СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие общества
2. Признаки общества
3. Типология обществ
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всей истории социологии одной из важнейшихпроблем была проблема: что представляет собой общество? Социология всех времени народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование общества?Какова исходная клеточка общества? Каковы механизмы социальной интеграции,обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересовиндивидов и социальных групп?
Что лежит в его основе?
При решении этого вопроса в социологииобнаруживаются разные подходы. Первый подход состоит в утверждении, чтоисходной клеточкой общества являются живые действующие люди, совместнаядеятельность которых формирует общество.
Таким образом, с точки зрения этого подхода,индивид – это элементарная единица общества.
Общество – это совокупность людей,осуществляющих совместную деятельность и отношения.
Но если общество состоит из индивидов, тозакономерно возникает вопрос, а не следует ли рассматривать общество какпростую сумму индивидов?
Постановка вопроса таким образом ставит подсомнение существование такой самостоятельной социальной реальности, какобщество. Реально существуют индивиды, а общество – это плод умонастроения ученых:философов, социологов, историков и т. д.
Если же общество есть объективная реальность,то оно должно спонтанно проявляться как устойчивое, повторяющееся,самопроизводящееся явление.
Поэтому в интерпретации общества недостаточноуказать на то, что оно состоит из индивидов, но следует подчеркнуть, чтоважнейшим элементом формирования общества является их единство, общность,солидарность, связь людей.
Общество – это универсальный способ организациисоциальных связей, взаимодействия и отношений людей.
Эти связи, взаимодействия и отношения людей,образуются на какой-то общей основе. В качестве такой основы в различных школахсоциологии рассматриваются «интересы», «потребности», «мотивы», «установки»,«ценности» и т. д.
При всем различии в подходах интерпретацииобщества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрениеобщества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии теснойвзаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.
На основе детерминистского подхода в марксистскойсоциологии получило распространение следующее определение общества.
Общество – это исторически сложившаясяотносительно устойчивая система связей, взаимодействий и отношений междулюдьми, основывающаяся на определенном способе производства, распределения,обмена и потребления материальных и духовных благ, поддерживаемая силойполитических, моральных, духовных, социальных институтов, обычаев, традиций,норм, социальных, политических институтов и организаций.
общество государство цивилизационный формационный
1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА
В науке не сложилось единого определения того,что такое общество. В узком смысле под обществом понимают:
— определенную группу людей, объединившихся дляобщения и совместного выполнения какой-либо деятельности;
— конкретный этап в историческом развитиикакого-либо народа или страны.
В широком смысле общество – это обособившаясяот природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоитиз индивидуумов и включает в себя способы взаимодействия людей и формы ихобъединения.
Человеческое общество постоянно изменяется. Назаре истории возникло общество первобытных охотников и собирателей. Позже егосменило рабовладельческое, затем феодальное и капиталистическое общество.Человеческое общество развивается от простого к сложному. В пределах одной итой же страны в разные периоды существовали различные типы общества. Например,история России уходит в глубь веков. Россия – название страны и государства, аКиевская Русь, Московское государство, Российская империя, Советская Россия исовременная Российская Федерация – наименования не только разных видовгосударства, существовавших в пределах одной страны, но и различных видовобщества.
Современное понимание «общества» сформировалосьв европейской культуре не ранее XVII-XVIII веков. В конце XVIII века возникло понятие «гражданское общество». В этопонятие входило описание нравов и обычаев всего народа, самоуправлениенаселения, участие в политической жизни простых людей и др.
Раньше так называемых простолюдинов не включалив состав того, что называли «обществом». Таким образом, понятие «общество»ограничивалось аристократией, т.е. меньшинством населения, сосредоточившим усебя все богатство и власть.
Для того чтобы правильно понимать такое явлениекак общество, целесообразно различать три сходных понятия – страна,государство, общество.
