П Л А Н: ВВЕДЕНИЕ. 2 ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. 2. ИСПОЛНИТЕЛЬАЯ ВЛАСТЬ. 7 Президент, права и полномочия. Компетенция. 7 Правительство Италии. 3. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ. 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 15 СЛОВАРЬ 16 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 17 Введение.
Система центральных органов государственной власти Италии строится на основе принципа разделения властей: законодательная власть вверена двухпалатному парламенту, исполнительная – имеет двойственную структуры и включает Президента и правительство – Совет министров. Составной частью системы органов является Конституционный суд, обеспечивающий функционирование государственной системы в соответствии с нормами
основного закона. Центральные органы государственной власти 1. Законодательная власть. Парламент. Согласно ч. 1 ст. 55 Конституции, Парламент состоит из Палаты депутатов и Сената. Двухпалатная структура итальянского Парламента характеризуется, таким образом, сильной верхней палатой, которая практически равноправна с нижней.
Даже в случаях, когда палаты принимают решения совместно, тот факт, что Сенат численно вдвое меньше, чем Палата депутатов, существенного значения не имеет, ибо депутаты и сенаторы при голосовании считаются со своей принадлежностью не к палате, а к политической партии. Расхождения между палатами обычно не носят политического характера. Палаты избираются практически одинаково, и вследствие этого политический состав палат практически идентичен.
Компетенция Парламента очерчена в Конституции очень скупо, что говорит в пользу ее неограниченного характера в сфере общегосударственного ведения. Парламент принимает законы в данной сфере, а также принимает государственный бюджет и контролирует его исполнение, осуществляет политический контроль за деятельностью Правительства, участвует в формировании некоторых государственных органов и выполняет некоторые иные функции. Палата депутатов насчитывает 630 человек. Депутатом может быть избран любой гражданин республики, достигший возраста 25 лет. Сенат республики насчитывает 322 сенатора. По конституции Италии сенатором может быть избран (назначен) гражданин, достигший возраста 40 лет. Согласно итальянским законам право избирать в Палату депутатов имеют все граждане, достигшие возраста 18 лет, а в Сенат — 25 лет. В настоящий момент в Испании (с 1993 г.) при избрании обеих палат парламента
действует мажоритарная избирательная система. Палаты наделены большими полномочиями: утверждают государственный бюджет. решают вопросы о займах и предоставлении кредитов, ратифицируют международные договоры и т.д. Согласно конституции, проводятся совместные заседания обеих палат для принятия присяги президента, лишения парламентской неприкосновенности одного из членов парламента или решения об объявлении войны, предании Президента, председателя Совета министров и министров суду.
Руководящие органы палат – бюро. Каждый из этих органов включает председателя палаты, четырех вице-председателей, трех квесторов и 8 секретарей, причем в этих органах должны быть представлены все партийные фракции. Бюро избирается на 5 лет. Для образования партийных фракций в Палате депутатов требуется желание не менее 20 ее членов, допускается создание фракций и из меньшего числа при соблюдением партией ряда требований на выборах.
