Организация работы фармацевтического предприятия

Содержание
Введение
1. Статус и номенклатурааптечных организаций
2. Торговые функцииаптечных организаций
3. Организация работы аптечногопункта
3.1 Характеристика базыисследования
3.2 Анализ ассортиментныхгрупп
3.3 Ценообразование налекарственные средства, реализуемые через аптечный пункт
3.4 Анализ валовогодохода. Прогноз валового дохода на ближайший период
3.5 Учёт в аптечном пункте
Выводы, предложения
Список использованнойлитературы

Введение
 
Фармацевтическийрынок России является одним из быстрорастущих в мире. Объем фарм. Рынка в 2007году составил 14,3 млрд. долл. (с НДС) в ценах конечного потребления, ирост к предыдущему году был на уровне 16%. Такие высокие показатели позволили Россиизанять 11-ое место среди ведущих фармацевтических рынков планеты.
Основную долюроссийского фарм. рынка занимают продажи через аптеки готовых лекарственныхсредств (ГЛС). Благоприятная экономическая ситуация в стране (в 1-м полугодии2008 г.), обеспечивающая быстрый рост платежеспособного спроса, а такжекачественное улучшение отношения россиян к своему здоровью – сказались на фарм.рынке страны.
По итогам 1-гополугодия 2008 г. объем коммерческого рынка ГЛС в потребительских ценах сНДС вырос на 21% к аналогичному периоду 2007 г.
В условияхмирового финансового кризиса отечественный фарм. рынок продолжает расти. Объемкоммерческого рынка ГЛС в сентябре 2008 г. вырос на 19% по сравнению с августом2008 г. Средняя стоимость упаковки ГЛС за последний месяц выросла на 4,9%.Фактор роста цен – один из основных факторов роста рынка в 2008 г.
Насовременном этапе рыночных отношений + кризис обостряется жесткаяконкуренция между участниками фармацевтического рынка, что обуславливает поискэффективных методов управления. Наблюдаются процессы разделения, объединения,укрупнения и ликвидации фарм. организаций.
Активныйрост, предполагавший значительные финансовые вливания, стал затруднительным илиневозможным в связи с кризисными явлениями на мировом финансовом рынке. В итогеряд активно развивающихся компаний розничного сектора (в том числефармацевтического) были вынуждены пересмотреть стратегию развития сэкспансивного роста и наращивания инфраструктурного потенциала на качественноеразвитие, увеличение оборота существующих точек и конечно же увеличениеприбыли, путем таких преимуществ как: широта ассортимента, повышение культурыобслуживания, низкие цены, дополнительные услуги, и т.п.
В связи сэтим является очень актуальными изучение вопросов организации работы аптек иаптечных пунктов, изучение нормативно – правовой базы и особенностей подхода куправлению аптечным ассортиментом, что и послужило причиной выбора данной темыдля моей курсовой работы.

1. Статуси номенклатура аптечных организаций
Лекарственноеобеспечение является основополагающей частью системы традиционногоздравоохранения. В то же время, лекарственное обеспечение может рассматриватьсякак самостоятельная отрасль со всеми особенностями, характерными для процессовпроизводства и реализации продукции. Поэтому возникает противоречие междугосударственными социальными гарантиями на медицинскую, в том числе илекарственную, помощь и интересами производителей, поставщиков, промежуточных иконечных потребителей фармацевтической продукции. Кроме того, лекарственноеобеспечение является одной из самых сложных проблем реформированияздравоохранения в связи с тем, что:
1) постоянновозрастает роль медикаментозной составляющей в лечебно-диагностическомпроцессе;
2)увеличивается номенклатура лекарственных средств на фармацевтическом рынкеРоссии, в том числе появляется большое количество аналогичных по действиюпрепаратов, значительно различающихся по стоимости;
3) появляютсяновые поставщики лекарственных средств, осуществляющие агрессивную стратегиюпродвижения своих товаров на фармацевтический рынок;
4) неснижается количество низкокачественных отечественных и импортных лекарств,поступающих на российский фармацевтический рынок, кроме того, из года в год встране растут объемы изготовления и реализации через аптечную сетьфальсифицированных лекарственных препаратов;
5)медицинские и фармацевтические работники на данном этапе не обладаютвозможностью получения полной и качественной информации обо всех новыхлекарственных средствах ввиду большого количества новых торговых наименованийпредлагаемых лекарственных средств и рекламного характера представляемыхсведений;
6) возрастаетуровень коммерциализации системы лекарственного обращения и дорожаютлекарственные средства, что обусловлено фактически возрастающим спросом наданную продукцию, вызванным ухудшающимся состоянием здоровья населения,распространением самолечения и объективной или субъективной безвыходностьюситуации, вынуждающей приобретать лекарственные средства;
7)сохраняется объективный дефицит финансовых средств, связанный в первую очередьс хроническим недофинансированием всей системы здравоохранения, в том числе наприобретение лекарственных средств;
8)сохраняется низкий уровень доходов населения, зачастую не позволяющийиспользовать в процессе лечения новые высокоэффективные, но, к сожалению,крайне дорогие препараты;
9)существующая система контроля за фармацевтической деятельностью не в состояниивыполнять свои функции в полной мере из-за большого количества оптовых,мелкооптовых и розничных организаций, реализующих лекарственные средства.
Всевышеуказанные тенденции являются мотивами для разработки современной концепциилекарственного обеспечения населения. Концепция позволит определить роль иместо фармацевтической службы, статус аптечных организаций, рольгосударственных аптечных предприятий, которые должны стать центральным звеномдля проведения национальной политики в области лекарственного обеспечениянаселения.
До сих порсуществующие законодательные и нормативные документы не дают однозначногоопределения фармацевтической деятельности.
С точкизрения Гражданского Кодекса РФ, фармацевтическая организация – этосамостоятельно хозяйствующий субъект, основная цель которого – получениеприбыли.
Статусфармацевтической организации как организации здравоохранения закреплен в:
·         ЗаконРФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 №5487
·         ПриказМЗ и СР РФ №627 от 7.10.2005 «Об утверждении номенклатуры учрежденийздравоохранения»
·         ОКУН– общероссийский классификатор услуг – ОК 002 -93 от 28 июня 1993, №163.
Закон РФ«Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» относитфармацевтические организации к учреждениям здравоохранения, основная цель которых– лекарственное обеспечение населения.
Приказом МЗ иСР РФ №627 от 07.10.2005. «О единой номенклатуре государственных имуниципальных учреждений здравоохранения» утверждена единая номенклатурагосударственных и муниципальных учреждений здравоохранения.
К учреждениямздравоохранения отнесены четыре группы организаций:
1.        Лечебно– профилактические:
2.        Учрежденияздравоохранения особого типа
3.        Учреждениягосударственного санитарно – эпидемиологического надзора и гигиеническогообразования населения государственной санитарно – эпидемиологической службы:
4.        Аптечныеучреждения (аптека):
·         Аптека
·         Аптечныйпункт
·         Аптечныйкиоск
·         Аптечныймагазин
Вобщероссийском классификаторе услуг населению – ОК 002 – 93 «услуги аптечныхподразделений» отнесены к медицинским услугам (раздел – прочие медицинскиеуслуги):
081 000медицинские услуги;
081 100– услуги стационарных лечебных учреждений;
прочиемедицинские услуги;
081 700– прочие медицинские услуги;
081 706– услуги аптечных подразделений.
В номенклатуруработ и услуг в здравоохранении, утвержденную МЗ и СР РФ 12 июля 2004 г. №337,включены фармацевтические работы:
Раздел D. Манипуляции,исследования, процедуры и работы в здравоохранении
08 Фармацевтические работы
08.01
Фармацевтические работы в медицинских учреждениях
(организациях)
08.02 Работы клинического фармаколога
08.03 Работы по оптовой торговле
08.04
Работы, связанные с отпуском
(реализацией) ЛС в аптечных учреждениях
08.05 Организация тендера
Раздел F. Услуги медицинскогосервиса
02 Услуги справочно-информационных служб с использованием современных компьютерных технологий
05 Услуги по транспортировке в здравоохранению
05.04 Организация доставки ЛС и средств лекарственного применения
Статусфармацевтических организаций как торговых организаций подтверждается отнесениемих к торговым организациям классификатором видов экономической деятельности(ОКВЭД) – ОК 029 -2001 и ФЗ «О лекарственных средствах» №86 от 22.06.1998 сизм. и доп.
Такимобразом, в основных законодательных и нормативных документах противоречивотрактуется статус фармацевтических организаций.
Приказ МЗ иСР РФ от 3 мая 2005 №319 «Об утверждении видов аптечных учреждений» утверждает следующиевиды аптечных организаций:
1.   аптека – организация,предназначенная для оказания фармацевтической помощи, осуществляющаяизготовление, расфасовку, отпуск населению и учреждениям здравоохранения ЛС,реализацию прочей фармацевтической продукции и осуществление другихфармацевтических услуг.
2. аптечный пункт:
1)   с правом изготовления лекарственныхсредств;
2)   без права изготовлениялекарственных средств; предназначен для отпуска населению и учреждениямздравоохранения готовых лекарственных средств заводского и внутриаптечногоизготовления, кроме наркотических средств и психотропных веществ, реализациитоваров аптечного ассортимента и оказании фармацевтических услуг в рамкахимеющейся лицензии.
3. аптечныйкиоск –подразделение аптеки, независимо от организационно – правовой формысобственности, предназначенное для отпуска лекарственных средств населению впределах ассортимента, разрешенного в установленном порядке к отпуску безрецептов, а также реализации других товаров медицинского назначения и оказанияфармацевтических услуг.
5.    аптечныймагазин –организация, предназначенная для реализации товаров медицинского назначения,средств декоративной и лечебной косметики и парфюмерии, другой продукции,предназначенной для поддержания и пропаганды здорового образа жизни, а такжелекарственных средств, разрешенных к отпуску в установленном порядке к отпускубез рецептов.

