Содержание
Введение. 2
Глава1. Теоретические аспекты проведения аудита. 4
1.1Необходимость аудита. 4
1.2Субъекты и объекты аудита. 5
1.3Права и обязанности аудиторов и аудиторских фирм при взаимоотношениях склиентом. 7
1.4Ответственность аудиторов и аудиторских фирм. 11
1.5Права и обязанности аудируемых лиц при аудиторской проверке. 14
1.6Орган, регулирующий аудиторскую деятельность. 16
1.7Правовая база аудиторской деятельности. 17
Глава2. Решение ситуационных задач аудита. 20
Заключение. 23
Списокиспользованной литературы… 25
Введение
С переходом к рыночным отношениям в России сталисоздаваться кооперативы, частные фирмы, совместные предприятия, которые уже неявлялись собственностью государства и в связи, с чем изменились формы контролягосударства за предпринимательской деятельностью. В данное время каждоепредприятие становится самостоятельным хозяйствующим субъектом, осуществляетсвою деятельность без какого-либо руководства со стороны министерств иведомств, без регулирующего воздействия государственного плана. Предприятиесамостоятельно распоряжается выпускаемой продукцией и полученной прибылью,оставшейся в его распоряжения после уплаты налогов и других обязательныхплатежей. Законы и иные правовые акты устанавливают порядок создания фондов ирезервов, отнесение амортизационных отчислений, коммерческих и командировочныхрасходов на результаты хозяйственной деятельности предприятия, и предприятия,руководствуясь этими правилами, самостоятельно рассчитывают и уплачивают налогии обязательные платежи.
Любое предприятие обязано вести бухгалтерскую и статистическуюотчётность, публиковать данные о своей деятельности в порядке, установленном взаконодательстве. Обязанность предприятия вести учёт своего имущества исовершённых хозяйственных операций, самостоятельно исчислять и уплачиватьналоги, представлять бухгалтерскую (финансовую) отчётность, данными которыхмогут пользоваться все заинтересованные предприниматели и предприятия, вызвалонеобходимость независимого вневедомственного финансового контроля — аудита.
Более семи с половиной лет регулирование аудиторскойдеятельности в РФ осуществлялось в соответствии с Временными правиламиаудиторской деятельности. С принятием Федерального Закона №119 «Об аудиторскойдеятельности» в РФ начался новый этап развития аудита. Указом ПрезидентаРоссийской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2263, пункт 2 данного указа былоустановлено, что Временные правила вступают в силу на всей территорииРоссийской Федерации с момента опубликования настоящего Указа и действуют допринятия Федеральным собранием Российской Федерации закона РоссийскойФедерации, регулирующего аудиторскую деятельность.
Необходимость совершенствования законодательногообеспечения аудиторской деятельности в Российской Федерации была вызвана тем,что Временные правила, сыграв важную и своевременную роль в становлении аудитав стране, уже не отражали в полной мере сложившиеся условия на рынкеаудиторских услуг, отставали по ряду существенных позиций от реальности.
Глава 1. Теоретические аспектыпроведения аудита
1.1 Необходимость аудита
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Усилилпотребность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В то время резко ужесточилисьтребования к качеству аудиторской проверки, она стала обязательной, увеличиласьрыночная протребность в такого рода услугах. После окончания кризисапрактически все страны начинают вводить обязательные требования к объемуинформации, содержащейся в годовых отчетах, обязательности публикации этихотчетов и заключений аудиторов.
В России предпринимались попытки создания институтабухгалтеров-экспертов:
в 1891г. – Института присяжных бухгалтеров, 1909г. –Института бухгалтеров, 1928г. – Института государственныхбухгалтеров-экспертов. Правовые основы аудиторской деятельности какнезависимого вневедомственного финансового контроля в России были установлены Временнымиправилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными УказомПрезидента РФ от 22 декабря 1993г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в РФ».
