Альманах подготовлен

Альманах подготовлен творческим объединением «Русская речь» МОУ ДОД «Центр дополнительного образования для детей «Хоста» г.Сочи*». Литературная редактура – Ольга Одишарова, Александр Умнов,ОТКлики редактора – Ольга Одишарова. Верстка и печать МУК «Творческо-методический центр». Директор Интернет-проекта «МОСТа» Леонид Ермолаев. Идея издания – Юрий Ратнер.ТРУДОДНИ «Русской речи»(краткие сведения о «Русской речи» и её фестивалях): В Сочи, начиная с 1997 года, проводятся открытие фестиваля молодых читателей России: с 1997 по 1999 – «Россия. Пушкин. Новый век». с 2002 г. – «Сочи-МОСТ» (Мастерская Остро Современных Текстов). Сочинский читательский форум способствует сохранению и развитию интереса молодого поколения к отечественной и мировой словесной культуре, востребует и поощряет литературно одаренных детей и подростков. Инициатива фестиваля принадлежит ТО «Русская речь» МОУ ДО Центра дополнительного образования для детей «Хоста», а успешное его проведение обеспечивается общими усилиями управления по образованию и науке администрации г.Сочи, Централизованной Библиотечной Системы г.Сочи, Сочинского фонда «Развитие культуры», кафедры русской и зарубежной литературы СГУТиКД, управления культуры г.Сочи. ^ МОЛОДЁЖНОЕ ОБЪЕДИНИНИЕ «РУССКАЯ РЕЧЬ»с 1997 по 2008 провело:- 11 фестивалей молодых читателей России, в которых приняли участие более 5000 школьников и студентов из 73 городов и поселков России и стран СНГ;- 82 «круглых стола» по актуальным проблемам литературы и жизни;- 23 встречи с известными деятелями культуры и искусства;- 30 юбилейных вечеров;- 60 читательских диалогов по произведениям классической и современной литературы; – занятие проходит еженедельно по вторникам, средам и воскресеньям в читальном зале Городской юношеской библиотеки г.Сочи.*на правах хозяев фестиваля мы, составляя альманах, отдали предпочтение местным авторам. С О Д Е Р Ж А Н И Е :СОРОСОЧИНСКАЯ ЯРМАРКА НА «МОСТу-2008» 3^ «ЛИТЕРАТУРА СЕГОДНЯ: РЫНОК ИЛИ ХРАМ???» 8ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ТЕКСТОВ МОСТа 12«Ж И В О Й К Л А С С И К» 12Я С ГОГОЛЕМ НА ДРУЖЕСКОЙ НОГЕ 19В Е Р С И И 22^ МАРАФОН УВЛЕЧЕННЫХ 29Г Р А Ф О М А Н – К Л У Б 33СОРОСОЧИНСКАЯ ЯРМАРКА НА «МОСТу-2008»Ключевая тема 7-го открытого Интернет-фестиваля молодых читателей России «Я с Гоголем на дружеской ноге» звучит, как говорится, «прикольно». И не очень-то корректно по отношению к вечно живому классику. Автору «Мертвых душ» и голову бы не пришло заводить дружеские отношения с разношерстной и разновозрастной (от 7-ми до 27-ми лет) компанией его читателей и почитателей. А их творческих работ в самых разных жанрах литературы и искусства в этом году оказалось около 800. 237 авторов приехали в летнюю столицу для защиты своих эссе, рефератов, всевозможных версий известных литературных сюжетов, Интернет-сайтов. Такое мощное нашествие юных книгочеев привело в замешательство оргкомитет фестиваля и внесло некоторую сумятицу в организацию запланированных мероприятий. По правде говоря, у почтенных членов жюри и менеджеров читательского форума «крыша поехала» от непредвиденных проблем. Но, как справедливо заметил Николай Васильевич, «нет такой силы, которая пересилила бы русскую силу», а её на этот раз представляла дружная команда Центра Дополнительного Образования детей «Хоста». В критический момент были арендованы дополнительные автобусы на Красную поляну, отпечатаны недостающие дипломы лауреатов, изысканы средства для поощрения победителей. Самую активную поддержку и помощь фестивалю оказали в первую очередь Централизованная библиотечная система г. Сочи, а также кафедра литературы СГУТиКД, Сочинский фонд «Развитие культуры», дирекция гостиниц «Москва», «Жемчужина», банк «Московский капитал», администрация Зала органной и камерной музыки, магазин «Бестселлер». Словом, олимпийский лозунг «Вместе мы победим» оказался пророческим. Что же касается торжественного открытия литературного молодёжного форума, то он прошел, по мнению большинства гостей, «супер-классно» и «ультра-креативно». В день православного праздника Пасхи в холлах сочинской 8-ой гимназии учащиеся НПО ПУ № 76 накрыли столы с куличами от «старосветских помесщиков», блинами и пирогами от семейства Лариных из «Евгения Онегина», антоновскими яблоками от Бунина, вареньем из чеховского «Вишневого сада» и многими