Депортация населения Северного Кавказа

Сибирский Университет Потребительской кооперации

Выполнила студентка
1-го курса факультета
коммерции и сервиса
группы М-12 Мосензова Ю.Г.
Проверила:
Гербер О.А.
План:
Ø Хронологические рамки.
Ø “Социально-экономическая иэтническая ситуация на Северном Кавказе в20-30-е годы”.
Ø Принудительноепереселение групп населения в 30-е годы.
Ø Вынужденныепереселения народов Северного Кавказа в 40-е годы.
Ø Депортированные народы в структуре производительных сил: правовой аспект,трудовая и общественные сферы.
Ø Реабилитация депортированных народов Северного Кавказа..
Ø Заключение.
Ø Список используемой литературы.

Хронологические рамки определены 1918-1950-ми годами, началом депортацийгрупп населения (1918 год) и окончанием – первая половина 50-х годов, а такжечастично 60-ми, и 90-ми годами, связанными с проведением мер по реабилитациинародов, что позволяет относительно Северного Кавказа разрешать проблему вкомплексе.
Социально-экономическая и этническая ситуация на Северном Кавказе в20-30-е годы. Значительную часть населения края 3.841063 чел. (на 1937г.) составляли русские, затем следовали чеченцы, кабардинцы, карачаевцы,ингуши, балкарцы, осетины и др. Густонаселенными оставались и в 30-е годыКраснодарский, Орджоникидзевский края, автономные области и Ростовская область.Различными были и условия проживания народов, которые включали как горные, таки степные районы, что, несомненно, отражалось на формировании традицийхозяйствования народов, их национальном сознании, менталитете.
Экономическое положение определяло различныепараметры жизнеобустройства народов и групп населения: их расселение, трудовуюзанятость, материальное благосостояние и т.д.
По мере улучшения экономического положения в краеуже в конце 20-х и в 30-е годы происходил рост численности населения вЧеченской и Ингушской автономных областях, с середины 30-х годов – вКабардино-Балкарской Автономной области. Это напрямую было связано с развитиемпромышленной сферы, аграрного сектора, улучшением здравоохранения, социальногообеспечения.
Улучшению ситуации способствовали и проводимыереформы по совершенствованию управления обществом, а также хозяйствования.
Даже краткий обзор экономического положения регионовюга России позволяет сделать вывод, что на этой обширной территории уживалисьрядом уклады социалистический и мелкотоварное производство с остатками патриархального труда. Развитиеэкономики на новых порах протекало в острой обстановке классовой борьбы. Вгорных районах постоянно крестьянство испытывало нехватку земли. Непоправляло  бедственное положение иживотноводство, включая и отгонное.
Усиление административно-командной системы привело ктому, что еще более обострились взаимоотношения по вектору «народы ивласть», отношения непосредственно между проживавшими по соседствународами. Углубились противоречия с зажиточными крестьянством, с кулаками, чтопривело к принятию репрессивных мер в отношении многих групп населения,принадлежавшего к различным национальностям ( черкесы, балкарцы, чеченцы,кабардинцы и др.)
Под влиянием этих процессов, а также усиливавшейсяцентрализации власти заметно изменялось и сознание крестьянских масс всехрегионов Северного Кавказа, отношение их к центру, к идеологическим установкампартии. Постепенно формировались альтернативные силы, объединившиеся вбандповстанческое движение, направленное против проводимых преобразований. Помер развития событий кануна Великой Отечественной войны эти противоречия ещеболее усугубились.
С целью удержания власти и усиления своего влияния вобществе руководство страны все больше прибегало к использованию репрессивныхвоздействий против «неблагонадежных».
Вывод однозначен, несмотря на трудностиэкономического, социального характера, продолжалось в 20-30-е годы обустройствонародов, освоение ими огромнейшей территории, формирование взаимоотношениймежду народами. Имели место переселенческие потоки, которые составляли то одни,то другие контингенты населения, соприкосновение различных конфессий.
