Содержание
дошкольникфизический оздоровительный воспитание
Введение
Глава1. Теоретические основы осуществления оздоровительной направленности вфизическом воспитании дошкольников
1.1 Психофизиологическиеосновы формирования оздоровительной направленности физического воспитаниядошкольников
1.2 Основныепонятия оздоровительной направленности физического воспитания дошкольников
1.3 Педагогическаяорганизация оздоровительной направленности в физическом воспитании дошкольников
Глава2.Экспериментальноеисследование осуществления оздоровительной направленности вфизическом воспитании дошкольников
2.1 Описание методики исследования
2.2Анализ результатов экспериментального исследования
Заключение
Списоклитературы
Введение
Основной идеейКонцепции формирования здорового образа жизни в системе непрерывногообразования является развитие физического и психического здоровья подрастающегопоколения, что станет важным компонентом философского гуманистическогообразования, необходимого для решения задачи понимания ценности жизни каждого человекав общей системе мироздания.
Поскольку физическоездоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональнымблагополучием, то оздоровительную направленность должна иметь вся жизнедеятельностьребёнка в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). А в первую очередьпринципу оздоровительной направленности должна отвечать организация физическоговоспитания дошкольников.
Большую работу в этомнаправлении провели такие известные в сфере дошкольного образования учёные, какТ.И.Алиева, В.Г.Алямовская, О.М.Дьяченко, Е.А.Екжанова, М.Н.КузнецоваС.М.Мартынов, Л.А.Парамонова, Е.А.Сагайдачная и др. Положения о сущностиздорового образа жизни и теории формирования здоровья, отражены в трудах Н.А.Амосова, М.В. Антроповой, И.А. Аршевского, Э. Бокка, К.Н. Венцеля, Ю.П.Лисицина, М.И. Покровской, В.Л. Фармаковского, Ф.Шольца и др.
Следует отметить, чтосохранению и укреплению здоровья способствует система здоровьесберегающих формжизнедеятельности человека — здоровый образ жизни, который закладывается сраннего возраста. На формирование системы знаний и умений в области познанияребенка самого себя, своих возможностей и способов их развития наибольшеевлияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи поформированию культуры здорового образа жизни, исходя из социальных основздоровья и осознания ответственности обществаза здоровье детей.
Гипотеза исследованиязаключается в том, что осуществление оздоровительной направленности физическоговоспитания дошкольников будет эффективным если:
— у дошкольниковсформированы знания об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима,гигиенических процедур, двигательной активности) и эмоционально-положительноеотношение к данным элементам, а также умение реализовывать их в поведении идеятельности;
— педагоги в доступнойформе доносят иформацию дошкольникам об основах здорового образа жизни иформируют на этой базе эмоционально-положительное отношения к данному процессу;
— организованосотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи, основанного наединстве воспитательного взаимодействия.
Объект исследования — воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования –процесс осуществления оздоровительной направленности системы физическоговоспитания дошкольников.
Цель исследования –исследовать особенности осуществления оздоровительной направленности системыфизического воспитания дошкольников.
Задачи исследования:
1. Рассмотретьпсихофизиологические основы формирования оздоровительной направленности физическоговоспитания дошкольников.
2. Выделитьосновные понятия оздоровительной направленности физического воспитаниядошкольников.
3. Рассмотретьпедагогическую организацию оздоровительной направленности в физическомвоспитании дошкольников.
4. Экспериментальноисследовать особенности осуществления оздоровительной направленности системыфизического воспитания дошкольников.
Теоретические основыисследования базируются на научных положениях о роли двигательной деятельностив биологическом и социальном развитии ребенка (И.А. Аршавский); о реализацииоздоровительной направленности в физическом воспитании (В.Н. Селуянов), овлиянии целенаправленных занятий физическими упражнениями на профилактику икоррекцию опорно-двигательного аппарата дошкольников (М.И. Фонарев), а также нарезультатах исследований реализации оздоровительной направленности в физическомвоспитании дошкольников (Е.А. Аркин, Э.В. Вильчковский, А.И. Кравчук, В.И.Уса-ков, Е.Е. Романова и др.).
Методы исследования. Изучениеи анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;анкетирование и наблюдение за дошкольниками; диагностика ценностных ориентацииродителей; математический анализ результатов исследования.
Опытно-экспериментальнаябаза. Исследование проводилось в МДОУ № 21 г. Новоалтайска.
Глава 1. Теоретическиеосновы осуществления оздоровительной направленности в физическом воспитаниидошкольников
1.1 Психофизиологические основы формированияоздоровительной направленности физического воспитания дошкольников
Согласноклассической педагогической периодизации, заложенной в структуре отечественныхобразовательных учреждений, к младшему дошкольному возрасту относятопределенную возрастную ступень физического и психического развития детей от 2до 4лет [18].
Физическоеразвитие — это процесс становления, формирования и последующего изменения втечение индивидуальной жизни человека комплекса морфофункциональных свойств, атакже связанных с ними физических способностей.
На физическоеразвитие человека оказывают влияние внутренние (наследственность, заболевания)и внешние, (условия жизни, питания, труда, система физического воспитания,географическая среда, природные условия) факторы.
Третий годжизни малыша — завершающий период раннего детства. Он
имеет свои,только этому году присущие, возрастные особенности. В этот период замедляетсяинтенсивность физического развития, столь характерная для первых двух лет. Засчет ускоренного роста рук и особенно ног изменяются пропорции тела. Меняетсяосанка, дети становятся стройнее. У них четче выражена мускулатура; врезультате развития мелких мышц кистей и пальцев, совершенствуется точностьдвижений. Хрящевая ткань усиленно заменяется костной. Интенсивно растут костичерепа, кистей и стоп. Но интенсивность роста в длину снижается, однако возможныиндивидуальные колебания. В: среднем за год масса тела возрастает на 2 кг,длина тела увеличивается на 7-8 см. К 3 годам масса тела ребенка достигает, какправило, 14,8-15,0 кг, длина тела 95-96 см, окружность грудной клетки 52 см.
На третьемгоду жизни заканчивается прорезывание молочных зубов. После 2 лет абсолютные иотносительные величины годичных приростов тотальных размеров тела уменьшаются[28].
В возрасте от3 до 3,5 лет наблюдается ускоренное развитие физических качеств, связанное срасширением объема движений. Это первый критический период в развитиидвигательной функции.
Младшийдошкольный возраст — это период активного совершенствования качества движений,которыми овладел ребенок на предыдущих этапах. Более координированнымистановятся движения рук и ног, исчезают лишние движения, которые ребенок делалраньше. В этом возрасте дети овладевают, всеми видами основных движений таких,как ходьба, бег, лазание, метание, бросание, прыжки.