2.Торговые функции аптечных организаций
 
Один изперсонажей романа Владимира Орлова «Аптекарь» уговаривает своего бывшегооднокурсника, а ныне провизора (называющего себя «человеком аптеки»), сменитьместо работы, приводя при этом следующую аргументацию:… я помню о твоихпринципах, но что такое аптека в нашем веке и кто в ней аптекарь? Магазин! И тыв ней продавец! Ты, Миша, торговый работник. И все…».
Наверное, сподобной характеристикой собственной профессии не согласится ни один уважающийсвое дело провизор. И не потому, что, согласно мнению некоторых, быть торговымработником не очень престижно. Просто в таком случае не совсем понятно, зачембудущему «продавцу» поступать в высшее учебное заведение, в течение пяти лет «грызтьгранит» медицинских наук, постигать множество фармацевтических и химическихдисциплин, получать массу других знаний, для продавца, может быть и не лишних,но совсем не обязательных.
Точку зренияперсонажа романа можно назвать ошибочной или радикальной; однако она, ксожалению, высвечивает тот весьма распространенный взгляд на профессиюаптечного работника, который является следствием упрощенного и однобокогопонимания функций, возложенных на аптечные учреждения, и роли аптечных, а вболее широком плане, фармацевтических работников в системе здравоохранения. Ноодно дело, когда посетители аптек, говоря о работниках «первого стола» (илиобращаясь к ним), употребляют слово «продавец», и другое, когда отношение кпровизорам и фармацевтам как торговым работникам (или к аптекам какисключительно торговым учреждениям) проявляется в профессиональной среде и даженаходит отражение в нормах законодательства.
С точкизрения законодательства.
Базовый дляфармацевтической отрасли Федеральный Закон «О лекарственных средствах» даетследующее определение аптечного учреждения: «организация, осуществляющаярозничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпусклекарственных средств в соответствии с требованиями настоящего Федеральногозакона» – выделяя, таким образом, из всего спектра «аптечных» функций толькодве, торговую и производственную. Из этой формулировки, а также из другихопределений, приведенных в законе, вероятно, следует, что профессиональнаядеятельность аптечных работников – это в основном и в первую очередь торговлялекарственными препаратами. Мало того, из этих положений отнюдь не очевидно,что аптечные учреждения являются частью системы здравоохранения, афармацевтическая деятельность – профессиональной деятельностью в рамках этойсистемы.
С ФЗ «Олекарственных средствах» созвучен и введенный в действие 1 января 2003 г.Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД).Деятельность аптечных организаций отражена ОКВЭД в разделе G под красноречивымназванием «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств,мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» и обозначена как «розничнаяторговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими ипарфюмерными товарами» (код 52.3). В то же время в разделе N, гдеклассифицирована деятельность в области здравоохранения и социальных услуг,отсутствует даже упоминание о фармацевтической деятельности или деятельностиаптечных организаций, фармацевтических и аптечных услугах.
По-видимому,иной точки зрения придерживаются разработчики Общероссийского классификаторауслуг населению (ОКУН), в котором аптечные услуги, обозначенные, правда, как «услугиаптечных подразделений» (код 081706 6) отнесены к подгруппе «Медицинские услуги».И в статьях 12, 13 и 14 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» однозначноопределено, что аптечные учреждения, фармацевтические предприятия и организацииразных форм собственности являются частью государственной, муниципальной ичастной системы здравоохранения. ОСТ «Правила отпуска (реализации)лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» характеризуетдеятельность аптечных учреждений следующим образом. В пункте 2.5 Отраслевогостандарта перечислены функции, которые могут осуществляться аптечными организациями.
Их можноусловно разделить на несколько групп:
— торговыефункции(реализация готовых лекарственных препаратов по рецептам и без рецептов;реализация других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных учреждений(лекарственного растительного сырья, изделий медицинского назначения, предметовличной гигиены, оптики, минеральных вод и др.);
– производственныефункции (изготовление лекарственных препаратов по рецептам врачей итребованиям учреждений здравоохранения);
– социальныефункции (отпуск лекарственных препаратов бесплатно или со скидкой отдельнымгруппам населения).
Вопределенной степени к социальным могут быть отнесены и производственные (таккак внутриаптечное производство лекарств является, как правило,низкорентабельным либо убыточным), а также частично торговые функции аптечныхпредприятий (такие, например, как реализация лекарственных препаратов изПеречня ЖНВЛС в рамках обеспечения государственного регулирования цен налекарственные средства);
– консультативно-информационныефункции («оказание консультативной помощи в целях обеспеченияответственного самолечения», «предоставление населению необходимой информациипо надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов», «предоставлениемедицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социальногообеспечения и др. необходимой информации об имеющихся в аптеке лекарственныхпрепаратах, а также о новых лекарственных препаратах»);
– сервисныефункции (отпуск предметов через пункт проката);
– оказаниепервой медицинской помощи.
Далеко некаждое аптечное учреждение обременено производственными функциями или имеетпункт проката, а оказание первой медицинской помощи является, безусловно,важной, но не основной функцией аптеки. Поэтому, для того чтобы расставитьприоритеты в деятельности аптечных работников, понять роль и место профессии вобществе, системе здравоохранения, необходимо в первую очередь дать ответ навопрос, кем является провизор (или фармацевт) – дипломированным продавцомлекарств и сопутствующей продукции или все же сертифицированным специалистом(лицензированного учреждения), оказывающим профессиональные консультации поприменению лекарственных препаратов и других аптечных товаров, в том числе ипри их отпуске (продаже, реализации). Другими словами, важно понять, в какойстепени работник аптеки консультант, и в какой степени продавец, и что стоит напервом месте с точки зрения профессиональных обязанностей и той общественноймиссии, которая возложена на аптечные учреждения в современных условиях. Этопоможет прояснить, каковым должно быть восприятие аптечных организаций – какторговых предприятий по продаже лекарственных препаратов, либо как учрежденийсистемы здравоохранения, выполняющих наряду с другими и торговые функции вцелях лекарственного обеспечения населения.
Рольаптечного работника как консультанта по рациональному, эффективному ибезопасному применению лекарственных препаратов и одного из участников процессалечения (треугольник «врач – провизор / фармацевт – пациент»), ксожалению, также не в полной мере отражена в нормативных документах. Вчастности, в Общероссийском классификаторе занятий (ОКЗ) указано, чтообязанности фармацевтов включают «консультирование пациентов по вопросамдозировки, порядка приема и совместимости отдельных лекарств», но такуюформулировку, конечно, трудно назвать исчерпывающей и емкой. Действующая насегодняшний день номенклатура фармацевтических должностей и специальностей «Общероссийскийклассификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» (ОКПДТР),«Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала испециалистов с высшим профессиональным образованием в учрежденияхздравоохранения» (приложение 3 к приказу №377 МЗ РФ от 15.10.99 г.), «Номенклатура(классификатор) специальностей специалистов с высшим медицинским ифармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения РоссийскойФедерации» (приказ МЗ РФ №337 от 27.08.99 г.) также не отражает основноепредназначение работников «первого стола» – профессиональное консультированиепри отпуске лекарственных препаратов. Например, должность работника аптечногоучреждения, специалиста с высшим фармацевтическим образованием, осуществляющегоотпуск лекарственных препаратов и консультирующего по вопросам их применения,обозначается в действующей номенклатуре устаревшим определением «провизор-технолог»,хотя, наверное, правильнее (и ближе к существу исполняемых функций) было быназвать ее «провизор-консультант».
Что касаетсяповседневной практики, то необходимость уделять особое внимание профессиональномуконсультированию как одной из основных функций (и, в то же время, услуг)аптечного предприятия, осознается все большим количеством руководителей аптек иаптечных сетей. В рекламных текстах, на «аптечных» web-сайтах (в том числе, иинтернет-аптек), на информационных стендах и табличках в самих аптеках, всечаще можно встретить словосочетания «провизор-консультант», «врач-консультант»,«продавец-консультант». Конечно, подобная рекламная стратегия является, впервую очередь, маркетинговым ходом, позволяющим привлечь дополнительноеколичество посетителей за счет повышения качества консультационных услуг,придания им современной и более удобной для покупателей формы. Кроме того,многие аптечные предприятия работают в очень интенсивном ритме, и необходимостьоперативно обслуживать покупателей нередко приводит к снижению качестваконсультационных услуг.