Как в названном Указе, так и во Временных правилах,утвержденных этим Указом, предусматривалось, что Временные правила аудиторскойдеятельности в Российской Федерации действуют только до принятия ФедеральнымСобранием закона Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность,каковым и явился Федеральный закон от 7 августа 2001г. № 119-ФЗ «Об аудиторскойдеятельности».
Аудит становится мощным оружием против мошенничества.
Рыночные отношения диктуют взаимную заинтересованность вдостоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов различныхпользователей указанной отчетности: акционеров (собственников), инвесторов,заимодавцев, кредиторов, государственных органов в лице налоговых инспекций,органов статистики и др.
Совет директоров не всегда заинтересован показать своипросчеты и недостатки, поэтому полагаться на объективность разъяснений этогоисключительного органа не всегда разумно. Отразить истинное положение дел напредприятии в этом случае может только независимое от руководстваэкономического субъекта лицо – аудитор. Инвестор, принимая ответственноерешение о вложении средств в то или иное предприятие и рискуя своими деньгами,также не может полагаться только на данные этого предприятия. Инвестору нуженмаксимум точной и объективной информации. В этих условиях он так же вынужденобратиться к третьим лицам, аудиторам, с просьбой подтвердить качество идостоверность представленной информации.
Аудиторы, обладающие специальными знаниями и необходимымопытом для проверки, всесторонне изучив финансовое состояние экономическогосубъекта, выносят свое независимое суждение о достоверности либонедостоверности предоставленной информации. Кроме этого, аудиторы определяютсоответствие совершенных бухгалтерией предприятия хозяйственных операцийнормативным актам, действующим в Российской Федерации. Помимо так называемогоинициативного аудита, рассмотренного выше, имеет место в РФ обязательный аудит.В соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности» обязательной аудиторскойпроверке подлежат акционерные общества, банки и другие кредитные организации,биржи, брокерские конторы, страховые организации, организации с иностраннымиинвестициями.
1.2 Субъекты и объекты аудита
Сторонами по договору при осуществлению аудиторскойдеятельности выступают экономические субъекты и аудиторы.
Аудиторской деятельностью имеют право заниматьсяфизические лица — аудиторы и юридические лица — аудиторские фирмы независимо отвида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно синостранными юридическими и физическими лицами. Аудиторская фирма может бытьоснована на смешанной форме собственности, т. е. её имущество находится вопределённых долях в частной, государственной, муниципальной и инойсобственности. Иностранные (полностью принадлежащие иностранным юридическим ифизическим лицам, но образованные и действующие по российскомузаконодательству) и совместные аудиторские фирмы работают в соответствии сЗаконом об иностранных инвестициях.
Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия,создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любуюорганизационно-правовую форму, предусмотренную законодательством РФ, заисключением формы акционерного общества открытого типа. Аудиторская фирма можетбыть учреждена в форме индивидуального (семейного) частного предприятия,полного товарищества, смешанного товарищества, товарищества с ограниченнойответственностью (акционерного общества закрытого типа), государственного,муниципального предприятия. Аудиторская фирма по своей природе требуеторганизации на основе частной собственности, что предполагает выборочнуюпроверку достоверности отчётности, а не сплошную, как при ревизии. Возможно,государство и субъекты РФ, органы местного самоуправления вправе создаватьаудиторские фирмы для осуществления аудиторских проверок государственных имуниципальных, а также частных предприятий, но только для совершения иныхдействий, помимо подтверждения достоверности бухгалтерской отчётности исоответствия хозяйственных и финансовых предприятий законодательству.
Занятие аудиторской деятельностью происходит на основеспециального разрешения (лицензии), а также при наличии квалификационногоаттестата. Постановлением Правительства РФ утверждены порядок аттестации на правоосуществления аудиторской деятельности. Согласно Постановлению Правительства РФот 29 марта 2002г. «О лицензировании аудиторской деятельности» все физическиелица, занимающиеся аудиторской деятельностью, обязаны пройти аттестацию иполучить квалификационный аттестат аудитора единого образца. Проведение аудиторскойдеятельности без аттестации запрещается.