Разумеется, что народы Северного Кавказа,интегрировавшись в новый общественный строй, объявленный революцией 1917 года,как и представители других народов России, стремились к решению, в первуюочередь, собственных интересов, выражению собственных чаяний, защитенационального бытия. Однако решение этих задач в условиях жесткойадминистративной командной  системыуправления обществом становилось все труднее, наблюдалось стирание национальныхобщностей, пренебрегалась специфика районов, не учитывались традиции  народов и т.д.
Принудительное переселение групп населения в 30-е годы. Развитиереволюции и событий периода Гражданской войны способствовали необходимостипринятия чрезвычайно жестоких мер по отношению некоторых групп населения. Чтокасается Северного Кавказа, то в этом регионе в числе подвергшихся репрессийуже в 1918 году оказались казаки (русские, украинцы и др.).
На почве остроты земельных отношений обострялисьотношения между казачеством, партийными и советскими органами власти.
Казачество трудно интегрировалось в новыйобщественный строй, неоднозначно воспринимало преобразования советской власти.Решение спорных вопросов носило конфликтный характер. Ожесточенноесопротивление казаков нововведениям советов закончилось принятием строгихрепрессивных мер со стороны большевиков и советов.
Были в принудительном порядке высланы десятки тысячказаков. Ущерб, нанесенный казачеству только Терской области, уже в 1918 годусоставил более 200 млн. рублей. Разумеется, что обещания по возмещению убытков,даваемые казачеству, не были выполнены. Аналогично складывалась обстановка и вдругих казачествах юга России.
Ситуацию продолжительное время стабилизировать неудавалось. Осложняла ее и объявленная установка ЦК РКП (б) – не допускать никаких компромиссов, никакойполовинчатости. Мерой урегулирования отношений оставались репрессии. Весной1920 года вновь подлежали принудительному переселению около 9000 семейказаков-сунженцев. Однако и на этом репрессии в отношении казаков непрекращались. В конце октября 1921 года новому переселению подлежалидополнительно 15 000 казаков.
Заметно агрессивным были в этом плане РВСКавказского фронта. Однако цели были достигнуты. И.Сталин замечал:«Недавнее восстание казаков (осень 1920 года) дало подходящий повод иоблегчило выселение, земля поступила в распоряжение чеченцев». На «свободные»казачьи земли переселялись горцы.
Фактически до середины 20-х годов продолжалосьвыселение то одной, то другой групп казаков. Земли их приходили в упадок изапустение. После апрельского (1925г.) Пленума ЦК РКП (б) отношение кказачеству, в том числе и юга страны, изменилось, а это означало на что иное,как изменение отношения к русскому населению и особенно в автономных областях иреспубликах.
Анализ положения «русского населения вместностях, где оно являлось меньшинством», привел к весьма неутешительнымитогам. Вывод сводился к следующему: “…Во многих национальных образованияхСоюза ССР интересы русского населения терпят ущерб в пользу коренногонаселения, чем вызвало недовольство этого населения и угрозу культурному уровнюэтих районов”. Однако положение продолжительное время мало чем изменялось,правда, были образованны русские казачьи округа в Кабардино-Балкарской,Осетинской и других автономных областях. Затягивалось  землеустройство, применялось в качестверепрессивной меры и налоговое обложение. Через систему налогов оказывалосьвсяческое давление на массы, проводились реквизиции. В 1928 годуадминистративные казачьи округа были ликвидированы.
Укрепление социалистического переустройствасельского хозяйства в конце 20-х – в начале 30-х годов, сопровождавшеесяпроведением коллективизации, также отрицательно отразилось на жизни казачества.Репрессивные меры сводились к тому, что более тыс. казаков-кулаков ипредставителей других национальностей были депортированы на Урал, в ЗападнуюСибирь, Узбекистан и Казахстан.
Из контингентов казаков юга России создавались целыестраницы. По данным Т.И.Славко, уже в начале 30-х годов из переселенцев в 69районах и 3 округах Коми-Пермяцком, Остяцком, Вогульском и Ямальском былиобразованы 650 казачьих страниц.
