Аудит расчетов с заказчиками

РОССИЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – МСХА им. К.А. ТИМИРЯЗЕВА
Учетно-финансовыйфакультет
(заочноеотделение)
КУРСОВОЙПРОЕКТ
Покурсу: «Аудит »
 
Натему:«Аудит расчетов сзаказчиками»
(напримере ООО «СУ- 33»)
Выполнила:студентка 5 курса
53группы Славнова Марина
Москва2010

Содержание
 
Введение
Глава1 Теоретические основы аудита расчетов с заказчиками
1.1Экономическая сущность аудита расчетов с заказчиками
1.2Обзор нормативных и законодательных документов
Глава2 Организационно экономическая характеристика ООО «СУ-33»
2.1Местоположение предприятия и его организационная структура ООО «СУ-33»
2.2Анализ финансового состояния ООО «СУ-33»
2.3Организация учетной работы и внутрихозяйственного контроля ООО «СУ-33»
Глава3 Аудит расчетов с заказчиками на примере ООО «СУ-33»
Глава4 Совершенствование аудита расчетов с заказчиками
Выводыи предложения
Списокиспользуемой литературы
/>Введение
Подрядные организации являются непосредственнымипользователями услуг аудиторских компаний. Методика проведения аудиторскойпроверки деятельности подрядной организации включает в себя полный анализбухгалтерского учета договоров подряда, осуществляемого на предприятии.Правильно выбранная аудитором методика проверки позволяет организации-заказчикуоценить возможности эффективного роста компании с помощью корректного веденияучета, соблюдая все законодательные нормы Российской Федерации.
Целью аудита подрядной организации являетсявыражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности компаниии соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.Основной составляющей деятельности большинства подрядных организаций являетсявыполнение договоров подряда, что и служит базой аудита. В первую очередьвнимание обращается на корректное отражение в учете доходов и расходов,связанных с выполнением договоров подряда.
Целью курсовой работы являетсяисследование теоретических основ учета и аудита расчетов с заказчиками,определение состояния учета средств в расчетах на действующем предприятии иформирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности,отражающих дебиторскую задолженность, о соответствии применяемой методики учетанормативным документам.
Исходя из данной цели, задачамикурсовой работы являются: исследование источников информации о видах, формахрасчетов, выбор методов проверки и установлении достоверности и законностиучетных данных о состоянии расчетов.
Для достижения этой цели требуютсяхорошие знания, как правил ведения бухгалтерского учета и налогообложения, таки знания в области гражданского законодательства.
Курсоваяработа состоит из 4-х глав, в которых раскрываются важнейшие аспекты темыисследования.
В первой главе былиизложены теоретические аспекты аудита расчета с заказчиками, их сущность изначение. Также была изучена нормативная база, регулирующая аудит расчетов спокупателями и заказчиками в Российской Федерации.
Втораяглава посвящена характеристике основных экономических показателейпроизводственно-финансовой деятельности ООО «СУ-33», а именно:
— анализ показателей финансовых результатов деятельности;
— анализ состояния дебиторской задолженности;
— анализа качества иликвидности задолженности заказчиков;
 Втретьей главе был рассмотрен аудит расчета с заказчиками на примерестроительной компании ООО «СУ-33».
Вчетвертой главе были даны рекомендации по совершенствованию аудита расчетов сзаказчиками в ООО «СУ-33».
Источникамиинформации послужили: договора на проведения работ, счета-фактуры, акты сверкирасчетов, платежные документы, регистры по счету 62 «Учет расчетов спокупателями и заказчиками», а также годовые отчеты предприятия за 2006-2009гг. ООО «СУ-33»/>

Глава 1Теоретические основы аудита расчетов с заказчиками/> 1.1 Экономическая сущность аудита расчетов с заказчиками
 