Аудиторские фирмы начинают свою работу послегосударственной регистрации в качестве субъекта предпринимательскойдеятельности, получения лицензии и включения в государственный реестраудиторов, ведение которого организует Комиссия по аудиторской деятельности.Право учредителей, собственников, участников аудиторской фирмы определять еёвнутреннюю структуру, взаимоотношения руководителей фирмы и аудиторов пооформлению аудиторского заключения должны устанавливаться в уставе фирмы.
Организация аудиторской деятельности показывает, чтонельзя применять все правила об аудиторских фирмах к аудиторам, занимающимсяэтим видом предпринимательства самостоятельно.
1.3 Права и обязанности аудиторови аудиторских фирм при взаимоотношениях с клиентом
Аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право:
самостоятельно определять формы и методы аудиторскойпроверки, исходя из требований нормативных актов Российской Федерации, а такжеконкретных условий договора с экономическим субъектом либо содержания порученияоргана дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда;
проверять у экономических субъектов в полном объемедокументацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценныхбумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительныесведения, необходимые для аудиторской проверки;
получать по письменному запросу необходимую дляосуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействиигосударственных органов, поручивших проверку;
привлекать на договорной основе к участию в аудиторскойпроверке аудиторов, работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах,а также иных специалистов (c согласия клиента);
отказаться от проведения аудиторской проверки в случаенепредоставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации,а также в случае необеспечения государственными органами, поручившимипроведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи приналичии такой необходимости.
Право проводить аудиторские проверки с выдачейофициального аудиторского заключения имеют:
Аудиторские фирмы, которые приобрели соответствующуюлицензию и в которых не менее 51 процента доли уставного капитала принадлежитаттестованным аудиторам. В штате аудиторской фирмы должно состоять не менеедвух аттестованных аудиторов в области аудиторской деятельности, указанной взаявлении на выдачу лицензии. Аудиторская фирма может иметь любуюорганизационно-правовую форму, предусмотренную законодательством РФ, кроме АО,и должна быть включена в государственный реестр аудиторских фирм.
Физические лица – аудиторы, которые прошли аттестацию.Они могут заниматься аудиторской деятельностью в составе аудиторской фирмы,заключив с ней трудовое соглашение (подписав контракт), или самостоятельно,получив аудиторскую лицензию. Во втором случае они должны иметь свидетельство огосударственной регистрации в качестве предпринимателя и должны быть включены вгосударственный реестр аудиторов.
Реализовать это право можно только при наличии лицензии.
Аудиторы и аудиторские фирмы не имеют право:
Заниматься иной предпринимательской деятельностью, кромеаудиторской, и связанной с ней (например, производственной,торгово-посреднической).
Передавать полученные в ходе аудита сведения третьимлицам.
Проводить аудиторскую проверку, если имеется родственная,экономическая или иная зависимость между ними и клиентом. Во Временных правилахуказана недопустимость следующей зависимости между аудитором, аудиторскойфирмой и клиентом:
а) если аудиторы являются учредителями, собственниками,акционерами, руководителями иными должностными лицами проверяемогоэкономического субъекта, несущими ответственность за составление бухгалтерской(финансовой) отчетности, либо состоят с указанными лицами в близком родстве илисвойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья,сестры, родители и дети супругов);
б) если аудиторская фирма является учредителем,собственником, акционером экономического субъекта;
в) если экономические субъекты являются для аудиторскойфирмы ее учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками,дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами, илиесли в их капитале данная аудиторская фирма имеет долю;
г) если аудиторы и аудиторские фирмы оказывали данномулицу услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, по составлениюфинансовой отчетности, они также не могут проводить аудиторскую проверку.
