Психологические особенности профессионального мышления работника уголовного розыска

Психологическиеособенности профессионального мышления работника уголовного розыска
Мыслительныепроцессы занимают важное место в деятельности работника уголовного розыска. Посути, весь смысл его работы состоит в постоянном добывании и переработкеспецифической информации.
Втеоретических и экспериментальных исследованиях советских психологов (П.П.Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, О.К.Тихомирова) мышление определяется как ведущий компонент развитой психическойдеятельности. Мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным илидаже бессильным чувственное познание.
Познание влюбой деятельности, в том числе и по раскрытию преступлений, осуществляется вдвух формах: чувственной и рациональной, которые находятся в неразрывномдиалектическом единстве. Чувственное познание осуществляется прежде всего принепосредственном отражении внешнего мира в форме ощущений, восприятий,представлений, при помощи которых достигается эмпирический уровень знания.
Однакопроцесс познания в деятельности по раскрытию преступлений не может ограничитьсятаким чисто эмпирическим уровнем знания, он предполагает в качествеобязательного элемента применение рациональных приемов познания, которыепротекают в форме мышления—обобщенного и опосредованного отражениядействительности
Мышлениеявляется одним из компонентов, составляющих единую психическую деятельностьработников уголовного розыска, и понимается нами как внутренний процесс,возникающий из внешней деятельности и представляющий особую ее форму, структураи механизмы которой воспроизводят особенности взаимодействия индивида с внешнейсредой
Деятельностьоперативного уполномоченною условного розыска по раскрытию преступлений авторрассматривает как особый вид мыслительной деятельности, имеющей сугу6опрактическую направленность на решение конкретных задач борьбы с преступностью.
Психологическаяхарактеристика деятельности работника уголовного розыска
Категориядеятельности является в современной психологии одной из ведущих.Заслуга вразвитии общепсихологической теории деятельности принадлежит советскимпсихологам. Деятельность рассматривается как единица жизни, как условиеформирования личности: «Психические свойства личности — не изначальнаяданность, они формируются и развиваются в процессе ее деятельности», — отмечалС.Л Рубинштейн. В труде происходит становление и оттачивание профессиональныхспособностей, в зависимости от профессиональной специфики труда меняется иструктура личности работника: ее направленность, интересы, убеждения, оценкасебя и других людей.
Наиболееполное описание структуры человеческой деятельности принадлежит АН Леонтьеву. Собщепсихологической точки зрения, понятие деятельности обязательно связано спонятием мотива, отсюда отдельные виды деятельности различаются по критериюпобуждающих их мотивов Деятельность имеет определенное внутреннее строениеОсновными составляющими любой человеческой деятельности являются действия.Действие — это процесс, подчиненный сознательной цели Поскольку любаядеятельность существует не иначе, как в форме действия или цепи действий, тодействия, включенные в конкретную деятельность, побуждаются ее мотивом инаправлены на определенные цели, достижение которых в конечном счете приводит косуществлению деятельности в целом. Другими словами, «когда перед намиразвертывается конкретный процесс — внешний или внутренний, то со стороны егоотношения к мотиву он выступает в качестве деятельности человека, а какподчиненный цели — в качестве действия или совокупности, цепи действий»4.Вполне понятно, что одно и то же действие, в зависимости от того, в какуюдеятельность оно включено, может иметь совершенно разные мотивы. Таким образом,действие как подлинная реальность обнаруживает свою известнуюсамостоятельность. Если деятельность (в случае ее осознанности) подчиняетсяопределенной цели, то действия, в нее включенные, подчиняются частным целям,которые могут быть выделены из общей цели.
В своюочередь действия обладают особыми качествами, особыми образующими, получившиминазвание операций. Операции — это способы осуществления действий, зависящие отобъективных условий, в которых должна быть достигнута цель действия. В общемпотоке деятельности, который образует человеческую жизнь в ее высших,опосредованных психическим отражением проявлениях, анализ выделяет отдельные(особенные) деятельности — по критерию побуждающих их мотивов. Далее выделяютсядействия — процессы, подчиняющиеся сознательным целям, и, наконец, операции,которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели.
Деятельностьможет быть по форме как внешней так и внутренней, однако независимо от этогоона имеет одинаковое общее строение.
Поутверждению А.Н. Леонтьева, главное, что отличает одну деятельность от другой,состоит в различии их предметов. Ведь именно предмет деятельности и придает ейопределенную направленность. По предложенной А.Н. Леонтьевым терминологии«предмет деятельности есть ее действенный мотив».
Предметомдеятельности оперативного уполномоченного, которая в юридической литератореименуется оперативно-розыскной, является «основанная на законодательных иподзаконных нормативных актах система разведывательных (поисковых) мероприятий,осуществляемых преимущественно специальными средствами и методами в целяхпредотвращения и раскрытия преступлений и розыска скрывающихся преступников»6.
Оперативно-розыскнаядеятельность представляет собой вид юридической деятельности. Однако, с точкизрения правовой регламентации, в отличие от предварительного расследования онарассматривается как деятельность правомерная, но не процессуальная7.
Природалюбого вида деятельности приводит к существованию определенных психологическихособенностей, которые обусловливают ее психологическое своеобразие. К этимособенностям деятельности работника уголовного розыска по раскрытию преступленийможно отнести активное противодействие преступного элемента и его окружения, атакже конфликтный характер деятельности.
Преступноедеяние — это конфликт правонарушителя с законом, зачастую- результат конфликтас окружающими. Конфликтны, по существу. и обстоятельства, обусловливающиесовершение противоправных поступков8.
Умениевыявлять подобные ситуации, прогнозировать возможность их возникновения,управлять поведением противоборствующей стороны является существенным инеобходимым профессиональным качеством работника уголовного розыска.
