и достигшая своей демократической кульминации во время якобинской диктатуры1793-1794гг. В социально-классовом отношении французское Просвещение представляло собой идеологическую подготовку Великой Французской революции. Подавляющее большинство просветителей были идеологами буржуазии , которая в качестве экономически наиболее сильного и политически наиболее зрелого класса в составе третьего сословиявозглавила борьбу угнетенных и эксплуатируемых масс против феодально-абсолютического строя. Основоположниками французского Просвещения явились Вольтер и Ш. Монтескье . К первому поколению просветителей относится также Мелье. Их произведения способствовали формированию многочисленного второго поколения просветителей ,творчество которых начало развертываться с середины сороковых годов.
Виднейшие представители этого поколения – Ш . Ламетри , Д .Дидро , Кондильяк , Ж . Ж .Руссо, Тюрго , И . Гельвеций , П. Гольбах . Просветительские идеи распространяемые собственно философскими произведениями , но также через художественную литературу и театрВольтер ,Монтескье ,Дидро ,Руссо были крупнейшими писателями. Пронизали духовную культуру
Франции стали широким общественным достоянием. Философским основанием французского Просвещения было материалистическое понимание природы и места человека в ней , противопоставление теологии и идеалистической метафизике.Вольтер в начале своей деятельности и Монтескье опирались на материалистические идеи декартовского учения о природе и неоэпикуризма Гассенди. С середины 30-х годов внимание французских философов начало привлекать распространявшаяся
в списках рукопись Завещание Мелье ,где он в конце 20-х годов выдвинул цельное материалистическое понимание природы ,опирающееся как в онтологическом ,так и в гносеологическом плане на картезианство и спинозизм . Вследствие абстрактно-логической аргументации и отсутствия естественнонаучного обоснования материализм Мелье не был достаточно сильным оппонентом деизма ,хотя и мог стимулировать дальнейшие усилия философской мысли в деле создания последовательно материального миропонимания ,соответствующего гносеологическо-методологическим принципам Просвещения. К числу важнейших достижений Ламетри ,Дидро ,Гельвеция ,Гольбаха следует отнести тот факт .что эти мыслители начали преодолевать такую существующую ограниченность предшествующих форм новоевропейского материализма ,как механицизм и полностью освободились от другой серьезнейшей ограниченности последних метафизическо-антидиалектического представления о низменности природы во времени. Философская мысль
Просвещения находилась ,по сути дела ,в постоянном движении ,в поиске ,в открытии и опробовании новых идей. Воззрения Вольтера и Руссо , Ламетри и Дидро ,Гельвеция и Гольбаха ,в большей мере определяющих содержание просветительской мысли ,существенно развивались на всем протяжении их творческой деятельности .В завершающих произведениях каждого из великих просветителей заметны плодотворные перспективы дальнейшего продвижения философской мысли ,постановка новых проблем
,ждущих своего разрешения ,указания на пробелы в знаниях ,которые надлежит заполнить в ходе будущих исследований. Глава I Монтескье. Уже его Персидские письма 1721 и Рассуждения о причинах величия и падения римлян1734 с восторгом читались и перечитывались современниками.
Его Дух законов1748 поставил Монтескье в ряд крупнейших политических и юридических умов не только Франции ,но и всего мира. В Рассуждениях Монтескье идеализирует римский стоицизм. Понятие стоической доблести сочетается у Монтескье с идеалами старинного римского республиканизма ,противоположного деспотизму власти императоров. За восхвалением консервативной суровой доблести римских землевладельческих родов проглядывает явное осуждение Монтескье французского абсолютизма, измельчания и развращения нравов французского общества. В Духе законов Монтескье развил общее учение о зависимости юридических норм государства и общежития от законов, определяемых типом государственного строя – республиканским, монархическим или деспотическим. Исходные понятия Духа законов отличаются рационализмом и натурализмом. Таково понятие о законах как о необходимых отношениях ,вытекающих из природы вещей.
Однако в детальной разработке учения о законах общежития Монтескье не связывает себя целиком натуралистическими абстракциями. Его задача юридическая , и решается она на широкой основе сопоставлений политического строя и законодательства Англии и Франции с республиканским и императорским Римом. Монтескье – первый ученый ,применивший сравнительный метод при изучении вопросов права и философии
права. Сравнительный метод доставил Монтескье материал ля обоснования его взгляда на главнейшие типы государственного устройства ,на условия их процветания и упадка. Способ изложения Монтескье – дедукция. Из того или иного определенным образом толкуемого им принципа – аристократической республики , демократической республики, монархии , деспотии – Монтескье выводит наиболее целесообразные при данном строе законы и нормы государственного устройства
,виды и пределы полномочий властей и т.д. В это юридическое исследование вторгается, однако ,мощная струя натуралистических взглядов на причины общественных явлений. Сама возможность существования различных типов государственного устройства объясняется у Монтескье не социально-историческими условиями возникновения государств различного типа. Она выводится из соответствия между образом правления и физическими свойствами страны ,ее пространственным протяжением ,ее климатом и лишь затем из образа жизни народа ,из его главных занятий ,из степени его материального благосостояния ,из его религиозных взглядов ,нравов и т.д. Во всех типах правления Монтескье исследует условия, при которых они выполняют свое назначение – обеспечивают личную свободу ,и условия , при которых они вырождаются в деспотизм. Основная гарантия свободы – учреждения , сдерживающие и ограничивающие произвол.
В демократии движущей силой и условием процветания Монтескье признавал доблесть , т.е. любовь к республике ,преданность каждого лица к общегосударственному делу. Вразрез с учением Гоббса Монтескье провозгласил первым законом естественного права не войну всех против всех ,а мир. Для общества ,вышедшего из первоначального , естественного состояния ,основным принципом международного права Монтескье считал закон ,согласно которому народы должны в состоянии мира делать
друг другу как можно больше добра, а в состоянии войны – как можно меньше зла. Уже в Персидских письмах Монтескье осмеял деспотические формы абсолютизма во Франции. В Духе законов деспотизм провозглашался типом власти, противоречащим природе человека . Бесправному и беззащитному состоянию гражданина при деспотической власти противопоставлены гарантии строгой законности и личной безопасности .В учении о наказании он проводит твердое различие между действием
и образом мыслей. Он настаивает на том ,наказанию подлежит только совершенное человеком действие, а не мысли ,расходящиеся с существующими верованиями или установлениями. Карать за образ мыслей – значить уничтожать всякие гарантии свободы. Жестокости и бессмысленности фанатизма Монтескье противопоставляет принцип полной веротерпимости. Он возвышает свой голос против отвратительной практики пыток. Одним из первых он выступает в защиту негров и требует запрещения рабовладения.11 Момджян Философия Французского Просвещения XVIII века. М. 1995 г. Монтескье явно идеализировал конструкционную монархию. Эта идеализация ,а также развитая им теория деления властей на власть законодательную, исполнительную и судебную отмечены печатью исторической обусловленности и ограниченности.
Однако именно эта теория сделала Монтескье одним из знаменитейших писателей его века. ВОЛЬТЕР Особенно большое влияние на идейную жизнь Франции рассматриваемой эпохи оказал Вольтер Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778 .Чрезвычайно одаренный ,Вольтер вошел в историю культуры как один из великих писателей Франции, как психолог, философ культуры и философ истории .
