Психология массовой коммуникации

Лекция №1 (5 сентября 2007г
Понятиекоммуникации. Психологические особенности коммуникации.
Лекция №1 (5 сентября 2007г.)
1.     Местопсихологии коммуникации в рамках психологических наук.
2.     Понятиеи основные подходы к операционализации (объяснению, определению) понятиякоммуникация.
3.     Формыкоммуникативного действия (общения).
4.     Психологическиеособенности коммуникации.
1.  Местопсихологии коммуникации в рамках психологических наук.
6 век до н.э. Гераклит: люди делятся на 2 группы. 1ая – люди,чье поведение и деятельность подчинены разуму (рациональные); 2ая – люди, чьеповедение и деятельность подчинены желаниям (нерациональные, эмоциональные,иррациональные).
5 век до н.э. Платон: социально-этническия классификация.Основа классификации – место расположения души.
По социальному статусу:
1.     
2.     
3.     
По этническому признаку:
1.     
2.     
3.     
4 век до н.э. Аристотель: «отец психологии», т.к. он первыйнаписал научный трактат «О душе». Душа – движущее начало. Выделяет несколькоуровней развития души:
1)растительная душа – основная характеристика – ощущения;
2) животнаядуша – основные характеристики – память, восприятие, моторная деятельность;
3)человеческая душа – основные характеристики – мышление и стремление к развитию.
Середина 18века Христиан Вольф: подготовил курс,который освещал основные закономерности деятельности человека. Этот курссуществовал в рамках философии и получил название «психология».
1979 год –психология выделяется из философии и становится самостоятельной наукой. Вильгельм Вунд в Лейпциге открывает первуюэкспериментальную лабораторию по изучению сознания. Основным научным методомбыл метод интроспекции (самонаблюдения).
Конец 19 –начало 20 века – из психологии выделяются самостоятельные психологическиеотрасли:
1.     
2.      –изучает изменения психики в различных периодах;
3.     
4.     
5.     
6.     
и т.д., в целом более 20отраслей.
Психология коммуникаций –прикладная отрасль социальной психологии.
Методологияделится на три общепринятых методологии:
1)     
2)     
3)     
Методологиясостоит из двух методологических аппаратов: концептуальногоаппарата (совокупность законов, принципов, категорий, рабочих понятий) и инструментальный аппарат (совокупностьметодов, методик и процедур исследования). Прикладная отрасль не имеет своейметодологии и использует частную методологию отрасли знания.
Психика – это системное свойство высокоорганизованнойматерии, которое заключается в:
1)     активном отражениисубъектом объективной действительности;
2)     построении субъектомнеотчужденной от него картины отраженной действительности;
3)     формировании на этойоснове своего поведения и своей деятельности.
2. Понятие и основные подходы коперационализации (объяснению, определению) понятия коммуникация.
Коммуникация –это процесс взаимодействия людей, в основе которого происходит обменинформацией, взаимное восприятие и понимание друг друга, формированиеотношений, совместная деятельность.
3. Формы коммуникативного действия(общения).
(по А.А.Бадлееву)
Л – личность
Лс – личностьс официальным статусом
2 видастатуса:
1.социальныйстатус – обозначает принадлежность человека к социальной группе
2.официальныйстатус – действует только при выполнении человеком своей профессиональнойдеятельности
Три формыкоммуникативного действия:
1. межличностное (интимное) взаимодействие– форма взаимодействия между партнерами, не обладающими официальными статусами.Действует в трех системах отношений: в системах супружеских,родительско-детских и дружеско-приятельских отношений. [Л         Л]
Главнаяпсихологическая характеристика – избирательность, которая подразумевает свободувыбора партнера по взаимодействию, места, времени, продолжительности и темывзаимодействия, поведения в процессе взаимодействия.
2. профессиональное взаимодействие –взаимодействие между партнерами, один из которых обладает официальным статусом.Эта форма действует на институционально-личном уровне, который предполагает,что с одной стороны в процессе участвует партнер, выполняющий обязанности, а сдругой стороны личность без официального статуса. [Л       Лс]
3. деловое взаимодействие –взаимодействие между партнерами, обладающими официальными статусами. Действуетна официально-формализованном уровне, который предполагает, что с одной сторонывзаимодействие происходит между официальными партнерами, а с другой сторонысистема их отношений формализована. Действует в системе производственныхотношений, системе педагогического взаимодействия (как по вертикали, так и погоризонтали)  [Лс       Лс]
4. Психологические особенностикоммуникации.
1) Формирование социальных установок углавного субъекта взаимодействия. Дмитрий Узнадзе: установка – этоготовность действовать определенным образом. Чтобы коммуникация былаэффективной, надо чтобы таких установок было три. Первая – направленность на партнера – предполагает полноевключение в процесс взаимодействия при одновременном отвлечении от личныхчувств, мыслей, переживаний. Вторая – принятиепартнера как личности – предполагает безусловное и безоценочноевосприятие партнера, а также уважительное отношение к его взглядам, позициям,точкам зрения, интересам и т.д. Третья – направленностьна сотрудничество – предполагает организацию совместной деятельностипо решению конкретного вопроса.
2) Создание благоприятного психологическогоклимата. Для этого необходимо учитывать актуальные потребности партнера:
1. Потребность в самовыражении и достижении понимания(виды активного слушания: нерефлексивное– активное молчание с использованием невербальных средств коммуникации и рефлексивное – активная речеваядеятельность с использованием вопросов и т.д.)
2. Потребность вэмоциональном понимании (для удовлетворенияэтой потребности используется механизм эмпатии. Эмпатия – это способность иумения сочувствовать и сопереживать другому, а также способность пониматьчувства другого)
3. Потребность в признании личности    
3) В основе коммуникации находится субъект-субъектнаясистема взаимодействия, которая предполагает активность партнеров, взаимноевлияние и воздействие друг на друга, а также совместную деятельность в процессекоммуникации.   S-S’   (S – ведущий, главный субъекткоммуникации, S’ –ведомый субъект коммуникации)
Феноменологическиехарактеристики коммуникации
Лекция №2 (19 сентября 2007г.)
1.Виды
1.     
·        
·        
2.     
·        
·        
·        
·        

