Компетенция арбитражных судов

–PAGE_BREAK–В части 5 этой статьи установлено, что все подведомственные арбитражному суду споры, независимо от того, являются ли их участниками организации и граждане РФ или иностранные лица, рассматриваются арбитражным судом, если иное не предусмотрено международным договором РФ. При этом иностранными лицами,  с участием которых могут рассматриваться дела в арбитражном суде, подразумеваются иностранные организации, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую или иную экономическую деятельность на территории РФ (часть 1 статьи 247 АПК).
2) Статья 28. Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений
Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства, возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений, представляют собой наиболее характерную и самую распространённую категорию дел, рассматриваемых арбитражным судом. В данном случае имеются в виду отношения, регулируемые гражданским законодательством.
Круг этих отношений определён в пунктах 1 и 2 статьи 2 ГК, в числе которых особо выделяются отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или когда указанные лица являются одной из сторон этих отношений. Нормы материального права предусматривают право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых гражданских прав (часть 1 статьи 11 ГК РФ). Статья 8 ГК РФ даёт исчерпывающий перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей. В соответствии с ней гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Наиболее распространёнными основаниями являются различные виды сделок.
3) Статья 29. Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений
Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно АПК, арбитражные суды в РФ, созданные в соответствии с Конституцией и федеральным законом, осуществляют судебную власть, помимо гражданского судопроизводства, также посредством административного судопроизводства. Под административными правоотношениями юридическая доктрина понимает урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
Характерные особенности:
1)                 властеотношение, построенное на началах власть-подчинение (отсутствие юридического равенства сторон);
2)                 особый субъект;
3)                 публично-правовой характер;
4)                 особый объект и некоторые другие.
Экономические споры, возникающие из административных правоотношений, то есть основанных на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, являются одной из важнейших категорий подведомственных   арбитражным судам дел. Участниками администра-тивных правоотношений могут быть государственные органы и органы местного самоуправления, выполняющие по отношению к другим лицам управленческие, контрольные или основанные на ином властном подчинении функции.  В подобных отношениях  могут также находиться непосредственно государственный орган, с одной стороны, и орган местного самоуправления — с другой.
Под «иными публично-правовыми отношениями», из которых может возникнуть экономический спор, подведомственный арбитражному суду, следует понимать, например, земельные, налоговые и другие отношения, которые не ограничиваются собственно гражданской и административной сферами.
К спорам из административных правовых отношений АПК относит:
1. Споры об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, причём федеральный закон должен прямо относить их рассмотрение к компетенции арбитражного суда;
2. Споры об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Черты, характеризующие ненормативные правовые акты:
1)                содержание обязательных предписаний (правил поведения), влекущих юридические последствия;
2)                содержание в себе не норм права, а лишь предписаний индивидуального характера;
3)                обращение к строго определённым лицам или кругу лиц и издание по вполне определённому поводу;
4)                расчёт на строго определённый вид общественных отношений;
5)                прекращение действия ненормативного акта с прекращением существования конкретных общественных отношений.
Возможность признания недействительным нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления предусмотрена статьёй 13 ГК РФ, что является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ).
При рассмотрении данной категории дал, нужно отметить следующее:
1)                оспариваемый акт должен носить ненормативный характер;
2)                обжалуемый акт должен порождать юридические последствия;
3)                круг органов, чьи ненормативные акты могут быть признаны недействительными, арбитражным процессуальным законодательством не ограничивается – обжаловаться могут ненормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального Собрания РФ, различных министерств и ведомств и т.д.
Перечень органов, правомочных принимать ненормативные акты, носит примерный характер. ВАС РФ определил, что понимается под «иными органами» — это органы различных объединений граждан, например, исполнительные органы общественных организаций, решение которых могут быть обжалованы в суд (часть 2 статьи 46 Конституции РФ), органы других юридических лиц, в том числе коммерческих организаций (статьи 53, 103 ГК). Норма Конституции, указанная в части 2 статьи 120, исходит из того, что не только государственные, но и любые органы могут издавать акты. И в случаях, если эти акты нарушают права и охраняемые законом интересы граждан или организаций, должна быть предусмотрена возможность их судебной защиты. Такое понимание «иных органов», тем не менее, не делает их участниками административных правоотношений, поскольку между ними и лицами, чьи права и интересы могут нарушать издаваемые этими органами акты, не существует административного или иного властного подчинения, свойственного системе государственных органов. Поэтому можно сказать, что экономические споры с участием «иных органов» возможны, но возникают они из гражданских, а не из административных правоотношений. Это отмечается в совместном постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8. Данное разъяснение следует иметь в виду при решении вопроса о подведомственности дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам, учитывая при этом субъективный состав участников конкретного спора.