Могучий полемист, сатирик ,памфлетист, публицист, он поднял звание журналиста, литератора, ученого на высоту ,еще неизвестную феодальному обществу. В течение всей своей долгой жизни он неутомимо боролся против церкви и клерикализма, против религиозной и всякой иной нетерпимости . Он ненавидел деспотизм и королей, и князей церкви. Уже в молодости Вольтер подвергся преследованиям и вынужден был провести три года в
Англии. Вернувшись во Францию, он написал Письма об Англии,а в 1738 г Основы философии Ньютона.После непродолжительного пребывания в Берлине, при дворе прусского короля Фридриха II ,Вольтер поселяется в имении на берегу Женевского озера. Здесь ,в тишине и уединении ,но в непрерывном литературном общении с культурным миром Франции, он остается до конца своей жизни. Здесь им был написан ряд философских произведении, в том
числе Кандид, Философский словарь и др. Незадолго до смерти Вольтер приехал в Париж, где ему была устроена публикой триумфальная встреча. Волнения, вызванные этим триумфом, потрясли философа, и он вскоре умер. Не будучи философом ,создающим и основополагающие учения, он много сделал для философского просвещения общества. Наиболее важным в философской деятельности Вольтера была его борьба против церкви , религиозной нетерпимости и фанатизма. Вере, основанной на откровении, Вольтер противопоставил деистическую религию разума. Он отверг так называемое онтологическое доказательство бытия бога, но признал значение аргумента, заключающего от целесообразного устройства мира и от разумности человека к существованию разумного творца или причины этой целесообразности. Бытие бога ,вытекает по Вольтеру, также из необходимости существования высшего
начала для человеческой воли и деятельности. Однако Вольтер отвергает все учения так называемых положительных религий о свойствах бога и признает эти учения бездоказательными и ненужными. С другой стороны ,Вольтер отверг атеизм – как учение , опасное для общественного порядка, основанного на институте частной собственности. Он не был согласен с Бейлем и отрицал возможность государства ,состоящего из добродетельных атеистов.
С вопросом о боге был связан модный в то время вопрос об оправдании царящего в мире зла и об ответственности бога за это зло. В знаменитом Кандиде Вольтер осмеял казенный оптимизм официальной религии и прислуживающей ей философии. Никакие софизмы философов и богословов не в силах оправдать существующее в мире зло и страдания ни в чем не повинных людей. Кто оправдает лиссабонское землетрясение 1755 г когда в течение пяти минут погибли десятки тысяч людей ,взрослых и младенцев
Лучше признать ,что для нашего ума проблема мирового зла неразрешима ,чем изощряться в софизмах и оправдании бога ,как это сделали Лейбниц и многие другие.11 Вольтер. Философские сочинения. Москва, Наука, 1989 Влиянием локковского материализма пронизано психологическое учение Вольтера. По его мнению ,у нас нет ни малейшего знания о природе духовной субстанции . Мы никогда не воспринимаем душу как субстанцию , а воспринимаем только психические явления ,свойства и способности. Возникновение души не может быть разумно отнесено ни к какому времени ни к вечности, ни к моменту зачатия .ни к эмбриональной стадии развития, ни к моменту рождения. Предполагать в нас существование души – значит помещать внутри нас маленького бога. Умнее и скромнее признать, что люди – разумные автоматы или животные, с лучшим ,чем у животных интеллектом, но с более слабым инстинктом. В том же духе локковского материалистического эмпиризма
Вольтер решает вопрос и о свободе воле. Человек свободен, так как имеет сознание собственной свободы. Но ни о какой свободе воли не может быть и речи, ибо воля подобно мысли есть лишь абстракция, а не реальная сущность. Реален лишь мыслящий человек ,и его свобода лишь там ,где он способен делать то , что он хочет. В философии природы Вольтер – верный последователь Ньютона. Именно опираясь на физику Ньютона , он развил мысль о всеобщей закономерности природы ,а также
отстаивал преимущества принципа причинной обусловленности ее явлений перед принципом целесообразности. В учении о знании Вольтер пытался сочетать сенсуалистический эмпиризм с некоторыми элементами рационализма . Основным для него был тезис о происхождении всех знании из ощущений. В то же время он утверждал, что существует и абсолютное знание – логико-математическое и относящееся к морали . Оно для бога так же значимо , как и для человека существует только одна истина.
В сфере морали Вольтер боролся как против учения о врожденности этических принципов ,так и против учения об их условном конвенциональном характере. Значительна роль Вольтера в философии культуры и философии истории . Здесь он резко выступил против взглядов Паскаля и особенно Руссо, противопоставившего неиспорченную природу культуре. По Вольтеру, возвращение к первобытной природе есть нечто противоестественное и цивилизованный человек живет в большем согласии с природой, чем дикарь. РУССО Чрезвычайно своеобразное место в Просвещении принадлежит Жан-Жаку Руссо1712-1778 – одному из самых влиятельных деятелей французского Просвещения. Руссо- уроженец и гражданин Женевы, старинного центра кальвинистского богословия и морального
уклада жизни. Молодость его протекала в нужде и скитаниях. Одарннейший писатель , Руссо дебютировал краткой диссертацией Рассуждения о науках и искусствах, написанной на соискание премии Дижонской академии. На вопрос , содействовали ли успехи наук и искусств улучшению нравов , Руссо ответил с редкой силой убеждения и редким красноречием.