В 3-летнем и4-летнем возрасте ребенок овладевает основными навыками бега. К 4-летнемувозрасту в элементах быстрой ходьбы ребенка, которые большинство ошибочнопринимают за беговые, появляется фаза полета и превращается в бег. В то жевремя формируются правильно координированные движения рук при ходьбе и беге, ав семь лет почти все дети овладевают правильной координацией движений рук иног, при которой движение вперед правой ноги сопровождается отведением правойруки назад и выведением левой вперед. Деятельность ребенка третьего года жизнисложнее и разнообразнее. Ребенок много двигается, движения его болеекоординированные, он становится ловким, разнообразно действует с сюжетнымиигрушками, подолгу рассматривает книги, картинки [28].
Двигательныйрежим в детском саду складывается, из организованной и самостоятельной: двигательнойдеятельности. Самостоятельное движение детей во всех группах должны составлятьне менее -2/3 из общей двигательной активности. Критериями оценки двигательнойактивности являются: объем движений, содержание (разнообразие движений, форм ивидов двигательной деятельности) [18].
М.А. Руновавыявляет три уровня двигательной активности:
1. Высокийуровень двигательной активности (чрезмерно подвижные дети).
Повышенапсихомоторная возбудимость. Как правило, эти дети не отличаются достаточнойловкостью и координацией движения. Нередко у них наблюдается неблагоприятныереакции сердечнососудистой системы на физические нагрузки, проявляемые взамедленном восстановлении ЧСС после выполнения физических упражнений.
2. Средний,уровень двигательной активности (благоприятный уровень), дети имеют оптимальныйуровень двигательной подготовки и развития физических качеств. Им свойственноуравновешенное поведение, сочетающееся с высоким эмоциональным тонусом, умениесосредотачиваться и быть внимательным при выполнении двигательных заданий.Реакция ССС на физические нагрузки протекает по благоприятному типу.
3. Низкийуровень — малоподвижные дети. Отставания показателей развития основных видовдвижений и физических качеств от возрастных нормативов, общая пассивность,застенчивость, обидчивость. Не выявляются какие-либо закономерные изменениямреакциях сердечнососудистой системы на физическую нагрузку [28].
В 3-летнем и4-летнем возрасте ребенок овладевает основными навыками бега [6].
Понятием«двигательный тип», как одним из параметров двигательной активности ребенкадошкольного возраста, пользуется в своей работе М.Л. Лазарев [21]. Авторсчитает, что каждый ребенок обладает своим типом двигательной активности. Невыявление этого типа и навязывание несвойственного типа движения, по мнениюавтора, приводит к тому, что у ребенка возникает неприязнь к этому движению, ачасто ик двигательной активности вообще. Увеличение количества физкультурныхзанятий, которые не являются для ребенка необходимой психоэмоциональной разрядкой,и не совпадают, не соответствуют его типу двигательной активности, можетпривести к резко отрицательным результатам.
Под«двигательным типом» вышеупомянутым автором понимается набор индивидуальныхдвигательных особенностей, присущих данному ребенку. Индивидуальныедвигательные особенности выявляются в процессе наблюдения за ребенком в течениедлительного времени с фиксацией в дневнике тех видов движений, которые онпредпочитает, выполняет с удовольствием.
М.Л. Лазарев выделяетследующие двигательные типы ребенка; взрывной, циклический, пластический исиловой. Детей с взрывным типом двигательной активностихарактеризует короткое, быстрое движение, непродолжительное по времени. Дети сциклическим типом двигательной активности склонны к длительным, монотоннымдвижениям (лыжи, бег на длинной дистанции). Дети с пластическим типомпредпочитают мягкие, плавные движения, а дети с силовым типом — силовыенагрузки.
Вышеуказанныйавтор также ввел понятие ритма двигательной, активности как параметра, еехарактеризующего. Для определения ритма двигательной активности он выявляетфизиологические ритмы ребенка: это ритм его естественных постукиваний, ритмсердечных сокращений и темпоритм речи ребенка [21].
Такимобразом, для детей младшегодошкольного возраста характерны свои количественные и качественные проявлениядвигательной активности, они индивидуально различны и, по мнению ряда ученых находятсяв зависимости, как от биологических, так и социальных факторов. Знаниепараметров двигательной активности необходимо для правильного построения процессафизического воспитания в дошкольных учреждениях, особенности которогоприменительно к исследуемому контингенту рассмотрим в следующей части главы этойработы.
Развитиецентральной нервной системы детей пяти — семи лет характеризуется ускореннымформированием морфофизиологических признаков. Бурно развиваются лобные доли,двигательный отдел коры головного мозга. Дети становятся более подвижными и начинаютхорошо бегать, прыгать, сохранять равновесие. К пяти годам появляется болеетонкая координация мелких групп мышц кисти, начинает ясно обнаруживаться«интеллектуализация» движений, то есть переход руководства движений от низшихотделов нервной системы к высшим.
Вместе с тем,на возраст пяти — шести лет приходится критический период в развитиинервно-психической деятельности ребенка, обусловленный влияниемнейроэндокринной перестройки. В этот период психика детей наиболее неустойчива.При этом отмечается быстрая утомляемость нервных клеток, что проявляется вослаблении процессов торможения и быстром снижении работоспособность.
К концупятого года жизни завершается один из узловых этапов в развитии двигательногоанализатора; улучшается анализ тактильно-кинестетических сигналов, усиливаетсяконцентрация нервных процессов [32]. В этом возрасте происходит постепенныйпереход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению,именно с шестилетнего возраста у большинства детей припоминание приобретает характер развернутого процесса: они стараютсяприпомнить. Запоминание приобретает произвольный характер чуть позже, чемприпоминание. Концентрация внимания и эффективность запоминания у детеймаксимальны с октября по январь, снижаются к марту, и минимальны летом. Восенне-зимний период у детей шести лет чувствительность вестибулярногоаппарата, пространственная ориентация и статическая координация выше, чемвесной и летом, причем девочки обгоняют по этим параметрам мальчиков во всепериоды года. К шести семи годам процесс произвольного запоминания можносчитать сформированным. В этот период впервые возникает система соподчиненныхмотивов, создающих единство личности, поэтому его следует считать периодомпервоначального фактического склада личности. Система соподчиненных мотивов начинаетуправлять поведением ребенка и определять его развитие.
Наряду сразвитием нервно-психической деятельности, в старшем дошкольном возрастепроисходят существенные изменения функциональных показателей, основными изкоторых являются частота сердечных сокращений (пульс), артериальное давление,ударный и минутный объём крови. С нарастанием двигательной активности,увеличением массы скелетной мускулатуры, совершенствуется нервная регуляциячастоты сердечных сокращений. По данным С.В. Хрущёва, учащение пульса у здорового ребенка происходит постепенно, причем у детей смалой активностью сохраняется склонность к тахикардии (ЧСС к шести-восьми годамравняется 118 ударам в минуту), у занимающихся спортом, напротив — кбрадикардии (ЧСС у них составляет к шести — восьми годам 78 ударов в минуту).Средняя частота ударов в норме в этом возрасте — 98 ударов в минуту. Для пульсадетей характерна аритмия, которая моделируется актом дыхания; на вдохе пульсучащается, на выдохе – ЧСС уменьшается. Артериальное давление (АД) у детейзависит от возраста, пола, биологической зрелости, величины ударного иминутного объемов крови, сопротивления сосудов, их эластичности и другихпоказателей. В возрасте трех — семи лет давление колеблется; максимальное — от80 до 110 мм.рт.ст., минимальное — 50 — 70 мм.рт.ст. У детей старшего дошкольноговозраста максимальное АД ориентировочно рассчитывается по формуле: 100 + П, гдеП — число лет, при этом допускаются колебания в 15 мм рт. cт [33].