Понятие должностного лица в настоящее время определяется двумя норма-тивными актами РФ:
1)                Примечание № 1 к статье 285 УК РФ определяет должностное лицо как лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распределительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ;
2)                Примечание к статье 24 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ говорит о том, что под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделённое в установленном  законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ;
Как видно, два данных определения должностного лица в большей части совпадают.
3.Споры об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
4. Споры о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций.
АПК относит и «другие дела», вытекающие из административных и иных публичных правоотношений, к подведомственности арбитражных судов. К ним, например, могут быть отнесены следующие споры, ранее прямо обозначенные в АПК (часть 2 статьи 22):
— о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания;
— о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.
Однако в любом случае отнесение таких дел к компетенции арбитражных судов должно предусматриваться федеральным законом.
4) Статья 30. Подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение
Арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под юридическими фактами в науке и на практике понимаются конкретные социальные обстоятельства (события, действия), вызывающие в соответствии с нормами права наступление определённых правовых последствий – возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Понятие юридического факта объединяет два противоречивых, но неразрывно связанных момента: это явление действительности – событие или действие (материальный момент), порождающее в силу указания норм права определённые правовые последствия (юридический момент).
Дела об установлении таких фактов рассматриваются арбитражным судом по заявлению заинтересованного лица, когда не возникает спора о праве. В деле нет ответчика, а есть только заявитель и заинтересованные лица.
Арбитражный суд может принять заявление об установлении юридического факта при условии, что он порождает такие юридические последствия, как возникновение, изменение или прекращение прав какого-либо лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. И при удовлетворении подобного заявления арбитражный суд должен в решении изложить тот факт, который был установлен.
В постановлении Пленума ВАС РФ № 13 к числу юридических фактов, которые устанавливаются арбитражным судом, отнесены факты: принадлежности строения или земельного участка на праве собственности; добросовестного, открытого и непрерывного владения как своим собствен-ным недвижимым имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение 5 лет; регистрации юридического лица в определённое время и в определённом месте.
При этом в данном постановлении предусмотрено, что арбитражные суды принимают к своему производству и рассматривают заявления об установлении юридических фактов только при одновременном наличии следующих условий: согласно закону факт порождает юридические последствия, то есть влечёт возникновение, изменение или прекращение пра-
воотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду; заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт; действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.
5) Статья 31. Подведомственность дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов
Арбитражные суды рассматривают в соответствии с главой 30 настоящего Кодекса дела:
1) об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;
2) о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
В целях гармонизации практики выполнения государственными судами в РФ функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства в сфере экономики изменены правила о подведомственности заявлений об отмене или приведении в исполнение их решений. Из компетенции судов общей юрисдикции такие дела переданы в компетенцию государственных арбитражных судов. Сокращено количество судебных инстанций, в которые обжалуются определения, выносимые по результатам рассмотрения заявлений об отмене или принудительном исполнении решений третейских судов (международных коммерческих арбитражей): такие определения не подлежат аппеляционному обжалованию. На основании заявления стороны третейского разбирательства могут быть приняты обеспечительные меры арбитражным судом по местонахождению третейского суда, либо по местонахождению или местожительства должника, либо по местонахождению имущества должника.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Параллельно с обеспечительными мерами, применяемыми государственными судами (императивный способ), сохраняется возможность использования диспозитивного способа обеспечения исковых требований, применяемого самим третейским судом.
Третейские суды, осуществляя свою деятельность, освобождают арбитражные суды от незначительных споров.
6) Статья 32. Подведомственность арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
Арбитражные суды рассматривают в соответствии с главой 31 настоящего Кодекса дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьёй 242 АПК, заявление о признании и принудительном исполнении решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения подаётся стороной в споре, в пользу которой состоялось решение, в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства должника неизвестно, по месту нахождения имущества должника.
Решения судов иностранных государств, принятые ими по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятые ими на территории иностранных государств по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, признаются и приводятся в исполнение РФ арбитражными судами, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрено международным договором РФ и федеральным законом.
Порядок и условия признания этих решений предусматривается рядом федеральных законов, международных договоров РФ на основе взаимности.