В Сенате партийные фракции должны состоять из 10 сенаторов. Допускаются смешанные фракции из членов различных партий. В палатах образуются постоянные комиссии: в Сенате – 12 или 13 на 2 года, в Палате депутатов – 14 на 5 лет. Профиль комиссий повторяет компетенцию соответствующих министерств. Заседания палат носят публичный характер, однако палата может принять решение о проведении закрытого заседания по просьбе правительства, председателя партийной фракции или группы депутатов. Законодательная инициатива принадлежит парламентариям, правительству, областным советам, Национальному совету экономики и труда, а также группам избирателей не менее 50 тыс. чел. – народная инициатива. Институт народной инициативы используется в Италии довольно слабо. Лишь после принятия Закона 1970 г регламентирующего порядок применения конституционной
нормы, до конца 80-х годов было внесено 30 инициатив, из которых лишь немногие были приняты к рассмотрению Парламентом. В тоже время существует жесткая иерархия законодательной инициативы в зависимости от компетенции субъекта законотворчества. Т.е. проекты областей могут касаться только областной жизни, избиратели не могут вносить проекты в областях, зарезервированных за правительством и т.д. Особенностью законодательного процесса в парламенте является предоставление палатам права передавать
свои законодательные полномочия комиссиям. Парламент также может делегировать правительству свои законодательные полномочия, кроме вопросов, лежащих в конституционной области, в области избирательного права, принятия бюджета, ратификации международных договоров. Следует также отметить зависимость правительства от парламента, оно несет коллективную ответственность перед любой палатой парламента и должно при конституировании получить доверие обеих палат. В международной сфере итальянский парламент ратифицирует договоры с другими
государствами, объявляет войну. В судебной – назначает 1/3 часть членов Конституционного суда, 1/3 часть Высшего совета магистратуры, решает вопрос об объявлении амнистии. Законодательный процесс в своих основных чертах урегулирован в ст. 70 – 74 Конституции, а детально – в регламентах палат. Законодательная функция осуществляется обеими палатами. Право законодательной инициативы принадлежит Правительству, каждому члену палат, а также тем органам и организациям, на которые это возложено конституционным законом. В частности, Конституция предоставляет такое право Национальному совету экономики и труда (ч. 3 ст. 99) и областным советам (ч. 2 ст. 121), правда лишь по вопросам их ведения. По вопросам территориального устройства ограниченным
правом законодательной инициативы обладают и коммунальные советы (об образовании новых провинций или изменении границ существующих). Число законопроектов, вносимых Правительством – главным источником законодательной инициативы, и отдельными парламентариями примерно одинаково. Чтобы стать законом, законопроект должен быть одобрен обеими палатами. Принятый палатами закон поступает к Президенту республики, который должен промульгировать его в течение
месяца со дня одобрения. Если же палаты абсолютным большинством своего состава объявили закон срочным, промульгация должна состояться в указанный ими срок. Законы публикуются в официальном органе государства "газета Уфичиале делла Република Итальяна" ("Gazzetta Ufficiale della Republica Italiana" – "Официальная газета
Итальянской Республики") немедленно после промульгации и вступают в силу на 15-й день после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. 2. Исполнительая власть. Президент, права и полномочия. Компетенция. Глава государства — президент, избираемый сроком на 7 лет парламентом и делегатами областных советов. Президент обладает широкими полномочиями. Он утверждает законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента и назначения новых выборов.
Президент республики является главой государства и представляет национальное единство. В отношениях с Парламентом он осуществляет следующие полномочия: • Направляет палатам послания; • Назначает выборы новых палат и определяет день их первого заседания; • Разрешает представлять палатам законопроекты по инициативе Правительства; • Промульгирует законы, издает декреты, имеющие силу закона, и положения; • Может, заслушав председателей палат, распустить их обе или одну из них, за исключением последних шести месяцев своего мандата; В предусмотренных Конституцией случаях назначает народный референдум, а в случаях, предусмотренных законом – государственных должностных лиц. Президент является главнокомандующим Вооруженных сил, председательствует в создаваемом согласно закону Верховном совете обороны, объявляет по решению палат состояние войны.
В отношениях с судебной властью его полномочия заключаются в председательствовании в Высшем совете магистратуры, а также в помиловании и смягчении наказаний. Президент жалует знаки отличия республики. Никакой акт Президента не действителен без контрасигнатуры предложившего его министра, который и принимает на себя за этот акт ответственность. Избрание. Президентом может быть избран гражданин, достигший 50-летнего
возраста и пользующийся гражданскими и политическими правами. Президент избирается Парламентом на совместном заседании всех его членов. В выборах участвуют также по три делегата от каждой области, которые избираются областными советами таким образом, чтобы обеспечить и представительство меньшинства. Данная процедура в условиях парламентской многопартийности – результат компромисса политических партий
по поводу конкретной кандидатуры. Президент избирается на 7 лет и может неоднократно переизбираться. Если Президент не может осуществлять свои функции, его замещает председатель Сената. Если Президент умер или ушел в отставку, председатель Палаты депутатов назначает выборы нового Президента в течении 15 дней. Ответственность. Благодаря контрасигнатуре его актов
Президент не ответственен за действия, совершенные при выполнении своих функций, за исключением государственной измены или посягательства на Конституцию. Правительство Италии. В Конституции подраздел "Совет министров" раздела "Правительство" состоит всего из пяти статей (ст. 92 – 96). Правительство на центральном уровне осуществляет любые исполнительные полномочия, которые не отнесены Конституцией к компетенции других органов. По ст. 76 и 77 Конституции, Правительству может быть делегировано осуществление законодательной функции, если при этом будут определены принципы и руководящие критерии делегирования, ограничено его время и установлены предметы. Без делегирования со стороны палат Парламента Правительство не может издавать декреты, имеющие силу обычного закона.
