Проблемы реформирования и стабилизации банковской системы России

–PAGE_BREAK–• Увеличение и усложнение услуг. Банки постепенно расширяют спектр предоставляемых клиентам услуг. В последние годы новые услуги особенно активно развиваются под воздействием увеличивающейся конкуренции, технологических перемен, возрастающего уровня финансовой грамотности и информированности клиентов. В рамках этой тенденции можно отметить и появление принципиально новых форм осуществления услуг (Интернет).
• Рост конкуренции. Это явление продиктовано макроэкономическими процессами либерализации и распространения рыночных методов ведении хозяйства. Оно является также следствием упрощения: за последнее время технологий общения и взаимодействия в результате огромных достижений в телекоммуникационной области. В настоящее время практически не существует географического барьера для экономических отношений.
•Дерегулирование. Тотальное дерегулирование в банковской сфере началось в 1980-х гг. в США, Тогда был принят целый ряд законодательных актов, ослабивших влияние государства на банковскую систему. Начало процесса тотального дерегулирования имело широкий резонанс в других странах, вынужденных принимать аналогичные законы для поддержания конкурентоспособности своих банков на мировом рынке. Сегодня банки по всему миру имеют все меньше и меньше регулирующих их деятельность ограничений. Они в большей степени руководствуются рыночными механизмами.
• Рост стоимости ресурсов. Дерегулирование в сочетании с возрастающей конкуренцией обусловливает рост издержек по пассивным операциям (привлечению средств). Это приводит к тому, что снижение операционных издержек становится для многих банков основным способом поддержания конкурентоспособности предоставляемых финансовых услуг.
• Технологическая революция. Существенный рывок в развитии науки и техники, особенно в области компьютерных и телекоммуникационных средств, обеспечил возможность применения разнообразных банковских технологий, недоступных ранее.
• Консолидация « географическая экспансия. Максимальный эффект от использования средств автоматизации и других технологических нововведений достигается в крупных транснациональных финансовых структурах. Поэтому в последнее время резко активизируется деятельность банков по созданию филиалов, отделений и холдинговых компаний. Наблюдаются такие явления, как взаимное слияние банков и поглощение одного банка другим. Усиливается борьба за привлечение новых клиентов и как следствие проникновение в новые, менее насыщенные банковскими услугами регионы.
• Глобализация банковского дела. Географическая экспансия и консолидация приводят к выходу некоторых банковских структур за рамки отдельной страны и даже континента. Образуются огромные транснациональные банки с многотысячными коллективами работников и много-миллиардными активами (в США в 1991 г. насчитывалось 49 банков с активами более 10 млрд. долл.).
• Общее повышение уровня банковских рисков. Нестабильность экономических процессов, а также ослабление государственного регулирования и рост конкуренции приводят к увеличению доли более рискованных операций в банковском бизнесе.
Эти тенденции приводят к появлению ряда новых проблем в мировой банковской системе, таких, как: углубляющийся раскол между крупными транснациональными и небольшими банками, постепенное срастание банковских и страховых операций, управление рисками информационных систем в условиях полной автоматизации, необходимость повышения скорости и качества расчетов и многие другие. Неудивительно, что и для российской банковской системы как части банковской системы мира ряд перечисленных проблем является достаточно актуальным.
Необходимо отметить, что во всем мире финансовые организации стремятся решать возникающие проблемы, прежде всего концентрируя внимание на двух областях: менеджменте и банковских технологиях. Сегодня все основные тенденции развития банковской системы относятся именно к этим областям. Рассмотрим. как отразились мировые тенденции развития на российской банковской системе.
Соответствие банковского сектора реалиям и требованиям экономики страны достигается четким определением правовых и экономических основ деятельности кредитных организаций. Задача реформирования банковской системы. определенная принятой Правительством России и Банком России стратегией развития банковского сектора. требует приближения основных правовых норм функционирования банков к международным стандартам. Изменения, в частности, должны затронуть сферу защиты прав вкладчиков и других кредиторов, банковский надзор, обеспечение конкуренции на рынке банковских услуг, валютное регулирование и контроль, стандарты учета и отчетности, качество корпоративного управления в банках.
По статистике российская банковская система выздоравливает. «В среднем» это действительно так. Однако при этом в банковском секаторе происходят достаточно серьезные изменения. которые можно охарактеризовать как «эволюционная реструктуризация».