Увенчанный премией, он вдруг приобрел известность. Из сочинений, имеющих отношение к философии. Им были в дальнейшем написаны Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми, Общественный договор , Эмиль , или О воспитании и несколько менее значительных работ. Основная тема философских размышлении Руссо – судьба личности в современном ему обществе с его сложной
искусственной культурой ,с его противоречиями . От большинства своих современников Руссо отличался прежде всего проницательностью , глубиной, смелостью в критике общественного строя Франции. Французская философия XIII века ,в том числе и социальная , не шла дальше критики феодализма и абсолютизма с точки зрения буржуазных интересов. Идеализируя эти интересы ,она видела в требованиях, запросах и понятиях буржуазного класса естественные
запросы и понятия человеческого разума ,как такового. Противоположность интересов тех классов, которые вырастали внутри третьего сословия , не была еще замечена и понята. Руссо занял особую позицию . Энциклопедисты , даже во время наибольшей дружбы и сотрудничества с ним, никогда не считали его вполне своим. Они находили его слишком бунтарским ,плебейски- радикальным и бестактным. Он и был таким .Он выступал не только против существующей власти , но и против боровшейся с ней оппозиции. Никто из современников Руссо не ощущал так сильно , как он, противоречий французской общественной системы. Руссо сознавал их с точки зрения угнетенных мелкобуржуазных масс крестьян и ремесленников , т.н. с точки зрения гораздо более демократичной , чем воззрения большинства просветителей. Именно эта основа идейных позиций Руссо была причиной крайней противоречивости его социальной философии. Критика Руссо одновременно и радикально демократична и реакционна она завет вперед , к ниспровержению
угнетающего человеческого порядка и тянет назад, внушает идеи ,которые должны быть характеризованы как реакционная социальная утопия. Основное противоречие современной ему общественной жизни принимает в сознании Руссо отвлеченную форму противоречия между культурой и природой ,между естественной , гармонической, по убеждению, жизнью чувства и искусственностью, односторонностью рассудочного мышления. Рационализм XVII и XVIII вв. Не признавал в чувстве специфической душевной деятельности наряду с интеллектом
и волей. Напротив , Руссо видит в чувстве не только самостоятельную , не только своеобразную, но и основную первичную форму духовной деятельности. Еще раньше, чем разум , в человеке проявляются чувства удовольствия и неудовольствия. Чувство не только первичнее разума по происхождению , но и важнее, чем разум. Учение Руссо о первенстве чувства двойственно . С одной стороны ,оно правильно скрывало односторонность ,недостаточность, рассудочность рационалистического представления о человеке и его душевной деятельности
. С другой стороны , оно таило в себе глубоко ошибочную тенденцию , которую не раз использовала впоследствии философская реакция. Тенденция эта состояла в противопоставлении чувства как высшей и наиболее ценной сферы душевной жизни разуму как сферы будто бы низшей. От Руссо ведет начало тенденция . выдвигающая в поведении и в душевной жизни на первый план инстинктивные, несознаваемые и в тоже время в высшей степени целесообразные движения и действия. Даже совесть и гений превращаются у Руссо в высшие инстинкты, во всем противоположные разуму. Сближая чувство с инстинктом , Руссо выводил из этого сближения мысль, будто развитие форм интеллекта – фантазии и мышления – разрушило в человеке первоначальную гармонию, нарушило правильное отношение между потребностями и способностями, ослабило естественную мощь человека.11 Верцман И.Е. Ж Ж. Руссо. МРослитиздат, 1958 Однако у самого
Руссо мысли эти еще далеки от позднейшего реакционного буржуазного алогизма отречение от логики. В них алогизм выступает лишь как тенденция, смягчаемая множеством оговорок и противоречий. Критикуя односторонность рационализма ,Руссо сам остается во многом на почве рационализма . Подчеркивая права чувства , он признает, что большую роль в развитии чувства играет познание. Руссо доказывал , что развитие наук и искусств со времени
Возрождения не усовершенствовало , а ухудшило нравы общества. Несмотря на явные преувеличения , односторонность и крайнюю абстрактность аргументации , в сочинении Руссо удалось сильно и смело выразить горячий протест плебея , который видит ,что плоды прогресса цивилизации не только остаются для него недоступными в силу его социального положения ,но и что самые блага цивилизации в современных условиях жизни общества далеко не безусловны, заключают в себе отрицательную сторону.
Так, разделение труда есть не только одно из условий прогресса, но и причина разрушения естественной целостности и гармоничности человеческой жизни. Специализация порождает расцвет ремесел и искусств, потребность в обмене. Но та же специализация усиливает зависимость от труда людей других профессий . превращает человека в частицу большого целого, порождает крайнюю односторонность . В результате возникают не только отчуждение , разобщенность между людьми различных профессий ,но и противоречие между деятельностью личной и общественной. По Руссо ,одна из главных причин человеческих страданий – противоречие между нашим состоянием и нашими желаниями , между нашим долгом и нашими склонностями , между природой и социальными учреждениями ,между человеком и гражданином. Сделайте человека вновь единым призывал Руссо и вы сделаете его таким счастливым , каким он только может быть.
Высказывая эти идеи , Руссо предвосхитил постановку проблемы так называемого отчуждения. Противопоставление Жан-Жаком Руссо природы культуре часть современников поняла как наивный призыв к возвращению вспять ,в докультурное , естественное состояние. Вольтер говорил, что Руссо приглашает человечество вновь стать на четвереньки и ползти в первобытный лес. В действительности Руссо хорошо понимал необратимость уже пройденного пути развития.
Он разъяснял , что полный отказ от уже приобретенной цивилизации сделал бы человека дикарем, но не сделал бы его счастливым. Гармоничность , цельность человека должны быть обретены в обществе , а не в естественном состоянии. Источником противоречий цивилизации Руссо признал социальное неравенство, обусловленное неравенством имущества , неравенством во владении землей , орудиями труда. Истинным основателем современного гражданского общества стал, по
Руссо , тот, кто первый, отгородив участок земли , сказал Это – мое и кто нашел людей достаточно простодушных , чтобы этому поверить. Бедственные последствия социального неравенства , существующих форм разделения труда Руссо раскрывает с большей проницательностью и с пафосом нравственного негодования. Гораздо слабее он в рекомендации средств для преодоления противоречии культуры. С другой стороны , Руссо ищет спасения в простом замедлении темпов исторического развития , в его торможении. С другой стороны, возникшие препятствия на пути человека к гармоничности должны быть устранены не только постепенным развитием, но и борьбой. Однако борьба. О которой говорит Руссо, не общественная революционная борьба, а лишь этическая борьба личности против собственных слабостей и недостатков, победа над своими страстями и господство над своими чувствами.
Выход из противоречии цивилизации Руссо видел в изменении системы и методов воспитания. Следуя за Локком ,Руссо набросал в своем знаменитом трактате Эмиль план развития личности, свободной от насилия над природой и над естественными способностями человека. В системе воспитания Руссо на первый план выдвигается чувство. К чувству он обращается и в вопросе о религии. В Вероисповедании савойского викария он провозглашает
критерием и основой религиозной веры не доводы разума, а сердце и чувство. Он ополчается и против догматов официальной религии , и против рационалистического кодекса деизма . Еще резче отзывается он об атеизме. Вступив в число сотрудников Энциклопедии, он вскоре порвал с ней, и одним из поводов для разрыва была смелая пропаганда атеизма, которую вели энциклопедисты . В своем Общественном договоре
Руссо доказывал , что единственным коррективом к существующему ныне социальному неравенству – неравенству имущественному и неравенству обязанностей – могут и должны быть свобода и безусловное равенство юридических прав. Эту идею ,в которой сказался буржуазный характер социологии Руссо , впоследствии высоко оценили деятели французской революции. Буржуазным демократизмом и республиканизмом овеяна вся программная часть Общественного договора. Основой политической жизни общества Руссо признал суверенность воли народа и неделимость самой этой суверенности. Поэтому Руссо отвергает принцип деления власти на законодательную и исполнительную и рекомендует систему постоянно действующего в государстве плебисцита , или всенародного опроса, по всем серьезным вопросам политической жизни. Руссо различает три основных и допустимых при неповрежденном общественном договоре
формы правления демократию, аристократию, монархию. Руссо считает , что нормальным политическим устройством может быть только республика, но этим термином он обозначает всякое государство, управляемое законами , какова бы ни была форма управления11 Руссо Ж Ж. Об общественном договоре , или принципы политического права. М 1938 г Форма управления зависит от размеров государства.
В малых государствах желательна демократия в более крупных – избирательная аристократия в обширных и очень многолюдных -монархия. Демократия есть наилучшая из форм , потому что две другие легче перерождаются в тиранические , но все три составляют разновидности правления, основанного на общественном договоре. Влияние идей Руссо было очень огромно. В подготовке идеологии французской буржуазной революции ему принадлежит важная роль ,хотя сам он был далек от понимания неизбежности революционной борьбы.
В теории исторического процесса Руссо с небывалой до того проницательностью угадал значение противоречий как движущей силы развития общества. Именно поэтому Энгельс называл Руссотак же как и Дидро представителем диалектики в философии французского Просвещения. Глава II. Энциклопедия шедевр высокой культуры Просвещения М. Кантен де Латур. Портрет Д Аламбера. 1753 Было время, когда это издание многим заменяло учебники и даже библиотеки, ибо представляло собой не что иное как свод новейших знаний и идей эпохи Просвещения. А начиналось одно из самых замечательных творений в истории человечества весьма скромно с намерения перевести на французский язык составленную англичанином Эфраимом Чэмберсом Энциклопедию, или Всеобщий словарь ремесел и наук.