Договор об аудиторской проверке подлежит расторжению,если стали известны обстоятельства, по которым данный аудитор (или аудиторскаяфирма) не имеет право проводить проверку. В случае умышленного сокрытия этихобстоятельств от заказчика ему возмещаются за счет аудитора (аудиторской фирмы)все расходы, понесенные им в связи с заключением договора об аудиторскойпроверке. Сокрытие этих обстоятельств является также основанием дляаннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.
При проведении аудиторской проверки аудиторскиеорганизации и индивидуальные аудиторы обязаны:
1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии сзаконодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом;
2) предоставлять по требованию аудируемого лицанеобходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации,касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актахРоссийской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторскойорганизации или индивидуального аудитора;
3) в срок, установленный договором оказания аудиторскихуслуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу,заключившему договор оказания аудиторских услуг;
4) обеспечивать сохранность документов, получаемых исоставляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание безсогласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказанияаудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации;
5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существаправоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и непротиворечащие законодательству Российской Федерации.
1.4 Ответственность аудиторов иаудиторских фирм
Отношения между экономическим субъектом и аудитором поповоду проведения аудиторской проверки и оказания других аудиторских услугоформляются договором аудита. Пункт 2 ст.779 Гражданского кодекса РФ четкоопределяет, что аудиторские услуги оказываются в рамках договора возмездногооказания услуг. Таковым он считается даже в том случае, если аудит проводитсялишь для того, чтобы предприятие получило аудиторское заключение, без которого,например, невозможно сдать отчет в налоговую службу. Поскольку этопредпринимательский договор, то он должен во всех случаях заключаться в простойписьменной форме. Договор аудита следует отнести к типу подрядных договоров. Вего определении необходимы указания о риске аудитора, о задании экономическогосубъекта и об использовании специальных знаний аудитора. Самостоятельным видомподрядного типа договора он является в том случае, когда в обязанности аудиторавходит установление достоверности бухгалтерской отчётности экономическогосубъекта и соответствия совершённых им хозяйственных и финансовых операцийзаконодательству. Эта обязанность является неотъемлемым признаком договорааудита. В случае, когда аудитор оказывает отдельные услуги по постановке,восстановлению и ведению бухгалтерского учёта, анализу финансово-хозяйственнойдеятельности и т. п., в этом случае используется обычный договор подряда илиоказания услуг, не требующий у подрядчика наличия квалификационного аттестатааудитора и (или) лицензии на занятие аудиторской деятельностью.
Правила не разрешают проводить аудиторскую проверку, еслиаудитор оказывал данному экономическому субъекту услуги по восстановлению иведению бухгалтерского учёта, а также составлению финансовой отчётности. Этотмомент имеет важное юридическое и экономическое значение. Более того, многиеаудиторы-практики и юристы говорят о том, что в правилах надо предусмотреть ещёи тот момент, что аудиторская фирма или аудитор не вправе заключать длительныепостоянные договоры с тем или иным экономическим субъектом на проведениеаудиторских проверок и разовых аудиторских услуг. Последними должны заниматьсяспециализированные бухгалтерские, аналитико-экономические,юридическо-консультативные, а не аудиторские фирмы.
Существенными условиями аудита как вида подрядногодоговора являются установление достоверности бухгалтерской отчётности:экономического субъекта и цена за выполнение этой работы. Аудитор обязансвоевременно предупредить контрагента, если возникла необходимость значительноповысить обусловленную договором цену. В этом случае экономический субъектимеет право отказаться от договора, возместив аудитору уже понесённые имрасходы. Если аудитор не предупредил об этом экономического субъекта, то онобязан провести аудиторскую проверку, не требуя дополнительной оплаты своеготруда.
Экономический субъект и аудитор свободны в заключениедоговора, т. е. как одна, так и другая стороны вправе выбирать себе любогоконтрагента. Однако уклонение экономического субъекта от проведенияобязательной аудиторской проверки либо препятствие её проведения влекут засобой штраф, предъявляемый прокурором, органами федерального казначейства,налоговыми органами по специальной шкале.
