–PAGE_BREAK–
1.5 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности
Так как прибыль — важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия, то в увеличении прибыли заинтересованы все участники производства. Прибыль относят к показателям экономического эффекта, но не эффективности, так как абсолютная сумма прибыли не позволяет судить об отдаче вложенных средств. Однако анализ динамики валовой прибыли, темпов ее прироста, факторов, влияющих на величину прибыли и темпы ее прироста, себестоимости, выручки представляет значительный интерес. Полезную информацию можно почерпнуть из анализа динамики доли чистой прибыли в валовой. Если доля чистой прибыли растет, это свидетельствует об оптимальной величине уплачиваемых налогов, заинтересованности предприятия в результатах работы и эффективном хозяйствовании .
Чтобы управлять прибылью необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или снижения.
На величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.
По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.
К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).
К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).
Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре валовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются: себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен.
Важнейшим из них является себестоимость. Под себестоимостью продукции понимают все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, а именно — стоимость природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации .
Количественно в структуре цены себестоимость занимает значительный удельный вес, поэтому она заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.
К показателям снижения себестоимости относятся следующие показатели:
– показатели, связанные с повышением технического уровня производства (внедрение новой прогрессивной технологии, модернизация оборудования, изменение конструкции и технических характеристик изделий);
– показатели, связанные с улучшением организации труда и управления (совершенствование организации, обслуживания и управления производством, сокращение затрат на управление, сокращение потерь от брака, улучшение организации труда).
Основными задачами анализа себестоимости промышленной продукции являются:
– установление динамики важнейших показателей себестоимости;
– определение затрат на рубль товарной продукции;
– выявление резервов снижения себестоимости.
Анализ затрат на производство по элементам и статьям калькуляции, проводится с целью выявления отклонений, определения состава элементов и статей калькуляции, удельный вес каждого элемента в общей сумме затрат на производство, изучение динамики за ряд прошлых лет, выявление факторов, которые вызвали изменения в элементах и статьях затрат и повлияли на себестоимость продукции.
Важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции является изменение объема производства и реализации продукции. Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вытекает вывод от необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического обновления и повышения эффективности производства.
Зависимость величины прибыли от объема реализации при прочих равных условиях прямо пропорциональная. Вследствие этого немаловажное значение в рыночных условиях приобретает показатель изменения остатков нереализованной продукции: чем он выше — тем меньше прибыли получит предприятие. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнктурой, производственной и коммерческой деятельностью предприятия, условиями реализации продукции. Во-первых, емкость данного рынка всегда имеет предельную величину, и, как следствие, существует риск товарного перенасыщения; во-вторых, предприятие может произвести продукции больше, чем реализовать, из-за неэффективной сбытовой политики. Кроме этого, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков в стоимостном выражении из расчета упущенной будущей прибыли. В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в натуральном, так и в денежном выражении.
Размер выручки от реализации продукции и, соответственно, прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и уровня применяемых цен.
2. Анализ прибыли и рентабельности на ОАО «Волгогазоаппарат»
2.1 Характеристика ОАО «Волгогазоаппарат»
Адрес офиса и производственных подразделений: 400012, г.Волгоград, ул.Новодвинская, 16.
Генеральный директор: Даев В.А.
Заместитель генерального директора: Винник А.И.
Сфера деятельности: производство газовых плит, газовых водонагревателей, электрошашлычниц, запасных частей и комплектующих к газовым плитам.
Форма собственности: 53% акций принадлежит представителям Москвы, остальные руководству предприятия.
Общая численность рабочих: составляет 1961 человек.
За годы жизни завода было изготовлено 7,3 млн. газовых плит и 2,5 млн. газовых водонагревателей. На данный момент времени завод имеет широкую сеть дилеров во всех регионах России. Предприятие производит современные качественные газовые плиты, водонагреватели и другую газовую аппаратуру. Завод недавно отпраздновал свою 45 годовщину, что является неопровержимым доказательством устойчивого положения на рынке.
На данный момент в Волгограде выпускается следующая продукция:
– Плита газовая «Электа» четырехгорелочная с электророзжигом, модель 1447;
– Плита газовая «Лада — 2» двухгорелочная, модель 12101;
– Плита газовая «Электа» четырехгорелочная, модель 1447;
– Плита газовая «Дачница» четырехгорелочная (без духовки), модель 1469;
– Электрошашлычница, ЭШВ 1/220 – 1000.
Структура данного предприятия представлена на рисунке 2.1
Рисунок 2.1
Структура производства и управления ОАО «Волгогазоаппарат»
2.2 Анализ прибыли
Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.
Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечение выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и других социальных программ.
Возникает вопрос: о какой прибыли прежде всего идет речь – об условно чистой или о валовой, прибыли после уплаты налогов или прибыли после уплаты процентов по займам и кредитам.
На практике различаю балансовую прибыль, балансовый (совокупный) доход, валовую прибыль, средний доход (выручка), условно чистую прибыль.
Доход предприятия, как это принято в странах с рыночной системой хозяйствования, складывается из выручки от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (их изменения) и иного имущества предприятия, а также от доходов от внереализационных операций.
Условно чистая прибыль есть результат вычета накладных расходов и суммы амортизационных отчислений из валовой прибыли. Этот показатель применяется практически во всех видах бизнеса. Его оценочная стоимость связана со стремлением сокращения накладных расходов, поэтому по полученной условно чистой прибыли устанавливаются размеры премий высшему руководящему персоналу.
