СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ… 6
1.1. Актуальные проблемы организациигосударственной службы в Республике Беларусь 6
1.2. Организационная структура государственногоуправления. 12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙСЛУЖБЫ… 20
2.1. Порядок занятия государственной должности. 20
2.2. Существенные условия контракта. 21
2.3. Основания прекращения контракта. 23
2.4. Основания досрочного расторжения контракта. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ… 27
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>ВВЕДЕНИЕ
Организационная структурагосударственного управления – это особое государственно-правовое явление,обусловленное общественно-политической природой, социально-функциональнойролью, целями и содержанием государственного управления в обществе. Оназаключает в себе определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязьчеловеческих ресурсов, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемыхобществом на формирование и реализацию государственно-управляющих воздействий иподдержание жизнеспособности самого субъекта управления. В ней концентрируютсямногие социальные и организационные качества государства.
Основу организационнойструктуры государственного управления составляют органы исполнительной власти.Они имеют разветвленную вертикаль: федеральные органы исполнительной власти иорганы власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной властив Российской Федерации. Местное самоуправление выступает в виде особойподсистемы со своими объектами управления, компетенцией, процедурами и формамиорганизации, материально-финансовым обеспечением, технологией деятельности персоналаи др. элементами.
Построениеорганизационной структуры государственного управления: Линейное основаниесоздает структуру, при которой преобладает вертикальная, однонаправленнаяподчиненность органов, образующая строгую иерархическую пирамиду. Характеризуется:единоначалием, единством распорядительства, т. е. власть сосредоточена в однихруках, команды передаются строго от одного лица другому.
Организационная структурагосударственного управления – это особое государственно-правовое явление,обусловленное общественно-политической природой, социально-функциональнойролью, целями и содержанием государственного управления в обществе. Оназаключает в себе определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязьчеловеческих ресурсов, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемыхобществом на формирование и реализацию государственно-управляющих воздействий иподдержание жизнеспособности самого субъекта управления. В ней концентрируютсямногие социальные и организационные качества государства.
Основу организационнойструктуры государственного управления составляют органы исполнительной власти.Они имеют разветвленную вертикаль: органы исполнительной власти и органы властисубъектов образуют единую систему исполнительной власти. Местное самоуправлениевыступает в виде особой подсистемы со своими объектами управления,компетенцией, процедурами и формами организации, материально-финансовымобеспечением, технологией деятельности персонала и др. элементами.
Построениеорганизационной структуры государственного управления: Линейное основаниесоздает структуру, при которой преобладает вертикальная, однонаправленнаяподчиненность органов, образующая строгую иерархическую пирамиду.Характеризуется: единоначалием, единством распорядительства, т. е. власть сосредоточенав одних руках, команды передаются строго от одного лица другому.
Цель: исследоватьособенности организации государственной службы в Республике Беларусь.
Задачи:
1. Осуществить анализлитературы по проблеме организации государственной службы в РеспубликеБеларусь.
2. Рассмотретьособенности организации государственной службы.
3. Определить порядокзанятия и освобождения с должности в системе государственной службы.
Предмет исследования:организация государственной службы в Республике Беларусь.
Объект исследования:государственная служба.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>1.1. Актуальные проблемы организации государственнойслужбы в Республике Беларусь
Традиционная модель государственного управления игосударственной службы переживает на рубеже XX-XXI вв.глубочайший кризис. Падает доверие граждан и к государству, и к чиновничеству.Понизился престиж государственной службы, общественный статус государственныхслужащих. Причинами изменившейся ситуации стали:
1. Вызов государству со стороны частного сектора. С однойстороны, частный сектор демонстрировал современный уровень сервиса, с которымобщество сравнивало сервис государственный – естественно, не в пользупоследнего. Широко утвердилось, поэтому, убеждение, что государство не даетадекватных ответов на «вызовы» времени – прежде всего, в медицинском обслуживании,образовании, жилищном строительстве, обустройстве городских территорий.
2. «Революция менеджеров», которая поставила под вопрострадиционные процедуры, технологии и стили управления. Было практическидоказано, что эффективность кроется в сочетании небольших, относительнодецентрализованных, гибких управленческих подразделений с небольших размеровиерархиями, стимулирующими максимальное участие своих низших эшелонов.Традиционное государственное управление, известное своей приверженностью к инструкциям,правилам, процедурам неминуемо стало рассматриваться в эту революционную эпохукак ущербное, безнадежно устаревшее.
3. Усиление демократического давления на государство:общество стало требовать большей открытости и прозрачности госаппарата, большегоучастия граждан в его функционировании. Не следует сбрасывать со счетов и общееизменение парадигмы социального развития, с его сильным идеологическимпредубеждением против государства, большого правительства, непомерно раздутойбюрократии и ее неэффективных решений [1, с.138].