Аудитор обязан при проведении аудиторской проверкинемедленно сообщать о необходимости привлечения к участию в проверкедополнительных аудиторов в связи со значительным объёмом работы или какими-либоиными обстоятельствами, возникшими после заключения договора. Аудитор иаудиторская фирма обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых исоставляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержание безсогласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключениемслучаев, предусмотренных законом.
Для осуществления квалифицированной аудиторской проверкиаудитор имеет право самостоятельно определять её формы и методы, исходя изтребований законодательства и условий конкретного договора. Аудитор вправепроверять у экономических субъектов в полном объёме документацию, наличиеденежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, привлекать на договорнойоснове к участию в аудиторской проверке аудиторов и специалистов. Аудитор илиаудиторская фирма в случае не предоставления проверяемым экономическимсубъектам необходимой документации вправе отказаться от проведения аудиторскойпроверки, расторгнув договор аудита, так как это является существенным егонарушением. В этом случае аудитор вправе требовать возмещения убытков,причинённых расторжением договора.
Главная обязанность аудитора — квалифицированно проводитьсвои проверки. Аудиторское заключение служит основанием для подтверждения илине подтверждения бухгалтерской отчётности экономического субъекта. В заключенииотмечаются (если обнаружены) существенные нарушения установленного порядкаведения бухгалтерского учёта и составления финансовой отчётности, нарушениязаконодательства при совершении финансово-хозяйственных операций, которыенанесли или могут нанести ущерб интересам собственников экономическогосубъекта, государства и третьих лиц. На основании аудиторского заключения,итоговую часть которого экономический субъект обязан предоставлятьзаинтересованным лицам, строятся деловые отношения с налоговыми и другимигосударственными органами, банками, кредиторами и т. п. Если оказывается, чтоаудиторское заключение составлено ошибочно, неточно, с нарушениемзаконодательства, то встаёт вопрос об имущественной ответственности аудитора.Но экономический субъект не имеет возможности непосредственно с аудиторавзыскать понесённые убытки вследствие неквалифицированной аудиторской проверки.Орган, выдавший лицензию (Министерство финансов РФ, Росстехнадзор РФ, ГосбанкРоссии), сначала назначает проверку качества аудиторского заключения. В случаеобнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей кубыткам для государства и для экономических субъектов, с аудитора могут бытьвзысканы понесённые убытки в полном объёме, расходы по перепроверке, а такжештраф в сумме 100-кратного размера установленной законом минимальной оплатытруда — с аудитора осуществляющего свою деятельность самостоятельно, и от 100до 500-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда — саудиторской фирмы. Иск предъявляется в суд органам, выдавшим лицензию. В случаенеоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок илиоказания аудиторских услуг лицензия аудитора может быть аннулирована органом,выдавшим её.
1.5 Права и обязанностиаудируемых лиц при аудиторской проверке
При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и(или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:
1) получать от аудиторской организации или индивидуальногоаудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации,на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуальногоаудитора;
2) получить от аудиторской организации илииндивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договоромоказания аудиторских услуг;
3) осуществлять иные права, вытекающие из существаправоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и непротиворечащие законодательству Российской Федерации.
При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и(или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:
1) заключать договоры на проведение обязательного аудитас аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательствомРоссийской Федерации;
2) создавать аудиторской организации (индивидуальномуаудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки,осуществлять содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) всвоевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять иминформацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать поустному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организацийисчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а такжезапрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьихлиц;
3) не предпринимать каких бы то ни было действий в целяхограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторскойпроверки;
4) оперативно устранять выявленные аудиторами в ходеаудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета исоставления финансовой (бухгалтерской) отчетности;
5) своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций(индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение аудита, втом числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются спозицией работников аудируемой организации, а также в случае неполноговыполнения аудиторами работы по независящим от них причинам;
6) исполнять иные обязанности, вытекающие из существаправоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и непротиворечащие законодательству Российской Федерации.