Быстротаформирования и прочность навыков в основных видах движений обусловлена преждевсего уровнем развития физических качеств [21]. Так же установлено, что у незанимающихся физкультурой детей дошкольного возраста мера наследственныхвоздействий на показатели двигательных качеств так же высока, как и на величинутотальных размеров тела (длины и массы). Исследование, проведенное по той жепрограмме среди детей, систематически занимающихся физическими упражнениями,выявило низкую степень влияний на проявление двигательных качеств.
Такимобразом, педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в теснойзависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологическиеособенности детей и подростков, периоды развития, для которых характернанаибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периодыповышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма. Знаниефизиологии: ребёнка необходимо при физическом воспитании для определенияэффективных методов обучения двигательным действиям на уроках физическойкультуры, для разработки; методов формирования двигательных навыков, развитиядвигательных качеств, для определения физкультурно-оздоровительной работы [1].
1.2 Основныепонятия оздоровительной направленности физического воспитания дошкольников
Современное обществоотличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянносталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом дляребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровомобразе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, внастоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения,поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образежизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании иразвитии дошкольников.
В настоящее времяпроблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различныхобластей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н.Чумаков), психологии (О.С.Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд) ипедагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.).
Здоровый образ жизни — категория экобиосоциальная, интегрирующая биологические, социальные иэкологические представления о здоровье человека и его жизнедеятельности,поскольку физическое благополучие зависит не только от наследственности иколичества внимания к здоровью ребенка со стороны родителей и врачей, но и отвлияния экологических факторов, от степени гармонизации взаимоотношений ребенкас внешней социальной и экологической средой [2].
Формирование здоровогообраза жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие исоциализация ребенка происходит в определенной социальной среде, котораяявляется важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях Н.В.Бордовской, В.П.Озерова, СЮ. Толстовой, О.Л. Трещевой, С.О. Филипповойподчеркивается роль социума как среды формирования у детей определенного образажизни. Социальное направление в решении проблемы формирования здорового образажизни также прослеживается в работах В.П. Петленко и Н.Г.Веселова. Проблемеформирования здоровьесберегающей культуры работников ДОУ, педагогическогопроцесса посвящены труды С.В.Васильева, Г.К. Зайцева, Н.Б. Захаревич, Е.Е.Луниной.
Теоретические основыздоровьесберегающего сопровождения воспитательного процесса в ДОУ освещалисьО.Ю. Толстовой, где достижение результата основывается на гигиеническомвоспитании и обучении детей. Вопросы экологического воспитания, способствующегоосознанию взаимодействия человека и природы, зависимости человека от окружающейсреды, рассматривались А.Ф. Аменд, Е.Г. Кушниной, Л.И. Пономаревой,З.И.Тюмасевой, В.Г. Фокиной. Основой формирования здорового образа жизни, какотмечает З.И. Тюмасева, является экологическое воспитание и образование,поскольку здоровье, по ее мнению, является критерием взаимоотношений человека иприроды. Экологический аспект, по мнению ряда авторов (Е.Г. Кушнина, О.А.Овсянникова, Т.В. Поштарева), способствует раскрытию взаимосвязи среды иорганизма человека и закреплению в сознании ребенка ощущения своейнеразрывности с природой [2].
Интерес ученых кпоставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образжизни — процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенностиразвития государства и общественное мнение, экологическая обстановка,технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а такжесостояние и ориентация семейного воспитания.
Здоровье, поопределению ВОЗ, — это состояние полного физического, душевного и социальногоблагополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов [14, 10].
Здоровье человека иобщества в целом зависит от множества социальных, природных и биологическихфакторов [1-3, 7, 10]. Ученые утверждают, что здоровье народа на 50 — 55%определяется образом жизни (ОЖ), на 20-25% — экологическими, на 20% — биологическими (наследственными) факторами и на 10% — медициной [37, с. 10].
Здоровый образ жизниопределяется как образ жизни, направленный на формирование, сохранение иукрепление здоровья [26].
Формирование здоровогообраза жизни – это побуждение к включению в повседневную жизнь личностиразличных новых для нее форм поведения, полезных для здоровья; изменение, а тои вовсе отказ от вредных для здоровья привычек; овладение знаниями на основекоторых можно грамотно, безопасно и с пользой для здоровья начать вестиздоровый образ жизни, постепенно добиваясь, чтобы эти повседневные формыукрепления здоровья стали привычками [29].
«Здоровьеформирующиеобразовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, — это все тепсихолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены навоспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих егосохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности,мотивацию на ведение здорового образа жизни [29].
Под здоровьесберегающейобразовательной технологией Петров К. понимает систему, создающую максимальновозможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного,эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всехсубъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
1. Использование данныхмониторинга состояния здоровья учащихся,
проводимогомедицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализацииобразовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
2. Учет особенностейвозрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующейособенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся даннойвозрастной группы.
3. Созданиеблагоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализациитехнологии [26].
Использование разнообразныхвидов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение иповышение резервов здоровья, работоспособности. Большое значение в созданииблагоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровомобразе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота обукреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев,М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева идр.), — проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильноорганизованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большейстепени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формированиездоровья и здорового образа жизни. На образование, как социальный способобеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложенанадежда государственной политики по формированию индивидуальной культурыздорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основныхсоставляющих национальной культуры здорового образа жизни. Основныминаправлениями деятельности системы дошкольного образования в данной области являются:
— уточнение понятийногоаппарата: здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни;
— исследованиесостояния здоровья детей дошкольного возраста и определение основных группфакторов, оказывающих влияние на формирование здоровья ребенка;
— выявление иисследование проблем формирования культуры здорового образа жизни;
— создание теории ипрактики разработки и внедрения педагогических технологий, ориентированных насохранение, укрепление здоровья детей.
1.3 Педагогическаяорганизация оздоровительной направленности в физическом воспитании дошкольников
Физическоевоспитание дошкольников представляет собой образовательный процесс, афизкультурное занятие как основная форма физического воспитания детей — педагогическую систему с иерархической вертикалью основных компонентов. Такимиавторами, как Е.Г. Леви-Гориневская, А.И. Быкова, А.В. Кенеман, Т.И. Осокина,Д.В. Хухлаева, Е.И. Тимофеева, Ю.Ю. Рауцкис, Л.В. Карманова, Н.Н. Кильпио, Н.Г.Кожевникова, М.А. Васильева и другие, были теоретически обоснованы значение,содержание физкультурных занятий, отработаны вопросы методики проведениязанятий разных типов и форм. Все это легло в основу программ дошкольногообразования и обеспечило решение вопросов сохранения и укрепления здоровьядетей в соответствии с требованиями общества на определенном этапе егоразвития.