Во всех странах, независимо от национальной специфики,произошло переосмысление концептуальных основ административной организации игосударственной службы. Получили популярность идеи «пост бюрократическойорганизации», кооперации, рыночного обмена в сфере управления, перехода «откультуры власти к культуре сервиса». Видный теоретик административнойреформации М. Бэрзли ставит в этой связи вопрос о главных различиях междутрадиционным (бюрократическим) и инновационным (пост бюрократическим) стилямигосударственного управления [1]. Они, по его мнению, сводятся к следующему:
– бюрократическое учреждение фокусирует внимание преждевсего, на собственных потребностях и перспективах, а пост бюрократическое – напотребностях и перспективах потребителя;
– бюрократическое учреждение базируется на четкомраспределении ролей и ответственности между работниками, пост бюрократическое –на сплоченности работников, действующих как одна команда;
– бюрократическое учреждение оценивает свою деятельность пообъему освоенных ресурсов и количеству выполняемых задач, пост бюрократическое– по результатам, представляющим ценность для потребителей; первое контролирует«вход» (затраты), второе – «выход» (ценности);
бюрократическое учреждение неукоснительно соблюдает раз инавсегда установленные процедуры; пост бюрократическое меняет алгоритм действийвнутри своей операциональной системы при изменении требований, предъявляемым кпроизводимым им услугам;
бюрократическое учреждение начинает деятельность с объявленияо своей политике и конкретных планах;
постбюрократическое – с установления двустороннейкоммуникации с потребителями для уточнения или пересмотра ранеесформулированной стратегии;
– бюрократическое учреждение отделяет аналитическую работу отнепосредственного обслуживания клиентов; пост бюрократическое стимулируетосмысление именно работниками «первой линии» возможностей для улучшенияобслуживания клиентов.
При всем многообразии изменений их магистральным направлениемявляется ориентация на законы и философию рынка. Сутью рыночного вектораадминистративных изменений является преобразование философии и культурыгосударственного управления в соответствии с лозунгом «сделать управлениеразновидностью бизнеса», внедрение в государственный сектор и государственноеуправление духа предприимчивости, инициативы, заботы о клиенте в противовесстарой бюрократической культуре преклонения перед буквой закона и инструкцией.Концепция государства как ориентированной на потребителя сервисной организациислужит инструментом административных реформ во всех без исключения странах мира[16, с.133].
Конкретными направлениями идущих в мире административныхпреобразований являются: сокращение размеров госсектора и масштабов прямогогосударственного управления; децентрализация власти и управления с обязательнымделегированием ресурсов и полномочий на нижние этажи управленческой иерархии;скрытая приватизация с предоставлением большей автономии государственнымпредприятиям и учреждениям, создание независимых управленческих структур(«агентствофикация»); внедрение элементов конкуренции в государственное имуниципальное управление, создание суррогатных или «социальных» рынков,воспроизводящих в госсекторе те же требования эффективности и качества, которыесуществуют в частном секторе [25, с.79].
Осуществляется пересмотр основных принципов государственнойслужбы, который можно свести к следующим основным направлениям:
анализ и институционализация политической роли бюрократии имеханизмов реализации ею своих корпоративных интересов;
поиск оптимального соотношения политических ипрофессиональных начал в администрации;
уменьшение роли вертикальной административной иерархии,развитие функциональных органов, горизонтальных структур;
децентрализация, удешевление, сокращение администрации;
ограничение роли традиционной административной «лестницычинов»;
«менеджеризация» и «маркетизация» значительной частигосударственной службы;
максимально возможная открытость, «отзывчивость» бюрократиина потребности и ожидания граждан;
значительное повышение внимания к культурным иморально-этическим аспектам государственной службы[1][2].
Проблема повышения качества государственного управления ифункционирования государственной службы является остро насущной и для нашейстраны. Однако многие сущностные характеристики этой проблемы, от решениякоторой зависит развитие государственных институтов, реализация функций системыгосударственной власти, значительно отличаются от изложенных выше. Так, вДокладе Рабочей группы Государственного совета РФ по подготовке предложений осистеме органов государственной власти и управления в Российской Федерации[2][3] упомянуты следующиеочевидные недостатки государственного управления и государственной службы вРоссии:
1. Не заинтересованность государственных чиновников всех ранговв реализации интересов общества и государства, подмена этих интересов личными игрупповыми. Сращивание части государственного аппарата с отдельнымикоммерческими структурами, прямое делегирование последними своих представителейв органы исполнительной власти.
