Роль инвестиций в развитии экономики Российской Федерации. Пути улучшения инвестиционного климата в России

Московский авиационный институт
(государственныйтехнический университет)Кафедра  “Экономика инвестиций”
Рефератна тему:
Роль инвестиций в развитии экономики       РоссийскойФедерации.
Пути улучшения инвестиционного климата в России.
 Студенткагруппы  05-106   Алифанова А. А.Преподаватель: ТрошинАлександр Николаевич
2002 г.

Содержание. Страницы 1. Введение: инвестиции и их роль в экономике страны.
 
2
  2. Потоки инвестиций. Мотивы осуществления инвестиционной  деятельности в России.
4 3. Иностранные инвестиции в Подмосковье.    
 8 4. Факторы инвестирования.
 
10 5. Проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются инвесторы.
 
12 6. Условия и общие принципы привлечения прямых инвестиций.
 
13 7. Заключение.
 
17 8. Список литературы.
19

Введение.
 
Нидля кого не секрет,что о состоянии дел в экономике весьмауверенно можно судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционнойсфере. Она является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны,размер национального дохода, привлекательность для других государств. В теориимакроэкономики инвестиции – это долгосрочные вложения государственного иличастного капитала в различные отрасли экономики как внутри страны, так и заграницей с целью извлечения прибыли. Иными словами, инвестиции – этовложение капитала частной фирмой или государством в производство той или инойпродукции. При этом выделяют несколько  типов инвестиций:
·    Производственные (здания,сооружения, оборудование);
·    Инвестиции в жилищноестроительство (приобретение домов для проживания или сдачи в аренду);
·    Инвестиции в запасы (сырьё,материалы, незавершённое производство, готовые изделия).
Кроме того, инвестиции классифицируют и по другомупризнаку:
·    прямые, при которых иностранный инвестор получает контрольнад предприятием на территории России или активно участвует в управлении им;
·    портфельные, при которых иностранный инвестор  не участвуетактивно в управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (вбольшинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободнообращающихся ценных бумаг). К разряду портфельных относятся также вложениязарубежных инвесторов на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг;
·    к прочим инвестициямотносятся вклады в банки, товарные кредиты и т.п.
Очевидно,что для иностранных компаний наиболее привлекательными являются проекты,связанные с производственными инвестициями и инвестициями в запасы, так как онинаиболее интересны с точки зрения получения прибыли и организации. Именно такиминвестиционным проектам и посвящён этот реферат.
Нужны ли Россииинвестиции.
Вопрос о привлечении иностранных инвестиций обсуждаетсядовольно часто. Да, российской экономике действительно нужныпроизводственные инвестиции. По мнению экспертов Минэкономразвития, длядостижения устойчивого развития России в ближайшие 20 лет потребуетсяинвестировать около $2 трлн. средств из разных источников или по $100 млрд. вгод.  
Проблема 2003 года, стоящая перед Россией, затрагивает всесферы деятельности. По оценкам специалистов, через год ожидается выбытие до 25%(в 2006 г. до 50%) производственных фондов вследствие их износа. И дляобеспечения хотя бы его простого воспроизводства основного капитала объеминвестиций должен быть увеличен в 3 раза. Объем иностранных инвестиций в РФ впервом полугодии 2000 года составил около $4,8 млрд. Приток средств вянваре-июне 2000 года увеличился почти на 12% по сравнению с аналогичнымпериодом 1999 года. Но это слишком мало для российской экономики. 
В настоящее время Россия занимаетдалеко не первое место по количеству привлекаемых инвестиций. В развивающиеся рынки ежегодно инвестируются свыше$500 млрд. Россия же получает чуть менее $5 млрд ежегодно. Менее 1% — этонесопоставимые масштабы инвестиционной активности по сравнению с тем, какимпотенциалом  обладает наша страна. Это, конечно же, абсолютнонеудовлетворительный показатель с точки зрения тех темповсоциально-экономического развития, которые необходимы Российской Федерации длятого, чтобы вернуть себе достойное место среди развитых государств мира.Для модернизации реального сектора отечественнойэкономики необходимы ежегодные инвестиции в объеме до $100 млрд. Экспорт нефтии газа, внутренние источники накопления такого уровня инвестиций дать не могут.Поэтому активная интеграция России в мировые рынки — в первую очередь, в рынкикапитала – должна рассматриваться Правительством РФ как приоритетная задачагосударственной инвестиционной политики.
 Однако не стоитрассматривать инвестиции как панацею от всех недугов экономики, сами по себеони не могут поднять её на должный уровень. Но  могут послужить стимулом,катализатором развития и роста внутренних инвестиций. В особенности этоотносится к прямым инвестициям, так как с ними в Россию поступают не толькоденьги, но и многолетний опыт, накопленный компаниями-инвесторами на мировыхрынках. Иностранные инвестиции могут также послужить для временного смягченияденежных затруднений правительства, хотя и путем роста внешнего долга, а значитроста зависимости страны. Наконец, их рост является непременным спутником“встраивания” России в мировой цикл движения капитала и будет способствоватьинтеграции страны в мировое хозяйство, нахождению оптимальной “ниши” вовсемирном разделении труда.
 Многие аналитикисчитают, что привлечение иностранных инвестиций — проблема для России далеко неглавная. Денег в стране довольно много. Проблема в том, как их расходуетгосударство и предприятия. На сегодняшний день модель инвестиционнойдеятельности в стране неэффективна. Финансовые институты как источникиинвестиций в полном объеме не выполняют свои функции. Фондовый рынок слишкомспекулятивен, банки не рискуют или не могут выдавать крупные кредиты,несовершенство законодательной базы отпугивает многих иностранных инвесторов.Поэтому главными инвесторами являются сами предприятия, на долю которыхприходится 84% всего объема инвестиций, в том числе почти 70% финансируется засчет их собственных средств — прибыли и амортизации.
Нодаже имея необходимые средства для увеличения капитальных вложений в реальныйсектор экономики, пока не видны результаты. И главной причиной являетсянеэффективность менеджмента компаний. По расчетам, начисляемая в промышленностиамортизация вдвое ниже уровня, необходимого для простого возмещения выбытияосновных фондов, причем лишь около половины начисленной амортизации реальноиспользуется для финансирования капитальных вложений. В результате финансовыересурсы предприятий, направляемые в инвестиции, в 3-5 раз меньше объема износаи выбытия основных фондов.
Имеющийсяпотенциал капитальных вложений используется лишь на 1/3. И если просуммироватьвсе внутренние сбережения, то получится цифра, на порядок превышающая нынешнийгодовой объем инвестиций.
Подводяитоги, можно сказать, что сегодня российская экономика, не имея эффективнуюмодель корпоративного управления,  не может отказываться от иностранныхинвестиций.
 