В условияхбольшого наплыва посетителей провизору (фармацевту) за кассовым аппаратом («запервым столом») бывает трудно спокойно и доверительно побеседовать спокупателем, грамотно и квалифицированно проконсультировать его. Поэтомуналичие в штате аптечного предприятия «освобожденного» провизора-консультантапозволяет оптимизировать работу с населением. В то время, как консультант, проводитконфиденциальную беседу с обратившимся к нему посетителем, выслушивает его,задает необходимые вопросы, решает, не нужно ли порекомендовать человекуобратиться к врачу, помогает в случае необходимости осуществить выборконкретных лекарственных препаратов, предоставляет необходимую информацию по ихнадлежащему применению и хранению (словом, обслуживает посетителя в рамкахконцепции ответственного самолечения) – другой провизор (или фармацевт) беретна себя выполнение торговых функций за кассовым аппаратом. Однако отдельные формыи методы оказания консультационных услуг, как это ни парадоксально,способствуют снижению профессионального статуса провизоров и фармацевтов,ограничению их деятельности рамками торговых функций. В этом плане стоитупомянуть появившуюся сравнительно недавно в некоторых аптечных предприятияхдолжность «врач-консультант».С одной стороны, грамотный и квалифицированныйврач (терапевт, педиатр и т.д.), умеющий найти подход к посетителям ииспользующий в процессе консультирования накопленный багаж знаний и опытмедицинской практики, безусловно, является для аптеки ценным приобретением, ипоявление такого специалиста в аптечном коллективе можно приветствовать.
Известно, чтомногие покупатели с большим доверием относятся к советам врачей, чемрекомендациям аптечных работников. В то же время, по хорошо известным причинам,большинство людей обращаются в лечебные учреждения только при серьезнойнеобходимости, в остальных случаях предпочитая решать свои проблемы создоровьем самостоятельно или при помощи рекомендаций аптечных работников.Придти в аптеку, как правило, легче (в том числе, и психологически), чем наприем в поликлинику. Поэтому многие предпочитают получить консультацию именно ваптеке (это более доступно, удобно, и что немаловажно, бесплатно), чем в государственномили частном лечебном учреждении. Так что появление в некоторых аптеках иаптечных сетях должности «врач-консультант» – процесс, в определенной степени,закономерный – врач приходит в аптеку и становится, в некотором роде, ближе клюдям. В той его части, которая касается ответственного самолечения,плодотворное и эффективное взаимодействие в системе «врач – провизор / фармацевт– пациент» реализуется в пределах аптечного учреждения, что создаетдополнительное поле возможностей для повышения качества консультационных услуг.
Однакопроблема в том, что согласно действующему законодательству, врач, работающий ваптечной организации, имеет право консультировать посетителей только в техпределах, в которых консультирует провизор (или провизор-консультант), и неболее того.
Консультированиеи информирование в аптечных учреждениях, кем бы оно ни исполнялось – провизоромили врачом, осуществляется на основании одних и тех же нормативных документов,в частности, на основании пункта 2.5 вышеупомянутого Отраслевого стандарта, гдев числе прочих определены следующие функции аптечных организаций:
– оказаниеконсультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения (аптеки,аптечные пункты);
– предоставлениенаселению необходимой информации по надлежащему использованию и хранениюлекарственных препаратов в домашних условиях (аптеки, аптечные пункты, аптечныекиоски, аптечные магазины);
– предоставлениемедицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социальногообеспечения и др. необходимой информации об имеющихся в аптеке лекарственныхпрепаратах, а также о новых лекарственных препаратах (аптеки, аптечные пункты).
В то же времяврач-консультант, работая с посетителями аптечного предприятия, не имеет правона профессиональные действия, которые могут квалифицироваться как «медицинскаядеятельность» (осмотр пациента, измерение давления, температуры, использованиедругих диагностических приборов и т.д.), так как для этого требуетсясоответствующая лицензия. Получается, что приход в аптеку врача не приводит креальному расширению спектра аптечных услуг, хотя и является удачныммаркетинговым ходом и способствует привлечению дополнительного количествапокупателей. Врач-консультант выполняет (или, по крайней мере, должен выполнятьс точки зрения законодательства) в аптеке ту же работу, которую выполнял бы наего месте провизор-консультант, возможно, немного по-другому, учитывая егопрофессиональный опыт и знания. Выделение в штате аптечного учрежденияотдельной должности «врач-консультант» с одной стороны помогает разгрузитьпровизоров и фармацевтов, но с другой – «освобождает» их от тех самых функций,которые «облагораживают» профессию и делают их не только продавцами лекарств ииной аптечной продукции, а специалистами по рациональному, эффективному ибезопасному применению лекарственных препаратов.
Что жекасается самой возможности поступления врачей на работу в аптечные учреждения,то пункт 8.3 Отраслевого стандарта (глава VIII – «Требования к персоналуаптечных организаций») допускает привлечение лиц с высшим и средним медицинскимобразованием в качестве консультантов «в отделах аптечных организаций соткрытой формой выкладки товаров»; поэтому на сегодняшний деньврачей-консультантов чаще можно встретить в сетевых аптеках.
Исходя извсего вышеизложенного, можно констатировать – повседневная аптечная практика внашей стране складывается таким образом, что торговые функции аптечныхучреждений зачастую выходят на первый план, и «продавец» в провизоре(фармацевте), к сожалению, нередко перевешивает «консультанта». Подобнаятенденция находится в заметном противоречии с теми подходами к профессииаптечного работника, которые развивают и пропагандируют Всемирная организацияздравоохранения (ВОЗ), международные фармацевтические организации, научныеучреждения и т.д.
Ролифармацевта в системе здравоохранения, развитию концепции фармацевтических услугбыло посвящено несколько совещаний консультативных групп специалистов,организованных ВОЗ в сотрудничестве с Международной фармацевтической федерацией– FIP. Результатом этих заседаний, а также других мероприятий, проведенных приучастии ВОЗ, явилось принятие целого ряда документов. В частности, следуетупомянуть доклад «Роль фармацевта в системе здравоохранения» (1994 г.,WHO/PHARM/94.569), резолюцию Всемирной ассамблеи здравоохранения (WHA) «Рольфармацевта в поддержке обновленной лекарственной стратегии ВОЗ» (1994 г.,WHA resolution 47.12), доклад «Роль фармацевта в процессе самолечения» (1998 г.,WHO/DAP/98.13).В вышеуказанной резолюции признается «ключевая роль фармацевтовв системе здравоохранения и применении лекарственных средств». В документах ВОЗотмечается, что значение профессии фармацевта за последние годы ощутимовыросло, что в немалой степени связано с «вызовами самолечения», котороеявляется, по мнению этой всемирной организации, «первичным ресурсом любойсистемы здравоохранения».
Ростсамолечения, как следствие самых различных факторов современной жизни(социоэкономических, демографических, экологических, изменений в образе и ритмежизни, расширения ассортимента и большей доступности аптечной продукции,увеличения потенциальной возможности справиться с определенными заболеваниями спомощью самолечения и т.д.) возлагает на аптечного работника ответственностькачественного и надлежащего информирования и консультирования по всем вопросам,связанным с правильным выбором и рациональным применением лекарственныхпрепаратов (в первую очередь, безрецептурных), требует от него активногоучастия (в рамках своей компетенции) в предупреждении и решении проблем, возникающихв ходе лечения.
ДокументыВОЗ, касающиеся роли фармацевта в системе здравоохранения, однозначно исходятиз того, что фармацевт, где бы он ни работал – в аптеке, больнице, лаборатории,на производстве или в академическом учреждении – является «членом команды поподдержанию здоровья населения» и что «забота о здоровье людей должна быть большимприоритетом для фармацевта, чем продажа лекарств».
В Хартиисотрудничества между Фармацевтической группой Евросоюза (PGEU) и организацией,представляющей интересы производителей безрецептурных лекарственных препаратов,Европейской ассоциацией индустрии самолечения (AESGP), две важнейшиесоставляющие профессии фармацевта совмещены следующим образом: «Фармацевтявляется помощником (советчиком, консультантом) людей в их каждодневной заботео своем здоровье и ключевой фигурой в обеспечении потребителей лекарственнымисредствами». Хартия отмечает, что фармацевт обязан предоставлять компетентную играмотную консультацию о лекарственных препаратах, которые он отпускает населению.
Повышениювнимания к консультативным функциям аптечных работников способствовала иразработка, начиная с 90-х годах прошлого века, специалистами ВОЗ, FIP, PGEUстандартов надлежащей аптечной практики – GPP («Стандарты качества аптечныхуслуг», FIP, 1993 г.; «Надлежащая аптечная практика в аптечных учреждениях»,ВОЗ, Женева, 1996 г.; «Надлежащая аптечная практика в Европе», PGEU, 1998 г.;«Надлежащая аптечная практика в новых независимых государствах. Руководство поразработке и внедрению стандартов», ВОЗ, 2001).
Одной изважнейших целей GPP является обеспечение доступа к объективной информации олекарственных средствах, информирование о правильном их применении; одним изосновных элементов – «деятельность, связанная с самолечением, включая рекомендациио лекарственном и ином лечении симптомов заболеваний, которые можно лечитьсамостоятельно».
Согласнотребованиям GPP, аптека должна предоставлять консультации по просьбе пациентов(покупателей, посетителей) или в случае необходимости.
Разработчикистандартов «Надлежащей аптечной практики в Европе» полагают, что дляпредоставления рекомендаций по самолечению могут быть выделены специальноподготовленные сотрудники. В целях обеспечения высокого качества аптечных услуги правильного выбора безрецептурных лекарственных препаратов для каждогопокупателя и в каждом конкретном случае GPP предполагает наличие стандартовдля:
— проведенияконфиденциальной беседы с посетителем;