2. Кадровая «чехарда» в отношении значительной части лиц,занимающих государственные должности Российской Федерации, а также должностейвысшей группы государственных служащих лишает руководство возможностивыстраивать перспективу и стратегию развития возглавляемых ими организаций,порождает обстановку «рвачества» и целые когорты «чиновников-временщиков».
3. Отсутствие персональной ответственности руководителейорганов исполнительной власти. Распространенность системы коллегиальныхрешений, поиска «стрелочников» на уровне простых исполнителей. Институт критикируководителей ведомств со стороны средств массовой информации полностьюдевальвирован в силу изменения самой природы отношения населения и общества кСМИ и отсутствия какой-либо обратной связи между критикой и конкретнымипоследствиями.
4. Сочетание высокого уровня коррумпированностигосударственных служащих с их социальной незащищенностью и должностнымбесправием. Уровень официального денежного содержания противоречит реальнымстандартам потребления, порождает обстановку лжи, двоемыслия. Снижениепрофессионального, образовательного и культурного уровня управленческогоперсонала, снижение бюрократической культуры, навыков делопроизводства.
5. Неурегулированность вопросов выполнения государственнымиорганами в условиях рыночной экономики функций управления предприятиями,оказания государственными органами услуг коммерческого характера. Сочетание водном лице у части государственных служащих административного ипредпринимательского статусов дискредитирует саму идею государственной власти.
6. Недостатки действующего механизма правового регулированиягосударственной службы. Большей части правовых актов, к которым сделаны отсылкив Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации»,не существует. Закон не предусматривает единой методологической основыправового регулирования государственной службы, а также относит к федеральномуведению многое из того, что вполне можно передать на другие уровнирегулирования. В Законе не раскрыт базовый принцип организации государственнойслужбы – принцип служения государству, не рассмотрена взаимосвязь междуразличными видами государственной службы в системе государственного управления,не сформулировано положение о системе управления государственной службой.
Устранение отмеченных, а также многих других недостатковфункционирования государственной службы в системе государственного управленияРФ требует, по мнению авторов Доклада, проявления постоянной политической волик достижению нового качества кадровой составляющей государственного управления.Для достижения этой цели требуется реализация комплекса законодательных иорганизационных мер, «де коммерциализация» государственной службы, выведениеслужб, обеспечивающих представление услуг населению, за рамки государственныхорганов, демократизация кадровой политики, обеспечение открытости процессапринятия решений, коренное изменение системы подготовки и переподготовкиуправленческих кадров, формирование для этой цели системы госзаказа на конкурснойоснове [4].
В целом можно констатировать, что в развитии и реформированиироссийской государственной службы ныне наблюдаются две тенденции. Однатенденция состоит в определенном продвижении по пути демократическоймодернизации с учетом мирового опыта. Другая – в стремлении к оформлениюизолированной от общества бюрократической корпорации. Подобное противоречие неявляется исключением из общего правила. И в зарубежных странах сегоднянаблюдается столкновение тенденций, вызовов, ожиданий, требований обращенных ксистеме государственного управления и государственной службы. />/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>1.2. Организационнаяструктура государственного управления
Организационная структурагосударственного управления – это особое государственно-правовое явление,обусловленное общественно-политической природой, социально-функциональнойролью, целями и содержанием государственного управления в обществе. Оназаключает в себе определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязьчеловеческих ресурсов, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемыхобществом на формирование и реализацию государственно-управляющих воздействий иподдержание жизнеспособности самого субъекта управления. В ней концентрируютсямногие социальные и организационные качества государства.
В качествесистемообразующего элемента организационной структуры государственногоуправления выступает государственный орган, связанный с формированием иреализацией государственно-управляющих воздействий.
Государственный органпредставляет собой единичную структуру власти, формально созданную государствомдля осуществления закрепленных за ней его целей и функций [10, с.89].
Основу организационнойструктуры государственного управления составляют органы исполнительной власти.Они имеют разветвленную вертикаль: органы исполнительной власти и органы властисубъектов образуют единую систему исполнительной власти. Местное самоуправлениевыступает в виде особой подсистемы со своими объектами управления,компетенцией, процедурами и формами организации, материально-финансовымобеспечением, технологией деятельности персонала и др. элементами.
Построениеорганизационной структуры государственного управления: Линейное основаниесоздает структуру, при которой преобладает вертикальная, однонаправленнаяподчиненность органов, образующая строгую иерархическую пирамиду.Характеризуется: единоначалием, единством распорядительства, т. е. властьсосредоточена в одних руках, команды передаются строго от одного лица другому.
Достоинства: линейный типжестко формализован, придает структуре устойчивость, надежность,последовательность. Недостатки: слабо выражены обратные связи.
Функциональное основание:формирование государственных органов, специально приспособленных к ведениюконкретных функций управления. Проблема – в межфункциональной координации.
