Управление налоговой системой Российской Федерации

Содержание
 
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Список используемой литературы
 

Задание1
 
Управление налоговойсистемой Российской Федерации
Цельи задачи управления налоговой системой
Управлениеналогообложением — комплексное понятие, включающееналоги как объект управления и налоги как инструмент. Исходя из этого, с однойстороны, это целенаправленная деятельность работников финансового и налоговогоаппаратов по управлению процессами формирования централизованных идецентрализованных денежных фондов, образуемых главным образом за счет налогов,и контролю за этими процессами, а с другой — управление органами системыМинистерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможеннойслужбы и т.д.
Управлениеналогообложением направлено на решение общенациональных задач на макроуровне испецифических задач — на микроуровне.
Кобщенациональным задачам управления следует отнести:
·образованиецентрализованных бюджетных и внебюджетных фондов путем мобилизации налоговыхпоступлений;
·установлениенаиболее оптимального соотношения налоговых ресурсов между звеньями бюджетнойсистемы;
·составлениекраткосрочных и долгосрочных программ и планов поступления налогов сиспользованием данных учетной и статистической отчетности, а также информациидля принятия решений.
Специфическимизадачами управления можно считать:
·определениеучастия юридических и физических лиц в налоговых доходах бюджета;
·разработкунаучно обоснованных ставок налогов, систем оценочных показателей налогооблагаемойбазы;
·осуществлениеконтроля за налоговыми поступлениями физических и юридических лиц, а такжепроведение жестких мер против лиц, уклоняющихся от уплаты налогов.
Общееуправление налогами в России возложено на высшие органы государственной власти- Президент РФ, Государственная Дума РФ, Федеральное собрание РФ, ПравительствоРФ. Именно они определяют основные принципы налогообложения, разрабатываютналоговую политику. В соответствии с Конституцией РФ Федеральное собрание РФ,как законодательный орган, рассматривает Законы о налогах, сборах и обязательныхплатежах.
Налоговыеорганы в РФ
Налоговыеорганы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдениемзаконодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой исвоевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, за правильностьюисчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иныхобязательных платежей.
Вединую систему органов оперативного управления налогами входят Министерствофинансов РФ и его органы на местах, Федеральная налоговая служба и налоговыеинспекции на местах, Федеральная таможенная служба и таможни на местах.
Министерствофинансов РФ
Министерствофинансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающимпроведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ икоординирующим деятельность в этой сфере федеральных органов исполнительнойвласти.
Финансовыеорганы на местах занимаются конкретными вопросами налогообложения, аименно:
·совместнос налоговыми инспекциями осуществляют ревизии юридических лиц;
·принимаютмеры к укреплению налоговой дисциплины;
·осуществляютконтроль за нижестоящими финансовыми органами по выполнению ими своих налоговыхобязательств;
·составляютдоходную часть своих бюджетов, получая при этом сведения от налоговых инспекций;
·представляютналогоплательщиками отсрочки и рассрочки платежей по налогам с уведомлением опринятых решениях налоговых органов;
·решаютвопрос совместно с налоговыми органами о неприменении финансовых санкций кналогоплательщикам в случае задержки ими уплаты налогов;
·получаютсведения от налоговых органов о поступлении налоговых доходов в бюджет, а такжедругую информацию для регулирования бюджетного процесса.
Федеральнаяналоговая служба
Федеральнаяналоговая служба является федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФо налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностьювнесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренныхзаконодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностьювнесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также запроизводством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной итабачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределахкомпетенции налоговых органов.
ФНСосуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
·осуществляетконтроль а надзор за: соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах,правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов;
·выдаетв установленном порядке лицензии (разрешения) на: производство, хранение иоборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив,хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции; производство,хранение, поставку спиртосодержащей непищевой продукции; производство табачныхизделий;
·осуществляет:государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качествеиндивидуальных предпринимателей в крестьянских (фермерских) хозяйств; установкуи пломбирование контрольных спиртоизмеряющих проборов на предприятиях и ворганизациях по производству этилового спирта из сырья всех видов;
·регистрируетв установленном порядке: договоры коммерческой концессии; контрольно-кассовуютехнику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями всоответствии с законодательством Российской Федерации;
·ведетв установленном порядке: учет всех налогоплательщиков; государственный сводныйреестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство;сводный государственный реестр выданных лицензий, лицензий, действие которыхприостановлено, и аннулированных лицензий на производство,; реестр лицензий напроизводство табачных изделий; реестры разрешений на учреждение акцизныхскладов, в том числе сводный реестр разрешений; единый государственный реестрлотерей, и др.
·бесплатноинформирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующихналогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствиис ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов,правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и ихдолжностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняетпорядок их заполнения;
·осуществляетв установленном законодательством РФ порядке возврат или зачет излишне уплаченныхили излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
·принимаетв установленном законодательством РФ порядке решения об изменении сроков уплатыналогов, сборов и пеней;
·устанавливает(утверждает): форму налогового уведомления; форму требования об уплате налога;форму заявления о постановке на учет в налоговом органе; форму свидетельства опостановке на учет в налоговом органе; форму и требования к составлению актаналоговой проверки; форму справки о полученных физическими лицами доходах и др.
·осуществляетв установленном порядке проверку деятельности юр.лиц, физ.лиц, фермерскиххозяйств в установленной сфере деятельности;
·обеспечиваетв пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственнуютайну;
