А. Н. Туполева книту каи утверждаю: Проректор по Учебной и методической работе В. А. Костин 2011г. Методические рекомендации

ПроектКАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.Н.ТУПОЛЕВА КНИТУ – КАИУТВЕРЖДАЮ:Проректор поУчебной и методической работе______________В.А.Костин«____» ______________2011г.Методические рекомендации по разработке учебно-методического обеспечения учебного процесса (Состав и требования к учебно-методическим материалам)Проект подготовлен руководителем направления «Информатизации» УМЦ Л.А.Александровой2011СодержаниеСостав и требования к УМК. Состав и требования к образовательным программам обучения новым информационным технологиям. Состав и требования к учебным пособиям Электронные учебные ресурсы и курсыСостав и требования к электронным ресурсам (электронным изданиям)Состав и требования к электронным курсам. Требования к составным элементам УММ (УМК, ОП, учебных пособий, электронных ресурсов и курсов)Критерии оценки учебно-методических материалов:В соответствии с «Программой создания и развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Национальный исследовательский университет наукоемкого машиностроения “КГТУ им. А.Н. Туполева” на 2009 – 2018 годы», в рамках решения задачи «Модернизации и совершенствования образовательной деятельности», запланировано создание учебно-методического обеспечения образовательного процесса, разработка образовательных программ по приоритетным направлениям науки, техники и технологии. Учебно-методическое материалы (УММ) поделены на пять классов: Учебно-методический комплекс (УМК); Образовательные программы; Учебные пособия; Электронные ресурсы; Электронные курсы. Для каждого из перечисленных классов выделены отличительные черты и сформулированы требования, которые необходимо учитывать разработчикам.Состав и требования к УМК Основная образовательная программа (ООП) должна обеспечиваться учебно-методическими комплексами по всем учебным дисциплинам ООП.1.1. Состав УМКВ cостав УМК должны входить:1. Аннотация2. Рабочая программа дисциплины;3. Методические указания по изучению дисциплины4. Учебно-методическое пособие;5.Конспект лекции;6. Лабораторный практикум *;7. Практикум по выполнению практических работ*;8. Методические указания по выполнению курсовой работы (курсового проекта)*;9. Материалы для подготовки к «Текущему контролю»:Первая аттестацияВторая аттестацияТретья аттестация (Итоговый контроль). 10. Экзаменационные билеты*;11. Тестовые задания;12. Презентации к лекциям, лабораторным и практическим занятиям**.Примечание: Элементы помеченные (*) должны входить в УМК, если такие виды аудиторных и самостоятельных занятий предусмотрены рабочей программой. Элементы, помеченные (**) отражают использование мультимедиа-технологий в учебном процессе. Элементы, помеченные (**) не являются обязательными.1.2. Требования к комплектованию материалов УМК, предоставляемых в конкурсную комиссию Для сдачи УМК на комиссию необходимо подготовить папку, с вложенными документами: – один печатный вариант УМК, – компакт-диск (CD) с УМК – 2 экз, (все элементы УМК должны быть сохранены на CD), – сопровождающие документы: заявка, ТЗ, договор, отзывы, рецензии (в соответствии с ТЗ), заключение учебно-методической комиссии факультета (института) о соответствии УМК программе дисциплины, входящей в учебный план бакалаврской или магистерской подготовки, опись документов.2. Состав и требования к образовательным программам обучения новым информационным технологиям2.1.Состав образовательной программы (ОП) 1. Аннотация 2. Рабочая программа ОП; 3. Методические указания для освоения ОП; 4. Учебно-методическое пособие или конспект лекций*; 5. Лабораторный практикум*; 6. Практикум по выполнению практических работ;* 7. Методические указания по выполнению курсовой работы (курсового проекта)*; 8.Методические указания по освоению программных, аппаратных средств*; 9. Программное обеспечение*;9. Вопросы для подготовки к аттестациям;11. Тестовые задания;12. Презентации**.