Линейно-функциональноеоснование – соединение линейного и функционального.
Программно – целевоеоснование – в основу организационной структуры закладывается какая-либо цельили комплексная программа.
Матричное основание –совмещает линейное и программно – целевое управление. Связано с территориальнымуправлением.
В.Г. Вишняков пишет: «Подструктурой органа понимается совокупность его подразделений, схемараспределения между ними функций и полномочий, возложенных на орган, и системавзаимоотношений этих подразделений». Он отмечает, что решающим образом навнутреннюю (форму системы влияют ее функции, которые получают нормативное бытиев компетенции. Структура служит организационной формой выражения функций в ихсистеме. Первоисточник функций лежит вне структуры, последняя есть орудие,обеспечивающее их выполнение [24].
Взяв за основу приведенныеопределения, а также исследования советских философов, можно предложитьследующее определение: организационная структура аппарата управления – это егоделение на организационные единицы и система управленческих связей в нем.
Принципам построенияаппарата государственного управления в советской литературе уделенозначительное внимание. Анализу подвергнуты линейное, функциональное,отраслевое, территориальное и иные начала управления. К сожалению, основныеусилия ученые сосредоточили на исследовании основ построения отдельных органовуправления, а поэтому не были полностью выявлены причины использованияразличных правил структурной организации аппарата, недостаточно вниманияуделялось их соотношению. Не достигнуто и единство мнений по этому вопросу.
«Основной, ведущийорганизационно-технический принцип (правило) построения советского аппаратауправления – территориально-производственный принцип», – утверждает Ц.А.Ямпольская [23]. Его суть в неразрывности двух начал – территориального ипроизводственного. Последнее, в свою очередь, «выступает как отраслевое и какфункциональное». Территориальность Ц.А. Ямпольская понимает очень широко. По еемнению, это значит, что деятельность органа распространяется на определеннуютерриторию, а следовательно, все органы специальной компетенции – «также органытерриториальные». При таком предельно широком уровне абстрактности мысль авторасводится к общеизвестной истине о пространственных границах любой социальнойактивности. К тому же Ц.А. Ямпольская (и не только она!) ставит знак равенствамежду отраслевой и линейной основами взаимоотношений структурных единиц, с чемнельзя согласиться. В то же время ценно, что автор выделяет территориальное,отраслевое, функциональное начала как чаще всего используемые на практике при созданииструктурных единиц, показывает необходимость их сочетания [18].
Г.И. Петров называет трипринципа построения органов государственного управления: функциональный,отраслевой, территориальный, а вопрос о принципах построения аппарата неставит. Не выяснены и вопросы о линейном начале, а также о взаимосвязяхразличных принципов. Предложенная схема неполно отражает реальнуюдействительность, оставляя в стороне некоторые формы структурной организации.П.Т. Василенков пишет о линейной, функциональной, производственно-отраслевой,производственно — территориальной, функционально-отраслевой системахуправления, беря за основу классификации различные варианты организационнойструктуры.
«Основнымиорганизационно-техническими принципами управления являются линейный,функциональный и линейно-функциональный. Они связаны с различными способамиразделения труда между органами и внутри органов. Соответственно существуют тритипа их структуры: линейный, функциональный, линейно-функциональный. Каждыйимеет свою качественную определенность, специфические черты». И хотя В.Г.Вишняков говорит здесь о структурах органов управления, его выводы могут бытьиспользованы и при изучении структуры аппарата. Плодотворен вывод о том, чторазличные принципы построения структур связаны с разнообразием способов разделенияуправленческого труда. В.Г. Вишняков отметил, что для классификацииорганизационных структур нужно выделить их основные типы. К такому же мнениюпришел и В.М. Манохин, который при этом указал на «необходимость разделениясуществующих организационных структур на типы и виды». О двух основныхтеоретически мыслимых типах структуры аппарата управления – линейном ифункциональном, – пишет Г.С. Яковлев. При этом он подчеркивает, чтосистемообразующим признаком является именно тип дифференциации аппарата [4].
Таким образом, всоветской науке в настоящее время теоретически обоснованы подходы к решениюрассматриваемой проблемы, применение которых позволит создать научныеконструкции, адекватно отражающие многообразие управленческой практики и учестьвсе новеллы структурной организации аппарата.
Общесоциологический законделения сложного труда на простые виды специализации труда действует и вуправлении. Объем и сложность организационной деятельности детерминируют ееделение на части, для осуществления которых образуются структурныеподразделения аппарата. Существуют два основных принципа специализацииуправленческого труда: линейный (объектный) и функциональный. Отсюда и два типапостроения структур: линейный и функциональный [1].