Принятьправильное решение, учитывая широкий диапазон возможных поступковправонарушителя (от подчинения до агрессивного поведения), отсутствиедостаточно полной и достоверной информации о личности правонарушителя, подчасусугубляющееся его сообщением дезинформирующих сведении, дефицит времени прирешении конфликтов, — задача сложная. Поведение работника уголовного розыска вконфликтной обстановке в значительной степени ограничено требованиями,вытекающими из принципов профессиональной деятельности и предписанийнормативных актов. Это означает, что работник уголовного розыска должендействовать в рамках своеобразных алгоритмов поведения, содержание которых внемалой мере зависит от обстоятельств конкретной жизненной ситуации и отсубъективного восприятия конфликта его участниками Действия работниковуголовного розыска в подобных ситуациях заслуживают внимательного изучения Онисвязаны с возможностью наступления ряда неблагоприятных последствий какпсихофизиологического (психология стресса)9, так и социального порядка.
Деятельностьработников уголовного розыска по раскрытию преступлений представляетсявозможным определить как сложный и динамический процесс, включающий в себяцелую систему различных поисковых мероприятий, осуществляемых преимущественноспециальными средствами и методами протекающий в условиях экстремальности истрессогенности.
В результатеэтой деятельности оперативный уполномоченный получает сведения о фактическихданных, представляющих собой информацию либо материального (следы рук, ног,транспортных средств, орудий совершения преступления и т.д.), либо идеального(сведения о событии преступления, личности преступника, показания свидетелей,потерпевших и т.д.) свойства.
Процессполучения информации имеет поэтапный характер. Работники уголовного розыска накаждом этапе вынуждены принимать различные решения, в то время как собраннаяими информация не всегда бывает полной и достоверной. Познавательное назначениеоперативно-розыскной информации заключается в том, что она содержит сведения освязях между событиями и фактами, знание которых позволяет устанавливать круглиц, в той или иной мере осведомленных о преступлениях, степень ихосведомленности, социальную и нравственно-психологическую характеристику,настроения, вероятность противодействия и лжесвидетельства на допросах и т.д.Активное отражение различных черт объективной действительности связано, с однойстороны, с выдвижением познавательных моделей, а с другой — с выработкойсвоеобразных «схем действия» для достижения сознательно поставленных целей.
Познавательныйпроцесс при раскрытии преступлений носит творческую направленность Онапроявляется в том, что на каждом этапе решаются задачи проблемного характера,включающие в себя формулирование проблемы, ее анализ, поиск информации,построение гипотезы, ее проверку Получение знаний о действительностискладывается из непосредственных представлений о событии преступления, оценкисредств и методов получения соответствующей информации, оценки поведения лиц,различным образом причастных к исследуемым событиям
Процесспознания в оперативно-розыскной деятельности для достижения более высокогологического уровня знании предполагает обязательное применение рациональныхприемов познания.
Свозникновением проблемной ситуации, когда у человека появляется необходимостьчто-то понять, ответить на вопрос, разрешить противоречие, начинается мышлениеОно осуществляется в виде операций, направленных на решение возникающих задачПостановка задачи является результатом того, что проблемная ситуация,содержащая какие-то нераскрытые звенья, подвергается анализу со сторонычеловека, субъекта10.
«Реально этотмыслительный процесс, — подчеркивает С Л. Рубинштейн, — обычно осуществляется входе какой-то конкретной деятельности — практической трудовой деятельности,разрешающей определенную производственную задачу, деятельности изобретателя,рационализирующего производственный процесс, в теоретической работе ученого,решающего какую-то задачу, или, наконец, в учебной деятельности учащегося, усваивающегов процессе учения добытые уже наукой знания».11
Раскрытиепсихологических закономерностей мышления работников уголовного розыска являетсяодной из наименее исследованных проблем юридической психологии. Освещение этойпроблемы представляется возможным в результате изучения мышления в процессерешения профессиональных задач по раскрытию преступлений.
В психологиисчитается бесспорным тот факт, что различные виды научной и практическойдеятельности характеризуются специфическими мыслительными задачами.
Поэтомупрежде чем перейти к вопросу об особенностях мышления в ходе решения задач пораскрытию преступлений, необходимо дать характеристику их отличительных свойствпо сравнению с задачами, решаемыми в других видах юридической деятельности,представить их типологию и структуру.
Характеристиказадач, решаемых работником уголовного розыска
«Каждый извидов деятельности, будучи более или менее своеобразен по своей природе вцелом, более или менее своеобразен и в психологическом отношении, у каждого изних свои навыки, автоматизированная «техника», свои более или менееспецифические интеллектуальные задачи и процессы и свои формы творчества»12
В ходемышления решаются не только готовые проблемы и задачи, но и ставятся новые дляпоследующего их решения В связи с этим можно утверждать, «что мышлениеосуществляется как решение задач или мышление всегда есть решение задач Поэтомуизучение мышления оперативного уполномоченного уголовного розыска должнопроводиться посредством анализа процесса решения им профессиональных задач,направленных на раскрытие преступлений
Психологическиеисследования мышления традиционно базируются на задачах различного родашахматных, на конструирование, учебных и др. 13
Приисследованиях механизмов следственного мышления, проведенных Н Л Гранат,испытуемые решали криминалистические задачи на материале следственной исудебной практики.14
Указанноеобстоятельство не является случайным Дело в том, что задача как единицапсихологического анализа деятельности диалектически объединяет в себе внешниесвойства и отношения предметов реального мира, с одной стороны, и поведение,деятельность человека как носителя определенных психологических качеств, сдругой «Задача является той формой включения личности в социальнуюдеятельность, которую исследует именно психология Именно в процессе ее решенияобъективно выявляется цена, которой достигается решение, т е конкретноекачество осуществления личностью деятельности»15. Понятие задачи в психологиивсегда сопряжено с качеством решающего ее субъекта, а его активностьопределяется как соизмерение его возможностей с требованиями этой задачи. Инымисловами, анализируя решение задач определенного типа конкретным испытуемым, мыможем судить не только об особенностях процесса мышления, но и о требуемых иналичных индивидуальных возможностях решающего, включая интеллектуальныеспособности.
Более того,исследование психики со стороны механизмов деятельности, понимаемой как решениезадач, позволяет осуществить в психологии принцип системности путем выявлениясвязей между эмоциональной, волевой и познавательной сферами личности.
Что жепсихологи понимают под термином «задача»? Анализ литературы по проблемампсихологии показывает несовпадение значений, которые вкладываются в определениезадачи.