После кризиса заметно увеличилась концентрация активов и капитала в достаточно небольшой группе кредитных организаций. Половина ресурсной базы банковской системы сегодня контролируется восемью банками. Половина совокупного капитала сосредоточена в 13 банках.
Ресурсная база банковской системы увеличивается с каждым годом. Однако основной прирост привлеченных средств происходит за счет крупных банков. В сфере капитализации банковской системы складывается похожая картина. Концентрация активов и капитала у группы общенациональных банков соответствует мировой практике. Все это естественно и нормально, если происходит в здоровой конкурентной среде.
В то же время общая обстановка в банковской системе выглядит несколько тревожной. Если во внимание принять фактор инфляции, то во многих банках происходит обесценивание капитала. Так, с учетом инфляции у многих финансово устойчивых банков собственные средства сокращаются.
Структурная динамика банковской системы и экономические факторы дают основания для прогноза о продолжении сокращения числа действующих кредитных организаций.
В результате макроэкономической стабилизации только за последний год рентабельность кредитных операций, по расчетам экспертов, снизилась в 1,5 раза. Нас ждет дальнейшее снижение инфляции. При дальнейшем снижении ставки рефинансирования средняя банковская маржа (доходность операций) у многих банков при существующих расходах и высокой доле неработающих активов может приблизиться к нулевой отметке.
К счастью, наблюдающийся экономический рост должен сделать процесс сокращения числа банков достаточно плавным и растянутым во времени. Вероятно, он активизируется в конце текущего года и будет продолжаться в течение 2005-2006 гг. За этот период банковская система может потерять до 25% банков, преимущественно мелких. При этом следует понимать. что такой естественный ход событий не будет даже ассоциироваться с кризисными явлениями. Совокупная доля на рынке «уходящих» кредитных организаций, видимо, будет составлять не более 5%.
Компенсацией низкой банковской маржи, как правило, может служить либо резкое сокращение расходов (что не всегда возможно), либо «эффект масштаба». увеличение объема операций. Однако при развитии по второму сценарию традиционно больше конкурентных преимуществ имеют крупные организации. Таким образом, в ближайшие годы следует ожидать ужесточения конкурентной борьбы и продолжения концентрации активов и капитала в банковской системе.
3)                О необходимости преобразований Один из принципиальных моментов, определяющих эволюцию каждого менеджера и организации, — осознание необходимости постоянных изменений. Как только организация хотя бы на время «останавливается» или просто уменьшает темп своего развития, она начинает сразу сдавать свои позиции.
 Постоянные изменения стали одним из отличительных знаков нашего времени. Они затрагивают практически все области жизни. Меняется сам ее уклад, восприятие людей, хозяйственные отношения. События последних десятилетий кардинально изменили нашу жизнь и были, возможно, самыми насыщенными в этом отношении в истории человечества.
Непрерывно изменяющаяся внешняя среда уже сама по себе обусловливает для коммерческих организаций необходимость следовать всем новейшим тенденциям. С другой стороны, многие на это возразят, что «здоровый» консерватизм еще никому не мешал. Однако правы они будут лишь отчасти. Когда-то консерватизм, возможно, и был обязателен во многих сферах деятельности, но в настоящей экономической ситуации он является полным анахронизмом. Это можно хорошо проиллюстрировать на примере таких, как считалось раньше, консервативных сфер бизнеса, как банковское дело или страховой бизнес. Сегодня они отвергают большинство из традиционных подходов и активно меняют практику своей работы, не боясь «кидаться в омут» неизведанного и нового. Связано это прежде всего с тем, что, не отслеживая тенденций рынка, запросов потребителей, новейших технологических достижений, сегодня невозможно удержать как свои позиции, так и своего клиента, который становится все более требовательным.
Не двигаться вперед значит двигаться назад — этот тезис сегодня очевиден, но не так очевидны его предпосылки, а также причины возможного регресса. Попытаемся разобраться в них и обосновать необходимость постоянных преобразований.
Одной из основных причин такой необходимости можно назвать технологическую революцию последних десятилетий. Большинство других причин являются во многом следствиями глобальных изменений в научно-технической и технологических сферах. Именно они принципиально изменили картину гиперэкономического пространства, создав в истории человечества экономическую ситуацию, при которой потенциальное предложение на большинстве рынков существенно превышает спрос.