При реализации первоговсе управляемые объекты дифференцируются по определенным признакам наавтономные группы, и руководство каждой из них в полном объеме или в основномосуществляет специальный субъект. В результате возникают системы, основанные напрямом (организационном, административном) подчинении объектов субъекту,системы типа «начальник – подчиненный». Для линейной структуры характерныдифференциация аппарата по признаку объекта управления и наделение создаваемыхтаким образом структурных единиц широкими распорядительными полномочиями.
Не следует отождествлятьлинейное и ведомственное подчинение, поскольку последнее разновидность первого.В законодательстве линейная подчиненность обозначается разными терминами. Так,Конституция СССР такую иерархическую связь называет подчиненностью (ст. 146),подотчетностью (ст. 149), подведомственностью (ст. 134). Подведомственностьпонимается не как подчинение только вышестоящему органу специальнойкомпетенции, но как вообще линейное подчинение. В Конституции оказано оборганах, подведомственных Совету Министров; есть органы, подведомственныеисполкому. Закон о здравоохранении говорит об учреждениях здравоохранения,которые «находятся в ведении» министерств; Воздушный кодекс – о воздушныхсудах, «находящихся в ведении государственных предприятий, учреждений,организаций» [24].
При линейных связях однаструктурная единица аппарата нормативным актом передана в ведение, подчиненадругой, они относятся друг к другу как ниже- и вышестоящие подразделенияаппарата, и нижестоящая по широкому кругу вопросов обязана выполнятьнормативные и индивидуальные акты вышестоящей, отчитываться перед ней.
Существует нескольковидов линейной подчиненности. Один из них – отношения между Советом МинистровСССР и Советами Министров союзных республик, между последними и правительствамиАССР. Так, Совет Министров СССР направляет и координирует деятельность СоветовМинистров союзных республик по проведению в жизнь решений высших органовгосударственной власти и управления СССР; Совет Министров РСФСР направляет ипроверяет работу Советов Министров автономных республик. Вторая разновидностьлинейных связей: между правительством союзной, автономной республики иисполкомами местных Советов, между выше- и нижестоящими исполкомами. Вназванных случаях речь идет об отношениях органов управления общей компетенцииразного уровня. Следующий вид линейных взаимоотношений – между органамиуправления общей и специальной компетенции. Указанный вид характеризуетсяособой специфичностью. Так, в отношениях Совета Министров СССР с Академиейнаук, Комитетом народного контроля, Министерством финансов, ВАКомобнаруживается много различий. То же можно сказать об отношениях исполкома суправлениями культуры и внутренних дел.
Еще одна, причем самаяраспространенная разновидность линейной подчиненности – отношения выше инижестоящих структурных единиц в рамках единого ведомства. Они могут бытьпостроены на началах строгой централизации, двойного подчинения, широкойсамостоятельности нижестоящих и т. д.
Второй принцип разделениятруда по управлению, а следовательно, и построения систем – функциональный. Оноснован на поли-, функциональности социальных организаций. Каждаяуправленческая единица занимается разными видами деятельности, выпускаетнеоднородную продукцию, выполняет ряд управленческих функций. Значит, можновыделить те или иные виды деятельности объектов и по этому признакудифференцировать труд по управлению ими. В этом случае субъект управленияруководит только определенным видом деятельности объекта, определенной функцией,частью, а не всей деятельностью объекта. В таком случае иными функциями объектаруководят другие субъекты и он попадает в ведение различных субъектов.
Функциональнаяподчиненность чаще всего означает, что субъект управления в рамках определеннойфункции вправе осуществлять нормативное, методическое руководство, контроль,административное принуждение или наделен хотя бы одним из названных полномочий.Здесь, как правило, выделяется какая-то часть деятельности в рамкахопределенной функции. Спектр властных полномочий субъектов управления в этихслучаях довольно узок. Их власть может быть «положительной», связанной ссозидательной деятельностью (право распределять продукцию, осуществлятьметодическое руководство и т. д.), и юрисдикционной, связанной с правонарушениями(право приостанавливать работу, отстранять от должности, взыскивать незаконнополученное и т. д.). Функциональная власть может быть внутриведомственной имежведомственной. Так, штаб МВД СССР наделен внутриведомственной, а ГАИ –межведомственной властью.
Различие линейных форм ифункциональных начал в управлении состоит в объеме властных полномочийсубъектов управления. Но только по такому признаку построить организационныеструктуры невозможно. Как правило, структурные единицы аппарата руководят невсеми, а только какой-то частью объектов управления, в их ведение передаетсякакая-то группа органов, предприятий, должностей. Группировка управляемыхединиц производится главным образом на основе двух признаков: территориальногои производственного.