Потокиинвестиций.Мотивыосуществления инвестиционной деятельности в России.
Наданный момент в России налицо активизация инвестиционного процесса (хотя увеличениекапиталовложений в перерабатывающие отрасли остается пока незначительным) инекоторое выравнивание распределения капиталовложений, в том числе иностранных,по регионам. Очевидно также, что развитие этого процесса в субъектах Федерациипредопределяется положением дел в общероссийской экономике. Попытки руководстваотдельных регионов локально усилить инвестиционную активность на подвластныхтерриториях, в конечном счете, не удаются. Например, доля иностранныхинвестиций, приходящаяся на Новгородскую область, составляла в 1995 году около0,5 процента от общего их объема. В 2000 году она оставалось на том же уровне,а за 9 месяцев 2001 — снизилась до 0,3 процента.

Динамикаи структура инвестиций в экономику России (по данным органов государственнойстатистики) приведены в таблице 1. Сумма инвестиций из Федеральногобюджета за последние четыре года увеличилась всего на 17%, тогда как общийобъем инвестиций за этот же период увеличился на 75%.
Таблица 1. Десять регионов с наибольшим объёмомпрямых иностранных инвестиций.Регион
Объем прямых иностранных инвестиций в 2000 г.
(тыс. дол.)
Доля в общем объеме прямых иностранных инвестиций в 2000 г.
(%) Сахалинская область 1022384 24,00 Москва 787590 18,49 Краснодарский край 495551 11,63 Московская область 390022 9,16 Санкт-Петербург 272014 6,39 Ленинградская область 236169 5,54 Новосибирская область 130978 3,07 Калужская область 92102 2,16 Челябинская область 90572 2,13 Свердловская область 79191 1,86
Отраслевая структураиностранных инвестиций в последние годы характеризуется увеличением вложенийнаправляемых в промышленность на фоне сохранения интереса иностранныхинвесторов к сфере торговли и общественного питания, а также транспорта исвязи. Из этого можно сделать об узкой отраслевой направленности прямыхиностранных инвестиций, так как львиная их доля приходится либо наэкспортно-ориентированные отрасли (нефтехимия, горнодобывающая промышленность,деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленности), либо насверхприбыльные проекты с малым сроком окупаемости (торговля, телекоммуникации,общественное питание, пищевая промышленность, финансовые услуги,строительство).
Такой “отраслевой перекос” не случаен — он в значительной мере отражает реальное положениесегодняшней России в международном разделении труда. Страна выступает намировой экономической сцене как экспортер сырьевых ресурсов и продуктов первогопередела, и как импортер иностранной высокотехнологичной продукции и услуг,рассчитанных в первую очередь на потребительский спрос. В то же время такаяотраслевая структура инвестиций свидетельствует и о том, какие категориииностранных инвесторов в первую очередь готовы производить прямые вложения вРоссию, невзирая на высокие риски и крайне неблагоприятный инвестиционныйклимат. Прежде всего, это:
·    крупнейшие транснациональные корпорации, рассматривающие вложения в Россию как способ получения доступа кроссийским ресурсам и внутреннему рынку. Инвестиции в Россию являются для нихлишь относительно небольшой частью глобальной долгосрочной инвестиционнойстратегии, что позволяет им мириться с высокой рисковостью и временнойневыгодностью вложений. К этому разряду  можно отнести крупнейших иностранныхинвесторов в российском топливно-энергетическом комплексе (Exxon, Amoco,Occidental Petroleum), химической промышленности (Procter & Gamble),пищевой промышленности (Coca-Cola, BAT Industries, Phillip Morris),финансовом бизнесе (Chase Manhattan Bank, Citibank, ABN-AMRO), отчасти — вобласти телекоммуникаций (Siemens, Alcatel, US West);
·    средний и мелкий иностранныйкапитал, привлекаемый в Россию сверхвысокой рентабельностью и быстройокупаемостью отдельных проектов (как правило, при этом, не требующих оченьвысоких капитальных затрат), прежде всего — в торговле, строительстве и сфереуслуг. Указанные преимущества перекрывают в глазах этих инвесторов общиенедостатки и риски, присущие инвестиционному климату России;
 