Примечание: Элементы помеченные (*) должны входить в ОП, если они необходимы для обеспечения образовательной программы (включены в рабочую программу ОП). Элементы, помеченные (**), отражают использование мультимедиа-технологий в учебном процессе. Элементы, помеченные (**), не являются обязательными.2.2. Требования к комплектованию материалов ОП, предоставляемых в конкурсную комиссию Для сдачи ОП на комиссию необходимо подготовить папку, с вложенными документами: – один печатный вариант ОП, – компакт-диск (CD) с ОП – 2 экз, (все элементы ОП должны быть сохранены на CD), – сопровождающие документы: заявка, ТЗ, договор, заключение учебно-методической комиссии факультета (института) о соответствии ОП программе дисциплины, опись документов.3. Состав и требования к учебным пособиям3.1.Состав 1. Рабочая программа изучаемой дисциплины; 2. Учебно-методическое пособие; 3. Тестовые задания для закрепления изучаемой дисциплины; 4. Презентации**.Примечание: Элементы, помеченные (**), отражают использование мультимедиа-технологий в учебном процессе. Элементы, помеченные (**), не являются обязательными.3.2.Требования к комплектованию материалов, предоставляемых в конкурсную комиссию Для сдачи учебного пособия на комиссию необходимо подготовить папку, с вложенными документами: – один печатный вариант документов, перечисленных в разделе 3.1., – компакт-диск (CD) -2 экз., с элементами раздела 3.1., – сопровождающие документы: заявка, ТЗ, договор, отзывы, рецензии (в соответствии с ТЗ), заключение учебно-методической комиссии факультета (института) о соответствии учебного пособия программе дисциплины, опись документов. 4.Электронные учебные ресурсы и курсы В последующих разделах будем придерживаться следующей терминологии:Электронный учебный ресурс – учебные материалы для локального использования, это может быть электронный учебник, записанный на СД или расположенный в электронной библиотеке Вуза. Электронный курс – удаленный электронный ресурс, позволяющий проводить обучение, самообучение и оценивание полученных знаний по конкретной дисциплине.Интерактивный электронный курс – электронный курс, позволяющий взаимодействовать с обучаемым, управлять процессом обучения Электронные ресурсы могут использоваться как в традиционном обучении, так и электронном обучении. Электронные курсы это процессы, которые выполняются на основе стандартного программного обеспечения, с использованием электронных обучающих ресурсов. Интерактивный электронный курс – это процесс наиболее приближенный к традиционному, за счет средств управления учебным процессом, объектом обучения, за счет средств взаимодействия обучаемого и преподавателя. 5. Состав и требования к электронным ресурсам (электронным изданиям) Электронный ресурс – электронное издание УМК или пособия по дисциплине учебного процесса, выполненное в одной электронной оболочке. 5.1.Структура электронного издания Разрабатываемое электронное издание должно быть выполнено в соответствии с рабочей программой и содержать: Титульный лист. Реквизиты титульного листа: – Шапка: Министерство образования и науки РФ, КНИТУ им. А.Н.Туполева; – Авторы электронного издания; – Название электронного издания; – Год издания. Аннотацию. рабочую учебную программу дисциплины. Методические указания по изучению дисциплины. Обучающие материалы. Материал должен быть разбит на модули (темы). Кроме теоретического материала в состав каждой темы должны быть включены практические задания, лабораторные работы, курсовые работы (проекты), если это предусмотрено рабочей программой. Каждый модуль заканчивается вопросами для подготовки и тестовыми заданиями. Глоссарий – перечень терминов и понятий по алфавиту. Список литературы. Оформляется в соответствии со стандартом: ГОСТ 7.1-2003. Тесты. Раздел должен обеспечивать процесс итогового тестирования и оценивания знаний Информация об авторах.5.2. Требования к электронному изданию: Электронное издание должно удовлетворять следующим требованиям: – удобная навигация, быстрый и удобный переход с содержания на оглавление, поиск терминов, материала; – наличие гиперссылок; – Процесс тестирования должен завешаться оцениванием полученных знаний; – не менее 100 тестовых заданий, тестовые задания могут быть расположены после каждой темы, главы, в конце курса. Количество тестовых заданий должно быть пропорционально трудоемкости дисциплины. Ограничения на количество тестовых заданий сверху отсутствуют. 