Психологизм в русской литературе

Психологизм в русской литературе. Лекция из курса проф. В. Гудонене
# 1. ТИП. ХАРАКТЕР. ЛТЧНОСТЬ. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПЕРСОНАЖА.
Писатель, уделяющий особое внимание среде, социальным мотивам поведения, создает характкры-типы (Гоголь: вещи, окружающие персонажа, несут отпечаток его души). Мир героев Гоголя механичен, поэтому активен рассказчик. Это примета натуральной школы (Некрасов, Даль, Тургенев).
Однако уже у Тургенева – осложненные характеры, социально-психологические типы (“Хорь и Калиныч”).
В дальнейшем (Достоевский, Толстой) социальное играет подчиненную роль, главное внимание – на показ тайников души; микромир человека берется в единстве и взаимосвязи с объективным бытием. “Психологическая реальность”. Писателей теперь интересует не столько характер, сколько личность, общечеловеческая природа индивидуальности.
Характер – внешняя сторона личности, а личность надалена не только сознанием, но и самосознанием, способностью развиваться , даже выходить из под контроля автора (Базаров, Раскольников, Анна Каренина и т. д. ).
Самосознание – свойство зрелой личности. Это часть мироощущения и миропонимания, обращенная на себя. Чем интенсивнее мыслительные процессы, тем сильнее рефлексия (мышление, развернутое на себя), осмысленнее и самооценка своего внутреннего мира. Структура сомосознания:
1) САМОПОЗНАНИЕ. В детстве мир человека нерасчлененный, он слит с его собственной жизнью. По мере развития рефлексии – понимание, что мое “Я” лишь часть этого мира, и наконец – “различение” себя и мира.
2) САМООТНОШЕНИЕ – эмоционально-ценностное отношение к себе и к тому, что человек узнает о себе (самокритичность, обидчивость, совестливость, самолюбие). В этих самооценкох отражается значимость личности для себя самой. 3) САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ – самоконтроль личности.
В философии независимость личности, “самозаконность” – связана с кантовской философией “долженствования”: самодисциплина, самообладание, способность быть себе господином.
Такая личность, творящая себя, всегда в движении, в развитии.
# 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПИСЬМА И ИХ ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ. Психологизм осуществляется в форме прямых авторских размышлений или в форме самоанализа героев, или косвенным образом – в изображении их жестов, поступков, которые должен аналити чески истолковать подготовленный автором читатель (Гинзбург) Основные формы Псл анализа возможно разделить на изображение характеров изнутри (внутренняя речь, образы памяти и воображения) и извне интерпритация писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимичес кого и других средств внешнего проявления психики (Страхов) “Суммарно-обозначающая” форма: писатель сам кратко называет те процессы, которые происходят во внутреннем мире, но не прослеживает сам процесс протекания чувства (Есин) Три основных формы психологизма:
1) Всеведущий автор не только сам называет чувства, но и комментирует их, повествуеит о них в форме косвенной речи, использует психологические детали, портрет, пейзаж, музыку.
2) Внешняя форма изображения характеров извне, или косвенный психологизм это описание особенностей речи, мимики, жестов, движений и других признаков внешнего проявления психологии.
3) Изображение характеров изнутри или прямая форма психологического изображения. Путем самораскрытия воссоздается поток мыслей и чувств в сознании и подсознании персонажа (внутренний монолог, поток сознания, сон, исповедь, дневник).
В литературе XIX и XX вв. все три формы взаимопроникаемы, часто исполь одновременно. Это требует дополнительных усилий читателя: он, вступив в соавторство, сам воссоздает недостающие звенья в психологическом рисунке душевной жизни персонажа.
Пример, где все формы изображения даны в чистом виде и последовательности эпизод из “Войны и мира”, где Николай растов на поле Аустерлицкого сражения неожиданно встречается с обожаемым им государем (том 1, ч. 3, гл. 18).