Кирилл Черемхин, кандидат экономических наук
Нетместа лекарствам там, где то, что считалось пороком, становится обычаем
Сенека(ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.)
Обычайбез истины есть застарелое заблуждение
СвятойКиприан, епископ Карфагенский (ок. 200 — 258)
I. Терминология
Длявсякого, кто хочет утверждать истину… является необходимостью и даже долгомупражнять себя в искусстве выражать вещи ясно и недвусмысленно
КарлПоппер (1937)
Экономист- это человек, который говорит очевидные вещи на непонятном языке
АльфредКнопф (1892-1984)
Неприведи Бог служить по учёной части, каждый мешается, каждому хочется показать,что он тоже умный человек
Н.В.Гоголь (1809-1852)
Дляхарактеристики неблагоприятных социально-политических и экономических процессовчасто используется один термин — «кризис». Представляетсяцелесообразным различать понятия кризиса, конфликта и критической ситуации вэкономике.
Кризис,по моему мнению, следует определить как всякое нарушение (снижение) конечныхрезультатов хозяйственной деятельности исследуемой экономической системы(рабочее место, цех, предприятие, отрасль, народное хозяйство). О наличиикризисной ситуации в народном хозяйстве в данном году можно утверждать припадении, например, среднедушевого объема реального годового потребления благ иуслуг.
Конфликтопределяется в данной работе как нарушение действия обычных механизмовхозяйственного управления — тех традиционных способов достижения согласованияинтересов управляющей и управляемой подсистем, которые обеспечивали нормальноепротекание производственного (в широком смысле) процесса.
Когдата из сторон, которая нарушила нормальный ход производства (обмена,распределения, управления и т.д.), предъявляет другой (другим) явносформулированные требования и объявляет их удовлетворение условием прекращенияею конфликтных действий, тогда такой конфликт мы будем называть открытым.Типичный пример здесь — забастовка, нетрадиционные — взятие директорапредприятия в заложники, перекрытие железнодорожных путей жителямидепрессивного региона, перекрытие автотрасс работниками определённой отрасли.
Снижениенормальных интенсивности и (или) качества труда работников, увеличение числа случаевсознательной порчи оборудования, рост числа прогулов и текучести кадров (тогда,когда уход с работы не есть результат отклонения предъявленных ультимативныхтребований) — формы скрытого конфликта. К последним относятся такжеэкономические отношения, обусловливающие падение доли ресурсов, распределяемыхв порядке централизованного материально-технического снабжения — горизонтальныеобмены продукцией и услугами между предприятиями, нелегальноепредпринимательство, черный рынок и т.п. в плановой экономике; распространениегосударственного регулирования на те сферы, где в этом нет необходимости,получение статуса безработного реально работающими лицами и уклонение от уплатыналогов — в рыночном хозяйстве.
Примеромскрытого (формально) конфликта является также самовольный захват пустующегожилья в условиях его острого дефицита (в социалистической экономике) иличрезвычайно высоких цен на него (в рыночной экономике). В последнем случаеизвестны соответствующие действия представителей среднего класса.
Открытыеконфликты, происходящие в одно и то же или разное время в различных местах,могут быть изолированными и неизолированными. В первом случае локальныетребования не увязаны друг с другом и предъявляются независимо. Во второмслучае их содержание определяется в результате согласования исходных локальныхпретензий и, возможно, выдвижения новых требований, касающихся общих, например,институциональных, условий функционирования всех локальных участников.Неизолированные конфликты образуют поэтому единый — региональный, секторальныйили системный (народнохозяйственный) — конфликт.
Затянувшийсяконфликт, по определению, рано или поздно ведет к кризису. Однако обратное,вообще говоря, неверно. С другой стороны, вполне возможно возникновениеконфликта и в нормальной, не кризисной хозяйственной ситуации. Рост числаоткрытых конфликтов в условиях кризиса мы будем называть критической ситуацией.
II. Кризисы и критические ситуации в плановомхозяйстве
Разруха… в головах
МихаилБулгаков (1925)
Завистникидостигли равенства лишь во всеобщей нищете
С.Н.Булгаков (1920)
1. Динамика структуры инвестиционных расходов и кризис
Причинамисокращения производства в социалистическом хозяйстве могут быть такиевнеэкономические факторы, как:
— неблагоприятные для сельского хозяйства погодные условия;
— террористические действия правительства в отношении производителей(национализация, продразверстка и иные формы конфискации произведеннойпродукции, коллективизация, искусственно вызванный голод и т.п.);
— крупномасштабная война.
Вданном разделе обсуждается один из возможных (и реально имевших место)эндогенных механизмов возникновения кризиса в плановой экономике. Описываемыйпроцесс носит стихийный характер, и ему не могут воспрепятствовать, как показалопыт, ни переход от безапелляционных директивных указаний к«торговле» за плановые показатели, ни идеологические кампании, ниужесточение ответственности за мнимые или реальные нарушения трудовойдисциплины.
Фундаментальнойчертой любого хозяйства, в том числе и основанного на централизованномраспределении ограниченных ресурсов и заданий по производству благ и услуг,является сложность — невозможность статистического и содержательного егоописания, адекватного задаче управления экономикой из единого центра. Нашезнание о реальных процессах всегда неполно и «децентрализовано».Поэтому планово-распределительные органы не в состоянии, в частности, собратьполную и точную информацию о производственных возможностях управляемых имипредприятий и организаций. Последние же не заинтересованы во вскрытии имеющихсяу них резервов улучшения работы, поскольку в лучшем случае слабо зависящие отрезультатов хозяйствования доходы работников незначительно увеличатся, а вхудшем — поддержание достигнутого уровня эффективности станет обязательным.
Ростобъемов выпуска продукции и (или) неизбежное исчерпание запасов ресурсовотносительно высокого качества рано или поздно вызовут падение отдачи отдополнительных ресурсов, вовлекаемых в производство на действующихпредприятиях. Стремление выполнить и перевыполнить план, который, по неписаному- естественному в условиях принципиальной недостаточности технических имотивационных возможностей сбора в необходимые сроки полной и достовернойинформации — правилу, не может быть меньше уровня выпуска прошлого года, ведет,кроме того, к массовой эксплуатации техники, прежде всего, деликатнойзаграничной, с «закрытыми глазами»: без соблюдения многих требованийтехнологии и учета необходимости профилактического ремонта, т.е. не заглядываяв перспективу. Нарушение оптимального режима загрузки оборудования ведет вбудущем к неполадкам и простоям, т.е. потерям продукции при прежнем уровненеизменных (в краткосрочном периоде) ресурсов.