5.3.Требования к комплектованию материалов, представляемых в комиссию Для сдачи электронного издания на комиссию необходимо подготовить папку, с вложенными CD (3экз) и сопровождающими документами: заявка, ТЗ, договор, отзывы, рецензии (в соответствии с ТЗ), заключение комиссии по оценке электронных изданий, опись документов.6. Состав и требования к электронным курсам6.1.Основные блоки учебного курса(1 блок) Информация о курсе: Титульный лист Аннотация Рабочая программа Методические указания(2 блок) Содержание курса(3 блок) Текущий контроль(4 блок) Элементы взаимодействия*(5 блок) Контактная информация* *Блоки, помеченные символом*являются необходимыми для интерактивного учебного курса.6.2. Требования к блокам электронного курса: Компоненты 1 блока (титульный лист, аннотация, рабочая программа и методические указания) и блока 3 (Текущий контроль) оформляются в соответствии с разделом 7. Для создания Блока 2 (Содержания курса)можно использовать один из предложенных шаблонов:^ ШАБЛОН 1 (содержание курса): Теория Тема 1 Тема 2 … Тема k Практика** Тема 1 Тема 2 … Тема i Лабораторные работы** Вопросы для подготовки Контрольные мероприятия Тестовые задания для самоаттестации Глосарий Литература и источники. Элементы, помеченные символами **, включаются в курс в соответствии с рабочей программой дисциплины.^ ШАБЛОН 2 (Содержание курса): Тема 1: Теория Практика** Лабораторные работы** Вопросы для подготовки Контрольные мероприятия Тестовые задания для самоаттестации Тема 2: Теория Практика** Лабораторные работы** Вопросы для подготовки Контрольные мероприятия Тестовые задания для самоаттестации … Тема n: Теория Практика** Лабораторные работы** Вопросы для подготовки Контрольные мероприятия Тестовые задания для самоаттестации Глоссарий Литература и источники. Элементы, помеченные символами **, включаются в курс в соответствии с рабочей программой дисциплины. Блок 4 может содержать такие элементы взаимодействия, как: объявления, группы, контакты, элементы совместной работы (блог, вики, виртуальный класс, доска обсуждений, задачи, журналы). Элементы взаимодействия определяют интерактивность учебного курса, характеризуют степень владения преподавателя современными технологиями e-Learning, позволяют адаптировать учебный процесс, повышают его эффективность, улучшают качество электронного обучения.6.3.Требования к комплектованию материалов, представляемых в комиссию Для сдачи электронного курса на комиссию необходимо подготовить папку, со сопровождающими документами: заявка, ТЗ, договор, отзывы, рецензии (в соответствии с ТЗ), заключение комиссии по оценке электронного курса, Рекомендации по работе с электронным кусом (запуск, адрес сайта), опись документов.7. Требования к составным элементам УММ(УМК, ОП, учебных пособий, электронных изданий и курсов) Все составные элементы должны быть выполнены в едином стиле и соответствовать требованиям, предъявляемым к материалам при подготовке их к изданию. Аннотация к УМК, ОП, учебному пособию, электронным изданиям, курсам Необходимо отразить инновационную составляющую методических материалов, обеспечение компетенций, новые информационные технологии в изучаемой области, технологиях обучения (в том числе мультимедиа-технологий).Рабочая программа должна быть выполнена в соответствии с рекомендациями и требованиями УМЦ. Учебно-методическое пособие. Пособие должно закрывать все темы дисциплины, в соответствии с разработанной рабочей программой, объединять как темы аудиторных занятий, так и самостоятельной работы. Допускается рассмотрение некоторых тем только в учебных материалах для выполнения лабораторных, практических, курсовых работ или проектов. Учебное пособие должно содержать вопросы для подготовки по всем изучаемым темам. Если пособие содержит глоссарий, то термины, содержащиеся в нем, должны быть расположены по алфавиту.Конспект лекций – краткое изложение лекционных занятий. Лекции должны быть пронумерованы и начинаться с перечня тем, вопросов, которые будут рассмотрены на лекции. Каждая лекция должна заканчиваться вопросами для подготовки.