В территориальныхструктурах организационно объединены элементы, компактно расположенные наопределенной части территории государства. В этом случае главнымсистемообразующим фактором является местонахождение объектов управления.
При сочетании территориальногоначала с линейным возникают линейно-территориальные структуры, а если оносочетается с функциональным – соответственно функционально-территориальныеструктуры. По линейно-территориальному принципу построены, например, структурымногих промышленных объединений, занимающихся лесозаготовками, строительныхглавков, а по функционально-территориальному принципу–системы воинского учета,стандартизации в каждой области.
Деятельность людей,коллективов может быть направлена на создание определенных материальных илидуховных ценностей, оказание услуг, управление. Особые виды деятельностипредставляют собой не только добыча угля, автомобилестроение, просвещение,здравоохранение, оборона, но и стандартизация, ценообразование, планирование,контроль.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯРАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>2.1. Порядокзанятия государственной должности
Порядок занятиягосударственной должности определяется в контракте. Контракт содержит вотношении вопросов поступления, прохождения и прекращения государственнойслужбы особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде.
Контракт с госслужащимзаключается в письменной форме на срок не менее одного года руководителемсоответствующего государственного органа. Контракт является основанием дляиздания решения, приказа, распоряжения, иного акта соответствующегогосударственного органа, должностного лица.
Контракты, заключаемые сгражданином, поступающим на государственную службу, должны соответствоватьПримерной форме контракта с государственным служащим, которая приведена вприложении к Положению о порядке и условиях заключения контрактов сгосударственными служащими, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от07.10.2003 № 1271.
Вместе с тем сгражданами, поступающими на госслужбу на период выполнения обязанностейвременно отсутствующего госслужащего, заключается срочный трудовой договор впорядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде.
Контракты заключаются сгражданами, достигшими 18-летнего возраста. Отдельно следует отметить, что нынедействующим Законом установлен предельный возраст пребывания на государственнойслужбе, который составляет 65 лет, кроме случаев, предусмотренных Конституциейи законодательными актами Республики Беларусь. Например, в соответствии сКонституцией предельный возраст членов Конституционного Суда – 70 лет.
При достижениигосслужащим предельного возраста пребывания на госслужбе он освобождается отзанимаемой должности по истечении того месяца, в котором он достиг указанноговозраста. Поэтому при проведении работы по заключению, продлению,перезаключению контрактов с государственными служащими, чей возрастприближается к вышеуказанному, необходимо учитывать, чтобы достижениеработником этого возраста и истечение срока действия контракта совпадали[1, с.165].
В связи с императивностьюнормы, устанавливающей предельный возраст пребывания на госслужбе, на практикевозникли случаи, когда работники, достигшие 65 лет, еще работали и момент ихувольнения однозначно определить было невозможно. Контракты, заключенные сними, не содержали подобного основания увольнения. Кроме того, они могли бытьуволены сразу после вступления в силу Закона о госслужбе, несмотря на срок, накоторый заключен контракт, не реализовав предоставленное им этим же Закономправо на отставку. Министерство труда и социальной защиты сразу жеотреагировало на сложившуюся ситуацию письмом от 04.08.2003 № 05-02-11/3568«О применении ст. 41 Закона Республики Беларусь „О государственнойслужбе в Республике Беларусь“, рекомендовавшим нанимателям, в связи с темчто законодательством не предусмотрен срок, в течение которого следуетпрекратить трудовые отношения с государственными служащими, достигшимипредельного возраста пребывания на государственной службе до вступления в силунового Закона, освобождать государственных служащих, достигших предельноговозраста пребывания на государственной службе до вступления в силу новогоЗакона, по истечении месячного срока с момента вступления в силу Закона РБ»О государственной службе в Республике Беларусь” [21, с.138].