Контракт был уже подписан, однако к концу 1745 года парижский издатель и книготорговец Андре Франсуа Ле Бретон поссорился со своими зарубежными партнерами, правда, вскоре подыскал новых Антуана Клода Бриассона, Мишеля Антуана Давида и Лорана Дюрана, получивших привилегии на выпуск французского варианта словаря Чэмберса. Нашелся и редактор аббат Жан Поль де Гуа де
Мальв, хотя после конфликта с издателями и он оказался не у дел. В конце концов, в октябре 1747 года компаньоны остановили свой выбор на Дени Дидро и Жане Ле Роне ДАламбере. Мы не знаем, кому в точности Дидро, ДАламберу или аббату де Гуа принадлежала идея отказаться от публикации слегка измененной версии английского словаря и подготовить самостоятельное издание.
Но именно Дидро и ДАламбер придали своей Энциклопедии En-cyclopedie ou Dictionna ire raisonne des Sciences, des Arts et des Metriers Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел тот полемический запал, который сделал ее не только справочником, но и манифестом эпохи Просвещения. Ни разу со времени появления Исторического и критического словаря
Пьера Бейля 1695 1697 ни одно справочное издание не вызывало во французском обществе больших споров. С 1751 по 1757 год Дидро и ДАламбер подготовили семь томов. Им приходилось самим писать множество статей и, кроме того, заказывать материалы у других авторов. К серьезным творческим и организационным трудностям добавились цензурные преследования слишком смелы оказались суждения некоторых авторов. В 1752 году правительство даже приостановило публикацию на несколько месяцев. Со временем все настойчивее звучали обвинения Дидро и ДАламбера в том, что они распространяют опасные идеи. Не выдержав нападок, в начале 1758 года ДАламбер прекратил редактирование Энциклопедии. Выход в июле 1758 года тут же запрещенного атеистического трактата Об уме Клода Адриана Гельвеция, известного друга и единомышленника энциклопедистов, послужил в марте 1759
года поводом для запрещения Энциклопедии, точнее тех ее томов, которые содержали тексты статей. Дидро оказался в Венсенском замке, знаменитой королевской тюрьме, впрочем ненадолго. Его арест был скорее исключением мало кто из авторов Энциклопедии, несмотря на ее скандальную, с полицейской точки зрения, репутацию, всерьез подвергся преследованиям со стороны государства и церкви. Выпуск томов иллюстраций был официально разрешен полулегально продолжалась
работа и над другими томами. Редактором оставался теперь один Дидро. Он пришел в ярость, узнав, что тайком от него Ле Бретон правил перед набором те статьи, которые считал наиболее опасными. Наконец в 1772 году первое издание было в основном завершено среди авторов Энциклопедии, помимо Дидро и ДАламбера, были такие гении
Просвещения, как Руссо, Вольтер, Монтескье, Гольбах. Кроме того, статьи по конкретным областям знаний впервые в истории книгоиздания писали подлинные мастера и знатоки своего дела скульптор Этьен Морис Фальконе, архитектор Жак Франсуа Блондель, грамматики Николя Бозе и Сезар Шено Дю Марсэ, гравер и рисовальщик Жан Батист Папийон, естествоиспытатели
Луи Добантон и Николя Демаре, хирург Антуан Луи и многие другие. Разумеется, факты порой излагались поверхностно, встречались и явные ошибки, но в большинстве случаев статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Некоторые материалы оказались подлинно новаторскими. Вряд ли какое-либо еще справочное издание XVIII века могло гордиться такой всеобъемлющей характеристикой торговли и ремесел, какая была дана в Энциклопедии, а также столь серьезным вкладом в становление экономической науки разработка принципа разделения труда в статье Жана Перронэ и доктрина физиократов в изложении самого основателя этой школы Франсуа Кенэ. Что касается проблем религии и церкви, то единого подхода к ним в издании не существовало. Одни авторы придерживались католицизма, другие протестантизма, деизма или скептицизма.
Однако преобладавшая в Энциклопедии терпимость в вопросах веры не исключала критики библейских истин и религиозных предрассудков, насмешек над обрядами и духовенством, призывов к отделению церкви от государства и даже высказываний в пользу материализма. И все же создатели Энциклопедии меньше всего помышляли о подготовке социального взрыва. В статьях на политические темы ни одной форме правления не отдавалось предпочтения, а похвалы
Женевской республике сопровождались оговоркой о том, что республиканская организация власти подходит лишь стране с небольшой территорией. Одни статьи, а точнее их авторы, поддерживали ограниченную монархию, другие абсолютную королевскую власть, в которой видели гаранта всеобщего благоденствия. Тем не менее, подданные наделялись правом сопротивляться деспотам, а короли должны были с готовностью подчиняться закону, проявлять религиозную терпимость и помогать бедным.
Энциклопедия критиковала образ жизни вельмож, однако признавала, что социальная иерархия необходима для общественного порядка статья Роскошь Жана Франсуа де Сен-Ламбера. Другие авторы, провозглашая равные права для всех, соглашались, что привилегии дворян в некоторых случаях вполне оправданы. Энциклопедисты, подчеркивая огромную роль торговли в современной жизни и считая, что коммерсанты достойны всяческого уважения и участия в политической власти, были далеки от идеализации среднего класса. Буржуа критиковались за жадность и неудержимую тягу к приобретению должностей. Откупщики налогов и другие финансовые деятели старого порядка признавались наиболее прожорливой и паразитической частью третьего сословия. Энциклопедисты искренне желали содействовать облегчению участи простого люда, повышению статуса ремесленников, ликвидации тяжелого подневольного тру-да, смягчению гнета барщины и воинской повинности. И все же они не призывали к установлению демократии во
Франции. Критикуя многочисленные промахи и слабости властей, Энциклопедия обращалась именно к правительству, когда говорила о необходимости справедливого налогообложения, реформы образования, борьбы с нищетой. Она желала не покончить с французской монархией, а, скорее, усовершенствовать ее. Энциклопедия распространялась быстро и широко. Более 4000 экземпляров первого издания мгновенно разошлись, хотя по цене оно было доступно только очень
богатым людям. До 1789 года последовало еще пять изданий. С каждым разом их формат уменьшался, количество иллюстраций сокращалось, качество бумаги ухудшалось, соответственно, падала и цена, поэтому последние издания Энциклопедии оказались по карману значительно большему числу читателей. Кем же бы-ли эти люди, где жили и чем занимались Новые исследования показали, что
Энциклопедию охотно читали не в сельской местности, а в крупных провинциальных городах Лионе, Монпелье, Тулузе, Бордо, Рене, Кане, Нанси, Дижоне и Безансоне Энциклопедией интересовались в первую очередь в старинных городах, разбогатевших в позднем средневековье и превратившихся при Бурбонах в административные и культурные центры. Гораздо хуже раскупалась Энциклопедия в городах будущего, где уже ощущались толчки грядущей индустриализации. Чем дешевле становилась Энциклопедия, тем глубже проникала она в общество от столичных салонов и академий к провинциальному дворянству, а затем к буржуазии старого порядка рантье, нотариусам, учителям, то есть к тем, кому суждено было сыграть столь активную роль во Французской революции. Подписчиков из торговой и промышленной буржуазии было ничтожно мало. Это может показаться парадоксальным, но только на первый взгляд.