Подрядные организации являются непосредственнымипользователями услуг аудиторских компаний. Методика проведения аудиторскойпроверки деятельности подрядной организации включает в себя полный анализбухгалтерского учета договоров подряда, осуществляемого на предприятии.Правильно выбранная аудитором методика проверки позволяет организации-заказчикуоценить возможности эффективного роста компании с помощью корректного веденияучета, соблюдая все законодательные нормы Российской Федерации.
Аудиторскаядеятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральнымзаконом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ [12]. Законопределяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности, а такжеустанавливает понятие, сущность и задачи аудита.
Подаудиторской деятельностью понимается предпринимательская деятельность понезависимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской)отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица).
Цельаудита – выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетностиаудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательствуРоссийской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данныхфинансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этойотчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатаххозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лици принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Основнойцелью аудита расчета с заказчиками является проверка правильностисвоевременного заключения договоров на реализацию услуг, определение порядкаоплаты реализации услуг и анализ размера реализации услуг в кредит, размерпредоплаты по договорам, порядок оплаты налогов, соответствие налоговыхначислений учетной политике предприятия, проверка расчетов и начисления НДС,правильности исчисления НДС по авансам и начисления налога на прибыль пореализации услуг ниже себестоимости по данным бухгалтерского учета.
Планированиеаудита является начальным этапом проведения аудиторской проверки, состоит вразработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроковпроведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющейобъем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур,необходимых для формирования объективного и обоснованного общего плана и программыаудита и производится в соответствии с правилом (стандартом) «Планированиеаудита» [4].
Как правило, аудиторская проверка начинается сознакомления с финансово-хозяйственной деятельностью организации, изученияучетной политики, регламентирующей порядок бухгалтерского учета, оценки системывнутреннего контроля. Аудитор собирает общие сведения о проверяемом объекте,определяет его место на рынке строительства, организационную структуру,хозяйственные связи.
Припроверке расчетов с поставщиками, покупателями в соответствии с правилом(стандартом) «Аудиторские доказательства»[4] необходимо использовать следующие методыаудиторской проверки:
l  устныйопрос персонала проводился с целью проверки правильности регистрации всех данныхпо обязательствам; может проводиться на всех этапах аудиторской проверки. Результатыопроса могут записываться в виде протокола или краткого конспекта.
l  проверкадокументов с тем, чтобы убедиться в их достоверности. Документальная информацияможет быть внутренней и внешней, либо внутренней и внешней одновременно. Документы,подготовленные экономическим субъектом, являются внутренними. Степень доверия ктаким документам зависит от надежности внутреннего контроля. Болееубедительными являются внешние документы, которые были подготовлены третьимилицами. Проверка осуществлялась выборочным путем и включала в себя формальную проверкуи проверку по существу внутренних документов.
l  прослеживаниедля получения более глубоких доказательств информации, содержащихся в документах,в ходе процедуры проверяются некоторые первичные документы, отражение данныхпервичных документов в регистрах синтетического и аналитического учета,убеждаются в том, что соответствующие хозяйственные операции правильно (илинеправильно) отражены в учете. Так как некоторые операции вызывали сомнение, тоони были прослежены до исходных первоначальных документов, чтобы убедиться в том,что операции были отражены в учете правильно.
l  аналитическиепроцедуры: анализ дебиторской задолженности в части расчетов с покупателями изаказчиками, определении их доли в составе оборотных средств и в долекраткосрочных обязательств, произведен расчет оборачиваемости и сроковпогашения с целью формирования мнения о движении задолженности, а также дляпредоставления информации руководству экономического субъекта.
Всеметоды применяются для того, чтобы произвести проверку хозяйственных операций, ихсоответствие нормативным документам и учетной политике организации, а такжеправильность осуществления расчетов проверяемым предприятием и их дальнейшееотражение в бухгалтерской отчетности.
Аудитором в процессе проведения аудиторской проверкиподрядной организации используются следующие источники информации:
— утвержденная проектно-сметная документация;
— заключенные договоры подряда и субподряда;
— паспорт организации;
— журнал учета выполненных работ (форма N КС-6а);
— нормы продолжительности и задела в строительстве,акты приемки-сдачи выполненных работ (форма N КС-2);
— справка о стоимости выполненных работ и затрат(форма N КС-3);
— акты инвентаризации незавершенного строительногопроизводства (форма N КС-7);
— справка об остатках незавершенного строительногопроизводства (форма N 3);
— акты и дефектные ведомости по некачественновыполненным работам, результаты выборочных, контрольных обмеров, бухгалтерскаяотчетность (форма N 4);
— копии платежных документов;
— счета-фактуры;
— книга продаж, где регистрируются счета-фактуры дляучета НДС по начисленной реализации;
— аналитические карточки, оборотные ведомости, журналы-ордера по счету 62 (при автоматизированномучете), в которых отражается полная информация по каждому покупателю по каждой произведеннойоперации. При ведении учета с использованием компьютерной программы,используются распечатки дебетовых и кредитовых оборотов и сальдо по счету 62;
— журналы-ордера, другие документы, где все произведенные операции по предъявлениюили оплате счетов-фактур покупателей накапливаются в регистре бухгалтерского учета,который является основанием для заполнения Главной книги и составления оборотногобаланса;
— акты инвентаризации расчетов, составляемые для проверки расчетов с покупателямис целью выявления неточностей в учете расчетов;
— бухгалтерская отчетность.
По бухгалтерскому балансу (ф.№1) устанавливается состояние задолженностипо данным раздела 2 «Оборотные активы» по статьям «Дебиторская задолженность».По приложению к бухгалтерскому балансу (ф.№5) в разделе 2 «Дебиторская икредиторская задолженность» выясняется состояние (на начало и конец отчетногопериода) и движение краткосрочной и долгосрочной задолженности с выделением«просроченной», а из нее – длительностью свыше 3 месяцев и более чем через 12месяцев. По справкам к разделу 2 (ф.№5) устанавливается перечень организаций –дебиторов и кредиторов, имеющих наибольшую задолженность. Форма № 5 «Приложениек бухгалтерскому балансу».
Припроверке расчетов с покупателями и заказчиками аудитору необходимо получитьпредварительное представление о состоянии расчетов на предприятии. Для этогоследует установить наличие на предприятии необходимой нормативной базы, составприменяемых первичных документов, порядок их заполнения, состояниеаналитического учета и технологии обработки первичных документов по учетурасчетных операций. Для подтверждения первоначальной оценки систем внутреннегоконтроля и бухгалтерского учета операций с заказчиками аудитор на основеполученной информации заполняет заранее разработанные тесты. Тесты позволяютустановить насколько контроль расчетных операций отвечает современнымтребованиям, а их учет – выполняет поставленные перед ним задачи.
Проверкапо счетам расчётов должна осуществляться по следующим основным направлениям: наличиеи правильность оформления документов, определяющих права и обязанности сторон пооказанию услуг, выполнению работ; правильность оплаты или получения сумм за выполненныеработы, оказанные услуги; своевременность и правильность проведения инвентаризациифинансовых обязательств предприятия с целью выявления их реальности.
Плани программа проверки:
IЭТАП. При обнаружении расхождений в размере начисленийналогов делается правильный расчет и определяется, повлияло ли это напоказатели отчетности. Кроме того, определяется момент, с которого предприятиенеправильно ведет расчеты с налоговыми органами. Все изменения, выявленные поналоговым начислениям, должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета и вГлавной книге.
IIЭТАП. Проверка правильности ведения учета непосредственнов регистрах бухгалтерского учета, для чего необходимо:
— проводить соответствие расчетных и отпускных цен;
— наличие книги продаж и правильность ее ведения;
— структура реализации услуг;
— размер претензий, предъявление показателей и порядок их размещения;
— размер коммерческих расходов и доходов по реализации;
– транспортныерасходы и оплата погрузочно-разгрузочных работ, а также правильность ихоформления.
IIIЭТАП. Проверка правильности отражения данных первичногоучета в регистрах синтетического и аналитического учета. Для этого проверяютсяреестры реализации продукции по ее видам. При проверке оплаты проверяетсясоответствие поступления выручки по договорам на поставку продукции и особоевнимание уделяется тем договорам, которые просрочены и по которым есть большойразмер задолженности или которые с нарушениями сроков и других условийдоговора.
 IVЭТАП. В заключении все выявленные расхожденияклассифицируются по видам нарушений, определяет размер убытков от неправильноговедения и организации учета и делается предложение по улучшению организацииучета с заказчиками, порядку заключения договоров, видов оплаты по ним, порядкууплаты налогов и порядку составления положения об учетной политике предприятия.
Слабымисторонами организации могут стать:
— отсутствие договоров на поставку продукции, первичных документов или неполноеих оформление;
— некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета;
— неправильное определение налогооблагаемой базы по НДС и налогу с продаж.
Аудиторскоезаключение – официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой(бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии сфедеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащийвыраженное в установленной форме мнение аудиторской организации илииндивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетностиаудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учетазаконодательству Российской Федерации.
Форма,содержание и порядок представления аудиторского заключения определяютсяфедеральным правилом (стандартом) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой(бухгалтерской) отчетности» [4], утвержденным постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 23.09.02 № 696.
Аудиторскоезаключение признается официальным документом, предназначенным для пользователейфинансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленным всоответствии с настоящим правилом и содержащим выраженное в установленной формемнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности вовсех существенных отношениях финансовой отчетности аудируемого лица исоответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательствуРоссийской Федерации.
Дляоценки степени соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетностизаконодательству РФ аудитор должен установить максимально допустимые размерыотклонений путем определения в целях проводимого аудита существенностипоказателей бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности всоответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности«Существенность в аудите».
Необходимособлюдать формы и содержание аудиторского заключения, чтобы облегчить егопонимание пользователем и помочь обнаружить необычные обстоятельства в случаеих появления./> 1.2 Обзор нормативных и законодательных документовСистема нормативного регулированиябухгалтерского учета состоит из документов четырех уровней (Таблица 1).
Таблица № 1. Системарегулирования бухгалтерского учетаУровень Документы Органы, принимающие документы 1 уровень Федеральные законы, кодексы, указы, постановления Федеральное собрание, Правительство РФ, Президент РФ 2 уровень Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Министерство финансов РФ 3 уровень Нормативные акты, методологические указания Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти 4 уровень Организационно-распорядительная документация Организации, предприятия, учреждения
Аудиторскаядеятельность в РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от30.12.08 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [12].
При проведении проверок подрядныхстроительно-монтажных организаций аудиторы руководствуются Федеральнымиправилами (стандартами) аудиторской деятельности [4], утвержденнымиПостановлением Правительства РФ от 19.11.08 N 863, а также используют правовыеи нормативные документы, регламентирующие деятельность подрядчиков:
— Гражданский кодекс РФ, в частности гл. 37«Подряд» [1];
— Положение по бухгалтерскому учету «Учетдоговоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/08),утвержденное приказом Минфина России от 24.11.2008 № 116н [6], и другиедокументы нормативного регулирования бухгалтерского учета;
— Методику определения стоимости строительнойпродукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденнуюПостановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (далее — Методика МДС81-35.2004);
— Инструкцию по заполнению форм федеральногогосударственного статистического наблюдения по капитальному строительству,утвержденную Постановлением Госкомстата России от 03.10.1996 N 123 (далее — Инструкция N 123);
— проект положения по бухгалтерскому учету«Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/08;
— Положение по бухгалтерскому учету «Доходыорганизации» ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999N 32н (в ред. от 30.03.2001) [7];
— Положение по бухгалтерскому учету «Расходыорганизации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999N 33н (в ред. от 30.03.2001) [8];
— Документы Госстроя России, регулирующие порядокучета себестоимости строительных работ: Типовые методические рекомендации попланированию и учету себестоимости строительных работ, утвержденные МинстроемРоссии от 04.12.1995 N БЕ-11-260/7 (в ред. от 14.08.1997), с 01.01.2002утратили силу в связи с Письмом Госстроя России от 09.11.2001 N НМ-6128/7,однако применяются с учетом положений Письма Минфина России от 29.04.2002 N16-00-13/03; Методические указания по определению величины накладных расходов встроительстве МДС 81-33.2004, утвержденные Постановлением Госстроя России от12.01.2004 N 6, и др.;
— нормативные документы Госкомстата России (вчастности, альбомы унифицированных форм первичной учетной документации,применяемых для оформления хозяйственных операций как общего назначения, так иотражающих специфику строительной деятельности, и др.);
— нормативные документы других федеральных органовисполнительной власти.
Основныеобъекты, понятия, такие как синтетический и аналитический учёт, требования по оформлениюпервичных документов, находят отражение в Федеральном Законе. В соответствии с закономвсе хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться первичнымидокументами, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт на предприятии.
Всоответствии с Гражданским Кодексом определяются моменты возникновения,прекращения обязательств, обязанности сторон при заключении договоров купли –продажи, предоставления услуг, ответственности сторон за нарушение договоров, предоставлениеуслуг ненадлежащего качества.
Наосновании Плана счетов (приложение № 1) бухгалтерского учёта и его инструкции[10], учёт должен вестись в организациях всех форм собственности, ведущих учёт методомдвойной записи. В плане счетов приведены наименования и номера синтетических счетов(счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). На основе Плана счетовбухгалтерского учёта организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учёта,содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых дляведения бухгалтерского учёта.
Постановлением«Об утверждении порядка ведения журналов учёта счетов – фактур при расчётах по налогуна добавленную стоимость», пунктом 3 регламентируются обязательные реквизиты,которыми должен быть оформлен счёт – фактура.
Порядокпроведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформленияеё результатов, устанавливают Методические указания по инвентаризации имуществаи финансовых обязательств № 49. Инвентаризации подлежит всё имущество организации,независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Основнымицелями инвентаризации обязательств является проверка полноты отражения в учёте обязательств.
Положениепо ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности РФ № 34н определяет порядокорганизации и ведения бухгалтерского учёта, составления и представления бухгалтерскойотчётности юридическими лицами, независимо от правовой формы (кроме кредитных ибюджетных организаций), а также взаимоотношения организации с внешними потребителямибухгалтерской информации, даёт представление о дебиторской и кредиторской задолженности,порядке списания долгов и сроков исковой давности.
Бухгалтерскаяотчётность как единая система данных об имущественном и финансовом положении организациии о результатах её хозяйственной деятельности составляется на основании данных бухгалтерскогоучёта. Формы бухгалтерской отчётности и указания по ней отражены в Приказе «О формахбухгалтерской отчётности» № 67н.
/>Глава 2 Организационно экономическая характеристикаООО «СУ-33» 2.1 Местоположение предприятия и его организационная структураООО «СУ-33»
Данная курсовая работа выполнена на примере ООО«СУ-33» территориально расположенная по адресу: 105318 г. Москва, ул.Щербакова, д. 3, стр. 1. Генеральным директором компании ООО «СУ-33» являетсяВолков Дмитрий Анатольевич. Организация была создана 30 мая 2005 г.
Общество является юридическим лицом позаконодательству Российской Федерации и действует в соответствии с Гражданскимкодексом Российской Федерации, принятым Государственной Думой 21 октября 1994года, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», принятымГосударственной Думой 14 января 1998 года и иным действующим на территорииРоссийской Федерации законодательством.
ООО «СУ-33» вправе в установленном порядке открыватьбанковские счета на территории Российской Федерации и за её пределами, имееткруглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке иуказание на место его нахождения, а также штампы и бланки со своимнаименованием.
в соответствиис учредительскими документами (приложение № 2) организация занимаетсястроительством зданий и сооружений, а именно: электромонтажные, сантехнические,отделочные работы, общестрой и др. Осуществляет производство работ по монтажу,ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий исооружений.
Целью деятельности является извлечениеприбыли от деятельности.
В 2007 году ООО «СУ-33» получиласвидетельство о регистрации электролаборатории. Компания ООО «СУ-33» предлагаеткомплексное решение вопросов электрификации зданий и сооружений.
Выполняет полный комплекс работ которыйможет включать в себя:
1. Подготовкупроектной документации силовых и слаботочных систем;
2. Получениесогласований и разрешений в органах государственного надзора;
3. Обеспечениеобъектов строительства расходными электротехническими материалами;
4. Выполнениекомплекса электромонтажных работ;
5. Контрольныеэлектроизмерительные работы на основе собственной лаборатории;
6. Получениеакта допуска на ввод объекта в эксплуатацию.
Бухгалтерскийучет ведется централизованно по месту регистрации основного подразделения.
Ворганизации используются типовые формы первичных документов.
Хозяйственные операции в бухгалтерскомучете оформляются типовыми первичными документами, которые утвержденызаконодательно.
Учетные документы хранятся напредприятии в печатной форме в течение пяти лет.
Бухгалтерский и налоговый учет ведется сиспользованием специализированной бухгалтерской компьютерной программы 1Сверсия 7.7 «Подрядчик строительства».

