СОДЕРЖАНИЕ Аннотация….….………….3 Введение….1. Аналитическая часть 1.1 Миссия и цели предприятия 1.2 Анализ производственно-технической базы предприятия 1.3 Анализ структуры предприятия 1.4 Технико-эксплутационные и технико-экономические показатели работы предприятия 1.5 Анализ организации и технологии перевозок 1.6 Анализ документооборота 1.7 Технико-экономическое обоснование проекта 2. Проектная часть 2.1
Мероприятия по совершенствованию производственно-технической базы 2.2 Совершенствование организации и управления предприятием 2.3 Совершенствование технологии и организации перевозок 3. Экономическая эффективность 3.1 Сравнительная оценка предлагаемых мероприятий по совершенствованию работы АТП 3.2 Выбор лучших вариантов 3.3 Расчёт экономического эффекта от внедрения предложений проекта 4.
Выводы и заключения 5. Библиография Перечень листов графической части ПЕРЕЧЕНЬ ЛИСТОВ ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 1. Технико-экономические показатели работы предприятия – лист 1, ф. А2. Схема маршрутов перевозок – лист 1, ф. А3. Матрица первичного стратегического анализа – лист 1, ф. А4. Оргструктура и структура управления предприятием – лист 1, ф.
А5. Схема и модель реструктуризации – лист 1, ф. А6. Технологическая схема перевозочного процесса – лист 1, ф. А7. Дерево решений по выбору типа подвижного состава – лист 1, ф. А8. Определение затрат на международных перевозках – лист 1, ф. А9. График безубыточности перевозок – лист 1, ф.
А1 Введение Общепризнанно, что в настоящее время 75-85% перевозок грузов автомобильным транспортом осуществляется транспортно-экспедиторскими и агентскими фирмами. Реорганизуется снабженческо-сбытовая структура промышленных и торговых фирм в форме ликвидации их транспортных подразделений с передачей их функций и персонала в экспедиторские предприятия. Две трети всех автомобильных перевозок осуществляется экспедиторами в качестве операторов по технологии
“от двери до двери”. Современный экспедитор перевозок грузов – специалист высокой квалификации. Он должен владеть определенным минимумом знаний перевозочных и коммерческих технологий всех видов транспорта, “уметь читать” транспортные тарифы, хорошо знать гражданское транспортное законодательство, транспортные уставы и кодексы. Предлагаемая вниманию дипломная работа представляет собой решение комплекса задач, относящихся к транспортной и экспедиторской деятельности фирмы ”
Teboil” г. Кишинёва. Методика излагаемого материала базируется на предварительном изучении дисциплин, касающихся эксплуатационных возможностей транспортных путей и средств, терминальных схем и коммерческой работы, экономики транспорта, логистики и менеджмента. Задача дипломного проектирования – разработка транспортно-логистической схемы доставки товара, осуществление операций с достижением максимального снижения транспортных издержек в качестве экспедитора, грузовладельца
и обеспечения максимальной эффективности эксплуатации транспортных средств в качестве агента перевозчика. 1 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1.1 Миссия и цели предприятия Миссия всех предприятий, работающих на рынке автомобильных перевозок, заключается в представлении и продвижении себя на рынке транспортных услуг, не забывая, конечно, о повышении уровня капитализации. От эффективности и бесперебойности функционирования таких предприятий зависит не только современная
торговля и народное хозяйство, но и темпы экономического развития страны в целом, т.к. они являются налогоплательщиками. Что же касается фирмы “Teboil”, то она является типичным представителем фирм-перевозчиков, предлагающих свои услуги по перевозке грузов на территории Молдавии и за её пределами. Основными клиентами фирмы являются предприятия, нуждающиеся в перевозках небольших объёмов грузов, а также сотрудничающие транспортные предприятия, не имеющие возможность, по
различным причинам выполнить свои заказы сами и готовы их перепоручить. В соответствии с этим и определяется миссия фирмы “Teboil” – содействовать поддержанию и укреплению предприятий и организаций, обслуживаемых фирмой, путём предоставления им качественных транспортных услуг, таким образом, и в таком объёме, которые соответствуют высоким профессиональным стандартам, обеспечивающим тем самым соответствующую прибыль сотрудникам фирмы
и приток денежных средств в оборотные фонды. На основе общей миссии формулируются и устанавливаются цели предприятия – конкретные конечные состояния или желаемый результат, достигнуть которого стремится предприятие. Цели любой фирмы определяются с позиций её доходности, рентабельности, обеспеченности подвижным составом, количества его клиентуры и степени её финансовой обеспеченности, структуры и направлений её деятельности. Основная цель любого предприятия (имеется в виду, конечно, коммерческое) – получение прибыли.
