Московскийгуманитарно-экономический институт
Калужский филиал
Кафедра Государственно-правовых дисциплин
Курсовая работа
По дисциплине:Конституционное право РФ
На тему:«Основные экономические, социальные и культурные права и свободы граждан РФ:понятие, конституционное закрепление, содержание, реализация и их защита напримере Калужской области»
Выполнила студентка IIкурса
группы ЮЗСС-05
Юридическогофакультета
Баранова Анна Ивановна
Руководитель-консультант
к.ф.н. Бодренков В.Н.
Калуга 2007
Оглавление
Введение
Глава I. Конституционно-правовое регулированиеосновных прав и свобод человека и гражданина
1.1 Российское законодательство о правах и свободахи его отношение с международно-правовыми актами в области прав человека
1.2 Конституция и законодательные акты РФ осодержании, гарантиях реализации экономических, социальных и культурных прав исвобод
Глава II. Закрепление гарантий реализацийконституционных прав и свобод в законодательстве Калужской области
2.1 Устав Калужской области о гарантиях реализацииправ и свобод в Калужской области
2.2 Институт Уполномоченного по правам человека вКалужской области и его деятельность по защите прав и свобод
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальностьтемы курсовой работы «Основные экономические, социальные икультурные права и свободы граждан РФ: понятие, конституционное закрепление,содержание, реализация и их защита на примере Калужской области», состоит втом, что в различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясьполитико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либофилософское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у властиклассов. Важнейшим шагом в развитии прав человека явилисьбуржуазно-демократические революции XVII-XVIIIвв., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принципформального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавшийим подлинно демократический характер. Роль основных прав и свобод человекаособенно возросла в России в последнее десятилетие в связи с начавшимисяпроцессами демократизации, принятием Конституции 1993 года, вступлением в СоветЕвропы, непростой социально-политической обстановкой, сложившейся вгосударстве. О правах человека много говорят и пишут, они постоянно у всех наслуху, активно обсуждаются на всех уровнях — от президента до рядовых граждан.Тема прав человека, в последнее время не сходит со страниц газет и журналов,экранов телевизоров, неизменно присутствует в речах государственных деятелей,политических лидеров, парламентариев, в докладах участников различных научныхконференций. О правах человека охотно толкуют даже те, кто их постояннонарушает.
Объектомисследования являются теоретические основызакрепления прав и свобод граждан, а также правовой статус личности.
Предметомисследования являются теоретические изаконодательные положения о содержании и гарантиях экономических, социальных икультурных прав и свобод человека и гражданина.
Цельисследования заключается в том, чтобы раскрыть, содержаниеи закрепление прав и свобод человека в Конституции и законодательстве РФ, и их соотношениес общепризнанными принципами и нормами международного права, а также рассмотреть,соблюдение и гарантированность прав человека в Калужской области; институт Уполномоченногопо правам человека в Калужской области и его деятельность по защите прав исвобод.
Задачамиисследования являются, изучение и анализконституционно-правового регулирования основных прав и свобод человека игражданина; анализ закрепления гарантий реализации конституционных прав исвобод в законодательстве Калужской области; исследование институтаУполномоченного по правам человека в Калужской области, его деятельности.
Структуракурсовой работы включает в себя введение, 2 главы изаключение. I глава«Конституционно-правовое регулирование основных прав и свобод человека игражданина», содержит в себе анализ первоисточников, раскрывающих содержание,гарантии реализации экономических, социальных и культурных прав и свобод в РФ.
ВоII главе «Закрепление гарантийреализации конституционных прав и свобод в законодательстве Калужской области»,на основе анализа первоисточников обобщаются и систематизируются (на примереКалужской области), гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина вКалужской области.
Источниковуюбазу курсовой работы составляют базовые учебные пособияпо Конституционному праву, таких авторов как Баглай М.В., Козлова Е.И., КутафинО.Е., а также Конституция РФ и другие нормативно-правовые акты. Методологическуюоснову исследования составили логические приемы анализа и синтеза, которые былииспользованы во II главе, а такжесравнительно-правовой метод, используемый как в I,так и во II главе курсовой работы.