 Рисунок2. Организационная структура ООО «СУ-33»
/>Из рисунка 2следует, что весь персонал подчиняется генеральному директору. 2.2 Анализ финансового состояния ООО «СУ-33»
Состояниедебиторской задолженности, ее размеры и качество оказывают сильное влияние нафинансовое состояние организации. Для улучшения финансового положенияорганизации необходимо:
— следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительноепревышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивостиорганизации и делает необходимым привлечение дополнительных источниковфинансирования;
— контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям;
— по возможности ориентироваться на повышение количества заказчиков с цельюуменьшения риска неуплаты монопольным заказчикам.
В рамках анализа расчетов с заказчиками необходимопровести анализ дебиторской задолженности, так как именно по состояниюдебиторской задолженности можно судить о качественном уровне расчетов сзаказчиками.
Таблица2. Группировка и анализ статей бухгалтерского балансаАктив баланса За 2006 г. За 2007 г. За 2008 г. За 2009 г. Отклонение  2009 г. От 2006 г. Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб.
1. Внеоборотные активы 1.1. Основные средства 5415 14,04 6306 6,43 6865 10,34 5557 7,68 142 1.2. Незавершенное строительство 348 0,35
Итого по разделу 1
5415
14,04
6655
6,78
6865
10,34
5564
7,69
149
2. Оборотные активы 2.1. Запасы 2883 7,48 26659 27,18 18209 27,42 14044 19,41
11161 2.2. Дебиторская задолженность всего 24825 64,39 53156 55,11 21712 32,69 26744 36,96
1919 в т.ч. Дебиторская задолженность (платежи после 12 месяцев) в т.ч. Дебиторская задолженность (платежи до 12 месяцев) 24825 64,39 53156 53,95 21712 32,69 26744 36,96
1919 в т.ч. покупатели и  заказчики 868 2,25 38074 38,81 17487 26,33 9980 13,79
9112 2.4. Денежные средства 5392 13,98 9290 9,47 17197 25,89 3824 5,28
-1568
Итого по разделу 2
33141
85,96
91868
93,22
59546
89,66
66805
92,31
33664
Стоимость имущества
38556
100
98523
100
66411
100
72369
100
33813 Пассив баланса
/>за 2006 г.
за 2007 г.
За 2008 г.
за 2009 г. Отклонение 2008 г. От 2006 г. Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб.
1. Собственный капитал
1403
3,64
2793
2,85
4864
7,324
6711
9,273
5308
2. Долгосрочные обязательства
 