Страна – часть света или территории, котораяимеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом.Государство – политическая организация данной страны, включающая определенныйтип режима власти, органы и структуру правления. Общество – социальнаяорганизация данной страны, основой которой является социальная структура. Общество– социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени.
Общество можно рассматривать под разным угломзрения, например, его можно свести к совокупности всех групп, входящих в него,если говорить о населении. Можно считать, что стержнем общества выступаетсоциальная иерархия, в которой все люди выстроены по объему власти и богатства.Наверху окажется богатая и всевластная элита, посредине – средний класс, авнизу – бедное большинство или меньшинство общества. Можно свести общество ксовокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство,образование (культура и наука) и религия. Можно, наконец, все обществоразделить на четыре главные сферы – экономическую, политическую, социальную икультурную. Разделение общества на четыре сферы условно, но такой подходпомогает хорошо ориентироваться в многообразии общественных явлений.
Экономическая сфера включает четыре главныхвида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. К нейотносят не только фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, но также потокиденег и инвестиций, оборот капиталов и прочее. Иными словами, то, что позволяетобществу имеющиеся в его распоряжении ресурсы запустить в производство исоздать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворяет жизненно важныепотребности людей. В экономической жизни общества прямо участвует не более 50%населения, которых называют экономически активным населением: рабочие,служащие, предприниматели, банкиры и др. Косвенно в ней участвует 100%проживающих на данной территории людей, поскольку все являются потребителямитоваров и услуг.
Политическая сфера включает президента иаппарат президента, правительство и парламент, ее аппарат, местные органывласти, армию, полицию, налоговую и таможенную службы, которые все вместесоставляют государство, а также политические партии, не входящие в него. Основнаязадача государства – обеспечение социального порядка в обществе, улаживаниеконфликтов между партнерами, например, рабочими, профсоюзами и работодателями,учреждение новых законов и наблюдение за их неукоснительным выполнением всемиструктурами, недопущение политических переворотов, защита внешних границ исуверенитета страны, сбор налогов и обеспечение деньгами учреждений социальнойи культурной сфер и т.д. Основной вопрос политической сферы – узакониваниеспособов борьбы за власть и защита таковой, когда она досталась какому-либоклассу или группе. Задача партий – выражать многообразные политические интересыразличных, часто противоположных, групп населения через установленные закономканалы.
Духовная сфера (культура, наука, религия,образование) включает университеты и лаборатории, музеи и театры,художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты,памятники культуры и национальные художественные сокровища, религиозные общиныи т.д. Наука призвана открывать новые знания в технической и гуманитарнойобластях. Образование передает открытое учеными знание последующим поколениямсамым эффективным способом, для чего открываются школы и университеты,разрабатываются новейшие программы и методики преподавания. Культура призвана создаватьхудожественные ценности, хранить их в библиотеках, музеях, выставлять вгалереях. В культуру следует включить и религию, которая выступает стержнемдуховной культуры любого общества. Религия придает смысл человеческой жизни иопределяет основные нормы морали.
Социальная сфера охватывает классы, социальныеслои, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом. Она понимается вдвух смыслах – широком и узком. Социальная сфера общества в широком значении –это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояниенаселения. В узком значении – социально незащищенные слои населения иучреждения, обслуживающие их, а также органы социальной защиты и обеспечениянаселения.
Все четыре сферы современного общества тесносвязаны между собой и влияют друг на друга.
При описании общества ученые, прежде всегосоциологи, оперируют понятием «социальный институт». Это устройство общества,созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводомсоциальных норм.
Сегодня понятие «общество» стало более широким,чем просто определенная группа людей. Действительно, под обществом можнопонимать отдельную страну, а можно – все страны мира. В таком случае мы должныговорить о мировом сообществе.
2. ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА
Существует ряд признаков, совокупность которыхдает представление о том, что такое общество. Мнения различных ученых по поводутого, что является признаками общества, разделяются. Американский ученый Э.Шилз выделяет следующие:
1. Социальная система является обществомтолько в том случае, если она не входит в качестве составной части в болеекрупное общество.