Концепциядошкольного воспитания (1989) определила приоритетным направлениемформирование, а не только сохранение и укрепление здоровья детей раннего идошкольного возраста. Анализ научно-методической литературы по физическомувоспитанию дошкольников, особенно последнего десятилетия, показывает, что насовременном этапе внедряются в систему дошкольного воспитания различныеинновационные программы и здоровьесберегающие технологии.
Воснову здоровьесберегающих технологий положены такие общеметодические принципы,определяющие основные положения, содержание, организационные формы и методывоспитательно — образовательного процесса в соответствии с общими целямиздоровьесберегающих технологий в ДОУ, как:
— принцип активности и сознательности — успех в работе мы определяем черезучастие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методови целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокойстепени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса. Оздоровительнаяработа предполагает формирование у дошкольника понимания, устойчивого интереса,осмысленного отношения, осознавая оздоровительное воздействие, ребенок учится самостоятельнои творчески решать задачи познавательного характера.
— принцип, систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающегои здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическуюработу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников,постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапахпедагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм,средств и методов работы;
— «Не навреди» — Это принцип является первоосновой в выбореоздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических иоздоровительных воздействий выбираются с учетом их безопасности для здоровья иразвития ребенка.
— доступности и индивидуализации – Оздоровительная работа в детскомсаду строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.Создаются индивидуальные оздоровительные программы, учитывающие особенностиздоровья и развития ребенка. Процесс же сопровождения мы рассматриваем каксовокупность последовательных действий, обеспечивающий развитие здоровойличности ребенка.
— системного подхода – оздоровительная направленностьобразовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченныхкомпонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезныйрезультат – оздоровление субъектов образовательного процесса (из теориифункциональных систем П.К. Анохина).
— оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессевоспитания и обучения. Стремимся к тому, чтобы оздоровительную направленностьимели не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организацияобразовательного процесса в детском саду.
— комплексного междисциплинарного подхода. Работа учитывает теснуюсвязь между медицинским персоналом ДОУ и педагогическим коллективом, а такжеотсутствие строгой предметности.
Управлениездоровьеориентированной в процессе физического воспитания деятельностью вдетском саду выстраивается на принципах:
— личностно-ориентированной направленности педагогического подходак оздоровлению определяется нами в том, что ребенок одновременно субъект и объектдеятельности по здоровьесбережению, то же самое мы можем сказать и о другихсубъектах образовательного процесса;
— профессионального сотрудничества и сотворчества, обеспечивается обязательноепрофессиональное взаимодействие воспитателя и специалистов в процессеорганизации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего педагогическогопроцесса, а также тесное сотрудничество с семьей ребенка в контекстездоровьесбережения и здоровьеобогащения;
— синкретичности — объединение разнообразных методовздоровьесбережения и здоровьеобогащения в условиях педагогической технологии, атакже объединение различных способов детской деятельности, позволяющих ребенкунаиболее полно и самостоятельно проявлять себя, получая удовлетворение отпознания и реализации своих возможностей, испытывая эмоциональный комфорт [37].
Базовымикритериями физического здоровья являются:
1)состояние сердечно-сосудистой системы;
2)состояние иммунной системы;
3)способность организма усваивать кислород воздуха.
Показателидеятельности этих систем имеют прямое отношение не только к здоровью человека,от них напрямую зависит его жизнь.
Кчислу основных критериев здоровья принято относить:
1)состояние опорно-двигательного аппарата;
2)состояние нервной системы;
3)состояние пищеварительной системы.
Критериипсихического здоровья
1)способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков,
2)целеустремленность, активность,
3)критический подход к обстоятельствам жизни,
4)чувство юмора, доброжелательность, способность к адекватной самооценке,
7)самообладание и способность радоваться
Критериисоциального здоровья (по А. Элиссу)
1.наличие интереса к самому себе;
2.самоконтроль;
3.умение общаться со сверстниками;
4.эмпатия [37].
Вформировании здорового образа жизни многое зависит от знаний и умений родителейи педагогов. Очень важен личный пример педагога, ведь дети очень наблюдательныи склоны к подражанию взрослым. Процесс становления физической культурыличности характеризуется отношением к данному явлению, поэтому формированиезнаний о физической культуре – это, прежде всего, воспитание отношения к ней.Для успеха в учебно-воспитательном процессе значимо то отношение, котороескладывается исходя из внутренних потребностей, мотивов в процессе освоениязнаний, умений и навыков, ценностей [28].
Формированиездорового образа жизни может иметь активный, управляемый характер в случае,если обеспечена его исходная диагностика, создаются условия для удовлетворениямотивов деятельности детей, реализация мотивов и ценностей детей получаетэмоциональное подкрепление, ребенок осознает его субъективное положение в образовательнойдеятельности [28].
На современном этапе измененияв содержании занятий физическими упражнениями с детьми дошкольного возрастапроисходят в нескольких направлениях: в традиционные занятия включаются новыепедагогические технологии, используется новое, нестандартное оборудование, апроцесс физического совершенствования детей становится личностноориентированным.
Педагогическиетехнологии в области физической культуры представляют собой воплощение идеиконкретного физического совершенствования отдельных сторон личности ребенка ипредполагают использование ограниченного круга средств и методов.Педагогические технологии могут использоваться на физкультурных занятиях вдошкольном учреждении для решения частных задач.
При разработке методикиих использования, пути усложнения и системы контроля конечного результатапедагогические технологии, как правило, становятся программами дополнительногообразования, которые способствуют обогащению двигательного опыта ребенка, нотем не менее не могут заменить традиционных физкультурных занятий,обеспечивающих гармоничное физическое развитие дошкольников.
Вся система физическоговоспитания должна быть направлена на то, чтобы наряду с решениемоздоровительных задач решать и чрезвычайно важные задачи формирования знанийдошкольников в области физической культуры и ЗОЖ.
Дети старшегодошкольного возраста могут усвоить необходимые знания о физической культуре,понимать значение физических упражнений, знать гигиенические правила занятий иуметь их применять. Усвоение данных теоретических сведений помогаетсознательному отношению детей к физкультурным занятиям и самостоятельномуиспользованию физических упражнений [24].
Вся система физическоговоспитания в дошкольном учреждении должна быть прежде всего ориентирована на развитиеи совершенствование сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной системорганизма. Основным же средством этого развития являются движения [25].
Суть оздоровительныхфизических упражнений заключается в наращивании резервных мощностей организма.Поэтому крайне важно правильно планировать физические нагрузки, как в течениенедели, так и в течение месяца. В основе этого планирования лежатфизиологические закономерности восстановительных процессов. После любоймышечной деятельности вначале наблюдается фаза понижения работоспособности, азатем достижение исходной и выше исходной. Этот момент наиболее благоприятендля повторной физической нагрузки. В соответствии с этим выстраиваютсямикроциклы (недельные нагрузки) и макроциклы (нагрузки в течение месяца) физкультурнойдеятельности.