Практически всю историю человечества картина была обратной. Спрос в глобальном отношении был почти всегда ниже предложения, а на уровне отдельных рынков они уравновешивали друг друга в основном за счет ценового механизма. Кроме того, традиционная система экономических отношений в области макро- и микроэкономики базировалась на опыте предшествующих столетий. Таким образом, при осуществлении деятельности в сфере производства или услуг, в том числе и в процессе менеджмента, не предполагалось, что предложение может в несколько раз превысить спрос или что спрос вообще будет отсутствовать.
Но картина неожиданно изменилась и изменилась именно вследствие технологической революции, которая нашла свое выражение в резком росте производительности труда, перепроизводстве товаров и услуг, в снятии коммуникативных и торговых барьеров, повышении уровня жизни в подавляющем большинстве стран. что в свою очередь повлияло на отношения производителей с потребителями, клиентами и, что вполне закономерно в этой ситуации, резко обострило конкурентную борьбу. Последние две причины в максимальной степени отразились на экономических отношениях в различных сферах коммерческой деятельности, в том числе и в банковском секторе экономики.
Клиенты стали не просто требовательными, но и грамотными. Если десять лет назад производители «боролись за клиентов», то уже сегодня все успешные организации констатируют, что им приходится «бороться не просто за клиентов, а уже за каждого клиента». Так, если раньше для банков основной интерес представляли крупные корпоративные клиенты, то уже сегодня идет борьба даже за самое маленькое предприятие с ничтожными оборотами и несколькими работниками. А за рубежом ситуация еще в несколько раз жестче. Там давно идет борьба и за таких, казалось бы, недоходных для банка клиентов, как частные лица, пенсионеры и студенты. Естественно, как уже и отмечалось, связано это непосредственно с перепроизводством и другими следствиями технологической революции.
Другая важная причина, толкающая коммерческие организации на путь постоянных изменений, как было сказано, — активная конкурентная борьба. Она последние несколько лет имеет место и у нас. На весьма «прозрачном» банковском рынке все действия хорошо заметны. н это еще одна новая реалия, являющаяся следствием технологической революции. Рынки стали прозрачны и открыты, как никогда ранее. В этой ситуации достаточно какому-либо банку совершить ошибку или просто понизить качество предлагаемых услуг, он сразу начинает терять клиентскую базу. В то же время, следует помнить, что даже высокоразвитому банку необходимо совершенствоваться, так как все положительное в его работе и технологиях достаточно быстро становится известным на рынке и активно внедряется конкурентами. Поэтому, чтобы находиться хотя бы в незначительном отрыве от них, необходимо постоянное изменение.
На протяжении последних нескольких десятилетий в организациях менялось представление о целях деятельности. Так, некоторое время назад под основной целью деятельности организаций понималась прибыль, через некоторое время приоритеты в менеджменте сменились, и основной целью была провозглашена доля рынка. Компании полагали, что высокие прибыли уже не могут обеспечить им стабильности и их главной стратегической целью должно быть расширение рыночной доли. Но и эта концепция сменилась новой, ведущие специалисты и бизнес-школы провозгласили основной целью достижение качества (концепция total quality management). Если организация в состоянии обеспечить высокое качество продукции или услуг, прибыль и доля рынка придут сами собой и будут следствием достижения качества. Этот подход до сих пор многими признается как основной и правильный. Однако в настоящее время под главной целью организации понимается способность к адаптации под воздействием внешних факторов. Действительно, накоплено уже множество примеров, когда финансово успешные компании, обладающие существенной долей рынка и выпускающие продукцию, соответствующую всем современным требованиям качества, тем не менее из-за их неповоротливости и неспособности быстро реагировать на изменения рынка и экономической ситуации прекратили свое существование.
Еще одно следствие технологической революции, на котором хотелось бы остановиться, заключается в том, что современные технологии, прежде всего вычислительные машины, резко сократили период разработки товаров или услуг, тем самым еще более увеличивая возможность потенциального предложения. Эта причина также делает практически все рынки и секторы экономики более динамичными.
Однако помимо внешних существуют и внутренние причины, создающие необходимость постоянных, кардинальных изменений. Как ни странно, для крупных организаций они, может быть, более значимы. Речь идет о том, что любая организация, и особенно крупный банк, даже если в момент своего основания они были построены по самой оптимальной схеме, через некоторое время утрачивают исходную оптимальность, приобретают функциональную и тактическую несогласованность, нелогичность, непрозрачность. Производственные процессы запутываются, происходит отклонение от основных изначальных ориентиров и приоритетов деятельности, ослабевает мотивация и т.п.