2. Бракизаключаются между представителями данного объединения.
3. Оно пополняется преимущественно за счетдетей тех людей, которые уже являются признанными представителями.
4. Объединение имеет территорию, которуюсчитает своей собственностью.
5. Оно обладает собственной системойправления.
6. У него собственное название исобственная история, т. е. такая история, в которой многие ее взрослые членывидят объяснение со своим собственным прошлым.
7. У него имеется своя собственная культура.
Э. Шилз осознаёт, что многие из этих признаковмогут быть отнесены к определённым социальным образованиям: племенам,государствам и т.д. И поэтому он формулирует системообразующий признак общества:«Для того чтобы быть обществом, социальная система должна обладать своимсобственным внутренним «центром тяжести», то есть она должна иметь своюсобственную систему власти в рамках своих собственных границ, кроме того, онадолжна иметь свою собственную культуру».
Упоминанием о культуре как дополнительномфакторе, определяющим существование общества, является важным в концепции Э.Шилза. Он подчёркивает, что те или иные «коллективы образуют общество в силусвоего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией,обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общуюкультуру».
3. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ
Все мыслимое и реальное многообразие обществ,существовавших прежде и существующих сейчас, ученые разделяют на определенныетипы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями,составляют типологию.
В социологии существует множество типологий взависимости от критерия типологизации.
Согласно первой типологии все общества делятсяна простые и сложные. Критерием типологизации служат особенности социальнойструктуры общества – число уровней управления и степень социального расслоения.
Простые общества характеризуют относительнонебольшие размеры объединений, низкий уровень разделения труда, развитиятехники, приоритет кровно-родственных связей, полное социальное, экономическоеи политическое равенство.
Социальное равенство означает отсутствиеклассов, социальных слоев и сословий, деление общества на богатых и бедных.
Экономическое равенство означает одинаковоеотношение к средствам производства (орудиям труда и земле) и продукту (пище).Все находится в коллективной собственности рода, племени.
Политическое равенство означает отсутствиеделения на управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных.
Сложные общества – это многочисленныесоциальные образования, включающие в свой состав от сотен тысяч до сотенмиллионов человек. В сложных обществах личные, кровно-родственные отношениязаменяются безличностными, неродственными. Благодаря относительно высокомууровню развития орудий труда в сложных обществах появляется прибавочныйпродукт, устанавливаются товарно-денежные отношения. На этой почве развиваетсясоциальное, экономическое и политическое неравенство, возникают классы, касты,сословия, слои, возникает государство, в котором функционируетспециализированный и широко разветвленный аппарат управления. Возникшеестихийно социальное неравенство закрепляется экономически, юридически,политически и религиозно. Толчок к появлению сложного общества дало зарождениегосударства. Простые общества относятся к догосударственным образованиям.
Если в качестве главного признака выбираетсяналичие письменности, то общества делят на дописьменные и письменные. Хотяписьменность возникла около 10 тысяч лет назад, до сих пор некоторые племена незнакомы с ней. Изобретение письменности свидетельствует о достижении народомвысокого уровня культуры. Не знающие письменности народы называют дикими,отсталыми, нецивилизованными.
Третья типология построена на выделенииразличных форм хозяйственной деятельности, основанных на способе добываниясредств существования. Самый древний способ охота исобирательство.Общество, жизнедеятельность которого построена на охотеисобирательстве,является самым древним обществом. Поскольку висторических истокахоноуходит в период первобытного стада, его называют еще протообществом. Болеевысокая стадияхозяйственной деятельности скотоводство (пастушество)и огородничество.Скотоводство выросло из охоты на основе приручения(одомашнивания) диких животных.Огородничество выросло изсобирательствана основевыращивания продуктов на небольших участках земли.