·организуетприем граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращенийграждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы вустановленный законодательством Российской Федерации срок;
·обеспечиваетмобилизационную подготовку центрального аппарата и территориальных органовСлужбы;
·организуетпрофессиональную подготовку работников центрального аппарата и территориальныхорганов Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
·осуществляетв соответствии с законодательством РФ работу по комплектованию, хранению, учетуи использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы;
·взаимодействуетв установленном порядке с органами государственной власти иностранныхгосударств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
·проводитв установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты наразмещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг длянужд ФНС, а также на проведение научно-исследовательских работ длягосударственных нужд в установленной сфере деятельности.
Федеральнаятаможенная служба
Федеральнаятаможенная служба (ФТС) является федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по контролю инадзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля испециальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями иадминистративными правонарушениями. ФТС осуществляет свою деятельностьнепосредственно, через таможенные органы и представительства ФТС за рубежом вовзаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органамиисполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления,Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями.
ФТСосуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
·осуществляетвнимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных икомпенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисленияи своевременность уплаты укзанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры поих принудительному взысканию;
·обеспечиваетсоблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ огосударственном регулировании внешнеторговой деятельности и международнымидоговорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых черезтаможенную границу РФ;
·осуществляетобеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательстваРФ;
·осуществляеттаможенное оформление и таможенный контроль;
·обеспечиваетв пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
·ведеттаможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;
·информируети консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участниковвнешнеэкономической деятельности;
·осуществляетв пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных сперемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
·осуществляетпроизводство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение такихдел в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях;
·осуществляетдознание и производство неотложных следственных действий в соответствии суголовно-процессуальным законодательством РФ;
·осуществляетв соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность;
·осуществляетв установленном порядке разработку и создание используемых таможенными органамиинформационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;
·осуществляетфункции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета,предусмотренных на содержание ФТС и реализацию возложенных на нее функций;
·обеспечиваетв пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственнуютайну;
·рассматриваетжалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностныхлиц;
·организуетприем граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращенийграждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы вустановленный законодательством РФ срок;
·обеспечиваетмобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельностинаходящихся в ее ведении организаций по мобилизационной подготовке;
·организуетпрофессиональную подготовку должностных лиц таможенных органов, ихпереподготовку, повышение квалификации и стажировку;
·реализуетпрограммы развития таможенного дела в РФ.
Федеральнаяслужба по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ.
Основнаясфера деятельности Федеральной службы по экономическим иналоговым преступлениям — предупреждение, выявление и пресечение налоговыхпреступлений оперативно-розыскная деятельность и контроль за исполнениемзаконодательства о налогах и сборах.
Кроме,того на эту государственную структуру возложены обеспечение безопаснойдеятельности налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправныхпосягательств при исполнении служебныхобязанностей, а также предупреждение,выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
Налоговаяполитика государства
Налоговаяполитика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленныхна установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости отхарактера поставленных в данный момент макроэкономических задач.
Обычноцели и задачи налоговой политики определяются в зависимости от конкретнойэкономической конъюнктуры. Основы налоговой политики закладываются на каждыйфинансовый год через принятие государственного бюджета.
Определивцели и задачи налоговой политики, государство выбирает методы и инструменты ееосуществления. Использование того или иного метода зависит от конкретнойобстановки, а также традиций. Как правило, государство применяет комплексныйподход.
Принятовыделять три типа налоговой политики государства. Первый тип — политикамаксимальных налогов. При этом повышение налогов, тем не менее, обычно несопровождается ростом государственных доходов. Второй тип — политикаразумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечиваяему благоприятный налоговый климат. Третий тип — налоговая политика,предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительнойсоциальной защите. При сильной экономике все указанные типы налоговой политикиуспешно сочетаются.
Налоговаястратегия преследует следующие задачи:
·экономические- обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидациядиспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;
·социальные- перераспределение национального дохода в интересах определенных групп путемстимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;
·фискальные- повышение доходов государства;
·международные- укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятныхусловий для платежного баланса.
Налоговаяполитика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собойсовокупность организационно-правовых норм и методов управленияналогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстрочныхинструментов.
Косновным элементам налогового механизма относятся структуры налоговой системы,межбюджетные налоговые отношения, объекты налогообложения, ставки налогов иналоговые льготы.
Объектыналога, ставки и льготы влияют, в основном, на решения микроэкономическихсубъектов хозяйствования, так как именно эти элементы определяют объем налоговыхизъятий у конкретных налогоплательщиков.
Эффективностьиспользования налогового механизма реализуется в высокой собираемости налогов.
 

