А.В.ХуторскойВИРТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИE И РУССКИЙ КОСМИЗМ печатается по КОСМИЗМ // EIDOS-LIST. – 1999. – Вып.1-2 (5-6). – http://www.eidos.techno.ru/list/servФилософия русского космизмаМикромир подобен макромиру”Конкретная метафизика” П.А.Флоренского Реальность состоит из символовПознание – живое чувственное общение с познаваемымПути познания намечаются из средоточия Многоцентренность реальностиСнятие разграничений между мирамиСоотношение между реальным и виртуальным мирамиВыход за рамки телесной реальности “Философия общего дела” Н.Ф.ФёдороваЧувство родства со всем миромПространственное расширениеЗвёздное небо – учебникВоскрешение прошлого в собственной деятельности Космическая философия К.Э.ЦиолковскогоЧувствительность вселеннойВзаимодействие человека с Вселенной во времени Переход от мнимого многообразия к внутреннему единству и его познаниеТворчество – переход от одного мира к другому^ Виртуальное образование суть творениеВзаимопроникновение микро- и макрокосмаСферическая модель с бесконечным числом степеней свободыВнутренний мир человека, как множество расширяющихся сферЕдинство познания и самопознания^ Предназначение человека – так заполнить свое внутреннее пространство, чтобы оно стало внешним Философия русского космизма – комплексное учение о взаимодействии человека и мира, построенное на глобальном планетарном мышлении, характерном для плеяды отечественных учёных XIX-XX вв. Это учение относится не столько к отдельным гносеологическим или иным проблемам философии, сколько к целостному пониманию человека, установлению его миссии и вселенской предназначенности. Восстановление естественной связи человека с природой и историей, возрождение духовного образа жизни, расширение миропонимания человека до планетарного, вселенского уровня – такие позиции характеризуют философию русского космизма. Русский космизм определяет человеку простое и ёмкое предназначение – вселиться в свой дом – во Вселенную. Создатели этой философии – учёные с мировыми именами, имеющие достижения и открытия в самых разных сферах научной, культурной, религиозной и общественной жизни, это: Н.Ф.Федоров, Вл.С.Соловьев, К.Э.Циолковский, П.А.Флоренский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, Н.О.Лосский, Н.А.Бердяев, Д.Л.Андреев и др. В философии русского космизма действует древний фундаментальный принцип, имеющий определяющее значение для установления предпосылок виртуального образования: микромир подобен макромиру, то есть человек подобен Вселенной. Отсюда следует, что глобальные процессы в определённой степени тождественны локальным, перемены в человеке соответствуют переменам в обществе, изменения на всех уровнях организации общества (и природы) сходны и сопряжены с вселенскими изменениями. Причины данных изменений с точки зрения виртуальных процессов – в локальных, глобальных и космических взаимодействиях микро- и макромира. Данный вывод позволяет считать, что единство и подобие человека и мира достигается благодаря существованию процесса взаимодействия человека и мира – виртуального процесса, который не может существовать отдельно ни от человека, ни от мира. Другими словами, вселение человека в мир происходит при условии наличия виртуального образовательного процесса, имеющего свои особенности и закономерности протекания. Для их выявления обратимся к работам философов-космистов. В рамках данной статьи ограничимся трудами наиболее ярких, на наш взгляд, представителей данного направления отечественной мысли. Свое учение философского символизма П.А.Флоренский называет “конкретной метафизикой” (6). “Метафизика” означает для него то, что в данном учении рассматриваются вещи, стоящие за реальными физическими явлениями, т.е. духовные. “Конкретная” – означает, что духовное взято не отвлеченно, но выражено в конкретном явлении, в чувственном воплощении. Выраженность духовного через чувственное означает для учёного символичность. Реальность у П.А.Флоренского состоит из символов, и ее познание есть познание символов. Познание символа, по П.А.Флоренскому, процесс не аналитический или логический, а особый, осуществляемый им с помощью так называемого метода “круглого мышления” (6, с.27). Об этом методе учёный образно говорит как о пути, когда, продвигаясь различными дорогами всё вперед, снова и снова возвращаешься к “отправным созерцаниям”. Подобным образом организованное взаимодействие человека с символической реальностью видится нами причиной виртуального состояния, как раз и позволяющего ему эту реальность познавать. Познание для П.