Небольшие огороды со временем уступили местообширнымполям, примитивные деревянные мотыги— деревянному, апозже железному плугу, и на этой основе сформировались аграрные общества, восновехозяйственной деятельности которых лежит земледелие и скотоводство.Безсомнения, специфику аграрному обществу придает земледелие, именно оносоздает возможность превращения избыточного продукта, характерного для обществаскотоводства и огородничества, в прибавочный продукт. При земледелии одна семьяспособна обеспечить себя за один-два месяца, остальное рабочее время идет на производствоприбавочного продукта, значительная часть которого отчуждается в пользугосударства и правящего класса. Таким образом, именно при земледелии впервые завсю историю появляется эксплуатация человека человеком.Сземледелием связываетсязарождение государства, городов,интенсивное социальное расслоение и письменность.
На смену аграрномуобществу пришло индустриальноеобщество, основная форма хозяйственной деятельности которого базируетсяна машинной технике. Индустриальное общество родилось в ХVIII векевследствиевеликой индустриальной революции (родинойкоторой была Англия)ивеликой Французской революции 1783- 1794 гг. Первойхарактерной чертойэтого общества является индустриализация — создание крупного машинногопроизводства.
Индустриализация означает не простоиспользование машин, но постоянное внедрение достижений науки и техники впроизводство, открытие новых источников энергии, позволяющих машине выполнятту работу, которую прежде выполняли люди или тяглые животные. Появлениетехнологических машин, использование сил природ в промышленности сопровождаетсястандартизацией деталей и узлов различных механизмов, что сделало возможныммассовое производство. Изготовление стандартных компонентов техническиустройств и сборка из них различных изделий резко повысили производительностьтруда и выдвинули промышленное производство на первый план в хозяйственнойдеятельности общества. Благодаря промышленности небольшая часть населенияоказалась в состоянии кормить большинство населения, не прибегая к обработкеземли. Сегодня в сельском хозяйстве США занято 5 % населения, Германии — 10%,Японии – 15%.
Второй отличительной чертой индустриальногообщества является высокая степень урбанизации — переселения людей вгородаи распространение городских ценностей жизни на все слои населения. Если ваграрных обществах города играли заметную, но не самодовлеющуюроль, тов индустриальном обществе они стали играть заглавную роль.
В индустриальномобществе широкое развитие получило разделение труда и узкая профессиональная специализация.Вместо нескольких десятков, в крайнем случае сотен специальностей доиндустриальногообщества появились тысячи и десятки тысяч профессий. Причемскорость,какой на смену старымпрофессиям приходили новые, возросла вдесятки исотнираз.
В 70-х годах ХХ века насмену индустриальному обществу пришло постиндустриальноеобщество. В этом обществе жизнедеятельность людей строится по преимуществу на информационныхтехнологиях: автоматизированные системы, повсеместная компьютеризация,преобладание сферы обслуживания над сферой производства— таковыхарактерныечерты этого общества.
Четвертая типологиястроится на разделении общества на традиционноеи современное всоответствии с особенностями господствующих в них общественных связей ивзаимодействий.
В соответствии е этойтипологией традиционное общество характеризуется:
1)естественнымразделением и специализацией труда(преимущественно по половозрастномупризнаку);
2) персонализацией межличностного общения (непосредственноиндивидов, а недолжностных лиц);
3)неформальнымрегулированием взаимодействий (обычаи, нравы);
4) связанностью членов отношениями родства;
5) примитивной системой управления (правлением старейших,наследственной властью).
Современное обществохарактеризуется иными, более развитымисоциальнымикачествами:
1)развивающимсяглубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе, связаннойс образованием и опытомработы);
2)ролевым характером взаимодействия(ожидания и поведение людей определяютобщественным заказом исоциальными функциям индивидов);
3) формальной системой регулирования отношений и силой писанного права: законов, договоров ит.д.;
4) сложной системой социального управления(выделением институтов управления, специальных органов управления);
5) выделением множества социальных институтов(самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечитьобщественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ,производства, общение).