Казаки – выселенцы передавались хозяйственныморганизациям, использовались на рудниках, кирпичном производстве, лесоповале, вдорожном строительстве, мелиорации. Адаптация их в новых регионах протекла всложных условиях.
В первой половине 30-х годов разрабатывалиськомплексы нормативных актов, регламентировавших пребывание казаков в ссылке,однако все они были нацелены на вечное закрепление казаков в новых местахрасселения. Не содействовала правовому положению спецпоселенцев и принятая 5декабря 1936 года Конституция СССР. Это вызывало массовое бегство из«кулацкой ссылки». С 1932 по 1940 г. из ссылки бежали 629 042 чел.,из них было возвращено из бегов 235 120 человек. Режим проживания казаковожесточался. Возвращение политических прав поселенцам усложнялось.
Вынужденные переселения народов Северного Кавказа в 40-е годы.В главена опубликованном материале и новых выявленных документах, хранившихся ранеепод грифом «секретно», всесторонне раскрыт процесс депортациикарачаевского, чеченского, ингушского и балкарского народов, а такжепредставителей многих национальностей, рассматривающих в документах ведомств,занимавшихся депортациями, под рубрикой «прочих».
Контингент вынужденно покидавших свои регионыпроживания составил на Северном Кавказе более 680 тыс. чел., из них 69 964карачаевца, 478 479 граждан чеченской и ингушской национальности, более 39 тыс.калмыков, остальные  -представителидругих национальностей (русские, немцы, кабардинцы, аварцы, адыгейцы, черкесы,осетины, грузины и др.).
Причины переселений народов и групп населения:
1.     открытое выступление против идейных установокпартийных органов и советов;
2.     выступление против колхозного движения;
3.     превентивные основания;
4.     участие в бандповстанческом движении и поддержкавнедрявшегося нового немецкого режима;
5.     выступление противодействующих сил Красной Армии;
6.     помощь немецким захватчикам.
Безусловно, что в этом ряду непосредственныхвыступлений масс, выражавших недовольство существующими экономическимитрудностями, вызывающимися обстановкой военного времени, отсутствия обеспеченияпредметами первой необходимости, наличие недовольства принудительнымвовлечением в колхозы, стремление восполнить накопившиеся свои обиды и т.д.
События, послужившие поводом к вынужденнымпереселениям названных контингентов, естественно, были различными и по0разному,они трактовались в документах НКВД СССР, в структуре которого в марте 1944 г.был создан специальный Отдел спецпереселений. Ему и вменялось руководство всемипроцессами по депортации народов, расселению их на новых местах, организациитрудовой занятости, определению границ и режима проживания.
Территория расселения контингентов была обширной,включая Казахстан (более 400 тыс. чел.), все республики Средней Азии, а такжемногие области, края Российской Федерации, расположенные на Урале, в ЗападнойСибири.
Депортация названных контингентов включала ипереселение их соплеменников, находившихся в рядах Красной Армии, в 1943-1944гг. все они были демобилизованы и отправлены к местам, определенным дляпроживания.
В ходе последующего этапа депортации переселялисьпредставители депортировавшихся контингентов, пребывавшие в тюрьмах и трудовыхлагерях, располагавшихся на европейской территории СССР.
До конца 1945 г. проводились меры по депортациипредставителей выселенных контингентов, проживавших в соседних краях, областяхСеверного Кавказа, а также те из спецпереселенцев, которые по тем или инымпричинам оказались в местах  прежнегопроживания.
Одним словом, к концу 1945 г. была проведена«зачистка Кавказа» от депортируемых. Все они, как и те,  кто эшелонами отбывал на Восток в 1941-1944годах, получили статус спецпереселенца.
Надо полагать, что операции по переселениювыполнялись на юридической основе. К каждой из них были подготовлены и принятынеобходимые постановления, указы вышестоящих органов государственной власти.Общее руководство возлагалось на ГКО, НКВД СССР, Отдел по борьбе с бандитизмом,Управление НКВД по краям, областям НКВД, автономных республик, Отделы поспецпереселениям.