структура
непосредственная коммуникация
перцепция
интеракция 2. Структура
Непосредственнаякоммуникация – информационный аспект коммуникации – процесс передачи и приемаинформации
Перцепция –процесс восприятия и формирования отношений между субъектами
Интеракция –взаимодействие в процессе коммуникации
3. Компоненты
1.     
2.     
3.     
Все компонентытесно взаимосвязаны.
4. Функции
1.информационно-коммуникативная – обеспечение процесса прохождения и приемаинформации
2.аффектино-коммуникативная – воздействие на эмоциональную сферу личности
3.регулятивно-коммуникативная – воздействие и управление поведением идеятельностью людей
Все функциивзаимосвязаны между собой
5. Типы
1. императивная коммуникация   [S => O]
Предполагаетодностороннее воздействие на объект с целью формирования у партнера (у этогообъекта) определенных состояний, мнений, позиций, интересов, убеждений,поведения. Партнер при этом знает, что на него направлено воздействие и знает оцели этого воздействия, т.е. это открытая коммуникация.
2. манипулятивная коммуникация [S=> O]
Одностороннеевоздействие на объект с целью достижения субъектом собственных интересов засчет взаимодействия с объектом. Объект при этом не знает о цели данноговоздействия.
Эверет Шостромразработал типологию манипуляторов (работа называется «Человек-Манипулятор илиАнтиКарнеги»). Б.Ю. Шапиро сформировал «портреты» каждого из 8 типов.
а) «диктатор».Основная техника – приказы, играет роль «маленького бога», от которого зависитвсе
б) «тряпка». Основная техника – инвалидизация себя
в) «калькулятор». Основнаятехника – контроль и перепроверка всех и вся
г) «прилипала».Основная техника – преувеличенная своя зависимость от других людей. Он жертвавсего
д) «хулиган».Основная техника – угрозы, преувеличенная небрежность, агрессивность, жестокость
е) «славный парень».Основная техника – преувеличенная забота внимательность, любовь
ж) «судья».Основная техника – высказывание оценочных суждений, повышенная критичность.Результатом его деятельности оказывается формирование чувства вины у другого.
з) «защитник».Основная техника – инвалидизация других, снисходительное отношение к другим.
Основной приемработы с манипулятором один: дать понять что манипуляция видна и она несработает.
3. диалогическая коммуникация [S S]
Субъект-субъектнаясистема взаимодействия. Это наиболее эффективный тип коммуникации.
Средства коммуникации
1. Вербальные средства коммуникации
Речь– это психологический процесс общения людей с помощью языка. Язык – знаковаясистема, позволяющая формулировать мысли и передавать их с помощьюартикулярного аппарата. В коре головного мозга существует несколько основныхцентров речи, все они находятся в левом полушарии.
± ¿– в средней лобной извилине левого полушария. Этот центр отвечает за процесспроизношения речи, за громкость, четкость, правильность речи.
± Áрнике– в височной доле левого полушария. Отвечает за смысл (понимание) речи.
± 
± 
Виды речи