Формирование правительства: Президент назначает Председателя Совета министров и по его предложению – министров. Председатель и министры образуют Совет министров, т. е. Правительство. До вступления в должность они приводятся Президентом к присяге. Затем Правительство должно получить доверие обеих палат
Парламента. Назначение правительства целиком зависит от палат парламента, от соотношения политических сил в них. Правительство назначается Президентом республики после консультаций с лидерами партийных фракций в палатах и их председателями. Оно считается сформированным, если в течение 10 дней после своего образования получит доверие обоих палат. В Италии центральные и периферийные органы управления в качества своей основы имеют министерства. Министерства могут быть сгруппированы по основным направлениям государственной
политики11. В первую группу входят министерства, функции которых направлены на сохранение и защиту государства преимущественно средствами внутреннего и международного права министерства внутренних дел, иностранных дел, юстиции, обороны. Вторая группа ведомств включает те, чьи функции связаны с финансовыми ресурсами, необходимыми для функционирования государства: министерство финансов, казначейство, ведомство экономического программирования. Третья группа включает министерства, деятельность которых связана с каким-либо одним сектором народного хозяйства – министерства сельского хозяйства и лесов, промышленности и торговли, внешней торговли, туризма. Четвертая группа включает ведомства, функции которых связаны с территорией государства, ее инфраструктурой и обслуживанием – министерства публичных работ, транспорта и гражданской авиации, торгового флота, почт и телекоммуникаций. Наконец, пятая группа включает министерства с преобладанием функций социального характера – министерства
образования, труда и социального обеспечения, гигиены и здравоохранения, культуры и окружающей среды. Правительство Италии – наиболее активный орган исполнительной власти, включает председателя Совета министров и министров. Правительство солидарно ответственно перед обоими палатами. Председатель несет ответственность за общую политику, а министры коллективно ответственны за действия Совета министров и индивидуально – за действия своих ведомств.
Правительство руководит страной по существу в соответствии с волей парламентского большинства: оно исполняет законы, принимает регламенты, декреты и разного рода постановления по управлению. Полномочия, предоставленные Конституцией Президенту республики, фактически осуществляются правительством. На практике правительство в Италии в гораздо большей мере, чем в других странах, зависит от воли палат парламента. Конституцией Италии учреждено несколько вспомогательных и контрольных органов, оказывающих
содействие парламенту и правительству: Национальный совет экономики и труда – формируется на корпоративной основе из представителей «групп интересов» (профсоюзов, предпринимательских организаций, организаций лиц свободных профессий и др.) и экспертов. Совет является консультативным органом парламента и правительства по экономическим и социальным вопросам и обладает правом законодательной инициативы. Государственный совет – консультативный юридический орган правительства и одновременно высший орган административной юстиции. Счетная палата – осуществляет предварительный контроль законности финансовых актов правительства и контроль за исполнением государственного бюджета. 3. Судебная власть. Судебная система. Судебная система Италии состоит из следующих подсистем: судов общей юрисдикции, разрешающих гражданские и уголовные дела, в том числе мировых судей, судов по делам несовершеннолетних, трибуналов по делам публичного водопользования
и судов ассизов; административных судов; военных трибуналов. Суды действуют в 23 судебных округах, которые, как правило, не совпадают с политико-административными единицами. Суды общей юрисдикции. В низовом звене судебной системы действуют консилиаторы (мировые судьи; буквально – советчики), которые рассматривают малозначительные гражданские дела. Далее следует претура – суд претора. Претор рассматривает апелляции на решения консилиаторов и разрешает