Дело в том, что к новым идеям зачастую особенно восприимчива та часть населения, которая сильно обеспокоена своим будущим, а развитие капиталистического уклада в недрах традиционного феодального общества вытолкнуло на поверхность общественной жизни представителей наиболее архаичных социальных групп Франции, чьи позиции во второй половине XVIII века серьезно пошатнулись. Таким образом, этот шедевр высокой культуры Просвещения, который, по замыслу
Дидро, должен был противостоять невежеству и фанатизму, все же содействовал подготовке умов к великому и страшному всплеску классовой борьбы. Тем не менее появление Энциклопедии способствовало созданию особого интеллектуального климата, с которым мы связываем основные достижения эпохи Просвещения прогресс терпимости и здравого смысла, приобщение к знаниям неизмеримо большего, чем прежде, числа людей. Д. Дидро Дидро о человекеД.
Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на земле, разумным центром Вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить все должно возращатся. Дидро об обществеОбщество есть, по словам Дидро, дает человеку власть над другими животными. Благодаря обществу человек не довольствуется редкой стихией, а простирает свою власть на море. Дени ДидроФранцузский философ, просветитель, руководитель. Энциклопедист, писатель критик искусства.В месте с Вальтером оказал наибольшее влияние на современную ему общественную мысль. В философии быстро прошел путь от деизма до материализма в учении о перероде, в психологии, в теории познания и атеизма. В механистическое материалистическое понимание природы, общее у него с Ламетри и Гольбахом, Дидро внес некоторые элементы диалектики – идей связи материи и движения, связи
протекающих в природе процессов, вечной изменчивости природных форм. Вопрос о способе материальных частиц может порождать специфическое содержание ощущений, Дидро решает в пользу о всеобщей чувствительности материи. Развив это взгляд, Дидро наметил материалистическую теорию психических функции, предвосхитившую последующие учение о рефлексах. По этой теории люди, как и животные инструменты, наделенные способностью ощущать,
и памятью. В теорий познания Дидро, отверг представления идеалистов о спонтанности мышления, все умозаключения коренятся в природе и мы только регистрируем известные нам из опыта явления и существующие между нами либо необходимые, либо целостнастные связи. Отсюда, по Дидро, не следует, будто наши ощущения – зеркально точные копии предметов между большинством ощущении и их внешними причинами не большие сходства, чем между представлениями и их названиями в языках.
Характерная черта его политического мировоззрения – остро выраженный демократизм. Это удивительно одаренная, всесторонне развитая личность – философ, драматург, поэт, автор романов, теоретик искусства и художественный критик1. Дидро посвятил свою творческую деятельность науке и философии, а его произведения мысли об объяснений природы , Философские очерки, Письма о слепых в назидание зрячим и другие сочинения являют собой шедевр философской литературы ярко публицистического характера. Он оказал огромное влияние на многие умы Г. Лессинг и И. Г. Гердер во многом следуют Дидро, И. В. Гете и Ф. Шиллер приклоняются перед его исключительным талантом, Г. Гегель в своей Финаменалогий духа комментирует блестящие образцы диалектики Племянника Рамо. Дидро отличался искрящимся остроумием, выражающимся литературным даром, глубиной и
тонкостью мысли, страстного не томимого бойца, а также общительностью, бескорыстием и отзывчивостью2. Дидро сначала был верующим христианам, потом скептиком, но от веры в Бога как творца мировоздания не отошел. В последние годы жизни он склонялся к воззрениям близким к воззрениям Г. Лейбница.Дидро высказывал мысль, согласно которой от молекулы до человека тянется цепь существ, переходящих от остояния живого оцепенения до состояния максимального расцвета разума.3На вопрос можно ли предположить,
что и камень чувствует, Дидро ответил Почему бы и нет. И действительно, прикоснитесь ладонью к камню и информация о вашем прикосновений останется надолго на камне. Дидро, конечно, не знал и не мог знать информатики, но он силой итуиций подозревал нечто подобное.Это выразилось и в его тонкой характеристики сути живого специфическим особенностями жизни является раздражимость и чувствительность, говорил Дидро уделявший большое внимание биологическим проблемам
Образованность и прозорливость позволили Дидро высказать идею, ставшую предвестием эволюционной теорий в мире живого. Дидро утверждал, что душа – продукт единства организма, его целостности. Человек есть некое целое, оно едино, и, может быть, это единство – в соединений с памятью – составляет душу, Я, сознание.4В своих Элементах физиологи Дидро высказал глубокую мысль Я не могу отделить даже в абстракции пространства и времени от существования. Значит оба эти свойства существенно характерны для него.5 Дидро написал число работ по философии для своего детища – знаменитой Энциклопедии. Философским кумиром для Дидро был Ф. Бекан с широтой, глубинной его воззрения и лучезарной яркостью слова. Деизм против атеизма и позитивной религииДени Дидро родился 5 октября 1713 г. в городе
Лангре в семье зажиточного ремесленника. После нескольких лет обучения в местном иезуитском колледже в 1728 г. он переехал в Париж, где распрощавшись с мыслями о церковной карьере окончил колледж ДАркур в Сорбонне, получив звание магистра искусств 1732В Париже он завязал дружеские, отношения с кругом философов, познакомился с ДАламбером, Руссо и Кондильяком. Чтобы заработать на жизнь, он занимался переводами
Дидро перевел Историю Греции Станина, Словарь всеобщей медецыны, хирургии и химии Джемса и опыт о достоинстве и добродетели Шефтсбери. Под влиянием последнего Дидро написал и в 1746 г. опубликовал Философские мысли . В этом же году он начал работу по подготовке Энциклопедий. В 1748 г. было опубликовано Письмо о слепых в назидание зрячим, а в1735 г знаменитое сочинение
Мысли об объяснений природы . С 1759 г. он начал посещать кружок Гольбаха, где встречался Гримом, Сен-Ламбертом, Рейналем и итальянцем Глиане. В период с 1769-го по 1770 г. вышли из печати Разговор ДАламбера с Дидро, Сон ДАламбера и Философские принципы относительно материй и движения. В 1773 г. издана работа Опровержение Гельвеция. В 1773 г.