Увеличениеиздержек на единицу продукции в физическом выражении, отражающееся пристабильных ценах в снижении рентабельности, само по себе не являетсядостаточным основанием для принятия планово-распределительными органами решенияо сокращении темпов роста (объемов) производства на данном предприятии.Функционирование убыточных предприятий в народном хозяйстве — томуподтверждение. Помимо других причин ориентации управленцев различных уровней наколичественный рост (см. об этом в [1]) на нежелание принимать упомянутоерешение оказывает влияние установка высшего руководства, стремящегося, в конкуренциис капиталистическим миром, демонстрировать положительные, как минимум, темпыэкономического роста, и то, что такое сокращение вызовет аргументированныепросьбы предприятий — потребителей данного вида продукции — о снижении ихпланов или напрямую уменьшит рост (объем) производства потребительских благ.
Крометого, ограниченные возможности получения достоверной экономической информации имобилизации внутренних источников повышения эффективности работы предприятийуказанными органами не способствуют росту их готовности «узаконить»падающую эффективность, включив ее в план. Склонность «верха» кпринятию аргументов «низа» об ухудшении объективных условийхозяйствования возрастает лишь тогда, когда невыполнение плана становитсяхроническим и (или) превосходит некий критический уровень, смена нижестоящегоруководства не приводит к значительному улучшению ситуации, возрастаеттекучесть кадров и т.д.
Стремлениепредприятия выполнить план обусловливает при таком положении дел потребность вколичестве ресурсов, большем, чем выделено по плану. Поскольку реальноепредложение таких ресурсов заведомо не превосходит плановой потребности в них,а повышение материальных затрат потребителей ресурсов беспрепятственнофинансируется (имеет место мягкость их бюджетных ограничений, обсуждаемая вупомянутой работе Я.Корнаи), то нехватка ресурсов для выполнения планатрансформируется в их дефицит, обостряющийся с ростом объемов выпускапродукции.
Применение«технических» методов улучшения использования ресурсов и сниженияиздержек — модернизации, реконструкции и технического перевооруженияпредприятий, создания и освоения выпуска новой (в частности, более дешевой)продукции — невозможно без снижения прежнего объема производства (физическогоили в текущих ценах) и поэтому откладывается. В результате здания,оборудование, коммуникации и т.п. на действующих предприятиях стареют иизнашиваются, падает фондоотдача и растут затраты на ремонт, на новых жетиражируются старые технологии. Падает коэффициент выбытия основных фондов иувеличивается доля инвестиций в новое строительство. Растет число предприятий спадающей эффективностью производства, уменьшаются темпы роста общеэкономическихпоказателей, наконец, имеющихся материальных ресурсов становится недостаточнодля поддержания прежних объемов производства. Расходы на финансированиепроизводства увеличиваются быстрее поступлений от хозяйственной деятельности,рост заработной платы опережает расширение производства потребительских благ иуслуг. Параллельно обесценению денег падает трудовая активность, растет числоскрытых конфликтов.
Нехваткавыделенных ресурсов для выполнения производственных планов создает постоянноедавление в сторону роста производства средств производства. Увеличиваютсякапитальные вложения в тяжелую промышленность, относительно меньше инвестицийнаправляется в легкую и пищевую промышленность, откладывается не толькоразвитие, но и возмещение износа фондов производственной — прежде всеготранспорта и энергетики — и социальной — здравоохранения, просвещения,жилищного строительства, коммунального хозяйства и т.п. — инфраструктур,уничтожается природа. Пренебрежение (термин заимствован из работы [2])указанными сферами создает узкие места, сами по себе делающие падениепроизводства в будущем неизбежным.
Снарастанием кризисных тенденций и увеличением числа открытых конфликтов дляпланово-распределительных инстанций повышается значимость расходов напотребительские нужды и модернизацию производственного аппарата иинфраструктурных фондов. Однако в условиях падающей эффективностиперераспределение ресурсов внутри производственной сферы не приведет к ростувыпуска продукции и реконструкция основных производственных инепроизводственных фондов может быть осуществлена только за счетцентрализованного сокращения потребления, т.е. углубления кризиса, илипривлечения внешних ресурсов.
Привлечениевнешних ресурсов — массированный импорт оборудования и закупка лицензий,оплачиваемые за счет кредитов, — лишь откладывает кризис, поскольку отсутствиев плановой экономике стимулов к ответственному расходованию средств гарантируетнеконкурентоспособность ее продукции на внешних рынках и, следовательно,невозможность своевременной уплаты задолженности иностранным кредиторам.Неизбежное резкое сокращение в будущем импорта, в сильную зависимость откоторого постепенно попадает экономика, обрекает ее на серьезные потрясения.Тот же эффект может вызвать резкое падение мировых цен на товары традиционногоэкспорта.
Вконце концов, возможно, тем или иным способом техническая база производствареконструируется. Тем самым создаются предпосылки для экономического роста иповторения описанного процесса развития производственной системы. Достаточноусловно в последнем можно выделить такие стадии — спад, обновление, подъем истарение.
Вфазах старения и спада падает процент выбытия основных фондов, в периодыобновления и подъема он не уменьшается. Конечные результаты хозяйствованиярастут во время подъема и старения и не увеличиваются на этапах спада иобновления.
2. Предпосылки системного конфликта
Нижебудет показано, что специфические особенности планового хозяйстваблагоприятствуют, при прочих равных условиях, перерастанию возникшей в немкритической ситуации в системный конфликт (например, общенациональнуюзабастовку с постепенным переходом от экономических требований к политическим).
Отметимпрежде всего, что необходимыми, но, вообще говоря, не достаточными, условиямиосуществления некоторым субъектам конфликтных действий являются:
1)несоответствие желаемой и реальной действительности;
2)отсутствие легитимных возможностей улучшения своего положения собственнымисилами, не прибегая к конфликту;
3)неспособность, с точки зрения данного субъекта, стороны, которой он предъявляеттребования, создать условия для немедленного или перспективного улучшения ситуациииспользуемыми ею средствами.