И все это может происходить по причинам не столько внешним, сколько внутренним. Такой феномен известен многим практикующим менеджерам. Причины могут в зависимости от особенностей организации варьироваться, но, как правило, кроются в несовершенстве исполнителей, а именно в субъективности их восприятия, в привыкании к определенным негативным явлениям, в сложности применения теоретических ринципов к конкретным человеческим отношениям, в банальной текучести кадров и приоритете личных интересов.
Все это приводит к медленной, постепенной деформации базисных принципов и ориентиров, отходу от оптимальности, нарастанию стихийности развития и в конечном итоге, если так можно выразиться, к «мутации» системы управления и организации в целом.
За рубежом эта проблема хорошо известна. Считается, что любая организация не реже какого-либо определенного периода в зависимости от своих размеров и особенностей (например, раз в семь лет) должна производить на основе детального анализа текущей ситуации полную реорганизацию (реинжиниринг) своей деятельности. Программа таких изменений может включать различные направления преобразований. Это может быть реструктуризация, построение новой концепции взаимоотношений, мотивации и менеджмента, смена и/или переквалификация части специалистов, стратегическая переориентация, модернизация технологической и информационной базы, реинжиниринг основных и вспомогательных бизнес-процессов, системы управления в соответствии со стратегическими целями и т.п.
Все вышесказанное объясняет острую необходимость постоянных изменений, актуальность которых в российских условиях еще выше, так как в отличие от зарубежных стран глобальные изменения происходили стремительно, но все-таки не в течение десяти лет. В отечественной экономике, совсем недавно вступившей на рыночный путь развития, тем более тяжело наблюдать, как формируются новые отношения, которые не просто ломают все «традиции», но и постепенно удаляются даже от понятия «рынка».
    продолжение
–PAGE_BREAK–
Глава 2. Направления реформирования банковской системы
В России термин «реструктуризация кредитных организаций» возник и устойчиво вошел в экономический оборот после дефолта 1998 г.
В законодательстве под реструктуризацией кредитных организаций понимается комплекс мер, применяемых государством для урегулирования проблем, возникающих в банковском секторе во время системного кризиса.
Реструктуризация банков может быть направлена как на финансовое восстановление банков, так и на ликвидацию неплатежеспособных организаций. Однако и в первом, и во втором случаях цели реструктуризации остаются неизменными — максимально быстрое оздоровление банков (банковской системы) и защита интересов их кредиторов.
Почему именно государство занимается реструктуризацией банков? Банковская система — важнейший инфраструктурный элемент экономики. Ее основные задачи — обеспечение платежного оборота между экономическими субъектами, аккумулирование свободных сбережений и капитала, их трансформация в кредиты и инвестиции.
Приостановка выполнения банковской системой своих функций приводит к разрушительным последствиям для всей экономики. Утрата сотнями тысяч семей своих сбережений провоцирует рост острого социального недовольства.
Именно по этой причине в период банковских кризисов необходимо вмешательство государства, это его публичная обязанность. Кроме того, во время системного кризиса только государство способно выступить в качестве организующей силы и может найти финансовые ресурсы, исчисляемые значительными суммами (в ряде стран — до 50% ВВП).
Тактика действий государства по реструктуризации кредитных организаций зависит от многих факторов. Основные среди них — конкретные причины банковских кризисов, общеэкономическая ситуация, в которой они возникли и протекают, возможности государственного бюджета.
Причины финансового кризиса 1998 г. в России лежали в сфере неудовлетворительного состояния экономики и государственных финансов. Искусственное поддержание стабильного курса рубля привело к резкому сокращению сальдо торгового баланса, который в первом полугодии 1998 г. достиг критически низкого уровня в 2 млрд. долл. Дефицит федерального бюджета составил 146 млрд. руб. Правительство оказалось не в состоянии обслуживать государственный долг. В результате произошла резкая девальвация рубля, что привело к кризису на всех сегментах финансового рынка (межбанковского, валютного, денных бумаг).
Кризис серьезно затронул более половины российских банков. Однако в его эпицентре оказались в основном крупнейшие, так называемые «олигархические», системообразующие банки. В них было сосредоточено около четверти активов банковской системы, пятая часть остатков средств на счетах клиентов. Эти банки имели наиболее развитую банковскую инфраструктуру.
Кризис сопровождался массовым изъятием вкладов из банковской системы, вызванным паникой среди населения. За два месяца объем депозитов граждан сократился на 11,2 млрд. руб. (на 35%) и 1,1 млрд. долл. США (на 29%).