  2.1. Займы и кредиты 10200
14,09
10200
Итого по разделу 2
10200
14,09
10200
3. Краткосрочные обязательства
 
  3.1.Займы и кредиты 10000 10,19 10348 15,58 3.2. Кредиторская задолженность 37152 96,36 85731 87,02 51139 77 55458
76,63
18306
Итого по разделу 3
37152
96,36
95731
97,17
51547
77,62
55458
76,63
18306
Источники имущества всего
38556
100
98523
100
66411
100
72369
100
33813
Прибыльот реализации строительных работ в общем случае зависит от изменения такихфакторов, как:
— объем реализации;
— структура выполняемых работ;
— отпускные цены на реализованные работы;
— цены на сырье, материалы, топливо;
— уровень затрат материальных и трудовых ресурсов.
Результатыдеятельности предприятия получают денежную оценку в системе показателейфинансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовыхрезультатов деятельности предприятия представлены в отчете о прибылях и убыткахза 2006-2009 год (приложение № 3).

Таблица№ 3. Анализ показателей финансовых результатов ООО «СУ-33»Показатель за 2006 г. за 2007 г. за 2008 г. за 2009 г. отклонение 2009 г. От 2006 г. Выручка от реализации 34314 214290 292939 133997 99683 строит.работ без НДС Затраты на производство 32591 210622 288641 130340 97749 реализованных строит. работ Прибыль от реализации 1723 3668 4298 3657 1934 строительных работ Прочие доходы 347 258 402 15529 15182 Прочие расходы 773 907 784 14716 13943 Балансовая прибыль 1297 1931 2806 2326 1029 Чистая прибыль 1106 1390 2072 1847 741
Данныетаблицы № 3 показывают, что в 2009 году по сравнению с 2006 годом балансоваяприбыль ООО «СУ-33» выросла на 1029 тыс.руб. и на 741 тыс.руб. повысилсяпоказатель чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. По сравнению2008 годом, то показатели снизились в связи с экономическим кризисом, которыйзатронул строительные организации.
Таблица № 4 Анализ ликвидности балансаООО «СУ-33»АКТИВ 2008 2009 ПАССИВ 2008 2009 Платежный излишек (недостаток) 1 2 3 4 5 6 7=2-5 8=3-6
Наиболее
ликвидные активы (А1) 17264 20824 Наиболее срочные обязательства (П1) 51139 55458 -33875 -34634 Быстрореализуемые активы (А2) 21712 26744 Краткосрочные пассивы (П2) 10348 11364 26744 Медленно реализуемые активы (А3) 20569 19237 Долгосрочные пассивы (П3) – 10200 20569 9037 Труднореализуемые активы (А4) 6865 5564 Постоянные пассивы (П4) 4864 6711 2001 -1147 БАЛАНС 66411 72369 БАЛАНС 66411 72369 – –
Исходяиз анализа, ликвидность баланса можно охарактеризовать как недостаточную.
Сопоставлениеликвидных средств и обязательств позволяет вычислить текущую ликвидность,которая свидетельствует о платежеспособности (+) или неплатежеспособности (-)организации:
ТЛ =(А1 + А2) – (П1 + П2)
ТЛ за2008 год = (17264+20569) – (51139+10348) = — 22570
ТЛ за2009 год = (20824+26744) – (55458+0) = -7890
Наосновании данных расчетов можно сделать вывод, что ООО «СУ-33» являетсянеплатежеспособным предприятием.
Таблица№ 5. Характеристика платежеспособности ООО «СУ-33»Коэффициенты Условные обозначения 2008 2009 Отклонение платежеспособности (+, -) Общий показатель ликвидности 1,532 5,81 4,278
L1 Коэффициент абсолютной ликвидности 0,281 0,375 0,094
L2 Коэффициент «критической оценки» 0,633 0,858 0,225
L3 Коэффициент текущей ликвидности 0,967 1,205 0,238 ТЛ = (А1 + А2) – (П1 + П2)
L4 Коэффициент маневренности функционирующего капитала -30,91 6,345 37,255
L5 Доля оборотных средств в активах 0,897 0,923 0,026
L6 Коэффициент обеспеченности собственными средствами -0,034 0,017 0,051
L7
Коэффициенткритической оценки показывает, какая часть текущих обязательств может бытьпогашена не только за счет ожидаемых покупателей от разных дебиторов. У ООО«СУ-33» наблюдается повышение данного коэффициента в 2009 году(удовлетворительная тенденция). Коэффициент текущей ликвидности позволяетустановить, в какой кратности текущие активы покрывает краткосрочныеобязательства. Это главный показатель платежеспособности. В 2009 годупоказатель ликвидности возрос, но меньше единицы, это говорит о том, чтоорганизация располагает небольшим объемом свободных ресурсов, которыеформируются за счет свободных источников. 2.3 Организация учетной работы и внутрихозяйственного контроляООО «СУ-33»
Ответственностьза организацию и состояние бухгалтерского учета на предприятии несетгенеральный директор. Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерской службойкак структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером.
Отражение фактов хозяйственнойдеятельности производится с использованием принципа временной определенности,который подразумевает, что факты хозяйственной деятельности относятся к томуотчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактическоговремени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
Бухгалтерский учет ведется с применениемПлана счетов (приложение № 1) бухгалтерского учета финансово-хозяйственнойдеятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденному ПриказомМинфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н.
Компания ООО «СУ-33» применяетавтоматизированную форму учета.
Бухгалтерский и налоговый учет ведется сиспользованием специализированной бухгалтерской компьютерной программы 1Сверсия 7.7 «Подрядчик строительства». Она позволяет накапливать данныенепосредственно в традиционных учетных регистрах (карточках, листах и др.) и намашинных носителях информации. Применение машино-ориентированных форм учетаобеспечивает: механизацию и во многом автоматизацию учетного процесса; высокуюточность учетных данных; оперативность данных учета; повышениепроизводительности учетных работников, освобождение их от выполнения простыхтехнических функций и предоставление большей возможности заниматься контролем ианализом хозяйственной деятельности; увязку всех видов учета и планирования,поскольку они используют одни и те же носители информации.
В организации используются типовые формыпервичных документов. В первичных документах регистрируются данные для целейбухгалтерского учета и целей налогообложения. Хозяйственные операции вбухгалтерском учете оформляются типовыми первичными документами, которыепредставлены в альбомах унифицированных форм первичной документации,разработанных Госкомстатом РФ. Налоговый учет ведется в регистрах, которыерекомендует МНС России. Учетные документы хранятся на предприятии в печатнойформе в течение пяти лет.
В целях обеспечения достоверности данныхбухгалтерского учета и отчетности проводится инвентаризация имущества ифинансовых обязательств в соответствии с пунктом 27 Положения по ведениюбухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (приказ Минфина РФ № 34н) сприменением унифицированных форм первичной документации.
Предприятие самостоятельно применяетформы, системы и уровень оплаты труда персонала, утвержденные штатным расписанием.
Бухгалтерский учет ведетсяцентрализованно учетный аппарат организации сосредоточен в главной бухгалтериии в ней осуществляется ведение всего синтетического им аналитического учета наоснове первичных и сводных документов, поступающих из отдельных подразделенийорганизации. В самих подразделениях осуществляется лишь первичная регистрацияхозяйственных операций.
Централизация учета обеспечивает болеедейственное руководство и контроль со стороны главного бухгалтера, позволяетцелесообразнее распределить труд между работниками учета.
В соответствии со штатным расписаниембухгалтерский отдел состоит из:
— Главный бухгалтер;
— Заместитель главного бухгалтера;
— Старший бухгалтер;
— Внутренний аудитор;
— Бухгалтер.
Структура бухгалтерского аппарата зависитв основном от условий организации и технологии производства, объема учетнойработы и наличия технических средств учета. В данной организации все работникибухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру, такой типорганизации структуры бухгалтерии называется линейной.
Должностная инструкция — документ,регламентирующий деятельность каждой должности и содержащий требования кработнику, занимающему эту должность. В ООО «СУ-33» должностные инструкции несоставляются, но без правильных и грамотно составленных должностных инструкцийпросто невозможно эффективное управление персоналом, причем, вне зависимости отразмеров организации. Должностные инструкции должны описывать прямыеобязанностей специалиста, сферу его компетентности и ответственности, критерииоценки эффективности его работы, управленческую структуру, имеющую отношение кспециалисту. И если все это в них отражено, и, более того, соответствуетдействительности, то компания получает в руки отличный инструмент управленияперсоналом, значительно облегчающий решение таких центральных проблем как,например, адаптация и мотивация персонала.
Движение первичных документов с моментаих создания, получения от других организаций, принятия к учету, обработки, допередачи в архив представляет собой документооборот. В организациидокументооборот не создан.
График документооборота может бытьоформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработкедокументов, выполняемых каждым подразделением организации, а также всемиисполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.
График документооборота долженспособствовать улучшению всей учетной работы на предприятии, в учреждении,усилению контрольных функций бухгалтерского учета, повышению уровняавтоматизации учетных работ.
Впроцессе анализа работы ООО «СУ-33» выяснилось, что должностная инструкция длябухгалтерии не разработаны. Также отсутствует график документооборота. Всеосновные положения прописаны в учетной политике (приложение № 4).
/>Глава 3 Аудит расчетов с заказчиками на примереООО «СУ-33»
Припроверке расчетов с покупателями и заказчиками аудитору необходимо получитьпредварительное представление о состоянии расчетов на предприятии. Для этогоследует установить наличие на предприятии необходимой нормативной базы, составприменяемых первичных документов, порядок их заполнения, состояниеаналитического учета и технологии обработки первичных документов по учетурасчетных операций. Для подтверждения первоначальной оценки систем внутреннегоконтроля и бухгалтерского учета операций с покупателями и заказчиками аудиторна основе полученной информации заполняет заранее разработанные тесты. Тестыпозволяют установить насколько контроль расчетных операций отвечает современнымтребованиям, а их учет – выполняет поставленные перед ним задачи.
Проверкапо счетам расчётов должна осуществляться по следующим основным направлениям: наличиеи правильность оформления документов, определяющих права и обязанности сторон пооказанию услуг, выполнению работ; правильность оплаты или получения сумм за выполненныеработы, оказанные услуги; своевременность и правильность проведения инвентаризациифинансовых обязательств предприятия с целью выявления их реальности.
Всоответствии с основной целью необходимо проверить наличие договоров на техническоеобслуживание с физическими и юридическими лицами, правильность их оформления.
 Особоевнимание должно быть обращено на задолженность с истёкшими сроками исковой давности.Следует при этом выявить причины её образования и выяснить, были ли предпринятымеры к взысканию.
Поданным тестирования можно определить уровень организации внутреннего контроляза операциями по расчету с заказчиками и общее состояние учета этих операций.
Таблица тестирования,позволяющая оценить уровень внутреннего и внешнего контроля в ООО «СУ-33»
Таблица6Оценка учетной системы Комментарий 1. Разработан и утвержден приказ по учётной политике организации Да 2. Разработана и утверждена организационная структура бухгалтерской службы Да 3. Имеются должностные инструкции с распределением фактических обязанностей и полномочий бухгалтерской службы Нет 4. Разработан рабочий план счетов бухгалтерский учёта Да 5. Разработан единый график документооборота Нет 6. Осуществляется контроль за выполнением графика документооборота Нет 7. Применяемая форма бухгалтерского учёта (журнально-ордерная, мемориально-ордерная, журнал-главная и т.д.) Журнально-ордерная 8. Применение в учёте и управление компьютерных программ