А.Флоренского не изучение вовсе, а живое чувственное общение с познаваемым, “реальное вхождение познаваемого в познающего, – реальное единение познающего и познаваемого”. Процесс “вхождения” и “единения” безусловно, по своей сути есть виртуальный, то есть возможный процесс, зависящий от внутреннего мира человека, от его готовности к взаимодействию с познаваемыми объектами как субъектами. Такое отношение человека и мира – условие реализации центральной идеи философии русского космизма: потенциальной равновеликости мира и человека, предназначение которого, вселиться в мир, во Вселенную. Пути познания намечаются, по мнению П.А.Флоренского, не познающим, а познаваемым: “… пути намечаются из средоточия. Их может быть бесчисленное множество, это игра познаваемой реальности” (6, с.32). Для построения философской модели виртуального образования для нас важным является то, что метод познания определяется познаваемым объектом – средоточием, а не тем, кто познает – такой вывод противоречит сложившимся в современной школе представлениям о познании. Учёный говорит о многоцентренности реальности, что может означать отсутствие в содержании образования объективно главных объектов познания. Любой объект способен вывести познающего его человека к пониманию и познанию внутренних смыслов бытия. Отсюда следует вывод об отсутствии единой для всех схемы познания и образования. П.А.Флоренский анализирует методы воссоздания процессов, называемых нами виртуальными. В своей работе “Обратная перспектива” он детально анализирует смысл приёма, с помощью которого отдельные изображения на иконах смотрятся так, как если бы их было видно одновременно с разных точек зрения. “Что скажем мы, например, об иконе Спаса Вседержителя в Лаврской ризнице, на которой голова отвёрнута вправо, но с правой же стороны имеет дополнительную плоскость, причем ракурс левой стороны носа меньше правого и т.п.?” (7, с. 183). Подобная “неправильность” изображений по П.А.Флоренскому – средство снятия пространственных разграничений между житейским и евангельским мирами (аналогично разграничение между реальным и виртуальным мирами – А.Х.). Человек, лицезрея подобные изображения, входит в определённое состояние, позволяющее ему соединять реальное и духовное. Данное состояние с педагогической точки зрения как раз и является образовательным, поскольку человек в этом состоянии образовывается по отношению к себе и той области, с которой взаимодействует. Ещё более близко к понятию виртуальности П.А.Флоренский подходит в своей работе “Мнимости в геометрии” (8). Учёный исследует связь между двумя видами реальности – реальностью чувственной, эмпирической, и реальностью сверхчувственной, интуитивной. П.А.Флоренский строит геометрию, в которой, например, исчезает расстояние между двумя пространственно удалёнными точками. Соотношение действительных и мнимых точек концентрирует в себе соотношение между реальным и виртуальным мирами. Подобные феномены, реализуемые ранее лишь в математической или религиозной практике, сегодня стали доступны с помощью компьютерных технологий и дистанционных телекоммуникаций практически любому их пользователю. П.А.Флоренский исследует феномен возникновения у человека состояния, позволяющего ему выходить за рамки телесной реальности. Так, в работе, посвящённой сущности слова “восхищение” (9), автор вскрывает древний смысл этого слова как переход человека в миры иные, как похищение его трансцендентными существами в состоянии, близком к религиозному экстазу. Состояние восхищения возникает как возможное состояние для людей, находящихся в особом взаимодействии с другой реальностью, например, небесной. Способ их взаимодействия определяется в зависимости от решаемых задач, например, это может быть молитва, обряд посвящения и др. Для нас важно, что П.А.Флоренский многосторонне рассматривал и изучал именно возможный, то есть виртуальный по своей сути процесс, который переводил человека из одного качества в другое, то есть обеспечивал его образование, главным образом, духовное образование. “Философия общего дела” Н.Ф.Фёдорова (5) также предполагает наличие и необходимость воссоздания людьми особого состояния – общего дела, при котором они выстраивают такое взаимодействие с прошлым, которое позволит преодолеть смерть – воскресить предков через общее дело их потомков (см. Проект “Бессмертие”). В основе учения Н.