— систематического выяснения его проблем (или оценки симптомов), например: у коговозникла проблема (возраст, пол, состояние (например, беременность),индивидуальные особенности), в чем она заключается, каковы симптомы, как долгопродолжается недомогание, какие меры уже приняты и (или) какие лекарства ужепринимались и т.д.
Индивидуальноеконсультирование в случаях самостоятельного выбора лекарственных препаратоввключает в себя такие элементы, как:
— консультирование в отношении выбора безрецептурных лекарственных препаратов.
Информационнойосновой для консультирования посетителей аптеки служит, в первую очередь,официальная информация, сопровождающая обращение лекарственного средства, вчастности, инструкция по применению лекарственного препарата. В то же время привыборе безрецептурного лекарственного средства фармацевт использует свой профессиональныйопыт, принимая во внимание эффективность, безопасность и рациональностьприменения препарата в каждом конкретном случае. Разработчики стандартов «Надлежащейаптечной практики в Европе» полагают, что «для каждого симптома илинедомогания, которое можно вылечить самостоятельно, в аптеке долженсуществовать протокол, которому должен следовать фармацевт»;- консультированиепо применению безрецептурных лекарственных препаратов. Фармацевт должен сделатьвсе от него зависящее, разумеется, в рамках своих возможностей и полномочий,чтобы у покупателя не было никаких неясностей и сомнений относительно свойств инадлежащего применения рекомендованных ему препаратов (действие, способ ипродолжительность применения, противопоказания, возможные побочные эффекты,взаимодействие с другими лекарственными средствами, алкоголем, пищей и т.д.);-консультирование об условиях надлежащего хранения лекарственных препаратов;-предоставление рекомендаций по самолечению без применения медикаментов;-направление в случае необходимости к другим работникам здравоохранения(например, к лечащему врачу и т.д.). В ходе беседы с посетителем и выясненияего проблем фармацевту надлежит определить, не связаны ли эти проблемы с такимрасстройством здоровья, при котором больному следует рекомендовать обратиться кврачу. Конечно, широкое внедрение некоторых стандартов GPP, касающихсяпрофессионального консультирования и информирования, требует заметного смещенияприоритетов в повседневной аптечной практике, повышения уровня профессиональнойподготовки в области медицинских знаний; и в этом смысле это скорее несегодняшний, а завтрашний день нашей аптечной системы, один из следующих этаповее развития. Тем не менее, это обстоятельство не должно умалять значимостиконсультационных услуг в деятельности аптечных предприятий, роли провизоров ифармацевтов как специалистов по вопросам лекарственной помощи.
Даже если ваптечном предприятии существует разделение торговых и консультативных функциймежду работниками, например, предусмотрена отдельная должностьпровизора-консультанта («освобожденного» от выполнения торговых операций), всеравно эти функции в рамках аптечного учреждения представляются двумясоставляющими единого целого. В то же время, консультативно-информационныефункции могут осуществляться и отдельно от торговых. Миссия и сферадеятельности фармацевтического работника не ограничиваются пределами аптечныхучреждений; его предназначение как специалиста по лекарственным средствамрассматривается в современном контексте более широко – оказыватьконсультативную помощь везде, где в целях предупреждения или лечениязаболеваний, поддержания здоровья, требуются компетентное информирование олекарственных препаратах и профессиональные рекомендации по их применению.Поэтому в сферу ответственности профессии в целом входит консультирование иинформирование не только населения, но и различных учреждений и служб (в первуюочередь, медицинских, а также просвещения, социального обеспечения и т.д.). Всовременных условиях оптимальное и оперативное решение многих задач, стоящихперед лечебно-профилактическими учреждениями, требует профессионального участияфармацевтических работников. Активное сотрудничество врачей (как специалистовпо профилактике и лечению заболеваний) и провизоров (как специалистов полекарственным препаратам) необходимо для проведения рациональной ирезультативной лекарственной терапии. За последние десятилетия лечебныеучреждения многих стран мира стали пользоваться консультационными услугамифармацевтов; как следствие, появились такие должности как «фармацевт-консультант»,«клинический фармацевт», «госпитальный фармацевт», «провизор-информатор». Чтобыплодотворно работать в лечебном учреждении – консультировать врачей и больныхпо всем вопросам, касающимся применения лекарственных препаратов, помогатьосуществлять выбор конкретного препарата в фармакологической группе,участвовать в оптимизации схем лекарственной терапии (как с точки зренияэффективности лечения, так и с точки зрения экономической целесообразности),информировать врачей о новых лекарственных средствах, решать вопросырациональной замены при отсутствии препарата и т.д. – провизор должен обладатьсоответствующей квалификацией и опытом. Поэтому в большинстве стран мирафармацевты, желающие работать в лечебном учреждении в качестве консультантов,должны пройти специализацию; для них предусмотрены специальные образовательныепрограммы и курсы повышения квалификации, сертификационные циклы и даже (внекоторых странах) лицензирование.
В СоединенныхШтатах, в 50-х годах прошлого века, когда группа передовых американскихфармацевтов занялась оптимизацией использования лекарственных препаратов вучреждениях по уходу за престарелыми, появилось определение, а спустя некотороевремя и специальность – «фармацевт-консультант». Сам термин «consultantpharmacist» был предложен Джорджем Аршамбо (George F. Archambault), которого вСША считают «отцом-основателем» фармацевтического консультирования. Спустяполвека, американские фармацевты-консультанты продолжают успешно оказывать своипрофессиональные услуги широкому спектру лечебных учреждений, учреждений поуходу (за престарелыми, людьми с ограниченными возможностями и т.д.) и в самыхразличных форматах: они могут находиться в штате медицинского или социальногоучреждения, работать по контракту от аптеки, другой организации,предоставляющей фармацевтические услуги, или индивидуально. Большинствоамериканских фармацевтов-консультантов (которых на сегодняшний деньнасчитывается более 10 тысяч) объединены в профессиональную ассоциацию – Американскоеобщество фармацевтов-консультантов (American Society of Consultant Pharmacists,ASCP), имеют свой этический кодекс и периодическое издание («The ConsultantPharmacist»). Чтобы стать сертифицированным фармацевтом-консультантом,необходимо пройти соответствующий образовательный курс и сдать сертификационныйэкзамен; на экзамене проверяется умение претендента решать профессиональныезадачи, которые могут возникнуть в ходе его практики. Особое внимание приподготовке фармацевтов-консультантов уделяется гериатрической фармакотерапии. Иэто не только дань истории возникновения специальности «consultant pharmacist» ине только следствие того факта, что для США характерно широкое привлечениефармацевтов для консультирования в учреждениях по уходу за пожилыми людьми.Значительный процент пациентов большинства лечебных учреждений составляют людистаршего возраста. Им чаще требуется медикаментозное лечение, при этом зачастуюназначается сразу несколько препаратов. При работе с людьми старшего возрастанеобходимо вдвойне подчеркнутое внимание к таким факторам, как сочетаемость(взаимодействие) лекарственных средств, способ и продолжительность ихприменения, побочные действия, наличие хронических заболеваний и др. Поэтомузнание гериатрической фармакотерапии рассматривается как необходимое условиедля успешной работы «фармацевтов-консультантов». Американские фармацевты имеютвозможность сдать специальный экзамен по гериатрической фармакотерапии и статьсертифицированными гериатрическими фармацевтами (certified geriatricpharmacist), получив дополнительную профессиональную квалификацию. В нашейстране еще не так давно взаимодействие между врачами и фармацевтическимиработниками осуществлялось посредством провизоров-информаторов, которые должныбыли стать для врачей основным источником информации о лекарственных средствах(в том числе и о новых препаратах).
В условияхдефицита лекарств провизоры-информаторы выполняли и справочные функции:предоставляли информацию о наличии тех или иных лекарств в аптеках, в случаеотсутствия препарата помогали осуществить грамотную замену.
Сегодня врачиполучают сведения о новых лекарственных препаратах, как правило, из другихисточников и в большинстве случаев обходятся без рекомендаций и помощи аптечныхработников – консультационные и информационные услуги провизоров почти невостребованы лечебными учреждениями. Поэтому вряд ли можно говорить,применительно к нашей реальности, о «ключевой роли» провизоров в системездравоохранения и применении лекарственных средств (о чем заявлено в вышеупомянутойрезолюции WHA). И в этом также в какой-то степени отражается отношение кпровизорам как снабженцам и продавцам, а не как информаторам и консультантам. Счетразрешенных к применению в нашей стране лекарственных препаратов идет уже не натысячи, а на десятки тысяч. Ориентироваться в этом море наименований и уметьпредоставить по каждому из них исчерпывающие и компетентные рекомендации – этосфера деятельности и ответственности фармацевтических работников. Лекарства,как известно, товар особый. И отпускают их в аптечных учреждениях тоже людиособые. Такие же, как и все, но все же особые, облеченные особойответственностью рекомендовать и отпускать людям лекарства, предоставлятьконсультации по их применению. И эту миссию, по большому счету, никто, кромених, выполнить не может.
Товарнаяполитика в сфере лекарственного обеспечения тесно связана с законодательством,которое регламентирует производство, распределение и потребление ЛС, о чемсвидетельствуют ограничения в виде нормативных документов:
1. Государственный регистр ЛС, разрешенных котпуску на территории РФ
2. Перечень наркотических средств ипсихотропных веществ, который строго регламентирует обращение этих ЛС натерритории РФ – определяет ФЗ «О наркотических ЛС»
3. Списки сильнодействующих и ядовитыхлекарственных средств, утвержденные постановлением ПККН от 15.06.05.
4. Перечни лекарственных средств списков А иБ – утверждены приказом МЗ РФ №472 от 31.12.1999
5. Перечень лекарственных средств, отпусккоторых разрешен без рецепта врача – приказ МЗ и СР РФ №578 от 13.09.2005
6. О минимальном ассортименте ЛС – приказ МЗи СР РФ №312 от 29.04.2005
7. Перечень лекарственных средств, отпусккоторых запрещен амбулаторным больным – Приказ №110 от 12.02.2007.
8. Перечень жизненно необходимых и важнейшихЛС – утвержден Постановлением Правительства РФ №2343-р от 29.12.2005
В связи сэтим выделяют следующие факторы, которые влияют на формирование аптечногоассортимента:
o    Местоположениеаптеки
o    Контингентжителей, которых обслуживает аптека
o    ПрофильЛПУ, который обслуживается аптекой по договору
o    Специализацияаптеки
o    Учитываетсязаболеваемость, сезонность
o    Проведениемаркетинговых исследований, АВС, ХУZ – анализа
o    Естьили нет договор на обслуживание льготных категорий населения
o    Какиевиды деятельности прописаны для аптеки в лицензии, разрешен или нет оборотнаркотических и психотропных веществ и т.д.
В настоящеевремя аптечные организации занимаются реализацией огромного ассортиментатоваров, перечень которых определен ФЗ «О лекарственных средствах»:
·    лекарственныесредства
·    изделиямедицинского назначения
·    предметыличной гигиены
·    оптика
·    натуральныеи искусственные минеральные воды
·    лечебное,детское и диетическое питание
·    парфюмернаяи косметическая продукция
·    дезинфицирующиесредства.
Формированиеассортимента косметических товаров требует не менее серьезного подхода, чемпрофильного. Сейчас же, зайдя даже в небольшую аптеку, можно увидеть довольноширокий выбор косметической продукции: как собственно дерматологическую и фармацевтическуюкосметику, так и недорогой «масс-маркет». Нередко косметику, котораяпредставлена на аптечных прилавках, можно увидеть и в других местах продажи,даже весьма сомнительных. Такая ассортиментная стратегия связана как сразнородным потребительским контингентом аптек, так и с экспансией самогокосметического рынка. Понятно, что для многих производителей сама возможностьприсутствия в аптечном ассортименте используется как своеобразное подтверждение«особых» лечебно-профилактических свойств. Но потребитель, который ориентированна приобретение косметики в аптеке, независимо от своей покупательнойспособности, возлагает определенные надежды на ее потребительские свойства ипока, похоже, отдает предпочтение импортной продукции. По данным Центра маркетинговыхисследований «Фармэксперт» за I полугодие 2005 г. структура аптечногорынка косметики (импортная / российская продукция) в натуральном выражениисоставила соответственно 15 и 85%. Но если мы обратим внимание на соотношение встоимостном выражении, а это 63 и 37% соответственно, то представление о рынкезначительно меняется. Такая метаморфоза обусловлена не только среднейстоимостью, которая для импортной продукции составляет 15 долл., а дляотечественной – 1,5 долл., но и потребительским спросом. В ТОП‑10 за тотже период фигурируют такие марки, как VICHY, LAKALUT, NIVEA, JOHNSON&JOHNSON,CLEARASIL, LIERAC, VITASKIN, GALENIC, AVENE, которые в денежном выраженииобеспечивают почти половину всех аптечных продаж косметики. Заметим, что многиеиз этих марок либо представлены фарм. компаниями, либо ими разработаны. Приоритетпотребительского спроса на импортные марки – далеко не объективная оценкавозможностей отечественного косметического рынка. Линии косметических продуктовроссийских производителей, которые вполне могли бы конкурировать со многимиимпортными «аптечными» марками, пока редко рассматривают аптеку как месторозничной торговли. Элитная марка бережет свой имидж и требует особого подходав организации продажи. Сегодня многие фарм. дистрибьюторы и аптечныепредприятия, понимая экономическую выгоду целенаправленного формированиякосметического ассортимента, стремятся привлечь такого производителя. Хотелосьбы, чтобы их общими усилиями у потребителя косметики сформировалась уверенностьв том, что представленная в аптеке косметика – это то лучшее, что можетпредложить сегодня косметический рынок в различных ценовых нишах.
Вообще,продажа любых видов аптечных товаров регламентируется:
1.        ГражданскимКодексом РФ
2.        ЗакономРФ «О защите прав потребителей» потребителей №2300–1 от 07.02.2004 с изм.
3.        Обутверждении правил продажи отдельных видов товаров … ПостановлениеПравительства РФ №55 от 19.01.1998.
4.        Олекарственных средствах /Федеральный закон от 22.06.1998. с изм.
5.        Обутверждении Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007. – 2003 «правилаотпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных учреждениях. Основныеположения» /Приказ МЗ РФ №80 от 04.03.2003.
По Закону «Озащите прав потребителей», продавец – это организация, независимо от организационно– правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, которые реализуютсвои товары потребителям по договору купли – продажи. Продавец должен донестиинформацию о себе – вывеска обязательна над входными дверями, где указываетсянаименование организации, режим её работы, место её нахождения. По ОСТу 80 от 2003 г.– на вывеске должны быть адреса и телефоны близлежащих аптек.
Продавецдолжен предоставить информацию о товаре – на русском языке, это требование обеспечиваетсяпоставщиком – импортером, если оно не выполняется, то аптека несётадминистративную ответственность.
По общимтребованиям Закона «О защите прав потребителей» должна быть предоставленаследующая информация о товаре:
v  Наименованиетехнического регламента или другого документа, подтверждающего соответствиетовара;
v  Информацияо правилах продажи;
v  Информацияоб основных потребительских свойствах;
v  Ценав рублях;
v  Сроки– гарантийный, срок годности, срок службы;
v  Правилаи условия эффективного и безопасного использования товаров;
v  Местонахожденияизготовителя и организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий;
v  Вобязательном порядке должен быть номер государственной регистрации и дата гос.регистрации для ЛС.
Информацияобеспечивается в виде товарно-сопроводительных документов, инструкции поприменению, маркировки или иным способом.
Согласно п. 12Постановления Правительства №55 от 19.01.1998 г. при поставке товарапоставщик обязан предоставить один из следующих документов:
·         Сертификатили декларацию соответствия;
·         Копиюсертификата, заверенную печатью сертификатодержателя;
·         Товарно-сопроводительныедокументы, оформленные поставщиком или изготовителем и содержащие по каждомунаименованию сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям– номер сертификат соответствия, срок его действия, дата выдачи, орган еговыдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок еёдействия, наименование изготовителя или поставщика, принявшего декларацию изарегистрировавший её орган.
Квышеуказанным документам, Согласно Санитарным нормам и правилам на продуктыпитания должны предоставляться удостоверения качества и безопасности пищевыхпродуктов.
До передачитовара в зал он обязательно проходит предпродажную подготовку, то есть на товарепроверяется наличие необходимой информации, внешний вид.
В торговомзале товары размещаются в соответствии с требованиями ОСТА №80 – отдельновнутренние и наружные, отдельно ЛС и БАД + по фармакотерапевтическим группам.
Кроме того, вторговом зале должен быть размещен стенд с обязательной информацией дляпотребителей.
На этомстенде согласно ОСТу №80 от 04.03.2003 года должна быть предоставлена следующаяинформация:
Ø Телефоны,адреса органов управления фарм. деятельностью, телефоны головного офиса;
Ø Книгаотзывов и предложений;
Ø Информацияо группах населения, имеющих право на внеочередное обслуживание;
Ø Номертелефона справочной службы – телефон справки общегородской, общесетевой;
Ø КопияПравил продажи отдельных видов товаров;
Ø КопияЗакона о защите прав населения;
Ø ПереченьЛС, разрешенных к отпуску без рецепта врача
Ø Копиялицензии на фарм. деятельность
Ø Ф.И.О.дежурного администратора – заведующей аптечным пунктом – и кнопка вызовадежурного администратора, график его работы.
На всех товарахдолжны быть оформлены единым образом чёткие ценники, на которых указываются –наименование товара, цена за единицу, печать организации или подписьматериально – ответственного лица, дата оформления ценника, которая равна приходномуномеру по накладной.
Порядокотпуска ЛС регламентирован Приказом МЗ и СР РФ №785 от 14.12.2005 г.
Все ЛС, заисключением ЛС, включенных в Перечень, отпускаемых без рецепта врача, должныотпускаться строго по рецептам. Перечень безрецептурных ЛС утвержден ПриказомМЗ и СР РФ №578 от 13.09.2005
При отпуске ЛСпотребителя обязательно информируют:
Ø  орежиме приема;
Ø  оРСД;
Ø  оправилах хранения;
Ø  необходимостивнимательного прочтения инструкции.
Нарушенияпервичной упаковки товара не допускаются, вторичную упаковку нарушать можно – помещаемтовар в аптечную упаковку, где указываем серию, срок годности товара,обязательно прикладываем копию инструкции по применению товара – такаяоперация, правда, будет относиться к фасовочным работам, о чем должна вестисьсоответствующая запись в Журнале лабораторно – фасовочных работ.
По просьбепокупателя может быть предоставлена дополнительная информация о приобретаемомим ЛС, об имеющихся синонимах и дженериках, информация по ценам, а также потребованию покупателя должны быть предоставлены документы, подтверждающиекачество товара.
СогласноПравилам Продажи (Постановление №55) запрещено делать возврат ранееприобретенных лекарственных средств.
 

