Институт несостоятельности (банкротства)

Оглавление
Введение
Глава 1. Институт несостоятельности(банкротства)
Глава 2. Отдельные процедурыбанкротства
§ 1. Наблюдение
§ 2. Финансовое оздоровление
§ 3. Внешнее управление
§ 4. Конкурсное производство
§ 5. Мировое соглашение
Заключение
Список использованных источников илитературы

Введение
Изначально в мировой практикезаконодательство о несостоятельности (банкротстве) развивалось по двум принципиальноразным направлениям:
британская модельстроилась на том, что банкротство есть способ возврата долгов кредиторам,который сопровождается ликвидацией предприятия-банкрота.
По американской модели убанкротства противоположная цель — восстановить платежеспособность предприятияпутем проведения реорганизационных процедур.
В настоящее время вразвитых странах с рыночной экономикой прослеживается тенденция сближения, соединениядвух этих начал. То есть перед законодательством о банкротстве стоят две цели одновременно:удовлетворить требования кредиторов по возможности восстанавливая платежеспособностьдолжника.
Актуальность ипрактическая значимость рассматриваемой темы обусловлена рядом причин. Во-первых,в российской экономике проблемой является кризис неплатежей, неэффективныегосударственные российские предприятия следовало уже давно объявить банкротами,а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, чтонесомненно способствовало бы оздоровлению российского рынка.
Во-вторых, в условияхнеплатежеспособности отдельного российских хозяйствующих субъектов особоезначение приобретают меры по предотвращению кризисных ситуаций, а такжемероприятия, направленные на восстановление платежеспособности предприятия истабилизацию его финансового состояния. Данная деятельность объединяетсяпонятием антикризисный менеджмент и на сегодняшний день весьма актуальна иперспективна.
Объективным процессомрыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный перетоккапиталов в наиболее доходные сферы, перераспределение собственности отнеэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным. Осуществляется данноеперераспределение посредством процедуры банкротства. Поэтому в любойцивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основныхэлементов механизма правового регулирования рыночных отношений являетсязаконодательство о несостоятельности (банкротстве).
Институт банкротства вРоссии занимает одно из ведущих мест в развитии нормальных экономическихотношений среди участников хозяйственного оборота.

Глава 1. Институтнесостоятельности (банкротства)
В настоящее времяосновным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства,является Федеральный закон от 26 октября 2002 года, N 127-ФЗ «Онесостоятельности (банкротстве)». Неизбежное в условиях формирования рыночнойэкономики реформирование предприятий предполагает создание в обществезаконодательных предпосылок для развития эффективных взаимоотношений между предприятиями-заемщикамии заимодавцами, должниками и кредиторами. Одна из таких предпосылок — наличиезаконодательства о банкротстве, реализация которого должна способствоватьпредупреждению случаев банкротства, оздоровлению всей системы финансовыхвзаимоотношений между предпринимателями, а в случае признания должникабанкротом — сведению к минимуму отрицательных последствий банкротства для обеихсторон, осуществлению всех необходимых процедур в цивилизованной форме.
Банкротство в ст. 2Закона определяется как признанная арбитражным судом неспособность должника вполном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Закон 1992 г. в ст. 1 содержалболее развернутое определение банкротства. Оно содержало в себе два признаканесостоятельности:
 – первый (внешний) — приостановление текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомоне способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение 3 месяцев содня наступления сроков их исполнения;
 – второй — неспособностьобеспечить выполнение требований кредитора должна сочетаться с превышениемобязательств должника над его имуществом или с неудовлетворительной структуройбаланса должника.
 Судебная практика также подтверждала,что для признания должника банкротом одного только внешнего признака мало. Предприятие-должникпри наличии внешнего признака банкротства может не быть признано банкротом, еслипроверка покажет, например, что предприятие обладает определенными финансовыми резервами,имеет значительную дебиторскую задолженность, готовую высоколиквиднуюпродукцию.
 Федеральный закон от 26октября 2002 года, N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» оставляет лишь внешнийпризнак банкротства.
 Однако следует отметить,что в ст. 3 Закона указаны некоторые различия в признаках банкротстваюридических лиц и граждан.
 В отношении юридических лицсохраняется лишь внешний признак банкротства. Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Юридическоелицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежнымобязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей,если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им втечение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
 В отношении граждан, в томчисле зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, сохраняетсявсе-таки второе условие банкротства – сумма обязательств гражданина должна превышатьстоимость принадлежащего ему имущества.