Народнохозяйственныйкризис равнозначен тому, что первое из этих условий выполняется длязначительного числа людей. Увеличивается разрыв между ожиданиямиблагосостояния, социальной справедливости и участия в управлении и действительнымположением вещей.
Преждевсего, ухудшаются экономические позиции членов различныхсоциально-профессиональных групп. Такую позицию для каждого человека зададимдвумя векторными компонентами — его уровнем жизни (доходы, потребление платныхи бесплатных благ и услуг, доступ к дефицитным продуктам и т.п.) и отношениемпоследнего к уровню жизни других людей.
Ухудшениев кризисной ситуации второй компоненты экономических позиций — ростдифференциации потребления благ и услуг — необходимое следствие контролируемогои неконтролируемого распределения последних. В порядке контролируемогораспределения обеспечиваются привилегии лиц, занимающих номенклатурные посты, ильготное поступление ресурсов в приоритетные сферы народного хозяйства. Ясно,что сохранение приоритетного снабжения одних при ухудшении материальногоположения других увеличивает разрыв уровней жизни.
Расширениенеконтролируемого распределения связано в условиях кризиса с обострениемдефицита на потребительском рынке и растущим пренебрежением неприоритетныхсфер, прежде всего, откладыванием инвестиций и снижением уровня текущегообеспечения материально-техническими и финансовыми ресурсами социальнойинфраструктуры. Увеличение разницы государственных и свободных рыночных ценобеспечивает рост доходов от спекуляции и компенсирующей экономическойактивности, а также числа соответствующих хозяйственных агентов и масштабов«утечки» ресурсов из официальной экономики. Дуализм правилхозяйствования — легализация определенных видов такой деятельности — такжеспособствует росту дифференциации. В результате распространяется понимание тогофакта, что общество все в большей мере разделяется на два слоя с существенноразличными жизненными шансами, и представители лишь одного из них способнызащитить свой уровень жизни при обострении экономических трудностей.
Развитиекризиса ведет обычно к росту регламентации хозяйственной жизни и, тем самым,негативно воздействует на уровень экономической свободы работников и их участиев принятии управленческих решений.
Второеиз приведенных выше условий конфликта обеспечивается в плановой экономикекрайне низкими возможностями улучшения экономической позиции собственнымупорным трудом и профессиональными достижениями. Производственные задания,ставки заработной платы, слабо зависящие от трудовых усилий, и ценыопределяются государством. Отсутствует действительное представительствоработников в государственных органах, принимающих хозяйственные ихозяйственно-политические решения. Ограничена социальная мобильность — действуеттенденция закрепления, в том числе и наследственного, людей на рабочих местах,требующих высокой квалификации, обеспечивающих власть, доступ к благам ипрестиж. В условиях углубляющегося кризиса мало действенны традиционные способывыражения недовольства — жалобы администрации, профкому и парторганизации,письма в газеты, телевидение и вышестоящие органы, различные формы скрытогоконфликта. Изолированные открытые конфликты дают краткосрочный эффект.Возрастает склонность к предъявлению политическому руководству,концентрирующему в своих руках хозяйственную власть, согласованных требований.
Третьеусловие начинает выполняться тогда, когда люди перестают верить в то, чтопродолжение прежней экономической политики управляющими органами приведет кизменению положения в лучшую сторону. Неверию в эффективность политики центраспособствуют пропаганда ее «успехов», сокрытие реальной информации осоциально-экономических процессах, потеря контроля над хозяйственной ситуацией,о чем свидетельствуют рост цен, незавершенные и неэффективные инвестиционныепроекты, корректировки и невыполнение планов, увеличивающееся число аварий икатастроф на отдельных инфраструктурных объектах. Доверие к центру исчезаетсовсем, если считающиеся необходимыми реформы, прокламируемые или нетофициально, не осуществляются и отсутствуют признаки готовности провести их вжизнь. Ускорить развязку могут централизованное повышение розничных цен,замораживание заработной платы, денежная реформа, увеличение производственныхнорм и т.п. Указанные мероприятия, сами по себе способные вызвать системныйконфликт, обычно лишь приближают его наступление, являясь тем самым поводами, ане самостоятельными причинами такого конфликта.
Изолированныйконфликт может возникнуть и при отсутствии кризиса деятельности даннойпроизводственной системы. Основные непосредственные причины здесь — конфликтныедействия управляющей подсистемы и (или) кризис в одной или несколькихнеконтролируемых последней сферах.
Приведемпримеры причин, входящих в две эти группы.
1.Действия органов управления:
1)снижение сдельных расценок, премий и т.п.;
2)увеличение производственных норм;
3)снижение продолжительности отпусков;
4)введение более тяжелого расписания работы;
5)принудительные сверхурочные в выходные и праздники;
6)использование персонала на работах, которым он не обучался;
7)нарушения техники безопасности, плохие условия труда;
8)незаконные увольнения;
9)задержка оплаты за уже сделанную работу.
2.«Объективные» обстоятельства:
1)перебои в снабжении продуктами питания, водой, теплом;
2)транспортные и жилищные проблемы;
3)ухудшение экологической обстановки.
Вусловиях экономической реформы появляется новая форма возможных конфликтныхдействий управляющих органов — продолжительное сохранение прежних правилхозяйствования для данной производственной единицы.
III. с
Всёлучшее в природе принадлежит всем вместе. Что делать законам там, где царствуютодни деньги?
Петроний(? — 66 г. н.э.)
1.Причины
Какотмечалось выше, в плановой экономике к сокращению производства ведут, рано илипоздно, исчерпание запасов ресурсов относительно высокого качества при крайненизких темпах технического прогресса, нарастающий износ основных фондов(модернизация которых откладывается ради выполнения текущих планов),нетехнологичная эксплуатация оборудования, ослабление стимулов к трудувследствие порождаемого вышесказанным и растущего дефицита потребительских благи услуг, а в поздней фазе — инвестиционный скачок, ведущий лишь к омертвлениюсредств в грандиозном незавершенном строительстве, и денежная«накачка», приводящая к всплеску расточительного бартера.