Из-за недостаточности ликвидных средств банками были остановлены платежи клиентов. В начале сентября 1998 г. объем платежей, не проведенных банками, составил примерно 50 млрд. руб.
Резко снизилась устойчивость банковской системы. Только по официальной отчетности совокупный капитал банков сократился почти на 40%, или 38 млрд. руб. Реально сокращение было еще масштабнее.
В этих условиях первоочередными задачами стали прекращение паники среди населения, восстановление платежной системы, минимизация ущерба кредиторов. Правительство РФ и Банк России предприняли определенные меры по преодолению последствий кризиса. Текущая ликвидность банковского сектора была поддержана Банком России путем проведения многосторонних взаиморасчетов и предоставления стабилизационных кредитов. Проблема доступа населения к банковским вкладам частично решалась путем перевода обязательств перед вкладчиками крупнейших проблемных банков в Сбербанк России.
Совместными документами Правительства РФ и Банка России была определена стратегия действий по реструктуризации банковской системы. Одной из основных целей государственной политики по реструктуризации кредитных организаций стало обеспечение жизнеспособности банковской системы, сохранение ее ядра. Вторая, но не менее важная цель — защита интересов кредиторов.
Однако полное финансовое оздоровление банковской системы за счет государства было невозможно. Тем более речь не шла о полном покрытии за счет бюджета обязательств банков перед кредиторами. Поэтому был избран принцип воздействия на ключевые проблемные точки для поддержания стабильности банковской системы.
В России одним из основных факторов формирования политики реструктуризации банков стали как раз ограниченные финансовые возможности государства. Россия оказалась перед необходимостью самостоятельно, в условиях бюджетного кризиса решать проблему реструктуризации банковского сектора. Для осуществления ее процедур было выделено финансирование в размере 10 млрд. руб., что составило порядка 0,2% ВВП.
В результате Правительство РФ и Банк России были вынуждены сконцентрировать свои усилия на финансовом оздоровлении относительно небольшой группы банков, проблемы которых оказывали достаточно сильное влияние на общую ситуацию в экономике.
Для участия государства в процедурах реструктуризации банков в качестве специализированной организации было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (далее — АРКО).
Такой подход к управлению процессом реструктуризации опирался на мировой опыт. Он достаточно хорошо зарекомендовал себя в целом ряде стран, переживших системный банковский кризис (США, Швеция, Южная Корея, Мексика).
В России АРКО стало одним из рабочих инструментов непосредственного участия государства в процессе финансового оздоровления банковской системы. Необходимо подчеркнуть, что реструктуризация банковского сектора не сводилась к созданию и деятельности АРКО. хотя последнему и отводилась важная роль, которая заключалась в работе с определенным кругом социально и экономически значимых банков.
АРКО было зарегистрировано в январе 1999 г. в виде небанковской кредитной организации и имело статус открытого акционерного общества. Его уставный капитал был сформирован в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1999 год» и составлял 10 млрд. руб. К практической деятельности Агентство приступило в марте 1999 г.
    продолжение
–PAGE_BREAK–На начальном этапе, не имея властных полномочий, оно осуществляло процедуры реструктуризации, основываясь на добровольных соглашениях с банками и их учредителями.
Необходимым условием участия Агентства в финансовом оздоровлении банка стало согласие акционеров на его переход под управление Агентства, в том числе путем продажи контрольного пакета акций.
Агентством были разработаны критерии отбора банков и регионов, требующих первоочередных действий по реструктуризации. Это позволило сконцентрировать усилия на «болевых точках» банковской системы.
Были определены регионы, в которых сложилась наиболее неблагоприятная обстановка в банковском секторе.
Одновременно была сформулирована идеология работы АРКО, основные принципы, на основе которых осуществлялась реструктуризация банков. Ими стали:
• минимизация государственных расходов;
• осуществление реструктуризации в соответствии с четкими про-
прозрачность процесса реструктуризации для общества. Параллельно с началом организационного становления АРКО шла подготовка Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций». Указанный закон, а также ряд необходимых поправок в другие законы, в том числе и в Гражданский кодекс РФ, вступили в силу в иоле 1999 г.
Федеральный закон «О реструктуризации кредитных организаций» определил новый статус АРКО. Из акционерного общества оно было преобразовано в некоммерческую организацию в форме государственной корпорации.