В ч.1 ст.3 Закона говорится,что гражданин считается не способным удовлетворить требования кредиторов поденежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательныхплатежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполненыим в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и еслисумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
Имеется в виду, вероятно,стоимость имущества гражданина, на которое может быть обращено взыскание. Удовлетворениетребований кредиторов не может производиться за счет всего имущества гражданина(конкурсной массы).
Bceимущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства ивыявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из имущества должника,которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота,имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права,основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности,а также иное предусмотренное Законом имущество.
В составе имуществадолжника отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество,являющееся предметом залога.
Вцелях правильного ведения учета имущества должника, которое составляетконкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров,аудиторов и иных специалистов.[1]
Приналичии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсныйуправляющий уведомляет об этом собственника изъятого из оборота имущества.
Собственникимущества, изъятого из оборота, принимает от конкурсного управляющего этоимущество или закрепляет его за другими лицами не позднее чем через шестьмесяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего.[2]
Ценапродажи социально значимых объектов определяется независимым оценщиком.Средства, полученные от продажи социально значимых объектов, включаются вконкурсную массу.[3]
Жилищныйфонд социального использования, а также социально значимые объекты, непроданные в порядке, предусмотренном пунктом 4 ст. 132 Федерального закона от26 октября 2002 года, N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», подлежатпередаче в собственность соответствующего муниципального образования в лицеорганов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляетуказанные органы.[4]
 В любом случае — имел лизаконодатель в виду стоимость всего имущества или имущество, на которое может бытьобращено взыскание, – нечеткое отражение данного вопроса в законе повлечет засобой трудности при рассмотрении в судах дел о банкротстве.
 Закон распространяетсяна физических лиц, не являющихся предпринимателями, и на все юридические лица.
 Что же касаетсясохранения в Законе лишь внешнего признака банкротства применительно кюридическим лицам, то неизвестно, изменится ли позиция арбитражных судов поэтому вопросу. Возможны два варианта — либо обязательность второго признакабанкротства останется, что называется, «за кадром», но он будетучитываться при рассмотрении дел в судах и получит закрепление в материалах судебнойпрактики; либо уйдет из судебной практики, что повлечет за собой увеличение дело несостоятельности (банкротстве) и упрощение процедуры их рассмотрения.
Состави размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на датуподачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное непредусмотрено Федеральнымзаконом от 26 октября 2002 года, N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Состави размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятияарбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных послепринятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признаниидолжника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на датувведения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срокаисполнения соответствующего обязательства.
Состав и размер денежныхобязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судомзаявления о признании должника банкротом и заявленных после принятияарбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытииконкурсного производства, определяются на дату открытия конкурсногопроизводства.
Состав и размер денежных обязательстви обязательных платежей, выраженных в иностранной валюте, определяются в рубляхпо курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, на датувведения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срокаисполнения соответствующего обязательства.[5]
Закон в ч. 2 ст. 4устанавливает, что Для определения наличия признаков банкротства должникаучитываются:
размер денежных обязательств,в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы иоказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником,размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, иразмер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществукредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которымидолжник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью,обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих потрудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторскимдоговорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника,вытекающих из такого участия;
размер обязательныхплатежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов(пеней) и иных финансовых санкций.
Подлежащие применению занеисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы,пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению занеисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовыесанкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательныхплатежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротствадолжника.
Кроме того, согласно ч 3ст. 4 Закона Размер денежных обязательств или обязательныхплатежей считается установленным, если он определен судом в порядке,предусмотренном настоящим Федеральным законом.
 Таким образом, с введениемуказанных норм в законодательстве о банкротстве устранен источник возникновениямножества спорных вопросов при рассмотрении в судах дел данной категории.
Арбитражный суд вправе принятьк рассмотрению требования нескольких кредиторов и возбудить производство поделу о банкротстве. Все кредиторы, чьи требования вошли в общую сумму первоначальнозаявленного требования, имеют одинаковые процессуальные права, которые закон предоставляеткредитору-заявителю.
 Также важно отметить,что по смыслу ст. 3 Закона неплатежеспособность предприятия являетсяединственным и достаточным признаком банкротства, то есть неплатежеспособность являетсяоснованием для признания предприятия банкротом.
 В российских условияхнередки случаи, когда предприятие не может расплатиться с кредиторами потому,что ему не отдали долги дебиторы. В Законе при определении признаков банкротстване предусмотрено наличие у предприятия дебиторской задолженности.

Глава 2. Отдельныепроцедуры банкротства
Федеральныйзакон от 26 октября 2002 года, N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»предусматривает следующие виды банкротства:
При рассмотрении дела обанкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедурыбанкротства:
наблюдение;
финансовое оздоровление;
внешнее управление;
конкурсное производство;
мировое соглашение.