Абсолютнонеобходимая в начале рыночных преобразований ликвидация вызванного только чтоописанным макроэкономического неравновесия между спросом и предложением(«инфляционного навеса»), осуществляемая посредством либерализациицен при отсутствии у предприятий информации о величине навеса, ведет кперескоку через равновесный уровень цен и краткосрочному сокращениюпроизводства. В этом же направлении действуют исчезновение спроса на ненужную продукцию,устранение нерациональных хозяйственных связей, снижение потребностипотребителей в запасах перестающих быть дефицитными товаров и уменьшениебюджетных расходов (прежде всего, оборонных, централизованных капитальныхвложений и дотаций убыточным предприятиям) в условиях объективной невозможностимгновенного переключения производства на продукцию, пользующуюся спросом.
Параллельнаялиберализация внешней торговли в условиях, когда значительная частьобрабатывающих отраслей промышленности и сельского хозяйства в мировых ценахубыточна в силу неконкурентоспособности технологий, практики и результатовхозяйствования ранее централизованно планируемых (и поэтому не заинтересованныхтогда в эффективности только что перечисленного) предприятий, ведет к резкомудолгосрочному сокращению спроса на их продукцию при ценах, обеспечивающихотечественным производителям минимальную рентабельность, значительному ростудоли импорта в розничном товарообороте, серьезной недогрузке отечественныхпроизводственных мощностей, уменьшению валового внутреннего продукта, реальныхдоходов и уровня занятости, которое не могут остановить такие формы адаптациипредприятий к снижению конечного спроса (и уклонения от налогов), как бартер,неплатежи и иные формы неденежных расчетов.
Падениевыпуска повышает уровень неконкурентоспособности отечественных предприятий,поскольку накладные расходы (на электроэнергию, складирование, транспорт ит.п.), слабо зависящие от объёма производства, приходятся теперь на его меньшуювеличину и тем самым увеличивают себестоимость единицы продукции.
Попыткарешить проблему с помощью денежных вливаний резко усиливает инфляцию,благоприятствует занятиям непроизводительными операциями и не способствуетснижению унаследованного от периода подавленной инфляции бартера и сокращениювызываемых всем этим дополнительных издержек производителей.
Дополнительномуповышению спроса на импортные товары и услуги (и, в условиях вызываемой такимповышением низкой рентабельности инвестиций в отечественное реальноепроизводство, утечке капиталов за границу) способствуют искусственная поддержкацентральным банком завышенного курса отечественной валюты и беспрецедентныйрост доходной и имущественной дифференциации, который, на разных этапах,вызывают:
1)слабо облагаемый экспорт сырья;
2)субсидии импортерам;
3)дотирование банков посредством размещения в них бюджетных средств изаимствований, льготных кредитов народному хозяйству, иррациональной, сэкономической точки зрения, «поддержки курса» слабеющей в условияхвысокой инфляции национальной валюты;
4)фактическая передача незначительному меньшинству населения коррумпированнымруководством большей части приватизируемых производственных активов, ранеепринадлежащих государству — лишний аргумент в пользу запрета перевода в частнуюсобственность и купли-продажи земли (которая, как воздух и вода, должнанаходиться в общем владении жителей страны) и, наоборот, поощрения реальногоосвобождения крестьян от позорной зависимости от директоров сельхозпредприятийи региональных властей и передачи первым (а также и самим директорам ипредставителям власти на селе) земли в пожизненную аренду с правомнаследования;
5)разнообразные налоговые льготы отдельным фирмам и организациям.
Наращиваниегосударственного долга и расходов по его обслуживанию через внутренние ивнешние займы, уменьшение налогооблагаемой базы благодаря сокращениюпроизводства, отсутствие адекватного налогообложения экспортно-импортныхопераций, падение экспортных цен на товары, отчисления от продажи которых взначительной мере формируют доходную часть государственного бюджета,целенаправленная массовая продажа обязательств резидентов иностранными«инвесторами» (с последующей конвертацией выручки в иностраннуювалюту для её перевода за границу) ведут в определенный момент к юридическомубанкротству государства (ранее — фактическому: хроническим невыплатам пенсий,пособий, зарплаты, периодически вызывающим критические ситуации), существеннымсокращению предложения и росту спроса на иностранную валюту и, следовательно,неизбежным сильной девальвации отечественных денег, удорожанию импорта иснижению производства в отраслях, потребляющих импортируемые ресурсы,ревальвации долгов, номинированных в иностранной валюте.
Дефолтпо обязательствам государства перед банками, составляющим существенную долюактивов последних, и значительные долги самих банков иностранным кредиторам вэтих условиях дают основание банкам приостанавливать расчеты междупредприятиями и выдачу средств с депозитов частным лицам, что такжеограничительно влияет на уровень внутреннего производства.
Следующимэтапом, после роста производства в ориентированных на экспорт и иных отраслях иувеличения кредитования реального сектора, будет рецессия, вызванная, кромепрочего, стандартным изъятием банкирами денег из обращения путем требованиявозврата долгов, ограничения кредитования, сговора и подкупа (о таких,подтверждаемых документально, действиях банкиров см. [3], [4], аналогичноесообщение содержится в [5]).
2. Что делать?
