Урок-практикум «Водоем»
Варианты организации уроков-практикумов различны. Целесообразно, например, первый урок по водной тематике провести 22 марта, в международный День воды, затем подготовить весеннюю экскурсию, а после нее провести обобщающий урок с подведением итогов, разработкой планов практической работы и, наконец, сами природоохранные мероприятия.
Ниже предложена разработка вводного и обобщающего уроков, а также конкретные задания для выполнения во время экскурсии.
Вводный урок
Тема: вода живая и мертвая.
Цель: вызвать интерес к проблеме, раскрыть основные экологические понятия, настроить школьников на экскурсию, рассказать о правилах поведения во время экскурсии, объяснить, как проводить наблюдения.
Методически урок разбивается на ряд этапов.
Первый этап — актуализация знаний учащихся. Это может быть фронтальная беседа о гидросфере и ее отличительных особенностях, о воде как непременном условии и факторе жизни (с привлечением знаний, сформированных в курсах «Природоведение», «Естествознание» и «Экология»). Во время беседы учителю важно сделать акцент на том, что для нашей планеты ВОДА равнозначна ЖИЗНИ, и на таком уникальном свойстве воды, которое обусловливает ее влияние на основные процессы, происходящие в биосфере, как неисчерпаемость этого вещества, этого природного ресурса.
Рассказывая о том, как с незапамятных времен человек селился именно по водным путям, расширял свои владения, как богатели города, расположенные на крупных реках, подвести к выводу о том, что с ростом народонаселения, развитием науки и промышленности росло и потребление воды, которое перевалило за полтонны в сутки на душу населения. Чтобы школьник более ярко и образно осознал сегодняшнюю проблему водопотребления, важно привести в доказательство конкретные цифры, факты и сравнительные данные. Так, например, для выпуска 1 т стали по современной технологии нужно 50 т воды, а 1 т капрона требует уже 2500 т воды — целое озеро. Или: среднегодовой сток Волги — 250 км3, мировое водопотребление — около 4000 км3 в год (почти 16 годовых стоков Волги, в том числе США потребляют немногим меньше трех годовых стоков Волги, а Россия — около одного).
Используя эти и другие примеры, важно подвести учащихся к тому, что вода — важный экономический ресурс. Это доказывает и рост цен на воду, да и сам факт продажи питьевой воды в пластиковых бутылках, ставший обычным делом. Природная чистая вода становится важнейшим национальным достоянием.
Второй этап урока — сообщение новых знаний об антропогенных факторах. Важно не только закрепить опорные понятия, но и дать представление о новых экологических понятиях, рассказывая о роли антропогенных факторов в эвтрофикации вод, например. Выделяя четыре компонента (загрязняющее вещество, источники загрязнения, следствия загрязнения и результаты загрязнения), при рассмотрении конкретной проблемы учитель последовательно раскрывает суть каждого компонента и вместе со школьниками заполняет таблицу.
Загрязняющее вещество
Основные источники загрязнения
Важнейшие следствия загрязнения
Результаты
Азот, фосфор и их соединения, органические вещества
Смыв минеральных и органических удобрений, кислые осадки, животноводческие комплексы, бытовые стоки
Эвтрофикация воды
(активный рост водорослей и других растений, накопление отживших организмов, интенсивное поглощение кислорода редуцентами)
Обескислороживание водной среды, гибель водных организмов, появление ядовитых веществ, потеря чистоты вод
Нефть и нефтепродукты
Потери при транспорти-
ровке, неисправные двигатели, сточные воды
Образование нефтяных, мазутных и других пленок на воде
Гибель планктона и обитающих на поверхности воды организмов, потеря водой вкусовых качеств, невозможность рыболовства
Таблицу следует заполнить только по одному или двум конкретным загрязняющим веществам, с тем чтобы после экскурсии учащиеся самостоятельно могли продолжить заполнение таблицы на основании проведенных наблюдений.