другими яствами от русских классиков. Бойко шла торговля литературным антиквариатом, организованная учащимися театрального отделения Сочинского училища искусств. Продавались халат Обломова, свеча Пастернака, галоша Швейка, ананасы в шампанском от Игоря Северянина, гвоздь из башмака Маяковского, стулья из коллекции Ильфа и Петрова, лампа Марины Цветаевой, шаль Анны Ахматовой и даже мочалка Мойдодыра. Художественная акция «Нарисуй книгу» открыла много талантов как авангардного, так и классического направления. Струнный квартет «Вернисаж» завоевал сердца юных слушателей вариациями на темы американского и русского рока. Вся эта гремучая смесь рынка, балагана и уличного кича вполне соответствовала концепции общего действа: «Литература сегодня: рынок или храм?» Разгоряченная рынком публика под звуки органа входила в концертный зал, то бишь, в храм литературный. Ученики музыкальной школы им. Шмелева открыли праздник произведениями высокой инструментальной и вокальной классики. Клуб авторской песни «Меридиан» посвятил фестивалю пронзительные песни Высоцкого и Окуджавы. На огромном экране то мелькали, то замирали видеокадры презентационной программы Антона Черенкова, иронические, озорные, лирические, иногда даже патетические: от «Продавец, фильтруй базар – книги – редкостный товар!» и «Врубайся в текст!» до трепетных откровений Хлебникова, Цветаевой, Гоголя и Достоевского – явно нерыночного товара. Матерая «букбизнесвумен» Анна Кунина спорила с известной «книгодуховницей» Татьяной Уколовой. Хозяева фестиваля и его гости представляли «визитки» своих работ. Ведущий праздника Егор Логвинюк показывал перформансы «в тему», разыгрывал литературные лотереи, словом, скучать не давал никому. Ну а на второй день было не до развлечений. Шла защита конкурсных работ по номинациям «Живой классик», «Версия», «Гоголиана», «Марафон увлеченных», «И божество, и вдохновенье, и… спорт». «Бессмертье. ru», «Твори, твори, художник». Надо сказать, что конкурсанты были поставлены в довольно жесткие рамки: за 1,5 – 2 минуты нужно рассказать о сути своей работы. Победили те, кто своими (а не книжными) словами говорили о литературе и жизни, об их непростой и довольно зыбкой связи в современном мире. Позже, на пресс-конференции в Олимпийском центре, организаторы читательского форума, его почетная гостья-секретарь правления Союза писателей России Светлана Макарова и конкурсанты-победители говорили об уникальности и своевременности этой акции. Уникальность «МОСТа» (Мастерская Остро Современных Текстов) в его культурно-созидательном духе: соревновательный момент отступил на второй план, а почетными дипломами были награждены все участники за проявленный интерес к книге как основному источнику духовной культуры. Своевременность «МОСТа» очевидна для каждого, кто ещё не разучился говорить на языке Пушкина и Толстого, Достоевского и Чехова и отличать качественную литературу от базарного глянцевого ширпотреба. Как это ни странно, подростки все ещё продолжают читать те хорошие книжки, на которых воспитывалось не одно поколение российской интеллигенции. Пусть далеко не всем, но многим детям поколения SMS-ок и видеоклипов порядком поднадоели компьютерные игры и DVD-диски. Магия книги не потеряла своей силы. Проницательному читателю недостаточно визуального восприятия – ему хочется погрузиться в текст, самому стать его соавтором, режиссером, художником, оператором, исполнителем главных ролей, отожествлять себя с его героями. А главное – жить по книге, которую полюбил. Ведь Россия всегда была страной литературоцентричной. Великие писатели были властителями дум. Такие книги, как «Горе от ума», «Ревизор», «Накануне», «Что делать?», «Воскресение», «Мать», «Как закалялась сталь», «Доктор Живаго», меняли жизнь не только отдельных читателей, но и целого поколения людей, которых принято было называть духовной элитой страны. Чтобы она, эта самая духовная элита, не выродилась, необходимо востребовать и поощрять юных читателей. Как выяснилось на фестивале, подростки 2008 г. читают и анализируют не только хрестоматийные произведения школьной программы. Их интересуют и книги, говорящие на современном языке о проблемах современной жизни. Среди них произведения Романа Сенчина, Людмилы Улицкой, Татьяны Толстой, Виктора Пелевина, Михаила Веллера, Захара Прилепина, Дмитрия Быкова, братьев Пресняковых. Список