Предотвратитьэтот и последующие «циклические» спады производства и дефолты моглибы:
1)невозможный в существующих политических и идеологических условиях (лучшесказать, в ситуации господства неадекватных представлений об Истине, Добре иКрасоте) запрет на взимание процентов по ссудам, эмиссию новых правительственных,включая сюда и денежные власти, (расходы государства должны финансироватьсятолько за счет налогов, а не отвлечения средств от их более эффективногоиспользования в частном секторе — прежде всего, на, в подавляющем большинствеслучаев нерациональные, государственные инвестиции — путем займов, которыевместе с аналогичными внешними процентными — вместо текущих беспроцентныхналогов — обязательствами лишь резко увеличивают будущее налоговое бремя), таквот, запрет на эмиссию правительственных и корпоративных ценных бумаг(подготовленный обвал фондового рынка, не имеющего серьезного рационального — врамках макроэкономической логики — обоснования своего существования, являетсяобычным сигналом к началу депрессии и дополнительным средством сниженияпотребительского и инвестиционного спроса через стандартный «эффектбогатства» — в данном случае, влияние резкого уменьшения рыночнойстоимости находящихся в собственности населения акций и облигаций),
2)освобождение от налогообложения производственных инвестиций, в том числе и изличных доходов работников (отметим здесь, что в развитой экономике большую долюинвестиций фирмы финансируют за счет своих собственных, а не заемных илипривлеченных средств; известно также, что в условиях весьма низких процентныхставок потребители, вместо того чтобы нести деньги в банк, вкладывают их впокупки, соответственно растут объёмы розничной торговли, продаж фирм, ихприбыли и, следовательно, стимулы компаний к инвестированию в производственныеактивы). Последнее обстоятельство будет стимулировать работников к вложениямотвлекаемых от текущего потребления средств прежде всего в свои предприятия,минуя непроизводительных, по сути, финансовых посредников, и к мотивированнымусилиям по рационализации деятельности фирм, в прибылях которых они, принесясюда свои сбережения, будут, естественно, участвовать,
3)поощрение взимания платы за хранение и перевод средств граждан и предприятий,анализ инвестиционных проектов и т.п. бывшими банками (и вновь формирующимисячастными расчетно-кассовыми центрами; здесь необходимо сказать, что и присуществовании банков доступ к их кредитам очень затруднён именно для начинающихбизнесменов [6], а, с другой стороны, известно, что процентные ставки покредитам для реального сектора выше, чем по ссудам на проведение финансовыхспекуляций [7]) и
4)требование стопроцентного резервирования депонированных в расчётно-кассовыхцентрах средств (последнее, помимо резкого ограничения возможностей для изъятияденег из обращения и потерь средств вкладчиками, заблокирует — представляющийсобой фактически гигантскую аферу — механизм инфляционного расширения денежноймассы банками, некритически описанный под названием денежного мультипликатора встандартных учебниках по экономикс).
Отмечуздесь, что с начала в 1950-1960-е гг. перехода от индустриального этапаэкономического развития (открытого промышленной революцией первой половины XIXв.) к информационному «доля акционерного капитала в активах компанийначинает снижаться, а на смену крупным корпорациям приходят различного роданебольшие и средние предприятия, основанные на деловом партнерстве,кооперативной форме собственности, где каждый работник не только становитсясовладельцем (причем чаще всего в равных долях с другими работниками) средствпроизводства предприятия, но и реально участвует в процессе принятияуправленческих решений» [8, с. 4]. Кроме того, в [9, с. 5] утверждается:«Обычный рядовой акционер редко стремится стать настоящим собственникомили предпринимателем».
Дополнительныминструментом трансформации сбережений населения в производственные инвестиции(и оценки привлекательности результатов последних для потенциальныхпотребителей) могли бы стать инвестиционные лотереи, в том числе с полным иличастичным погашением стоимости лотерейных билетов их покупателю за счётадекватных скидок к цене товаров или услуг, выпуск которых должен начатьсявследствие реализации соответствующих инвестиционных проектов.
Естественной,при очевидной и надоевшей уже связи между ростом денежной массы и инфляцией,является необходимость законодательного ограничения максимального увеличенияденежной эмиссии достигнутым темпом роста реального ВВП и сурового запретаснижать уровень денежной базы эмиссионным центром страны. Денационализацияденег не решит проблему обеспечения денежной стабильности, т.к. разрешениечастной эмиссии неизбежно приведет, о чем свидетельствует исторический опыт, кмассовым фальсификациям. Вот две цитаты по этому поводу (заслуживает упоминанияи российский опыт построения финансовых «пирамид»): «ПриКромвеле в эпоху „протектората“ [середина XVII века — К.Ч.] вИрландии широко практиковалась чеканка монет частными лицами, что приводило кпостоянным злоупотреблениям. Так, незадолго до прибытия Петти в Ирландию, тамбыли казнены несколько лондонцев за ввоз фальшивой и обрезанной монеты изАнглии и стертой — из Перу» [10, с.8], «Какие только монеты не ходилидо этого [объединения Бисмарком в XIX в. разрозненных немецких княжеств вединый рейх с централизованными деньгами — К.Ч.] в Германии!… 59 разных банковвыпускали разные банкноты. Некоторые рейнские города собирали арендную плату в16 валютах, включая пистоли, дукаты, соверены и русские империалы.Неудивительно, что подделка их стала излюбленным занятием населения… Огромнойпопулярностью пользовался журнал, дававший советы, как печатать фальшивыекупюры» [11].
Серьезнымбременем для экономики и питательной почвой коррупции являетсязарегулированность большинства ее (экономики) сфер. Единственное разумноеобоснование такого регулирования вне вопросов, касающихся цен естественныхмонополий, экологических проблем и контроля качества продуктов питания илекарств, — высокий вероятный уровень внешних издержек в случае максимальнополной либерализации — наблюдается в трех секторах: здравоохранении (здесь такиеиздержки — потеря здоровья или даже смерть), образовании (потеря времени ивесьма крупных средств в случае получения некачественного образования) исвязанном с угрозой для жизни пассажиров транспорте. Здесь и только здесьдопустимо требовать от выходящих на рынок агентов получения лицензий исертификатов.
Уменьшитьобъективные возможности для коррупции в этой сфере и бюрократического рэкетавообще могли бы:
1)сужение круга принимаемых чиновниками относительно бизнеса персонализированныхразрешительных решений (т.е. действий, оставленных на их личное усмотрение) засчёт перехода к автоматической выдаче лицензий лицам и организациям,удовлетворяющим чётко сформулированным объективным критериям (отсутствиевредных эффектов и веществ в выпускаемой или намечаемой к выпуску продукции,образовательный и квалификационный ценз персонала, адекватные личные данныеруководства и т.п.) и сдавшим периодически меняющиеся экзаменационные тесты,правильность ответов на которые проверяет компьютер;
2)ограничение числа чиновников, санкционированно знакомых с утверждённымиправильными ответами на указанные стандартные тесты, и увольнение, как минимум,за их раскрытие посторонним, т.е. всем другим, лицам; разграничение междуразными людьми (службами) функций выработки критериев и тестов и оперативнойвыдачи лицензий;
3)ограничение максимального числа допустимых проверок деятельности фирмадминистративными службами (налоговая, пожарная охрана, санэпидемнадзор и т.д.)в год, осуществление этих проверок только согласно документированным основаниями письменному распоряжению начальника соответствующей местной службы;
4)увольнение последнего в случае проведения в течение года трёх (3) такихпроверок, не выявивших никаких нарушений, там, где требования охраныбезопасности и здоровья населения не требуют категорически более или менеепостоянного мониторинга;
5)автоматическое продление действия лицензии при отсутствии установленныхзаконным образом нарушений; указание законодателем однозначных санкций и суммштрафов с нарушителей, а не их вилок.