Дидро по приглашению Екатерины 2 посетил Россию работал в Петербурге над проектами реформ. Он с гордостью носил звание почетного члена Петербургской академий наук и Академий художеств. Через год он приехал в Голландию, где и закончил работу над опровержением Гельвеция. Элементы философии 1774-1780 изданны в 1775 г. В последнее десятилетие своей жизни Дидро принял участие в качестве соавтора в написаний книги Рейналя Философская и политическая история о заведениях и коммерций европейцев в обеих Индиях, в которой торговля представлена как основополагающий фактор прогресса и цивилизаций.Итак, в Философских мыслях Дидро полимиризует одновременно с атеизмом и с религиозными суевериями , которые, по его мнению, должны уйти, оставив духовную область естественной религий, основанной на вери
в природу. В последствий Дидро займет более радикальную позицию, но в философских мыслях и в другом раннем произведений -Прогулка скептика, или Аллей , написанном в 1747 г не порвав еще окончательно с идеей Бога, он выступает с позиций Беизма, а значит, как против атеизма, так и против позитивной религий и церкви. Дидро пишет Не рукою метафизики нанесены атеизму тягчайшие удары. Возвышенные размышления Мальбранша и Декорта не так поколебали материализм, как одно наблюдение
Мальпиги. Дени Дидро 1713-1784 просветитель, задумавший и осуществивший издание Энциклопедий, скептик , который верит только тому, что ему доказали как истинное его органы чувств и разум1 Приведем как пример небольшой фрагмент из его критики книги Об уме К. А.Гельвеция он внес существенный вклад в разработку проблем философской фнтропологий и идей человеческого ума , написав такие труда, как О человеке,
Об уме Различие между человеком и животным сводится у него только к различию организации. Так, например, удлините у человека лицо, вообразите, что нос, глаза, зубы, уши у него, как у собаки, снабдите его шерстью, поставьте его на четыре лапы после такого превращения человек этот, будь он хоть доктором Сорбонны, станет выполнять, все функций собаки он будет лаять в место того, чтобы аргументировать он будет грызть кости, вместо того чтобы заниматься разрешением софизмов вся его деятельность сосредоточится в обонянии почти вся душа его будет заключатся в носу и он будет гонятся по следу за кроликом или зайцем, вместо того чтобы выслеживать атеистов или скептиков С другой стороны, возьмите собаку, поставьте ее на задние ноги, округлите ей голову, укоротите морду, отнимите у нее шерсть и хвост – и вы сделаете из нее ученого доктора, занимающегося глубокими размышлениями о тайнах предупреждениях и благодати Дидро Д. Собрание сочинений.
М. Л. 1938. Т. 2. С.62 Чтобы содействовать осуществлению возможности проведения реформ в России, Дидро стремился к глубокому и разностороннему изучению русской общественной жизни, экономики и культуры. Он писал Фальконе Я конечно, поеду в Россию. Чувствую, что сердце влечет меня туда непрестанно, и это стремление не преодолеть. Память о сотрудничестве Дидро и Фальконе запечатлена в памятнике
Петру 1.Огромную помощь Дидро оказала Екатерина Великая. Она пригласила знаменитого мыслителя в Россию беседы с ним доставляли ей интеллектуальное и эстетическое наслаждение, она любовалась его умом и красноречием. Чтобы материально помочь Дидро, Екатерина купила его богатую библиотеку, оставив книги у него в пожизненное использование.3 Дидро полагал Всякое живое – более или менее человек всякий минерал – более или менее
растение всякое растение – живое. Глава III. Французский Материализм XVIII века. Начиная примерно с середины XVIII в. Во Франции появляется плеяда мыслителей- просветителей , многие из которых были также и замечательными представителями философского материализма . Французский материализм XVIII в новая историческая ступень в развитии материалистической философии, существенно отличающееся
от предшествующих материалистических учений. Английский материализм XVII в. Имел в значительной мере аристократический характер , его учение предназначалось для избранных. Напротив ,французские материалисты несут свои идеи в широкие круги городского общества .Они излагают свои философские взгляды преимущественно в форме широкодоступных изданий. Французские материалисты опирались на широкое развитие свободомыслия в Англии. Но английский материализм не был единственным теоретическим источником для французских философов. Другим важным источником были для них механический материализм физики Декарта, а также материалистическое учение Спинозы о природе , субстанции и ее атрибутах , о человеке , о душе и ее отношении к телу. Французский материализм не просто продолжал традиции , порожденные общественно-историческим развитием Англии , Франции и Нидерландов , он развивал эти традиции дальше , выдвигал новые
идеи. Для французских материалистов наряду с механикой опорой становятся также медицина , физиология, биология. Еще более оригинальны этические и общественно-политические взгляды французских материалистов . И в этой области они продолжают дело великих мыслителей Гоббса, Спинозы, Локка. Однако эти учения в значительной мере утрачивают в философии французских материалистов тот абстрактно-натуралистический характер , какой они имели у писателей
XVII века.11 Французское просвещение и революция. АН СССР, Институт философии, МНаука, 1989 УЧЕНИЕ О ПРИРОДЕ И ПОЗНАИИ Философия французского материализма слагается из материалистического учения о природе и из учения о человеке и обществе. Зачинатель франц. матер-ма XVIII в. Жюльен-Офре Ламетри 1709-1751 в общей форме высказал почти все идеи, которые впоследствии были
развиты , обогащены , конкретизированы Гельвецием ,Дидро , Гольбахом, и др. Ламетри доказывал , что не только всякая форма неотделима от материи , но и всякая материя связана с движением. Лишенная способности движения , косная материя есть лишь абстракция . Субстанция в конечном счете сводится к материи , в природе которой не только способность к движению , но и всеобщая потенциальная способность к чувствительности или ощущению . Вопреки учению Декарта Ламетри не только стремился доказать одушевленность животных , но вместе с тем указывал на материалистический характер самой одушевленности – животных и человека. Хотя для нас , утверждал Ламетри , в настоящее время еще не понятен механизм посредством которого материя наделяется свойством ощущения, но несомненно, что все наши ощущения обусловлены связью чувства – при посредстве нервов – с материальным веществом мозга.
Поэтому никакое ощущение и никакое изменение уже имеющего ощущения не могут возникнуть без специфического изменения в соответствующем органе чувственного восприятия. Ламетри лишь наметил ряд основных идей, но не дал их обстоятельного систематического развития. Наиболее систематическим пропагандистом философских учений французского материализма стал Поль Гольбах 1723-1789 . Плодом взаимного обмена мыслей с друзьями явилась
Система природы Гольбаха , в написании которой кроме него приняли некоторое участие Дидро ,Нежон и др. Система природы – самое крупное из числа сочинений Гольбаха , посвященных теории материализма. Главная мысль трактата – мысль о сводимости всех явлений природы к различным формам движения материальных частиц . Последовательно опровергается все богословские и идеалистические предрассудки о характере действующих
в природе сил и об их причинах. Основу всех процессов природы составляет материя с присущей ей свойством движения . В Системе природы различаются два рода движения 1 движение материальных масс 2 внутреннее и скрытое движение, зависящее от свойственной телу энергии. Ссылаясь на Толанда , Гольбах доказывает универсальность движения в природе. Во Вселенной все находится в движении . Гольбах утверждает, что природа получает свое движение от себя самой, ибо природа – великое целое , вне которого ничто не может существовать. Материалистическое понимание природы несовместимо с допущением каких бы то ни было сверхъестественных причин. В природе могут быть лишь естественные причины и действия. Все возникающие с ней движения следуют постоянным и необходимым законам. Над всеми связями причин и действий в природы господствует строжайшая необходимость природа во всех
своих явлениях поступает необходимо , согласно своей сущности. Благодаря движению целое вступает в сношение со своими частями, а последние – с целым. Вселенная есть лишь необъятная цепь причин и следствий , непрерывно вытекающих друг из друга. Материальные процессы исключают какую бы то ни было случайность или целесообразность. Так как в природе все необходимо и так как ничто из того , что в ней находится , не может действовать
иначе , чем оно действует, то отсюда Гольбах выводит отрицание случайности . В вихре пыли, поднятом бурным ветром , как бы он нам ни казался хаотичным, нет ни одной молекулы пыли , которая расположена случайно каждая молекула имеет определенную причину , в силу которой она в каждый момент занимает именно то место , где она находится. Из теории всеобщего детерминизма Гольбах выводит и отрицание порядка и беспорядка в природе.