можно продолжить. Что же касается дискуссионного вопроса «Литература сегодня: рынок или храм?», то он остался открытым. Десятиклассник из сочинской школы № 24 Егор Пиньженин предложил заменить в этой фразе разделительный союз «или» на соединительный союз «и». Отчасти он прав: в наши дни литературный рынок литературному храму не помеха. Но при одном условии: в храме необходим добрый пастырь, а на рынке – качественный товар. В заключение хочется сказать о том, что на Правительственном сайте «Политическая конъюнктура России» на I месте среди четырех главных событий 27 апреля 2008 г. значилось открытие Седьмого фестиваля молодых читателей России «Сочи-МОСТ-2008». Упоминаем об этом не ради саморекламы, а единственно из чувства глубокого внутреннего удовлетворения и законного чувства гражданской ответственности за уровень и качество столь значимого для страны дела. Руководитель молодёжного объединения «Русская речь» и фестивалей «Сочи-МОСТ»Юрий РатнерДоска Объявленийлитературного рынка на «МОСТу» 2008 Супергламурный десерт от поэта Игоря Северянина «Ананасы в шампанском» (200€.) Срочно!!! Продаю чеховский «Вишневый сад». Оптом и в розницу. Спросить Яшу. 8-918-913-12-11 ^ Грузим апельсины бочками. Братья Карамазовы.5 блок торговой галереи. КЛУБ«Сочинские ночки»Всегда есть капитанские дочки.Подвал на Мамайском перевале Золотой теленокМолодой, активный, бодрый. с. Барановка мадам Грицацуева Цена по договоренности ^ Грибы «пелевинские».Есть сертификат от Госнаркоконтроля. ЧОП «Тарас Бульба и сыновья»: самая надежная охрана т. 8(918)584-23-76 Нашедшему нос классической формы. Прошу вернуть за вознаграждение.^ Майор Ковалев.После МОСТаОткрытие очередного МОСТа было посвящено 200-летию со дня рождения Гоголя. Как известно, самым скандальным его произведением являются «Выбранные места из переписки с друзьями». С подачи классика, без мелких скандальчиков не обошлось и на фестивале. Приехала тьма народа из разных городов и весей страны. Обрушился шквал гостей. Однако явились не столько читатели, сколько «писатели». Хотя лично для меня вопрос о «писательском» мастерстве столь юных талантов, так же как и вопрос о читательской их эрудиции остается открытым. А пока выбранные места из моих заметок: «Сижу на защите конкурсных работ по теме «Живой классик». Народу в аудитории как сельдей в бочке. Жесткий регламент выступлений – 1,5 – 2 мин. Передо мной стоит девчушка, которая вот уже 10 мин. вещает слушателя о бессмертной поэме «Мертвые души». И вдруг один из членов комиссии задает элементарный вопрос: «За какое произведение Гоголь подвергся жесткой критике Белинского?» И девочка, мило улыбаясь, отвечает: «За поэму «Мертвые души». Дальше – немая сцена. Тогда вопрошающий член жюри обращается с тем же вопросом к залу. А в ответ – тишина…» «Была на пресс-конференции лауреатов и победителей МОСТа в конференц-зале Сочинского Олимпийского центра. Руководитель фестиваля Юрий Ратнер наотрез отказался перечислять лауреатов и победителей фестивальных конкурсов (и прекрасно…), заявив, что дело не в регалиях и почетных дипломах, а в том, «чтоб детишки читали хорошие книжки», не утонули в безбрежном море текстов и смогли найти СВОЁ…» А директор Интернет-проекта Леонид Ермолаев похвалился тем, что наш фестиваль «засветился» на самых престижном сайте Рунета. Прия-я-я-тно…» «После краткого приветствия секретаря Правления Союза писателей России Светланы Макаровой и её пожелания читателям и «писателям» свято хранить и продолжать сакральные традиции народного языка завязалась острая дискуссия. Студент филфака Егор Логвинюк заявил, что эти самые «сакральные традиции народного языка», типа «травушка-муравушка», «девица-красавица», «коса-руса» и прочие русофильские «развесистые клюквы», коими так дорожат наши «деревенщики» и «почвенники», безнадежно устарели и вызывают зевоту, скуку и аллергию у молодых читателей. Таким образом, официозный настрой конференции неожиданно нарушился… » А вот отзывы гостей Мастерской Остро Современных Текстов: «Всё было СУПЕР!!! =)) Открытие – жесть! Сочи рулит!» (А. Тювецкий, Ханты-Мансийский АО.)«На защите конкурсных работ было много занудства и несправедливости» (Аноним)«Выступление студенческого театра «Веселая душа» (АРТ-тусовка на МОСТу) – запомнились. Классненько. Так держать, чиксы!)