Лабораторный практикум включает аннотацию, задания к лабораторным работам, учебно-методические материалы и указания для выполнения лабораторных работ, правила оформления отчета по лабораторным работам, если отчет предусмотрен в задании.Практикум по выполнению практических работ включает аннотацию, список задач, учебно-методические материалы и указания для их решения, разбор типовых задач, ответы к задачам.Методические указания по выполнению курсовой работы (курсового проекта) включает: задание на курсовую работу (проект), указания по выполнению работы (проекта), учебно-методические материалы или список материалов, необходимых для выполнения работы, требования к оформлению пояснительной записки к курсовой работе (проекту). Методические указания по выполнению самостоятельной работы – список тем из рабочей программы с рекомендациями по изучению каждой темы, ссылками на страницы, разделы, название источника или на подготовленные учебно-методические материалы. Если тема закрепляется лабораторной работой, практическими заданиями или курсовой, то это должно быть также отражено в виде рекомендаций. После темы или нескольких тем должны быть контрольные вопросы и тесты для закрепления изученного материала.^ Методические указания по изучению дисциплины – список тем и рекомендаций по изучению конкретного материала, выполнению лабораторных работ, практических заданий, контрольных мероприятий с контрольными вопросами для подготовки к контрольным мероприятиям.Тестовые задания (ТЗ) – должны равномерно покрывать весь пройденный материал. Рекомендуемое количество тестовых заданий не менее100 ТЗ. Тестовые задания должны быть разной формы: открытые задания, задания закрытой формы (задания с одним или несколькими правильными ответами), задания на соответствие, задания на последовательность, задания на конструирование. . ТЗ закрытой формы, с одним правильным ответом, не должны превышать 50% от всего числа тестовых заданий. ^ Материалы для подготовки к «Текущему контролю»: материалы для первой, второй и третьей аттестации (Итоговый контроль). По каждой аттестации должны быть представлены материалы: – вид контрольного мероприятия (контрольная работа, РГР, тестирование, устный или письменный опрос и т.п.), – перечень вопросов для подготовке к аттестации, – методические указания для подготовки к аттестации, ссылка на исходный материал, – образец аттестационного задания (вариант контрольной работы, практического задания, РГР, образец билета, набор из 3-5 тестовых заданий).CD, с методическими материалами, должен включать все элементы описи, кроме сопроводительных документов.Критерии оценки учебно-методических материалов При оценке учебно-методических материалов необходимо придерживаться следующих критериев: – трудоемкость дисциплины, количество часов на аудиторные занятия и самостоятельную работу; – наличие аннотаций к УМК, ОП, лекциям, пособиям, лабораторному практикуму, методическим указаниям по выполнению курсовых работ (проектов); – присутствие в учебно-методических материалах инновационной составляющей, новых информационных технологий, обеспечение компетенций ФГОС; – наличие обязательных составляющих представленного методического обеспечения и сопроводительных документов; – соответствие объема обязательных составляющих методического обеспечения, объему, указанному в рабочей программе; – четкость задач, поставленных перед обучаемыми; – разнообразие средств взаимодействия в электронных курсах; – активность использования средств взаимодействия в электронных курсах; – количество ТЗ; – использование различных форм ТЗ, – равномерное покрытие изучаемых тем, качество ТЗ; – наличие презентаций; -.наличие глоссария, – наличие компакт-дисков с УМК.Критерии оценки тестовых заданий: – количество слов в ТЗ, ответах (не более 20); – ТЗ и ответы в виде одного предложения в утвердительной форме; – отсутствие в ТЗ и ответах слов «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда», «большой», «небольшой», «малый», «много», «меньше», «больше»; – отсутствие в ТЗ и ответах аббревиатур; – отсутствие ответов: «все перечисленное верно», «все ответы верны», «все указанные ответы неверны», «да», «нет». – использование различных форм ТЗ, – равномерное покрытие изучаемых тем.