Решение проблемы депортации согласно установкампартийных и советских органов власти предусматривало и ликвидациюнационально-государственных образований титульных народов, т.е. тех, чьиназвания были даны республикам. Указами Верховного Совета СССР этигособразования были ликвидированы, а территории распределялись между соседнимиреспубликами и областями, что в целом, хотя и не позволяло исключать огромныетерритории из экономического потенциала страны, тем не менее, организационныемеры по их заселению новыми контингентами переселенцев и освоению потребовалидлительного периода и огромных затрат. Нарушалось конституционное право нетолько лица, народа, но и ликвидировалась государственность.
На примерах деятельности Центра, местных крайкомов,обкомов, исполкомов раскрыта деятельность их в распределении освобожденных отспецпереселенцев территорий, по их заселению и освоению. Разумеется, что вданном случае отчетливо проявляется интерес каждой из республик, края, области.
Естественно, проводимыми мерами наносился огромныйущерб моральной стороне общества, утрачивалась возможность и способностьрегионов в их самостоятельном экономическом и культурном развитии,формировалось чувство ущербности и униженности тех, кто подвергалсяспецпереселению.
Депортированные народы в структуре производительных сил: правовойаспект, трудовая и общественная сферы. В рассмотрение этого вопросаважно знание состояния разработки и уровня обоснованности законодательныхактов, регламентировавших нормы поведения контингентов депортировавших,обязанностей органов и лиц, призывавшихся к осуществлению этих акций. В этойсвязи особую значимость обретает анализ принимаемых в государстве такихнормативных актов, как «Положение о спецпереселенцах»,«Положение о спецкомендатуре», на основе которых и выстраивался порядокэтих отношений. Рассмотрение названных актов свидетельствует о большом уклоне всторону расширения правовой стороны государства в отношении «поруганных инаказанных» народов и лиц, принадлежавших к различным национальностям.
Проведение операций по отселению многочисленных контингентовнаселения само по себе было частью решения проблемы. Задачей, требующейразрешения, являлось и определение правового поля, которое включало бы правилаповедения спецпереселенцев, участие их в производственной и общественной жизни,право получения оплаты за свой труд, право на образование, социальноеобеспечение и т.д.
Важной стороной в этом отношение было и юридическоеоформление таких сторон жизни, как ликвидация государственности народов. ВКонституции РСФСР особо оговаривалось об изменении границ между республиками,что подобная акция могла осуществляться исключительно с согласия тех сторон,которые стремятся провести это действо, затем такое согласие утверждалосьрешением Президиума Верховного Совета РСФСР по представлению союзных республик.
Как известно, такое право административным нажимомбыло нарушено. Народы, группы населения переселялись, превращаясь автоматическив этнические меньшинства в новых регионах проживания с вытекающими отсюдапоследствиями, а республики, автономные области ликвидировались. Их территориирешением центральных руководящих органов власти или передавались соседнимреспубликам, краям, или превращались в новые административные единицы(Ставропольский округ, Грозненская область). Заменялись названия городов,поселков, аулов.
Во многом ситуация складывалась таким образом, чтоюридический документ, служивший как бы основой для осуществления того или иногодейства, связанного с вынужденным переселением, появлялся гораздо позднее, чемпроведение самой операции по переселению, и приобретал как бы«оправдательный» характер по отношению к такой мере.
Подход к определению положения гражданина в обществебыл предельно прост к периоду 20-30-х годов. «Лишить усадебной землипоставить перед правительством вопрос об их выселении за пределы края», — отмечалось, например, в указаниях в отношении единоличников Северо-КавказскогоКрая. Следует заметить, что подобная форма имела широкое применение.
Большими правами по соблюдению законностиспецпереселенцами наделялась Прокуратура СССР, ее ведомства, разумеется, чтомало обращалось внимания на пресечение любых агрессивных мер по отношению кспецпереселенцам в период депортации и в то же время жестокими мерами наказания были по пресечению побегов спецпереселенцев.