3.Организация работы аптечного пункта
 
3.1 Характеристикааптечного пункта
 
История развития…
ЗАО «Бонум»организовано 25 декабря 1991 г., как оптовая фирма по снабжениюмедикаментами и ИМН аптек г. Саратова и области. В 1995 г. открыласьпервая аптека «Бонум» в центре Саратова.
В 1998 г.в связи с кризисными явлениями в экономике и тенденцией к распределениюоптового рынка в пользу крупных национальных дистрибьютеров руководство принялорешение о закрытии оптового звена и развития бизнеса в виде собственнойаптечной сети на территории Саратовской области.
О компании…  
ЗАО «Бонум» –один из лидеров в области розничной торговли товарами для здоровья вСаратовском регионе, основной целью которого является создание аптечной сети,удовлетворяющей потребности населения в качественных лекарственных препаратах исопутствующих товарах путем внедрения высоких стандартов обслуживания. Дляклиентов аптека «Бонум» (в переводе с латинского – добро, доверие.) это –хороший ассортимент, доступные цены, высокий уровень сервиса, удобное времяработы.
Количествоаптечных учреждений – 44.
Численностьштата – 260 человек.
ЗАО «Бонум»осуществляет программу поддержки различных социальных групп населения, которыйвключает в себя:
– предоставлениепенсионерам скидок в размере 10% на весь ассортимент;
– предоставлениескидок постоянным покупателям в размере 5–10%, а также корпоративным клиентам вразмере 5% через систему дисконтных карт;
– возможностьиндивидуального заказа на поставку редких лекарственных препаратов;
– профессиональныеконсультации о применении, сочетании и замещении лекарственных препаратов;
– единаятелефонная информационно-справочная служба по наличию препаратов в аптеках сети«Бонум» (см. приложение 1)
Конкретно обаптеке…
Исследованиепроводилось по месту моей работы – в аптечном пункте, «Бонум-9» г. Саратов.
Аптечныйпункт «Бонум-9» по адресу г Саратов, ул. Вольская, д. 42/37 былоткрыт 15 сентября 1998 года. Он входит в состав крупнейшей аптечной сетиСаратовской области – ЗАО «Бонум».
Поорганизационно-правовой форме аптечный пункт относится к закрытому акционерномуобществу, генеральный директор – В.В. Иванов.
Аптечныйпункт находится в Фрунзенском районе г. Саратова, на пересечении проспектаКирова – центральной пешеходной зоны города, через которую проходят ежедневнобольшое количество людей. «Бонум-9» – транзитная аптека, которая обслуживаетпроходящих через проспект людей, а также население близлежащих домов,магазинов, кафе, отдыхающих горожан и гостей города (см. приложение 2).
Коллективаптечного пункта состоит из 11 человек:
1.        заведующаяаптечным пунктом – 1
2.        заместительзаведующей – 1
3.        фармацевты– 6
4.        санитарки– 2
5.        дворник‑ 1.
Режим работы:с 8:00 до 22:00 без перерыва и выходных.
Аптечныйпункт имеет 3 кассы для эффективного обслуживания посетителей, проходимость вдень составляет от 450 до 500 человек. Рассчитывает покупателей, как заналичный денежный расчет, так и безналичный – по кредитным картам (см.приложение 3).
Данныйаптечный пункт осуществляет отпуск лекарственных средств, изделий медицинскогоназначения, детского питания, БАД и парафармации.
Вассортименте «Бонум-9» представлены такие марки косметики как: Vichi,
La Roche-Posay, Uriage, RoC – рассчитанные напокупателей с высоким уровнем дохода и средней ценовой политики – Dovila, Vitaskin, Garnier.
Также, здесь можноприобрести для домашнего использования следующие аппараты мед. техники:тонометры, небулайзеры, электронные термометры (след. фирм: Оmron, Эй Энд Ди), глюкометры (фирм:Оne Touch, Акку Чек, Сателлит).
Аптечныйпункт дополнительно оказывает бесплатную услугу для населения по измерениюартериального давления. А также для повышения продаж, удобства посетителейаптеки и более качественного обслуживания, одну неделю в месяц, в торговом залеработает врач-консультант от фирмы Эй Энд Ди, который консультирует и подробнообучает всех заинтересовавшихся покупателей (см. приложение 3).
Для началабыл проведен анализ товарооборота за 3 последних года работы аптечного пункта (таб.1) составлен график, показывающий динамику товарооборота (рис. 1).
Таблица 1. Товарооборотаптечного пункта по адресу г. Саратов, ул. Вольская д. 42/37
№ п./п.
Период
Сумма ТО, руб.
1.           
2006 г.
21 567 349,14
2.           
2007 г.
22 822 506,68
3.           
01.2008
1 910 547.76
4.           
02.2008
2 123 750,86
5.           
03.2008
2 253 244.54
6.           
04.2008
2 049 443.11
7.           
05.2008
1 906 957.89
8.           
06.2008
1 832 551.43
9.           
07.2008
1 878 585. 46
10.          
08.2008
2 022 836.64
11.          
09.2008
2 143 695,24
12.          
10.2008
2 559 982,60
13.          
11.2008
2 346 479,81
3.2 Анализассортиментных групп
Анализассортиментных групп аптечного пункта проводился на основании данных,полученных по результатам двух последних инвентаризаций – в начале октября 2008 г.(при смене коллектива – 4‑х человек, вследствие ротации кадров внутриаптечной сети) и в конце ноября 2008 г. (плановая инвентаризация в концегода). Результаты занесены в таблицу 2.
При сбореинформации была использована компьютерная программа «Кверти Склад».
Таблица 2. Изучениеассортимента аптечного пункта№ п/п Критерий для сравнения Октябрь 2008 Ноябрь 2008
1.    Всего позиций товаров 6839 6951
2.    Товарный остаток по сумме 2214921,54 2605351,91
3.    Позиций ЖНВ 903 903
4.    Сумма ЖНВ 194993,12 194993,12
5.    Число позиций «Витамины» 92 85
6.    Сумма по «витаминам» 10452,10 9262,70
7.    Число позиций «Антибиотики» 73 69
8.    Сумма по «антибиотикам» 12506,92 11021,90
9.    Число позиций по «НПВС мази» 39 37
10.  Сумма по «НПВС мази» 3984,12 3833,80
11.  Число позиций по ЛРС 60 58
12.  Сумма по «ЛРС» 1896 1837
13.  Число позиций по «Перевязочным средствам» 25 22
14.  Сумма по «перевязочным средствам» 1204,89 1197,50
15.  Число позиций по группе «Презервативы» 48 48
16.  Сумма по «Презервативы» 6251 6114
17.  Число позиций в группе БАД 150 116
18.  Сумма по БАД 32598,14 30620,40
19.  Число позиций по «Гормональные ЛП» 17 11
20.  Сумма по «гормонам» 1982,40 1082,40
21.  Число позиций «Противогрибковые вн. и нар. средства» 75 64
22.  Сумма по «противогрибковым» 189145,20 17342,70
23.  Число позиций «противоаллергических средств» 33 26
24.  Сумма по «противоаллергическим средствам» 5984,12 5545,70
25.  Число позиций «ЖКТ» 218 178
26.  Сумма по ЖКТ 35986,12 33876,33
27.  Число позиций «Урология» 26 20
28.  Сумма по «Урологии» 3128,10 2518,40
29.  Число позиций НПВС внутр. 75 69
30.  Сумма по НПВС 22546,50 17922,15
31.  Число позиций «Ноотропы» 65 60
32.  Сумма по «Ноотропам» 13085,10 11186,10
33.  Число позиций «Женские гормоны» 43 43
34.  Сумма по «Женским гормонам» 22150 19063
35.  Парафармацевтика 2600 2272
36.  Сумма по парафармацевтике 360296,50 256164,70
37.  Число позиций ЛС «Мужские средства» 24 18
38.  Сумма по «Мужским средствам» 8210,50 8149,36
Далее былнайден удельный вес каждой группы товаров в зависимости от их числа позиций,представленных в ассортименте аптеки за октябрь и ноябрь 2008 (таб. 3), затемсоставлена диаграмма, позволяющая выделить наиболее представленные и малопредставленные ассортиментные группы.
 