И фирма “Teboil” в данном случае не является исключением. В условиях инфляции малым фирмам очень не выгодно заключать долгосрочные контракты на перевозки, так как международные перевозки являются достаточно долгим процессом. Когда оплата производится спустя месяц, то фирма, конечно же, теряет определённые проценты прибыли что приводит к уменьшению роста оборотных фондов, тем самым, замедляя рост самой фирмы.
В этом случае приходиться поднимать тарифы на перевозки, которые диктуются рынком транспортных услуг. Иными словами повышать тарифы не даёт рынок, а понижать их ещё более не выгодно. В данное время в Молдавии отмечается рост частных перевозчиков, что приводит к жёсткой конкуренции. Для привлечения постоянной клиентуры, обеспечивающей постоянный приток денежных средств, приходится искать другие пути. Увеличение собственного капитала – задача, которая стоит перед фирмой на протяжении
всего периода её деятельности, поэтому такими путями могут быть: • Совершенствование производственно-технической базы • Совершенствование организации и управления предприятием • Совершенствование технологии и организации перевозок. 1.2 Анализ производственно-технической базы предприятия
В составе ПТБ фирмы “Teboil” а) седельные тягачи: СуперМАЗ 64229 – 2 шт 1994г СуперМАЗ 64229 – 1 шт 1996г Мерседес-Бенц 3510 – 1 шт 1994г КамАЗ 54112 – 2 шт 1995г б) территория автостоянки площадью 540 м², заасфальтированная (арендуемая); в) здание одноэтажное (арендуемый офис). г) оргтехника с программным обеспечением. Из графиков видно, что автопарк предприятия представлен автомобилями различных марок и
разных изготовителей: СуперМАЗ 64229 производства Республики Беларусь, автомобиль КамАЗ 54112 производства России и автомобиль Мерседес 1935 производства Германии. Стоит заметить, что хоть автомобиль Мерседес 1935 1994-го года выпуска, он отвечает всем экологическим нормам и его въезд, в страны, с высокими экологическими нормами для автомобилей, разрешён, что нельзя сказать, про автомобили производства стран
СНГ выпуска до 2000 года. Все автомобили оснащены тахографами, учитывающими режим движения автомобиля, труда и отдыха водителей, что сейчас требуется практически во всех странах для международных перевозчиков. 1.3 Анализ структуры предприятия Управление предприятием включает в себя получение заданий, поступающих от директора и их выполнение, предоставление ему соответствующей отчётности о проделанной работе, принятие решения по организации производственного процесса, организацию связи с другими предприятиями и организациями.
Развитие автотранспортного предприятия сопровождается неминуемо совершенствованием структуры управления производством и более рациональным распределением функций, между различными его отделами. При этом с одной стороны должна произойти специализация подвижного состава – развитие специализированных перевозок, а с другой – их интеграция, укрупнение предприятия, создание представительств и филиалов, развитие централизованных эксплуатационных служб и т.д.