речь
внешняя речь
устная речь
внутренняя речь
аффективная речь
письменная речь
монолог
диалог
полилог

Внутренняяречь – речь, направленная на себя. Основные характеристики:беззвучность, односложность, краткость.
Внешняя речь– речь, направленная на других.
Устная речь – основные характеристики: несложнаяграмматическая конструкция, опирается на невербальные средства, имеет своивнутренние разновидности (по количеству коммуникаторов):
Монолог – речь одного субъекта,монолог требует плана, замысла и подготовки.
Диалог – речь двух субъектов.Возникает как ответ на вопрос, мнение, суждение. Представляет собой свернутуюсовокупность монологов.
Полилог – три субъекта и более.Представляет собой свернутую совокупность диалогов (они уменьшены во времени ив объеме).
Письменная речь – основные характеристики:сложная грамматическая конструкция, речь опирается только на логику языка,предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности человека.
Аффективная речь – это односложный иограниченный вид речи. Основывается на отдельных словах, очень редко – фразах.Такая речь эмоционально насыщена и интонирована (напр., Эллочка-Людоедка). Нетникакой грамматической конструкции.
2. Невербальные средства коммуникации
Существует 7основных знаковых систем.
1.Оптико-кинетическая система знаков. Эта система включает в себя триэлемента:
ª 
ª 
ª 
2.Паралингвистическая система знаков – система вокализации голоса.Основные характеристики:
ª 
ª 
ª 
ª 
ª 
3. Экстралингвистическаясистема знаков – это включение в речь околоречевых приемов: покашливаний,вздохов, пауз, смеха, плача. 
4. Проксемика– это расположение партнера в пространстве. Включает в себя три элемента:
ª 
ª 
ª 
ЗОНЫ
Зона –расстояние или дистанция между партнерами. Личное пространство – это расстояниевытянутой руки до локтя. Существует 4 зоны:
     
     
     
     
Факторы, влияющие на изменение зон:
ü актуальноепсихологическое состояние: при переживании стенических (положительных)чувств зоны уменьшаются (т.е. человек может подпустить к себе ближе и не будетчувствовать дискомфорта), при переживании астенических (отрицательных) чувствзоны, наоборот, увеличиваются.
ü возрастныеособенности: чем человек старше, тем больше он увеличивает зоны.
ü темпераментальныеособенности: холерики и сангвиники зоны увеличивают, флегматики имеланхолики – уменьшают.
ü полоролевыеособенности: проявляются на двух уровнях:
1. при внутриполовом взаимодействии (партнеры одного пола): мужчинызоны уменьшают, женщины – увеличивают.
2. при межполовом взаимодействии (партнеры разного пола): мужчинысклонны увеличивать зоны, женщины – уменьшать.
ü территориально-региональныеособенности: городские жители зоны уменьшают, сельские жители –увеличивают; в зависимости от региона: жители северных широт зоны увеличивают,а южных – уменьшают.
 
Феноменологическиехарактеристики коммуникации (продолжение)
Лекция №3 (3 октября 2007г.)
 
