Социореабилитация

Социореабилитация 

А.В. Суворов

Социореабилитация
(от лат. “SOCI[ETAS]” общество и “REHABILITATIO”
восстановление) процесс восстановления )либо формирования впервые) социальной
полноценности личности. Причины социальной неполноценности могут быть самыми
разными сенсорная, опорная либо другая инвалидность, речевые нарушения
)например, заикание), криминогенное поведение у “трудных” подростков
и взрослых, и т.д.. Задача С. восстановить (или установить, если речь идет о
детях) нормальные отношения с окружающими людьми вопреки физическому или
психическому дефекту, вызвавшему нарушение этих отношений. В конечном счете
речь идет о восстановлении (либо формировании впервые) личностной
полноценности, о формировании как можно более широкого духовного кругозора, эту
полноценность обеспечивающего.

В самом
благоприятном случае этот процесс должен перейти в форму постоянной личностной
самореабилитации сознательного саморазвития, самосозидания, самотворчества в отношениях
с окружающими людьми и самим собой. С одной стороны, здесь необходимо осознание
личностью экстремальной ситуации, в которой она находится и, возможно, обречена
находиться в течение всего жизненного цикла (при неизлечимой слепоте, глухоте,
слепоглухоте, при тех или иных неустранимых увечьях, при неизлечимом параличе и
других заболеваниях). Иначе социореабилитация не станет делом самой личности,
останется проблемой других людей (родителей, педагогов, врачей…). С другой
стороны, необходима постоянная доброжелательная поддержка личности,
дружественное, если не дружеское, отношение к ней. Иначе личность, осознав
экстремальную ситуацию, в которой находится, может замкнуться в себе,
озлобиться, может начать мстить обществу за дискриминацию, вплоть до разного
рода преступлений либо даже суицида.

При условии
осознания экстремальной ситуации, с одной стороны, и  при дружественном отношении к проблемам личности, с другой,
возможна самореабилитация личности, которая (самореабилитация) и должна быть
специальной целью реабилитационного процесса с самого начала. При коррекционном
подходе к социореабилитации детей и взрослых ставится задача скорректировать
как дефект (например, слепоглухоту), в том числе с помощью разного рода
технических средств и специальных алфавитов (рельефно-точечный и пальцевый
алфавиты, жестовый язык, компьютер с рельефно-точечным дисплеем, слуховые
аппараты, инвалидные коляски…), так и поведение личности в отношении к
окружающим, особенно “нормальным”. Кроме того, определяется перечень
доступных личности в данной экстремальной ситуации профессий, которые так же
корректируются применительно к экстремальным условиям.

Сознательно
самореабилитирующаяся личность может активно строить свои отношения с
окружающими людьми, регулировать их, а на высшем уровне самореабилитации
превратить в стимул для практически безграничного саморазвития сами
экстремальные условия, в которых вынуждена существовать. Высший уровень
самореабилитации предполагает очень высокий уровень духовного здоровья,
позволяющий не только адекватно реагировать на наличие-отсутствие поддержки со
стороны окружающих, но и вполне сознательно, целенаправленно создавать
необходимую поддержку, вызывая у окружающих острый интерес к себе и к своей
деятельности. Но до такого уровня самореабилитации нужно еще дорасти через
стихийную, а затем сознательную компенсацию ограничений возможностей,
ограничений, связанных с экстремальными условиями существования; через
сознательное, на мировоззренческом уровне, определение смысла жизни; через
самомобилизацию (волю к жизни), поддержанную жаждой жизни, невозможной без
постоянной поддержки со стороны хотя бы некоторых из окружающих людей,
поддержки, на которую личность в конце концов, на высшем уровне
самореабилитации, отвечает стремлением тоже стать опорой в жизни любимых
существ.

В любом случае,
на любом уровне или этапе С. без поддержки окружающих (без
“антиэкстремальной коалиции”) не обойтись. Сначала социореабилитация
инициируется именно окружающими, затем личность начинает им в этом помогать
своим доверием, своей адекватной реакцией на их усилия, собственными встречными
усилиями, и лишь на высшем уровне самореабилитации личность может перехватить
инициативу, стать главным сознательным субъектом реабилитационного процесса.
Цель коррекции дефекта или поведения обеспечить хоть какие-то возможности
существования личности в обществе при данных экстремальных условиях. Виды С.
различаются по направленности: элементарная бытовая реабилитация (овладение
навыками самообслуживания в быту), пространственная реабилитация
(самостоятельное передвижение в постепенно расширяющемся пространстве от
пространства квартиры до пространства населенного пункта, поля, леса…),
трудовая реабилитация (трудоустройство с учетом неустранимого ограничения
возможностей), социально-психологическая реабилитация (общение с людьми в
различных условиях, налаживание отношений с постоянным окружением и случайными
встречными, в том числе работниками различных учреждений продавцами,
почтальонами и т.п.).

Для выхода на
уровень личностной самореабилитации коррекции недостаточно, но и без нее этот
уровень недостижим. Поэтому коррекционный подход должен быть дополнен таким,
который предполагает постоянное расширение общего духовного кругозора,
ориентацию на взаимную человечность в отношениях между, например, инвалидами и
относительно здоровыми людьми, на взаимопомощь (постоянная готовность не только
обратиться за помощью, но и в чем только по силам помочь самому), на
творчество. У детей такие задачи могут решаться методами СОВМЕСТНОЙ ПЕДАГОГИКИ
психолого-педагогического процесса, в который одинаково вовлекаются как
дети-инвалиды, так и относительно здоровые дети. Цели совместной педагогики,
во-первых, преодолеть исторически обусловленную изоляцию тех и других ребят
друг от друга; во-вторых, содействовать осознанию детьми-инвалидами
экстремальности условий их существования, и через это осознание, а так же через
дружественное отношение к детям-инвалидам со стороны окружающих, детей и
взрослых, побуждать детей-инвалидов к личностной самореабилитации с как можно
более раннего возраста, до как можно более высокого уровня; в-третьих, дать
возможность относительно здоровым ребятам учиться нравственности на практике, в
попытках помочь ребятам-инвалидам и в принятии помощи от них. Главной базой
совместной педагогики с 1989 года является движение “Детский Орден
Милосердия”.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://suvorov.reability.ru/