На предприятии существует линейная система управления. Это означает непосредственное подчинение руководителю коллектива всех работников участков. В этом случае система звеньев управления, в общем, совпадает с системой звеньев процесса производства. Линейная система обеспечивает чёткое формулирование задач (выдачу заданий), полную ответственность работников за результаты работы. Но вместе с тем ограничивает возможности использования компетентных
специалистов в ходе осуществления управления отдельными участками. Структура предприятия представлена на рисунке 1. Вообще данный тип организационной структуры сейчас довольно часто применяется в условиях функционирования малых предприятий с несложным производством при отсутствии у них разветвленных кооперированных связей с поставщиками, потребителями, научными и проектными организациями и т.д. В настоящее время такая структура используется в небольших фирмах, системах управления
производственными участками, отдельными небольшими цехами, а также небольшими фирмами однородной и несложной технологии. Преимущества линейной структуры объясняются простотой применения. Все обязанности и полномочия здесь четко распределены, и поэтому создаются условия для оперативного процесса принятия решений, для поддержания необходимой дисциплины в коллективе. В числе недостатков линейного построения организации обычно отмечается жёсткость, негибкость, неприспособленность
к дальнейшему росту и развитию предприятия. Линейная структура ориентирована на большой объем информации, передаваемой от одного уровня управления к другому, ограничена инициатива у работников низших уровней управления. Она предъявляет высокие требования к квалификации руководителей и их компетенции по всем вопросам производства и управления подчиненными. Возрастание масштабов производства и его сложности, что предвидится, сопровождается углублением разделения труда, дифференциацией функций деятельности
производственной системы. При этом рост объема работ по управлению сопровождается углублением функционального разделения управленческого труда, обособлением функций и специализацией подразделений управления. При этом будет целесообразен переход к линейно-функциональному типу структуры управления. На предприятии распределение обязанностей и ответственности среди персонала представлено следующим образом. Директор является доверенным лицом учредителей, единоначальником и отвечает за результаты деятельности
всего предприятия. На директора возложены ответственные обязанности: обеспечение выполнения предприятием запланированной работы, организовать материально-техническое снабжение и научно-техническую организацию труда. Руководить работой по внедрению новой техники и технологии, совершенствованию транспортного процесса и выполнению предприятием обязательств перед государственными службами и банком. На данном предприятии директор так же решает вопросы по подбору подготовке кадров, а так же следит
охраной труда и техникой безопасности. Бухгалтер проводит учёт наличия и движения средств, сохранности и уровня использования их, организует выполнение финансового плана. Следит за состоянием финансового хозяйства предприятия, проводит большую оперативную работу по организации расчётов с клиентурой и финансовыми органами, организует первичный учёт расходования материальных ресурсов и денежных средств. Менеджер, руководствуясь действительным положением дел на предприятии, и на основании
указаний директора организует разработку перспективных и текущих планов предприятия, координирует работу водителей, доводит до них утверждённые планы, ведёт связь с потенциальными и существующими клиентами, отвечает на телефонные звонки. Помимо этого менеджер ведёт деловую переписку, составляет необходимые документы. 1.4 Технико-экономические и технико-эксплуатационные показатели работы предприятия Показатели Обозначение, единицы измерения Значения
Количество автомобилей , ед. 6 Коэффициент технической готовности 0,9 Коэффициент выпуска 0,7 Годовой пробег автомобилей , км 360000 Коэффициент использования пробега 0,75 Средняя грузоподъёмность , т 20 Коэффициент использования грузоподъёмности 0,7 Рентабельность перевозок РП, % 25 1.5 Анализ организации и технологии перевозок
В настоящее время рынок предложений транспортных услуг Молдовы перенасыщен. Эта ситуация сложилась после кризиса в России в 1998 году, в результате которого резко снизилась покупательная способность российского рубля и как следствие всего этого значительная часть перевозчиков, ориентированных на перевозку товаров и сельхозпродукции в Россию оказалась невостребованной.
В этой ситуации сложной конкурентной борьбы среди перевозчиков фирма “Teboil” организовала свою работу, использую дружественные связи с предприятиями в России, Украине, ряде стран Западной Европы и осуществляла перевозки промышленных грузов из России и Украины в Молдову, а так же из стран Западной Европы в третьи страны. На рынке автомобильных грузовых перевозок в странах
Западной Европы, основываясь на хороших контактах с предприятиями, которые выступают заказчиками, экспедиторскими фирмами, фирма сумела себя зарекомендовать как оперативный и качественный перевозчик, который может оперативно отреагировать на поступающий заказ и в срок его выполнить. Однако следует отметить, что рынок транспортных услуг очень насыщен и на нём велика конкурентная борьба. Кроме того перевозки в третьи страны зависит от изменений законодательства в области условий перевозок.