Таблица 3.Распределение ассортиментных групп по числу наименований в ассортиментеаптечного пунктаАссортиментная группа
Октябрь 2008
Удельный Вес, %
Ноябрь 2008
Удельный Вес, % № п/п ЖНВ 14 13,65 1)            витамины 1,1 1,5 2)            антибиотики 1 1 3)            НПВС мази 0,65 0,62 4)            НПВС внутр. 1,6 1,6 5)            презервативы 0,84 0,84 6)            Урологические средства 0,3 0,37 7)            Противоаллергические средства 0,4 0,42 8)            Средства для лечения мужских заболеваний 0,28 0,27 9)            Гормоны женские 0,76 0,73 10)          Гормоны 0,22 0,18 11)          Перевязочные средства 0,33 0,38 12)          БАД 2,04 2,04 13)          ЖКТ 2,55 3,67 14)          Противогрибковые средства 2,12 2,15 15)          ЛРС 1,02 0,97 16)          Парафармацевтика 38,7 42,5 17)         
Как видно порезультатам исследования, наибольший удельный вес в октябре в зависимости отчисла позиций, представленных в ассортименте аптеки, имеют лекарственныесредства – 61,3%. На втором месте – парафармацевтические товары. Из группылекарственных средств обращает на себя внимание большая представленность средствдля лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, антибиотиков, витаминов.Высок процент числа позиций БАДов – 2,04%.
В ноябре, вотличии от октября, выросла представленность таких ассортиментных групп, как парафармацевтическойпродукции – на 3,8%, а также средств для лечения заболеваний ЖКТ и витаминов.Всё это можно объяснить увеличением заболеваемости простудными заболеваниями,сезонным характером обострений заболевания ЖКТ и приближением Новогоднихпраздников, для которых был сделан запас парафармацевтической продукции.
После этогобыл проведен анализ ассортимента в зависимости от стоимостных показателей, тоесть, какая часть по сумме приходится на каждую ассортиментную группу.
Таблица 4. Распределениеассортиментных групп в зависимости от суммы в общем товарном запасе аптечногопункта
№ п/п
Наименование ассортиментной группы
Октябрь 2008
Ноябрь 2008
1.           ЖНВ
18
18,8
2.           витамины
0,88
1,10
3.           антибиотики
1,07
1,2
4.           НПВС мази
0,4
0,42
5.           НПВС внутр.
1,9
2,2
6.           презервативы
0,65
0,66
7.           Урологические средства
0,26
0,3
8.           Противоаллергические средства
0,6
0,7
9.           Средства для лечения мужских заболеваний
0,86
0,86
10.         Гормоны женские
1,8
2,3
11.         Гормоны
0,11
0,1
12.         Перевязочные средства
0,12
0,12
13.         БАД
3,26
3,44
14.         ЖКТ
3,6
3,8
15.         Противогрибковые средства
1,8
1,8
16.         ЛРС
0,4
0,41
17.         Парафармацевтика
27,30
32,78
Как видно порезультатам анализа, наибольшее стоимостное значение в ассортименте аптекиоставляют за собой лекарственные средства. На втором месте – парафармацевтика срезультатом 32,78% за октябрь 2008 год. Обращает на себя внимание, что в число«дорогостоящих» попали БАДы, средства для лечения заболеваний ЖКТ ипротивогрибковые средства.
В ноябреувеличилась сумма товарного запаса БАД, средств для лечения заболеваний ЖКТ,парафармацевтики, женских гормональных препаратов и витаминов.
3.3Ценообразование на лекарственные средства, реализуемые через аптечный пункт
Аптекаотносится к сетевым аптекам, в которых ценообразование проводится автоматическииз головного офиса.
ЗАО «Бонум»ценообразование осуществляет с учётом требований, предъявляемых Постановлением ПравительстваРФ №782 от 9 ноября 2001 г. «О государственном регулировании цен на ЛС»,то есть предельный процент наценки на жизненно важные и необходимые ЛС непревышает 30%.
Процентторговой наценки на лекарственные средства в среднем составляет 25 -30%, насопутствующие товары – 30%.
3.4 Анализвалового дохода. Прогноз валовых доходов на ближайший период
 
Валовый доход(валовая прибыль или торговые наложения) – это разница суммы товарооборота врозничных ценах и суммы товарооборота по оптовым ценам. С экономической точкизрения, торговые наложения характеризуют общий финансовый результат торговойдеятельности, и показывает превышение выручки от продажи над затратами поприобретению товаров.
Планированиевалового дохода возможно по двум показателям:
1)        посумме
2)        поуровню – это отношение суммы торговых наложений к стоимости товаров в розничныхценах, показывает, какой процент от розничной стоимости товара приходится наторговые наложения.
Например,составим прогноз торговых наложений на октябрь 2008 года.
Применимметодику планирования суммы торговых наложений на основе запланированных суммытоварооборота за месяц (2 600 000 т.р.) и по среднему уровню торговыхналожений (25%).
Сумма торговыхналожений (план.) = 25*2 600 000/100% = 650 000 руб.
В целом оработе данного аптечного пункта можно сделать следующий вывод о том, чтоаптечный пункт – прибыльный, так как сумма торговых наложений покрываетиздержки обращения, такие как, оплата коммунальных услуг, арендная плата запомещение, заработная плата сотрудников.
3.5 Учёт ваптечном пункте
 