Ответственность аудиторов и аудиторских фирм
В статье 21, посвященной ответственности за нарушениезаконодательства Российской Федерации об аудите, предусмотрено, что уклонениеорганизации или индивидуального предпринимателя, подлежащих обязательномуаудиту, от его проведения или препятствование его проведению, влекут взысканиештрафа с организации и индивидуального предпринимателя в размере от 500 до 1000минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом.
1.6 Орган, регулирующий аудиторскуюдеятельность
В Российской Федерации для регулирования аудиторскойдеятельности согласно Федеральному Закону «Об аудиторской деятельности»создается уполномоченный федеральный орган государственного регулированияаудиторской деятельности.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 6февраля 2002г. №80 «О вопросах государственного регулирования аудиторскойдеятельности в РФ» функции федерального органа осуществляет Министерствофинансов РФ.
Основные функции:
издание в пределах своей компетенции нормативных правовыхактов, регулирующих аудиторскую деятельность;
организация разработки и представление на утверждениеПравительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
организация системы аттестации, обучения и повышенияквалификации аудиторов в РФ, лицензирование аудиторской деятельности;
организация системы надзора за соблюдением аудиторскимиорганизациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;
контроль за соблюдением аудиторскимиорганизациями(аудиторами) федеральных правил (стандартов) аудиторскойдеятельности;
определение объема и разработка порядка представленияуполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций(аудиторов) и финансовой отчетности;
ведение государственных реестров аттестованных аудиторов,профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров;
аккредитация профессиональных аудиторских объединений.
В целях учета мнения профессиональных участников рынкааудиторской деятельности создается совет по аудиторской деятельности приуполномоченном федеральном органе. Положение о совете по аудиторскойдеятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.
1.7 Правовая база аудиторскойдеятельности
Аудиторская деятельность в Российской Федерацииосуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторскойдеятельности» от 7 августа 2001г. №119-ФЗ и другими нормативно-правовымиактами, которые не противоречат данному закону, такими как:
Федеральный закон от 14 декабря 2001г. № 164-ФЗ «Овнесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об аудиторскойдеятельности»»
Федеральный закон от 8 августа 2001г. № 129-ФЗ «Огосударственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ ( ред. от28 марта 2002г.) «О бухгалтерском учете»
Федеральный закон от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ «Олицензировании отдельных видов деятельности»
Постановление Правительства РФ от 29 марта 2002г. № 190«О лицензировании аудиторской деятельности»
Федеральный закон от 8 февраля 1998г. № 14-ФЗ «Обобществах с ограниченной ответственностью»
Федеральный закон от 10 июля 2002г. № 86-ФЗ «ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)»
Гражданский кодекс РФ (ч.1) от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ(ред. от 26 ноября 2002г.)
Гражданский кодекс РФ (ч.2) от 26 января 1996г. № 14-ФЗ(ред. от 26 ноября 2002г.)
Налоговый кодекс РФ (ч.1) от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ (сизмен. от 9 июля 2002г.)
Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ (ред. 25июля 2002г.)
Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002г.№ 138-ФЗ
Правила (стандарты) аудиторской деятельности:
правило (стандарт) №1.Цель и основные принципы аудитафинансовой (бухгалтерской) отчетности.
правило (стандарт) №2. Документирование аудита.
правило (стандарт) №3. Планирование аудита.
правило (стандарт) №4. Существенность в аудите.
правило (стандарт) №5. Аудиторские доказательства.
правило (стандарт) №6. Аудиторское заключение пофинансовой (бухгалтерской) отчетности.