«Дружеский совет: подписывайте дипломы заранее» (Олеся Соколова, Краснодарский Кр. с. Успенское.) Не буду грузить вас остальными позитивными и негативными записями в нашей «Книге жалоб и предложений». Кстати, жалобы были самые разные: одним не угодило жюри, другим – организаторы экскурсий, а кто-то и вовсе сетовал на дождливую погоду. Скажу лишь то, что в день отъезда гостей фестиваля ярко светило солнышко, птички пели, все вокруг цвело и пахло. Награжденные книгоманы прощались с Сочи, обещая вернуться. Ненагражденные – тоже. Ну а мы, сочинцы, как пионеры, всегда готовы раскрыть широкие объятия умным читателям хороших книжек. Лишь бы такие нашлись…Евгения Цимидан 16 лет, г. Сочи^ «ЛИТЕРАТУРА СЕГОДНЯ: РЫНОК ИЛИ ХРАМ???»Из вступительного слова ведущего на открытиифестиваля «Сочи-МОСТ-2008»- Дорогие книгочеи, книголюбы, книгописцы, книговеды, книегоеды и книгофилы! Поздравляю вас со светлым праздником Пасхи. Так уж получилось, что он совпал с открытием нашего фестиваля. Думаю, что наши гости уже похристосывались друг с другом, стукнулись яйцами, а кто-то, может, и успел побывать в Божьем храме. А у нас сегодня тоже храм, только литературный, да к тому еще совмещенный с рынком. Эксперимент, конечно, рискованный: ведь еще Сын Божий гнал торговцев из Храма и, наверное, правильно делал, отделяя храм от рынка. Но на грешной земле это разделение не очень-то получается. Куда ж нам деваться от рынка, особенно сейчас, в эпоху суровой рыночной экономики?! Вот и мы, вдохновленные Гоголем, предстоящему 200-летию которого посвящается наш фестиваль, решили устроить СороСочинскую ярмарку. Надеюсь, она вам понравилась. Я сам приобрел на ней гвоздь из башмака Маяковского и калошу бравого солдата Швейка. Авось пригодится… Ценнейший рудимент ушедших литературных эпох. – А сейчас, внимание! Самый торжественный момент нашего фестиваля (барабанная дробь, ведущий громадным секатором разрезает кассовую ценниковую ленточку, отклеивает ценники и лепит на лоб почетным зрителям первого ряда). – Ну а теперь на сцену рвутся два непримиримых оппонента: убежденная рыночница Анна Кунина и хранительница устоев высокой литературы Уколова Татьяна. Милые дамы, на ваш вербальный креатив – по две минуты (Выступление оппонентов проходят под кричалки групп поддержки и моргалки мультимедийной презентационной программы). – Однако диалог между книгопиарщиками и книгочитателями несколько затянулся: у нас ведь не митинг, а торжественное открытие книжного форума. Но прежде чем дать слово хозяевам праздника и его гостям, я предлагаю найти победителя АRT-акции «Нарисуй книгу» (юные Репины, Глазуновы и Шемякины выстроились в ряд, держа в руках свои художества). – Я тоже хочу поучаствовать в этом конкурсе. Тема моего рисунка не книга, а стихотворение ныне здравствующего поэта Льва Лосева «Подписи к виденным в детстве картинкам» (читает и одновременно энергично черкает на ватмане линии, штрихи, круги, пунктиры). Штрих – мрак. Штрих – шторм. Штрих – дождь. Штрих – ветра вой. Крут крен. Крут брег. Все скалы слишком круты. Лишь крошечный кусочек световой – Иллюминатор кормовой каюты. Там крошечный нам виден пассажир, Он словно ничего не замечает, Он пред собою книгу положил, Она лежит, а он её читает…(Ведущий окидывает критическим и в то же время восхищенным взглядом свое творение) Вот я и нарисовал. Как вам, в тему? А слабо приобрести? По рыночной цене. Хотя нет. Графика, конгинеальная поэтическому первоисточнику не продается. Егор Логвинюк,18 лет, г. СочиАпология литературного рынкаОгромное мерси организаторам Седьмого всероссийского фестиваля молодых читателей России. Классно поработали, ребята! Креативная идея открыть сегодняшнее действо гремучим коктейлем из литературного рынка и литературного храма. Одобряю… Но, на мой взгляд, нужно вообще демонтировать книжный храм, ибо он устарел, и оставить только РЫНОК! Пронафталиненные пушкиноеды и толстолюбы продолжают по привычке сравнивать «духовку», то бишь высокую литературу, с храмом, а это, как ни крути, мура. Ежу понятно, что слово «храм» несёт в себе оттенок чего-то догматичного, ритуального, обрядового, неизменного, диктующего свои законы. А литературные тексты отнюдь не каноничны: каждый читатель в свое время прочитывает их по-новому. Стенания и плачи по поводу того, что литература сегодня превратилась в рынок – чушь. Литература была рынком всегда. Даже в догутенберговую эпоху. Великий