Правовому регламентированию были подчинены все меры,связанные со снятием ограничений по спецпереселению, начиная с 30-х годов(контингент кулаков), и в 40-50-е годы (спецпереселенцы из народов и граждан,принадлежавших к различным национальностям).
С рассмотренной стороной проблемы тесно смыкаются ивопросы о трудовом фронте, а также роли и месте контингентов спецпереселенцев вобщественной жизни регионов нового расселения. Не было такой сферыпроизводства, в которой не использовался бы труд переселенцев.
В колхозах Казахстана, Узбекистана, Киргизиитрудились представители всех депортированных народов Северного Кавказа. 1 227карачаевцев работали в совхозе «Пахта-Арал». В Казахстане, по даннымдокладной записки Л. Берия (июль 1944 г.), из 70 296 семей, расселенных в колхозах,были членами сельхозартели 56 800 семей (81 процент).
Значительное число чеченцев и ингушей трудились вколхозах и совхозах, на нефтедобыче. Как сообщалось из Павлодарской области,8583 семей (35 755 чел.) из Северного Кавказа работало: чеченцев и ингушей – 7 381семей (29 835 чел.), балкарцев – 489 семей (22 310 чел.), в совхозах – 882семьи (3 421 чел.), на промышленных производствах – 1652 семьи (5 860 чел.). Введении Министерства сельского хозяйства и совхозов Казахской ССР числилось 11373 балкарца. А всего в Казахстане и Киргизии в 1946 г. из 131 480 семей 111980 работали в колхозах.
Динамика занятости спецпереселенцев выгляделаследующим образом: в Наркомземе трудились – чеченцев и ингушей – 92 371 чел.,карачаевцев – 14 649, балкарцев – 6 907 чел., в Наркомугле – 110 262 чел.:чеченцев и ингушей – 5 288, балкарцев – 598 чел., Наркомсовхоз – 70 362 чел.;чеченцев и ингушей – 10 717 чел., карачаевцев – 4 398, балкарцев – 1 031 чел.,в Наркомлесе – 54 436 чел., из них: чеченцев и ингушей – 2 893, карачаевцев –14; балкарцев – 215 и т.д. В целом в 65 отраслевых учреждений было занято наработе 1 015 850 спецпереселенцев, из них чеченцев и ингушей – 151 349,карачаевцев – 23 092, балкарцев – 11 783 чел.
Квалифицированные рабочие из спецпереселенцев былизаняты в золотодобывающей, горной промышленности, на нефтепредприятиях.
Хотя взаимоотношения спецпереселенцев иработодателей и регламентировалось правом, однако, в условиях спецучереждения,такое право носило относительный характер. И, тем не менее, занятие трудомдавало возможность спецпереселенцам поправить свое материальное положение.
Спецпереселенцы не были в стороне и от общественнойжизни. К 1949 г. среди спецпереселенцев имелось 11 669 комсомольцев. Из 1 896прибывших из Северного Кавказа комсомольцами были 873 чеченца, 420 карачаевцев,369 балкарцев, 90 греков, 552 – из семей бывших кулаков. Незначительным былотряд интеллигенции. С высшим и средне специальным образованием насчитывалось803 чел., из них занятых на работе – 669 человек.
Спецпереселенцы и особенно интеллигенция,коммунисты, комсомольцы принимали участие в выборных кампаниях, проявлялиповышенный интерес к получению образования, поддерживали тесные связи с теминародами, в окружении которых они проживали в местах поселения.
Реабилитация депортированных народов Северного Кавказа. Процессыдепортации реабилитации ограничены, протекают параллельно и зависят отситуации, складывавшейся в стране с тем или иным контингентом населения,подпавшим под статус «неблагонадежного».