Ф.Фёдорова лежит идея воскрешения Христа, давшего людям образец подражания. Н.Ф.Фёдоров нашёл такой способ взаимодействия реального человека с реальным прошлым, который призван изменить будущее, в частности привести к изменению жизни последующих поколений, непрерывно производящих историческую и культурную связь предков и потомков. Бессмертный статус человека Н.Ф.Фёдоров связывал с перестройкой внутренней и внешней его природы, регуляцией всего мира на основе всеобщей космической науки о жизни. Н.Ф.Фёдоров, будучи не только философом, но и педагогом, предложил ряд общих принципов и практических методов, которые могут быть значимы при отыскании предпосылок виртуального образования: а) отношение ребёнка к открываемому им миру – образец педагогически планируемого состояния; детское чувство родства со всем миром – то состояние, в котором происходит реальное образование учащихся; б) содержание образования имеет постепенное пространственное расширение, сначала ученик выстраивает взаимодействие с “малой родиной”, представленной отцами, дедами, местом его жительства, и лишь постепенно расширяет своё внимание до “большой родины”, а затем и до всей Вселенной; в) первый учебник для детей – звёздное небо, во взаимодействии с ним ученики воссоздают в себе состояние земных путешественников во Вселенной; обычные учебники заменяются общей программой; г) ученики и учителя добывают материал из познания непосредственно географических особенностей и истории родного края, ближайших реальных объектов; с этой целью, например, создаётся школа-музей, позволяющая ученикам погрузиться в состояние взаимодействия с реальным прошлым, воскресить его в собственной деятельности. Философия общего дела Н.Ф.Фёдорова оказала существенное влияние на К.Э.Циолковского – создателя космической философии (3, с.278-281), который продолжил развитие конструктивистского подхода к человеку и миру как объектам преобразования с помощью средств науки. Примечательно, что с научной точки зрения К.Э.Циолковский обосновывал общность человека и Вселенной в их взаимной одушевлённости. В своей работе “Монизм вселенной” он пишет о наличии у Вселенной ощущений: “Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи” (10, с. 145). В другой своей работе, озаглавленной “Нирвана” (11), К.Э.Циолковский рассматривает возможность количественного подхода к изучению морально-психологического состояния человека, обосновывает необходимость измерения его ощущений. С точки зрения современной терминологии учёный исследовал именно виртуальное состояние человека, возникающее у него как результат взаимодействия с окружающей действительностью. В центре внимания К.Э.Циолковского находился процесс взаимодействия человека с Вселенной не только в пространственном, но и во временном, историческом отношении. Данное положение является общим для всего русского космизма, и доказанным, к тому же, экспериментально. Так, А.Л.Чижевский обнаружил и исследовал связь исторических, социальных и человеческих ритмов с процессами, происходящими на Солнце (12). Необходимость перехода от видимого многообразия внешней реальности к внутреннему его единству и познание этого единства обосновывал в своих работах Вл. Соловьёв (4). В его метафизике всеединства предполагается существование в мире единых первооснов, “стягивающих” всё происходящее к общим основаниям. Всеединство подразумевается учёным не только как общность рядоположных категорий, например, пространства и времени, но и как динамическая связь между основными типами бытия различных уровней, например: неорганика – растения – животные – человек – богочеловек. Метапредметные основы одноуровневого и разноуровневого всеединства познаваемого бытия могут служить онтологической основой конструирования содержания виртуального образования. Виртуальное состояние в определённой степени связано с творческим состоянием. Н.И.