Основным принципомпостроения недельного цикла является чередование больших, средних и малыхтренировочных нагрузок. Это обеспечивает лучший оздоровительный эффект и лучшеевосстановление. Нагрузки чередуются не только по объему, но и по интенсивности.Характер чередования нагрузок по интенсивности отражает общий принциппроведения занятий оздоровительной направленности. Это означает, что на одномзанятии нагрузка дается преимущественно на какую-то одну систему (системы),тогда как другие в это время отдыхают. Это увеличивает сроки отдыха тех систем,которые были нагружены на предыдущем занятии, и способствует их более быстромувосстановлению. Так, например, нагрузка аэробного характера, направленная наразвитие общей выносливости (так называемые «занятия-тренировки»),сопровождается большими энергозатратами с обеднением углеводных ресурсов,которые восстанавливаются не раньше, чем через неделю. Однако уже через 48часов может быть проведено занятие смешанного характера при средней частотесердечных сокращений для детей 5—6 лет, например, 140—150 ударов в минуту созначительно меньшим расходом энергии [25].
Двигательные нагрузкина физкультурном занятии должны быть строго дозированы по частоте сердечныхсокращений (ЧСС). В качестве основного принципа их организации должен бытьпровозглашен лозунг «Только аэробика!». Это означает, что занятие должно бытьполностью аэробным, со стопроцентным обеспечением организма кислородом.Образование кислородной задолженности при физических упражнениях у детейнедопустимо: оно может привести к опасным последствиям для растущего организма.
После интенсивных илидлительных движений (например, комплекс общеразвивающих упражнений) в занятиидолжны быть предусмотрены паузы для возвращения пульса детей к исходномусостоянию. И только после того, как пульс вернется к норме, можно предложитьдетям следующий вид упражнений. Это предотвратит опасность работы организма ванаэробном режиме.
Две трети движений,составляющих содержание оздоровительного физкультурного занятия, должны бытьциклического характера, поскольку именно они «тренируют» сердечно-сосудистуюсистему. Предпочтительнее всего такие движения, как ходьба и бег, так как дляих организации особых условий не требуется. При наличии в дошкольном учреждениибассейна, велотрека, лыжни его возможности в укреплении здоровья детейсущественно обогащаются [11].
Органичной частьюсодержания оздоровительного физкультурного занятия должны стать закаливающиепроцедуры. Во время такого занятия дети должны принимать воздушные ванны,ходить босиком по мокрым дорожкам и т.п., в зависимости от возможностейдошкольного учреждения и рекомендаций врача. Но в любом случае физкультурныезанятия должны заканчиваться водными процедурами. Дети могут обтереться влажнымполотенцем, обмыть под краном лицо, верхнюю часть груди, конечности, принятьдуш. Не имеет значения, теплая будет вода или холодная. Важно смыть испарину,которая при правильно подобранных нагрузках обязательно выступит на теле. Делов том, что во время активных движений через кожные поры выбрасывается наружубольшое количество вредных для организма веществ. Организм как бы выталкиваетих наружу. Но через несколько минут начинается процесс обратного всасывания.Вот именно поэтому и нужны водные процедуры, чтобы не дать вредным веществам«вернуться» в организм ребенка.
В содержаниеоздоровительного физкультурного занятия включаются специальные упражнения,обучающие детей правильно дышать или рекомендованные врачом комплексы лечебныхдыхательных упражнений. Важно научить детей основным способам дыхания:свободному (без фиксации вдоха и выдоха), регулированному (с фиксацией вдоха ивыдоха), поверхностному (носиком, как собачки), грудному дыханию, дыханиюживотом, смешанному, задержке дыхания [25].
Упражнения, развивающиекоординационные механизмы нервной системы, способствующие психомоторномуразвитию детей, являются обязательным компонентом оздоровительногофизкультурного занятия. К ним относятся упражнения на координацию движений,упражнения в метании, равновесии, прыжки по воображаемой прямой и др.
В определенный моментзанятия дети должны получить эмоциональную разрядку. Для этого нужно рассмешитьих, поднять им настроение. Дети всегда ведут себя шумно во время подвижных игр,кричат, радуются свободе движений. Но при этом они эмоционально заряжаются, аследовательно, испытывают (иногда большое) напряжение. Например, они волнуются,что будут пойманными «хитрой лисой». Поэтому требуется создавать ситуации,способствующие эмоциональной разрядке, но снижающие двигательную активностьдетей. Такую эмоциональную разрядку дети могут получить, например, во времясвободной двигательной деятельности детей на физкультурном занятии. Отличнойэмоциональной разрядкой являются специальные оздоровительные игры.Эмоциональная разрядка позволяет детям сбросить накопившееся физическое ипсихическое напряжение. Кроме того, исследованиями установлено, что во времяэмоциональной разрядки повышается способность организма к усвоению кислорода.Другими словами, эмоциональная разрядка дает двойной оздоровительный эффект [25].
Глава 2.Экспериментальноеисследование осуществления оздоровительнойнаправленности в физическом воспитании дошкольников
2.1 Описание методикиисследования
Анализнаучной, методической литературы, программ физического воспитания дошкольников,изучение существующей системы физического воспитания в дошкольныхобразовательных учреждениях позволили определить структуру организацииэкспериментальной работы и подобрать наиболее результативные методы,позволяющие в полном объеме раскрыть суть исследования.
В соответствии с цельюи задачами для подтверждения гипотезы исследования нами была проведенаследующая опытно-экспериментальная работа.
Цель:выявитьместо физической культуры и компонентов здорового образа жизни в жизни дошкольникаи его семьи.
Всоответствии с этой целью ставились следующие задачи:
· изучитьсформированность знаний об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима,гигиенических процедур, двигательной активности) и эмоционально-положительноеотношение к данным элементам, а также умение реализовывать их в поведении идеятельности (методика С. В. Гурьева);
· изучитьотношение родителей к физической культуре и воспитанию детей в контекстездорового образа жизни с помощью проективной методики методики «Незаконченныепредложения» А. Б.Орлова;
· исследоватьместонахождение ценностей здоровья в иерархии ценностей родителей дошкольников,посредствам методики «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Опытно-экспериментальнаяработа проводилась на базе МДОУ № 21 г. Новоалтайска. В исследуемую группувошли 20 старших дошкольников, а также их родители в количестве 20 человек.
Для исследованияместонахождения ценностей здоровья в иерархии ценностей родителей дошкольников,как уже отмечалось, была использована методика оценки ценностей личности М.Рокича. По степени значимости ценности нами были распределены в зависимости отсвоего бального веса. При этом средний балл определялся традиционным путемделения всех оценок предложенной ценности на число испытуемых в группе. Ценности,организованные соответственно полученным ими значениям, образовали иерархическиеструктуры терминальных ценностей (Т-ценностей). Высший ранг присваивалсяценности, набравшей наибольший средний балл, а низший – ценности набравшейсоответственно наименьший средний балл.