Да
1С: Предприятие 7.7 9. Наличие положения о порядке проведения в организации инвентаризации Да 10. Соответствие бухгалтерских проводок действующей методологии Да 11. Осуществляется контроль за договорными обязательствами контрагентов (покупателей, заказчиков) Да 12. Имеется перечень налогов, уплаченных организацией Да 13. Факты проведения налоговых проверок в течении отчётного периода и их результаты Проводились
Впроцессе анализа работы ООО «СУ-33» выяснилось, что должностная инструкция длябухгалтерии не разработаны. Также отсутствует график документооборота.
Дляоценки состояния контроля за расчетными операциями необходимо выяснить:
l  порядок,сроки и результаты инвентаризации расчетов;
l  наличиеграфика документооборота и контроль за его соблюдением;
l  формы,сроки и исполнителей контроля за платежами и состоянием расчетов.
Уровеньсущественности определяется в соответствии с правилом (стандартом)«Существенность и аудиторский риск» [4]. Он выражается в той валюте, в которойведется бухгалтерский учет и представлена бухгалтерская отчетность. Значениеуровня существенности фиксируется в общем плане аудита. Уровень существенностирассчитывается в доле от базовых показателей. Для нахождения уровнясущественности можно использовать таблицу № 7.
Таблица№ 7. Определение уровня существенности по ООО «СУ-33» за 2009 годНаименование базового показателя Значение базового показателя бухгалтерской отчетности Доля (%) Значение, применяемое для нахождения уровня существенности 1. Балансовая прибыль предприятия 2326 1 23,26 2. Валовый объем реализации (без НДС) 3657 2 73,14 3. Валюта баланса 72369 34 24605,46 4. Собственный капитал 6711 3 201,33 5. Себестоимость 130340 61 79507,4
Среднееарифметическое показателей:
(23,26+73,14+24605,46+201,33+79507,4)/5*100%= 20882,12 тыс.руб.
Наименьшеезначение отличается от среднего на:
(20882,12-23,26)/20882,12*100%= 99,89%
Наибольшеезначение отличается от среднего на:
(79507,4-20882,12)/20882,12*100%= 280,74%
Посколькуи в том и в другом случае отклонение наибольшего и наименьшего показателей отсреднего и от всех остальных является значительным, принимаем решение отброситьзначения 23,26 тыс. руб. и 79057,4 тыс. руб. и не использовать их придальнейшем усреднении. Находим среднюю величину:
(73,14+24605,46+201,33)/3= 8293,31
Полученнуювеличину допустимо округлить до 10000 тыс. руб. и будем использовать данныйпоказатель в качестве уровня существенности.
ВООО «СУ-33» были проведены опрос и выборочная проверка документации, по которымможно судить об уровне организации внутреннего контроля на предприятии порасчетам с заказчиками. По окончании процедур опроса и проверки был приведенанализ результатов, сделаны выводы об уровне контроля. Результатысвидетельствуют об среднем уровне контроля по учету расчетов с заказчиками.
Слабыми сторонамиорганизации является:
— нерегулярноепроведение сверок с заказчиками;
— вероятность ошибок иполнота заполнения счетов-фактур;
— правильностьзаполнения книги продаж.
 Входе работы выявлено, что продажа строительных работ осуществляется всоответствии с заключенными договорами (приложение № 5).
 ООО«СУ-33» ведет бухгалтерский учет затрат по нескольким договорам, заключенным содним застройщиком или несколькими застройщиками.
Подоговору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договоромсрок построить по заданию заказчика конкретный объект либо выполнить иныестроительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимыеусловия для выполнения работ, принять их результат и уплатить оговоренную цену.
При проверке своевременности иправильности отражения операций по реализации было установлено, что отражениеопераций по предоставлению услуг заказчикам ведется в соответствии с учетнойполитикой предприятия и соответствует нормам действующего законодательства.
Длярасчетов с заказчиком за выполненные работы применяется унифицированная форма №КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат» (приложение № 6), котораясоставляется на объем выполненных в отчетном периоде строительных работ наосновании акта о приеме выполненных работ (форма № КС-2) (приложение № 7) иподписывается заказчиком и подрядчиком, которая является основанием длярасчетов между ними и производит следующую бухгалтерскую запись:
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями изаказчиками»
Кредит счета 90 «Продажи»
Дт 62.1 Кт 90.1.1 – 155 433,52 руб
При погашении заказчиками своейзадолженности они списывают ее с кредита счета 62 в дебет счетов денежныхсредств (51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 50 «Касса»).
Дт51 Кт 62.1 – 100 000 руб.
Справкао стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) применяется для расчетовс заказчиком за выполненные работы. Выполненные работы и затраты отражаются всправке исходя из договорной стоимости.
Акто приемке выполненных работ составляется после завершения этапа работ, когдаподрядчик выполнил строительно-монтажные работы, а заказчик не имеет к нимпретензий. На основании акта (форма № КС-2) данные из этого документа подрядчикпереносит в справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3).Заказчик на основании справки (форма КС-3) расплачивается с ним. Актподписывают представители подрядчика, ответственного за сдачу объекта, изаказчика, принявшего объект.
 Призаключении всех договоров на выполнение работ в анализируемом хозяйстве ООО«СУ-33» предусматривается аванс. Под авансом подразумевается предоплата,осуществленная в счет будущей поставки продукции, выполнения работ либооказания услуг.
На счете 62 отражают суммы полученныхавансов и предварительной оплаты за выполненные работы.
Суммы полученных авансов и предварительнойоплаты учитывают по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 62.При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитывают на счете62 обособленно.
При поступлении на расчетный счет или вкассу организации денежных средств от заказчика в виде аванса, оформляетсяследующая проводка:
Д-т 51 «Расчетные счета» (50 «Касса»)К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет 2 «Расчеты по авансамполученным», — поступил аванс.
 Авансы не приносят организацииэкономической выгоды, так как ей предстоит исполнить свои обязательства — выполнить работу или оказать услугу. И только после исполнения обязательстваможно сказать, что организация получила доход. Если же организация откажется отвзятых на себя обязательств, то аванс придется вернуть.
Согласно Инструкции по применению Планасчетов авансы полученные учитываются на счете 62, «Расчеты с покупателями изаказчиками», субсчет 2 «Расчеты по авансам полученным».
После оказания услуг организацияпроизводит зачет ранее полученной предварительной оплаты в счет данной поставкипродукции, что отражается в бухгалтерском учете следующей записью:
Д-т 62 «Расчеты с покупателями изаказчиками», субсчет 2 «Расчеты по авансам полученным», К-т 62.1 — произведензачет ранее полученного аванса.
Припроверке документальной обоснованности операций устанавливается соответствие иправильность сумм НДС, предъявляемых заказчикам.
Привыборочной проверке счетов-фактур (приложение № 8), которые выписывалисьзаказчикам, была проверена правильность начисления суммы НДС. Во всехпроверенных счетах не вызвала сомнений правильность отражения НДС, который выделенотдельной строкой или графой. Таким образом, можно сделать вывод, что налог былначислен в соответствии с законодательством.
Приобнаружении таких счетов можно было бы предположить, что это был случайныйпропуск, была увеличена выборка, в результате чего было подтверждено, чтоошибки являются систематическими, многие счета-фактуры недооформлены, постояннонарушается Глава 21 НК РФ, согласно которому,счета, не оформленные соответствующим образом, не могут служить основанием длязачета НДС у покупателей ООО «СУ-33», кроме этого, бухгалтер не проверялправильность заполнения счетов-фактур.
Поскольку на предприятии полностьюавтоматизирован бухгалтерский учет, начисление НДС производится точно,своевременно и без ошибок. Все счета-фактуры автоматически регистрируются вкниге учета и отражаются в книге продаж. Автоматизация обеспечивает контроль заих нумерацией. Счета-фактуры, которые прошли выборочную проверку, не имеютнекоторых реквизитов (ИНН покупателя, его адреса и т.д.), некоторыесчета-фактуры не полностью отражают наименование заказчика.
ООО «СУ-33» работает по безналичнойформе расчетов. В ходе аудиторской проверки нарушений при осуществлениивзаимной сверки не установлено, поскольку учет автоматизирован. Занесениебанковских операций в 1С «Предприятие» осуществляется своевременно, банковскихопераций – в день получения выписок банка (приложение № 9). Получениебанковских выписок осуществляется ежедневно.
Дляопределения достоверности задолженности по расчетам с заказчиками необходиморегулярно производить сверку расчетов. В ходе опроса было отмечено, что сверкипроизводятся нерегулярно, только при возникновении спорных вопросов, не совсеми заказчиками и охватывают менее 50 % расчетов.
В соответствии с Методическимиуказаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств инвентаризациярасчетов должна проводиться постоянно. В ходе проверки выяснилось, чтоинвентаризация расчетов с заказчиками производятся редко, результаты необосновываются документально актами сверок (приложение № 10).
Аналитическийучет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждомупредъявленному заказчикам счету, а при расчетах плановыми платежами – по каждомузаказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечиватьвозможность получения необходимых данных по: заказчикам по неоплаченным в срокрасчетным документам; авансам полученным.
Припроверке ООО «СУ-33» был отмечен рост дебиторской задолженности. Чтобы сделатьвывод, какое влияние она оказывает на проверяемое предприятие, необходимо еепроанализировать. Весомую роль дебиторской задолженности в ООО «СУ-33»составляют покупатели. Чтобы определить, как она изменилась за последнее время,необходимо ее проанализировать.
Анализсостава и движения дебиторской задолженности можно провести на основании данныхбухгалтерского баланса и приложения к бухгалтерскому анализу (таблица № 8).
Таблица№ 8. Анализ состава и движения дебиторской задолженности ООО «СУ-33» Показатели Годы Отклонение 2009 г. от 2006 г.,% 2006 2007 2008 2009 Сумма, тыс.руб. % Сумма, тыс.руб. % Сумма, тыс.руб. % Сумма тыс.руб. % Дебиторская  задолженность, 24825 100 53156 100 21712 100 26744 100 107,73 в т.ч. Расчеты с покупателями и заказчиками 868 3,5 38074 71,63 17487 80,54 9980 37,32 1149,77 Авансы выданные 20157 81,2 9732 18,31 2015 9,28 12833 47,98 63,67 Прочая задолженность 3801 15,3 5350 10,06 2151 9,91 3932 14,7 103,45
Поданным, представленным в таблице, можно сделать вывод, что общая суммадебиторской задолженности в 2009 году по сравнению с 2006 годом возросла на7,73% и составила 26744 тыс. руб. Это связано в первую очередь, с увеличениемвеличины расчетов с покупателями и заказчиками с 868 тыс. руб. в 2006 году до9980 тыс. руб. в 2009 году. Таким образом, размер задолженности увеличился на1050%. А по авансам выданным идет снижение по сравнению с 2006 годом в 2009году она снизилась на 36,33% и составила 12833 тыс.руб. Прочая задолженностьзадолженность увеличилась с 3801 тыс. руб в 2006 году до 3932 тыс руб. в 2009году, что составило 3,45%.
Расчетосновных показателей дебиторской задолженности представлен в таблице № 9.
Таблица№ 9. Анализ основных показателей дебиторской задолженности