Бердяев считал, что творчество – это переход от одного мира к другому: “… Необходимо вызвать образ, вообразить иной мир, новый по сравнению с этой мировой действительностью … Творческий акт есть наступление конца этого мира, начало иного мира” (1, с. 205). Этот иной мир для творческой личности можно назвать виртуальным, поскольку переход к нему определяется субъективным взаимодействием личности с реальным окружающим миром. Соотношение творчества личности и окружающего мира философ раскрывает следующим образом: “Творец одинок и творчество носит не коллективно-общий, а индивидуально-личный характер. Но творческий акт направлен к тому, что имеет мировой, общечеловеческий, космический и социальный характер. Творчество менее всего есть поглощенность собой, оно всегда есть выход из себя” (1, с.197). Перечисленные примеры из учений отечественных философов-космистов убеждают в применении и описании ими методов создания особого состояния человека, которое приводит его к открытию нового, самопреобразованию себя, решению своей вселенской миссии. Философия русского космизма содержит предпосылки для выявления смыслов и целевых ориентиров виртуального образования. Мы попытались обозначить лишь некоторые из них. Виртуальное образование – это, прежде всего, процесс движения человека к новому, непознанному, неизвестному, происходящий в результате его взаимодействия с реальным миром. Целью такого образования является не столько изучение реальности, сколько освобождение от неё, создание нового образовательного результата как творческого продукта. Внешние образовательные ориентиры, если они и нужны, призваны в этом случае давать опору образованию, но не заменять его. Само же виртуальное образование суть творение. Из идеи философии русского космизма о подобии человека миру и о предназначенности вселения в него вытекает смысл виртуального образования человека как расширения его внутреннего мира до внешнего, взаимопроникновения микро- и макрокосма. Вселение человека в мир и есть процесс его образования, сопровождающегося открытием новых сфер внешнего мира. Вселиться внутренним миром во внешний можно лишь в собственной деятельности, в определённом состоянии, создавая творения, подобные окружающим. Если весь внешний мир условно разделить на образовательные области, то смысловое познание и понимание их человеком происходит через создание и осознание им в себе соответствующих внутренних состояний, то есть виртуальных состояний. Виртуальному образованию более всего соответствует сферическая модель, имеющая неограниченное число степеней свободы и не задающая для каждого человека однозначного направления движения. Центром такой сферической модели выступает личностный образовательный потенциал человека, относительно которого и происходит его развитие. Единый центр образования всех людей в такой модели отсутствует, каждый из них развивается и образовывается относительно своей индивидуальной сущности. Отсутствует и общее для всех направление образования, каждый осуществляет движение в отдельных частях своей сферы. Состав образовательной сферы – это образовательные области, которые определяет сам человек. Развитие (расширение) образовательной сферы происходит неравномерно, но в идеале сферическая форма задаёт направления для образовательного движения. Заметим, что понятия “сфера”, “траектория”, “пространство” и т.п. используются нами не в строгом математическом смысле, а в качестве педагогических модельных представлений, помогающих визуализировать модель виртуального образования. Пространственная модель образования подразумевает возможность создания самых разных образовательных сфер, в которых будет происходить индивидуальное для каждого развитие. Человек сам определяет свою сферу, выстраивает в ней различные структуры и ценности, наполняет её содержанием, с помощью которого ориентируется при своем внутреннем и внешнем познании различных образовательных областей. Построение пространственной модели виртуального образования ведёт к представлению внутреннего мира человека в виде множества расширяющихся сфер: интеллектуальных, эмоционально-образных, культурных, исторических, социальных и других. Все они тесно связаны, подвижны и образуют в совокупности то, что можно назвать виртуальным образовательным пространством человека. Это пространство способно расширяться во внешний мир, открывая для себя его внешние сферы. Процесс расширения происходит посредством деятельности ученика, использующего свои физические органы чувств, эмоционально-образные и интеллектуальные способности. Физическое зрение, например, помогает человеку проникать всюду, куда он может направить свой взгляд, взаимодействовать любым видимым реальным объектом. “Полет мысли” или чувственные ощущения также увеличивают возможности человека во взаимодействии с объектами, невидимыми