·    инвесторы из числа представителейроссийской диаспоры в зарубежных странах, а также компании, вкладывающие вРоссию незаконно вывезенный за ее пределы и легализованный за рубежом капитал.Для таких инвесторов также в первую очередь характерны вложения ввысокорентабельные и быстроокупаемые проекты; риски инвестиций в Россию для нихсущественно снижаются за счет хорошего знания местной специфики и обширныхделовых и статусных контактов в стране.
 
Описанная тенденцияведёт к неравномерному отраслевому и территориальному распределению инвестиций.Иностранный капитал, не оказывая  значительного воздействия на развитиенационального хозяйства в целом, играет сейчас роль “катализатора роста” лишь внескольких узких секторах производства, ориентированных в первую очередь назарубежный спрос. Развитие этой тенденции даже при количественном ростеиностранных инвестиций может привести к т.н. “венесуэлизации” российскойэкономики — структуре национального хозяйства, при которой налицо ослаблениесвязей и глубокий технологический разрыв между передовымиэкспортно-ориентированными отраслями, в значительной мере контролируемымииностранным капиталом,  и примитивным, низко-производительным производством вдругих отраслях, ориентированных только на внутренний спрос. Избежать этого идобиться существенного количественного увеличения прямых иностранных вложений вроссийскую экономику можно путем выработки комплексной государственнойпрограммы по привлечению иностранных инвестиций.
Запоследние годы с иностранными инвесторами был заключён ряд сделок. Одними изкрупнейших сделок, совершённых в 200-2001гг., были:Кредит Komerzbank ТНК в $672 млн. (увеличение нефтедобычи на Самотлорском месторождении); Eximbank выдает кредит ТНК в размере $278 млн. (модернизация Рязанского НПЗ); Кредит ЕБРР «ЛУКойлу» в размере $150 млн.; ЕБРР открывает кредит «Северостали» в размере $35 млн.; Кредит ЕБРР Челябинскому электролитно-цинковому заводу в $15 млн.
 Несмотряна это, объем прямых иностранных инвестиций, осуществляемых в России, крайненезначителен по сравнению с другими странами с переходной экономикой. Приналичии огромных природных ресурсов страны и высококвалифицированных трудовыхкадров, в 1995-2000 гг. ежегодный приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) вроссийскую экономику составил лишь 20 дол. США на душу населения, чтоявляется ничтожно низким показателем по сравнению с Венгрией, где ПИИ на душунаселения достигли 220 дол. США в год, и Чешской Республикой, где этотпоказатель равен 134 дол. США. Даже учитывая то обстоятельство, что внебольших странах объём ПИИ на душу населения обычно оказывается более высокими что положительную роль в привлечении иностранных инвестиций сыграли какгеографическая близость Венгрии и Чехии к Западной Европе, так и перспективыприсоединения этих стран к Европейскому Союзу, масштабы ПИИ в России не могутне внушать пессимизма. Неготовность иностранных инвесторов вкладывать средства вРоссии принято объяснять отсутствием в стране политической стабильности иблагоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности.Западные средства массовой информации обычно изображают Россию какстрану-банкрота, в которой царят беззаконие, коррупция и насилие и которуюконтролируют криминальные мафиозные структуры. Сложился стереотип о том, чточестно и открыто вести бизнес в России невозможно, этому препятствуют либомафия, либо само государство, которое не способно, а иногда и не желаетзащищать интересы иностранных предпринимателей и инвесторов.
Еще пару лет назад на вопрос: «Почему в Россиюне идут инвестиции? „  отвечали: “Из-за высокой инфляции,экономической и политической нестабильности в стране». Сейчас эти проблемыв России в основном решены. Однако инвестиций это не прибавило. Причина крайнепроста. Инвесторы боятся вложений в российские предприятия, опасаясь нарушенийсвоих прав, в том числе менеджментом предприятий. События последнего временитолько подтверждают опасения инвесторов, достаточно вспомнить череду громкихкорпоративных конфликтов, потрясших страну в 1999 — 2000гг. Среди нихпротивостояние нефтяных компаний, попытка деприватизации Ломоносовскогофарфорового завода, вооруженный захват Качканарского ГОКа, конфликт по поводуперехода на единую акцию «Сургутнефтегаза».  