Отметимздесь, что поклонники государства как, якобы, эффективного экономическогорегулировщика неявно исходят из посылки, что живущие на фиксированное жалованьеи не отвечающие своим материальным положением за эффективность (или неэффективность)распределения отнимаемых ими у частного сектора ресурсов государственныечиновники, в условиях общедоступности экономической статистики, библиотек иширокой доступности Интернета, отсутствия технологического превосходства иконцентрации в госсекторе сверхгениальных личностей, смогут с меньшимииздержками собрать, обработать и переработать информацию в более эффективные илегко реализуемые решения, чем это делают частные предприниматели, к тому женередко являющиеся и узкотехническими специалистами.
Оневерности указанной посылки свидетельствуют провалы политики государственныхинвестиций и стимулирования экономического роста в Японии, Франции и восточныхземлях Германии [12, 13] и статистические данные об обратной связи ролигосударства в экономике с темпами экономического роста [14]. Сотрудничествоюжнокорейского государства с местными финансово-промышленными группами(«крупными корпоративными структурами») — «чеболями»-привело лишь к широким коррупционным связям, невозвратным долгам и неработающимпроектам [15].
Учитываявсё вышесказанное (и принципиальную рискованность любых инвестиций) опасными иошибочными являются попытки увязать начисление пенсий с какими бы то ни былоинвестиционными (накопительными) схемами, гарантировать коммерческий успех которыхникто (тем более государственные чиновники) не в состоянии. В основудифференциации размера пенсий (при данных ресурсах государственного бюджета и сучётом очевидной необходимости обеспечить всем пенсионерам минимальныйнеобходимый уровень жизни) должен быть положен также очевидный, в условияхсвязи налогов с личными доходами, принцип — соответствие различиям в суммевыплаченных за всю трудовую жизнь налогов, что будет снижать ипривлекательность уклонения от уплаты последних. Однако, в любом случае, недопустимотребовать с (часто больных и немощных) пенсионеров поиска справок от часто ужеи не существующих организаций, в которых они когда-то работали. Законодательдолжен потребовать, чтобы все справки такого рода выдавались при увольнении, исамо государство вело соответствующую работу по накоплению необходимойинформации.
Вусловиях значительной вероятности инфляции, неустойчивости цен на такиеинструменты накопления, как золото и иностранная валюта, относительной редкости(в долгосрочном плане) государственных дефолтов по сравнению с кризиснымиявлениями в частном секторе наименее рискованным и наиболее социальнобезопасным средством финансирования пенсий являются даже не частные сбережения,а покрываемые за счёт налогов расходы государственного бюджета.
Значительныйрост мировых цен на экспортируемые, прежде всего, являющиеся общенациональнымдостоянием природные, ресурсы, сокращает их предложение внутри страны, повышаетвнутренние цены и ставит под угрозу поставки необходимой отечественнымпотребителям продукции в прежнем объеме.
Всвязи с вышеизложенным для расчета целесообразных налогов на экспорт и импортпредлагаю действующий в качестве автоматического стабилизатора следующий подходк обложению внешнеторговых операций в целях защиты внутреннего рынка отнеблагоприятных внешних условий (при этом я понимаю, что либерализация внешнейторговли: 1) приносит (и это можно показать даже с помощью элементарных кривыхспроса и предложения — см. [16]) чистый выигрыш обществу, если выгодупотребителей и отечественных поставщиков импортных товаров оценивать одинаковос потерями национальных производителей, бюджета и бюджетников; 2) способствуетповышению темпов экономического роста в торгующих друг с другом странахпримерно одинакового уровня развития):
Экспортнаяпошлина = экспортная цена — максимальная рентабельность в реальном секторе •max {темп роста цен производителей (индекс-дефлятор), индекс потребительскихцен} • внутренние издержки на производство и доставку единицы экспортируемойпродукции в базовом периоде (неизменном для всего времени расчетов — для, содной стороны, дестимулирования завышения издержек и, с другой, адекватногопоощрения усилий по рационализации производства; в ценах предыдущего года) /курс инвалюты;
Импортнаяпошлина (максимальная — через несколько лет адаптационного периода) = импортнаяцена • [(отечественные, в пересчете на инвалюту, издержки на сравнимуюпродукцию / минимальные зарубежные издержки) — 1+ R / 100], R = например, 5 или10. Из величины зарубежных издержек следует вычитать экспортные субсидиизаграничным производителям (поставщикам), выплачиваемые их правительствами.Нетрудно видеть, что с ростом курса отечественной валюты (и, соответственно,конкурентоспособности импорта) растёт и величина импортной пошлины.
Крометого, необходимы:
1.Законодательный запрет национализации и коллективизации любогонегосударственного имущества, приватизации и купли-продажи земли и прочихприродных ресурсов.
2.Законодательный запрет приватизации государственного имущества за исключениемпередачи последнего в аренду (с последующим выкупом) трудовым коллективамсоответствующих предприятий, занятых на них на момент опубликования данноготекста.
3.Запрет на продажу активов государства нерезидентам.
4.Поэтапные (не менее чем за 3 года) отказ от налогов на фонд оплаты труда, какзавышающих стоимость рабочей силы для предпринимателей и стимулирующихбезработицу, и переход к налоговой системе, состоящей, помимо экспортных иимпортных пошлин, из двух и только двух внутренних налогов — налога на добавленнуюстоимость (в конечном счёте — налога с продаж, т.е. с выручки от проданныхтоваров и услуг, если таковым уже не является фактически НДС, — когдасущественно снизятся различия в рентабельности предприятий разных отраслей,вызванные внешними причинами) и подоходного.