физическим зрением. Совокупность расширяющихся, взаимодействующих, взаимопересекающихся виртуальных сфер – таков образ человека познающего, постепенно заполняющего собой весь видимый и доступный его познанию мир. К познанию человеком сфер внешнего мира следует добавить его самопознание, то есть рефлексивную деятельность по выявлению собственных действий, состояний и изменений. Пространственная модель виртуального образования связывает внешнее познание с внутренним, поскольку они оказываются едины и неотделимы в своём взаимопроникновении. Можно сказать, что в этом случае сбывается завет древних: познавая себя, ты познаешь весь мир. “Работая” над смыслами окружающих и находящихся внутри него объектов, человек заполняет предназначенное ему пространство, как бы вселяется в него. Внутренний мир обогащается внешним, внешний – наполняется внутренним. Человек становится миром, мир заполняется человеком. Предназначение человека – выявить и реализовать в себе такое содержание, так заполнить свое внутреннее пространство, чтобы оно стало внешним. Одновременно происходит обратный процесс: внешнее пространство наделяется (одухотворяется, осмысливается, прочувствуется) внутренней развивающейся сущностью человека.Литература: Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). – М.: Международные отношения, 1990. Носов Н.А. Виртуальный человек: Очерки по виртуальной психологии детства. – М.: Изд-во “Магистр”, 1997.Соловьёв Вл. Соч. в 2-х томах. – 2-е изд. – М.: Мысль, 1990.Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г.Семеновой, А.Г.Гачевой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. – Калуга: 1-я Гостиполитография, 1924.Фёдоров Н.Ф. Сочинения. – М.: Мысль, 1982.Флоренский П.А. У водоразделов мысли. – Т.2. – М.: Правда, 1990.Флоренский П.А. Иконостас: Избранные труды по искусству – СПб.: Мифрил, Русская книга, 1993.Флоренский П.А. Мнимости в геометрии. Расширение области двумерных образов геометрии. (Опыт нового истолкования мнимостей) – М.: Лазурь, 1991.Флоренскiй Павелъ. “Не восхищенiе непщева” (Филип. 2, 6-8). – (Къ сужденiю о мистикъ) – Сергiев Посадъ, 1915.Циолковский К.Э. Монизм вселенной / Очерки о Вселенной. – М.: ПАИМС, 1992. – С.141-166Циолковский К.Э. Нирвана / Очерки о Вселенной. – М.: ПАИМС, 1992. – С.5-18.^ О виртуальном образовании Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, директор Центра дистанционного образования “Эйдос”, г.Москва Термин “виртуальный” происходит от латинского слова “virtualis”, что означает “возможный; такой, который может или должен появиться при определённых условиях”. В психологии используются термины “виртуальный образ”, “виртуальный объект”. Например, виртуальным объектом считается объединение человека и машины. Функции этого виртуального объекта не сводятся ни к функциям человека, ни к функциям машины, а сам такой виртуальный объект возможен только при взаимодействии реальных объектов – человека и машины. В компьютерной технике применяется так называемая виртуальная память – кажущаяся память ЭВМ, которой не соответствует ни один физический носитель памяти. Виртуальная память существует только в результате функциональных отношений между элементами компьютера. С помощью программных средств, обеспечивающих создание виртуальной памяти, человек может пользоваться большим объёмом информации, чем тем, который позволяют вместить реальные физические носители. Практически все современные компьютеры оснащаются специальной виртуальной машиной. Наибольшую популярность сегодня прибрёл термин “виртуальная реальность” по отношению к компьютерному моделированию. В данном случае человек взаимодействует с искусственной трехмерной визуальной или другой сенсорной средой, производя в ней виртуальные действия. Для этого он использует диалоговые устройства – виртуальный шлем, перчатки или целый костюм. С их помощью человек погружается в генерируемую машиной среду, в которой он может совершать определённые действия: переходить в другие комнаты, управлять объектами, которые он видит в виртуальной среде, испытывать различные ощущения от изменяющихся точек зрения или вызываемых им виртуальных событий. В учебных целях виртуальные технологии стали применяться ещё в 1960-х годах, когда с помощью специальных тренажёров пилоты осваивали способы управления самолетом. С 80-х годов в США стали создаваться принципиально новые системы диалогового управления машинно-генерируемыми образами, прежде всего для решения задач подготовки военного персонала. Понятие виртуальности применяется в психологии, физике, биотехнологии, искусствоведении, эргономике, индустрии развлечений и др. Например, виртуальным объектом считается объединение человека и машины. Функции этого виртуального объекта не сводятся ни к функциям человека, ни к функциям машины, а сам такой виртуальный объект возможен только при взаимодействии реальных объектов – человека и машины. С психологической точки зрения Н.