Хозяйственныйучёт – динамическая, открытая отрасль, связанная с наблюдением, количественнойи качественной оценкой и отражением хозяйственных процессов в учётныхпоказателях для управления производством.
Основная цель– сбор и обработка учётной информации для разработки планов, программ действияи обоснования управленческих решений.
Выделяют дваосновных вида учёта – финансовый учет и управленческий учёт.
Финансовыйучёт – обеспечивает информацией внешних потребителей, связан с результатами деятельности.
         I.      Оперативно– технический учёт – система наблюдения, регистрации и получения количественныхданных об отдельных операциях, процессах в целях контроля и управления ими.Ведётся на каждом рабочем месте, в том числе и руководителем аптечного пункта.
Например,ежедневно фиксируется сумма выручки за день, сумма денежных средств, прошедшихпо безналичному расчету(терминал), сумма денежных средств, переданная в главныйофис, сумма выплаченной зарплаты и аванса, один раз месяц – необходимо сообщатьданные по воде и электроэнергии и т.п.
       II.      Бухгалтерскийучёт – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации вденежном выражении об имуществе и обязательствах организации и их движенияпутём сплошного непрерывного документированного учёта всех хозяйственныхопераций.
В рамкахаптечного пункта заведующая занимается сбором первичной бухгалтерскойдокументации, составляет в конце месяца отчет и отдает его для проверки в головнойофис бухгалтеру.
Для сдачиотчета заведующая аптечным пунктом составляет следующий перечень документов:
1.   товарный отчет
2.   реестр приходныхдокументов
3.   реестр расходныхдокументов
4.   реестр движения денежныхсредств по кассе
5.   ведомость по оборотусопутствующих товаров
6.   акт об изменении цены
7.   акт переоценки товаров
8.   акт списания пришедших внегодность (если был бой, брак, порча, истек срок годности и т.п.)
9.   накладная на внутреннееперемещение (если была передача товара в другую аптеку в рамках своейорганизации)
10.акт об установленномрасхождении при приёмке товара по количеству и по качеству
11.справка о показанияхэлектро- и водных счетчиков.
12.копии Z – отчетов ККМ за первыйи последний дни месяца
13.для начисления заплаты –таблица по ЗП, табель учёта рабочего времени, таблица по личной выручке.
      III.      Налоговыйучёт – проводится с целью определения суммы налогов.
     IV.      Статистическийучёт – проводится, в основном, сотрудниками офиса с целью выявления иопределения закономерностей в каких-либо явлениях или процессах и составления планамероприятий для управления ими. Например, сотрудники офиса могут отследитьмалопродаваемые (не оборачивающие в течение 3-х месяцев) или непродаваемыетовары для каждой аптеки. Этот список «тихоликвидов» они отправляют обратно ваптеку для того, чтобы заведующая проследила за дальнейшей судьбой данного видатоваров, либо поспособствовала продаже в своей аптеке либо передала (внутреннееперемещение) для реализации в ту аптеку, где этот товар, согласностатистическим данным, продается.

Выводы,предложения
 
В условияхсовременных рыночных отношений, осложненные мировым финансовым кризисом,аптечным организациям особенно необходимо повышать уровеньконкурентоспособности, увеличивать деловую активность, а также совершенствоватьэффективность форм хозяйствования и управления своей деятельностью. Напряженнуюборьбу за выживание приходится вести практически всем участникамфармацевтического рынка, от представительства иностранной фармацевтическойкомпании до рядовой аптеки. Последней приходится несладко еще и потому, что ееруководителям подчас сложно ориентироваться в современных бизнес – технологиях,которые могли бы помочь аптечным учреждениям пережить сложные времена сминимальными потерями.
В любойэкономической ситуации основной источник доходов аптечных учреждений – продажалекарственных препаратов.
Но очевидно,что в конкурентной борьбе за потребителя выиграют те компании, которыемаксимально удовлетворят спрос потребителя, обеспечивая им:
Ø  экономиюсредств;
Ø  удобствоприобретения и применения товаров;
Ø  широту,насыщенность и глубину товарного ассортимента;
Ø  своевременностьобновления ассортимента;
Ø  эффективныекоммуникации.
Методыуправления ассортиментом и создание оптимального ассортиментного портфелясоставляют область первоначального контроля со стороны руководителя. Этадеятельность строится с учетом трех аспектов:
а) социальный– предполагает наличие товаров, которые могут приобрести люди различногосоциального положения и уровня доходов;
б)организационный – означает принятие решения о том, какие товары и в какомколичестве необходимо иметь в аптечной организации (регулирование товарныхзапасов, анализ удельного веса импортных препаратов, степень обновленияассортимента и т.д.);
в)экономический – актуален для получения хороших результатовхозяйственно-финансовой деятельности и максимизации прибыли. Это означает, чтонаряду с основными и поддерживающими товарами, дающими главный доход, должныбыть и стратегические, которые будут прибыльны в будущем. Например, длятоваров, дающих до 70% выручки, изменение доли которых в общем объемереализации в течение года составляет не более 17%, можно использовать системууправления запасами с фиксированным размером заказа.
Аптечный пунктБонум‑9, по ул. Вольской д. 42/37 относиться к «проходимым»,«транзитным» аптекам. Поэтому при формировании ассортимента рекомендуетсяучитывать его специфические черты.
Спецификапроходимых аптек с учетом их расположения (в центре города или другом местеконцентрации населения общегородского значения – крупный торговый центр,транспортный узел и т.п.) характеризуется следующими основными параметрами:
 великоразнообразие потенциальных посетителей (десятки тысяч в месяц) из различныхрайонов города, поэтому их спрос не обладает спецификой по сравнению сосреднегородским;
 у «транзитных»посетителей есть выбор из нескольких аптек «по пути», поэтому более высокатребовательность к ассортименту;
 вышедоля более обеспеченных посетителей с соответствующими потребительскимипредпочтениями: меньшая чувствительность к ценам, более развитые потребности,высока доля спонтанных (незапланированных) покупок.
Такаяспецифика в большинстве случаев делает целесообразной следующую ассортиментнуюполитику:
 поддержаниеобщей ширины ассортимента более 7 тыс. позиций
 долядорогостоящих (от 500–1500 руб.) товаров порядка 25–30% оборота
 доляпарафармации свыше 25–30% позиций ассортимента даже для прилавочных аптек
 доляоборота, приходящегося на самые дешевые товары, в пределах не выше 5–10%.

Списокиспользованной литературы
1.   Основы законодательстваРФ об охране здоровья граждан/ Закон РФ от 22.07.1993 №5487–1 ФЗ
2.   О лекарственных средствах/Федеральный закон от 22.06.1998. с изм.
3.   О защите правпотребителей / Закон РФ №2300–1 от 07.02.2004 с изм.
4.   Об утверждении Перечня жизненнонеобходимых и важнейших лекарственных средств /Распоряжение Правительства РФ №2343– р от 29.12.2005
5.   Об утверждении правилпродажи отдельных видов товаров… / Постановление Правительства РФ №55 от19.01.1998 с изм.
6.   Об утвержденииотраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007 – 2003 «правила отпуска (реализации)лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» / Приказ МЗРФ №80 от 04.03.2003
7.   О перечне лекарственныхсредств списка А и Б / Приказ МЗ РФ №472 от 31.12.1999
8.   Списки сильнодействующихи ядовитых лекарственных средств ПККН на 15.06.2005
9.   Об утверждении единойноменклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения /Приказ МЗ №627 и СР РФ от 07.10.2005
10.     Ономенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения РФ / Приказ МЗ РФ №337от 27.08.1999
11.     Обутверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача /Приказ МЗ и СР РФ №578 от 13.09.2005
12.     Опорядке отпуска лекарственных средств / Приказ МЗ и СР РФ №785 от 14.12.2005
13.     Оминимальном ассортименте лекарственных средств / Приказ МЗ и СР РФ №312 от29.04.2005
14.     Общероссийскийклассификатор услуг населению (ОК 002 – 93) ОКУН / Постановление Госкомстата РФпо стандартизации, метрологии и сертификации №163 от 28.06.1993.
15.     Общероссийскийклассификатор видов экономической деятельности. – ОК 029 -2001 (КДЕС Ред. 1) /Министерство экономического развития и торговли РФ. Принят 01.01.2003.
16.     Солонинина А.В. Нормативно-правовыевопросы организации фармацевтической деятельности и деятельности, связанной соборотом наркотических средств и психотропных веществ. Учебно-методическоепособие. – Пермь, ПГФА, 2008.
17.     Материалысайтов:
www.asklepiy.ru, www. akdi.ru
www.zavapteki.,www.pharvestnic.ru,