Идеи порядка и беспорядка субъективны и представляют собой лишь нашу оценку необходимой и объективной ситуации. Учение о природе , получило свое дальнейшее развитие в работах выдающегося представителя французского материализма – Дени Дидро 1713-1784 , Дидро прошел путь от этического идеализма и деизма до материализма в учении о бытии, в психологии , в теории познания , а также до атеизма в вопросах религии. Как и другие представители французского материализма, Дидро исходит из положения о вечности и бесконечности природы. Природа никем не сотворена, кроме не и вне е нет ничего. Дидро внес в материалистическое учение о природе некоторые черты и идеи диалектики. По мысли Дидро , вс изменяется, исчезает. Только целое остатся . Мир беспрерывно зарождается и умирает , каждый момент он находится в состоянии зарождения и смерти
никогда не было и не будет другого мира. Материалистическая картина природы у Дидро имела ряд особенностей, несколько отличавших ее от той картины, которую давала Система природы. Материи присуще постоянное беспокойство , всеобщее брожение, всякое тело полно действия и силы11 Дидро Д. Собрание сочинений. М ,1926 г Движение материи Дидро рассматривал через призму действующих в ней сил.
Он различал три вида последних тяготение, внутреннюю силу молекул и молекулярное взаимодействия, но второй из этих видов обладает неисчерпаемым многообразием вследствие индивидуальной специфичности каждой из молекул и неисчерпаемости е свойств. Дидро был сторонником мысли о всеобщей чувствительности материи. Он не только выработал четкую формулировку этого учения, но , кроме того , опроверг обычно выдвигаемые против него аргументы. В Разговоре Даламбера с Дидро он доказывал, что признание того , что различие
между психикой человека и животных обусловлено различиями в их телесной организации ,не противоречит мысли о том , что способность ощущения есть всеобщее свойство материи. Развивая этот взгляд ,Дидро наметил материалистическую теорию психических функций, во многом предвосхитившую новейшее учение о рефлексах. По этой теории в способах общения животных и людей между собой нет ничего , кроме действий и звуков. Животное – инструмент, обладающий способностью ощущения и памятью. Наши чувства-клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа и которые часто ударяют по самим себе. Дидро различает в вещах первичные качества, т.е. существующие в самих вещах и независящие от отношения к ним нашего состояния, и качества вторичные, заключающиеся в отношениях предмета к другим вещам или к самому себе. На основе материалистического учения о природе французский материализм выдвинул учение о зависимости всех форм знания и опыта , от ощущений , преобразующихся на более высокой ступени развития
в формы мышления и умозаключения. Опытное по своему источнику знание имеет целью не отвлеченное постижение истины, а достижение способности совершенствовать и увеличивать могущество человека. Дидро развил этот взгляд , учитывая роль техники и промышленности в эволюции мышления и познания .Условие возникновения всякого знания – возбуждение души , ощущение извне. Методами познания Дидро и другие материалисты признали эксперимент и наблюдение.
Французские материалисты доказывали , что познавательная ценность разума не уменьшается от того , что он опирается на данные внешних чувств , на опыт и наблюдение Обусловленность познания механизмом ощущений и физическими причинами не уменьшает значение языка в развитии интеллекта. В языке Ламетри видит систему знаков , изобретенных отдельными лицами и сообщенных людям посредством механической тренировки. В процессе понимания чужой речи франц. мат-зм видит рефлекс мозга
, возбужденного словами , наподобие того как скрипичная струна отзывается на удар по клавишу фортепьяно. Все идеи человеческого ума обусловлены наличием слов и знаков .В свою очередь все происходящее в душе сводится к деятельности воображения. 2.2 УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ В учении о обществе французские материалисты остаются все еще идеалистами. Однако они выступают против идеалистически-теологического понимания истории человечества, доказывая, что движущей силой истории человечества является человеческий разум, прогресс просвещения. В учении о природе человека , о воспитании , об обществе и государстве франц. материалисты отстаивают детерминизм . Хотя человек – продукт внешних сил и физических условий , он все же не может быть освобожден от ответственности за все совершаемое им по отношению к обществу. Общество наказывает за преступления , т.к. они для общества вредны .
Далее , само наказание – сильнейшее средство предотвращения преступлений в будущем. Учение о нравственности должно быть основано на опыте. Как все существа ,человек движим исключительно стремлением к удовольствию и отвращением к страданию. Человек способен сравнивать различные удовольствия и выбирать из них наибольшее , а также ставить себе цели и изыскивать средства. Поэтому для него возможны правила и понятия о действиях, лежащих в основе
нравственности . Так как люди не могут жить в одиночестве , они образуют общество , и из соединения их возникают новые отношения и обязанности. Испытывая в необходимость в помощи других , человек вынужден в свою очередь делать полезное для других. Клод- Адриан Гельвеций 1715-1771 основную задачу этики усматривал в определении условий, при которых личный интерес может сочетаться с интересом общественным. По Гельвецию, не только индивид есть часть более широкого
целого, но и общество есть звено более обширной общности, связанного нравственными узами. Существующее состояние общества Гольбах и Гельвеций считают далеким от идеала. Этот идеал они видели в естественном состоянии. В силу общественного договора мы должны делать для других то , что мы желаем , чтобы и они для нас сделали. По мнению фр. материалистов , не существует такого образа правления , который бы вполне удовлетворял требованиям разума. Средство избавления от недостатков существующих способов правления они видят не в революции, а в просвещении общества. Руководимые мудрым правительством воспитание есть самое надежное средство дать народам чувства, таланты , мысли, добродетели, необходимые для процветания общества. Истинная движущая сила человеческих действий – эгоизм, или личный интерес. Основанием нравственности служит опыт. В тех случаях , когда кажется , будто люди руководствуются стремлением
к истине и добру , в основе этого стремления также лежит правильно понятый личный интерес. Поскольку человек руководствуется личным интересом , то для него критерием нравственности и ума может быть только приносимая им польза. Общественная польза должна быть мерилом всех человеческих поступков . Отсюда главная задача законодательства заключается в том, чтобы принудить членов общества поступать согласно этому критерию и приносить в жертву ему все свои чувства.11
Кузнецов Западно-европейская философия XVIII века. М 1988 г Если Руссо ставил естественное состояние выше цивилизации, то Гельвеций доказывал неоспоримое преимущество воздействия на человека культуры, воспитания и государственных установлений. Воспитание может осуществить все даже гений не прирожденный дар , а результат целесообразной культуры и обучения . При этом воспитание должно быть не частным или домашним , а публичная или государственным
только такой характер воспитания обеспечивает последовательное развитие человека в нужном направлении. Сравнение различны форм правления приводит Гельвеция к выводу , что в отличие от абсолютной монархии и аристократического строя только в демократическом правлении власть имеет в виду пользу всего общества , а каждый гражданин служит своей деятельностью общим целям. При таком правлении личный интерес сочетается с общим. Французский материализм представляет наивысшую ступень философского материалистического мышления домарксиской философии .Значение его заключается в его борьбе против религии и идеализма, в защите, обосновании и дальнейшем развитии материалистического миропонимания, которое в трудах представителей этого философского течения приняло новую, более четкую историческую форму. Ламетри Жюльен Офреде 25.12.1709, Сен-Мало, Бретань 11.11.1751,
Берлин, французский философ-материалист. Родился в богатой купеческой семье. Изучал богословские науки, физику и медицину в Лейдене занимался под руководством врача Г. Бургаве. Был полковым врачом заболев горячкой, на основе наблюдений за своей болезнью пришл к выводу, что духовная деятельность человека определяется его телесной организацией. Эта идея легла в основу его первого философского сочинения
Естественная история души 1745, или, иначе, Трактат о душе, вызвавшего озлобление в среде духовенства и сожжнного по приказу парламента. Л. был вынужден эмигрировать в Голландию. Здесь он анонимно опубликовал сочинение Человек-машина 1747, новое издание 1960, русский перевод 1911, которое также было публично сожжено. В 1748 по приглашению прусского короля Фридриха II переехал в
Берлин, где состоял членом АН и издал свои работы Человек-растение 1748, Человек больше, чем машина 1748 и Система Эпикура 1751. Умер во время испытания на себе нового метода лечения. Л. первым во Франции дал последовательное изложение системы механистического материализма. Согласно Л существует лишь единая материальная субстанция присущие ей способности ощущать и мыслить
обнаруживаются в организованных телах состояние тела всецело обусловливает состояние души через посредство чувственных восприятий. Л. отрицал мнение Р. Декарта о животных как о простых автоматах, лишнных способности ощущения. По Л человек и животные созданы природой из одной и той же глины и человека отличает от животных лишь большее количество потребностей и, следовательно, большее количество ума, ибо Л. признавал потребности тела мерилом ума. Человеческий организм Л. рассматривает как самостоятельно заводящуюся машину, подобную часовому механизму. В своих последних работах Л. подошл к идеям эволюции, высказывая мысли о единстве происхождения растительного и животного мира, о постепенном совершенствовании материи и животного царства. Л. выдвинул предположение о существовании зоофитов – растений-животных, впоследствии подтвержденное наукой. Развивая точку зрения сенсуализма, Л. считал, что внешний мир отражается на мозговом экране.