правило (стандарт) №7. Внутренний контроль качествааудита (введено Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003г. № 405)
правило (стандарт) №8. Оценка аудиторских рисков ивнутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом (введено ПостановлениемПравительства РФ от 4 июля 2003г. № 405)
правило (стандарт) №9. Аффилирование лица (введеноПостановлением Правительства РФ от 4 июля 2003г. № 405)
правило (стандарт ) №10.События после отчетной даты(введено Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003г. № 405)
правило (стандарт) №11. Применимость допущениянепрерывности деятельности аудируемого лица (введено ПостановлениемПравительства РФ от 4 июля 2003г. № 405) и пр.
Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002г. №80 «Овопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ»
Приказ МФ Российской Федерации от 17 июля 2002г. №146 «Обупразднении Центральной аттестационно – лицензионной аудиторской комиссииМинистерства финансов РФ»
Глава 2. Решение ситуационныхзадач аудита
Ситуация 1
Организации банком установлен лимит остатков наличныхденег в кассе в сумме 10000 руб.
Согласно кассовым отчетам остатки денег в проверяемомпериоде были следующими:
на 1.02-1500на2.05.-13700
18.01-76000015.05.-13700
1.03-220005.06.-472700
1.04-286501.07.-12700
15.04-1487010.07.-16800
1.08.-11300
на 10.09.-15700
10.10.-15800
12.12.-17700
При проверке соблюдения лимита в кассе следует иметь ввиду, что для организации установлены сроки выплаты зарплаты 3 и 17 числакаждого месяца.
Каковы выводы аудитора при анализе данной ситуации?
Организация допустила нарушение установленных лимитов покассе 1.03, 1.04, 15.04, 2.05, 15.05, 1.07, 10.07, 1.08,10.09, 10.10, 12.12.
На предприятии не соблюдаются установленные лимиты,необходимо ужесточить контроль.
Ситуация 4
Организацией приобретен объект основных средствстоимостью 38400 руб. В том числе НДС – 5836 руб. Организацией оплачен счет,автомобиль оприходован и поставлен на баланс предприятия. В бух. учете сделаныследующие записи:Содержание записи Документ Счет Сумма Дт Кт Оплачен счет за основное средство Счет, платежное поручение 60 51 38400 Оприходован объем основных средств накладная 0,8 60 32564 На сумму НДС накладная 0,8 60 5836 Основное средство введено в эксплуатацию Акт ввода в эксплуатацию 01 08 32564
Каковы выводы аудитора при анализе данной ситуации?
Организация допустила следующие нарушения:
Была завышена стоимость основных средств Дт 68 Кт 19. Вбюджет перечислен НДС 5836 руб.
Неверно указана проводка учета НДС Дт 19 Кт 60.
Ситуация 7
В отчетном году организацией были приобретены материалыдля использования в производственном процессе и отражены на счете 10«Материалы» по цене их приобретения сумме 180000 руб. В бух. учете сделаныследующие записи:
Дт 26 Кт 60 – 15300 руб. – отражены расходы по доставкематериалов.
Дт 19 Кт 60 – 2700 руб. – отражены НДС на транспортныерасходы.
Дт 60 Кт 51 – 18000 руб. – поставщику оплачены услуги подоставке материалов.
Каковы выводы аудитора при анализе данной ситуации?
180000руб.- это цена ( с учетом НДС- 18%)
Вычислим НДС: 180000- 118%
НДС- 18%
Следовательно НДС = 180000*18%/118%= 27457,6
Сделаем следующие проводки:
Дт 10 Кт 60 – 152542руб.
Дт 19 Кт 60 — 27457,6руб.
Дт 60 Кт 51 – 180000руб.
Вывод: на 153000 себестоимость материалов увеличивается,значит прибыль на 153000 падает. Таким образом, не доплачен налог на прибыль153000*0,24%= 36720руб.