Имея данные, характеризующие величины приведенных выше показателей, анализ прибыли предприятия следует осуществлять согласно следующим пунктам:
– оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли;
– изучение составных элементов формирования балансовой прибыли;
– выявление и измерение влияния факторов, воздействующих на прибыль;
– анализ показателей рентабельности;
– выявление и оценка резервов роста прибыли, способов их мобилизации.
Приведенная ниже таблица отражает необходимые для оценки прибыли показатели.
Таблица 2.1
Анализ динамики прибыли за 2003 — 2006 год
Показатель
2003
2004
2004/2003
%
2005
2005/2003
%
2006
2006/
2003
%
Доходы и расходы по обычным видам деятельности
161544
203649
126
256953
159
328061
201
Прибыль от продаж
10955
14780
134,9
22898
209
19458
177,6
Прибыль до налогообложения
8629
10373
120,2
19654
227,8
13250
153,6
Чистая прибыль
6404
7149
111,6
11963
186,8
9969
155,7
По данным таблицы построим график.
Рисунок 2.2
Динамики прибыли за 2003 — 2006 год
Как видно из представленной диаграммы в период с 2003 – 2005 наблюдался устойчивый рост прибыли, а 2006 году наблюдается небольшой спад, вероятно это связано с некоторыми перестановками на предприятии организационного плана. Индекс объёма реализации по годам по отношению к базовому соответственно составляет 1.26, 1.59, 2.01. Это положительный момент, он показывает, что доходы по обычным видам деятельности имеет устойчивую тенденцию роста в анализируемом периоде.
2.3 Рентабельность продукции
Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.
Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:
– Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации (без НДС);
– Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС);
– Рентабельность продаж по чистой прибыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);
– Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене.
Расчет данных показателей по ОАО «Волгогазоаппарат» представлен в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Показатели рентабельности продукции ОАО «Волгогазоаппарат» (тыс. руб.)
Показатели
2003
2004
2005
2006
Выручка от реализации товаров, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
161544
203649
256953
328061
Прибыль от реализации
10955
14780
22898
19458
Балансовая прибыль
8629
10373
19654
13250
Чистая прибыль
6404
7149
11693
9969
Рентабельность всей реализованной продукции
0,068
0,073
0,089
0,059
Общая рентабельность
0,053
0,051
0,076
0,04
Рентабельность продаж по чистой прибыли
0,04
0,035
0,046
0,03
На основе данных таблицы построим диаграмму.
Рисунок 2.3
Изменение показателей рентабельности продукции за 2003-2006 гг.
На основе расчётов можно сделать следующие выводы:
– Показатель общей рентабельности с каждым годом падает с 0,053 в 2003 году до 0,04 в 2005 году. Это говорит о том, что в 2004 году каждый рубль реализации приносил в среднем около 0,04 копейки балансовой прибыли;
– Показатель рентабельности продаж по чистой прибыли также падает с 0,04 в 2002 году до 0,03 на конец 2006 года. Это говорит о том, что спрос на продукцию падает. Таким образом, в 2006 году на 1 руб. реализованной продукции предприятие имело лишь 0,03 копейки чистой прибыли;
– Рентабельность всей реализованной продукции снизилась за отчетный период на 0,9 % и составила к концу 2006 года 5,9 %.
Как видно из выше сказанного, все показатели рентабельности продукции остаются на довольно низком уровне.
2.4 Рентабельность вложений предприятия
Рентабельность вложений предприятия — это следующий показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия.
Среди показателей рентабельности предприятия выделяют 5 основных:
– Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1 руб. имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется;
– Рентабельность вложений по чистой прибыли;
– Рентабельность собственных средств, позволяющий установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования;
– Рентабельность долгосрочных финансовых вложений, показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций;
– Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок.
Необходимая информация для расчёта представлена в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Показатели для расчёта рентабельности
Показатели
2001
2002
2003
2004
Прибыль балансовая
8629
10373
19654
13250
Прибыль чистая
6404
7149
11693
9969
Среднегодовая стоимость имущества
67996
72490
94124
99074
Собственные средства
35058
40828
52791
60893
Доходы от участия в других организациях
Долгосрочные финансовые вложения
Долгосрочные заёмные средства
На основе данных показателей рассчитываются показатели рентабельности вложений, которые представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Показатели рентабельности вложения
Показатели
2003
2004
2005
2006
Общая рентабельность вложений (с.1/с.3)
0,1269
0,1431
0,2088
0,1337
Рентабельность вложений по чистой прибыли (с.2/с.3)
0,0942
0,0986
0,1242
0,1006
Рентабельность собственных средств (с.2/с.4)
0,1827
0,1751
0,2215
0,1637
Рентабельность долгосрочных финансовых вложений (с.5/с.1)
Рентабельность перманентного капитала(с.2/(с.4+с.7))
0,1827
0,1751
0,2215
0,1637
На основе данных таблицы построим диаграмму.
Рисунок 2.4
Показатели рентабельности вложений
На основе данных таблицы можно сделать вывод о том, что в целом показатели рентабельности вложений за 2003 – 2005 год росли, но за 2006 год наметился спад.
В целом можно отметить, что все показатели рентабельности вложений предприятия находятся на среднем уровне, что говорит о недостаточно эффективном вложении средств. продолжение
–PAGE_BREAK–