В этике, исходя из позиций гедонизма, отводил в то же время значительную роль общественному интересу. Развитие общества определяется, по Л деятельностью выдающихся людей и успехами просвещения Л. был сторонником просвещнного абсолютизма Гольбах Поль Анри 1723, Эдесхейм, Пфальц 21.6.1789, Париж, французский философ-материалист и атеист, идеолог революционной франц. буржуазии 18 в. Родился в семье нем. коммерсанта.
Г. был деятельным сотрудником Энциклопедии Д. Дидро и Ж. ДАламбера. В парижском салоне Г ставшем одним из центров просветительской и атеистической мысли предреволюционной Франции, встречались Д. Дидро, К. А. Гельвеций, Ж. ДАламбер, Ж. Л. Бюффон, Ж. А. Нежон и др. одно время здесь бывал и Ж. Ж. Руссо. Главное сочинение – Система природы 1770, рус. перевод 1924 и 1940.
Г. был крупнейшим систематизатором мировоззрения франц. материалистов 18 в. Он утверждал первичность и несотворимость материального мира, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Материя, по Г есть совокупность всех существующих тел е простейшими, элементарными частицами являются неизменные и неделимые атомы, основные свойства которых – протяжнность, вес, фигура, непроницаемость, движение. Движение, все формы которого Г. сводил к механическому перемещению, является неотъемлемым свойством природы, материи. Считая человека частью природы, всецело подчиннной е законам, Г. отрицал свободу воли. Г. последовательно развил материалистический сенсуализм Дж. Локка. Г. критиковал феодальную собственность и феодальные формы эксплуатации, отстаивал необходимость ограничения королевской власти. Опираясь на отвлечнное понятие человеческой природы,
Г. сводил социальное к индивидуальному, искал объяснения общественных явлений в законах природы и разделял идеалистическую договорную теорию происхождения общества см. Общественный договор. Развитие человеческого общества, по мнению Г есть результат деятельности правительств, выдающихся личностей, роста просвещения и т. д. Осуществления царства разума Г. ожидал в результате появления просвещнного монарха, гуманного законодателя.
Основой поведения человека он считал его интерес, пользу. В числе других французских материалистов он выдвинул положение о формирующей роли социальной среды по отношению к личности. Наряду с Гельвецием Г. сыграл определнную роль в идейной подготовке утопического социализма 19 века. Кондильяк Кондийак Этьенн Бонно де 30.9.1715, Гренобль 3.8.1780, Божанси, французский философ-просветитель, член
Французской академии 1768. Брат Г. Мабли. Воспитатель внука Людовика XV- герцога Пармского в Парме 1758-67. Начало его литературной деятельности относится к середине 40-х гг. знакомство с кружком Д. Дидро, а впоследствии сотрудничество в Энциклопедии. Под непосредственным влиянием английского философа Дж. Локка К. развил сенсуалистическую теорию познания.
В свом главном философском сочинении -Трактате об ощущениях 1754, рус. пер. 1935 К. стремился вывести все знания и духовные способности человека мышление, волю, чувства, воображение, память, внимание и т. д. из ощущений. Отвергая декартовскую теорию врожднных идей, К. считал, что развитие способностей человека определяется исключительно опытом и упражнениями, воспитанием. К. явился одним из основоположников ассоциативной психологии см. Ассоцианизм. В области политической экономии выступал с критикой физиократов. Хотя сам К. не был материалистом, его сенсуализм и критика идеалистической метафизики 17 в. учений Н. Мальбранша, Г. Лейбница и др. оказали непосредственное влияние на развитие французского материализма. Логика К. была чрезвычайно популярной в конце 18 – начале 19 вв. понимаемая как общая грамматика всех знаков, она включает у К. и математику Язык исчислений,
1798. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Философия XVIII века ушла в прошлое. Высшее е достижение – просветительский материализм – был снят идеалистической диалектикой начала XIX века , с тем чтобы затем быть восстановленным в своих правах уже в новой форме и совсем в иных условиях социально – классовой борьбы. К этому добавляют, что с не меньшим правом XVIII столетие должно носить имя века Разума , века
Просвещения. Французские просветители подняли престиж философии на небывалую прежде высоту и утвердили взгляд на философский разум как высшую инстанцию при решении всех вопросов, волнующих человечество . С позиции разработанной ими новой философии они произвели громадное переосмысление мировоззренческой проблематики и принципов социальной жизни людей . Свободомыслие в самом широком значении этого слова приобрело у просветителей поистине революционный размах и революционную остроту.
В лоне французского Просвещения произошло эпохальное изменение социальной ориентированности новоевропейского материализма ,английские основоположники которого были сторонниками королевского абсолютизма ,идеологами аристократии . Во Франции материализм был преобразован так, что стал служить обоснованию решительной борьбы с феодализмом , и его революционный характер вскоре выступил наружу. Любите футбол. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Артамонов С.Д. Вольтер и его век. Москва, Просвещение, 1980. Вольтер. Философские сочинения. Москва, Наука, 1989. Нарский И.С. Западно-евпопейская философия XVIII века. М 1973 г. Кузнецов Западно-европейская философия XVIII века. М 1988 г. Момджян Философия Французского Просвещения
XVIII века. М. 1995 г. И.И. Богута История философии, изд-во Мысль. М 1995 г. Мир философии, изд-во политическая литература. М 1991 г. Верцман И.Е. Ж Ж. Руссо. МРослитиздат, 1958. Манфрез А.З. Три портрета времен французской революции. ММысль, 1989. Сэв Мольш. Современная французская философия исторический очерк от 1789 года до наших
дней. Под ред. Т.А.Курсанова. МПрогресс, 1964. Французское просвещение и революция. АН СССР, Институт философии, М Наука, 1989. Философский словарь. Под ред. И.Т.Фронова. МПолитиздат, 1991.