Так, Г.А.Балл, учитывая опыт субъекта в решении задач, разграничивает их на «простозадачу», «мыслительную задачу» и «проблемную задачу»16.
В работахН.А. Менчинской17, В.Оконя18 даются понятия «задача» и «задача-проблема».
Я.А.Пономарев, принимая за основу характер и результат взаимодействия субъекта собъектом деятельности, подразделяет задачи на познавательные и мыслительныемыслительные акты вовлекаются в решение познавательных задач как их необходимоезвено если же объем такой задачи предельно ограничен, процесс ее решения совпадаетс решением мыслительной задачи19.
Задача, помнению Л.Л. Гуровой, в наиболее широком значении этого понятия, означает цельдеятельности, при постановке которой субъект не располагает всеми необходимымидля ее достижения средствами. Поиск, выявление и применение этих средствсоставляют деятельность, называемую решением задач20.
А.Н.Леонтьевым в его теории деятельности приводится общее психологическоеопределение задачи: «… это — цель, данная в определенных условиях»21. Такимобразом, исследование процесса мышления как целенаправленного поиска решениязадачи находится в зависимости от того, что понимается под задачей. Всеисследователи единодушны в том, что психологический смысл задача приобретаетлишь тогда, когда субъект включается в ее решение. Вне контекста деятельностисубъекта задача выходит за рамки предмета психологического исследования истановится предметом изучения конкретной науки, к области которой онапринадлежит.
Применительнок деятельности оперативного уполномоченного уголовного розыска по раскрытиюпреступлений задача— это осознанная объективная ситуация, в которой необходимоотыскать способ достижения намеченной цели, в пределах его должностнойкомпетенции.
Чтобы уяснитьпсихологическую структуру задачи по раскрытию преступления, следует датьописание ее цели или требования, условия или исходных данных.
Цель задачи спсихологической точки зрения — это реальный объект или идеальное представлениеконечного результата действий человека, решающего задачу. Целью раскрытиялюбого преступления является установление лица, его совершившего, и сборизобличающих его доказательств. Конечная цель достигается путем установленияпромежуточных, ее составляющих, т. е. по ходу решения происходит многократноепреобразование цели и условий задачи. Например, в случае обнаружения трупа спризнаками насильственной смерти процесс раскрытия преступления будетпреследовать следующие цели: установление личности погибшего, выявлениесвидетелей, розыск преступника и т. д.; в случае кражи — поиск похищенного, установлениеворов, изобличение их и пр. Этот процесс, по мнению К.А. Славской, представляетне что иное, как постановку новых частных задач, возникающих при решенииосновной задачи в результате объективирования предшествующего хода мысли22. Ужепо этой причине в процессе своего преобразования на каждом последующем этаперешения задача, направленная на раскрытие преступления, может так сильновидоизменяться, что ее нередко можно принять за принципиально новую задачу Темне менее остается ее структурная характеристика, состоящая из цели и условий,которые связаны между собой именно так, что от решающего требуется ихпреобразование.
Задачи пораскрытию преступления имеют многоцелевой характер. В каждом конкретном случаецелями могут быть определенные материальные объекты (люди, вещи, следы на них ит. п.), заранее заданные действия (передать определенную информацию, составитьрапорт и т. д.), некоторое новое знание (обнаружение и приобретение нужныхсведений, доказательство важных для дела положений и пр.). Задачи, цельюкоторых является достижение новых, пока не известных знаний, составляют большойкласс интеллектуальных задач, занимающих чрезвычайно важное место воперативно-розыскной работе.
Такимобразом, в задачах по раскрытию преступлений цель играет роль общеготребования, общего ориентира, задающего направление поиска, достижение котороговозможно лишь посредством системы взаимосвязанной совокупности шагов.
Условиязадачи по раскрытию преступлений во многом зависят от очевидности илинеочевидности совершенного преступления.
При раскрытииочевидных преступлений (бытовых убийств, хулиганства в присутствии знающихпреступника людей и других деяний, обнаружение которых происходит одновременнос установлением лиц, их совершивших) оперативно-розыскные меры используютсякрайне редко. Совсем иная ситуация складывается, когда преступление совершено вусловиях неочевидности (при неизвестных обстоятельствах, неизвестным лицом).Раскрытие неочевидных преступлений представляет наибольшую трудность как дляследователя, так и для оперативного уполномоченного. В процессе раскрытияподобных преступлений особая роль принадлежит аппаратам уголовного розыска, таккак у следователя по таким делам наблюдается острый дефицит информации,необходимой для проведения следственных действий.
Именно задачипо раскрытию неочевидных преступлений находятся в центре нашего внимания, какболее сложные и в то же время наиболее типичные для деятельности работникауголовного розыска. На долю неочевидных приходятся все преступления, остающиесянераскрытыми, из них наибольшее распространение имеют кражи государственного иличного имущества, умышленные тяжкие и менее тяжкие телесные повреждения,грабежи, разбои и изнасилование, т. е. преступления, представляющие повышеннуюобщественную опасность.
В преступленияхэтого вида связи между событием преступления и лицами, к нему причастными,между преступником и потерпевшим, между последствиями и местом преступления ит. д. неизвестны, их предстоит выявить.
Информация,содержащаяся в исходных условиях задач, не дает непосредственного ответа, чтоименно является существенным для раскрытия преступлений. Кроме того, неисключена возможность умышленного изменения преступником обстановки местапроисшествия (т. е. искажения исходных условий задачи) с целью- затрудненияпроцесса ее решения. С психологической точки зрения, в условиях задач пораскрытию неочевидных преступлений содержатся в разных соотношениях признаки,основанные на прежнем опыте оперативного уполномоченного уголовного розыска.«Внешний облик» задачи далеко не всегда совпадает с ее действительнымсодержанием, и, приступая к ее решению, никогда нельзя быть уверенным, что вней представлены все и только нужные для решения условия. Информационнаянеопределенность — наиболее существенный признак задач по раскрытию неочевидныхпреступлений.