А.Носовым выделены следующие специфические свойства виртуальной реальности: порождённость, актуальность, автономность, интерактивность (с.13). Психологические виртуальные реальности порождаются, на его взгляд, психикой человека. Виртуальная реальность существует только пока активна порождающая её реальность; в виртуальной реальности своё время, пространство и законы. Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей её. Причиной виртуальных процессов является взаимодействия реальных объектов. В случае, если один или несколько взаимодействующих объектов выступают в роли субъектов деятельностного взаимодействия (ученика, учителя), то это взаимодействие становится источником их виртуального состояния, отличающегося от состояния этих же субъектов до данного взаимодействия. Изменения и приращения внутренних качеств реальных субъектов, возникающие в результате их виртуального состояния, характеризуют процесс и результат происходящего образования. Ключевыми признаками виртуального образовательного процесса на наш взгляд, являются: а) его предварительная неопределённость для субъектов взаимодействия; б) уникальность для каждого рода их взаимодействия, в том числе и с реальными образовательными объектами; в) существование только на протяжении самого взаимодействия. Виртуальный процесс происходит в соответствующем виртуальном пространстве, свойства которого определяются аналогичными признаками и наличием в нём виртуальных объектов. В наиболее общем виде под виртуальным образованием мы понимаем процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов образования, сопровождаемый созданием ими виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют данные объекты и субъекты. Существование виртуального образовательного пространства вне коммуникации учителей, учеников и образовательных объектов невозможно. Другими словами, виртуальная образовательная среда создаётся только теми объектами и субъектами, которые участвуют в образовательном процессе, а не техническими средствами, наглядными пособиями или учебными аудиториями. Заметим, что традиционное понимание образования как передачи ученику некоторого объёма материала обходится без учёта взаимодействия конкретных личностей и устанавливается достаточно объектно в виде заданных для реализации учебных стандартов, планов, программ и т.п. Виртуальному образованию более всего соответствует сферическая модель, имеющая неограниченное число степеней свободы и не задающая для каждого человека однозначного направления движения. Центром такой сферической модели выступает личностный образовательный потенциал человека, относительно которого и происходит его развитие. Единый центр образования всех людей в такой модели отсутствует, каждый из них развивается и образовывается относительно своей индивидуальной сущности. Отсутствует и общее для всех направление образования, каждый осуществляет движение в отдельных частях своей сферы. Состав образовательной сферы – это образовательные области, которые определяет сам человек. Развитие (расширение) образовательной сферы происходит неравномерно, но в идеале сферическая форма задаёт направления для образовательного движения. Заметим, что понятия “сфера”, “траектория”, “пространство” и т.