Помимо приведенных типологизаций существуюттипологии, исходя из теорий стадиального развития общества, взаимодействия иразвития цивилизаций, общественно-экономических формаций и др.
Формационныйподход к анализу общества.
Формационныйподход принадлежит к марксистской школе обществознания. Под формациейпонимается исторически определенный тип общества, рассмотренный в органическойвзаимосвязи всех его сторон и сфер. В структуре каждой формации выделялсяэкономический базис –совокупность общественных отношений, складывающихся междулюдьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальныхблаг. И надстройка – совокупность политических, правовых, идеологических,религиозных, культурных и иных взглядов и отношений, не охватываемых базисом.Производственные отношения (экономический базис общества) и производительныесилы составляли способ производства. Формационный подход основывается на несколькихпостулатах:
v Представлениеоб истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном,всемирно-историческим и телеологическом (цель) процессе. Формационный подход практическиотрицал национальную специфику и своеобразие отдельных государств.
v Решающаяроль материального производства в жизни общества, представление обэкономических факторах как базисных для других общественных отношений.
v Необходимостьсоответствия производственных отношений производительным силам.
v Неизбежностьперехода от одной общественно-экономической формации к другой.
Насовременном этапе в нашей стране теория общественно-экономических формацийпереживает очевидный кризис, многие авторы выдвинули на первый планцивилизационный подход к анализу исторического процесса.
Цивилизационныйподход к анализу общества.
В широкомсмысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества,материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью. Любаяцивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколькоспецифическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способамивзаимности с окружающим миром. Обычно все многообразие локальных цивилизацийделят на 2 большие группы – восточные и западные. Для первых характерна высокаястепень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связьчеловека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господствосреди регуляторов общественных отношений, традиций и обычаев. Западныецивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы властинад социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическимполитическим режимом и правовым государством. Таким образом, если формацияконцентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общество можно рассматривать под разным угломзрения, например, его можно свести к совокупности всех групп, входящих в него,если говорить о населении. Можно считать, что стержнем общества выступаетсоциальная иерархия, в которой все люди выстроены по объему власти и богатства.Наверху окажется богатая и всевластная элита, посредине – средний класс, авнизу – бедное большинство или меньшинство общества. Можно свести общество ксовокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство,образование (культура и наука) и религия. Можно, наконец, все обществоразделить на четыре главные сферы – экономическую, политическую, социальную икультурную. Разделение общества на четыре сферы условно, но такой подходпомогает хорошо ориентироваться в многообразии общественных явлений.
В социологии существует множество типологий взависимости от критерия типологизации.
Общества делятся на простые и сложные.Критерием типологизации служат особенности социальной структуры общества –число уровней управления и степень социального расслоения.
Если в качестве главного признака выбираетсяналичие письменности, то общества делят на дописьменные и письменные.
Третьятипология построена на выделении различных форм хозяйственной деятельности,основанных на способе добывания средств существования.
Четвертая типологиястроится на разделении общества на традиционноеи современное всоответствии с особенностями господствующих в них общественных связей ивзаимодействий.
Помимо приведенных типологизаций существуюттипологии, исходя из теорий стадиального развития общества, взаимодействия иразвития цивилизаций, общественно-экономических формаций и др.
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. АндрееваГ.С. Социальная психология. – М., 1980.
2. АфанасьевВ.Г. Системность и общество. – М., 1980.
3. БендиксР. Современное общество // Американская социология. – М., 1992.
4. ЛуманН. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. – СПб., 1994.
5. МостоваяИ.В. Что такое общество? – Ростов н/Д., 1995.
6. РадугинА.А. Социология. – М., 2003.
7. СоаресК.С. Общество в процессе изменения // Социологические исследования. 1991. №12.
8. СорокинП.А. Кризис нашего времени // Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.