Б психологиипредложено выделять следующие общелогические типы задач с точки зренияхарактеристики их исходных условий: 1) с полным набором только необходимыхусловий; 2) с недостатком некоторых из них; 3) с наличием всех необходимых идобавлением избыточных, лишних условий; 4) с недостатком некоторых необходимыхусловий, с одной стороны, и с избытком ненужных — с другой.23
«Классическим»вариантом задачи по раскрытию неочевидного преступления является задача,принадлежащая к четвертому типу: помимо исходной информационнойнеопределенности (неизвестно, какие условия окажутся существенными для решения,а какие — ненужными, лишними) условия задачи объективно не содержат всехданных, необходимых и достаточных для ее решения. Новые данные, приобретаемыепо ходу работы над задачей, которые решающий считает нужным включить висходные, получили в психологии название «привнесенных»24. Именно привнесеннымиданными объясняется постоянное переосмысливание условий и требований задач по раскрытиюпреступлений при их решении, что делает структурную характеристику этих задачдинамичной. Естественно, прежде чем стать привнесенными, эти данные должны бытьнайдены, для чего требуются соответствующие умственные усилия со сторонырешающего. От оперативного уполномоченного уголовного розыска в этом случаетребуется мобилизация всех способностей и знаний.
Как мы ужеотмечали, раскрытие преступления представляет собой сложную, комплекснуюзадачу, которая является единой для оперативно-розыскных и следственныхаппаратов. В законодательстве это положение закреплено ст. 3 УПК РСФСР.
Единствоцелей оперативного уполномоченного уголовного розыска и следователяподчеркивается в коллективной монографии «Теория судебных доказательств всоветском уголовном процессе» В частности, в ней указывается, что «законтребует четкого разделения обязанностей следователя и оперативного работника,которые, в равной степени отвечая за раскрытие преступления, идут к общей целиразными путями, используя различные методы»25.
Такимобразом, единство целей в профессиональной деятельности следователя и работникауголовного розыска обусловливает обоюдную заинтересованность в решении задачипо раскрытию преступлений Вместе с тем необходимо отметить, что условия этойзадачи, представляющие собой материальную и идеальную информацию по фактусовершения преступления, будут едиными для них только на первоначальном этапе(например, при осмотре места происшествия).
Различия вусловиях решаемых задач в дальнейшем объясняются спецификой форм деятельности(только процессуальной— у следователя и возможностью использованиянепроцессуальных форм—у работника уголовного розыска), а также спецификойспособов (методов) осуществления следственной и оперативно-розыскнойдеятельности. Наиболее показательной в этом отношении является классификацияметодов познания, используемых в расследовании, в зависимости от их содержанияи в соответствии с решаемыми задачами, предложенная И.М. Лузгиным.
1. Всеобщиеметоды познания — марксистско-ленинская диалектика.
2 Общиеметоды используемые в различных областях познания (например, наблюдение,сравнение, эксперимент, моделирование и т. п.).
3 Специальныеили специфические приемы, используемые в какой-либо одной областидеятельности26
Так,специальными приемами в процессе расследования являются, например, приемыобнаружения невидимых и слабовидимых следов установления личности по чертамвнешности, отождествление целого по частям.
Припроведении поисковых мероприятий от работников аппаратов уголовного розыскаорганов внутренних дел, кроме общих, требуется применение специальныхтактических приемов и средств, позволяющих успешно выявлять преступников.Поэтому такие мероприятия выполняются только лицами, непосредственноучаствующими в этой деятельности.
Кроме того,следователь прибегает к помощи оперативного уполномоченного уголовного розыскадля предотвращения преступлений, раскрытия уже совершенных, для установления изадержания преступников и решения вопросов, ответы на которые не удаетсяполучить следственным путем.
Вышеизложенноепозволяет выделить некоторые специфические черты, присущие задачам,направленным на раскрытие преступлений:
1.Многоцелевой характер (например, в случае кражи процесс раскрытия преследует,по крайней мере, три цели: установление воров, их изобличение, розыскпохищенного).
2.Необходимость осуществления мыслительных действий в условиях дефицита времени,недостаточности необходимой и избыточности ненужной информации, трудностиустановления их объема.
3. Наличиедвух основных групп условий задачи:
— относительностатичных (обстановка происшествия, материальные объекты, пространственныехарактеристики местности, сохранившие или отразившие следы и состояния,существенные для раскрытия преступления);
—динамических (свидетели, потерпевшие и пр.).
4. Качественнаянеограниченность динамических элементов задачи, наличие у них большогоколичества свойств, влияющих на процесс раскрытия, которые необходимо учитыватьпри решении (например, способность свидетелей или потерпевших забывать факты,искажать их, внушаемость, умышленное нежелание помочь раскрытию и т. д.).
5.Значительная неопределенность условий задачи в силу изменчивости, динамичностиситуации в целом, в зависимости от различного сочетания динамических истатических ее элементов.
6.Особенности решения:
— нахождениеряда пространственно-временных комбинаций или перекомбинаций наличных,предполагаемых и получаемых в ходе решения элементов,
—осуществление решения задачи путем системы последовательных, взаимосвязанных ив то же время относительно независимых действий, предполагающих периодическийвозврат к исходным, а также получаемым в процессе решения элементам ситуации.
Необходимымэтапом в изучении задач по раскрытию преступлений является их классификация.
В юридическойпсихологии были предприняты попытки классификации следственных задач по такимоснованиям, как характер, направленность и способ их решения.
Так,учитывая, что в каждом конкретном деле условия задач часто переплетаются, арешения подчинены одной цели— отысканию истины, И.К. Шахриманьян наметилосновные типы следственных задач.
К первомутипу он относит задачи на построение различных версий.
Ко второмутипу — задачи на поиски различных источников информации, в ходе которыхследователь устанавливает возможность свидетелей, обвиняемых и другие источникисведений о доказательствах
Третий типохватывает задачи по оценке полученной информации, т. е. по оценкедоказательств. При разрешении этих задач следователю приходится производитьанализ собственной психической деятельности.
Четвертыйтип, по мнению автора, характеризуется выбором методов и средств полученияинформации27.
При изучениизадач, решаемых работником уголовного розыска, предпринималась попытка условнойих классификации по этапам раскрытия преступлений.
Характеризуядеятельность по раскрытию преступлений, И.Ф. Герасимов первым этапом раскрытиясчитает обнаружение и выявление преступления и его признаков. Этот этапхарактеризуется получением исходной информации во время проведенияпервоначальных следственных и оперативно-розыскных действий.