 п/п Показатели  Год
Отклонения
2009г. От 2006г. 2006 2007 2008 2009 +/- % 1
Оборачиваемость дебиторской
 задолженности, обороты 1,38 4,03 13,53 2,77 1,39 2
Период погашения дебиторской
 задолженности, дни 260,45 89,3 26,61 129,96 -130,49 49,90 3
Доля дебиторской задолженности
 в общем объеме текущих активов, % 74,9 57,86 36,4 40,03 -34,87 53,44
Анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что оборачиваемостьдебиторской задолженности в днях резко сократилось с 260,45 дней в 2006 году до129,96 дней в 2009 году, т.е. На 130,49 дней или на 49,9%. Доля дебиторскойзадолженности в общем объеме текущих активов в 2009 году составила 40,03%, чтона 53,44% меньше, чем в 2006 году (этот показатель был равен 74,9%). Такимобразом, можно сделать вывод, что в ООО «СУ-33» в течении трех лет наблюдаетсярост ликвидности активов.
Анализсостояния кредиторской задолженности представлен в таблице № 10.
Таблица№ 10. Анализ состояние кредиторскойзадолженности ООО «СУ-33» Показатели Годы Отклонение 2008 г. от  2006 г., +/-
  2006 2007 2008 2009
 
Сумма,
 тыс.руб. %
Сумма,
 тыс.руб. %
Сумма,
 тыс.руб. %
Сумма,
 тыс.руб. %
 
Кредиторская задолженность,
всего 37152 100 95732 100 51139 100 55458 84,5 18306
 
в т.ч. Расчеты с поставщиками
и подрядчиками 11022 29,7 51626 53,93 37812 73,9 29482 44,9 18460
  Авансы полученные 23514 63,3 32713 34,17 11812 23,1 24075 36,7 561
  расчеты по налогам и сборам 2424 6,52 273 0,285 1341 2,62 361 0,55 -2063
  займы – – 10000 10,4 10348 20,2 – – –
  прочая 192 0,5 1120 1,17 234 0,46 1541 2,35 1349
 
Долгосрочная
задолженность – – – – – – 10200 15,5 10200
  в т.ч. Займы – – – – – – 10200 15,5 10200
  ИТОГО 37152 100 95732 100 51139 100 65658 100 28506
 
Поданным предоставленным в таблице, можно сделать вывод, что величина кредиторскойзадолженности увеличилась с 37152 тыс. руб. в 2006 году до 55458 тыс. руб. в2009 году, т.е. на 18306 тыс. руб. Наибольший удельный вес в кредиторскойзадолженности занимает задолженность поставщиками и подрядчикам: в 2006 году —29,7%, в 2007 году — 53,93%, в 2008 году — 73,9%, в 2009 году – 44,9%. В 2009году образовалась долгосрочная кредиторская задолженность, что составляет 10200тыс. руб.
Взаключении анализа можно провести сравнение дебиторской и кредиторскойзадолженностей, их изменения (таблица № 11).
Таблица№ 11. Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской
задолженностей и займов ООО «СУ-33» за 2007-2008 гг. Показатели 2008 г. 2009 г. Темп роста,% Отклонение, +/-
  Дебиторская задолженность 21712 26744 123,18 5032
  Кредиторская задолженность 51139 55458 108,45 4319
  Займы 10348 -10348
 