7) Статья 33. Специальная подведомственность дел арбитражным судам
1. Арбитражные суды рассматривают дела:
1) о несостоятельности (банкротстве);
2) по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;
3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
4) по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;
5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
2. Указанные в части 1 настоящей статьи дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.
Категория дел, указанных в данной статье относится к исключительной подведомственности арбитражным судам. В соответствии с частью 2 статьи 27 АПК арбитражному суду подведомственны экономические споры и иные дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности с участием особого субъектного состава – образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Список дел, указанных в этой статье не является исчерпывающим, т.к. случаи рассмотрения арбитражным судом дел с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, могут устанавливаться также и федеральными законами.
Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий было возложено на арбитражные суды Федеральным законом «О несостоятель-ности (банкротстве)». В соответствии с преамбулой этого Закона понятие «предприятие» включает в себя и гражданина-предпринимателя, а ГК предусматривает возможность признания судом несостоятельным (банкротом) как юридического лица (статья 65 ГК), так и индивидуального предпринимателя (статья 25 ГК), арбитражный суд принимает к своему рассмотрению дела о несостоятельности (банкротстве) тех и других.
В постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ №  6/8 особо отмечена эта возможность, а также отмечается, что требования, не связанные с предпринимательской деятельностью, например, о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан или юридических лиц, о взыскании алиментов и т.п., заявленные кредиторами при осуществлении процедуры банкротства, также рассматриваются арбитражным судом. После того, как процедура признания индивидуального предпринимателя завершится, все споры с его участием подведомственны суду общей юрисдикции.
8) Компетенция арбитражных судов РФ по делам с участием иностранных лиц.
В части 1 статьи 247 АПК РФ оговариваются условия, при которых дела с участием иностранных лиц рассматриваются  арбитражным судом РФ, если:
1) ответчик находится или проживает на территории РФ, либо на территории РФ находится его имущество;
2) орган управления, филиал или представительство иностранного лица находятся на территории РФ;
3) спор возник из договора, по которому исполнение должно иметь место или имело место на территории РФ;
4) требование возникло из причинения вреда имуществу действием или иным обстоятельством, имевшим место на территории РФ или при наступлении вреда на территории РФ;
5) спор возник из неосновательного обогащения, имевшего место на территории РФ;
6) истец по делу о защите деловой репутации находится в РФ;
7) спор возник из отношений, связанных с обращением ценных бумаг, выпуск которых имел место на территории РФ;
8) заявитель по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, указывает на наличие этого факта на территории РФ;
9) спор возник из отношений, связанных с государственной регистрацией имён и других объектов и оказанием услуг в международной ассоциации сетей «Интернет» на территории РФ;
10) имеется тесная связь спорного правоотношения с территорией РФ.
Исключительная компетенция арбитражных судов может быть ограничена только международными договорами РФ. Поэтому суды других государств не вправе принимать к рассмотрению соответствующие категории дел.
К исключительной компетенции отнесены дела:
1) по спорам в отношении находящегося в государственной собственности РФ имущества, в том числе по спорам, связанным с приватизацией государственного имущества и принудительным отчуждением имущества для государственных нужд;
2) по спорам, предметом которых являются недвижимое имущество, если такое имущество находится на территории РФ, или права на него;
3) по спорам, связанным с регистрацией или выдачей патентов, регистрацией и выдачей свидетельств на товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели или регистрацией других прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые требуют регистрации или выдачи патента, либо свидетельства в РФ;
4) по спорам о признании недействительными записей в государственные реестры (регистры, кадастры), произведённых   компетентным органом РФ, ведущим такой реестр (регистр, кадастр);
5) по спорам, связанным с учреждением, ликвидацией или регистрацией на территории РФ юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также с оспариванием решений органов этих юридических лиц.
В исключительной компетенции арбитражных судов находятся также дела с участием иностранных лиц, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. Никаких исключений из общих правил подведомственности, установленных АПК, для иностранных лиц не делается. Иные правила могут быть предусмотрены лишь международным договором Российской Федерации.

4. Подсудность дел арбитражным судам
Статья 34. Подсудность дел арбитражным судам
1. Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее — арбитражные суды субъектов Российской Федерации), за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
2. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции:
1) дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
2) дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.
Если подведомственность разграничивает компетенцию арбитражных судов и других органов, прежде всего судов общей юрисдикции, то институт подсудности в арбитражном процессе позволяет распределить дела, подведомственные арбитражным судам, между различными звеньями внутри единой системы арбитражных судов, установленной статьёй 3 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ».