Вторым этапом(также по любому делу) является собирание сведений о лице, совершившемпреступление. Решение задач второго этапа во многом будет зависеть от того, ккакой категории— очевидных или неочевидных — относится это преступление.
Третий этапраскрытия преступления — установление всех обстоятельств преступного события илица, совершившего это деяние.
Для первого ивторого этапов характерны все виды деятельности, направленной илиспособствующей раскрытию преступлений (следственные и розыскные действия,оперативно-розыскные и некоторые другие меры). Третий этап отличается от первыхдвух тем, что основной формой деятельности здесь всегда являются следственныепроцессуальные действия. Заканчивается он вынесением постановления опривлечении в качестве обвиняемого28
Распределениезадач, решаемых работником уголовного розыска на различных этапах раскрытияпреступлений, позволяет нам перейти к их классификации в зависимости отособенностей получения информации о событии преступления и личностипреступника.
Первая группазадач включает в себя раскрытие очевидных преступлений. В этом случаеинформация в предметной или идеальной формах поступает либо от виновного (явкас повинной), либо от очевидцев преступного события.
Вторая группасостоит из задач по раскрытию неочевидных преступлений. Необходимую информациюздесь получить сложнее в связи с тем, что потерпевшие и очевидцы зачастую поразным причинам не сообщают своевременно о совершенном преступлении. Приосвещении преступного события очевидцы и потерпевшие могут дать достаточнополные сведения только о факте преступления или описать похищенные предметы.Что касается сведений о личности преступника, то очевидцы, как право,запоминают лишь броские приметы. В большинстве случаев свидетели в своихпоказаниях дают лишь общее описание отдельных признаков разыскиваемого.
Третья группа— задачи по раскрытию преступлений, инсценированных преступником под несчастныйслучай, самоубийство, пожар и т. п. В этих случаях сложность заключается в том,что следы совершенного преступления либо видоизменяются преступником, либополностью уничтожаются.
Раскрытиеэтих преступлений становится возможным при определении истинной сущностипроисшедшего события, выявлении инсценировки и установлении истинноговиновника.
Четвертаягруппа задач — латентные (скрытые от органов внутренних дел) преступления.
Информация олатентных преступлениях может быть получена как оперативным, так и следственнымпутем. Для этого в первую очередь необходимо проверять подозреваемых,проходящих по возбужденным уголовным делам, на причастность к совершению иныхпреступлений, а также постоянно ориентировать оперативный аппарат уголовногорозыска на раскрытие совершенных преступлений.
Решениеперечисленных задач регламентируется различными приказами, директивами, инструкциями.Однако эти задачи не могут быть решены только с помощью заложенных в подобныхдокументах аналогии и алгоритмов. Их решение предполагает наличиеэвристических, интуитивных способов, которые характеризуются своеобразиемпознавательной, творческой, мыслительной деятельности оперативногоуполномоченного уголовного розыска.
Изучениеособенностей мышления работника уголовного розыска
В советскойпсихологической науке основой для исследования мышления служит учение классиковмарксизма-ленинизма о природе психических процессов и явлений.
Марксистско-ленинскоепонимание мышления позволяет раскрыть специфику взаимодействия субъекта спознаваемым объектом. В. И. Ленин отмечал, что «… человеческое мышление поприроде своей способно давать и дает нам абсолютную истину, котораяскладывается из суммы относительных истин, но пределы истины каждого научногоположения относительны»29.
По мнениюсоветских психологов, мышление является необходимой предпосылкой всякой другойпсихологической деятельности. Мышление продолжает и развивает ощущение,восприятие и представление, выходя далеко за их пределы. В реальнойпознавательной деятельности каждого человека чувственное познание и мышлениенепрерывно переходят одно в другое и взаимообусловливают друг друга30.
Наряду сизучением закономерностей мышления в рамках общей психологии, в юридическойпсихологии проводились исследования профессиональных качеств следователя, в томчисле и интеллектуальных. Например, А.Р. Ратинов выделяет следующиеинтеллектуальные качества следователя: наблюдение и наблюдательность; знания,умения, навыки, память, язык и речь; воображение, ум, который в силу спецификиследственного мышления отличают такие качества, как: глубина, мобильность,быстрота, самостоятельность, целеустремленность, критичность, гибкость31.
Исследуяпрофессионально важные психологические качества следователя, Д.П. Котов и Г.Г.Шиханцов приходят к выводу, что мышление следователя является практическим, аего основные компоненты представляют собой дискурсивное и интуитивное мышление32.Характеризуя свойства мышления следователя, авторы, по существу, выделяют те жеинтеллектуальные качества, что и А. Р. Ратинов
В.Л. Васильеввключает в структуру профессионально значимых качеств следователя те, которые,по его мнению, характеризуют творческое начало личности следователя:воображение, самостоятельность, гибкость и объективность мышления («смотреть насебя глазами постороннего, критически настроенного человека»), интеллектуальныйуровень («количество и качество материала, из которого создаются модели версий,общая эрудиция»), хорошая память, ум (система знаний), интуиция. Кроме того,перечисляются специальные качества творческого мышления следователя: проблемныйхарактер; оперативность, динамичность, широта и глубина мышления; смелость иоригинальность, а главное — обоснованность в выдвижении версий по расследуемомуделу; логичность, критичность и непредвзятость мышления33.
Все указанныеавторы приходят к единодушному заключению, что стержнем профессиональныхспособностей следователя „является способность к творческому мышлению,которое понимается ими как процесс решения следственных задач. С такимиположениями нельзя не согласиться, однако необходимо отметить, что мыслительнаядеятельность следователя была объектом теоретического изучения перечисленнымиавторами.
Впервыеэкспериментально исследовала процесс решения следственных задач, описалапсихологическую характеристику мыслительной деятельности следователя Н.Л.Гранат34.
К сожалению,других экспериментальных исследований мышления представителей юридическихпрофессий, в том числе и работника уголовного розыска, не предпринималось.Безусловно, между мышлением следователя и работника уголовного розыска многообщего, так как и тот и другой занимаются раскрытием преступлений, решают аналогичныезадачи, хотя и различными средствами и методами.
