Водыкак объект использования и охраны. Водное законодательство
Экологическаяфункция вод весьма многообразна. Воды создают гидрологический режим жизни наЗемле. Наличие водных ресурсов имеет исключительно важное значение длясуществования человека и природы. Воды выполняют незаменимые функции в биосферекак среда обитания растительного и животного мира и важнейший элементкруговорота веществ. С реками, озерами, другими водными источниками традиционносвязано расселение людей и развитие всех видов общественного производства.Использование водных объектов носит, как правило, многоцелевой характер — ониобеспечивают бытовое водоснабжение, удовлетворение рекреационных, эстетическихи культурных потребностей населения. Наконец, воды служат средством и условиемпромышленного и сельскохозяйственного производства.
В юридической литературепонятие «воды» трактуется неоднозначно. Так, по мнению О.С. Колбасова, понятие«государственный водный фонд» тождественно понятию «воды». В.В. Петроврассматривает воды как часть окружающей среды, являющуюся средой обитаниярастительного и животного мира, средством и условием промышленного исельскохозяйственного производства, необходимым условием отдыха и лечениянаселения. В трудах ученых-экологов стран Восточной Европы юридическое понятиевод используется водным законодательством лишь как совокупность водныхобъектов, использование которых поддается регулированию. В этой связи к водамтам не относят природные воды в атмосфере, почвенную влагу, воду, добытую изприродной среды, и т.п.
Воды —это охраняемый законом природный объект, представляющий собой часть природнойсреды — гидросферу нашей планеты, и ограниченный природный ресурс, содержащийсяв подземных и поверхностных источниках — реках, озерах, водохранилищах,каналах, прудах, морях, океанах, ледниках, снежном покрове и входящий в составводного фонда.
Проблемыиспользования и охраны вод исходят из сложившейся структуры водного фондапланеты (рис. 2).
/>
Использованиеводных ресурсов в масштабах нашей планеты характеризуется следующим образом(рис. 3).
/>
Отличительнойособенностью водных ресурсов Республики Беларусь является приуроченность территориинашего государства к водоразделу Черного и Балтийского морей, обусловливающаятесную географическую связь и взаимозависимость с сопредельными странами(Российской Федерацией, Украиной, Литвой, Латвией, Польшей).
Возобновляемыересурсы пресных поверхностных и подземных вод в целом по Республике Беларусьдостаточны для удовлетворения текущих и ожидаемых потребностей в воде: ресурсыречных вод составляют 57,9 км3 в год (в средний по водности год), аестественные ресурсы пресных подземных вод —15,9 км3 в год. Общийобъем воды, аккумулированной в озерах (около 11 тыс.), оценивается в 6— 7 км, а объем 145 водохранилищ — 3,1 км3. Водозабор на бытовые и хозяйственные цели непревышает в среднем 5—7% от ежегодно возобновляемых водных ресурсов. Ввидуотведения более чем половины отбираемой воды в реки (при сбросе сточных вод)уменьшение запасов водных ресурсов за счет хозяйственной деятельности невыходит за пределы точности гидрологических расчетов (2—3%). Не ожидаетсясущественного роста потребности в воде и в ближайшие 10—15 лет (потреблениеводы к 2010 г. составит 2—3 км3).
Водныеотношения в Республике Беларусь, т.е. общественные отношения в областирационального использования и охраны вод, регулируются Водным кодексомРеспублики Беларусь, принятым Палатой представителей Национального собранияРеспублики Беларусь 18 июня 1998 г., одобренным Советом РеспубликиНационального собрания Республики Беларусь 29 июня 1998 г. и подписанным Президентом Республики Беларусь 15 июля 1998 г.
Водноезаконодательство Республики Беларусь основывается на Конституции РеспубликиБеларусь и состоит из Водного кодекса Республики Беларусь, иных актовзаконодательства Республики Беларусь. Экономическая основа водныхправоотношений заложена в законах Республики Беларусь: «О собственности вРеспублике Беларусь», «О предприятиях в Республике Беларусь», «Об аренде», «Оплатежах за землю», «О налоге за пользование природными ресурсами(экологический налог)» и ряде других нормативно-правовых актах.
Задачамиводного законодательства Республики Беларусь являются регулирование отношений вобласти использования и охраны вод в целях удовлетворения потребностей в водныхресурсах юридических и физических лиц, в том числе иностранных, охраны вод отзагрязнения, засорения и истощения, предупреждения и ликвидации вредноговоздействия вод, восстановления и улучшения состояния водных объектов.