 Что касаетсяреабилитации русских, украинцев (казаков), то первые меры в этомпредпринимались уже в середине 20-х годов, когда была предусмотрена политика поотношению к казачеству, объявлялся отказ от оценок, даваемых казачеству какисключительно враждебной советской власти силе. Последующий этап реабилитацииказаков наступил в 30-е годы и связан был с привлечением их к защите Отечества,возрождением боевых казачьих соединений, что нашло отражение в принятом ЦИКСССР 20 апреля 1936 г. постановлении «О снятии с казачества ограничений послужбе РККА. В последующем наблюдалась дальнейшая интеграция казачества всоветское общество.
Новый подход к проблеме обнаружился только лишь вконце 80-х годов. Все положения, связанные с проведением мер по реабилитации,отражены в принятых Законах РСФСР » О реабилитации репрессированныхнародов”, «О реабилитации жертв политических репрессий». Поимеющимся данным, уже в начале 90-х годов были реабилитированы более 80 тыс.человек. В отношении казачества основой реабилитации был Указ Президента России«О мерах по реализации Закона „О реабилитации репрессивныхнародов“ в отношении казачества» принятых 15 июля 1992 года. В егоположениях, в последующих нормативных актах и определялись меры поэкономической и культурной реабилитации вырождающегося казачества. Безусловно,что реабилитации, прежде всего способствовало и складывавшая обстановка,определенное место отводилось и смерти Сталина, а также последующим процессам.Следует отметить, что уже во второй половине осуществлялось смягчение положениярепрессированных лиц, находившихся на спецпоселении, уже в октябре 1953 г.освобождались из спецпоселенцев военнослужащие, правда, без права возвращенияна Северный Кавказ.
 Разумеется,что все вопросы рассматривались Президиумом ЦК КПСС. В начале июля 1954 г.состоялось одно из первых заседаний Президиума ЦК КПСС с повесткой дня «Оснятии некоторых ограничений в „правовом“ положенииспецпоселенцев».
Затем в 1955 г. Президиумом ЦК КПСС было принятопостановление «О снятии ограничений по спецпоселениям с членов КПСС,кандидатов КПСС, у членов их семей», а в ноябре последовало ипостановление Совета Министров СССР «О снятии со спецпоселения участниковВеликой Отечественной войны, лиц, награжденных орденами и медалями СоветскогоСоюза, и преподавателей учебных заведений. Это уже были заметные шаги вреализации мер, связанных с реабилитацией лиц, подвергшихся репрессиям поразличным причинам.
В декабре 1995 года Президиум Верховного Совета СССРпринял Указ „О снятии ограничений в правовом положении с немцев и членов ихсемей, находящихся на спецпоселении“. Но им разрешалось возвращение встарые места проживания. Поэтому контингент немцев, депортированных стерритории Северного Кавказа в 1941-1942 гг., оставался в местах поселений. Онипереходили, по замечанию В.Н. Земскова, в статус „помилованных“.
17 марта 1956 г. последовал Указ ПрезидиумаВерховного Совета „О снятии ограничений в правовом положении с калмыков ичленов их семей, находящихся на спецпоселении“. Он распространялся и накалмыков, проживавших в Ставропольском крае и Ростовской области, однако и онине получали пока права на возвращение к старым местам обитания.
28 апреля 1956 г. был принят Указ Верховного СоветаСССР „О снятии ограничений по спецпоселениям с крымских татар, балкарцев,турок — граждан СССР, курдов, хемшинов, членов их семей, высланных в периодВеликой Отечественной войны“. Они все снимались с учета спецпоселений иосвобождались из-под административного надзора органов МВД СССР.
1956 г. появился Указ „О снятии ограничений поспецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных впериод Великой Отечественной войны“. Важным документом был приказ МВД СССР»О разрешении проживания и прописки калмыкам, балкарцам, карачаевцам,чеченцам, ингушам и членам их семей в местах, откуда они были выселены”.
Семьям чеченцев и ингушей была оказана помощь состороны колхозов и совхозов в строительстве жилых домов и надворных построек.Также проводились меры по жизнеобустойству балкарцев, выделялись необходимыеденежные средства.
К февралю 1958 г. в республику уже прибыли 20 174чеченских и ингушских семей. Они активно включались в производство иобщественную сферу.