Изучениемышления работников уголовного розыска проводилось нами путемэкспериментального моделирования ситуаций, воспроизводящих спецификупрофессиональной деятельности. С этой целью была разработана экспериментальнаязадача по раскрытию преступления. В основу ее легли материалы реальныхуголовных дел. Экспериментальная задача, во-первых, воспроизводила ситуациюнеочевидного преступления, во-вторых, не содержала в исходных условиях всехнеобходимых для ее решения данных. Очевидно, что естественный эксперимент, т.е. непосредственное воспроизведение деятельности работника уголовного розыскапо раскрытию преступлений, в наших условиях невозможен. Возможен лишьретроспективный подход, т. е. лабораторный эксперимент с приближением креальным условиям деятельности по раскрытию преступлений.
Всем этимтребованиям могла отвечать лишь задача, построенная от начала до конца на однойи той же фабуле. При сквозной фабуле испытуемый, решая возникающие проблемныеситуации, получает дополнительные данные, на основе которых у него появляетсявозможность ответить на вопрос предыдущей задачи. Новые данные есть результатсобственной активности испытуемых. При этом дополнительная информация можетобъективно либо способствовать решению, либо уводить в сторону от него: всезависит от характера действий, предлагаемых самими испытуемыми. Степень«полезности» получаемой информации испытуемые должны определять самостоятельнона последующих шагах решения задачи.
В этомсостоит принципиальное отличие разработанной нами экспериментальной задачи отзадач, использовавшихся ранее в исследованиях специфики профессиональногомышления. В традиционных исследованиях мышления условия задач, предлагаемыхиспытуемым, содержали все необходимое для их решения, требовалось лишьпереформулировать условия в соответствии с целью задачи. Такими готовымипроблемными задачами в нашем эксперименте воспользоваться не представлялосьвозможным в связи с особенностями задач по раскрытию неочевидных преступлений.
Экспериментальнаязадача имела сквозную фабулу, весь ее текст был разбит на так называемыевводные, которые предъявлялись испытуемым по мере продвижения их в решениизадачи.
Испытуемымибыли практические работники уголовного розыска различного возраста и стажаработы. Все участники эксперимента были разделены на группы с учетомквалификации. Степень квалификации испытуемых определялась по процентураскрываемости ими преступлений (данные были получены с мест работы). До началаэксперимента испытуемые знакомились с инструкцией, при этом специальнообращалось их внимание на необходимость производить все рассуждения повозможности вслух. В ходе эксперимента велся подробный протокол и магнитофоннаязапись высказываний испытуемых фиксировалось время решения ими задачи. С каждымиз них эксперимент проводился индивидуально. Основным методом исследованиямыслительного процесса был избран метод анализа речевых высказыванийиспытуемых. «Процесс выражения мысли в слове есть процесс развития самоймысли»35, поэтому анализ высказываний испытуемых позволил проследить ход,движение мысли в процессе решения задачи.
Вэкспериментах приняло участие 338 человек. Эксперимент считался законченным,когда испытуемые приходили к решению, т. е. раскрывали преступление либо когдаони полностью исчерпывали свои возможности и отказывались от дальнейшегорешения задачи.
Нужноотметить, что практически у всех испытуемых обнаружилась достаточно высокаяположительная познавательная мотивация при решении задачи. Сами испытуемыерасценивали опыты как своеобразную проверку своих знаний и способностей,активно стремились к достижению положительного результата, т. е. решениюзадачи.
Припроведении эксперимента нас в первую очередь интересовали не различия, а общиеособенности мышления, которые, пусть выраженные в разной степени, но присущивсем специалистам — оперативным уполномоченным уголовного розыска независимо отих возраста и стажа работы. Прежде всего предстояло определить основные стадиимышления при решении задачи по раскрытию преступления, дать их описание, затемпопытаться выявить те интеллектуальные качества, которые влияют наэффективность решения.
Рассмотрим,как развертывается процесс мышления в ходе решения экспериментальной задачи пораскрытию преступления (убийство с расчленением трупа).
Испытуемые,ознакомившись с содержанием задачи, для установления личности погибшей (илипогибших) с большей или меньшей полнотой формулировали новые задачи, т. е.подзадачи по отношению к исходной, условия которых были заложены впервоначальной информации, но их необходимо было выявить. Эти задачи быливыражены в виде следующих вопросов:
1) являютсяли обнаруженные части тела принадлежностью одного тела?
2) комупринадлежат предметы упаковки (погибшей или преступнику)?
3) гденаходятся место совершения преступления и место расчленения трупа?
4) в чемпричина смерти жертвы?
5) какимиорудиями совершено убийство?
6) когданаступила смерть?
7) какимспособом совершено расчленение?
8) каковвозраст жертвы?
9) какимспособом доставлены части трупа на места их обнаружения?
10) имеютсяли свидетели совершенного преступления? Как только задачи были сформулированы,испытуемые
начиналивыдвигать замыслы по их решению, т. е. способы достижения искомых целей. Есликакой-либо способ действия по достижению искомой цели испытуемому неизвестен,способ становится целью действия: происходит уже описанное нами формированиеновых задач.
В этомотношении более опытные работники уголовного розыска превосходят своих менееопытных коллег: обладая большим запасом практических знаний о задачаханалогичного типа, они стремятся в той или иной мере использовать эти знания вопределенном, прямом или несколько преобразованном, виде при решении новойзадачи.
Следуетотметить, что опытные работники уголовного розыска с большим стажем работы (5лет и более) в основном затрачивали больше времени на решение задачи — всреднем 2,2 часа, тогда как для молодых работников этот же показатель равен 1,4часа. Это объясняется тем, что опытные работники предлагали наиболее полные,подробные и развернутые рассуждения на каждом этапе решения. Они выдвигалинаибольшее количество версий, каждая из которых подробно обосновываласьимеющимися данными, предлагали одновременно несколько вариантов проверкивыдвинутых версий, указывали конкретные способы отработки предложенныхвариантов. Обнаружено, что чем больший стаж имеет работник уголовного розыска,тем большую осведомленность он проявляет в отношении следственной работы, итам, где молодежь зачастую не замечает возможностей формирования новых профессиональныхподзадач и процессуального закрепления получаемых сведений, опытные работникибыстро находят нужные решения.