Глава I. Конституционно-правовоерегулирование основных прав и свобод человека и гражданина
1.1Российское законодательство о правах и свободах и его отношение смеждународно-правовыми актами в области прав человека
В каком бы государстве ни находился человек, в местесвоего постоянного жительства или пребывания — он остается свободным существом,находящимся под защитой мирового сообщества, собственного государства,гражданином которого он является, а так же государства, в котором он находится.Свобода не даруется какой-либо публичной властью, а принадлежит человеку от егорождения. Человек рождается свободным. Это — закон природы. Состояние свободыреализуется через субъективные права, которые указывают направления и формыиспользования свободы. Эти права так же носят естественно-правовой характер, а,следовательно, неотъемлемы и неотчуждаемы. Данное суждение нашло свое отражениев действующей Конституции, принятой 12 декабря 1993 года в статье 17 п.2 “Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому отрождения “[1]
Однако на пути свободы всегда стоит государство,которое создано людьми для поддержания условий реализации свободы. Государствочерез законы закрепляет права и свободы человека, и тогда они становятся меройвозможного, обретают границы дозволенного. В свою очередь, закрепление, охрана,поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизньсоставляют цепь правовых актов и действий, начало которым кладет Конституция.Конституционные права и свободы — это не все права и свободы, которыми обладаетчеловек, а только основные. Конституционные или основные права и свободы, принадлежатчеловеку от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаютсягосударством, составляют ядро правового статуса личности.[2]Существует различие между правами человека и правами гражданина. У каждогочеловека в обществе с момента его рождения появляются права и свободы,обусловленные природой человека, его проживанием в обществе. Это право нажизнь, на свободу, на обеспеченность, на общение с себе подобными, напродолжение рода, на нормальные условия человеческого существования.Совокупность всех этих прав является естественным правом, а так же основным. Споявлением государства человек, становясь гражданином, приобретает новые праваи обязанности. Объем прав и свобод, предоставляемых государством гражданину,значительно шире его естественных прав и свобод, и далеко не все из нихпредоставляются с момента рождения. Многие из них появляются по мере достиженияопределенного возраста, получения образования. Права и свободы гражданинагосударство закрепляет в юридических нормах, а совокупность этих прав и свободявляется правовым статусом гражданина. Права человека являются исходными, ониприсущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданамигосударства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя теправа, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности кгосударству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин того или иногогосударства обладаем всеми правами, относящимися к общепризнанным правамчеловека, плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Широтаи многообразие конституционных прав и свобод обуславливают необходимость их классификации.Классификация прав и свобод человека и гражданина проводится по разнымкритериям. В зависимости от субъекта их подразделяют на права и свободыгражданина и права и свободы человека. В зависимости от характера субъекта, наиндивидуальные и коллективные, кроме того, на основные и дополнительные(конкретизирующие). Наиболее распространенным критерием конституционного праваявляется содержание прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с этимони делятся на личные права и свободы; политические; экономические исоциально-культурные права и свободы человека и гражданина, но такое делениеявляется условным.
Система прав и свобод человека имеет свою логикуразвития, распадаясь на ряд последовательных этапов. В последнее время ученыевсе чаще говорят о так называемых «трех поколениях прав человека»[3].
Первымпоколением прав человека принято считать гражданские иполитические права.
Онибыли завоеваны в ходе буржуазно-демократических революций в Европе, а также врезультате борьбы Соединенных Штатов Америки за свою независимость. Политическиеправа были направлены в первую очередь на обуздание произвола государственнойвласти.
Вкачестве программного требования была выдвинута идея об обязанностигосударственной власти не вмешиваться в сферу, задевающую свободу и автономиючеловека.
Этостало возможным только после свершившегося факта разделения властей иутверждения принципа формального равенства всех граждан перед закономнезависимо от их социального положения.
Гражданскиеи политические права нашли свое отражение в первых документах ОрганизацииОбъединенных Наций, во Всеобщей декларации прав человека (1948г.) и вЕвропейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950г.).
Второепоколение прав человека формировалось под действием рядаобъективных и субъективных факторов. В конце XIX — начале XX столетия сталипроисходить существенные сдвиги в экономической сфере многих промышленноразвитых стран.
Демократизациякапитала, сопровождающаяся быстрым ростом акционерных предприятий, концентрациейпроизводства и возрастанием роли рабочего (профсоюзного) движения сталиглавными причинами, в силу которых государственно-правовое закрепление получилисоциально-экономические права. Прежде всего, к ним относят право на труд, наобразование, пособия по случаю полной, частичной или временной утратытрудоспособности, на пенсию, пособие по безработице и т.д. В последние годыКонституции многих стран характеризуют свои государства как социальные.
Социально-экономическиеправа нашли отражение в Международном пакте об экономических, социальных икультурных правах 1966 г. Правами третьего поколения” принятосчитать так называемые «права солидарности», «праваменьшинств», «права народов», имеющие надгосударственную инаднациональную природу и коллективный характер. В 80-е годы ООН разрабатываетдокументы о правах меньшинств, правах народов, принимаются региональные имеждународные нормы.
Длительнаяборьба человека за свою свободу, права и интересы постепенно материализоваласьв нормативно-правовых документах, ставших по сути в неисторическими иобщечеловеческими.