Восстанавливались национальные и государственныеобразования. Была восстановлена Кабардино-Балкарская АССР, Чечено-Ингушская АССР.В место бывшей Карачаевской Автономной области была образованаКарачаево-Черкесская Автономная область.
В конце 80-х годов начался новый этап реабилитациирепрессивных граждан, связанный с дальнейшим расширением демократизацииобщества. Продолжение этих мер, начало которым было положено еще во второйполовине 40-х годов, вызвалось необходимостью исправления ошибок прошлого вгосударственной политике.
Основополагающим документом явилась Декларация«О признании незаконным и преступным репрессивных актов против народов,подвергшихся насильственному переселению, и обеспечению прав» (1989 г.), атакже появившийся  в 1991 г. (26 апреля)Закон РСФСР ‘О реабилитации репрессивных народов”, вобравший в себя положения,раскрывающие сущность реабилитации. Продолжалась подготовка нормативной базыреабилитации, включая и реабилитацию народов Северного Кавказа: казаки,балкарцы, карачаевцы, калмыки, немцы, ингуши, частично чеченцы (проживающие вДагестане).
Непосредственно в процессе по реабилитации лиц,подвергшихся репрессиям, наступает новый своеобразный этап. Если для первогоэтапа характерны любые в основном политические акции, то в 1995-1997 годахнашлась компенсация материального ущерба, нанесенного спецпереселенцами.
Учитывая трудности экономического развития Российскогогосударства, сложно занять однозначную позицию в оценке этих мер. Дело в том,что меры компенсации ущерба вызывают определенное недовольство со сторонынаселения, проживающего совместно с подвергшимися репрессиями. Выработать формудействий, согласно которой были «удовлетворены» все депортированные,также сложно. Судя по всему, что главным должно быть решение проблемы направовой основе, на цивилизованном уровне с наименьшими потерями для общества,без нанесения ущерба традициям, существующим связям между народами.
Проведение реабилитационных мер, в том числе и наСеверном Кавказе, еще раз подтвердило насколько сложна территориальнаяреабилитация, вызывавшая определенную конфронтацию в обществе, обострение вотношениях между отдельными субъектами, в частности, Ингушской Республикой иРеспубликой Северная Осетия — Алания, да и явившаяся фактически основой длявозникновения острого конфликта.
В связи с этим рассмотрены и меры Президента,Правительства России по урегулированию территориальных взаимоотношений, рольпризывов к народам действовать на основе консенсуса с обязательным соблюдениемглавного Закона Государства – Конституции Российской Федерации.
Заключение. Развитие событий на Северном Кавказе в конце 80-90-хгг. ХХ в. вызывает необходимость обращения к такой важной стороне проблемы, какпричины конфликтности и противоречий в отношениях между народами. Причины этиразличны, однако, развитие процессов весьма одинаковое: поиск врага, этническиечистки, массовый исход населения с территории своего проживания. Эти процессывызвали подвижки населения Северного Кавказа. В связи с событиями в Чечнеубыло: чеченское население из республики в соседние субъекты или в центральныеобласти Российской Федерации.
Одновременно следует заметить, что причины былизаложены начиная с 1918 года, когда через «игры» с народами, ихпереселение, всевозможные политические манипуляции, изъятие и передачу земельза «преданное» отношение к Советам формировалась государственнаяполитика в сфере национальных отношений на Северном Кавказе.
Обращение к ранее запретной проблеме позволилоосветить объемно процессы, связанные с вынужденным переселением народов и группнаселения, принадлежавших к различным национальностям.
Относительно регионов Северного Кавказа депортация,по заключению документов центральных ведомств, являлась «приемлемой»формой для стабилизации межнациональных отношений, ослабления обострявшейсякриминогенной обстановки.
Социально-экономический аспект как в зеркале отразилопределенный комплекс накопившихся причин обострения ситуации, начиная с 1918года и до начала Великой Отечественной войны, явившегося поводом открытоговыступления масс и осуществлявшихся принудительных переселений.