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>2.2. Существенные условия контракта
В контракте должны бытьуказаны следующие сведения и условия, включение которых является обязательным,и стороны не могут договориться об ином:
1) дата подписания;
2) данные огосударственном служащем и нанимателе;
3) место работы,должность государственного служащего;
4) срок действияконтракта;
5) основные права сторон,в т.ч. право нанимателя на:
– уменьшение (лишение)премий всех видов независимо от привлечения государственного служащего кдисциплинарной ответственности за:
отсутствие на рабочемместе без уважительной причины, несвоевременное выполнение или невыполнениедолжностных обязанностей без уважительных причин;
использованиегосударственного имущества не в служебных целях;
– уменьшениегосударственному служащему отпуска в соответствующем году на число дней прогулаили умышленного неисполнения им должностных обязанностей более трех часов втечение рабочего дня без уважительных причин. При этом отпуск должен быть неменее 21 календарного дня;
– понижение в классе(звании) за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей насрок до 6 месяцев. Понижение в классе не может быть более чем на один класс, ав звании (специальном, персональном) – ниже чем на одну ступень;
6) основные обязанности иответственность сторон, в т.ч. полная материальная ответственность за ущерб,причиненный нанимателю по вине государственного служащего излишними денежнымивыплатами (за исключением случаев счетной ошибки), неправильным учетом ихранением материальных или денежных ценностей, их хищением, уничтожением;
7) условия организации иоплаты труда государственного служащего (с учетом результатов его работы),предусматривающие зависимость мер поощрения от соблюдения правил внутреннеготрудового распорядка;
8) дополнительные мерыстимулирования труда в пределах средств, предусмотренных на содержаниегосударственного органа, в т.ч.:
– предоставлениедополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до пятикалендарных дней;
– повышение должностногооклада (не более чем на 50%, если больший размер не предусмотрензаконодательством) [13, с.27]./>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>2.3. Основания прекращения контракта
Контракт прекращается вслучаях:
1) истечения срокадействия;
2) соглашения сторон;
3) достижениягосударственным служащим предельного возраста, установленного для пребывания нагосударственной службе;
4) возникновения(установления) обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 33 Закона о госслужбе;
5) истечения срока,досрочного прекращения полномочий на государственной должности;
6) несоблюденияограничений, связанных с государственной службой;
7) разглашения сведений,составляющих государственные секреты;
8) отказа от принесенияприсяги;
9) нарушения требованийзаконодательства при приеме на государственную службу;
10) отставки;
11) грубого нарушениядолжностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением нагосударственной службе;
12) прекращениягражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или егоутраты;
13) неудовлетворительногорезультата предварительного испытания;
14) вступления в законнуюсилу обвинительного приговора суда.
При прекращении действияконтракта по основаниям, перечисленным в пп. 3–14, в решении (приказе,распоряжении) или ином акте соответствующего государственного органа,должностного лица об увольнении государственного служащего и в его трудовойкнижке делаются ссылки соответственно на ст. 33 и 40 Закона о госслужбе.
При этом следуетотметить, что приведенный выше перечень оснований расторжения контракта хотя ине является исчерпывающим (в соответствии со ст. 40 Закона госслужба может бытьпрекращена и в иных случаях), но вместе с тем содержит достаточно широкийспектр оснований прекращения госслужбы в отличие от ранее регламентирующегоэтот же круг вопросов Закона 1994 г. Напомним, что ранее к таким основаниямпрекращения госслужбы, кроме предусмотренных законодательством о труде,относились только отставка, истечение срока контракта, непредставлениедекларации о доходах и достижение работником пенсионного возраста при наличии унего права на полную пенсию по возрасту, если наниматель не сохранил с нимтрудовых отношений (в настоящее время подобное основание отсутствует). Причемстоит отметить следующее: в связи с тем, что в Закон о службе в госаппарате1994 г. изменения после 1995 г. не вносились вообще, вопросы регламентацииобщественных отношений более полно раскрывались в постановлении СоветаМинистров РБ от 31.01.1994 № 49, которым были утверждены и Положение о порядкеи условиях заключения контракта со служащими государственного аппарата, иПримерная форма контракта [15, с.79]./>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>2.4. Основания досрочного расторжения контракта
В отличие от нынедействующих оснований прекращения госслужбы, которые все же значительнопроработаны и более подробно перечислены и в Законе о госслужбе, и впостановлении Совета Министров РБ от 07.10.2003 № 1271, перечень основанийдосрочного расторжения контракта изменений и дополнений не претерпел.
Помимовышеперечисленного, Закон о госслужбе по-иному подходит к наполняемости понятия«отставка», а также привнес особенности в зачет стажа госслужбы. Вчастности, сейчас в стаж госслужбы засчитывается время предыдущей занятиюгосдолжности работы в государственных организациях на определенных должностях иопределенной продолжительности. Кроме того, в отличие от установленногоТрудовым кодексом 3-месячного срока предварительного испытания, срокпредварительного испытания для госслужащих увеличен Законом о госслужбе до 6месяцев.