Пушкин, наше всё, утверждал: «Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать!» И другие русские классики могли бы под этим подписаться. Говорят, не хлебом единым жив человек. Согласна. Он жив хлебом с маслом и икорочкой под водочку. Писателям и бывшим властителям дум, литературным критикам, тоже кушать хочется, вот и стали они промоутерами литературных брендов, РRщиками модных бестселлеров. И это нормально, и это хорошо. Если продукт качественный, то он пользуется спросом на любом рынке. Проблема востребованности хорошей книги зависит не от рынка как такового, а о цивилизованности этого рынка. Все, о чем я хотела сказать, задолго до меня выразил самый продвинутый читатель всех времен и народов Виссарион Григорьевич Белинский: «Пусть всяк идёт своей дорогой. Наша публика разнообразна до бесконечности. Пусть все читают, кому что нравится, лишь бы читали»… И именно рынок даёт нам возможность следовать завету Белинского, и, более того, удовлетворять самые разнообразные, порой даже необычайные, вкусы и потребности читателя. Так что верным путём идёте, товарищи! Но не забывайте самого главного: покупайте только качественный продукт на нашем литературном рынке! Ведь Вы этого достойны!Анна Кунина,17 лет, г. Сочи«С прибоем рынка в поединок»Забавненько устроили балаган на открытии книжного фестиваля! Но поиграли и будет. Давайте отделим котлеты от мух. Я, конечно, могу понять тех, кто утверждает, что литература – это рынок. Смешно отрицать и то, что во все времена рынок был своего рода катализатором творческой состоятельности писателя. К примеру, Гомер в своих «Илиаде» и «Одиссее» за умеренную плату пел осанну правителям Греции. Правда и то, что первым бизнесменом в русской литературе был Пушкин: он без стеснения торговался и набивал цену своим строчкам. Если бы не эти рыночно-литературные отношения, возможно, мы не увидели бы и половины его произведений. Равно, как и романах завязшего в долгах Достоевского. Тема доходов и расходов вообще была для него весьма болезненной. Но все же позвольте мне не согласиться с моим оппонентом в главном. Литература – не рыночный товар. Автор пишет, ориентируясь не на рыночный спрос, а потому что не может не писать, потому что внутри у него горит, болит и гложет. «Председатель Земшара» Велимир Хлебников когда-то воскликнул: Сегодня я опять пойду туда – На бой, на торг, на рынок И войско песен поведу С прибоем рынка в поединок. Кто спорит, сытая жизнь – это хорошо. Но она отнюдь не всегда способствует творчеству. Ведь многие шедевры искусства создавались в нищете и неизвестности. А культурные взлеты самых разных народов редко совпадали с эпохой экономического процветания. В самые неподходящие для творчества времена писатель может уходить в себя, во внутреннюю эмиграцию, чтобы «глаголом жечь сердца людей». А, может, «идти в народ». Вспомним хотя бы Свифта, Руссо, Радищева, Чаадаева, Гоголя, Добролюбова, Белинского, Веничку Ерофеева. Несомненно, в России литература была подобна проповеди с кафедры храма, но отнюдь не церковного. Что же касается рынка, то он не повышает, а снижает качество и уровень текста в соответствии с рыночным спросом. Ведь количество выкинутого на рынок товара сказывается на его качестве. Так, Борис Акунин, начавший с уникального игрового литературного эксперимента, пропал как писатель, штампуя серийное коммерческое чтиво. Автор когда-то качественных рассказов Татьяна Толстая стала сегодня «звездой» ток-шоу, а на книжные развалы выдаёт искусственные, холодные тексты. Подобных примеров – тьма. Они говорят о том, что подлинная литература просто не имеет права быть рыночным товаром, ибо она не имеет рыночной цены.Татьяна Уколова,20 лет, г. СочиВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ТЕКСТОВ МОСТа (фрагменты из работ с ОТК редактора)«Ж И В О Й К Л А С С И К»Нерыночный товарСегодня принято считать, что литература – рынок. Особенно новейшая. Но я хочу обратиться к трем достаточно новым произведениям, которые вовсе не считаю рыночной продукцией. Это тексты про моих ровесников, про их мечтания, стремления, переживания и про все то, о чем каждый из нас думает, но подчас боится сказать вслух. Три совершенно разных автора, три совершенно разных по жанру и по сюжету произведения. Однако они неуловимо чем-то связаны. Итак, первая книга. Повесть «Мальчики + девочки =…» о