Отношения,связанные с использованием и охраной атмосферного воздуха, земель, недр, лесов,растительного и животного мира, возникающие при водопользовании, регулируютсясоответствующим законодательством Республики Беларусь.
Предметомправового регулирования водных отношений являются воды (водные объекты)Республики Беларусь. В соответствии со статьей 3 Водного кодекса РеспубликиБеларусь все воды (водные объекты), находящиеся на территории республики,составляют государственный водный фонд Республики Беларусь (далее водный фонд).
Онвключает:
Оповерхностные воды (водные объекты) — реки, ручьи, родники, озера, пруды,водохранилища, каналы и т.п.;
О подземные воды.
Отнесениеземель к землям водного фонда и определение их границ производится впорядке, установленном земельным законодательством Республики Беларусью
Основуводных отношений составляет государственная собственность на воды (водныеобъекты). В соответствии со статьей 13 Конституции Республики Беларусь водысоставляют исключительную собственность государства. Содержание данного правасоставляют правомочия Республики Беларусь по владению, пользованию ираспоряжению водами на территории республики в интересах белорусскогонарода. Это означает, что воды (водные объекты) предоставляются только впользование, а право распоряжения ими на территории республики принадлежиттолько государству в лице его соответствующих органов. Причем субъектом правасобственности на воды (водные объекты) является Республика Беларусь в целом.Право коммунальной собственности на воды (водные объекты), т.е. собственностиадминистративно-территориальных образований, законодательством непредусмотрено.
Субъектамиводных отношений могутвыступать органы государственного управления, объединения, подчиненныеПравительству Республики Беларусь, и водопользователи.
Водопользователямимогут быть юридические и физические лица Республики Беларусь и иностранныхгосударств, а также лица без гражданства, которым водные объекты предоставленыв пользование.
Всоответствии со статьей 6 Водного кодекса Республики Беларусь объектами водныхотношений являются водные объекты (их части) в установленных границах:
— поверхностные воды (водные объекты) — реки, ручьи, родники, озера, пруды,водохранилища, каналы;
— подземные воды.
Водныеобъекты — это сосредоточения природных вод на поверхности земли либо в еенедрах, имеющие характерные формы распространения и черты режима, являющиесяважным элементом природного комплекса и удовлетворяющие потребности человека вводе.
Правовойрежим объектов водных отношений определяется Водным кодексом РеспубликиБеларусь и иными актами законодательства Республики Беларусь.
право законодательство водный лесопользование
Праволесопользования и его виды
Праволесопользования —это совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений поиспользованию лесов, устанавливающих условия и порядок многоцелевогоиспользования, сохранения и восстановления лесной среды, права и обязанностилесопользователей исходя из интересов общества. Право лесопользования можноопределить и как совокупность правовых норм, регулирующих право на извлечениеполезных веществ леса и других его полезных свойств (например, рубка древесины,заготовка живицы и т.д.).
Лесопользованиеосуществляется с соблюдением следующих основных принципов:
— обеспечения непрерывного, неистощительного и рационального использования лесовдля удовлетворения потребностей офаслей экономики, юридических и физических лицв лесных ресурсах;
— сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных,санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функций лесов в целях охраныздоровья населения и улучшения состояния окружающей среды;
— обеспеченияусловий для воспроизводства лесов;
— платности лесопользования (за исключением случаев, оговоренных Леснымкодексом);
— соблюдениянаучно обоснованных норм лесопользования, исключающих переруб расчетнойлесосеки.
Правопользования участками государственного лесного фонда возникает на основаниирешений органов государственного управления, в компетенцию которых входитпринятие таких решений, договора аренды участка государственного лесного фонда,договора безвозмездного пользования участками государственного лесного фонда, атакже лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета.
Правопользования участками государственного лесного фонда может быть ограничено илиприостановлено в той мере, в какой это необходимо для обеспечения рациональногоиспользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, защиты конституционногостроя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны окружающейсреды и здоровья населения, историко-культурного и природного наследия, прав изаконных интересов граждан.
Лесноезаконодательство закрепляет, что субъектами права лесопользования могут бытьюридические и физические лица.
Лесноезаконодательство предусматривает следующие виды лесопользования вгосударственном лесном фонде:
— заготовка древесины;
— заготовка живицы;
— заготовкавторостепенных лесных материалов (пней, корней, бересты, новогодних елок,еловой серки и т.п.);
— побочноелесопользование (заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущихплодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растенийи технического сырья, сбор мха, лесной под стилки и опавших листьев, размещениеульев и пасек, сенокошение, пастьба скота и другие виды побочноголесопользования, перечень которых утверждается Минлесхозом по согласованию сМинприроды);
— пользование участкамигосударственного лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
— пользованиеучастками государственного лесного фонда в культурно-оздоровительных,туристических, спортивных и иных рекреационных целях.