Однако инвестиционнойдеятельностью в России занимаются многие иностранные компании. Основными странами — инвесторами, осуществляющимизначительные инвестиции в российскую экономику, являются Германия, США, Кипр, Великобритания, Франция,Нидерланды, Италия.На долю этих стран приходилось 76.3% отобщего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых — 74.8% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций. Наибольший объём инвестиций приходится на США(20,2%),далее идут Германия(18,9%) и Кипр(15,6%), замыкают список Великобритания иНидерланды – 7,3 и 5,1% соответственно. Наиболеепривлекательными отраслями промышленности для иностранных инвесторов являютсяпищевая промышленность, на которую приходится 13,5% иностранных инвестиций или31% инвестиций в промышленность, черная металлургия (10,4% и 23,9%) инефтедобывающая промышленность (5% и 11,5%). 
 
 
 
Иностранныеинвестиции в Подмосковье.
Какжительница Московской области, я хотела бы кратко охарактеризовать ситуацию,сложившуюся в этом регионе, тем более что Подмосковье играет значительную рольв экономике Российской Федерации и по многим показателям в последние годыстремительно приближается к Москве.
Цифры обиностранных инвестициях в Московскую область часто разнятся. Сколько же их? Вотпоследние уточнённые данные Мособлкомстата. В первой половине 2002 года общийобъём инвестиций, поступивших в Московскую область из-за рубежа, составил 167,2млн. $ (с учётом рублёвых поступлений, пересчитанных в доллары). Посравнению с аналогичным периодом прошлого года объём зарубежных инвестицийвырос почти в два раза, что свидетельствует о значительном росте инвестиционнойпривлекательности Подмосковья. Неслучайно по кредитному валютному рейтингу,составленному недавно агентством  Standart&Poors, Московская область заняла второе место в ЦентральномФедеральном округе и четвёртое по Российской Федерации.
Основнойобъём иностранных инвестиций в Подмосковье (почти 80%) в первом полугодиипришёлся на промышленность, и сегодня по объёму иностранных инвестиций виндустрию Подмосковье уже опередило Москву. Отрадным фактом является то, чтозначительная часть “промышленной” валюты вложена в обновление оборудования.Иностранный капитал вносит существенный вклад в решение этой острейшей проблемыподмосковной промышленности. В январе-июле 2002 года на него пришлось почти 40%подмосковных инвестиций, вложенных в приобретение машин и оборудования. Другимисферами интереса зарубежных инвесторов были транспортная инфраструктура,торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство издравоохранение.
Средистран-инвесторов, осваивающих подмосковную землю, продолжает лидироватьГермания, к ней приблизился Кипр, который потеснил со второго на третье местоНидерланды (таблица 2). На эту тройку лидеров приходится более 60% всехзарубежных вложений в Московскую область в первом полугодии 2002 года. Другиестраны инвестировали значительно меньше, но это не умаляет знач6ния их участия.Примечательно, что свой вклад внесло даже такое небольшое государство как Белизиз Латинской Америки ( ≈0.5 млн. $).
 
 
 
Таблица 2. Основные страны-инвесторы в Московскуюобласть в первом полугодии 2002 года.
 Страна Доля от общего объёма инвестиций (%) Объём инвестиций   (млн. долларов) Германия 40,4 24,2 Кипр 34,3 20,5 Нидерланды 26,8 16,1 Ирландия 14,5 8,7 Финляндия 8,2 4,9
Чтокасается привлечения валюты, то здесь лидером полугодия стал Мытищинскийрайон-29,2 млн.$ (на него приходится почти шестая часть вложенных в областьиностранных инвестиций). За Мытищами следуют другие фавориты в привлечениисредств из-за рубежа: Ступинский(17,2 млн.$), Химкинский(15,5 млн.$),Одинцовский (14,2 млн.$) и Раменский (12 млн.$) районы. На эти пятьперечисленных районов в первом полугодии приходилось более половины всехзарубежных вложений.
 