В сложившихся условиях одной из возможностей диверсификации деятельности может стать перевозка ГСМ для нужд авто- и сельхозтехники Молдовы. Выбор способа и организации работ определяют видом нефтепродукта. Налив топлива проводится на подъездных путях нефтебаз и промышленных предприятиях. Пункты налива оборудованы эстакадами или специальными стойками, откуда топливо подаётся в транспортные средства самотёком либо центробежными насосами с подачей 180-720 м³/ч или поршневыми с подачей 100-350
м³/ч. Для хранения нефтепродуктов применяют металлические резервуары вместимостью до 10 тыс. м³. При хранении топлива необходимо принимать меры по предотвращению его потерь при испарении, что достигается точной регулировкой дыхательного клапана резервуаров. Применяемые нефтепродукты (ГСМ) делятся на светлые и тёмные. Светлые это бензин, керосин и лёгкие моторные дизельные топлива, тёмные это мазут, автомобильные масла,
тяжёлые сорта моторных топлив. Вообще все нефтепродукты в зависимости от температуры вспышки можно разделить на 4 класса: I – ниже 25ºС (бензин); II – 28-45ºС (керосин); III – 45-120ºС (мазут, моторное топливо); IV – свыше 120ºС (смазочные масла, нефтяной битум). Плотность и вязкость нефтепродуктов влияют на выбор способов перевозки и погрузочно-разгрузочных работ
с ними. С увеличением температуры плотность и вязкость нефтепродуктов снижаются, что ускоряет процессы перегрузки и транспортировки. Одно из важнейших свойств лёгких нефтепродуктов, например бензина испаряемость. Поэтому способ его хранения должен учитывать возможность предотвращения испаряемости. Для перевозки нефтепродуктов применяют специализированные автомобильные транспортные средства. Парк специализированных автотранспортных средств, предназначенных для перевозки нефтепродуктов, включает
два типа машин – топливовозы и битумовозы. Топливовоз снабжён насосом для забора топлива из хранилища в цистерну и выкачки топлива из цистерны, а так же имеет возможность осуществить слив самотёком. Цистерна оборудована клапаном, указателем уровня жидкости и переливными патрубками. Во внутренней поверхности цистерны имеются перегородки, уменьшающие эмульгирование топлива и инерционные силы при резких торможениях. Нефтепродукты – опасные грузы, требующие особых мер предосторожности при
производстве погрузо-разгрузочных работ. Режим грузовых работ с нефтепродуктами на приёмных устройствах должен удовлетворять требованиям электростатической искробезопасности. Складские помещения для хранения жидких нефтепродуктов в таре должны быть устроены из огнестойких материалов с отдельными секторами вместимостью не более 200 м³ каждая для легковоспламеняющихся и не более 1000 м³ для нефтепродуктов с температурой вспышки более 45ºС.
Нефтепродукты в затаренном виде, хранящиеся на стеллажах, следует защитить от прямого действия солнечных лучей и атмосферных осадков. При устройстве навесов и крыши они должны быть изготовлены из огнестойких материалов. Пункты производства погрузо-разгрузочных работ должны быть оборудованы электросветильниками во взрывобезопасном исполнении, включать и выключать их следует только в местах, где отсутствуют пары. Территория складов и пунктов грузовой переработки должны быть обнесены ограждением, и отстоять от зданий
не менее 5 м. На территории должны быть знаки и указатели, исключающие встречное движение. Скорость движения автомобильного транспорта на складе не более 3-5 км/ч. На складе не допускается хранение посторонних предметов, в том числе грязной одежды, ветоши и тряпок. При перекачке светлых нефтепродуктов в резервуары необходимо иметь во внимании, что при падающей струе в ёмкости возможно накопление потенциалов статического электричества, а при их большом скоплении может
произойти электрический разряд, вызывающий искру. Искра может привести к воспламенению или взрыву смеси нефтепродуктов с воздухом. Поэтому загрузку падающей струёй производить не следует, а наконечник заливочного штуцера необходимо ввести осторожно внутрь резервуара. Лестницы, поручни, площадки, ограждения площадок цистерн и резервуаров должны быть в исправном состоянии, обеспечивать безопасность труда обслуживающего персонала.