Родителям дошкольников былпредъявлен список ценностей на листе бумаги в алфавитном порядке. Для упрощенияпроцедуры оценки ранжирование было заменено на оценку по 5-бальной шкале. В спискеиспытуемый оценивает каждую ценность по 5-бальной системе.
С целью изучения сформированностизнаний об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиеническихпроцедур, двигательной активности) и эмоционально-положительное отношение кданным элементам, а также умение реализовывать их в поведении и деятельностибыла использована методика С. В. Гурьева, состоящая из опросника для дошкольникови листа наблюдения за поведением дошкольников.
Критерии оценки по анкетеследующие:
3 балла – ребёнок знаетответы на вопросы, отвечает самостоятельно и правильно;
2 балла – воспитательоказывает помощь, задаёт дополнительные вопросы, у ребенка не точносформированы представления о компонентах здорового образа жизни;
1 балл – ребёнок молчитили отвечает неправильно, у него не сформированы представления о компонентахздорового образа жизни.
Критерии оценки полисту наблюдения:
3 балла – выполняет судовольствием, самостоятельно;
2 балла – помощьвзрослого, напоминание;
1 балл – не хочетвыполнять.
Для диагностики уровнясформированности знаний об элементах здорового образа жизни С. В. Гурьевым быливыработаны показатели сформированности здорового образа жизни у старшихдошкольников:
1.Представления обокружающей среде.
2.Представления ометодах сохранения и укрепления своего здоровья.
3.Знание основныхтерминов физической культуры.
4.Знание строениясвоего тела, назначения внутренних органов.
5.Знание того, чтополезно и что вредно для организма.
6.Умение самостоятельнопроводить утреннюю гимнастику.
7.Умение применятьтеоретические знания о здоровом образе жизни в повседневной деятельности.
8.Умение соблюдатьтехнику безопасности на занятиях по физической культуре и в повседневной жизни.
В целях диагностики С.В. Гурьевым были разработаны следующие условные уровни сформированности знанияоснов здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста:
1. Достаточный (баллы поанкете 27-19, по листу наблюдения от 18 до 13). Дети имеют полное представлениеоб окружающем мире, умеют отражать связь между его объектами, обобщать,дифференцировать, сравнивать, используют ранее полученные знания, правильновыполняют задания. Этот уровень характеризуется также наличием достаточно полных,точных, обобщенных и осознанных знаний о здоровом образе жизни; умениемсамостоятельно, полно анализировать жизненную ситуацию, выделять еесущественные признаки и выдвигать на этой основе адекватную задачу в своейдеятельности, при этом данная операция протекает иногда в свернутом, умственномплане. Дети умеют планировать свою деятельность. Ответы детей на вопросы,связанные со здоровым образом жизни, четкие, ясные, полные, аргументированные.
2. Необходимый (баллы поанкете 18-8, по листу наблюдения от 12 до 7). Дети имеют неполное, нодостаточное представление об окружающем мире, умеют использовать знания,которые были получены самостоятельно, допускают несущественные ошибки инеточности при выполнении заданий на сравнение, анализ, прогнозирование. Детизатрудняются при самостоятельном решении проблемных заданий касающихсяорганизации здорового образа жизни и нередко нуждаются в помощи воспитателя.Планировать порядок работы, мотивировать свои суждения и действия они не умеют,хотя и выполняют работу в логической последовательности, уверенно,самостоятельно. В ряде действий ими допускаются неточности, но некоторые издействий при этом выполняются достаточно рационально. Ответы на вопросы,связанные со здоровым образом жизни, у таких детей недостаточно развернутые ислабо аргументированные.
3. Недостаточный (баллыпо анкете 1-7, листу наблюдения от 6 до 1). Дети имеют неполное представлениеоб окружающем мире, затрудняются использовать знания, которые были полученысамостоятельно, нуждаются в постоянной помощи воспитателя при решениипроблемных задач и даже при наличии помощи не могут правильно решить их,сделать выводы, слабо владеют приемами интеллектуальной работы. Не умеютдифференцировать свою деятельность в плане выбора способов действия,затрудняются при выборе средств для решения той или иной задачи. Ответы навопросы, связанные со здоровым образом жизни, у таких детей неразвернутые,слабые, неуверенные и неаргументированные.
Изучение отношения родителей кздоровому образу жизни их семьи производилось также с помощьюпроективной методики «Незаконченные предложения» А. Б.Орлова. Проективные методики обладают значительными возможностями в исследованиииндивидуальности личности; позволяют, опосредованно моделируя некие жизненныеситуации и отношения, исследовать личностные образования, выступающие прямо илив виде различных установок, такие как «значащие переживания», «смыслы личностные»и другие, в коих тоже проявляется пристрастность личностного отражения психического.
«Незаконченные предложения» — методика из ряда конститутивных техник. Входящие в эту категорию методики,характеризуются ситуацией, в которой от испытуемого требуется создание некойструктуры из неструктурированного материала, то есть предлагается какой-либоаморфный материал, которому необходимо придать смысл. Незаконченные предложения— весьма популярная методика, применяемая в самых разнообразных исследованиях.Она может иметь некоторые интерпретации, например, респонденту предлагаетсясамому дописать предложение или выбрать из нескольких предложенных вариантов.
Врамках проведения методики каждому родителю было предложено закончить по трипредложения: «Здоровая семья – это…». Родители были предупреждены о том,что их ответы не должны уходить от основной темы. Полученные ответы вдальнейшем при качественной обработке будут разделены на группы по основнойтематике.
2.2Анализ результатов экспериментального исследования
В соответствии споставленными задачами в ходе опытно-экспериментальной работы были полученыданные, в процессе математической обработки и анализа которых гипотезаисследования может быть подтверждена или опровергнута.
Дляисследования местонахождения ценностей здоровья в иерархии ценностей группы родителейна этапе эксперимента была использована методика оценки ценностей личности М. Рокича(Таблица 1).
Таблица1 Средние показатели по методике ценностных ориентаций М. Рокича Показатели среднее значение в баллах Т – ценности женщины Мужчины «здоровье» 4,77 4, 86 «наличие хороших и верных друзей» 4,62 4,61 «интересная работа» 4,55 4,55 «счастливая семейная жизнь» 4,43 4,36 «свобода, самостоятельность» 4,37 4,34 «жизненная мудрость» 4, 15 4,29 «возможность расширения кругозора» 4,10 4,26 «развитие, работа над собой» 4,05 4,21 «любовь» 4,01 4,01 «переживание прекрасного в природе и искусстве» 3,50 3,64 «возможность творческой деятельности» 3,77 3,62 «продуктивная жизнь» 4,12 – «активная деятельная жизнь» 4,13 –
Болееподробно остановимся на описании Т – ценностей. Для мужчин высшие баллы средиТ-ценностей получили «здоровье» (4, 86), «наличие хороших и верных друзей»(4,61), «интересная работа» (4,55). Середину иерархии (ранги с 8-го по 13-ый)ценностей у мужчин заняли такие из них, как «счастливая семейная жизнь» (4,36),«свобода, самостоятельность» (4,34), «жизненная мудрость» (4,29), «возможностьрасширения кругозора» (4,26), «развитие, работа над собой» (4,21), «любовь»(4,01). Замыкают иерархию Т-ценностей «переживание прекрасного в природе иискусстве» (3,64) и «возможность творческой деятельности» (3,62).