Третий этап урока — подготовка к экскурсии (может быть выделен и в самостоятельный урок). Учитель рассказывает о месте проведения экскурсии и маршруте, по которому будет идти группа (при этом важно продемонстрировать карту или схему маршрута), предупреждает, что следует взять полевой дневник (блокнот) и карандаш, а также веревку, компас, 2-3 баночки, сачок, сантиметровую ленту или рулетку и т.п. Схема маршрута зарисовывается в дневник. Учитель показывает, как следует правильно вести записи в дневнике, чтобы после экскурсии оформить небольшой отчет, на примере конкретного задания рассказывает, как правильно проводить наблюдения, какие делать записи, на что обратить особое внимание. Важно также объяснить школьникам, что собранные ими данные имеют научное значение, так как позволяют дать оценку состояния водоема, а кроме того, сопоставляя данные таких наблюдений за несколько лет, можно проследить, как меняется состояние водоема, и объяснить, почему.
Завершает подготовку к экскурсии раздача творческих заданий школьникам (собрать научный, краеведческий или литературный материал о данном водоеме, сделать сообщение перед началом экскурсии).
Экскурсия на водоем
В зависимости от отведенного времени можно провести одну или несколько экскурсий. Наиболее целесообразно организовать экологический практикум по исследованию водоема из серии экскурсий, самостоятельных наблюдений и практической природоохранной работы. В этом случае экскурсии проводятся по темам: «Обитатели береговой зоны», «Обитатели прибрежных вод», «Жизнь в толще воды», «Жизнь на дне водоема», «Жизнь на поверхности водоема». Если проводится одна экскурсия, то ее тема носит ознакомительно-обобщающий характер, например, «Жизнь водоема и его охрана». Цель такой экскурсии — сформировать представление о водоеме как экосистеме и показать его роль в природе и в жизни человека. Задачи экскурсии — познакомить учащихся с видовым разнообразием и приспособлениями к различным условиям среды растений и животных, показать взаимосвязи организмов, влияние антропогенного фактора на жизнь растений и животных, а также на устойчивость водоема в целом; развить умение учащихся самостоятельно наблюдать природу, оформлять записи, делать выводы из наблюдений.
Чтобы подготовиться к экскурсии, учителю следует предварительно пройти маршрут и наметить стоянки, где он будет вести рассказ, а также выбрать безопасные места, где школьники будут самостоятельно проводить наблюдения. Заранее составить список растений и животных, о которых пойдет речь на экскурсии; определить видовые названия встречающихся растений и животных и отметить, какие из них следует давать учащимся во время экскурсии; подобрать научный материал об экологии видов, намеченных для демонстрации; составить карточки-задания для самостоятельной работы учащихся по изучению состояния водоема*.
Перед экскурсией участвующих в ней школьников надо разделить на звенья по 3-4 человека для выполнения практических заданий. Звенья подбираются так, чтобы в них были и менее подготовленные ребята, и умеющие работать в полевых условиях самостоятельно.
Самостоятельна работа по карточкам-заданиям
Ниже, как пример, представлено несколько заданий.
Задание 1. Составление карты территории исследования
Составьте карту-схему территории в масштабе 1:2500 и нанесите на нее водоем (участок реки) и прилегающие к нему участки луга, болота, леса, а также располагающиеся у водоема тропы, дороги, различные строения и места отдыха людей. (Это удобно делать с помощью карты района и компаса.)
К карте приложите физико-географическую характеристику обследуемого водоема в произвольной форме, где обязательно укажите название реки, к бассейну какой речной системы она принадлежит, где ее исток, по территории каких области, района, населенного пункта она протекает, какова ее длина. Сведения будут полными, если вы используете карту, материалы краеведческого музея, а также рассказы местных жителей.
Обобщите результаты и сделайте вывод о происхождении реки, ее роли в природе и для человека (на территории вашего района), о связях с другими водными объектами, о состоянии реки в прошлом и настоящем.
Задание 2. Определение ширины реки
Ширину небольшой реки обычно измеряют шнуром, натянутым с одного берега реки на другой. Но есть и другой способ — метод шагов (рис. 1).
/>
Рис. 1.Определение ширины реки методом шагов
На противоположном берегу выбирается какой-либо объект А (дерево, камень и т.п.).