Задание2
 
Транспортныйналог, его основные элементы
Транспортныйналог относится к региональным налогам и устанавливается главой  28 НК РФ изаконами субъектов РФ, в которых определяются ставка налога (в  пределах,установленных НК РФ), порядок и сроки его уплаты и форма отчетности.  Также взаконах субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и  основания дляих использования налогоплательщиком.
Налогоплательщикаминалога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства,признаваемые объектом налогообложения.
Объектомналогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы идругие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу,самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы,мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другиеводные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленномпорядке в соответствии с законодательством РФ.
Неотносятся в объектам налогообложения:
·весельныелодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не более 5 лошадиных сил;
·автомобилилегковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а такжеавтомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт),полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения вустановленном законом порядке;
·промысловыеморские и речные суда;
·пассажирскиеи грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (направе хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основнымвидом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовыхперевозок;
·тракторы,самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы,специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесенияминеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированныена сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые присельскохозяйственной продукции;
·транспортныесредства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управленияфедеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотренавоенная и (или) приравненная к ней служба;
·транспортныесредства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона(кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
·самолетыи вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.
Налоговаябаза по налогу определяется отдельно по каждому транспортномусредству:
·вотношении транспортных средств, имеющих двигатели — как мощность двигателя транспортногосредства в лошадиных силах (для воздушных транспортных средств, для которыхопределяется тяга реактивного двигателя, — как суммарная паспортная статическаятяга всех реактивных двигателей);
·вотношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которыхопределяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровыхтоннах;
·вотношении прочих водных и воздушных транспортных средств — как единицатранспортного средства.
Налоговымпериодом признается календарный год.
Отчетныйпериод для юридических лиц — квартал (в том случае, если онустановлен в законах субъектов РФ).
Налоговыеставки устанавливаются законами субъектов РоссийскойФедерации в пределах, предусмотренных НК РФ, при этом возможно установлениедифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортныхсредств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
Юридическиелица исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа самостоятельно.Сумма налога, подлежащая уплате физическими лицами, исчисляется налоговыми органамина основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами,осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территорииРФ, и направляется налогоплательщиками — физическим лицам в виде налоговогоуведомления в срок не позднее 1 июня года налогового периода.
Втом случае, если данные о транспортных средствах, имеющиеся в налоговыхорганах, не соответствуют действительности, налогоплательщик — физическое лицо,увидев в полученном налоговом уведомлении неверные сведения, может обратиться вналоговый орган с соответствующим заявлением в произвольной форме.
Сумманалога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведениесоответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Прирегистрации транспортного средства или снятии его с регистрации в течениеналогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента,определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данноетранспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числукалендарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрациитранспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрациипринимается за полный месяц.
Уплатаналога производится налогоплательщиками по месту регистрациитранспортных средств в порядке и сроки, которые устанавливаются законамисубъектов РФ.
Юридическиелица представляют в налоговый орган по месту регистрации транспортных средствналоговую декларацию. Физические лица, уплачивают транспортный налог наосновании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
 