Первыми, кто оказался среди вынужденныхпереселенцев, были русские (казаки), проживавшие на Северном Кавказе. Причиныих депортации базировались, в основном, на несогласиях казачества принятьустанавливаемый общественный строй. Альтернативной силе власти советов былнанесен сокрушительный удар. Сотни тысяч казаков вынужденно переселялисьначиная с 1918 года, однако, пик их выселения приходился на периодколлективизации. Казаки претерпели утерю имущества, разрыв семей и т.д. Импришлось преодолевать и трудности адаптации в новых местах обитания,интегрируясь в местных условиях, экономику, культуру.
В интересах упрочнения существовавшего режима властиукрепление административно-командной системы затронуло во многом и населениенациональных регионов Северного Кавказа. По причинам несогласия с политикойпартии, государства, советов они также были подвергнуты принудительнымпереселениям или как попавшие под статус «неблагонадежных», так икулаков.
Обострение на кануне войны 1941-1945 гг., а такжестремление режима упрочить свою власть, способствовало принятию пагубных мер поотношению к таким национальностям, как немцы, карачаевцы, балкарцы, чеченцы,ингуши, калмыки, греки и другие.
Более 680 тыс. граждан Северо-Кавказского региона,принадлежавших к  различнымнациональностям, в принудительном порядке выселялись в Казахстан и республикиСредней Азии, а также отдельные области и края Российской Федерации.
Последствия депортации были тяжелыми дляпринудительно переселявшихся. Наносился ущерб генофонду народов, подрывалсяавторитет самого государства и власти. Ощутимым был ущерб для экономическогосектора регионов проживания, подвергшихся депортации. Большие трудностииспытывали аграрная сфера, временно выключался из экономического потенциаластраны огромный земельный массив.
Потерпела ущерб культура народов. На долгое времяприостанавливалось вынужденному переселению, пришли в упадок налаженная врайонах проживания депортированных система здравоохранения, образования.Утрачивались трудовые навыки и сложившиеся обычаи и традиции народов.
В связи с предпринимаемыми акциями попринудительному переселению создавалась в экстремальных условиях нормативнаябаза, разумеется, противоречащая основным положениям Конституции СССР. Былопроявлено полное пренебрежение правами личности, народа.
Спецпереселенцам пришлось испытать лишения,связанные с трудностями адаптации, интеграции в экономику новых районовпроживания в условиях военного времени.
Приведенные материалы свидетельствуют, чтодепортации вызывают и ликвидацию государственности народов. Были ликвидированытакие гособразования, как Чечено-Ингушская, Кабардино-Балкарская АССР,Карачаевская Автономная область, Калмыцкая АССР.
Изменение политической ситуации в государстве в 50-егоды позволило приступить к осуществлению мер по реабилитации народов и группнаселения, подвергшихся депортации. В 50-е годы эти меры носили половинчатыйхарактер и только демократические преобразования, начавшиеся во второй половине80-х годов в СССР позволили вновь возвратиться к решению проблемы реабилитациирепрессированных народов. Правда, отдельные меры, связанные с реабилитацией,вызвали и конфронтационное состояние в обществе.
Однако, несмотря на это, курс, взятый нареабилитацию, был поддержан в принятой в Российском государстве «Концепциигосударственной национальной политики», в других законодательных актахРоссийской Федерации. Очевидно, что решение этой проблемы должно осуществлятьсяцивилизованным порядком на правовой основе.
Список использованной литературы:
q  СеверныйКавказ: реабилитация репрессивных народов (20-е-30-е годы ХХ века). – Нальчик,1998г.
q Северный Кавказ: актуальные проблемы русского этноса(20-е-30-е годы ХХ века). – Ростов – на — Дону, 1997 г.
q Северный Кавказ: границы, конфликты, беженцы. –Ростов – на – Дону, 1997 г. Документы, факты, комментарии.
q Современная этнологическая ситуация на СеверномКавказе. – Славянские чтения. Материалы второй научно-практической конференции.– Нальчик, 1996 г.
q