московских тинэйджерах. Она написана в форме открытой, предельно обнаженной исповеди главного героя – мальчишки беспризорника, так называемого трудного подростка, хотя на самом деле вовсе не трудного, а просто брошенного на произвол судьбы. Автор – Ольга Кучкина, известный сегодня прозаик и критик. Вторая книга – это сборник рассказов Андрея Геласимова. Один из них называется «Нежный возраст». Это рассказ-дневник 14-летнего мальчика. Сюжета у произведения как бы и нет, но есть переплетения и отражения ряда драматических событий в судьбе подростка. «Жизнь и приключения сарая № 12» – один из ранних рассказов культового писателя Виктора Пелевина. Место действия – Вселенная, а главный герой – сарай, в котором хранятся велосипеды. Сюжет высокой трагичности, без всякой сентиментальности… Если сравнить эти три произведения между собой, то получается, что в повести «Мальчики + девочки =…» и в рассказе «Нежный возраст» главные герои как бы исповедуются перед читателем. В «Нежном возрасте» много недомолвок. Герой живет только в мире личных переживаний, которые не афиширует. Его образ раскрывается не из поступков, а из того, как он говорит и о чем молчит. Например, вот что он пишет в своем дневнике: «Как меня все достали. В школе одни дебилы. Что учителя, что одноклассники. Гидроцефалы. Фракийские племена. Буйный расцвет дебилизма…17 марта 1995г.» И еще: «5 апреля 1995г. Посмотрел фильм «Римские каникулы». Актрису зовут Одри Хепберн. Она была знаменитой лет 40 назад. Я не понимаю: почему она вообще перестала быть знаменитой? Никогда не видел таких … даже не знаю как назвать…женщин. Нет, женщин таких не бывает. У нас в классе учатся женщины. Они все дуры. Ненавижу девчонок…» Герой «Нежного возраста» весь в себе, он бежит от пошлости – в себя. В жизни подростка ничего особенного, кроме влюбленности в актрису Одри Хепберн, не происходит. Без конца ссорятся родители, и как следствие – развод. Мать бежит с любовником за границу. Финал рассказа написан скупыми и точными словами, с каким-то особенным, геласимовским лаконизмом: «Она говорит – я в Швейцарию уезжаю. Я говорю – там Одри Хепберн жила. Она на меня сморит и говорит – у тебя девочка есть? Я говорю: у тебя самолет когда? Она говорит – ну и ладно. Еще минут пять молчали. В конце она говорит: ты будешь обо мне помнить? Я говорю – наверное. На память пока не жалуюсь. Тогда она встала и ушла. Больше уже не плакала». В повести «Мальчики + девочки =…» главный герой не бежит в себя от «тупого» быта. Он – человек команды, компанейский парень, к сожалению, испорченный средой, в которой находится. Наивно-циничный и совестливый, но все же способный на подлость, пусть даже и не до конца осознанную. Основной конфликт повести – это конфликт между отверженными «детьми» и высокопоставленными мафиозными «отцами». Конечно же, это социальный конфликт, но есть еще и глубинный – между реальностью и идеалом, между физическим и духовным. Этот глубинный конфликт до предела заострен в рассказе Виктора Пелевина «Сарай № 12». Пелевин пишет: «В начале было слово и, может быть не одно…», но сарай ничего об этом не знал. Он знал лишь то, что в нем хранятся велосипеды – сущности, предназначенные для преодолевания пространства и времени, ведь велосипед – это постоянное движение вперед, олицетворение мечты и порыва. Каждое существо пришло на нашу землю не просто так, а по чьему-то высшему замыслу. Жизнь сарая – это жизнь героя, чья участь предрешена с самого начала, с того самого первого слова… Подлинные герои не живут по законам рынка, и их невозможно к этому принудить. Они не смирятся и не подчинятся. Они взбунтуются и превратятся в огонь и пламя. Они лучше исчезнут, «самосожгутся», но не уступят. Так и поступил сарай №12. Он сжег сам себя и рыночные сараи вокруг, но душа его превратилась в сверкающую точку в небе. Потом исчезла. Унеслась в вечность, преодолевая пространство и время. А соседи сарая, рыночные склады №13 и №14, так ничего и не поняли, потому что… А впрочем, Бог с ними … Евгения Цимидан,16 лет, г. Сочи______________ОТК редактора: про сарай – один в поле воин? Или самурай – камикадзе?Новые персонажи новой прозы.