Экспериментальноеисследование позволило выявить наличие различных форм мышления работникауголовного розыска в деятельности по раскрытию преступлений.
К нимотносятся:
дискурсивное(рассудочное) мышление, которое характеризуется построением рассуждений поготовым логическим формулам (алгоритмам);
интуитивноемышление, в основе которого лежит профессиональный опыт, хорошая память иразвитое воображение,
творческоемышление, проявляющееся в ситуациях, разрешить которые с помощью алгоритмов,логическим путем невозможно, требуется создание новой схемы действия,нахождение новых способов решения задачи.
Такимобразом, познавательная деятельность при решении задачи, направленной нараскрытие преступления характеризуется взаимосвязью дискурсивного, интуитивногои творческого мышления. Анализируя процесс решения испытуемымиэкспериментальной задачи, нетрудно заметить значительное развитие дискурсивногои интуитивного мышления у опытных работников. Однако решение проблемныхзаданий, предполагающих включение творческого мышления, оказывается одинаковосложным для оперативных уполномоченных с различным стажем работы в уголовномрозыске.
Теперьпроанализируем этапы мышления работника уголовного розыска в ходе решения задачпо раскрытию преступлений.
Процессмышления начинается с ориентировки в условиях задачи. Это. первый этап еерешения. Необходимо отметить, что, сами по себе элементы ситуации — как относительностатичные, так и динамические — не составляют условия задачи. Условия задачи пораскрытию преступления заложены в информации, которую эти элементы несут «всебе» и которую необходимо найти.
Таковпроцессе ознакомления с содержанием предложенной экспериментальной задачииспытуемые определяют, что им дано и что остается неизвестным Выделениенеизвестного, точнее, ряда неизвестных, преобразует исходную задач) в системупромежуточных задач, целью каждой из которых является нахождение этихнеизвестных.
Испытуемыеперечисляют искомое (поставленные вопросы), т е формулируют задачи Первый этапзавершается формированием системы дополнительных задач
Уже на этомэтапе могут возникнуть проблемные ситуации, требующие активной мыслительнойдеятельности по формированию системы специальных подзадач со своими подцелямиОсновной особенностью задач по раскрытию неочевидных преступлений является то,что окончательное их решение осуществляется преимущественно путем разрешенияцелого ряда взаимосвязанных подзадач.
Осознаниепроблемной ситуации и профессиональное формулирование задач во многом зависитот способностей и профессионального опыта работника уголовного розыскаПроблемная ситуация не может быть осознана, когда у оперативногоуполномоченного в силу отсутствия профессионального опыта просто не возникаетмысли о том, что в данной ситуации имеется нечто неизвестное, котороенеобходимо найти Разрешение проблемной ситуации всегда совпадает с процессомстановления и развития новых профессиональных качеств мышления специалиста.
Вторым этапоммышления работника уголовного розыска в ходе решения задачи является этапформирования замысла решения. Поскольку условия задач по раскрытию преступленийимеют многоплановую характеристику и отличаются значительной неопределенностью,процесс их решения состоит в уменьшении исходной неопределенности условий, вактивном выборе необходимой информации. Существенной особенностью мышления прираскрытии преступления является то, что обычно происходит формированиенескольких замыслов по нахождению одного искомого. Так, например, поознакомлении с содержанием экспериментальной задачи испытуемые выдвигалиследующие замыслы:
I. Поустановлению личности потерпевшей
1)ориентировать личный состав работников ОВД,
2) направитьзапрос на лиц, без вести пропавших,
3)дактилоскопировать труп и проверить по дактилоскопическим учетам,
4) назначитьсудебно-медицинскую экспертизу по идентификации частей трупа, установлениювремени, причины смерти, возраста потерпевшей и т.п.
II. Поустановлению лица (лиц), доставившего вещи к местам их обнаружения:
1)исследовать вещи на предмет обнаружения отпечатков пальцев с последующей ихпроверкой по дактилоскопическим картотекам,
2) установитьспособ совершения убийства с последующей проверкой по картотекам НТО,
3) проработатьзапаховый след,
4) выявитьвозможных очевидцев, видевших лицо (лиц) доставившее вещи на места ихобнаружения.
Интересноотметить одну особенность в соотношении замыслов и условий задачи онихарактеризуются тесными и взаимопроникающими связями. Зачастую замыслы решениясуществуют в сознании работника уголовного розыска как бы априори, еще доанализа условий задачи — их источником является прошлый опыт, знания. Например,замысел «установить лицо по отпечаткам пальцев рук» побуждает работникауголовного розыска по прибытии на место происшествия сознательно искать следыотпечатков. Таким образом, замыслы решения (из имеющегося прошлого опыта илипорожденные вновь) способствуют более глубокому анализу условий задачи, а этотанализ, в свою очередь, способствует порождению новых замыслов.
Следующим(третьим) этапом решения задачи является этап реализации замыслов и ихпроверки, их адекватности по отношению к исходной задаче.
Разумеется,как уже указывалось ранее, решение задач по раскрытию преступлений возможноразличными вариантами Так или иначе, испытуемые приходили к конечному решениюисходной задачи (в ряде случаев с помощью экспериментатора). Здесь речь идетлишь о том, насколько оптимальны избираемые ими варианты, какие затраты сил,средств и времени необходимы для их реализации.
Мыпредполагаем, что при решении задач по раскрытию преступлений в основномдействует следующий психологический механизм решающий задачу стремитсяперевести ее из плохи определенной в хорошо определенную, т е при анализеусловий задачи выявить такие признаки, элементы ситуации, которые позволили быпри сопоставлении их выдвинуть замысел решения задачи. Сопоставление этихэлементов ситуации с другими элементами в различных соотношениях позволяетвыдвинуть еще ряд замыслов. На данном этапе решения задачи главное, чтопреследует работник уголовного розыска,— обнаружить как можно больше связей иотношений, существующих между признаками, элементами, составляющими условиязадачи с тем, чтобы выдвинуть как можно больше замыслов. Однако последующаяреализация этих замыслов становится специальной, самостоятельной задачей (рядомзадач), в которой каждый замысел превращается в цель соответствующей задачи.Если способ решения этих подзадач (задач второго порядка) по отношению косновной задаче (по раскрытию преступления) для испытуемого неизвестен,последний может разбить их еще на ряд подзадач, и так до тех пор, пока он непереведет проблему в совокупность задач, которые способен решить.