Встаньте против него (точка В), отметьте камнем или палкой эту точку и идите вдоль берега перпендикулярно линии АВ. Сделав определенное количество шагов (например, 30), отметьте рейкой точку С.
Пройдите еще такое же количество шагов в том же направлении и отметьте на берегу новую точку Д.
Теперь, двигаясь перпендикулярно линии ВД, найдите точку Е, из которой предмет А и рейка в точке С будут видны на одной прямой. Расстояние ДЕ и будет равно ширине реки (т.е. расстоянию АВ).
Измерьте (в метрах) длину вашего шага и умножьте ее на количество шагов, умещающихся в отрезке ДЕ. Так вы получите ширину реки в метрах.
Определите ширину реки в нескольких местах.
Данные занесите на схему в дневник наблюдений.
Задание 3. Изучение состояния деревьев на берегах водоема
На берегах водоема всегда можно встретить ивы. Ива белая (или ветла) и ива ломкая (или ракита) — это деревья высотой до 25 м с четко выраженным толстым стволом. Определите, какой из видов ив обитает на обследуемом участке. Для этого с помощью лупы рассмотрите листья, которые близки по форме. Лист ивы белой имеет серебристое опушение с нижней стороны, а у ракиты его нет (рис. 2).
/>
Рис. 2.Листья ивы белой и ивы ломкой
По берегам водоемов также распространены заросли ольхи.
Ее два вида — серая и черная. Определите по форме листьев и соцветиям, какой из видов встречается на данном участке (рис. 3).
/>/>
Рис. 3.Листья и соцветия ольхи серой и черной
Наиболее часто по берегам встречаются ивы кустарниковой формы — трехтычинковая и корзиночная. Трехтычинковая ива отличается формой листа и двумя хорошо заметными «железками» на черешке листа (в виде черных точек). У ивы корзиночной узкие длинные листья с завернутыми вниз краями, а снизу густо опушенными серебристыми волосками (рис.4).
/>
Рис. 4.Листья ивы трехтичинковой и корзиночной
Подсчитайте количество определенных видов деревьев и опишите их (высота дерева, диаметр ствола, имеются или нет повреждения стволов или побегов, каково состояние травяного покрова и почвенного грунта под деревьями, особенности места произрастания деревьев и расположения корней — на суше, у края воды, в воде и т. д.).
Сделайте вывод о том, какую роль выполняют деревья на берегу водоема, какое воздействие человек оказывает на них и почему устанавливают водоохранную 200-метровую зону, в которой запрещена рубка деревьев.
После проведения самостоятельных наблюдений учитель просит школьников подготовить отчеты и сообщения о проделанной работе и доложить в классе на обобщающем уроке при подведении итогов экскурсии.
Обобщающий урок
Цель: подвести итоги и обобщить результаты экскурсии и самостоятельных наблюдений по обследуемому участку водоема, подвести учащихся к выводу о необходимости принятия конкретных мер для сохранения и восстановления устойчивости водоема как экосистемы.
Первый этап урока — обсуждение полученных результатов. Важно организовать выступления таким образом, чтобы, хорошо подготовленные, они были интересны и выступающему, и слушающим. Обсуждение получится серьезным, если учитель поможет разработать примерный план выступления каждого звена. Так, например, по заданию № 3 план может включать: сведения о деревьях, обитающих вблизи водоема, с демонстрацией таблицы со списком видов и результатами количественного учета, материал об особенностях произрастания тех или иных видов и факты влияния деятельности человека на состояние деревьев. Хорошо также, чтобы школьники высказали собственное мнение о роли деревьев прибрежной зоны в поддержании устойчивости экосистемы водоема и необходимости проведения специальных мер по их охране или восстановлению.
Второй этап урока — совместная разработка планов участия в природоохранной деятельности (сбор мусора по берегам, перекопка кострищ, расчистка родников и завалов, развешивание плакатов и т.п.). Они должны быть посильными, выполнимыми, но также и интересными для участников, и действительно полезными для объекта приложения сил.
Список использованной литературы:
Журнал “Экология и жизнь”. Статья Д.Л. Теплова, кандидат педагогических наук.