Этопозволит, при сохранении необходимой устойчивости фискальной системы (посколькупо-прежнему облагаются доходы как предприятий, так и физических лиц), резкоупростить и удешевить налоговые процедуры, отказаться от централизованных нормированиякаких-бы то ни было расходов фирм и установления государством не могущих бытьдостаточно обоснованными агрегированных правил и ставок амортизационныхотчислений и неизбежно произвольной априорной (рассчитываемой до решения,принятого рынком) оценки стоимости облагаемого ранее имущества, cнизитьдестимулирующее влияние фиска на инвестиции за счёт отказа от налога на прибыльс его неизбежным нормированием амортизационных отчислений, снять законноевозмущение налогоплательщиков (очень часто просто бедных людей) двойнымналогообложением их доходов — сначала заработанных, а потом затраченных наприобретение имущества (владеемого, наследуемого и/или даримого).
Крометого, налог на имущество увеличивает издержки инвестирования и особенно«наказывает» тех инвесторов, которые хотели бы вкладывать средства вдорогостоящие проекты, обеспечивающие предложение большого количества рабочихмест и связанные с сооружением материальных объектов высокой стоимости.
Следуетподчеркнуть, что одновременное существование налога на прибыль и НДС ведёт кдвойному налогообложению расходов на инвестиции из прибыли и тем самымотрицательно влияет на величину инвестиций. Естественно, ставки НДС (налога спродаж) должны быть в необходимых случаях дифференцированы. Например, экологическиесоображения и необходимость покрытия расходов на содержание имеющихся истроительство новых автомобильных дорог требуют повышенного обложения продажбензина. Недопустимо (провоцирующее массовые злоупотребления и потери бюджета)предоставление возможности возмещения уже выплаченных налогов в случае наличияспецифического канала сбыта обложенной налогом продукции (например, экспорта).
Здесьнеобходимо отметить, что снижению уровня безработицы также препятствуютотсутствие запрета на сверхурочные работы и наличие на рынке трудамонополистических объединений продавцов — профсоюзов, завышающих уровеньзарплаты своих участников — работников данного предприятия (отрасли) — ипрепятствующих приёму на работу нечленов профсоюза. Наряду с этим спрос на трудсокращают — вызванные недостаточной либерализованностью трудовых контрактов — сложности и затраты предпринимателя, связанные с увольнением работника иувеличивающие учитываемые при принятии решения о приёме на работу связанные сним издержки и риск.
Решениепроблемы высокой безработицы состоит не в том, чтобы в максимальной степенизаблокировать возможности увольнения, т.е. не в лечении симптомов болезни, а всоздании условий для устойчивого и максимального возможного роста спроса натруд.
5.Отказ от налогообложения безработных и иных лиц с наиболее низкими доходами ивозврат к прогрессивному обложению высоких доходов, абсолютно необходимому вусловиях чрезвычайно низкого среднего уровня жизни.
6.Отказ от финансирования государственных расходов путём выпуска процентныхдолговых обязательств государственными организациями и выдачи поощряющих, какпоказывает опыт, неэффективное использование ресурсов госгарантий по внешним ивнутренним займам фирм.
7.Постепенное прекращение имеющих место и запрет на новые дотирование,субсидирование и кредитование государственными организациями (включаяэмиссионный орган) деловых операций субъектов любой формы собственности.
8.Запрещение создания государством предприятий и организаций для веденияпроизводственной, торговой и иной коммерческо-хозяйственной деятельности.
9.Ограничение темпа увеличения количества наличных денег в обращении среднимуровнем темпа прироста ВВП за предшествующие 4 года (для расчёта последнегодостаточно дважды использовать операцию извлечения квадратного корня — функцию,имеющуюся на любом калькуляторе) и недопущение мероприятий, направленных науменьшение в стране денежной массы.
Увеличениезакупок — в условиях роста мировых цен на экспортируемые товары — иностраннойвалюты в обмен на расширение эмиссии отечественных денег, не обеспеченныхреальным приростом производства товаров и услуг для внутреннего потребления,ведёт к ускорению инфляции и является ничем не обоснованным дополнительнымсубсидированием с помощью искусственного поддерживания валютного курсаодновременно, как это ни парадоксально, и экспортёров, и импортёров.Проигрывают отечественные производители, так как из-за стабильности курсаиностранной валюты их продукция дорожает быстрее импортной.
Поэтомуне должны допускаться подобные и любые иные денежные (в отечественной илииностранной валюте) интервенции, лишь откладывающие восстановление, часто затемпроисходящее в форме острого кризиса, реальных рыночных пропорций, на которые(а не на провоцирующее, вопреки прокламируемым целям, нестабильностьоформленное в виде политики денежных властей правительственное вмешательство) идолжны ориентироваться экономические агенты, планируя в том числе — как это ипроисходит на практике — возможность реализации наиболее пессимистического изреалистичных сценариев и заранее осуществляя необходимые стабилизирующиемероприятия.
10.Запрещение пропаганды (а также хранения и распространения соответствующейлитературы) марксистско-ленинской и иных форм коммунистической идеологии,призывающей к социальной, политической, классовой и религиозной вражде ипредлагающей целый комплекс мер экспроприации имущества граждан,насильственного изменения государственного строя без малейших разумныхоснований и массового уничтожения инакомыслящих после прихода коммунистов к власти.
Политическоеже решение о внешнеторговой либерализации посткоммунистической экономики неприводит к Парето-оптимальному исходу, т.к. предоставляет потребительскиевыгоды одним гражданам за счёт ухудшения материального положения других. Вусловиях вызываемого ею резкого падения уровня жизни большинства населениянеадекватным является обоснование необходимости либерализации внешней торговлитем, что она, якобы, улучшает положение (в смысле получаемой от потребленияпользы) потребителей и расширяет свободу их выбора. Производители — тоже люди,которых нельзя приносить в жертву ради роста степени удовлетворения чьих-либоматериальных потребностей. Кроме того, дополнительная ежемесячная выгода в,скажем, 150 долларов для зарабатывающих 1000 долларов и выше в месяцпотребителей более качественных, но часто и более дорогих, импортных товаровсовсем не равноценна потере тех же 150 долларов потребителями (отечественнымипроизводителями, пенсионерами), зарабатывавшими (получавшими) до этой потериоколо 200 долларов в месяц.