Срединих можно назвать такие, как Великая хартия вольностей 1215г., Петиция о праве1628г., Декларация независимости Соединенных Штатов Америки 1776г., Всеобщаядекларация прав человека 1948г., Европейская конвенция о защите прав человека иосновных свобод 1950г., и др.… Эти важнейшие документы явились, а в некоторых случаяхи являются правовой базой в области прав человека в нашей стране. Согласно ч.4статьи 15 Конституции РФ «Общепризнанные принципы и нормы международногоправа и международные договоры Российской Федерации являются составной частьюее правовой системы».
Вдействующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, переченьправ и свобод установлен в следующей последовательности.
Сначалауказаны личные, затем политические, а за ними социально-экономические икультурные права. Это соответствует отражению основных прав и свобод воВсеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948г.
1.2 Конституция изаконодательные акты РФ о содержании, гарантиях реализации экономических,социальных и культурных прав и свобод
КонституцияРоссийской Федерации закрепляет экономические, социальные и культурные права. Онизафиксированы в статьях 34-44 Конституции РФ.
Правовойбазой для реализации этих прав являются также Всеобщая декларация прав человека1948г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах(1966г.), который вступил в силу в нашей стране в 1976г.
Экономическиеи социальные права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, правона труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, правона социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право наобразование. Культурные права гарантируют доступ человеку к благам культуры,свободу художественного, научного, технического творчества, его участие вкультурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав позволяетреализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня егокультуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные иполитические права. В конституциях других государств социально-экономические икультурные права отражены по-разному. Например, преамбула Конституции Франциизакрепляет экономические права граждан, а также некоторые социальные права, нов ней подчеркивается приоритет политических свобод. К социальным правам здесьотносятся право на труд, законодательное закрепление минимума заработной платы,ограничение рабочего времени, право на ежегодные отпуска, а также системасоциального страхования.
Преобразования,происшедшие в экономической жизни нашей страны, потребовали внесения коррективв соответствующие статьи Конституции. Экономические права можно определить каксовокупность конституционных прав, определяющих юридические возможностичеловека в экономической сфере, характер и содержание которых определяет, вконечном счете, экономический, социальный и политический порядок в конкретном обществе.
Социальныеправа — это совокупность конституционных прав человека дающие ему возможностьпретендовать на получение от государства при определенных условиях материальныхблаг.
Какоснову рыночных отношений, Конституция закрепляет право на ведениепредпринимательской деятельности, для которой человек свободно может использоватьсвои способности и свое имущество. С целью обеспечения правомерных,цивилизованных условий становления и развития рыночных отношений Конституция РФустанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную намонополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 34 ч.2 Конституции РФ).
Правона экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающихвозможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. При этом субъектэкономического права может создавать предприятие под свой риск иответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретатьи распоряжаться собственностью. Подробно вопросы предпринимательскойдеятельности и ее гарантий регулируются в первую очередь Гражданским кодексом. Нарушениеправа на данный вид деятельности, воспрепятствование законнойпредпринимательской деятельности может быть наказано в соответствии со статьей169 УК РФ.
Важнейшиминститутом социально-экономических отношений является, закрепленное вКонституции РФ право частной собственности, непременное условие демократическойрыночной экономики. Собственность — это основа подлинной независимости человекаи его уверенности в завтрашнем дне. Государство приняло на себя обязанность защищатьчастную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность. Право частнойсобственности регулируется многими отраслями российского права. Конституция РФгарантирует защиту права собственности. В частности, ч.3 статьи 35 закрепляет, что:«Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительноеотчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только приусловии предварительного и равноценного возмещения». Право собственности — абсолютное право и может быть ограничено лишь в соответствии со статьей 55Конституции РФ, или в соответствии с УК РФ, или ГК РФ только по решению суда.
Гарантиейправа частной собственности является так же право наследования собственности. Положения,регулирующие право наследования, закрепляются в ГК РФ, где определяются всетонкости перехода собственности по завещанию или по закону. Конституция РФустанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другимиприродными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это ненаносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересовграждан. Свобода в действиях собственника земли весьма относительна, ч. Зстатьи 36 Конституции РФ гласит: «Условия и порядок пользования землейопределяются на основе федерального закона».
Сделкис землей, условия передачи, виды земельной собственности, правовой режимземельных участков регулируются российским законодательством, в частности, ГКРФ, Земельным кодексом, Законом РФ «О праве граждан Российской Федерациина получение в частную собственность и на продажу земельных участков для веденияличного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищногостроительства» 1993г.