гражданские дела с относительно небольшой ценой иска, дела о трудовых конфликтах и спорах по вопросам социального обеспечения. Он также рассматривает уголовные дела, по которым грозит наказание в виде не более трех лет лишения свободы и штрафа. Апелляции на решения преторов рассматриваются в трибуналах, которые, кроме того, суть суды первой инстанции по широкому кругу гражданских дел, а также уголовных дел, не подсудных преторам и судам ассизов. Апелляционной инстанцией для трибуналов и высшей судебной
инстанцией в округе являются апелляционные суды. Они имеют отделения по гражданским, уголовным, трудовым делам, следственное отделение; туда входят суды по делам несовершеннолетних и трибуналы по делам публичного водопользования. Суды по делам несовершеннолетних, учрежденные в 1934 г действуют при апелляционных судах и рассматривают дела лиц, не достигших возраста 18-ти лет. В судебном округе создаются один или несколько судов ассизов и апелляционных судов ассизов. Суды ассизов рассматривают дела о совершении тяжких преступлений, специально указанных в законе. Всего в Италии 100 судов ассизов по первой и 36 – по апелляционной инстанции. Возглавляет систему судов общей юрисдикции Кассационный суд, включающий около 300 магистратов. Он обеспечивает единство судебной практики и разрешает споры о компетенции между судами (пререкания о подсудности) и т. д. Административная юстиция. Статус этой ветви судебной власти определяется свободным
собранием законов о Государственном совете (Закон 1924 г.) и законом об образовании областных административных трибуналов 1974 г. указание на областные органы административной юстиции содержится в ч. 2 ст. 125 Конституции. Высшая инстанция административной юстиции – Государственный совет. Эту функцию выполняют три его отделения с судебными полномочиями. Общее собрание Совета может формулировать правовые принципы для деятельности административных трибуналов.
Военная юстиция. Юрисдикция военных трибуналов в мирное время распространяется только на военные преступления, совершающие лицами, входящими в состав Вооруженных сил, а во время войны она расширяется в соответствии с законом. Прокуратура (ministero pubblico) обязана осуществлять уголовное преследование. Конституционный суд. Компетенция. Конституционному суду подсудны: споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; конфликты полномочий между властями государства,
между властями государства и областей и между властями областей; обвинения против Президента Республики, выдвинутые в соответствии с нормами Конституции; решения о допустимости требований проведения референдумов об отмене законов. Фактически Конституционный суд Италии выступает как созаконодатель и даже как законодатель, когда законы страдают пробельностью и Конституционному суду приходится включать в них "дополнительные" или "заменяющие" положения. Счетный суд. Согласно ч. 2 ст. 100 Конституции, этот орган осуществляет предварительный контроль законности актов Правительства, а также последующий контроль исполнения бюджета государства. В соответствии с ч. 2 ст. 103 Счетный суд осуществляет юрисдикцию по вопросам публичной бухгалтерской отчетности и по некоторым другим вопросам. Заключение.
Почти полвека в Италии действует одна из самых демократических в мире конституций. Она регулирует, хотя и сравнительно кратко, почти все основные проблемы взаимоотношения ветвей власти. Прогрессивность Итальянского государственного устройства проявилась в учреждении демократического порядка формирования палат парламента, во включении в государственную систему института народной инициативы и референдума, в создании Национального совета экономики и труда.
За последние 50 лет практически не изменились принципы устройства и взаимодействия сложившихся институтов итальянского государства. Словарь Список используемой литературы:  А.А. Мишин, Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник М.: Белые альвы, 1996.  Б.А. Страшун, Конституционное (государственное) право зарубежных стран:
Учебник. Том 3 М.: БЕК, 1999.  Италия. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1988.  Конституция зарубежных государств. М.: Бек, 1997.  Попов Н. Ю. Судебная система Италии // Судебные системы западных государств. М.: Наука, 1991 (гл. VI).  Реформа избирательной системы в
Италии и России. М.: ИГП РАН, 1995.  Иностранное конституционное право. Под редакцией В.В. Маклакова. Издательство «Юристъ», 1996.  Страшун Б.А. «Конституционные перемены в Восточной Европе 1989-1990 гг.» – М 1991.