Несколько лет назад возникла новая волна в российском искусстве: «новая драма», «альтернативное авторское кино», «другая проза» или «новый реализм». Надо сказать, что все эти радикальные течения зародились в основном в глубинке, за Уралом. Мне известны несколько творческих личностей, благодаря котором нахлынула эта волна: Михаил Угаров, Николай Коляда, братья Пресняковы. Хотелось бы поговорить о последних, так как они проявляют себя в трех ипостасях: театральной, киношной и писательской. Олег и Владимир Пресняковы родились в 1969 и 1974 году, в Екатеринбурге, живут они там же. Мне знакомо лишь одно их произведение: «Изображая жертву». Сначала это была довольно скандальная театральная постановка во МХАТе. Потом режиссер Кирилл Серебряников снял фильм. Но я, к сожалению, видел его только отрывками по телевизору. Зато с книгой ознакомился полностью. Этот роман является ремиксом пьесы и сценария, но он может быть интересен и тем, кто видел фильм или спектакль, потому что раскрывает личность главного героя изнутри. Сюжет этой книги – история о молодом человеке по имени Валя. Он изображает жертву на следственных экспериментах: то его «расчленяют» в биотуалете, то «выкидывают» из окна, то «топят» в бассейне или «расстреливают» в японском ресторане. Но дома его жизнь еще более странная: мать вышла замуж за брата своего покойного мужа, и Вале ночами является призрак отца, который говорит, что его отравили. Не напоминает ли Шекспира? Самого же Валентина некоторые критики считают Гамлетом нашего времени, а иные даже героем (антигероем) нашего времени. Валя – человек без амбиций и понтов. Он постоянно шутит, ерничает, паясничает, прикалывется. Как над собой, так и над окружающими. Валентин не может построить себе карьеру: никто не принимает его на работу, из-за того, что у него есть только одна фотография, где на нем надет шлем Дарта Вейдера. Но за приколами, паясничанием, ерничаньем, шутовством Валентина (Валентин – может означать «валять дурака») скрывается что-то очень важное для него. Например, он рассказывает своему товарищу, что не ест продукты из Прибалтики. Валя свято верит, что прибалты, ненавидящие русских, мочатся в молочные изделия и на крабовые палочки, предназначенные для экспорта в Россию. Или спрашивает у подследственного Тахира Закирова (Закира Тахирова), утопившего в бассейне свою даму, как он смог продержаться под водой целых шесть минут и не умеет ли он «дышать жопой»? Валентин пытается выяснить это не из простого любопытства, а с высокой целью – использовать данную информацию на благо Родины. И не понятно, серьезно ли Валя все это говорит. Интрига этого романа в том, что изображавший жертву «придурок» сам совершает преступление. Отравив хитрой японской рыбкой убийцу-отчима, предательницу-мать и дуру-сожительницу, Валя чувствует себя свободным от проблем, которые создавали ему эти люди. Сложно понять, кто такой Валентин. Инфантильный тип, жертва времени? Умелый обманщик, изображавший жертву? Шут при господах? Или, может, господин, превращающий всех в шутов? Кажется, что все эти предположения не лишены основания, но в то же время Валя герой, потому что он, преодолев инстинкт физического самосохранения, совершает возмездие, карает зло и пошлость, царящие в современном Эльсиноре. Александр Умнов,16 лет, г. СочиМир подростка в произведениях Дж. Д. СэлинджераСэлинджер – это круто!!! От его романа «Над пропастью во ржи» и от его немногочисленных рассказов балдели мои родители и их приятели, когда им было по 16. Потом он резко перестал писать, так как окончательно решил, что чистый лист важнее исписанного… Живет себе на земле под небом. Старенький такой, но не взрослый: остался подростком. Я вот думаю: является ли актуальным писатель, который не напоминал о себе многие годы, словно канул в Лету? Я убеждена, что, да, ведь его творения не становятся менее ценными, интересными, удивительными. Хочу напомнить о замечательном прозаике, поистине живом классике не только американской литературы. Дж. Д. Сэлинджере – один из немногих авторов, интересных для подростков, хотя его рассказы и не изобилуют нецензурной лексикой, как это часто бывает, его эротика не порнографична, сюжеты острые, парадоксальные, но без кровавого криминала. Ни тени вранья, «сочинительства». Каждый человек, читающий Дж. Д. Сэлинджера, может легко идентифицировать себя с героем, в котором нет ничего идеального. Максимализм таких героев, как Холден из романа «Над пропастью во ржи», Симор из рассказа «Хорошо ловится рыбка-бананка», завораживает. Диалоги его героев – смесь отчаяния и шутовства. У них нет цельности восприятия мира – им нечего противопоставить «прогнившим» идеалам общества, они мучительно борются с собой всю жизнь и поэтому очень одиноки. Подросток презирает своих учителей, не доверяет родителям, не переваривает «правильных» одноклассников, не признает кино, считая его «липой», а тех, кто «ревет, просматривая фильмы» считает «прожженными сволочами». Холден боится признаться родителям в том, что был исключен из колледжа. Именно поэтому он скитается по всему Нью-Йорку в поисках крова вместо того, чтобы прийти домой. Он в дороге над пропастью во ржи…Светлана Зверева,16 лет, г. Самара ____________________ОТК редактора. Премного благодарны, у нас давно была задумка затащить американского креативщика на МОСТ. Этот нам кампания, пускай стоит.Zweig1От автораВы когда-нибудь замечали, что во сне все бывает не так, как наяву? Не в смысле, что мы можем видеть другие миры или летать. А в том смысле, что во сне мы можем ВСЁ. Сказать и сделать, что захотим, не сдерживая себя. В то же время сон – отражение нашей действительности, интерпретация жизненного опыта, более яркое отражение внутреннего и внешнего мира… ^ Рассказ «Стена» Леонида Андреева показался мне страшным сном – отражением реальности. Стена словно символ человеческого равнодушия, непонимания. А что еще может присниться человеку, живущему в жестоком мире, где каждый сам за себя, где выживает сильнейший? А вдруг есть помощь извне, только мы не замечаем её… Но во сне все связи гораздо яснее, и незначительное событие, произошедшее в нашей жизни, во сне может воплотиться целым ураганом последствий. «Тяжелый вздох… прыжок! Дыханье срывается, сердце окатила ледяная волна, крылья души опалены в адском пламени… Мокрый след на земле… Осколком эха разнесся над землей тоскливый клич, подхваченный шальным воем валькирий… нет, это лишь ветер… Глаза сверкают, словно в них зажжен неугасающий факел. По морде хлещут ветки, кровь будто закипает, но через мгновение стынет в жилах. В горле задохнулся хриплый вой. За спиной – погоня… неистовый лай, сила и молодость, ярость и жажда крови слышны в нем. Черный лис прибавляет бег… Ветер теперь летит за ним. Пыль, брызги, листья, ветки, небо и земля – все смешалось… Скачок влево, за спиной с шорохом сомкнулись ветки. Можно немного отдохнуть. Но лишь чуть-чуть… Мгновение заменит вечность… Тяжелое прерывистое дыхание, бока вздымаются тяжело и часто, черная с отливами серебра шерсть превратилась в грязные лохмотья… но огонь в глазах не потух. Слишком много стоит на кону, слишком… …След на пыльной сухой земле. Густой ельник остался позади, сменился голой равниной – больше ждать некогда. Псы вновь взяли след, острый нюх не подводит… Бежать все труднее и труднее… Черный лис падает. На пыльной земле остается отпечаток, шерсть осталась на колючем кусте, трепеща клочком пуха на ветру. Сил не осталось. …Прыжок! След на каменистой равнине… его не видно, но нюх псов вновь не подводит – они чуют добычу. Они ничуть не устали, лишь входят во вкус… Серые кони всхрапнули вдалеке – звук горна сталью впился в сердце черного лиса. Он не сдастся… он уже чует – близок конец пути. Что же сможет его удержать?… Над пустынной равниной парит ворон – спокойный, величественный, он знает, он может подождать… Ведь кто-нибудь обязательно проиграет, подарив ему свою жизнь. Зеленая луна равнодушно смотрит вниз: какое дело ей до черного лиса, до псов и охотников? Что для нее жизнь и смерть? И так ли тонка между ними грань? …Конец близок… Ветер свистит в ушах, лис обгоняет само время. Кровоточащие лапы уже не чувствуют боли, нет ее, нет ничего, кроме погони… Бег прекратился. В уши ворвался шум ветра, шорох прибоя внизу, оглушительный лай собак за спиной, рев труб и горнов… Глаза потухли, осталось лишь зеленое мерцание. Последний прыжок… … С обрыва сорвалась крошечная черная точка. Хищные воды сомкнулись над головой черного лиса: он погиб свободным. Лай и бешеное рычание собак ещё долго слышны на утесе. Подоспели охотники – их кони спокойно переступают по каменистой равнине… все кончено. Повелительный клич завершил охоту. Всадники и псы развернулись. Их победа стала поражением. Игра жизни со смертью слишком сложна, чтобы понять… но слишком проста, чтобы жить победителем. Лишь раз можно победить. Но навеки. … и черный лис победил». ————————-«Zweig»