Прирассмотрении дела о банкротстве должника-гражданина применяются следующиепроцедуры банкротства:
конкурсное производство;
мировое соглашение;
иные предусмотренныенастоящим Федеральным законом процедуры банкротства.[6]
Рассмотрим подробнеенекоторые из них.
§ 1. Наблюдение
Наблюдениевводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованноститребований заявителя />[7]
Наблюдениедолжно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, в срок,не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должникабанкротом в арбитражный суд.[8]
С даты вынесенияарбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующиепоследствия:
требования кредиторов поденежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения покоторым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должникутолько с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядкапредъявления требований к должнику;
по ходатайству кредитораприостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должникаденежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования кдолжнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
приостанавливаетсяисполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числеснимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряженияимуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, заисключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших взаконную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взысканиизадолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторскимдоговорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, овозмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении моральноговреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документовявляется определение арбитражного суда о введении наблюдения;
запрещаютсяудовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) вимуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников),выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли(пая);
запрещается выплатадивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
не допускаетсяпрекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородноготребования.[9]
Для управлениядолжником в период наблюдения арбитражным судом утверждается временныйуправляющий
Временныйуправляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностейвременного управляющего:
в связи с удовлетворениемарбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, нанеисполнение или ненадлежащее исполнение временным управляющим возложенных нанего обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащееисполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы,а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или его кредиторов;
в случае выявленияобстоятельств, препятствовавших утверждению лица временным управляющим, в томчисле в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лицавременным управляющим;
в иных предусмотренныхфедеральным законом случаях.[10]
Временныйуправляющий обладает широкими правами:
предъявлять в арбитражныйсуд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений,а также требования о применении последствий недействительности ничтожныхсделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований,установленных статьями 63 и 64 Закона;
заявлять возраженияотносительно требований кредиторов в случаях, предусмотренных настоящимФедеральным законом;
принимать участие всудебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленныхвозражений должника относительно требований кредиторов;
обращаться в арбитражныйсуд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранностиимущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временногоуправляющего сделки, не предусмотренные пунктом 2 статьи 64 настоящегоФедерального закона;
обращаться в арбитражныйсуд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;
получать любую информациюи документы, касающиеся деятельности должника;
осуществлять иныеустановленные настоящим Федеральным законом полномочия.[11]
Всоответствии со ст.67 Федерального закона от 26 октября 2002 года, N 127-ФЗ «Онесостоятельности (банкротстве)» временный управляющий обязан:
принимать меры пообеспечению сохранности имущества должника;
проводить анализ финансовогосостояния должника;
выявлять кредиторовдолжника;
вести реестр требованийкредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральнымзаконом;
уведомлять кредиторов овведении наблюдения;
созывать и проводитьпервое собрание кредиторов.
Статья75. Окончание наблюдения
Поокончании наблюдения, арбитражный суд на основании решения первого собраниякредиторов[12] выносит определение о введениифинансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение опризнании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либоутверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.
Вслучае, если первым собранием кредиторов не принято решение о применении однойиз процедур банкротства, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела впределах срока, установленного статьей 51 Федерального закона от 26 октября2002 года, N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», и обязывает кредиторовпринять соответствующее решение к установленному арбитражным судом сроку.
При отсутствиивозможности отложить рассмотрение дела в пределах срока, установленного статьей51 Федерального закона от 26 октября 2002 года, N 127-ФЗ «О несостоятельности(банкротстве)», арбитражный суд:
выносит определение овведении финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей(участников) должника, собственника имущества должника — унитарногопредприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица илитретьих лиц, при условии предоставления обеспечения исполнения обязательствдолжника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которогодолжен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требованийкредиторов на дату судебного заседания, не менее чем на двадцать процентов. Приэтом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашениязадолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судомопределения о введении финансового оздоровления и погашение требованийкредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с датыначала удовлетворения требований кредиторов;
при отсутствии основанийдля введения финансового оздоровления, предусмотренных настоящей статьей,выносит определение о введении внешнего управления, если у арбитражного судаесть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может бытьвосстановлена;
при наличии признаковбанкротства, установленных настоящим Федеральным законом, и при отсутствииоснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления,предусмотренных настоящей статьей, принимает решение о признании должникабанкротом и об открытии конкурсного производства.