Как иправо природопользования в целом, различают общее лесопользование испециальное.
Общеелесопользование осуществляется без применениясооружений и технических устройств,влияющих на состояние объекта. Лесной кодекс в качестве общего лесопользованияпредоставляет гражданам право на свободное пребывание в лесах с целью отдыха,сбора дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и других ресурсов леса. Однакоданное общее природопользование может быть ограничено в порядке,предусмотренном законодательством, в интересах пожарной безопасности, веденияорехопромыслового и лесосеменного хозяйства, в лесах заповедников и другихособо охраняемых лесах, в лесах, переданных в аренду, в связи с установлением вних специального порядка пользования.I
Специальноелесопользованиеосуществляетсяс применением сооружений или технических устройств, витающих на состояниеприродного объекта, а также без применения таких сооружений и устройств, но приэтом оказывается влияние на состояние лесных ресурсов. Специальноелесопользование характеризуется тем, что оно предоставляется только поспециальному разрешению.
Законодательстворегулирует порядок предоставления права на осуществление лесных пользований.Участки государственного лесного фонда предоставляются в пользованиелесопользователям для использования лесных ресурсов и извлечения полезныхсвойств леса, проведения научных экспериментов и наблюдений и других целей какс их изъятием у владельцев государственного лесного фонда, так и без изъятия всоответствии с требованиями Лесного кодекса и других нормативных правовыхактов. Один и тот же участок государственного лесного фонда можетпредоставляться в пользование нескольким лесопользователям для осуществленияразных видов лесопользования с определением для каждого лесопользователясоответствующих условий.
Предоставлениеучастков государственного лесного фонда для осуществления лесопользованияосуществляется:
— внаучно-исследовательских и учебно-опытных целях с правом ведения лесногохозяйства — на основании решения Правительства Республики Беларусь;
— внаучно-исследовательских и учебно-опытных целях без права ведения лесногохозяйства — на основании решения Минлесхоза;
— длязаготовки древесины в порядке проведения рубок главного пользования и других, атакже заготовки живицы — на основании решения Минлесхоза;
— длянужд охотничьего хозяйства на условиях аренды (за исключением юридических лиц,ведущих лесное хозяйство) — на основании решений местных исполнительных ираспорядительных органов по согласованию с Минлесхозом и Минприроды;
— дляосуществления лесопользования в культурно-оздоровительных, туристических,спортивных и иных рекреационных целях — на основании решения местных исполнительныхи распорядительных органов;
— дляиных видов лесопользования — на основании решения юридических лиц, ведущихлесное хозяйство, путем выдачи лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов.
Предоставлениев пользование сельскохозяйственных угодий государственного лесного фондаосуществляется на основании решения районных исполнительных и распорядительныхорганов.
Принятиерешений о предоставлении участков государственного лесного фонда в пользованиеможет осуществляться на основании результатов аукционов. Согласно статье 44Лесного кодекса лесные аукционы проводятся юридическими лицами, ведущими лесноехозяйство, совместно с местными исполнительными и распорядительными органами.Порядок проведения аукционов определяется Минлесхозом. Лицо, выигравшее аукцион,и организаторы аукциона подписывают протокол, в котором указываются: границыучастка государственного лесного фонда; виды лесопользования; объемы (размеры)лесопользования; размер платы за пользование участком государственного лесногофонда, порядок ее внесения и пр.
Практикаправового регулирования лесопользования выработала и иной порядокпредоставления права лесных пользований — через заключение договора аренды,т.е. участки государственного лесного фонда могут предоставляться в пользованиеи на условиях аренды. Участки государственного лесного фонда могут бытьпредоставлены в аренду лесопользователям (кроме осуществления лесопользования внаучно-исследовательских и учебно-опытных целях) для осуществления одного илинескольких видов лесопользования. Арендатор должен иметь лицензию наосуществление соответствующего вида деятельности, если этот вид деятельностиподлежит лицензированию. Участки государственного лесного фонда предоставляютсялесопользователям в аренду на основании решений местных исполнительных ираспорядительных органов, принимаемых по согласованию с Минлесхозом или порезультатам лесных аукционов. Передача участков государственного лесного фондав аренду оформляется договором аренды участков государственного лесного фонда,который подлежит государственной регистрации в соответствии с гражданскимзаконодательством Республики Беларусь. В договоре аренды указываются: границыучастков государственного лесного фонда, передающихся в аренду; видылесопользования; объемы (размеры) лесопользования; сроки аренды (от одного годадо пятнадцати лет); размер арендной платы и порядок ее внесения; обязанностисторон по охране, защите участков государственного лесного фонда ивоспроизводству лесов; порядок оплаты лесопользователю проведенных им лесовосстановительныхи лесохозяйственных работ; иные условия пользования участками государственноголесного фонда, предусмотренные законодательством и определенные по согласованиюсторон.