ПОЗИЦИИ
1. «лицом к лицу»
приличностно-ориентированном общении ее использовать нельзя, так как она обязываетвсе время смотреть в глаза, а это го делать нельзя, создает напряженность.
2. «плечом к плечу»
неэффективнапри профессиональном взаимодействии, так как не дает возможности получатьинформацию с помощью мимики. Хорошо работает в системе межличностныхвзаимоотношений, так как формируется доверительность и комфортность.
3. «лицом к спине»
не эффективнавообще.
4. «под углом»
самаяэффективная для делового общения, особенно в диаде, когда взгляды не упертыдруг в друга, а соприкасаются.
5. «круглый стол»
эффективна привзаимодействии в группе.
ПОЗЫ
1. «пристройка сверху»
Главныйсубъект стоит, а ведомый сидит.
2. «пристройка снизу»
Главныйсубъект сидит, а его партнер стоит
3. «на равных»
Оба сидят илиоба стоят
5. Визуальнаясистема знаков
Это взаимодействиес помощью глаз. Концентрация взгляда – степень сосредоточенности взгляда напартнере. Самая эффективная – 70% от времени общения взгляд должен бытьнаправлен на собеседника.
6. Тактильнаясистема знаков – система прикосновений к партнеру
4 элемента:
1) непосредственныеприкосновения предназначены для привлечения внимания партнера,установления более близкого контакта, снятия напряжения. Допустимы только вобласти плеча, т.к. там меньше всего рецепторов.
2) рукопожатие:мужское, женское, смешанное (инициатор — женщина)
3) объятия:официальные – прикосновение корпуса
4) поцелуи:щека к щеке, чисто символические
7. Ольфакторнаясистема знаков – это система запахов
2 видазапахов:
1) запахичеловека
Главныйсубъект должен выполнять 2 нормы запахов:
o  
o  
2) запахиокружающей среды
Там, гдепроходит коммуникация, нельзя есть, готовить и т.д., должна быть налаженасистема проветривания.
Коммуникациякак информационный процесс.
Коммуникация –процесс взаимного обмена информацией между партнерами. Коммуникация какинформационный процесс имеет ряд психологических особенностей:
1) Наличие упартнеров ролей
o  
o  
2) Динамика сменыролей, т.е. роли не статичны, для эффективной коммуникации должнабыть смена ролей
3) Наличие единойсистемы кодификациии декодификации – коммуникатор, кодифицируя свои мысли, должениспользовать язык, который будет понятен реципиенту.
4) Потеря иискажение информации
± 
± 
± 
± 
± 
Затемреципиент становится коммуникатором, а 25% становятся снова 100% и т.д.
Это и естьмеханизм формирования сплетен и слухов.
Существует 2правила для создания устной информации:
1. (припередаче информации через посредников) Передавать информацию нужно по принципу«здесь и сейчас», т.е. конкретному адресату, не через посредников
2. приполучении информации не от источника полностью доверять ей нельзя
5)Использование техникэффективного слушания
рефлексивное инерефлексивное слушание
6)Использование обратнойсвязи – это механизм получения информации от партнера.
Формы обратнойсвязи:
вербальная –невербальная
оценочная –описательная (безоценочная)
позитивная –негативная
абстрактная(по мнению большинства, как считают ученые и т.д.) – конкретная(персонифицированная)
Пути передачи обратной связи:
прямой путь –вербальные средства
косвенный путь– невербальные средства
Коммуникативныебарьеры.
Лекция №4 (17 октября 2007г.)
Этопсихологические препятствия на пути адекватной передачи и получения информации.
±Барьерыпонимания
Фонетический
дефекты речи и дикции;
монотонная, невыразительная речь;
быстрая речь, скороговорка;
использование звуков и слов-паразитов.
Семантический – из-за различия в тезаурусах (словарьпонятий):
использование профессиональных терминов и жаргона;
использование диалектов;
использование сленгов и жаргонов;
многовариантность смысловых значений слов.
Логический – различия в логиках партнеров:
мужская – женская
взрослого – ребенка
преподаватель – студент
Стилистический
несоответствие стиля речи коммуникатора ситуации общения, актуальномупсихологическому состоянию партнера
±Барьерысоциально-культурных различий
Ø    социально-демографическиеразличия: пол, возраст, социальное положение, национальность, образование,профессия, место проживания, религия, семейное положение, политические взгляды
Ø    социально-психологическиеразличия: темперамент, особенности характера, способности, направленность,психологические комплексы
±Барьерыотношений
неприязнь к человеку, сразу тянет за собой все другие барьеры.
Общение как социально перспективный процесс
Перцепция– процесс взаимного восприятия партнеров, формирование отношений между ними.
1. Формирование первого впечатления
Наблюдатель:
I.                  
II.               
III.            
IV.            
2. Механизм восприятия
— эмпатия
— идентификация (отожествление) – умение поставить себя на место партнера ипонять его с его точки зрения
— рефлексия –умение понимать как воспринимает партнер главного субъекта, как партнер воспринимаетВас. Рефлексия – самая эффективная из трех.
3. Перцептивные барьеры
этопсихологическое препятствие на пути адекватного восприятия партнера.
1)барьеры перцептивной информации
± 
± 
Стереотип – это устойчивое представлениео различных социальных группах.
Виды стереотипов:
а) полоролевые
б) возрастные
в) национальные
г) профессиональные
д) территориальные
2)барьер личностных особенностей
± 
± 
3)барьеры установок
± 
± 
± 
4)барьеры отрицательных эмоций
припереживании отрицательных эмоций адекватного восприятия партнера не будет.
Общение как интеракция (взаимодействие)
Интеракция –взаимодействие, обмен действиями в коммуникации.
Интерактивные теории:
1. Дж.Хоманс – Теория обмена
В процессевзаимодействия партнеры обмениваются двумя переменными: затраты навзаимодействие и вознаграждение за взаимодействие.
В сочетанииэтих двух переменных выделяются следующие типы поведения:
§ 
§ 
§ 
2. Дж. Мид,Г. Блумэр – Теория символического интеракционализма
В процессевзаимодействия партнеры воздействуют друг на друга с помощью символов(вербальных и невербальных)
3. Э.Гофман – Теория управления впечатлением (теория социальной драматургии)
Взаимодействиепредставляет собой своеобразный спектакль, основные элементы которого:
     