Вст. 37 Конституции РФ провозглашается свобода труда — право каждого человекараспоряжаться своими способностями к определенному роду занятий. Включено правона защиту от безработицы и установлен запрет принудительного труда. Трудовыеправа и свободы защищают человека от произвола работодателей, дают емувозможность отстаивать свое достоинство и интересы.
Конституционнозакреплены нормы, согласно которым человек должен работать в условиях, отвечающихтребованиям безопасности и гигиены, а выплата вознаграждения за труд должнапроизводиться без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленногофедеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37 ч. ЗКонституции РФ). Если такие требования нарушены в результате действийработодателя, и работнику на производстве причинен вред, то работодатель несетматериальную, а в некоторых случаях уголовную ответственность. Гарантии этогозакреплены в ГК РФ, КЗоТ, УК РФ.
Согласноч.4 ст. 37 Конституции РФ признается право на индивидуальные и коллективныеспоры с использованием установленных федеральным законом способов ихразрешения, включая право на забастовку. Разрешение таких споров предусмотреноФедеральным законом ” О порядке разрешения коллективных трудовых споров”от 23 ноября 1995 г. Любая система разрешения споров предусматриваетвозможность недовольной стороны обратиться в суд.
Струдовыми правами неразрывно связано право на отдых, именно поэтому оно такжезакрепляется в статье 37 Конституции РФ. Любой человек имеет право рационально использоватьвремя своего отдыха. Функции государства в этой сфере заключаются вустановлении продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней,оплачиваемого ежегодного отпуска. Гарантии этого права устанавливает трудовоезаконодательство .
Спризнанием права на труд государство обязано создавать условия, которое способствовалибы экономическому развитию общества, наиболее полной занятости населения. Дляэтого оно гарантирует бесплатность среднего профессионального образования вгосударственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях, что являетсянеобходимой предпосылкой для подготовки к трудовой деятельности. Вместозакрепляемого раннее принципа бесплатности всех видов образования,предусматривается общедоступность и бесплатность образования в пределах государственногостандарта. Сохраняется право на получение высшего образования в государственныхучебных заведениях на конкурсной основе. Что касается негосударственных вузов, тогражданин вправе поступить в частное, т.е. платное высшее учебное заведениебез всяких ограничений со стороны закона. Государство гарантирует бесплатное и общедоступноеполучение дошкольного, основного общего и среднего профессиональногообразования — статья 43 ч.2 Конституции РФ, Закон РФ «Об образовании»1995г. Родители или лица, их заменяющие, должны способствовать получению детьмиосновного общего образования.
Конституцияопределяет взаимные права родителей и детей. Права родителей заключаются взаботе о детях и их воспитании. Трудоспособные дети, достигшиевосемнадцатилетнего возраста, обязаны, заботится о нетрудоспособных родителях(статья 38 Конституции РФ). Государство защищает семейные права граждан, и,прежде всего — права матери и ребенка. Оно развивает охрану здоровья матери иребенка, предусматривает социальное обеспечение и охрану труда работающихматерей. Перечень отпусков и пособий по беременности и родам установлентрудовым законодательством.
Основныеположения права на образование, права на охрану здоровья, охрану материнства идетства, права на образование базируются на ст. 26 Всеобщей декларации правчеловека.
Кчислу социально-экономических прав относится право на социальное обеспечение повозрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитаниядетей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 Конституции РФ). Содержаниемданного права является, прежде всего, гарантированность получениягосударственных пенсий и социальных пособий, устанавливаемых законом. Все формысоциального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получениепенсий и пособий при наличии соответствующих оснований. Каждый заранее может идолжен знать, каковы основания и условия обеспечения. Во исполнение нормы КонституцииРФ принимаются Федеральные законы, Постановления Правительства, решениевопросов социального обеспечения осуществляется и на местном уровне.[4]
Правона охрану здоровья и медицинскую помощь входит в число важнейших социальныхправ. Оно предполагает бесплатность медицинской помощи в государственных и муниципальныхучреждениях здравоохранения. Медицинская помощь финансируется за счет средствсоответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений (статья 41 КонституцииРФ) .
Конституцияуказывает (ч.2 статьи 41) на обязанность государства финансировать федеральныепрограммы охраны и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер поразвитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Правона бесплатную медицинскую помощь гарантируется наличием системы социального страхования- Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РоссийскойФедерации» (1991г.).
Учитываяпрактику прошлых лет, Конституция 1993 года особо оговаривает, что сокрытиефактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет засобой ответственность в соответствии с федеральным законом. Это является важнойгарантией защиты здоровья человека, поскольку распространение заведомо недостоверныхили ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д.может привести к ужасному результату, например, последствия аварии наЧернобыльской АЭС.