Здесь,действительно, имеет место также и провал координации (coordination failure) — но в сфере потребления, а не производства. Поставщики (производители) ипотребители всех видов продукции знали друг друга десятилетиями и не нуждалисьв дополнительных усилиях по координации своих действий для продолжения поставокпроизводимой продукции. Однако, после открытия внутреннего рынка дляиностранных конкурентов, не осведомлённые о последствиях проводимойгосударством экономической политики потребители, стремясь повысить свойжизненный уровень, принимают изолированные решения, этот уровень в дальнейшемпонижающие. Производители холодильников начинают покупать вместо отечественныхимпортные продукты питания и автомобили, производители отечественных автомобилейи продовольствия покупают импортные холодильники. В результате, из-за взаимногосокращения спроса на выпускаемые товары, у них у всех падают объёмыпроизводства, доходы и выплачиваемые государству (и бюджетникам) налоги.
IV. Модель расчёта оптимальных величин пенсий
Кродителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относилиськ тебе
Исократ(436-338 гг. до н.э.)
Детидолжны помогать родителям
Конфуций(VI в. до н.э.)/>
Вернёмсяк проблеме расчёта пенсий, оптимальных в смысле минимального отклоненияразличий между ними от их «идеальной» дифференциации, соответствующейразнице в суммах выплаченных за время работы налогов выходящими и уже вышедшимина пенсию людьми.
Пустьti — сумма налогов, выплаченных за трудовую жизнь пенсионером группы i (вгруппу включаются пенсионеры с одинаковой такой суммой), и
t1
аpi- желательная величина пенсии пенсионера группы i, i =1, …, N.
Предполагается,что при расчётах ti сделана поправка на инфляцию, имевшую место всоответствующие годы, и все данные, таким образом, выражены в денежных единицахпокупательной способности какого-то одного года. Работникам бюджетных отраслейи иным лицам, не платившим налоги в соответствии с действовавшимзаконодательством, должно быть присвоено такое значение ti, котороесоответствует получавшейся ими заработной плате и установленным в то времяналоговым ставкам. В идеале для всех i
pi/ pi-1 = ti / ti-1. (1)
Пустьтакже sm — прожиточный минимум, p0i — ранее начисленная (получаемая)максимальная пенсия в группе i. Так как сокращение уже начисленных пенсийнедопустимо (на формальном языке, искомое решение должно бытьПарето-оптимальным), то для всех i должно выполняться
pi mi max {sm, p0i}, (2)
тоесть размер пенсии должен быть больше или равен максимуму из двух величин — прожиточного минимума и ранее начисленной пенсии ( — знактождественного равенства).
Cледуетотметить недопустимость такой, встречающейся на практике, ситуации, когда, покрайней мере, для части работавших всю жизнь пенсионеров группы i имеет местоti > ti-1 и одновременно p0i
Необходимоучесть также ограничение на величину возможных расходов B госбюджета на выплатупенсий в данном году (их может не хватить на одновременное выполнение условий(1) и (2)):
p1 • L1 + p2 • L2+… + pN • LN = piLi= B, (3)
гдеLi — число пенсионеров (фактическое плюс прогнозный прирост) группы i. Длясоздания запаса прочности можно считать, что все пенсионеры данного года будутполучать пенсию весь год.
Разность(pi-1 • ti / ti-1) — pi показывает (см. (1) ) отклонение начисленной пенсии отеё размера, который она должна была бы иметь при «идеальной»дифференциации. Поэтому проблему вычисления оптимальных (в смысле минимумасуммарной для всех пенсионных групп величины указанного только что отклонения)размеров пенсий можно представить в виде следующей задачи линейногопрограммирования, для решения которой, как хорошо известно, имеются реализуемыена компьютере стандартные вычислительные алгоритмы:
min [ (pi-1 • ti / ti-1) — pi ] (4)
приограничениях (2), (3) и условиях на максимальное возможное различие пенсий всоседних группах
pi pi-1 • ti / ti-1, i =1, …, N.(5)
Всилу наличия большого количества нулей в матрице задачи (4), (2), (3), (5)высока вероятность того, что обычный симплексный метод её решения не будетработать идеальным образом. Поэтому можно использовать, например,модифицированный симплекс-метод [17, с. 95-96].
Еслиже предположить (маловероятную в условиях бюджетного кризиса, т.е.недостаточности налоговых поступлений для покрытия очевидно необходимыхрасходов) одновременную осуществимость условий (1), (2) и (3), то им, как легкопроверить, удовлетворяют — очевидно, оптимальные в указанном выше смысле — величины pi = B • ti / tiLi i. Совместность названныхусловий легко проверить с помощью попарного сравнения i и mi.
Список литературы
1.Я. Корнаи. Дефицит. М.: Наука, 1990.
2. J. Kornai. Rush versus Harmonic Growth. Amsterdam: North-Holland,1972.
3. Р. Эпперсон. Невидимаярука. Спб.: Образование-Культура, 1996.
4.Н. Боголюбов. Тайные общества XX века. Спб.: Вера, 1997.
5. Common Sense, April 1969, № 536.
6.Немецкий для деловых людей, урок 9: «Финансирование предприятия» //Радиостанция «Немецкая Волна», 22 декабря 2001 г.
7.Академик И.Р. Шафаревич, выступление на Радио «Радонеж», 11 декабря2001 г.
8.Современный маркетинг / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева, Е.Э. Автухова. Под ред.В.Е. Хруцкого. М.: Финансы и статистика, 1991.
9.Инвестиционная политика России: состояние, зарубежный опыт, перспективы. М.:ИМЭМО РАН, 1997.
10.Антология экономической классики, т. 1, М.: Эконов- Ключ, 1993.
11.«ПМ» (Германия), цит. по: «Известия», 24 июля 1998 г.
12.П. Кругман, М. Обстфельд. Международная экономика: теория и политика. М.: Экон.ф-т МГУ, ЮНИТИ, 1997.
13.Интерфакс-АиФ, № 33-34, 1-7 сентября 1997 г.
14.А. Илларионов. Модели экономического развития и Россия // ЭКО, 1996, № 10, с.91-106.
15.Известия, 21 мая 1998 г..
16.Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. Микроэкономика. М.: Дело, 1992.
17.В.Г. Карманов. Математическое программирование. 3-е изд., перераб. и доп. М.:Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.sciteclibrary.ru/