п. используются нами не в строгом математическом смысле, а в качестве педагогических модельных представлений, помогающих визуализировать модель виртуального образования. Пространственная модель образования подразумевает возможность создания самых разных образовательных сфер, в которых будет происходить индивидуальное для каждого развитие. Человек сам определяет свою сферу, выстраивает в ней различные структуры и ценности, наполняет её содержанием, с помощью которого ориентируется при своем внутреннем и внешнем познании различных образовательных областей. Построение пространственной модели виртуального образования ведёт к представлению внутреннего мира человека в виде множества расширяющихся сфер: интеллектуальных, эмоционально-образных, культурных, исторических, социальных и других. Все они тесно связаны, подвижны и образуют в совокупности то, что можно назвать виртуальным образовательным пространством человека. Это пространство способно расширяться во внешний мир, открывая для себя его внешние сферы. Процесс расширения происходит посредством деятельности ученика, использующего свои физические органы чувств, эмоционально-образные и интеллектуальные способности. Физическое зрение, например, помогает человеку проникать всюду, куда он может направить свой взгляд, взаимодействовать любым видимым реальным объектом. “Полет мысли” или чувственные ощущения также увеличивают возможности человека во взаимодействии с объектами, невидимыми физическим зрением. Совокупность расширяющихся, взаимодействующих, взаимопересекающихся виртуальных сфер – таков образ человека познающего, постепенно заполняющего собой весь видимый и доступный его познанию мир. К познанию человеком сфер внешнего мира следует добавить его самопознание, то есть рефлексивную деятельность по выявлению собственных действий, состояний и изменений. Пространственная модель виртуального образования связывает внешнее познание с внутренним, поскольку они оказываются едины и неотделимы в своём взаимопроникновении. Можно сказать, что в этом случае сбывается завет древних: познавая себя, ты познаешь весь мир. “Работая” над смыслами окружающих и находящихся внутри него объектов, человек заполняет предназначенное ему пространство, как бы вселяется в него. Внутренний мир обогащается внешним, внешний – наполняется внутренним. Человек становится миром, мир заполняется человеком. Предназначение человека – выявить и реализовать в себе такое содержание, так заполнить свое внутреннее пространство, чтобы оно стало внешним. Одновременно происходит обратный процесс: внешнее пространство наделяется (одухотворяется, осмысливается, прочувствуется) внутренней развивающейся сущностью человека. Виртуальное образование тесно связано с дистанционным обучением, но не сводится только к нему. Оно может происходить (и происходит) в обычном очном взаимодействии учителей, учеников и изучаемых объектов. Дистанционные учебные технологии позволяют расширить возможности очного образования, увеличив взаимную доступность удалённых друг от друга учеников, педагогов, специалистов, а также информационных массивов. Основная цель виртуального образования, как и образования человека вообще, – это выявление и достижение человеком своего предназначения в реальном мире, включая его виртуальную составляющую. Литература:1. Носов Н.А. Виртуальный человек: Очерки по виртуальной психологии детства. – М.: Изд-во “Магистр”, 1997. – 192 с.2. Хуторской А.В. Отечественные предпосылки философии виртуального образования, Центр дистанционного образования “Эйдос”. -1998. – http://www.eidos.ru/books/virt_edu_ru.html .- E-mail: [email protected]. Для ссылок: Хуторской А.В. О виртуальном образовании // Интернет-журнал “Эйдос”. – 1999. – 30 марта. http://www.eidos.ru/journal/1999/0330-06.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования “Эйдос”, e-mail: [email protected].Д. В.Иванов ^ ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА Иванов Дмитрий Валентинович – род. в 1967 г. Окончил машиностроительный факультет Ленинградского Механического института (ЛМИ) и социологический факультет Ленинградского Государственного университета. (ЛГУ) . Преподает социологию в ЛГУ. Почта в общий ящик с пометкой “Иванову”. На повестке дня социологии – исследование феномена виртуализации общества. Такого рода исследование провоцируется зримым возрастанием роли компьютерных технологий в современном обществе. Применение термина “виртуальный” для характеристики современных общественных явлений становится обычным. Концепты “виртуальная корпорация”, “виртуальная демократия”, “виртуальный епископат”, “виртуальная цивилизация”,[1] явным образом, призваны отразить роль коммуникационных сетей на базе компьютерных технологий в становлении новых социальных форм. Перенос таких форм взаимодействия как заключение контракта или чтение проповеди из реального пространства офиса или церкви в виртуальное пространство сети Internet – факт с точки зрения социолога, безусловно, симптоматичный, но выяснение социальной сущности виртуализации выводит за пределы анализа