В заключение хочетсяотметить, что в настоящее время госслужащим к отпуску выплачивается пособие наоздоровление вместо оказываемой ранее материальной помощи. Изменение правовогостатуса выплаты привело к обложению ее подоходным налогом и начислению взносовпо государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населенияМинтруда и соцзащиты. Это обусловлено тем, что данный вид выплаты в отличие отматериальной помощи не входит в доходы, которые не подлежат налогообложению всоответствии с п. 1 ст. 3 Закона РБ от 21.12.1991 № 1327-XII «О подоходномналоге с физических лиц», и не является выплатой, включенной в Переченьвидов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальномустрахованию в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты,утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главная функциягосударственной службы, и в этом ее суть, – служить обществу (ради этого она исоздается), обеспечивать устойчивую связь государства и общества, государства иего граждан, в своей деятельности практически реализовывать демократическиепринципы, расширять условия для создания гражданского общества, мотивироватьразвитие его самоуправленческой деятельности средствами профессиональнойуправленческой работы, максимально делегировать функции управления общественныминститутам, гражданам, словом, развивать и поддерживать их свободнуюжизнедеятельность на основе не только права, но и тех духовно-нравственныхпринципов, ценностей, которые являются определяющими для народногосамосознания. Поэтому государственная служба, не только социально-правовойинститут общества, но его духовно-патриотический лидер, интеллектуальный центр,призванный управленческими средствами подвигать общество па практическоеосуществление его целей: социальной справедливости и достижения достойной жизнисвоих членов, развития демократических институтов, формирования высокойдуховности каждого своего члена, развития науки, культуры, образования.
Ключевым в исполнениигосударстве иной должности является не только высокий профессионализмгосударственного служащего, но его личностные качества, гражданская позиция,высокая нравственность и умение служить своему отечеству. Поэтому,государственную службу следует рассматривать не только как управленческийсоциально-правовой институт, но и как духовно-нравственный, интеллектуальныйгенератор общества, направленный на саморазвитие его внутренних сил, интеграциюусилий его граждан в целях самореализации сущностных потребностей, интересов, втом числе духовно-культурных, экономических, политических, научно-технических идругих.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антонова Н.Б., Захарова Л.М, ВечерЛ.С. Теория и методология государственного управления: Курс лекций. – Мн.:Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.
2. Атаманчук Г. В. Государственноеуправление. Организационно-функциональные вопросы. Учебное пособие. М.:Экономика. 2000.
3. Атаманчук Г. В. О реформированиигосударственной службы //Государственная служба России: проблемы становления иразвития. М.: РАГС. 2001.
4. Атаманчук Г.В. Теория государственногоуправления. Курс лекций. Изд.2-е, дополн. – М.: Омега-Л, 2004.
5. Бахрах Д. Н. Организационныеструктуры государственного управления /Д. Н. Бахрах. //Правоведение. – 1981. –№ 6. – С. 27 – 36
6. Вишняков В. Г. Структура и штатыорганов советского государственного управления. – М., 1972.
7. Государственная служба (комплексныйподход): Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Дело. 2000.
8. Забелов СМ., Забелов П.С. Правовоерегулирование государственного управления: Учебное пособие. – Мн.: Академияуправления при Президенте Республики Беларусь, 2004.
9. Конституционное (государственное)право зарубежных стран. М.: Изд-во Бек, 1995. Т. 2.
10. Лужков Ю. М. Путь к эффективномугосударству: План преобразования системы государственной власти и управления вРоссийской Федерации. 2-е изд. М.: МГУ. 2002.
11. Манохин В. М. Порядок формированияорганов государственного управления. – М., 1963.
12. Манохин В. М. С учетом отраслевого итерриториального принципов. // Советское государство и право, 1979. № 10. С.21–30.
13. Марков М. Теория социальногоуправления. – М., 1978.
14. Мельников В. П., Нечипоренко В. С.Государственная служба в России: отечественный опыт организации исовременность. М.: РАГС. 2000. Ч. 1-2.
15. Научные основы государственногоуправления в СССР. – М., 1968.
16. Основы европейской хартии местногосамуправления: методическое пособие для высших учебных заведений. – 2 изд.,перераб. и доп. /Под ред. В.А. Черникова. – М., 2000.
17. Петров Г. И. Советскоеадминистративное право. Общая часть. СПб.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970.
18. Политико-административные отношения:кто стоит у власти? /Под ред. Тони Верхейна. Пер. с англ. – М.: «Правачеловека», 2001.
19. Политическая энциклопедия. В двухтомах. М.: Мысль, 1999. Т. 2.
20. Политические институты на рубеже тысячелетий.Отв. ред. К. Г. Холодковский. Дубна: Феникс. 2001.
21. Старилов Ю. Н. Институтгосударственной службы: содержание и структура //Государство и право. 1996, №5.
22. Чиркин В. Е. Основы сравнительногогосударство ведения. М.: Артикул. 1997.
23. Чиркин В.Е. Государственноеуправление. Элементарный курс. – М.: «Юрист», 2001.
24. Шаститко А.Е. Неоинституциональнаяэкономическая теория. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Экономический факультет,ТЕИС, 1999.
25. Яковлев Г. С. Аппарат управления:принципы организации. – М., 1974.
26. Ямпольская Ц. А. Органы советскогогосударственного управления современный период. – М., 1954.