Вгосударстве действует программа, которая предусматривает помощь лицам, пострадавшимот экологического правонарушения. Граждане могут обращаться с требованиями,восстанавливающими это право, что является основанием предупредительного воздействияна предприятия и организации, нарушающие экологическое законодательство.
Ккультурным правам можно отнести права, необходимые человеку для развития уровняего культуры, без которой человек не может полноценно существовать. Культурныеправа — это особый комплекс прав и свобод человека, представляющих собойгарантированные конституцией или законом возможности человека в сферекультурной и научной жизни.
Конституционнозакреплены принципы, гарантирующие свободу литературного, художественного,научного, технического и других видов творчества, преподавания, право научастие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, на доступ ккультурным ценностям (ст. 44 Конституции РФ).
СогласноКонституции, каждый может заниматься творческой деятельностью; игосударственные органы, и органы местного самоуправления не вправе вмешиватьсяв творческую жизнь человека, что имело место в годы тоталитарного режима. Гарантиясвободы творчества проявляется в недопустимости цензуры, воспрепятствованиепроявлению творчества наказуемо в соответствии с российским законодательством.
Государствогарантирует авторам охрану интеллектуальной собственности, устанавливая порядокпривлечения к ответственности лиц, нарушивших данное право. В качестве гарантиизащиты авторских прав законодательство предусматривает уголовную, гражданскую иадминистративную ответственность, Так, незаконное использование объектов авторскогоправа, присвоение авторства влечет за собой уголовную ответственность (ст. 146УК РФ). Владельцы нарушенных прав вправе требовать их восстановления,материальной компенсации.
Вывод:Конституция РФ, провозглашая Россию демократическим и правовым государством,большое внимание уделяет закреплению основных прав и свобод человека игражданина и их гарантий. Их перечень и содержание соответствуетмеждународно-правовым актам в этой области. По сравнению с конституциями другихстран, наша Конституция в основном им соответствует, а также в ней содержатся иболее четкие и подробные формулировки. В Конституции РФ получили закрепление инекоторые права, которых нет в Основных Законах других стран. Например, правона благоприятную окружающую среду, культурные права.
Изнедостатков можно отметить отсутствие в ее содержании такого права, как правона труд и оплату его по количеству и качеству. В статье 37 Конституции РФговорится только о свободе труда, в то время, когда статья 23 Всеобщейдекларации прав человека провозглашает: «Каждый человек имеет право натруд …».
Такимобразом, потенциал в области прав и свобод в Конституции РФ заложен большой. Принциппризнания человека, его прав и свобод высшей ценностью служит ориентиром для дальнейшегосовершенствования всей системы основных прав и свобод и человека и гражданина иих гарантий в условиях развития демократического общества.
Реализацияи эффективность норм о правах и свободах человека в любом государстве зависитот многих факторов. Но в первую очередь это зависит от конституционныхгарантий, от того, как государство в своем Основном Законе гарантирует реальноеосуществление основных прав и свобод.
конституция закрепление право гражданин
Глава II.Закрепление гарантий реализаций конституционных прав и свобод взаконодательстве Калужской области
2.1 УставКалужской области о гарантиях реализации прав и свобод в Калужской области
Одним из основных документов, регламентирующим гарантиюреализации прав и свобод человека и гражданина в Калужской области, являетсяУстав Калужской области.
Глава III Устава, закрепляет гарантии прав и свободчеловека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации, а такжеиные общепризнанные его права и свободы. Согласно ст.7 ч.2 данной главы, органыгосударственной власти и органы местного самоуправления в Калужской области,обязаны соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Устав четко закрепляет, что права и свободы человека игражданина в Калужской области гарантируются и защищаются в равной меренезависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественногои должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Ч.4 ст.7 Устава Калужской области закреплено, что длязащиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения органамигосударственной власти Калужской области, органами местного самоуправления идолжностными лицами в Калужской области в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации, федеральным конституционным законом, настоящим Уставом,законом Калужской области учреждается должность Уполномоченного по правамчеловека в Калужской области (см. Гл.II п.2.2 курсовой работы).
Ст.12, 14 Устава калужской области закрепляет основныеправа человека и гражданина, проживающего на территории Калужской области:«Граждане имеют право на народную правотворческую инициативу по предметамведения Калужской области и вопросам местного значения», «Народнаяправотворческая инициатива подлежит обязательному рассмотрению органамигосударственной власти Калужской области и органами местного самоуправления, арезультаты рассмотрения — официальному опубликованию». Согласно ст.14 ч.1Гражданин Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающий натерритории Калужской области, достигший возраста 18 лет, вправе избирать ворганы государственной власти Калужской области и органы местногосамоуправления, голосовать на референдуме Калужской области, местномреферендуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законнымиметодами иных избирательных действиях и действиях по подготовке референдума,ч.2 данной статьи гласит «Гражданин Российской Федерации, достигший возраста,установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,Уставом Калужской области, законами Калужской области, может быть избран ворганы государственной власти Калужской области и органы местногосамоуправления».