АРКО получил полномочия, необходимые для участия от имени государства в принудительной реструктуризации банков. Законом были утверждены процедуры, применяемые при реструктуризации банков, а также последовательность их применения.
Закон не предусматривал права АРКО проводить самостоятельный отбор банков для их финансового оздоровления. В нем были жестко зафиксированы предъявляемые к ним критерии и требования. На их основании Банк России направлял АРКО предложения о переходе банков под его управление.
В то же время АРКО было разрешено продолжить осуществление планов реструктуризации, утвержденных ранее на добровольных принципах. Группа банков, в финансовом оздоровлении которых АРКО могло принять участие, была ограничена следующими параметрами: доля вкладов граждан или доля кредитов в народное хозяйство должны быть не менее 1% в масштабах всей банковской системы или не менее 20% для конкретного субъекта Российской Федерации.
В законе установлено определенное пороговое значение, характеризующее степень проблемности банка. Это двухпроцентное значение норматива достаточности капитала и семидневная задержка исполнения платежных документов. При переходе этой черты считалось, что акционеры продемонстрировали свою неспособность или нежелание спасать банк н инвестировать в него новый капитал.
При совпадении для банка указанных выше критериев к нему могли быть применены процедуры принудительной реструктуризации, предусмотренные законом.
Стартовой точкой реструктуризации являлось решение Совета директоров Банка России о направлении в АРКО ходатайства о переходе банка под управление Агентства. Принципиально важно, что данное решение принималось Банком России как надзорным органом, обеспечивающим стабильность банковского сектора.
Банк передавался Банком России АРКО для проведения обследования. В него назначалась временная администрация, а полномочия акционеров банка временно приостанавливались в целях защиты прав и интересов кредиторов.
В процессе обследования АРКО в течение 90 дней должно было принять решение либо о переходе банка под его, АРКО, управление, либо отказаться от участия в восстановлении.
При принятии решения о переходе банка под управление АРКО значение уставного капитала банка уменьшалось до действительного размера его собственных средств. В случае если собственные средства банка имели отрицательное значение, уставный капитал уменьшался до 1 руб.
Одновременно с уменьшением уставного капитала принималось решение о его увеличении за счет средств АРКО. При этом должна была быть обеспечена его возможность определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания акционеров, в том числе по вопросам его реорганизации и ликвидации. В акционерных обществах для выполнения этого требования необходимо контролировать не менее 75% голосов. При выполнении данного условия банк считался находящимся под управлением АРКО.
С этого момента и до окончания осуществления плана реструктуризации в отношении банка применялся специальный режим надзора за его деятельностью со стороны Банка России.
После получения контроля над банком АРКО разрабатывало программу его реструктуризации, рассчитанную, как правило, на 3 года.
За этот срок банк должен был восстановить свою нормальную деятельность и соответствовать всем требованиям банковского регулирования и надзора.
План реструктуризации предусматривал последовательное проведение работ по трем основным направлениям.
Реструктуризация обязательств перед кредиторами. Задачей этого этапа являлась организация справедливых и прозрачных расчетов для всех групп кредиторов. Определение совместно с ними порядка и условий погашения долга в зависимости от наличия у банка активов, их стоимости и ликвидности. Как правило, для комплексного урегулирования задолженности перед кредиторами применялся институт мировых соглашений.
После выработки согласованной политики в вопросе погашения долгов осуществлялась рекапитализация банка. Уставный капитал банка увеличивался до размера, необходимого для осуществления нормальной банковской деятельности (как правило, не менее 1 млн. евро).
Первые два этапа относятся к так называемой финансовой реструктуризации банка.
Операционная реструктуризация подразумевает комплекс мер по реорганизации бизнеса банка, систем его управления. Для возвращения докризисных позиций каждому банку подбиралась рыночная ниша, пересматривались технологии продвижения банковских продуктов, выстраивалась система бюджетных заданий и лимитов на финансовые операции. Вносились изменения в организационную структуру и кадровую политику. Большое внимание уделялось повышению качества корпоративного управления.
После завершения плана реструктуризации акции банка подлежали публичной продаже заинтересованным инвесторам, но могли быть проданы и раньше при наличии покупателей. Однако в любом случае основным требованием к реализации акций банка являлось соблюдение открытых и гласных процедур.
Законом о реструктуризации была предусмотрена процедура заключения мирового соглашения между банком и его кредиторами. Этот институт был применен в отношении шести банков и позволил договориться с кредиторами об урегулировании обязательств на 83 млрд. руб.