В процессе погрузочно-разгрузочных работ на приёмных устройствах необходимо обеспечить надёжное торможение автомобильных цистерн. В процессе грузовых работ с нефтепродуктами необходимо соблюдать санитарные нормы. Концентрация паров бензина не должна превышать 100 мг/м³. Все складские помещения должны обеспечиваться эффективной вентиляцией при периодическом контроле воздушной среды. Приводы вентиляторов должны быть в электробезопасном исполнении, применять ременные передачи
не допускается. Перегрузочные пункты должны быть обеспечены необходимыми средствами пожаротушения – углекислотными огнетушителями, а так же песком, грунтом. Применение воды для тушения горящих битума и масел запрещено вследствие образования обильной пены, интенсифицирующей процесс горения. К работе с нефтепродуктами допускаются лица не моложе 18 лет, сдавшие соответствующие экзамены по технике безопасности и прошедшие медицинский контроль.
Все работники службы хранения и выдачи нефтепродуктов независимо от стажа и квалификации не реже 1 раза в полгода проходят инструктаж по технике безопасности. 1.6 Анализ документооборота ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, которые должен иметь водитель при выполнении международных автомобильных перевозок грузов I. ДОКУМЕНТЫ ВОДИТЕЛЯ 1. Заграничный паспорт. 2. Удостоверение международного образца на право управления автомобилем.
3. Книжка регистрации транспортных служащих или справка на право вывоза иностранной валюты 4. Медицинский страховой полис на водителя транспортного средства. 5. Личная контрольная книжка водителя (при отсутствии или неисправности тахографа на автомобиле). 6. Удостоверение водителя-международника (центра CIPTI). 7. Свидетельство соответствующей квалификации водителя при перевозке опасных грузов (только при перевозке
опасных грузов). II. ДОКУМЕНТЫ НА АВТОМОБИЛЬ 1. Свидетельство о регистрации автотранспортного средства. 2. Свидетельство о пригодности автотранспортного средства к международной перевозке грузов на условиях Конвенции TIR (с фотографиями). 3. Талон о прохождении автомобилем техосмотра. 4. Документы о страховании гражданской ответственности владельца автотранспортного средства. 5. Разрешение на выполнение автомобильной перевозки по иностранной территории.
6. Свидетельство о допущении автотранспортного средства к перевозкам скоропортящихся продуктов (только при перевозке этих грузов). 7. Свидетельство о допущении автотранспортного средства к перевозкам опасных грузов (только при перевозке этих грузов). 8. Комплект спецодежды и принадлежности (только при перевозке опасных грузов). 9. Лицензионная карточка. 10. Путевой лист (или копия договора на перевозку, или тетрадь учёта доходов). 11. Карнет де пассаж (для тех стран, где это требуется).
III. ДОКУМЕНТЫ НА ГРУЗ 1. Грузовая таможенная декларация (оформляется грузоотправителем). 2. Товарно-транспортные накладные (CMR) с прилагаемыми грузоотправителем спецификациями и другими необходимыми сопроводительными документами. 3. Комплект товарно-транспортных накладных, необходимых при обратной загрузке автотранспортного средства. 4. Оформленные Карнеты TIR. 5. Чистые Карнеты TIR для обратной загрузки автотранспортного средства.
6. Страховка ответственности перевозчиков (копия страхового полиса). 1.7 Технико-экономическое обоснование Для того, чтобы успешно выжить в долгосрочной перспективе, необходимо прогнозировать то, какие новые возможности могут открыться для неё. Поэтому стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.