Заключение
Становление рыночной экономики, передача в частнуюсобственность средств производства, развитие банковского, страхового дела иинвестиционной активности привели к появлению такого совершенно нового дляРоссии вида предпринимательства, как аудиторская деятельность. Аудит осуществляетсяв первую очередь в интересах собственников с целью защиты их имущественных интересов.Для успешного развития аудита нужна соответствующая нормативная база, котораяпродолжает развиваться, выходят новые нормативно-правовые акты, которые всечетче регулируют аудиторскую деятельность.
Сейчас при принятии новых нормативных актов, регулирующихотношения в той или иной области хозяйственной деятельности, часто ссылаются нанеобходимость сближения российской и мировой практики. Однако, учитывая существенныеотличия нашей экономики от экономики развитых стран, можно сказать, что этот процессбудет достаточно продолжительным.
Важным аспектом аудиторской деятельности является ответственностьаудитора как субъекта профессиональной деятельности, аудитор несетответственность за составление аудиторского заключения.
Аудиторы помимо общегражданской ответственности несут ипрофессиональную ответственность. Профессиональная ответственность — это ответственность,возникающая в связи с выполнением профессиональных обязанностей. Подобнаяответственность характерна для профессии врача, адвоката, бухгалтера, аудитора.Частным случаем профессиональной ответственности аудитора являетсяответственность за неквалифицированное проведение проверки.
Таким образом, для того, чтобы быть уверенным в том, чтопредприятие работает устойчиво и надежно, управляющие совместно соспециалистами аудита должны обеспечить внедрение систем контроля, которые быпоказывали, в какой степени правильно выполняется финансовая отчетность, атакже насколько она соответствуют законодательству
В процессе профессиональной деятельности аудиторамприходится проводить различные арифметические и иные вычисления, выполнятьанализ остатков по счетам, рассчитывать коэффициенты, составлять таблицы сразличной степенью сложности итогов, выполнять другие действия, связанные срасчетами. Поэтому все больше аудитор нуждается в хорошем программномобеспечении компьютера, но этот аспект не всегда учитывается.
Также существует проблема «сезонного аудита», котораяприходится на декабрь-апрель каждого года, когда спрос на аудиторские услугиочень возрастает.
Умелое применение методов на практике способствуетдостижению максимальных результатов в выполнении аудиторами своих функций.
По мере развития рыночной экономики и аудита в России исоздания профессиональных аудиторских объединений они должны взять на себяосновную работу по созданию аудиторских стандартов, профессиональной подготовкеи аттестации специалистов, осуществлению контроля за профессиональной деятельностьюаудиторов. Тогда, видимо, на первое место выйдут интересы экономических субъектов,затем аудиторов и аудиторских фирм и уж затем государства.
По мере развития финансового рынка в Российской Федерациии его интеграции в общемировую сферу финансовых услуг, все больше будетвозрастать роль аудита — независимой экспертизы и анализа финансовой отчетностипредприятий, банков, организаций, учреждений и других субъектов рыночныхотношений.
Список использованной литературы
1. Борисов А.Н., Об аудит. деятельности: комментарий к Федеральному закону,2005г.
2. Шеремет А.Д., Суйц В.П., Аудит: Учебник.-перераб. и дополнен,- М.,2005г.
3. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д., Финансовое право: Учеб.пособие. М. 2002г.
4. Гончаров Д.В., Заключение договора напроведение ауд. проверки//Бух.учет. 1999г.
5. Земляченко С.В., Учетная политика организации//Бух.учет. 2000г.
6. Крупченко Е.А., Замыцкова О.И., Аудит: Учебник, М., 2005г.
7. Федеральный закон об аудиторской деятельности № 119-ФЗ от 7 августа2001г .
8. Аудит / Под ред. В.И. Подольского. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000.
9. Правовые основы бухгалтерского учета и аудиторской деятельности/ Подред. Г. Чаадаева. – М.: Юристъ,2001г.
10. Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Приложениек Указу Президента РФ от 22.12.93 г. № 2263 // Российская газета.