2.2 Институт Уполномоченного по правам человека вКалужской области и его деятельность по защите прав и свобод
В проектах Конституции РФ, обсуждавшихся в 1990-1993гКонституционной комиссией, упоминание о Парламентском уполномоченном по правамчеловека появилось с 1991 года.
22 ноября 1991 года Верховный Совет РСФСР, по предложениюПрезидента РСФСР Б.Н.Ельцина принял Декларацию прав и свобод человека игражданина, последняя, 40-я статья, которой предусматривала создание должностиПарламентского уполномоченного по правам человека, который «назначаетсяВерховным Советом на срок 5 лет, ему подотчетен и обладает той женеприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР». ПолномочияПарламентского уполномоченного и порядок их осуществления должны были бытьустановлены законом. Это решение так и не было осуществлено.
Проект Конституции, обсуждавшийся с мая 1993г.Конституционным совещанием и вынесенный, с некоторыми модификациями, нареферендум 12 декабря 1993, содержал лишь одно упоминание об Уполномоченном поправам человека — в статье о полномочиях Государственной Думы.
Государственная Дума первого созыва назначилаУполномоченного по правам человека 17 января 1994 года в рамках пакетногосоглашения, которым между думскими фракциями и группами были распределены такжедолжности руководителей Государственной Думы и ее Комитетов и ПредседателяСчетной палаты. Первым Уполномоченным по правам человека (УПЧ) стал СергейАдамович КОВАЛЕВ, представлявший фракцию «Выбор России».
Первый калужский УПЧ, в соответствии с Законом «ОбУполномоченном по правам человека в Калужской области» № 124-ОЗ от 10.06.2002г. был избран Законодательным Собранием Калужской области 18 сентября 2003года. Им стал Юрий Иванович Зельников. Он приступил к исполнению своихобязанностей с 9 октября 2003 года.
В соответствии с законом «Об Уполномоченном по правамчеловека» от 10 июня 2002 года N 124-ОЗ, Уполномоченныйназначается на должность и освобождается от должности Законодательным СобраниемКалужской области. Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав,совершенствованию законодательства Калужской области о правах человека игражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами инормами международного права, законодательством Российской Федерации, правовомупросвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Приосуществлении своих полномочий, он независим и неподотчетен каким-либо органамгосударственной власти Калужской области и должностным лицам Калужской области.В своей деятельности он руководствуется Конституцией Российской Федерации,законодательством Российской Федерации, Уставом Калужской области,законодательством Калужской области, а также общепризнанными принципами инормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст.4 Закона, на должность Уполномоченногоназначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35лет, имеющее опыт защиты прав и свобод человека и гражданина и обладающеебезупречной репутацией. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченногомогут вноситься в Законодательное Собрание Калужской области ГубернаторомКалужской области, депутатами Законодательного Собрания Калужской области,Правительством Калужской области, представительными органами местногосамоуправления, общественными объединениями. Эти предложения вносятся вЗаконодательное Собрание Калужской области в течение 30 календарных дней доокончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного. От кандидатов,претендующих на должность Уполномоченного требуются следующие документы:
1. предложение в письменной форме о кандидатах на должностьУполномоченного от субъектов выдвижения кандидатов на должность Уполномоченного,указанных в пункте 1 ст. 5 настоящего Закона;
2. выписка из протокола общего собрания (конференции)общественного объединения о выдвижении кандидата, либо выписка из протоколазаседания коллегиального органа управления общественного объединения овыдвижении кандидата;
3. заявление кандидата на имя Председателя ЗаконодательногоСобрания Калужской области, выражающее его согласие на выдвижение на должностьУполномоченного;
4. копия документа, подтверждающего личность кандидата надолжность Уполномоченного как гражданина Российской Федерации;
5. нотариально заверенная копия диплома об образовании;
6. заверенная в установленном порядке копия трудовойкнижки, подтверждающая основное место работы или службы и занимаемую должностькандидата на должность Уполномоченного.
Предварительное рассмотрение кандидатур на должностьУполномоченного по правам человека в Калужской области осуществляется комитетомпо законодательству Законодательного Собрания Калужской области в течение 14-тикалендарных дней со дня окончания срока внесения предложений о кандидатах.