     
Партнерывоздействуют друг на друга с помощью впечатления, формируемого с первых минуткоммуникации. В дальнейшем они управляют поведение друг друга с помощьюсформированного впечатления
4) З.Фрейд– Психоаналитическая теория
Привзаимодействии с партнером, который старше по возрасту или положению, а такжезначимее их важным для субъекта качеством, главный субъект регрессирует –уходит на более примитивные уровни поведения.  Это проявляется следующим образом:
— выстраиваниевзаимоотношений по формуле «объект-субъект»
— неспособность самостоятельно принять решение
— подавленность в вербальных и невербальных средствах коммуникации
— астеническоесостояние (отрицательные чувства)
Это происходитс теми, кто в раннем детстве пережили негативный опыт, связанный с общением стакими партнерами.
Стратегиивзаимодействия (по К.Томасу):
Избегание– пассивная стратегия, которая предполагает уход от взаимодействия.
— физическийуход
— психологический уход (не высказывание своей точки зрения и т.д.)
Оправдано:
1. Цель взаимодействия для человека не очень важна
2. Недостаточно сил для достижения цели
Приспособление– пассивная стратегия. Предполагает сознательный отказ от своей цели радидостижения цели партнера. Оправдано:
1, 2. –‘’–
3. Важнее сохранить хорошие отношения с партнером
Сотрудничество– активная стратегия. Предполагает активное участие обоих партнеров длядостижения цели. Открытый обмен мнениями, обсуждение позиций, нахождениеварианта, приемлемого для всех. Хорошо всегда, если нет дефицита времени.
Соперничество– активная борьба за свои интересы. Непримиримый антагонизм в случаесопротивления партнера, унижения, оскорбления. Оправдано только в крайнемслучае.
Компромисс– активная стратегия. Предполагает участие обоих партнеров в поиске решения засчет взаимных уступок. Оправдано:
1. нет резерва времени для сотрудничества
2. у партнеров различные силы и власть, а цель одна.
Интерактивныебарьеры – психологические препятствия на пути эффективнойорганизации взаимодействия.
1. барьерынесовместимых стратегий взаимодействия
2. барьерынесовместимых характеров из-за различий в темпераменте, характере,способностях, направленностях.
3. барьер«невроза» — партнер переживает стресс.
Стресс какфактор затрудненной коммуникации.
Лекция №5 (31 октября 2007г.)
Стресс– это психологическое напряжение, возникающее при воздействии внутренних иливнешних раздражителей.
Симптомыстресса:
1.физиологические симптомы
     