Мировое соглашение рассматривалось как механизм комплексного урегулирования задолженности банка перед всеми группами кредиторов с соблюдением очередности, установленной гражданским законодательством.
Без применения мировых соглашений реструктуризация банков, перешедших под управление АРКО, теряла бы экономический смысл, а их ликвидация в рамках действующего законодательства привела бы к значительным социальным и экономическим издержкам.
В результате единственным способом решения как раз и стало заключение банками и их кредиторами мировых соглашений, комплексно определяющих процедуры поиска и возврата активов банков, а также графики, условия и порядок расчетов с вкладчиками и иными кредиторами.
Любой кредитор при заключении мирового соглашения оказывался в лучшем положении, чем при возможном банкротстве банка.
Прежде всего предусматривалось полное удовлетворение требований частных вкладчиков. По небольшим вкладам — сразу после заключения мирового соглашения, по средним и крупным — в рассрочку в течение полутора лет. Такие условия дали возможность массовому вкладчику вернуть свои сбережения в максимально короткие сроки.
Примененная конструкция мировых соглашений позволила улучшить ситуацию и для других кредиторов, в том числе и бюджета, осуществляющего выплаты тем же гражданам в рамках своих публичных функций л (зарплата бюджетникам, различные пособия).
Подготовка и утверждение мирового соглашения — один из самых сложных этапов реструктуризации любого банка. Многократные переговоры с кредиторами, проведение собраний кредиторов и утверждение соглашений в суде занимало от 6 месяцев до года.
Процесс согласования интересов десятков тысяч лиц не может проходить без конфликтов, без заявлений об ущемлении чьих-либо личных интересов. Мировые соглашения не стали исключением. Правомерность их заключения рассматривалась Конституционным судом РФ, а также Европейским судом по правам человека. Высокие судебные инстанции были единодушны в оценках этого института реструктуризации как правомерного и справедливого института согласования воли кредиторов.
В тех же случаях, когда меры по финансовому оздоровлению банка не могли привести к положительному результату, АРКО приступало к ликвидации банка.
В данной сфере АРКО были предоставлены специальные полномочия. В соответствии с законом оно как юридическое лицо осуществляло функции ликвидатора кредитной организации. В случае признания ликвидируемой кредитной организации банкротом на АРКО возлагались функции конкурсного управляющего.
В 1999-2000 гг. АРКО приступило к работе с 21 банком, действовавшим в 73 регионах. Под его управление, в частности, перешли два системообразующих банка — «СБС-АГРО» и «Российский кредит». Общая сумма задолженности реструктурируемых банков перед кредиторами превысила 90 млрд. руб.
В рамках реструктуризации банков АРКО организовало возврат сбережений для 1,5 млн. граждан по всей России на 8,1 млрд. руб. Сумма урегулированных обязательств перед юридическими лицами превысила 20,3 млрд. руб. Значительные суммы возвращены государству в виде налогов — 5.4 млрд. руб.
К середине 2004 г. все проекты по реструктуризации были завершены, а задачи, определенные Федеральным законом «О реструктуризации кредитных организаций», выполнены. 11.08.04 г. вступил в силу Федеральный закон «О признании утратившими силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций»» и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, а также о порядке ликвидации государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций», который поставил точку в процессе преодоления последствий системного банковского кризиса.

Глава 4. Основные проблемы и пути развития банковской системы России[[1]] 30 декабря 2001 года Правительство и Центральный банк Российской Федерации приняли «Стратегию развития банковского сектора РФ». Впервые за 12-летнюю историю современной российской банковской сферы появился системный программный документ денежных властей.
В названной «Стратегии…» были определены основные цели дальнейшего развития банковской системы: укрепление устойчивости банковского сектора, исключающее возможность возникновения системных банковских кризисов; повышение качества осуществления банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населения и предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции; укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, в первую очередь населения; усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков; предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности.
Очевидно, эти цели являются абсолютно универсальными и применимы ко всем банковским системам мира. «Стратегия…» не выделила особенности проблем банковской сферы России и причины их возникновения, поэтому все ее многочисленные установки и рекомендации — это, в основном, технические меры развития собственно банковской деятельности, а не банковской системы в целом.