Согласно ст.6 Уполномоченный назначается на должность иосвобождается от должности Законодательным Собранием Калужской областибольшинством голосов от установленного числа депутатов ЗаконодательногоСобрания Калужской области по результатам тайного голосования. До проведенияголосования каждому из кандидатов на должность Уполномоченного предоставляетсяправо выступить перед депутатами. В случае если при назначении ни один изкандидатов на должность Уполномоченного не набрал необходимого количестваголосов, проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим впервом туре наибольшее количество голосов.
При вступлении в должность Уполномоченный вторжественной обстановке приносит присягу следующего содержания: «Клянусьзащищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять своиобязанности, руководствуясь Конституцией РФ, законодательством РФ,законодательством Калужской области, справедливостью и голосом совести».
Уполномоченный назначается на должность сроком на 5 лет,считая со дня вступления в силу постановления о его назначении. Его полномочияпрекращаются со дня вступления в силу постановления о назначении вновьназначенного Уполномоченного. Одно и то же лицо не может быть назначено надолжность Уполномоченного более чем на два срока подряд.
Уполномоченный не может являться депутатомЗаконодательного Собрания Калужской области, депутатом представительного органаместного самоуправления, находиться на государственной службе, заниматьсядругой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научнойили иной творческой деятельностью, если иное не предусмотрено законодательствомРоссийской Федерации, он не вправе заниматься политической деятельностью, бытьчленом политической партии или иного общественного объединения, преследующегополитические цели.
В соответствии с Гл.3 ст.12 Закона, Уполномоченныйрассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территорииКалужской области иностранных граждан и лиц без гражданства на нарушение прав исвобод человека и гражданина, ведет личный прием граждан, оказывает имбесплатную помощь по вопросам, относящимся к его компетенции. Уполномоченныйрассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) органов государственнойвласти Калужской области, иных государственных органов, образуемых всоответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом Калужской области,органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих,муниципальных служащих Калужской области, если ранее заявитель обжаловал этирешения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, ноне согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Жалоба подается не позднееистечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когдазаявителю стало известно об их нарушении. Получив жалобу, Уполномоченный имеетправо: принять жалобу к рассмотрению; разъяснить заявителю средства, которыетот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; передать жалобу органугосударственной власти Калужской области, государственному органу, органуместного самоуправления, должностному лицу Калужской области, к компетенциикоторых относится разрешение жалобы по существу; отказать в принятии жалобы крассмотрению. В течение 10 дней Уполномоченный уведомляет о своем решениизаявителя.
Для обеспечения деятельности Уполномоченного создаетсяаппарат, который осуществляет юридическое, организационное,научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение его деятельности.Уполномоченный и его аппарат являются государственным органом Калужской областис правом юридического лица, имеющим расчетный и другие счета, печать и бланкисо своим наименованием и с изображением герба Калужской области. Уполномоченныйутверждает структуру аппарата, положение о нем и его структурных подразделенияхи непосредственно руководит его работой, устанавливает штатное расписаниесвоего аппарата. Работники аппарата Уполномоченного являются государственнымислужащими Калужской области. При Уполномоченном в целях оказанияконсультативной помощи может создаваться на общественных началах экспертныйсовет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свободчеловека и гражданина. Финансирование деятельности Уполномоченного и его аппаратаосуществляется из средств областного бюджета.
Вывод:Через 8 лет после избрания первого уполномоченного по правам человека в РФ, вКалужской области был принят Закон «Об Уполномоченном по правам человека вКалужской области». В данном акте четко определена не только цель созданияданной должности – «обеспечение гарантий государственной защиты прав граждан,соблюдения и уважения их государственными органами, органами местногосамоуправления и должностными лицами Калужской области», но и средства обеспеченияплодотворной его работы — независимость УПЧ, полномочия, необходимый аппарат и егофинансирование.
Заключение
Анализинститута конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина вРоссийской Федерации позволяет сделать вывод, что Конституция РФ соответствуетКонституции демократического правового государства. В ней закреплены основныеправа и свободы человека и гражданина и их гарантии, соответствующие положениямосновных международно-правовых документов в этой области. Четко построеннаясистема Конституции позволяет увидеть, что нормы, содержащие определения прав исвобод подкрепляются гарантиями их реализации и защиты.
Темне менее, приходится констатировать, что в современных условиях важной инеотложной задачей российской государственности является реализация и защита правчеловека и гражданина. Даже закрепленные в Основном Законе государства, многиегарантии не работают, остаются лишь на бумаге. Ослабление государственности,потеря управляемости общественными процессами привели к росту незащищенностичеловека, невозможности использованияим всего объема прав и свобод, закрепленныхв Конституции РФ.