 
 
Каковыже основные мотивы осуществления инвестиционной деятельности для иностранныхкомпаний на территории Российской Федерации?
Факторы,интересующие инвесторов в первую очередь.
Преобладающимфактором является размер российского рынка. Представители промышленных итранспортных предприятий называют в числе наиболее важных факторов, повлиявшихна их решение, близость к стране, где действуют материнские компании,однако для компаний из других секторов этот фактор, по всей видимости, имеетвторостепенное значение. Возможность преодолеть торговые барьеры такженазывалась среди важных причин — причем компании, занимающиеся сбытомпродукции, и транспортные предприятия указывают на этот фактор даже чаще, чемпромышленные предприятия. Наличие в России квалифицированных кадровимело для них достаточно важное значение, причем на решение об осуществленииинвестиций повлияла также низкая стоимость рабочей силы.
По-прежнему сохраняется высокая значимостьинфраструктурного и производственного потенциала, хотя роль последнего винвестиционном процессе уменьшилась. Оживление идет в основном на предприятияхс высоким износом оборудования и устаревшими технологиями. Большинствоинвестиционных проектов таких предприятий рассчитано на кредитование, а не напрямого инвестора. Поэтому стратегический инвестор предпочитает приходить врегион со своими проектами. Кстати, такие инвесторы, как правило, действуют вкорпоративной системе собственных рыночных институтов, поэтомуинституциональный потенциал региона для них не имеет особого значения, хотя впоследнее время некоторый интерес к его наличию стратегические инвесторы сталипроявлять.
 
          Наконец, наиболее значим для потенциальных инвесторов законодательныйриск. Если на федеральном уровне формирование законодательного поля дляинвесторов более или менее завершено, то на региональном процессзаконотворчества в инвестиционной сфере все набирает темпы. Дело не только втом, что регионы начинают сильно отличаться друг от друга по содержаниюинвестиционного законодательства, но и в том, что в ряде субъектов федерацииинвесторам стало трудно разобраться в сложном и противоречивомзаконодательстве, которое может трактоваться по-разному властями и инвесторами.

Факторы,не играющие главной роли в инвестиционной политике.
Какоказалось, потенциального инвестора мало волнуют некоторые факторыинвестирования, относительно высокой значимости которых у многих сохраняютсяопределенные иллюзии.
 
Неуклоннопадает интерес к собственным инновационным возможностям региона. По-видимому,инвестор приходит в регион со своими, уже освоенными и отработанными,технологиями и не склонен вкладывать средства в стагнирующую местнуюнаучно-техническую сферу.
Результатыопроса крупнейших инвесторов развеяли миф о привлекательности  природныхресурсов России. Во-первых, более или менее эффективные предприятия иместорождения ресурсов уже поделены, доступ новых инвесторов туда затруднен.Во-вторых, в мире есть ресурсы и доступнее, и дешевле в эксплуатации.
 Развенчани еще один миф, искусственно сконструированный в конце 80-х. Экологический рискволнует экспертов в наименьшей степени. По-видимому, это связано с безразличнымотношением государства к экологии, отсутствием экологической политики.Закономерное следствие — нет и не предвидится действенной системы штрафов иплатежей за загрязнение окружающей среды.
Возможность сокращения транспортных расходов не играет значительной роли, за исключением компаний,занимающихся сбытом продукции. То же самое относится к налоговым льготам,возможностям выхода на рынки третьих стран из России и доступностисырья (значительная часть инвестиций в сырьевом секторе была осуществленаамериканскими компаниями). Аналогичным образом, денежные потоки, ужесуществующие в России, имели для участников опроса второстепенное значение припринятии решения об осуществлении здесь инвестиционной деятельности. Исключениев этом случае составляют лишь банки и транспортные компании. И, наконец, относительнаямягкость экологических норм, по-видимому, не сыграла при принятииинвестиционных решений никакой роли.
 