Задание3
 
Задача 61
Организация с 1 январяперешла на упрощенную систему налогообложения. На балансе организации числятсяследующие основные средства:
-сроком полезного использования до трех лет первоначальной стоимостью 180 тыс.руб., остаточной стоимостью 120 тыс. руб.;
-сроком полезного использования до девяти лет первоначальной стоимостью 480 тыс.руб., остаточной стоимостью 320 тыс. руб.;
— сроком полезногоиспользования двадцать лет первоначальной стоимостью 320 тыс. руб., остаточнойстоимостью 210 тыс. руб.
Доходы организациисоставили 12580 тыс. руб., расходы 7800 тыс. руб., в том числе взносы наобязательное пенсионное страхование 34 000 руб.
Требуется: определить сумму единого налога, подлежащего уплате в бюджет.
Решение:
Упрощенная системаналогообложения (УСН) применяется наряду с общей системой налогообложения,предусмотренной Налоговым Кодексом РФ. Применение Упрошенной системыналогообложения предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций,налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единогоналога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации заотчетный период.
а) Если объектомналогообложения являются доходы организации;
Налоговая база – 12 580000 руб. (доходы организации).
Сумма исчисленногоединого налога = 12 580 000/>6% = 754 800 руб.
Сумма единого налога куплате с учетом пенсионного вычета = 754 800-34 000 (взносы наобязательное пенсионное страхование) = 720 800 руб.
Всего к уплате вбюджет: 720 800 (единый налог) + 34 000 (пенсионное страхование) =754 800 руб.
         б) Еслиобъектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на сумму расходов:
Налогооблагаемая база =12 580 000 – 7 800 000 = 4 780 000 руб.
Сумма единого налога =4 780 000/>15% = 717 000 руб.
Сумма минимальногоединого налога 1% = 12 580 000/>1% = 125 800 руб.
125 800
Всего в бюджет:717 000 (налог) + 34 000 (пенс.) = 751 000.
Таким образом, сравнив2 метода определения суммы единого налога, можно утверждать, что для даннойорганизации выгоднее в качестве налогооблагаемой базы принять доходыуменьшенные на сумму расходов организации.
Задание4
 
Задача 101
Гражданин А. имеет всобственности  квартиру инвентаризационной стоимостью 1 500 тыс. руб.,автомобиль стоимостью 350 тыс.руб.
Требуется: определитьсумму налога на имущество физических лиц, подлежащую оплат в бюджет.
Решение:
Квартира 1 500 000руб., автомобиль 350 000 руб.
Налоговые ставки наимущество в зависимости от стоимости:
— при стоимостиимущества до 300 тыс.руб. – до 0,1%;
— от 300 тыс.руб. до500 тыс.руб. – от 0,1% до 0,3%;
— более 500 тыс.руб. –от 0,3% до 2% в зависимости от территориальной регистрации объекта.
         Сумма налогана имущество физических лиц:
         (1 500 000+ 350 000)/>0,3%= 5 550 руб. – min
         (1 500 000+ 350 000)/>2%= 37 000 руб. – max

Списокиспользуемой литературы
 
1. КамалянА.К. Налоги и налогообложение, 2006;
2. ЛыковаЛ.Н. Налогообложение в России, 2004;
3. РомановскийМ.В., Врублевский О.В. Налоги и налогообложение, 4 изд., 2004;
4. ЧерникД.Г. Налоги и налогообложение, 2 изд., 2003.