Подсудность в арбитражном процессе делится на родовую и территориальную. Критерием такого деления является уровень арбитражного суда в системе или место (территория) рассмотрения дела.
В данной статье регулируется родовая подсудность дел арбитражным судам, которая даёт возможность определить, какого уровня арбитражный суд вправе рассматривать то или иное дело. Так как критерием родовой подсудности является род дела (предмет спора), то она и получила название родовой (или предметной) подсудности.
Виды территориальной подсудности
Территориальная подсудность разграничивает компетенцию арбитражных судов одного звена. Территориальная подсудность может быть:
1)                общей;
2)                альтернативной;
3)                исключительной;
4)                по связи дел;
5)                договорной.
В соответствии с правилами общей территориальной подсудности иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по местонахождению или местожительства ответчика. Дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан рассматриваются по местонахождению должника – юридического лица или по местожительству гражданина.
Альтернативная подсудность подразумевает определённый выбор истца того или иного места судебного разбирательства. Правила альтернативной подсудности по выбору истца установлены статьёй 36 АПК РФ. В частности, иск к ответчику, местонахождение или местожительство которого неизвестно, может быть предъявлено в арбитражный суд по местонахождению его имущества либо по его последнему известному место-нахождению или местожительству в РФ.
Иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов РФ, предъявляется в арбитражный суд по местонахождению или местожительству одного из ответчиков.
Иск к ответчику, находящемуся или проживающему на территории иностранного государства, может быть предъявлен в арбитражный суд по местонахождению на территории РФ имущества ответчика.
Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне местонахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по местонахождению юридического лица или его филиала, представительства.
Исключительная подсудность характеризуется тем, что дело должно быть рассмотрено только строго определённым в АПК РФ арбитражным судом.
Иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по местонахождению этого имущества.
Иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты предъявляются в арбитражный суд по месту их государственной регистрации.
Иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по местонахождению перевозчика.
Подсудность по связи дел характеризуется тем, что независимо от территориальной принадлежности спор подлежит разбирательству в арбитражном суде, где рассматривается другое дело, с которым связан спор.
В соответствии с правилами договорной подсудности общая территориальная и альтернативная подсудность, установленная в АПК РФ, может быть изменена по соглашению сторон (пророгационные соглашения).
Вопросы подсудности были неоднократно обсуждены в
Информационных письмах и постановлениях Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации. В частности, в постановлении
Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.06
№54 «О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на
недвижимое имущество»; в п.40 постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 04.12.00 №33/14 «О некоторых вопросах практики
рассмотрения споров, связанных с обращением векселей»; в разд. II
постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 №8 «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса»; в п.13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 22.12.05 №99 «Об отдельных вопросах практики
применения Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации»; в письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 02.04.04 №С1-7/уп-389 «О некоторых вопросах, связанных с
подсудностью споров, вытекающих из договоров перевозки грузов
железнодорожным транспортом».

5.Заключение.
Арбитражные процессуальные нормы о подсудности дел позволяют
определить конкретный арбитражный суд первой инстанции, входящий в
единую систему арбитражных судов Российской Федерации, в который
следует обращаться лицу за судебной защитой нарушенного или
оспариваемого права.
Настоящий АПК закрепил определённые тенденции, намеченные в последнее время в развитии арбитражного процессуального законодательства. Общей тенденцией является расширение подведомственности арбитражному суду экономических споров, в частности, этот процесс идёт по следующим трём основным направлениям:
1)                отнесения к ведению арбитражного суда новых категорий дел;
2)                уточнение критериев подведомственности дел арбитражному суду;
3)                расширения субъективного состава арбитражных процессуальных отношений.
Важность проблемы разграничения подведомственности существенно возросла в последнее время. Разрешение спорных вопросов подведомственности возможно различными способами:
1)                внесением изменений в соответствующие федеральные законы, её регламентирующие. В этом плане позитивна роль новых АПК и ГК РФ.
2)                необходимостью исходить при разграничении подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов из понимания правовой природы арбитражного суда как органа судебной власти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, к ведению которого отнесено разрешение всех споров и иных дел в данной области;
3)                наличием круга дел, которые исключительно подведомственны арбитражному суду независимо от характера требований, например дела о несостоятельности, которые подведомственны только арбитражным судам, поскольку производство по делам о банкротстве поглощает все остальные требования, заявленные в рамках как арбитражного и гражданского процессов, так и исполнительного производства;
    продолжение
–PAGE_BREAK–