 
 
Наиболеесерьезные проблемы, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы в России.
 Проанализироваврезультаты опросов, проводившихся среди крупнейших инвестиционных компаний,можно прийти к выводу, что наиболее серьезной проблемой, оставляющей далекопозади все остальные трудности по степени важности, является неадекватное ипостоянно меняющееся налоговое законодательство. Затем следуют проблемы,связанные со слабым обеспечением прав собственности и прав кредиторов,действиями таможенных органов, риском изменений в политической сфере,неустойчивым макроэкономическим положением, неразвитым банковским сектором,российской системой бухучета и коррупцией. Примечательно, что само по себеналоговое законодательство воспринимается как большее зло, чем налоговыеорганы, призванные обеспечивать его соблюдение. Напротив, таможенные органы и вменьшей степени постоянные изменения внешнеторговой политики рассматриваютсякак более серьезная проблема, чем торговая политика как таковая.
Рискизъятия собственности и произвол со стороны властей — как федеральных, так иместных, были отнесены к категории проблем, не самых первостепенных по степениважности. То же самое относится к неплатежам заказчиков и неадекватной защитеправ интеллектуальной собственности. Интересно отметить, что защита правинтеллектуальной собственности рассматривается многими как менее серьезнаяпроблема, чем обеспечение прав собственности в целом. Эта точка зренияпоследовательно выражается представителями всех секторов, и хотя компании,использующие более передовые производственные технологии, естественным образом,больше озабочены защитой прав интеллектуальной собственности, их представителивсе равно считают, что обеспечение прав собственности в целом представляетсобой более серьезное препятствие, чем защита прав интеллектуальнойсобственности. Если говорить о благоприятных тенденциях, то качество российскихтрудовых ресурсов и поставщиков не составляет для иностранных компанийсерьезной проблемы. В целом респондентов как будто удовлетворяет уровеньквалификации и мотивации рабочих и менеджеров, а также качество исвоевременность поставки материалов и комплектующих российскими предприятиями.Это свидетельствует о том, что как минимум часть российских кадров при условииобеспечения соответствующих стимулов и надлежащего профессионального обученияхочет и может удовлетворять западным стандартам. Качество материалов икомплектующих, поставляемых российскими предприятиями, а также своевременностьих поставок, также относится к категории второстепенных проблем. Бартер, однаиз основных особенностей работы на российском рынке, о которой много говоритсяв западной прессе, также не вызывает у инвесторов серьезныхвозражений.         
Порядокраспределения проблем по степени важности носит относительно устойчивыйхарактер во всех секторах. Компании, участвующие в промышленном производстве,подчеркивают серьезность проблем, связанных с неразвитостью банковскогосектора. Напротив, банки отнесли к числу первостепенных проблему неадекватнойзащиты прав кредиторов. Неплатежи клиентов и российская система бухучета такжеимеют для них большее значение, чем для остальных. Для консультационных фирмчрезвычайно важна проблема недостаточной защиты прав собственности. Так же, каки банки, они в большей степени, чем остальные, страдают от несвоевременныхплатежей клиентов и несовершенства российской системы бухучета. Компании,занимающиеся сбытом продукции, расценивают в качестве более серьезных проблемы,связанные с действиями таможенных органов, и, может быть, вследствие этогоставят коррупцию на более высокое место, чем большинство других участниковопроса. Транспортные компании также подчеркивают серьезность проблем, создаваемыхтаможенными органами.
 
Условия и общие принципыпривлечения прямых инвестиций.
Важно отметить,что в российской экономике сегодня принципиально иная ситуация по сравнению спрошлым десятилетием, характеризующаяся экономическим рос­том. В случае если онбудет устойчивым, это само по себе может послужить мощным стимулом дляпривлечения иностранных инвестиций в Россию. Иностранный капитал предпочитаетстраны с устойчивой экономикой, способствуя в свою очередь дальнейшемуэкономическому росту.
Меры,ориентированные на создание привлекательных условий для притока прямыхиностранных инвестиций, включают три основные группы:
·     базовыемеры по созданию благоприятного инвестиционного климата;
·     правовыеи административные основы деятельности иностранных инвесторов;
·     специфическиестимулы для ПИИ.
В отличие отбольшинства стран Центральной и Восточной Европы, Россия не смогла пока решитьзадачу создания благоприятного инвестиционного климата, предусматривающегоформирование стабильных политических и макроэкономических условий, защиту правсобственности. Однако улучшение инвестиционного климата само по себе неспособно обеспечить резкое увеличение объемов иностранных инвестиций. Вместе стем, как показывает опыт стран с развивающейся и переходной экономикой, иэкономический рост, и улучшение инвестиционного климата являются необходимыми,но недостаточными условиями притока ПИИ. Решение этой задачи требует реализациимероприятий по созданию правовых основ деятельности иностранных инвесторов испецифических стимулов для ПИИ, направленных на повышение инвестиционнойпривлекательности России для иностранных инвесторов, привлечения их внимания кперспективным инвестиционным проектам на территории страны.
 Стратегическойцелью политики в сфере привлечения ПИИ должно являтьсяпредоставлениеиностранным инвесторам национального режима. Формально российскоезаконодательство гарантирует иностранным инвесторам именно этот режим.Проблема, однако, состоит в том, что российский национальный режим крайненеблагоприятен как для российских, так и для иностранных инвесторов. Страненужен кардинально иной национальный режим, обеспечивающий благоприятные условиядля притока иностранных инвестиций в экономику России. Для этого необходимасерьезная работа по изменению налогового, инвестиционного и корпоративногозаконодательства, которая могла бы способствовать интенсификацииинвестиционного процесса. В области налогов эта работа уже началась, но и онаеще далека от завершения. Кроме того, плоды налоговой и прочих реформ скажутся напрактике не сразу.
 