Вслучае, если первым собранием кредиторов принято решение об обращении варбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления[13] или о признании должника банкротом иоб открытии конкурсного производства,[14] арбитражный суд может вынестиопределение о введении финансового оздоровления при условии предоставленияходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника- унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а такжетретьего лица или третьих лиц и предоставления банковской гарантии в качествеобеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графикомпогашения задолженности. Сумма, на которую выдана банковская гарантия, должнапревышать размер обязательств должника, включенных в реестр требованийкредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем надвадцать процентов. При этом график погашения задолженности долженпредусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц послевынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления ипогашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями втечение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов.
С даты введенияфинансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судомдолжника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мировогосоглашения наблюдение прекращается.[15]

§ 2. Финансовоеоздоровление
В ходенаблюдения должник на основании решения своих учредителей (участников), органа,уполномоченного собственником имущества должника — унитарного предприятия,учредители (участники) должника, орган, уполномоченный собственником имуществадолжника — унитарного предприятия, третье лицо или третьи лица в установленномнастоящим Федеральным законом порядке вправе обратиться к первому собраниюкредиторов, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, — карбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления.[16]
Решениеоб обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введениифинансового оздоровления принимается на общем собрании большинством голосовучредителей (участников) должника, принявших участие в указанном собрании, илиорганом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарногопредприятия.
Общеесобрание учредителей (участников) должника, орган, уполномоченный собственникомимущества должника — унитарного предприятия, при принятии решения об обращениик первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансовогооздоровления вправе досрочно прекратить полномочия руководителя должника иизбрать (назначить) нового руководителя должника.
Учредители(участники) должника, голосовавшие за принятие решения об обращении к первомусобранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления, вправепредоставить обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии сграфиком погашения задолженности в порядке и в размере, которые предусмотрены Федеральнымзаконом от 26 октября 2002 года, N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,или организовать предоставление такого обеспечения.[17]
Посогласованию с должником ходатайство о введении финансового оздоровления можетбыть подано третьим лицом или третьими лицами. Указанное ходатайство должносодержать сведения о предлагаемом обеспечении третьим лицом или третьими лицамиисполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашениязадолженности.[18]
 Исполнениедолжником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности можетбыть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной илимуниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами, не противоречащимиФедеральному закону от 26 октября 2002 года, N 127-ФЗ «О несостоятельности(банкротстве)».[19]
Финансовоеоздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собраниякредиторов.
Одновременнос вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный судутверждает административного управляющего/>.
В определении о введениифинансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, атакже содержаться утвержденный судом график погашения задолженности.
В случае предоставления обеспеченияисполнения обязательств в соответствии с графиком погашения задолженностиопределение о введении финансового оздоровления должно содержать сведения олицах, предоставивших обеспечение, размере и способах такого обеспечения.
Финансовоеоздоровление вводится на срок не более чем два года.[20]
Введение финансовогооздоровления влечет за собой ряд последствий:
требования кредиторов поденежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнениякоторых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут бытьпредъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований кдолжнику, установленного Федеральноым законом от 26 октября 2002 года, N 127-ФЗ«О несостоятельности (банкротстве)»;
отменяются ранее принятыемеры по обеспечению требований кредиторов;
аресты на имуществодолжника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим емуимуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
приостанавливаетсяисполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, заисключением исполнения исполнительных документов, выданных на основаниивступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений овзыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений поавторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения,о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении моральноговреда;
запрещаетсяудовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) вимуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников),выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли(пая);
запрещается выплатадивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
не допускаетсяпрекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородноготребования, если при этом нарушается очередность удовлетворения установленных пунктом4 статьи 134 Федерального закона от 26 октября 2002 года, N 127-ФЗ «Онесостоятельности (банкротстве)»требований кредиторов;
не начисляются неустойки(штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции занеисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательныхплатежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.[21]
В ходефинансового оздоровления органы управления должника осуществляют своиполномочия с ограничениями, установленными главой V Федерального закона от 26 октября 2002 года, N 127-ФЗ «Онесостоятельности (банкротстве)».
Руководстводолжником осуществляет административный управляющий который действует с датыего утверждения арбитражным судом до прекращения финансового оздоровления либодо его отстранения или освобождения арбитражным судом.
Административныйуправляющий в ходе финансового оздоровления обязан:
вести реестр требованийкредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральнымзаконом;
созывать собраниякредиторов в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
рассматривать отчеты оходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашениязадолженности, предоставляемые должником, и предоставлять заключения о ходевыполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженностисобранию кредиторов;
предоставлять нарассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходевыполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
осуществлять контроль засвоевременным исполнением должником текущих требований кредиторов;
осуществлять контроль заходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашениязадолженности;
осуществлять контроль засвоевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашениетребований кредиторов;
в случае неисполнениядолжником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженноститребовать от лиц, предоставивших обеспечение исполнения должником обязательствв соответствии с графиком погашения задолженности, исполнения обязанностей,вытекающих из предоставленного обеспечения;
исполнять иныепредусмотренные настоящим Федеральным законом обязанности.