современного применения компьютерных технологий. Сущность эта открывается при анализе перехода от эпохи Модерн к Постмодерну. Переход от эпохи Модерн к эпохе Постмодерн в концептуальных рамках традиционной теории, представляющей общество как систему (отношений, ценностей, действий или коммуникаций), удовлетворительно интерпретировать невозможно, именно поэтому характеристики его зачастую являют собой все те же определения эпохи Модерн, лишь снабженные негативизирующими приставками “de-” или “post-“. Все обретает свой собственный смысл, если представлять современное общество не как систему, а как процесс – процесс реализации ценностей. Все феномены эпохи Модерн легко редуцируются к двум базовым ценностям: идеям Свободы и Прогресса. Это идолы, служению которым посвящены все усилия и достижением которых оправдываются любые действия в современной истории. Именно о Свободе и Прогрессе “во всем постоянно идет дело”,[2] касается ли это производства автомобиля, введения института всеобщего избирательного права или показа телерекламы. И это потому, что действительное содержание модернистских Свободы и Прогресса – возрастающее располагание и обеспеченность вещами этого мира. Именно располагание и обеспеченность угадываются в тех основаниях и критериях современности, которые предлагаются теоретиками модернизации. Модернизация как упорядочивание, рационализация и технизация общества по существу оказывается процессом овеществления общества. Овеществление общества отнюдь не сводится к умножению артефактов, обрастанию общества вещами. Этот термин со времен К. Маркса используется для обозначения того, что отношения между людьми принимают форму отношений между вещами. Речь, т. о., идет о роли вещей в бытии человека, а не о их количестве. Вещь – это всегда нечто, чем можно располагать, нечто управляемое и отчуждаемое. Отчуждение человеком своей сущности в вещи, будь то компьютер, костюм, книга…, превращает самого человека в вещь – функциональный элемент и ресурс общества. Неотъемлемые свойства человека – красота, искусность, ум… становятся вещами, т. е. чем-то располагаемым. Располагать красотой, искусностью, умом, располагать собой – это совсем не то же самое, что быть красивым, искусным, умным, быть собой.[3] Отчуждение переворачивает отношения индивида и социального целого. Государство, корпорация, школа становятся “персонализированными” субъектами, а каждый отдельный индивид – обезличенным объектом их деятельности и социальной функцией, поддерживающей целое – общество. Социальные институты становятся автономной реальностью. В этой своей реальности они предстают вещами и могут быть “присвоены” частными лицами, распоряжающимися ими от имени общества. Т. о., процесс реализации ценностей выливается в процесс реификации, овеществления общества. Поскольку существо современного общества в реализации ценностей как того, о чем “во всем постоянно идет дело”, то т. н. основные подсистемы “общества вообще” – политика, экономика, наука, культура…,- суть лишь ценностные ориентации эпохи Модерн. Структурность как составность дифференцированных частей раскрывается не как детерминизм (K. Маркс), функциональность (T. Парсонс), аутопойесис (H. Луман), а как простое подведение артефактов и социальных технологий под рубрики располагания и обеспеченности. В силу этого с переходом в новую эпоху, в которой ценности реализованы и потому не актуальны, то, что считается социальной структурой, социальной реальностью sui generis утрачивает устойчивость и определенность, а социологи начинают говорить об эфемерности, иррациональности социального бытия в ситуации Постмодерна. Для характеристики ценностной ситуации Постмодерна часто используется понятие цинизма. Это знак того, что промодернистски ориентированные авторы не могут простить постмодернизму развенчания идолов Свободы и Прогресса. Отправная точка постмодернизма – недоверие к “великим преданиям” эпохи Модерн,[4] сомнение в том, что научный и технический прогресс, подчинение природных и управление социальными силами есть безусловное благо, что все это освобождает человека от нужды, угнетения и предрассудков. Абстрагируясь от пристрастности обличителей постмодернизма, можно признать, что точно схвачена характерная тенденция Постмодерна – беззастенчивое использование плодов Модерна в антимодернистском отрицании его. Поэтому по
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…