Наряду сприменением принципа национального режима необходима также реализация иныхпринятых в международной практике принципов правового регулирования иностранныхинвестиций. В первую очередь речь идет о режиме наибольшего благоприятствования,который предоставляется многими государствами с целью исключить дискриминациюпо отношению к инвесторам из каких-либо стран. Возможность получения такогорода режима содержится во многих заключенных бывшим СССР, а позднее и Россией,соглашениях о взаимном поощрении и защите инвестиций с 53 странами (большаячасть из них ратифицирована), но не присутствует в нормативах внутреннегозаконодательства, т.е. распространяется далеко не на все страны.
 Режим вотношении ПИИ в России должен характеризоваться высокой транспарентностью. Принциптранспарентности означает, что правовые нормы, регулирующие деятельностьиностранных инвесторов, должны быть открытыми и не допускающими неоднозначнойинтерпретации, а процедуры пересмотра этих норм должны быть гласными ипроходить в условиях, обеспечивающих для заинтересованных сторон (включаяиностранные компании) возможность высказать свою позицию по обсуждаемымвопросам.
В России почасти транспарентности дело обстоит благополучно с публикацией законов и другихправовых актов федерального уровня. Но степень транспарентности резко снижаетсяпо мере перехода на ведомственный или региональный (местный) уровни.Реализовать в полной мере принцип транспарентности на практике достаточносложно даже наиболее развитым странам, но идти по этому пути необходимо,поскольку этого требуют рыночная экономика и растущая глобализация мировогохозяйства, не оставляющие странам иного выбора.
Сложная ситуациясуществует в области предсказуемости правовых или административных изменений,между тем именно нестабильность обстановки в России является предметом наиболеесерьезных жалоб со стороны иностранных инвесторов.

Совершенствованиезаконодательства.
Действующеероссийское законодательство в отношении иностранных инвесторов далеко не вовсем соответствует требованиям международной практики и глобальной тенденциилиберализации режима привлечения ПИИ. Более того, российское инвестиционноезаконодательство в области привлечения ПИИ по своей «привлекательности» заметноуступает законодательству многих других стран, конкурирующих с Россией вобласти привлечения иностранных инвестиций.
Деятельность посозданиюправовой базы привлечения ПИИ в экономику России должнаосуществляться путем решения следующих взаимосвязанных проблем:
·    подготовкии принятия отсутствующих законодательных актов, призванных заполнитьсуществующий вакуум в правовом механизме привлечения ПИИ в экономику России(законы «Об инвестиционных договорах государства», «О регистрации коммерческихорганизаций», Налоговый и Земельный кодексы РФ);
·    внесениядополнений и уточнений в законодательные акты, принятые в предшествующие годы,с целью дальнейшего совершенствования и адаптации к подписанным РоссийскойФедерацией международным соглашениям (в первую очередь это касается законов «Обиностранных инвестициях в Российской Федерации», «О СРП», «О недрах»);
·    принятияподзаконных актов (постановлений Правительства РФ, ведомственных инструкций ит.д.), направленных на реализацию положений законодательства, регулирующегоусловия входа на рынок и деятельности иностранных инвесторов на территорииРоссийской Федерации.
 
  Ключевыминаправлениямисовершенствованияроссийской законодательной базы привлечения ПИИ, реализация которых может датьмаксимальный эффект уже в ближайшие годы, являются:
·   кореннойпересмотрсистемы государственных гарантий иностранным инвесторам,включая предоставление полноценной гарантии от изменения условий хозяйственнойдеятельности на протяжении периода реализации инвестиционного проекта(стабилизационная или «дедушкина» оговорка);
·   переосмыслениепринципа равноправия отечественных и иностранных инвесторов с учетом тогофакта, что неблагоприятный и нетранспарентный национальный режим хозяйственнойдеятельности фактически ставит иностранных инвесторов в неравноправноеположение на рынках;
·   законодательнаягармонизация отношений федерального центра с регионами в областирегулирования иностранных инвестиций; должно быть проведено четкоеразграничение критериев, пределов и размеров государственных гарантий и льготдля частных инвестиций между органами государственной власти РФ и субъектов РФ;
·   разделениеобязательств и ответственности по таким гарантиям и льготам между органамиразных уровней, включая органы местного самоуправления;
·   созданиезаконодательства, предусматривающего вовлечение в более интенсивныйкоммерческий оборот и коммерческую эксплуатацию частными лицами значительнойчасти оставшихся объектов государственной и муниципальной собственности;
·   дальнейшеесовершенствование законодательства о недрах в целях интенсификации притока ПИИв добывающие отрасли российской экономики;
·   адаптациянационального за­конодательства к условиям участия в международныхинвестиционных и торговых организациях: расширение практики двух- имногосторонних соглашений о гарантиях и взаимной защите инвестиций;присоединение России ко всем международным механизмам решения инвестиционныхспоров.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение.
 