Административныйуправляющий имеет право:
требовать от руководителядолжника информацию о текущей деятельности должника;
принимать участие винвентаризации в случае ее проведения должником;
согласовывать сделки ирешения должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, ипредоставлять информацию кредиторам об указанных сделках и о решениях;
обращаться в арбитражныйсуд с ходатайством об отстранении руководителя должника в случаях,установленных настоящим Федеральным законом;
обращаться в арбитражныйсуд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранностиимущества должника, а также об отмене таких мер;
предъявлять в арбитражныйсуд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений,а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок,заключенных или исполненных должником с нарушением требований настоящегоФедерального закона;
осуществлять иныепредусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
Административныйуправляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения обязанностейадминистративного управляющего:
по заявлениюадминистративного управляющего об освобождении его от исполнения обязанностейадминистративного управляющего;
в иных предусмотренныхфедеральным законом случаях.
Административныйуправляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностейадминистративного управляющего:
на основании решениясобрания кредиторов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнениявозложенных на административного управляющего обязанностей, установленныхнастоящим Федеральным законом;
в связи с удовлетворениемарбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, нанеисполнение или ненадлежащее исполнение административным управляющимвозложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение илиненадлежащее исполнение нарушило права или законные интересы заявителя жалобы,а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или его кредиторов;
в случае выявленияобстоятельств, препятствовавших утверждению лица административным управляющим,в том числе в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лицаадминистративным управляющим;
в иных предусмотренныхфедеральным законом случаях.[22]
Арбитражныйсуд по итогам рассмотрения результатов проведения финансового оздоровлениявправе вынести определение о введении внешнего управления в случае:
установления реальнойвозможности восстановления платежеспособности должника;
подачи в арбитражный судходатайства собрания кредиторов о переходе к внешнему управлению в случаях,предусмотренных настоящим Федеральным законом;
проведения собраниякредиторов, на котором было принято решение об обращении в арбитражный суд сходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсногопроизводства, появления обстоятельств, дающих основания полагать, чтоплатежеспособность должника может быть восстановлена;
в иных предусмотренныхнастоящим Федеральным законом случаях.
Совокупныйсрок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двагода.
В случае, если с датывведения финансового оздоровления до даты рассмотрения арбитражным судомвопроса о введении внешнего управления прошло более чем восемнадцать месяцев,арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.[23]
 
§ 3. Внешнее управление
 
Внешнее управлениевводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов.
Внешнееуправление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который можетбыть продлен в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, не болеечем на шесть месяцев, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Определение о продлениисрока внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может бытьобжаловано в порядке, установленном пунктом 3 статьи 61 Федерального закона от26 октября 2002 года, N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Походатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный сроквнешнего управления может быть сокращен.[24]
Введениевнешнего управления влечет за собой следующие последствия:
С даты введения внешнегоуправления:
прекращаются полномочияруководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнегоуправляющего;
внешний управляющийвправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителюдолжника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установленытрудовым законодательством;
прекращаются полномочияорганов управления должника и собственника имущества должника — унитарногопредприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управлениядолжника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органовуправления должника, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Органыуправления должника, временный управляющий, административный управляющий втечение трех дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечитьпередачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов,материальных и иных ценностей внешнему управляющему;
отменяются ранее принятыемеры по обеспечению требований кредиторов;
аресты на имуществодолжника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим емуимуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
вводится мораторий наудовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплатеобязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящимФедеральным законом.[25]
Дляуправления должником, одновременно с введением внешнего управления, арбитражнымсудом утверждается внешний управляющий[26]
Внешнийуправляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения обязанностейвнешнего управляющего:
по заявлению внешнегоуправляющего об освобождении его от исполнения обязанностей внешнегоуправляющего;
в иных предусмотренныхфедеральным законом случаях.[27]
Внешнийуправляющий обладает широкими полномочиями.
Внешнийуправляющий имеет право:
распоряжаться имуществомдолжника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями,предусмотренными настоящим Федеральным законом;
заключать от именидолжника мировое соглашение;
заявлять отказ отисполнения договоров должника в соответствии со статьей 102 Федерального законаот 26 октября 2002 года, N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
предъявлять в арбитражныйсуд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений,а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок,заключенных или исполненных должником с нарушением требований Федеральногозакона от 26 октября 2002 года, N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»осуществлятьиные предусмотренные настоящим Федеральным законом действия.