Чтобы успешно справляться с угрозами и действенно использовать возможности, не достаточно только одного знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей и тем самым терпеть поражение. Также можно знать об открывающихся возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, следовательно, не суметь их использовать. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации.
Поэтому при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные стороны имеет организация. Анализ среды направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а так сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Для такого анализа среды метод SWOT (сила, слабость, возможности и угрозы) является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды.
Слева выделяются два раздела – сильные стороны, слабые стороны, в которые соответственно вносятся все выявленные стороны организации. Возможности 1. Диверсификация деятельности 2. Повышение квалификации водителей 3. Введение исполнительного директора по PR Угрозы 1. Конкуренты 2. Законы и запреты 3. Технические проблемы Сильные стороны 1. Небольшие затраты на управленческий аппарат 2.
Мобильность и сильное желание выжить 3. Низкая стоимость продукции 1-3 2-2 3-1 1-3 2-2 3-3 Слабые стороны 1. Небольшой автопарк и его универсальность 2. Небольшой коллектив и отсутствие репутации 3. Отсутствие своей ремонтной базы 1-1 2-3 3-2 1-1 2-2 3-3 Исходя из матрицы SWOT, для совершенствования работы предприятия “Teboil” можно рекомендовать ввести должность исполнительного директора по маркетингу и
PR, который будет отвечать за элементы маркетингового комплекса: цену, рекламу, продвижение транспортных услуг на рынке. Основные угрозы для предприятия не зависят от организационной структуры фирмы. Преодоление этих угроз и есть основная забота фирмы, находящейся в постоянной конкурентной борьбе, преодолении формальных проблем препятствующих перевозкам. Влияние технических проблем на бизнес можно уменьшить, проводя повышение квалификации водителей и выбора
предприятий по техническому обслуживанию с высоким качеством работ. Принципиальным нововведением вё рамках диверсификации деятельности приобретение специализированного подвижного состава для перевозки ГСМ. 2 ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ 2.1 Мероприятия по совершенствованию производственно-технической базы 2.1.1 Подвижной состав Учитывая необходимость диверсификации производства необходимо совершенствовать производственно-
техническую базу, так как в настоящее время фирма владеет только универсальным подвижным составом. Это ограничивает спектр транспортных услуг. Приобретая специализированный подвижной состав – тягачи с цистернами-полуприцепами для перевозки ГСМ, расширяется спектр транспортных услуг. В принципе, возможно приобрести только цистерны-полуприцепы и укомплектовать их имеющимися тягачами. Но в проекте принято решение приобрести автопоезда, так как это поможет равномерно распределить объём
перевозок на созданный парк автопоездов. Фирма рассчитывает приобрести несколько автомобилей-тягачей с цистернами-полуприцепами. В рассмотрение берутся две марки тягачей: КамАЗ-54112 с цистерной АТЦ-65120 и СуперМАЗ-64229 с цистерной АТЦ-65142. Технико-эксплуатационные показатели подвижного состава представлены в таблице 2.1. Таблица 2.1 – Технико-эксплуатационные показатели подвижного состава
Показатель КамАЗ-54112 АТЦ-65120 СуперМАЗ-64229 АТЦ-65142 ДхШхВ Нагрузка на седельно-сцепное устройство, кгс Допустимая масса полуприцепа, кг Собственная масса, кг В т.ч. на передн. ось ” тележку Полная масса тягача при указанной нагрузке на седло, кг: Максимальная скорость автопоезда км/ч Объём цистерны, л
Торм. путь автопоезда со скорости 40 км/ч, м Контр. расход топлива автопоездом при 60 км/ч, л/100 км Седельно-сцепное устройство Топливный бак, л 6180х2500х2630 11000 26000 7100 3570 3530 18325 80 20000 18,4 35 полуавт. с двумя степенями свободы 2 по 125, диз. топливо 6570х2500х2970 14700 38700 9050 4520 4530 23900 85 42000 17,2 45,5 полуавт. с двумя степенями свободы 350, диз, топливо