     
     
     
     
2.психологические симптомы
     
     
     
     
     
     
     
     
3.социально-психологические симптомы
     
     
     
Виды стресса:
В зависимости от силы напряжения
1. легкийстресс – это стресс, сила напряжения которого не превышает адаптивнойвозможности человека
2. дистресс(хронический стресс, сильный стресс) – это стресс, к силе напряжениякоторого быстро, а порой и всю жизнь человек адаптироваться не может. Причиныдистресса:
o  потери:человека, материальная потеря, здоровья, глубинная психологическая травма,Родины и родины (эмиграция и миграция)
o  катастрофы:техногенные, стихийные, военные, экономические, политические, социальные
В зависимости от природы
1. физиологическийстресс – возникает в результате действия физиологических факторов (страх –врожденный и приобретенный)
2. психологическийстресс
o  
o  
3. социальныйстресс – проблема не одного человека, а всего общества. Этот вид самыйопасный, так как с ним нельзя справиться самостоятельно. Факторы, вызывающиесоциальный стресс:
o  
o  
o  
Методыопределения наличия стресса
1.     пантомимический– расслабленность рук, мимики, осанки и т.д. Стресс располагается нашейно-плечевом поясе.
2.     кожно-гальваническийэффект – увлажнение ладоней и затылка, учащение сердцебиения идыхания, пятнообразное покраснение кожного покрова (область груди, шея, лицо)
3.     «решетка на руке» — проявление решетки в течение 10 секунд после легкого проведения по коже –сильный стресс, в течении 1 минуты – нормальный стресс
Методы борьбысо стрессом
1. Вода
o  
o  
o  
o  
2. Музыка
o  
o  
o  
3. Природа
o  
o  
4. Физическая деятельность
o  
o  
o  
o  
5. Сон
o  
o  
o  
6. Юмор
7. Релаксация – специальные упражнения для снятиястресса.
«Вертикальное дыхание»
1,2 – вдох, представляем как поднимаемся в небо
3,4 – выдох, представляем как опускаемся в море
5,6 – пауза
Выполняется на жестком стуле, прямая осанка, ноги – прямой угол,полностью сесть на стул (т.е. спина должна полностью касаться спинки).Выполняется не более пяти циклов, каждый раз увеличивая амплитуду дыхания.Хорошо работает при остром стрессе.
«Контраст»
Выполняется на стуле (жесткой поверхности). В основе упражнения –попеременное сжатие и расслабление групп мышц. Время сжатия и времярасслабления – по 10 секунд. Каждую группу мышц сжимаем и расслабляем по 10раз. Схема:
— кисти рук (на вытянутых руках сжимаем кулаки и расслабляем)
— ноги (сжимаем пальцы ног, расслабляем — постукиванием)
— плечи (плечи тянем наверх, уши — вниз)
— спина (сводим лопатки вместе)
— грудные мышцы (пытаемся свести локти, но они как бы не сводятся,кулаки должны быть на уровне рта, руки по ширине плеч)
— бедер и ягодиц (привставания)
«Рука — пальцы»
Выполняется только на мягкой поверхности (кресло) и только сидя. Глазазакрыты, кисти рук раскрыты и лежат на бедрах. В течение  5 минут сгибать пальцы на обеих руках вместе,начиная с мизинцев, в течение 5 минут – разгибать. Сконцентрироваться на себе,своих ощущениях, представить себя в месте, где тебе комфортно, можно делать подспециальную музыку.
Воздействие на партнера в процессе коммуникации
Механизмы воздействия:
1. Заражение– это механизм одновременного сопереживания и общего психического состоянияпартнеров.
Психологическиеособенности:
o  
o  
o  
o  
o  
o  
o  
2. Подражание– это механизм воспроизведения индивидом определенных внешних черт, образцовповедения, манер, действий, которые сопровождаются определенной эмоциональной ирациональной направленностью (ГабриэльТард и Густав Лебон).Виды подражания:
o  
o  
o  
o  
3. Внушение(суггестия) – это механизм одностороннего активного иперсонифицированного воздействия на человека или группу. Основан наНЕкритичности восприятия и готовности действовать определенным образом. (В.М. Бектерев)