Внешнийуправляющий обязан:
принять в управление имуществодолжника и провести его инвентаризацию;
разработать план внешнегоуправления и представить его для утверждения собранию кредиторов;
вести бухгалтерский,финансовый, статистический учет и отчетность;
заявлять в установленномпорядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов;
принимать меры повзысканию задолженности перед должником;
вести реестр требованийкредиторов;
реализовыватьмероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, в порядке и наусловиях, которые установлены настоящим федеральным законом;
информировать комитеткредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнегоуправления;
представить собраниюкредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления;
осуществлять иные предусмотренныенастоящим Федеральным законом полномочия.[28]
 
§ 4. Конкурсноепроизводство
Принятиеарбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собойоткрытие конкурсного производства.
Конкурсноепроизводство вводится сроком на год. Срок конкурсного производства может продлеватьсяпо ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.[29]
Открытиеконкурсного производства влечет за собой следующие последствия:
срок исполнения возникшихдо открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплатыобязательных платежей должника считается наступившим;
прекращаетсяначисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций повсем видам задолженности должника;
сведенияо финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признаннымконфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;
совершение сделок,связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу егоимущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке,установленном настоящей главой;
прекращаетсяисполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительнымдокументам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, еслииное не предусмотрено Федеральным законом от 26 октября 2002 года, N 127-ФЗ «Онесостоятельности (банкротстве)»;
все требования кредиторовпо денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественныетребования, за исключением требований о признании права собственности, овзыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконноговладения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применениипоследствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте1 статьи 134 Федерального закона от 26 октября 2002 года, N 127-ФЗ «Онесостоятельности (банкротстве)», могут быть предъявлены только в ходеконкурсного производства;
исполнительные документы,исполнение по которым прекратилось в соответствии с настоящим Федеральнымзаконом, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсномууправляющему в порядке, установленном федеральным законом;
снимаютсяранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряженияимуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должникаявляется решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсногопроизводства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограниченийраспоряжения имуществом должника не допускается;
исполнение обязательствдолжника осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены настоящейглавой.[30]
Припринятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсногопроизводства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке,предусмотренном статьей 45 Федерального закона от 26 октября 2002 года, N127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
Конкурсныйуправляющий действует до даты завершения конкурсного производства.[31]
Конкурсныйуправляющий обладает рядом полномочий:
Конкурсныйуправляющий обязан:
принять в ведениеимущество должника, провести его инвентаризацию;
привлечь независимогооценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренныхЗаконом;
уведомить работниковдолжника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсногопроизводства;
принимать меры пообеспечению сохранности имущества должника;
анализировать финансовоесостояние должника;
предъявлять к третьимлицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании впорядке, установленном Законом;
заявлять в установленномпорядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных кдолжнику;
вести реестр требованийкредиторов, если иное не предусмотрено Законом;
принимать меры,направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося утретьих лиц;
исполнять иныеустановленные Законом обязанности.
Конкурсныйуправляющий вправе:
распоряжаться имуществомдолжника в порядке и на условиях, которые установлены Законом;
увольнять работниковдолжника, в том числе руководителя должника, в порядке и на условиях, которыеустановлены Законом;
заявлять отказ отисполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном статьей 102 Законом.
Конкурсный управляющий невправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличииобстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника;
передать на хранениедокументы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии сфедеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранениеопределяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
предъявлять иски опризнании недействительными сделок, совершенных должником, в том числе пооснованиям, предусмотренным статьей 103 Законом, об истребовании имуществадолжника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, исовершать иные действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имуществадолжника;
осуществлять иные права,связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных Законом.
Bce имущество должника,имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходеконкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из имущества должника,которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота,имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права,основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности,а также иное предусмотренное Законом.[32]
Послерассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатахпроведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение озавершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторовв соответствии со статьей 125 Федерального закона от 26 октября 2002 года, N127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — определение о прекращениипроизводства по делу о банкротстве.[33]
§ 5. Мировоесоглашение
Налюбой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсныекредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.
Решениео заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов иуполномоченных органов принимается собранием кредиторов. Решение собраниякредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов отобщего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов всоответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии,если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченнымзалогом имущества должника.
Решение о заключениимирового соглашения со стороны должника принимается должником-гражданином илируководителем должника — юридического лица, исполняющим обязанностируководителя должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим.
Допускаетсяучастие в мировом соглашении третьих лиц, которые принимают на себя права иобязанности, предусмотренные мировым соглашением.
Мировоесоглашение утверждается арбитражным судом.