Определить реальное состояние развития российского банковского сектора, выявить болезненные проблемы и разработать необходимые решения была призвана рабочая группа Госсовета при Президенте России, активно работавшая в течение 2002 года. Однако подготовленный рабочей группой проект «Основ государственной политики развития российской банковской системы» до сих пор публично не рассмотрен и не доложен Президенту РФ (возможно, потому, что проект предлагал укрепление национальной банковской системы и ее развитие на конкурентной основе).
На сегодняшний день не существует ни одного официального документа, в котором давалась бы объективная оценка состояния банковской системы, назывались подлинные причины существующих проблем и предлагались адекватные решения.
Основные системные банковские проблемы, их причины и возможные пути решения:
1)                Банковский сектор России развивается, в основном, как сфера обслуживания других секторов экономики, являясь ведомым, а не ведущим, системообразующим элементом российской экономики.
Экономический рост, исполнение бюджета, платежеспособный спрос и инвестиции в России поддерживаются, главным образом, за счет энерго-сырьевого экспорта, а не путем существенного увеличения доли валового внутреннего продукта (ВВП), потребляемого внутри страны, или развития экспорта продукции глубокого передела, высоких технологий и интеллектуальных продуктов.
Это обстоятельство вынуждает Правительство заниматься, прежде всего, проблемами развития энерго-сырьевых отраслей экономики, ибо, во-первых, его благополучие напрямую зависит от успешного функционирования этих отраслей (кризис в этом секторе повлечет безусловную смену Правительства), а во-вторых, проблемы восстановления, подъема и развития иных отраслей экономики требуют огромных финансовых, организационных и интеллектуальных затрат без уверенности в успехе (резкое падение мировых цен на энергоносители и сырье сведет на нет любые усилия Правительства по структурной перестройке экономики).
При этом энерго-сырьевые экспортные отрасли не требуют от Правительства развития национального банковского сектора, так как они, используя свои «карманные» банки и возможности государственных банков, уже «успешно» прошли период первичного накопления финансового капитала, его преобразования в промышленный капитал и создания последнему условий для непосредственного выхода на западные рынки капитала. Именно поэтому крупнейшие экспортные финансово-промышленные группы (ФПГ) заявляют о желании избавиться от собственных кредитных организаций и требуют от Правительства полной отмены ограничений на внешние операции с капиталом и банковские трансграничные операции.
В силу названных причин банковский сектор в России не формирует экономику, а лишь формируется экономикой, ее основными хозяйствующими субъектами — государством и энерго-сырьевыми ФПГ.
Ни Правительство, ни Банк России не ставят перед собой задачи создания банковской системы как самостоятельной рыночной отрасли экономики, которая в целях собственного развития стремилась бы к развитию экономики и, прежде всего, тех ее секторов, которые, в свою очередь, были бы заинтересованы в развитии национальной банковской системы, так как именно она будет активно, целенаправленно формировать внутренний рынок, производственный сектор (в том числе работающий на экспорт) и сферу услуг.
Более того, Центральный банк РФ открыто и убежденно заявляет, что он не решает и не должен решать задачу обеспечения экономического роста, используя инструменты денежно-кредитной политики и кредитные механизмы. К сожалению, Банк России сосредоточился сегодня исключительно на борьбе с инфляцией и укреплении рубля, превратив это в самоцель своей деятельности, возможно, в силу того, что за отрицательные показатели в этой сфере его жестко критикуют, а за неучастие в решении задач экономического роста даже не журят (почему-то считается, что это правильно).
В подтверждение сказанного достаточно привести статистические данные самого Центрального банка РФ.
Оказывается, сумма ежегодного прироста полной национальной денежной базы практически соответствует (даже несколько ниже) сумме ежегодного прироста валютных резервов Банка России. Это означает лишь одно: наш Центральный банк проводит жесткую политику валютного управления. Такая политика позволяет эффективно бороться с инфляцией и укреплять рубль. Но если эта политика превращается в самоцель, то в конечном итоге она становится тормозом экономического роста и развития национальной банковской системы.
2)                Теперь о втором уровне банковской системы — кредитных организациях. Они, конечно же, должны отличаться по форме: банковские и небанковские; универсальные и специализированные; крупные, средние и малые; централизованные или с широкой филиальной сетью и т.п. Но при этом абсолютно все кредитные организации должны иметь подлинно равноправные, основанные только на законе возможности осуществления банковского бизнеса. Все коммерческие банки должны быть в абсолютно одинаковых взаимоотношениях с регулирующими органами — Банком России и Правительством РФ.
    продолжение
–PAGE_BREAK–