Виерархии Т-ценностей женщин ценность «здоровье», «наличие хороших и верныхдрузей» также занимает первое место (4,77). Следующим в иерархии по значимостипоставлены «счастливая семейная жизнь» (4,43) и «любовь» (4,62). В серединеиерархии так же как и у мужчин расположились «свобода, самостоятельность»(4,37), «активная деятельная жизнь» (4,13), «продуктивная жизнь» (4,12), «возможностьрасширения своего кругозора» (4,10), «развлечение» (4,08), «развитие, работанад собой» (4,05), Замыкают список (ранги 16 -18) – «возможность творческойдеятельности» (3,77), «общественное признание» (3,74) и «переживаниепрекрасного в природе и искусстве» (3,50).
Результаты даннойметодики наглядно показывают достаточно высокий рейтинг ценностей здоровья средиисследуемых родителей дошкольников. Полученные данные свидетельствуют об особенностяхсформированности мотивационно-потребностной сферы родителей, их внутреннейпозиции относительно здорового образа жизни семьи.
С целью изучения сформированностизнаний об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиеническихпроцедур, двигательной активности) и эмоционально-положительное отношение кданным элементам, а также умение реализовывать их в поведении и деятельностибыла использована методика С. В. Гурьева, состоящая из анкеты для дошкольникови листа наблюдения за дошкольниками. Результаты опроса дошкольников представленыв Таблице 2.
Таблица2 Результаты диагностики знаний дошкольников о здоровом образе жизни№ испытуемого 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Баллы
Вопросы 18 19 16 11 14 13 20 11 24 14 16 20 24 16 11 20 14 11 19 16 1. Что человеку нужно делать, чтобы быть здоровым? 2 3 2 2 2 1 2 3 2 2 2 3 2 2 2 2 2 3 2 2. Каких помощников здоровья ты знаешь? 3 2 3 1 2 2 2 1 3 2 3 2 3 3 1 2 2 1 2 3 3. Какое закаливание тебе нравится? И почему? 2 2 3 1 2 2 2 1 3 2 3 2 3 3 1 2 2 1 2 3 4. Как нужно ухаживать за своим телом? 2 2 2 1 2 2 3 1 3 2 2 3 3 2 1 3 2 1 2 2 5. Что такое витамины? И где они живут? 2 3 2 2 2 2 3 2 3 2 2 3 3 2 2 3 2 2 3 2 6. Как надо одеваться в разное время года, чтобы не болеть? 3 2 1 2 1 2 3 2 3 1 1 3 3 1 2 3 1 2 2 1 7. Почему необходимо делать зарядку? 2 2 2 1 2 1 2 1 3 2 2 2 3 2 1 2 2 1 2 2
По результатаманкетирования дошкольников в контексте представлений о здорово образе жизниследует отметить, что у 35% дошкольников отмечается достаточный уровень, у 65%отмечается необходимый уровень и недостаточный уровень не отмечен.
Результаты наблюденияза дошкольниками представлены в Таблице 3.
Таблица3 Результаты наблюдения за дошкольниками в аспекте здорового образа жизни № испытуемого 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 7 18 19 20
Уровень, баллы
Вопросы
Д
14
Н
12
Н
12
Н
9
Н
8
Д
15
Н
8
Д
16
Н
10
Д
15
Н
12
НН
12
нН
6
НН
1
3
НН
8
8
Д
14
Д
18
Д
18
Д
17
нН
6 1. Моет руки и лицо 3 3 3 2 1 2 2 3 2 2 3 2 1 3 2 3 3 3 3 1 2. Делает зарядку 2 2 2 1 1 2 2 3 2 2 2 2 1 2 2 2 3 3 2 1 3. Чистит зубы 2 2 2 1 2 3 1 2 1 3 2 2 1 2 1 2 3 3 3 1 4.Моет ноги 3 2 2 2 1 3 1 2 1 3 2 2 1 2 1 3 3 3 1 5. Полощет рот 2 1 1 2 1 3 1 3 2 3 1 2 1 2 1 2 3 3 3 1 6. Выход на прогулку 2 2 2 1 2 2 1 3 2 2 2 2 1 2 1 2 3 3 3 1
Таким образом, порезультатам наблюдения за осуществлением дошкольниками соблюдения режима,гигиенических процедур, двигательной активности следует отметить, что у 40%дошкольников отмечается достаточный уровень, у 50% отмечается необходимыйуровень и у 10% отмечается недостаточный уровень.
Расположение данныхколичественных показателей по методике С. В. Гурьева зависит в первую очередьот возрастных особенностей подготовленности дошкольников (старшие дошкольникидолжны выполнять нормы программы воспитания и образования) и свидетельствует онеобходимом уровне проведения мероприятий воспитателями по физическомувоспитанию в контексте здорового образа жизни.
Изучение отношения родителей кздоровому образу жизни и их семьи, как уже отмечалось, производилосьтакже с помощью проективной методики «Незаконченные предложения» А. Б.Орлова.
Вариантызаконченных предложений родителей были разделены на шесть групп (условно):
1) Здоровая семья — обязательно счастливая семья;
2) Здороваясемья — э это семья, вкоторой царит любовь и взаимопонимание, здоровый психологический климат,духовная культура;
3) Здороваясемья – будет, если родители будут заниматься физкультурой, то и дети невольнобудут вовлечены в занятия физкультурой и спортом, будут вести здоровый образжизни;
4) Здороваясемья — это семья, где сильна родительская позиция, есть ясные семейные правила;
5) Здороваясемья — это полная семья, с теплым семейным климатом, с редкими конфликтамивзаимопониманием и поддержкой;
6) Здороваясемья — это многодетная семья, радость общения с детьми. Результаты даннойметодики отражены в Таблице 4.
Таблица 4 Здоровьесемьи глазами родителей дошкольниковПризнаки здоровой семьи Ранг Средний коэффициент Счастье, уважение и любовь супругов 1-2 25 % Активная позиция родителей в отношении здорового образа жизни 1-2 25 % Сильна родительская позиция, ясные семейные правила 3 20 % Теплый семейный климат 4 15 % Взаимопонимание и поддержка 5 10 % Радость общения с детьми 6 5 %
Проведенноеранжирование и выведение среднего коэффициента между ответами родителей выявилоочередность признаков (по мнению родителей дошкольников) здоровой семьи:
— 1 — 2 место, коэффициент 25 % — счастье, уважение и любовь супругов, активнаяпозиция родителей в отношении здорового образа жизни
— 3место, коэффициент 20 % — сильна родительская позиция, ясные семейные правила;
— 4место, коэффициент 15 % — теплый семейный климат;
— 5место, коэффициент 10 % — взаимопонимание и поддержка;
— 6место, коэффициент 5 % — радость общения с детьми.