Предоставлениеучастков государственного лесного фонда в аренду должно осуществляться гласно,с учетом интересов населения, проживающего на прилегающей к передаваемомуучастку государственного лесного фонда территории. Переданные в аренду участкине подлежат передаче в собственность арендатора по истечении срока аренды.Выкуп арендованных участков государственного лесного фонда запрещается.
Содержаниеправа лесопользования составляют права и обязанности пользователей. Именно влесном законодательстве наиболее рационально сочетаются права и обязанностиприродопользователей. Лесопользователи имеют права и обязаны осуществлятьтолько те лесные пользования, которые им разрешены. В зависимости от видаосуществляемого лесопользования лесопользователи имеют право:
— получать информацию об участках государственного лесного фонда, передаваемых имв пользование;
— осуществлять пользование государственным лесным фондом в пределах тех объемов,видов и сроков, которые указаны в документах на лесопользование;
— вустановленном порядке по согласованию с юридическими лицами, ведущими лесноехозяйство прокладывать на срок лесопользования дороги, оборудовать площадки дляскладирования лесной продукции, возводить строения и сооружения, связанные спользованием предоставленными участками государственного лесного фонда;
— иметьдругие права, если их реализация не противоречит требованиям лесногозаконодательства. В зависимости от вида осуществляемого лесопользованиялесопользователи обязаны:
— использовать участки государственного лесного фонда в соответствии с целями,для которых они предоставлены;
— соблюдатьусловия договора аренды участков государственного лесного фонда, а такжетребования, изложенные в лесорубочном билете, ордере и (или) лесном билете;
— вестиработы, заготовку и сбор лесных ресурсов способами, предотвращающимивозникновение эрозии почв, повреждение и уничтожение древостоев и отдельныхдеревьев, подроста и подлеска, иной растительности и исключающими илиограничивающими негативное воздействие лесопользования на состояние ивоспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов;
— проводить на участках государственного лесного фонда, предоставленных впользование, противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесногопожара — обеспечивать оповещение государственной лесной охраны и оказыватьсодействие в его тушении;
— приводить земли государственного лесного фонда в состояние, пригодное длялесопользования или иного целевого использования, и осуществлять сдачу участковгосударственного лесного фонда после завершения на них работ юридическим лицам,ведущим лесное хозяйство;
— проводить лесовосстановительные мероприятия за свой счет или возмещатьстоимость лесовосстановительных работ на участках, где по их вине уничтоженподрост или погибли лесные насаждения;
— возмещать в установленном порядке юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство,убытки лесохозяйственного производства;
— своевременно вносить плату за лесопользование;
— соблюдать требования санитарных правил и др.
С цельюобеспечения рационального использования лесных ресурсов, максимального сниженияотрицательного воздействия деятельности субъектов хозяйствования на окружающуюсреду и здоровье людей в Республике Беларусь проводится лицензированиедеятельности по использованию государственного лесного фонда. Виды деятельностипо использованию государственного лесного фонда, подлежащие лицензированию, ипорядок лицензирования определяются Правительством Республики Беларусь.Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять заготовкудревесины, живицы, древесных соков и других лесных ресурсов на основаниилицензий, выдаваемых Минлесхозом и Минприроды.
Списокиспользуемой литературы
1. Экологическоеправо России: Учеб.для юрид.вузов, 1997
2. Лесной кодексРеспублики Беларусь 14 июля 2000 г. № 420-З, зарегистрированный в Национальномреестре правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 6, 2/1648)
3. Экологическоеправо: учеб. для вузов / О.Л. Дубовик, 2006
4. Экологическоеправо: учебно-методическое пособие / В. В. Шеин, А. В. Гуринович, 2009
5. Экологическоеправо Республики Беларусь. Особенная часть: курс лекций / А. Н. Сапогин, 2009
6. Экологическоеправо: учеб. для вузов / под ред. С. А. Боголюбова, 2006