В этой связиследует отметить еще одну примечательную особенность процесса мышленияработника уголовного розыска при формировании замыслов решения. Довольно частовыделенный замысел приобретает настолько сильное, доминирующее влияние, чтоначинает мешать порождению новых замыслов, выявлению иных систем отношений средиэлементов задачи. Срабатывает механизм, получивший название «психологическогобарьера» первоначально выделенная система отношений способна оказатьсяисключительно прочной, и создать другую комбинацию отношений из тех же исходныхэлементов ситуации работнику уголовного розыска бывает очень трудно или вовсеневозможно. Этим объясняется тот факт, что часто при подключении к решениюзадачи другого исполнителя последний может предложить ряд новых замыслов,которых прежний решающий задачу не смог обнаружить. Вот почему к мышлениюработника уголовного розыска должно предъявляться специфическое требованиемышление его должно быть гибким, т е способным уйти от шаблонных решений,абстрагироваться от упроченных систем связей и отношений.
Одним изпрактических путей преодоления указанного «психологического барьера», помимоспециальных тренировок мышления, может быть использование коллективногообсуждения возникающих проблем и всего хода раскрытия преступления. В настоящеевремя такой формой коллективного обсуждения и принятия решений являютсяежедневные оперативные совещания работников уголовного розыска в каждом органевнутренних дел. При коллективном решении задачи в большинстве случаев находитсячеловек, которому «приходит в голову» правильное решение.
При анализеответов испытуемых в ходе решения экспериментальной задачи трудно было судить отом, в какой мере они — результат «догадки», «озарения», т.е. собственнотворчества, а в какой — воспроизведение уже имеющихся знаний. Поэтому в задачебыл предусмотрен ряд специально созданных проблемных ситуаций, решение которыхпредполагало актуализацию собственно творческой активности испытуемых.
Когдаиспытуемые понимали, что избранный ими способ решения задачи не эффективен, ониподвергали имеющиеся данные более глубокому анализу, выявляли и сопоставлялиновые свойства, связи, отношения, заключенные в условиях задачи, расширяли зонупоиска адекватного замысла решения.
В этой связинеобходимо указать на роль случая в раскрытии преступлений. До тех пор, покаработник уголовного розыска не выделит и не проанализирует определенную системусвязей, отношений, га информация, которая, казалось бы, ведет к решению задачи,не замечается им, а если и замечается, то внутренне как носитель существенногодля решения значения не принимается. Лишь по мере углубления в проблему,расширения зоны поиска значимых свойств, отношении, т.е. по мере того,насколько подготовлена вся система внутренних условий для восприятия«случайной» информации, последняя может быть включена в анализ и эффективно использована.Использование случая есть результат всей предшествующей напряженноймыслительной деятельности инспектора уголовного розыска. Поскольку условиязадач по раскрытию преступлений носят вероятностный характер, роль «случайной»информации, способной перевернуть весь планируемый ход решения задачи, резковозрастает. Поэтому, на наш взгляд, у работников уголовного розыска необходимовоспитывать такое важное профессиональное качество, как восприимчивостьмышления или, как мы его называем, «чуткость на случай».
Экспериментальныеисследования мышления оперативного уполномоченного уголовного розыскапоказывают, что этапы решения задач по раскрытию преступлений, по существу,совпадают с этапами решения любой задачи. Различия, однако, заключаются вспецифике «материала», которым оперирует решающий задачу. Они-то и предъявляютособые требования к мышлению работника уголовного розыска36
Вышеизложенноепозволяет выделить следующие особенности профессионального мышления работникауголовного розыска:
1. Созидательность— способность к самостоятельной постановке задач и нахождению способов ихрешения.
2. Гибкость —умение изменять свою деятельность и изменять принятые решения в соответствии сновой информацией, способность уйти от шаблонных решений.
3.Восприимчивость — так называемая «чуткость на случай».
4.Полинаправленность — умение оценивать широкий круг вопросов и фактов сиспользованием предельно большого количества знаний из прошлого опыта.Способность к одновременному выдвижению нескольких замыслов решения.
5.Критичность — соотношение замыслов решений с объективными условиями задачи,обоснованность, аргументированность замыслов, выделяемых как предпочтительные.
6.Избирательность — умение найти в условиях задачи наиболее существенное,отличить главные связи и закономерности от несущественных, второстепенных.
7.Оперативность — умение решать задачи в кратчайшее время, быстро ориентироватьсяв условиях задачи.
8.Проницательность — умение разобраться в движущих мотивах поведения людей,способность понимать и предвосхищать их поступки.
Следуетотметить, что названные качества мышления работника уголовного розыска неявляются врожденными, данными от природы (об этом свидетельствует хотя бы тотфакт, что у профессионалов с больший опытом работы указанные качества сформированызначительно лучше, чем у новичков), их можно успешно развивать как в процессесамой профессиональной деятельности, так и в ходе специально разработаннойсистемы профессиональной подготовки.
Мышлениеоперативного уполномоченного уголовного розыска — это творческое мышление,имеющее сугубо практическую направленность на решение конкретных задач борьбы спреступностью.
Б.М. Теплов,сравнивая деятельность теоретика и практика, отметил, что работа практическогоума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергаетсябеспрерывному испытанию ею. Жесткие условия времени — одна из самых характерныхособенностей практического ума37.
Учитываясложность, многоплановость, разнообразие задач, решаемых работником уголовногорозыска, можно с полным основанием отнести его познавательную деятельность кразряду творческих, а основной формой обеспечения познания в ней назватьпрактическое творческое мышление.
Изученныеособенности мышления работника уголовного розыска могут служить основой дляразработки дидактических приемов и методов обучения в системе профессиональной(служебной) подготовки, направленных на формирование у оперативныхуполномоченных уголовного розыска профессионального мышления и производных отнего качеств ума.