Положениедел с реализацией и защитой прав и свобод человека в Российской Федерации, особеннов социально-экономической сфере, вызывает определенную тревогу. Наиболее общимипричинами складывающейся обстановки является спад общественного производства иухудшение материального положения широких слоев населения, а такженедостаточная разработанность правовой базы по регулированию и защите прав и свободчеловека на федеральном и местном уровнях.
Принимаемыенормативные правовые акты не всегда учитывают приоритет прав человека, несоответствуют новым экономическим условиям, не подкрепляются финансовой силойгосударства, в результате чего остаются нереализованными. Немало национальныхзаконов расходятся с общепринятыми международными стандартами. Недостаточночетко в законодательных актах прописываются предусмотренные Конституцией РФобязанности и ответственность государства по обеспечению прав граждан, особеннов вопросах защиты собственности, финансовых обязательств, контроля засоблюдением правоохранительного законодательства. В правоприменительнойпрактике не отработан механизм прямого действия конституционных и международныхнорм о правах человека.
Укреплениероссийской государственности, признающей приоритет прав и свобод человека, должноначинаться с совершенствования уже существующих процедур защиты прав и свободиндивида — судебных, административных, и создания новых. Необходима эффективнаядеятельность Президента, как гаранта прав и свобод граждан, Парламента,Правительства, Уполномоченного по правам человека, Конституционного Суда, на которых,прежде всего, возложена задача охраны и защиты прав индивида. Важную роль в этомпроцессе призваны сыграть органы местного самоуправления, которые должнысоздать свои структуры, помогающие обеспечить законность и права человека.
Одноиз основных направлений защиты прав человека — совершенствование юридическихмеханизмов, институтов, процедур, обеспечивающих эту защиту. Однако самыесовершенные юридические механизмы бессильны защитить права и свободы в условияхполитической нестабильности, развала экономики, социальной и национальнойконфронтации, потери ценностных ориентиров, духовно-нравственной деградацииобщества. Поэтому процесс совершенствования юридических механизмов и процедурзащиты прав и свобод человека должен сопровождаться деятельностью, направленнойна достижение политической стабилизации и консолидации общества и формированиедемократического правового государства, приостановку экономического спада исоздание предпосылок социальной государственности, так как именно социальная ориентированностьгосударства признается сегодня всем мировым сообществом и выступает основойгарантирования прав «второго поколения» — экономических, социальных икультурных, упрочение законности и правопорядка, изменениесоциально-психологической обстановки общества, в котором царитбезответственность и вседозволенность.
Правачеловека призваны занять достойное место в обществе, как это предусмотрено встатье 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшейценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
Необходимов самое ближайшее время переломить все негативные тенденции и осуществить комплексвзаимосвязанных и объединенных общей концепцией мер, направленных на то, чтобыпровозглашенные Конституцией РФ права и свободы и их гарантии не осталисьмертвой буквой, а превратились в реальность повседневной жизни.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Всеобщая декларация правчеловека от 10 декабря 1948г. Международное право в документах М. 1982г.
2. Международный пакт обэкономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966г. ВедомостиВерховного Совета СССР 1976г. № 17. Ст.291.
3. Международный пакт огражданских и политических правах от 1,9 декабря 1966г. Ведомости ВерховногоСовета СССР 1976г. № 17. Ст.291.
4. Европейская конвенция озащите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. Российская газета1995г. 5 апреля.
5. Конституция РоссийскойФедерации. М.: Эксмо, 2005. – 64 с.
6. Декларация прав и свободчеловека и гражданина от 22 ноября 1991г. Ведомости Съезда народных депутатовРСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991г. № 52 ст.1863.
7. Федеральный конституционныйзакон от 26 февраля 1997г. «Об Уполномоченном по правам человека вРоссийской Федерации». СЗ РФ 1997г. №9. Ст.1011.
8. Федеральный закон от 13января 1996г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ „Обобразовании“. СЗ РФ 1996г. № З. Ст.150.
9. Основы законодательстваРоссийской Федерации об охране здоровья граждан. ВВС РФ 1993г. № ЗЗ. Ст.1318.
10. Воеводин Л.Д. О формахконституционного закрепления свободы личности. Советское государство и право. М.1982 г. № 4.
11. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционноеправо России. М. 1996г.
12. Конституционное правоРоссийской Федерации: учебник / под ред. Баглай М.В. Габричидзе Б.Н. — М.:1996.
13. Казанчев Ю.Д.Конституционное право Российской Федерации. Вопросы и ответы. — М.:1998- 184 с.
14. Общая теория права игосударства. Под ред. Лазарева В.В. М. 1997г.
15. Ф. Люшер»Конституционная защита прав и свобод личности”. — М.:«Прогресс-Универс», 1993.