Суггестор –тот, кто воздействует
Суггеренд –тот, но кого воздействуют
Контрсуггестия– защитные механизмы от внушения, которые выстраивает суггеренд
Контрконтрсуггестия– внушение суггестора, направленное на снятие контрсуггесии у суггетора.
Воздействие на партнера в процессе коммуникации (продолжение)
Лекция №6 (14 ноября 2007г.)
Структурныеэлементы внушения:
1.  операционный – предполагаетвнушающее воздействие на суггеренда. Содержит два подэтапа:
— подготовительный– психологическая и фактическая подготовка суггеренда к применению внушения
— исполнительный – суггестор влияет на различные личностные особенностисуггеренда к (например, формируются установки у суггеренда)
2.процессуальный – принятие суггерендом внушения
3.результативный – проявление ответных реакций суггеренда
Видывнушения:
~в зависимости отцелей воздействия
1.     
2.     
~в зависимости отсодержания и характера внушения
1.     
2.     
3.     
4.     
~ в зависимости отспособов и приемов внушения
1.     
2.     
~ в зависимости отколичества субъектов
1.     
2.     
~ в зависимости отсоотношения между воздействием и ответной реакцией суггеренда
1.     
2.     
Внушаемость– это уровень восприимчивости к внушению, субъективной готовности испытатьвнушающее воздействие и подчиниться ему.
Факторы,влияющие на внушаемость:
1) возраст (дети и старики – самыевнушаемые)
2) психологические особенности:
      — особенности темперамента (болеевнушаемые – меланхолики и холерики, флегматики – наименее внушаемые)
      — актуальное психологическое состояние(неуверенность, тревожность, повышенная эмоциональность и впечатлительностьповышают внушаемость)
      — низкая самооценка (повышает внушаемость)
      — слабость логического анализа (повышаетвнушаемость)
      — комплекс неполноценности (повышаетвнушаемость)
      — полоролевые особенности (женщины болеевнушаемы)
3) ситуативные особенности
      — некоторые психические состояния (покой,расслабленность, сильное эмоциональное возбуждение, стресс, утомление,психо-соматические заболевания повышают внушаемость)
      — низкий уровень осведомленности икомпетентности (повышает внушаемость)
      — неопределенность (повышает внушаемость)
      — высокая степень значимости (повышаетвнушаемость)
      — дефицит времени (повышает внушаемость)
4) социально-психологические особенности
      — свойства суггестора (высокий статус, авторитет, волевое, характерологическое,интеллектуальное превосходство повышают внушаемость)
      — отношения между суггестором исуггерендом (доверительность и открытость повышают внушаемость)
      — особенности сообщения (уровеньаргументированности, сочетание логических и эмоциональных компонентов). Приемы,которые лежат в основе сообщений:
      1. конкретность и образность ключевых слов– использование слов, смысл которых понятен и их легко представить;
      2. конкретность и образность качеств – чемвыше степень абстрактности при описании предмета и его свойств, тем слабеевнушение;
      3. использование «нет» и «не»настораживает и вызывает сомнение, следовательно повышается контрсуггестия
      4. речевая динамика (мягкость голоса,интонационность, паузы, темп речи (средний), тембр речи (баритон))
      5. Воздействие звукосочетаниями:
                  — гласная «И» в словахвызывает ощущение чего-то мягкого и незначительного
                  — звук «О» мягкий,расслабленный и интонационно теплый
— преобладание звуков «А» и «Э» ассоциируется с эмоциональностью, воодушевлением
— «Ы»,шипящие согласные и обилие согласных – мрачное, неприятное, непонятное
4. Убеждение– это механизм организованного воздействия на психику человека, в основе котороголежит изменение установок и взглядов личности. Основывается на системелогических доказ