Изтаблицы можно сделать вывод, что дебиторская задолженность в 2009 году возрослапо сравнению с 2008 годом на 23,18%. Так же увеличилась кредиторскаязадолженность по сравнению с 2007 годом на 8,45%. В 2009 году образоваласьдолгосрочная кредиторская задолженность (займы).
Аудитпланировался таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, чтофинансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Аудитпроводился на выборочной основе и включал в себя изучение на основетестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в финансовой(бухгалтерской) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности,оценку принципов и методов бухгалтерского учета. Проведенный аудитпредоставляет достаточное основание для выражения мнения о достоверности вовсех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности исоответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РоссийскойФедерации.
Финансоваяотчетность ООО «СУ-33» отражает достоверно во всех существенных отношенияхфинансовое положение и результаты финансово-хозяйственной деятельности.
Глава 4 Совершенствование аудита расчетов с заказчиками
Принаписании данной курсовой работы были выявлены недостатки и отрицательныемоменты в работе с заказчиками в ООО «СУ-33». В связи с этим, следует внестипредложения по совершенствованию порядка ведения расчетов, выявления методов,которые позволили бы улучшить работу на проверяемом предприятии, привести кповышению эффективности использования ее результатов.
Ведениебухгалтерского учета на предприятии осуществляется в соответствии с действующимзаконодательством, а также принятой учетной политикой, которая регламентируетпорядок ведения учета на предприятии. Учетная политика в ООО «СУ-33» быласформирована в соответствии с нормативными документами.
Сцелью определения достоверности ведения расчетов необходимо производитьежеквартальную полную инвентаризацию обязательств, но в ходе проверки выяснилось,что в ООО «СУ-33» она не производится надлежащим образом, что говорит о слабой системеконтроля за дебиторской задолженностью. Это может привести к тому, чтозадолженность оказывается непроверенной, может возникнуть угроза неотслеженнойзадолженности с истекшим сроком исковой давности, а также просроченнаязадолженность. В Учетную политику предприятия следует ввести изменения оежеквартальной инвентаризации, оформляемой приказом директора и актомпроведения инвентаризации, привлечь сотрудников бухгалтерии для выполнениясверки расчетов с заказчиками
Сцелью сокращения дебиторской задолженности по заказчикам, следует своевременноотслеживать просроченную задолженность для ведения претензионной работы,проводить рейды по должникам.
Внедрениеи использование компьютерных технологий обработки учетной информации явилосьодним из наиболее значительных достижений науки и управления. Система субъектахозяйствования существенно влияет на методики ревизии и аудита. Аудитор настадии подготовки к проверке хозяйствующего субъекта должен изучитьорганизационно-техническое обеспечение контроля и определить необходимостьпривлечения для исследования его надежности технических специалистов. Впроцессе исследования системы компьютерной обработки данных могут быть установленыособенности алгоритма систематизации информации, влекущие ее искажение.
Припроведении аудита в системе компьютерной обработки данных сохраняются цельаудита и основные элементы его методологии. Наличие компьютерной обработкиданных существенно влияет на процесс изучения аудитором системы учетаорганизации и сопутствующих ему средств внутреннего контроля.
Аудиторужелательно иметь представление о техническом, программном, математическом идругих видах обеспечения компьютерной техники, а также системах обработкиэкономической информации. В случае отсутствия у аудитора необходимых для этогознаний, следует использовать работу эксперта в области информационныхтехнологий. А также аудиторской организации целесообразно иметь библиотекунаиболее распространенных систем компьютерной обработки данных и прилагатьусилия к изучению особенностей их практического применения.
Аудитордолжен изучить и оформить в виде рабочего документа все существенные вопросыорганизации обработки учетных данных в системе компьютерной обработки данныхорганизации, отразив в нем следующие положения:
– организационнаяформа обработки данных, например: обработку данных осуществляет специальноеподразделение или компьютеры установлены на рабочих местах бухгалтерскогоперсонала и обработка данных осуществляется непосредственно бухгалтерами;обработку данных организация осуществляет самостоятельно третья сторона позаключенному с ней договору;
– формабухгалтерского учета;
– разделыи участки учета, функционирующие в среде компьютерной обработки данных;
– системакомпьютерной обработки данных размещена на одном или нескольких компьютерах;
– обработкаданных ведется локально на каждом компьютере или применяется сетевой вариант;
– обеспечениеархивирования и хранения данных;
– передачаданных производится: с использованием каналов связи, через внешние носители илипроисходит ввод данных с клавиатуры.
Вусловиях компьютерной обработки данных большое значение необходимо придаватькачеству учетных данных. Информация в электронной системе учета должнаотражаться своевременно, в полном объеме и с достаточным уровнем детализации.При исследовании компьютерной обработки данных особое внимание следует уделитьустановлению в ней рисковых зон. Этого можно достичь при проведении процедуртестирования электронной системы учета.
Наначальном этапе аудитор производит тестирование вводной информации.Необходимость тестирования вызвана тем, что даже самая совершенная системаэлектронной обработки информации не даст реальных результатов, если исходные данныене отражают по существу совершенные хозяйственные операции.
Тестированиесистемы компьютерной обработки данных предполагает проведение теста на полнотуотражения на машинных носителях исходной информации и на соответствиекомпьютерных и документированных данных. Если система электронной обработкиинформации не обеспечивает такого соответствия, то аудитор может сделать выводо недостоверности выходной информации, полученной в результате обработкиданных. Если система сбора и регистрации данных не позволяет достичьвышеуказанного соответствия, то следует ставить вопрос о невозможностидальнейшего использования такой системы и необходимости восстановлениябухгалтерского учета на основе достоверных данных.
Аудиторунеобходимо также проверить полноту и правильность регистрации исходных данных вкомпьютерной системе. Полнота ввода информации означает, что все необходимыеданные, содержащиеся в первичных документах, включены в систему обработки.Правильно зарегистрированными данными можно считать те, которые по формесоответствуют принятым в системе электронной обработки данных обозначениям итерминам, а по содержанию несут точную информацию о хозяйственной операции илифакте хозяйственной деятельности и способе ее обработки.
Такжеаудитор должен оценить возможности системы компьютерной обработки данных вчасти:
– гибкогореагирования на изменения хозяйственного, налогового или иного законодательствас точки зрения настройки программного обеспечения;
– формированиябухгалтерской и внутренней управленческой отчетности;
– осуществленияаналитических процедур;
– расширенияфункций компьютерной системы.
Аудитордолжен оценить квалификацию бухгалтерского персонала в области компьютернойобработки данных, в частности: имеют ли специалисты соответствующее высшее илисреднее специальное образование, или прошли курс обучения в областиинформационных технологий, или изучение системы компьютерной обработки данныхпроисходило самостоятельно.
Припроведении аудиторской проверки расчетов с заказчиками в системе компьютернойобработки данных, аудитор проверяет, составляются ли в данной системе всенеобходимые документы, такие как: счета–фактуры, приходные и расходные кассовыеордера, закрепляются ли ТМЦ за материально ответственными лицами, все лидокументы отмечаются в журналах регистрации и т.д. /> 
Выводы и предложения
Принаписании данной курсовой работы изучена литература по предмету аудит,рассмотрены нормативные документы регулирующие аудиторскую деятельность, атакже методика проведения аудиторской проверки расчетов с заказчиками. Аудитрасчетов с заказчиками дает информацию о достоверности данных бухгалтерскогоучета о наличии дебиторской и кредиторской задолженности, ее состоянии и срокахобразования.
Приподготовке и планировании аудиторской проверки аудитор определяет цель иосновные задачи проверки. После чего должна быть составлена достаточноподробная программа проверки расчетов с учетом поставленных целей. Программапроверки должна позволить аудитору при наличии нарушений выявить их все. В ходепроверки также рекомендуется проводить оценку организации внутреннего контроляза организацией учета. Одним из наиболее распространенных способов проверкирасчетов с заказчиками является инвентаризация расчетных операций.
Инвентаризациярасчетов заключается в выявлении по соответствующим документам остатков итщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах. Учитывая, чтосами предприятия в большинстве случаев проводят инвентаризацию расчетов снизким качеством (либо вообще не проводят), аудитор должен установить срокивозникновения задолженности по счетам дебиторов и кредиторов, ее реальность илиц, виновных в пропуске сроков исковой давности (согласно гражданскому кодексуРФ срок исковой давности установлен 3 года). В случае необходимости нужнопровести сверку расчетов с дебиторами и кредиторами с составлением актовсверок. Для этой работы можно привлечь и сотрудников бухгалтерии проверяемогопредприятия.
Учетрасчетов с заказчиками занимает значительную часть хозяйственных операций в ООО«СУ-33». От состояния расчетов с заказчиками зависят дальнейшие отношенияпредприятия с другими организациями, своевременность оплаты заказчиками запредоставленные услуги по строительству непосредственно влияет на финансовыйрезультат предприятия и на его стабильную работу.
Приизучении аудита в части расчетов с заказчиками ООО «СУ-33» было рассмотреносостояние внутреннего контроля. В процессе аудита не были обнаружены никакиефакты, из которых можно было бы сделать вывод о несоответствии внутреннегоконтроля масштабам и характеру ее деятельности.
Небыло выявлено серьезных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерскогоучета и подготовки бухгалтерской отчетности, в части расчетов с заказчиками,которые могли бы помогли бы повлиять на достоверность бухгалтерской отчетности.
/>Список используемой литературы
1. Гражданскийкодекс РФ, гл. 37 «Подряд»
2. КамышановП.И., Камышанов А.П. Бухгалтерская финансовая отчетность: составление и анализ–7-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2008. – 283 с.
3. Методикапроведения аудиторской проверки подрядной организации/ Статья «Все длябухгалтера», 2008, № 3
4. Новыестандарты аудиторской деятельности/ Сост. И коммент. Канд. Эконом. НаукВ.С.Ляховского. – М.: Гелиос АРВ
5.  ПодольскийВ.И., Савин А.А., Сотников Л.В. Основы аудита: Учеб. Пособие. – 2-е изд. – М.:Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России: Информационноеагентство «ИПБР-БИНФА», 2006
6. Положениепо бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальноестроительство» (ПБУ 2/08)
7. Положениепо бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99
8. Положениепо бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99
9. Правоваясистема «Консультант Плюс»
10.   ПриказМинфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 18.09.2006) «Об утверждении Планасчетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций иИнструкции по его применению»
11.  Учет,анализ и аудит в строительстве – Н.А. Адамов, А.В. Войко, П.А. Соколов, 2006г.
12.  Федеральныйзакон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ
13.   ФилинаФ.Н. Дебиторская и кредиторская задолженность: острые вопросы налогообложения/.– М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. – 152 стр. – (Практикум бухгалтера)
14.   ХахоноваН.Н. Основы бухгалтерского учета и аудита. Серия «Учебники Феникса». – Ростов –н/Д: «Феникс», 2003