Несмотряна то, что еще очень многое предстоит сделать для обеспечения в Россиидействительно благоприятного инвестиционного климата, прямые иностранныеинвестиции — особенно в том случае, если производство организованонепосредственно в России — являются более привлекательными, чем это принятосчитать на основании сообщений западной прессы. Решению подлежит весьма широкийкруг проблем, однако наиболее важные из них должны быть решены как можноскорей.
 Абсолютноприоритетной задачей является упорядочение налогового законодательства.Небольшое значение, которое, судя по результатам обследования, иностранныекомпании придают налоговым льготам при принятии решений об осуществленииинвестиций и выборе места для реализации инвестиционных проектов, указывают нато, что инвесторам нужны не привилегированные условия и более низкиеналоговые ставки по сравнению с международными, а разумная, прозрачная ипредсказуемая налоговая система.
Помимоэтого, большое значение для повышения привлекательности инвестиций в российскуюэкономику играет укрепление российской банковской системы, то есть созданиеэффективных источников аккумулирования сбережений и превращение их винвестиции.  Это означает необходимость расширения присутствия в Россиииностранных банков, поскольку улучшение в этой области не следует откладыватьна долгий срок. Во всяком случае, предпосылкой усовершенствования банковской системыявляется более надежное обеспечение прав собственности и особенно правкредиторов.
И,наконец, одной из наиболее приоритетных задач является упорядочение работытаможенных органов, в которых, как считают многие инвесторы, царит произвол икоррупция.
В заключение необходимо добавить, что 26 июля 2002г. международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s повысилодолгосрочные суверенные рейтинги России по обязательствам в иностранной иместной валюте с уровня «В+» до «ВВ-», краткосрочные суверенные рейтинги пообязательствам в иностранной и местной валюте подтверждены на уровне «В».Прогноз рейтингов изменен с «позитивного» на «стабильный». Повышение рейтингаотражает улучшение системы управления в Российской Федерации, а такжеукрепление долговой политики, что проявляется в принятии важных законодательныхмер и продолжении укрепления бюджетной дисциплины.

Таким образом, до инвестиционного рейтинга России, означающего возможностьпривлечения серьезных институциональных инвесторов, осталось «всего» 2 ступени,и рейтинг России S&P сравнялся с рейтингами других международныхрейтинговых агентств Moody’s и Fitch, рейтинги которых в июле 2002 г. осталисьнеизменными по отношению к июню.
Крометого, оптимизм внушают итоги недавно проведённого среди иностранных инвесторовопроса. На вопрос “Представьте себе, что вы ещё не начинали инвестиционнуюдеятельность в России. Приняли бы вы решение заняться ею, заранее зная, что васждёт?” три четверти респондентов ответили утвердительно. Навопрос о том, планируют ли компании изменить объём своей деятельности в России,были даны следующие ответы: ни одна (!) компания не высказала намерения егоуменьшить, 56% опрошенных ответили, что планируют её увеличить, а остальные несобирались ничего менять. При этом не планируют увеличивать объём деятельностиконсультационные фирмы, в то время как примерно половина банков и торговыхкомпаний, а также 71% промышленных предприятий заявили о том, что собираютсянаращивать своё присутствие в России.
Такжене может не внушать оптимизм тот факт, что теперь Россия исключена из спискастран, в которых не ведётся борьба с отмыванием денег. Это должно повыситьинвестиционную привлекательность страны, и есть надежда, что уже в ближайшеевремя все выше перечисленные положительные тенденции не замедлят сказаться нанашей экономике, а значит и на нашей жизни.

Список литературы:
 
1.  А.П. Казаков, Н.В. Минаева “Экономика: курс лекций.”        Издательство “Тандем”,1999г.
2. Материалы:
¨  http:/ www.investmentrussia.ru
¨  http:/ www.investproject.ru
¨  http:/ www.ivr.ru
3.  Журнал “Профиль” 2000-2001гг.
4.  Журнал “Эксперт” 2000-2001 гг.