Порезультатам данной методики можно сделать вывод о том, что для родителейдошкольников в первую очередь здоровая семья состоит из взаимопонимания илюбви, активная позиция родителей в воспитании здорового ребенка. При этомматериальное благополучие как обязательный элемент здоровой семьи родителями нерассматривается. Таким образом, в вопросе физического воспитания ребенка вконтексте здорового образа жизни на первое место выходит активная родительскаяпозиция в сочетании с правильно организованным образовательным процессом в ДОУ.
Заключение
Здоровье подрастающегопоколения – это первоэлемент к любому дальнейшему развитию здорового общества.Поэтому основная задача дошкольного образования – уделять внимание физическому,психическому и социальному здоровью, которое служит фундаментом дляинтеллектуальной и творческой надстройки личности. При этом в физическомвоспитании дошкольников в контексте здорового образа жизни семья и детский сад– это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это тасреда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни вобществе. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и ихродителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, котороедолжны поддерживать и детский сад и семья.
В заключении подведеныобщие итоги и сформулированы основные выводы исследования.
1. Результатыметодики ценностных ориентаций М. Рокича наглядно показывают достаточно высокийрейтинг ценностей здоровья среди исследуемых родителей дошкольников. При этомценности здоровья достаточно значимы и для мужчин и для женщин. Полученныеданные свидетельствуют об особенностях сформированностимотивационно-потребностной сферы родителей, их внутренней позиции относительноздорового образа жизни семьи и возможной перспективы успешной работы сродителями со стороны ДОУ.
2. Расположениеданных количественных показателей по методике С. В. Гурьева, диагностирующей знанияоб элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур,двигательной активности) и эмоционально-положительное отношение к даннымэлементам, а также умение реализовывать их в поведении и деятельности зависит впервую очередь от возрастных особенностей подготовленности дошкольников(старшие дошкольники должны выполнять нормы программы воспитания и образования)и свидетельствует о необходимом уровне проведения мероприятий воспитателями пофизическому воспитанию в контексте здорового образа жизни.
3. По результатам методики незаконченных предложений «Здоровье семь глазами родителей дошкольников» можно сделатьвывод о том, что для родителей дошкольников в первую очередь здоровая семьясостоит из взаимопонимания и любви, активная позиция родителей в воспитанииздорового ребенка. При этом материальное благополучие как обязательный элементздоровой семьи родителями не рассматривается. Таким образом, в вопросефизического воспитания ребенка в контексте здорового образа жизни на первоеместо выходит активная родительская позиция в сочетании с правильноорганизованным образовательным процессом в ДОУ.
Списоклитературы
1. АмосовН.М. Раздумья о здоровье. Кемерово, 1981, 198 с.
2. Антонов,Ю.Е., Кузнецова, М.Н., Саулина, Т.Ф. Здоровый дошкольник.Социально-оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей ипедагогических работников. — М.: Аркти, 2000.
3. АндреенкоЛ.И. Двигательные возможности детей и подростков // Проблемы возрастнойфизиологии. – М, 1976. – С.6-8
4. БогинаТ.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. –М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 112 с.
5. Богданов Т.П. Физическая нагрузка при развитии выносливости ибыстроты в беге // Физкультура в школе. – 1977. — № 8. – С.15-20
6. Бальсевич В.Х.Физическая культура для всех и каждого. – М.:Физкультура и спорт. – 1988. – 208 с.
7. БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение. – 1969,230 с.
8. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу,выносливость. – М.: Просвещение, 1986. – 91 с.
9. ВенгерЛ.А., Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольников // Дошкольное воспитание. –1974. — №1. – С.39-42
10. Велитченко,В.К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие. — М.:Терра-Спорт, 2000.
11. Доронина,М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста /М.А. Доронина//Дошкольная педагогика. – 2007. — №4. – С.10-14.
12. ДороноваТ.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогическойкультуры родителей// Дошкольное воспитание. 2004. № 1. — С. 63.
13. ДавыдоваО.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду:Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
14. ДмитриевА. А. Оздоровление учащихся средствами физической культуры. Красноярск, 1990.81с.
15. ЕвдокимоваЕ.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера,2005. – 96 с.
16. ЗвереваО.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ:
Методичекийаспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
17. КозловС.А., Куликов а Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2001. – 416 с.
18. КенеманА.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольноговозраста. – М.: Просвещение, 1985. – 271 с.
19. КостыговаТ.М. Самый лучший отдых. – СПб.: Лениздат, 1997. – 63 с.
20. КуликоваТ.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Академия, 1999. – 232 с.
21. Лазарев М.Л.Здравствуй! Программа физического развития детей дошкольного возраста. –Академия здоровья, 1997. – 372 с.
22. Леви-ГориневскаяЕ. Г. Развитие основных движений у детей дошкольного возраста. – М, 1955. – 167с.
23. МихайловВ.В. Как вырастить здорового ребенка. – С.: Медицина, 1991. – 214 с.
24. НовиковаИ.М.: Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.:Мозаика-Синтез,2009. – 92 с.
25. НикитюкБ.А. Роль социальных и гигиенических факторов в формировании двигательнойактивности // Гигиенические основы физического воспитания детей и подростков. –Таллин, 1975. – С.124-125
26. ПетровК. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитаниешкольников.-2005.-№2.-С.19-22.
27. Работадошкольного образовательного учреждения с семьей (по материалам проекта«Лаборатория ранней диагностики, прогноза и предупреждения тяжелых речевыхрасстройств») /Авт.-сост. И.А. Дядюнова. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 32 с.
28. Рунова М.А.Дошкольное учреждение: режим оптимизации двигательной активности // Дошкольноевоспитание. – 1998. — № 3. – С.81-86
29. СмирновН.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М.:АПК и ПРО,2002.-121с.
30. СмирновН.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья вшколе/Н.К.Смирнов. — М.АРКТИ,2003.-270с.
31. СтуденикинМ.Я. Книга о здоровье детей. – М.: Медицина, 1986. – 240 с.
32. Усов И.Н.Здоровый ребенок. Справочник педиатра. – Мн.: Бларусь, 1984. – 207 с.
33. Фарфель B.C. Признакиутомления во время напряженной мышечной работы // Физтология труда. – М., 1973
34. Хрущёв С.В.Физическая культура ребенка от 1 до 3 лет. – М.: Физкультура и спорт, 1984. -31с.
35. ХухлаеваД.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М.:Просвещение, 1984. – 287 с.
36. Черевков М.А. Обучение бегу, прыжкам в 1-х классах. – М.: Просвещение, 1987.– 155 с.
37. ЧумаковБ.Н. Валеология: Учеб. пос. М., 1999.