При утверждении мировогосоглашения арбитражный суд выносит определение об утверждении мировогосоглашения, в котором указывается на прекращение производства по делу обанкротстве. В случае, если мировое соглашение заключается в ходе конкурсногопроизводства, в определении об утверждении мирового соглашения указывается, чторешение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производстване подлежит исполнению.
Мировоесоглашение вступает в силу для должника, конкурсных кредиторов и уполномоченныхорганов, а также для третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, с даты егоутверждения арбитражным судом и является обязательным для должника, конкурсныхкредиторов, уполномоченных органов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении.
Одностороннийотказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.[34]
Мировоесоглашение заключается в письменной форме.
Состороны должника мировое соглашение подписывается лицом, принявшим всоответствии с настоящим Федеральным законом решение о заключении мировогосоглашения. От имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов мировоесоглашение подписывается представителем собрания кредиторов или уполномоченнымсобранием кредиторов на совершение данного действия лицом.
Вслучае, если в мировом соглашении участвуют третьи лица, с их стороны мировоесоглашение подписывается этими лицами или их уполномоченными представителями.[35]
Мировоесоглашение должно содержать положения о порядке и сроках исполненияобязательств должника в денежной форме.[36]
Расторжениемирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, по соглашению междуотдельными кредиторами и должником не допускается.

Заключение
Можно уверенно сказать,что банкротство — это правовой процесс. Основная цель — ликвидация активовпредприятия. Исторически во всех странах целями банкротства было не толькофинансовое наказание должника, а реорганизация несостоятельного предприятия виную организационно-правовую форму.
 Юридические лица играждане вступают в многочисленные отношения друг с другом, с государственными,в том числе налоговыми органами, банками и другими организациями. В этихотношениях возникают денежные обязательства, определенные законом илидоговорами.
 В тех случаях, когдаденежный размер этих обязательств превышает определенный предел и очевиднаневозможность погашения обязательства из стоимости имущества должника, такиелица могут быть объявлены несостоятельными (банкротами). Тогда их коммерческаядеятельность прекращается, имущество реализуется для удовлетворения требованийкредиторов, остальные требования считаются погашенными. Таким образом,банкротство является той гранью, которая предполагает прекращение конкретнойкоммерческой или иной деятельности должника.
 Неплатежеспособностьдолжника может быть обусловлена различными причинами. Это и не получениесредств за отпущенные товары и затоваривание собственного производствапродукцией, не имеющей сбыта, неэффективная финансовая деятельность.
 Следует сказать, чтопервые законы, регулировавшие вопросы несостоятельности в прошлые века, восновном, носили карательный характер, и должники подвергались мерам уголовногонаказания. По мере развития и расширения коммерческой и торговой практики,увеличивалось количество норм гражданско-правового характера, существенноменялись цели законодательства о несостоятельности.
 Институт банкротстваизвестен всем странам с рыночной экономикой, поскольку последняя предполагаетполучение прибыли от коммерческой деятельности и платежеспособный спроспотребителей. Она выводит неэффективные предприятия из числа действующих.
 Однако признаниедолжника банкротом имеет и негативные последствия, поскольку затрагивает нетолько имущественные интересы должника, но и права и интересы большого кругадругих лиц его работников, партнеров, кредиторов и других, порождает во многихслучаях значительные социальные издержки. Поэтому законодательствопредусматривает комплекс мер по восстановлению платежеспособности должника,направленных на предотвращение массовых банкротств.

Список источников илитературы
Нормативно-правовые акты
1. КонституцияРоссийской Федерации, 1993\\ ИПС Гарант, 2007
2. Федеральный законот 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (сизменениями от 22 августа, 29, 31 декабря 2004 г., 24 октября 2005 г., 18 июля,18 декабря 2006 г., 5 февраля 2007 г.)
3. ПостановлениеПравительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367 «Об утверждении Правилпроведения арбитражным управляющим финансового анализа»
4. ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 19 декабря 2005 г. N 12-П «По делу опроверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федеральногозакона „О несостоятельности (банкротстве)“ в связи с жалобойгражданина А.Г. Меженцева»\\ ИПС Гарант, 2007
5. ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 22 июля 2002 г. N 14-П «По делу о проверкеконституционности ряда положений Федерального закона „О реструктуризациикредитных организаций“, пунктов 5 и 6 статьи 120 Федерального закона»О несостоятельности (банкротстве)” в связи с жалобами граждан,жалобой региональной общественной организации «Ассоциация защиты правакционеров и вкладчиков» и жалобой ОАО «Воронежское конструкторскоебюро антенно-фидерных устройств» \\ ИПС Гарант, 2007
6. ОпределениеКонституционного Суда РФ от 18 июля 2006 г. N 330-О «Об отказе впринятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества „Инженерныйцентр “Электро» на нарушение конституционных прав и свободположениями абзацев четвертого, пятого и девятого статьи 2, пункта 3 статьи 29и абзацев первого и второго пункта 1 статьи 63 Федерального закона «Онесостоятельности (банкротстве)» \\ ИПС Гарант, 2007
7. ПостановлениеПленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2006 г. N 67«О некоторых вопросах практики применения положений законодательства обанкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридическихлиц»\\ ИПС Гарант, 2007
8. ПостановлениеПленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 «О некоторыхвопросах, связанных с введением в действие Федерального закона „Онесостоятельности (банкротстве)“\\ ИПС Гарант, 2007
9. ПостановлениеПленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. N 29»О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Онесостоятельности (банкротстве)»\\ ИПС Гарант, 2007
10. ПостановлениеПленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. N 22 «Опорядке погашения расходов по делу о банкротстве»\\ ИПС Гарант, 2007
11. ПостановлениеПленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 ноября 2006 г. N 57«О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований овыплате капитализированных платежей»\\ ИПС Гарант, 2007
Литература
1. Батрова Т.А..Коммерческое право. М. Норма-М. 2005.
2. Баликинская В.Д.Правовое регулирование предпринимательской деятельно-сти. Учебное пособие. 2-еиздание. М.: Инфра-М, 2002. 312 с.
3. Бусыгин А.В..Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов.-М.: Инфра-М, 2003.
4. Вакка А.Б.,Ерофеев А.Н. Актуальные проблемы определения очередности и размера требованийкредиторов-физических лиц в делах о банкротстве кредитных организаций //Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2003. № 4.
5. Витрянский В.Новое в правовом регулировании несостоятельности (банкротства) // Хозяйство иправо. 2003. № 1.
6. Губина Е.П., ЛахноП.Г. Предпринимательское право Российской Федерации. Юристъ. 2003 г.
7. Горфинкель В.Н.,Швандар С.М., Купряков Н.И. Курс предпринимательства. М.: Знание, 2000. 285 с.
8. Дойников И.В.Предпринимательское (хозяйственное) право. Учебное посо-бие. Издание 3-е,переработ. и дополн. М.: Брандес, 2002. 324 с.
9. Жилинский С.Э.Предпринимательское право: Учебник для вузов.-М.: Инфра-М, 2000.
10. Зыкова И.В. Новоев законодательстве о несостоятельности (банкротстве) // Законодательство иэкономика. 2003. № 3.
11. Информационноеписьмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 мая 2006 г. N 108«О некоторых вопросах, связанных с назначением, освобождением иотстранением арбитражных управляющих в делах о банкротстве»\\ ИПС Гарант,2007
12. Информационноеписьмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 июля 2005 г.N 93 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроковпо делам о банкротстве»\\ ИПС Гарант, 2007
13. Информационноеписьмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2005 г.N 97 Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных сзаключением, утверждением и расторжением мировых соглашений в делах онесостоятельности (банкротстве)
14. Кулагин М.Н.Предпринимательское право: опыт Запада. Избранные труды. М.: Статут, 2000. 310с.
15. Кураков В.Л.,Павлов Р.П. Предпринимательская деятельность в современной России: Основыправового регулирования. Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2001. 333с.
16. Лебедев К.К.Хрестоматия по предпринимательскому и коммерческому праву. М.: Юрид.центрПресс, 2001. 580 с.
17. ПисьмоФедеральной налоговой службы от 27 мая 2005 г. N ЧД-6-09/439 «Огосударственной регистрации в связи с ликвидацией юридических лиц»\\ ИПСГарант, 2007
18. Предпринимательскоеправо. Байша Ж.Ф. –М.: Издательский дом Дашков и К, 2006, 207 с.
19. Предпринимательскоеправо. 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие. 2-е издание, исправленное идополненное. Смоленский Л.Б.-М.: Инфра-М, 2006, 240 стр.
20. Предпринимательскоеправо в XXI веке: преемственность и развитие. Под ред. В.В. Лаптева. М.:Знание, 2002. 192 с.
21. Предпринимательскоеправо. Курс лекций. Под ред. Н.И. Клеина. М.: Юриди-ческая литература, 2000. 78с.
22. Шамшурин Л.Л.Мировое соглашение как реабилитационная процедура несостоятельности должника //Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2003. № 5.
23. Яцева Е. Принципызаконодательства о банкротстве и действительность сделок несостоятельногодолжника // Юрист. 2003. № 9.