Учет расчетов по налогу на прибыль нераспределенной прибыли и анализ прибыли и рентабельности на

–PAGE_BREAK–Финансовый результат – важнейший показатель деятельности хозяйствующего субъекта,  отражающий изменение стоимости собственного капитала предприятия за отчетный период в результате производственно-коммерческой деятельности.
Если финансовые результаты в отчетном периоде положительны (прибыль), то происходит приращение собственного капитала, если получен убыток от хозяйственной деятельности, происходит уменьшение собственного капитала предприятия.
В бухгалтерском учете результат хозяйственной деятельности выявляет путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков (потерь), полученных от различных видов деятельности  за отчетный период.
1.2 Формирование прибыли на предприятии
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.
На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности.
На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.
Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Если выручка равна себестоимости, то  возмещены лишь затраты на производство и реализацию продукции. То есть реализация состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.
В условиях рыночных отношений основа экономического развития организации – прибыль, важнейший показатель эффективности работы организации, источник его жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства организации.
За счет прибыли выполняются обязательства организации перед бюджетом, банками, другими организациями.
Финансовый результат – это итог хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.
Финансовый результат может выражаться в форме прибыли (превышения доходов над расходами) или в форме убытка (превышения расходов над доходами).
Прибыль обеспечивает предприятию возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия, на основе налога на прибыль обеспечивается формирование бюджетных доходов. Поэтому прибыль является конечным результатом деятельности предприятия. Можно произвести большой объем продукции, однако если она не будет реализована по цене, не обеспечившей получение прибыли, то предприятие окажется в тяжелом финансовом положении. Следовательно, одна из важнейших составных частей финансового анализа – анализ формирования прибыли.
Схема формирования конечного финансового результата деятельности организации представлена на рисунке 1.1.
 

Рис. 1.1  Структурно-логическая модель формирования прибыли.
Прибыль от реализации продукции представляет собой разность между суммой выручки от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и величиной затрат на производство и реализацию продукции, услуг, работ, включаемых в себестоимость(разность между суммой валовой прибыли и постоянными расходами отчетного периода).
Валовая прибыль (маржинальная прибыль) – это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции.
Результат от реализации продукции (работ, услуг) определяется  как разница между выручкой от реализации (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов) и затратами на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и представляется следующим расчетом:
Рр = В – С – К – У,      (1.1)
где В – выручка  (нетто) от  реализации  товаров, продукции, работ, услуг
 (за минусом НДС, акцизов и других обязательных платежей),
С – себестоимость от реализации товаров, продукции, работ, услуг,
К – коммерческие расходы,
У – управленческие расходы.
Сумма выручки (нетто) от обычного вида деятельности, отражается в типовой форме № 2 Отчета о прибылях и убытках по строке 010 за отчетный период. Выручка отражается вычетом НДС, поскольку такие поступления  не считаются доходами.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию.
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг отражается по строке 020 Отчета о прибылях и убытках. По этой строке фиксируется сумма расходов по обычным видам деятельности за отчетный период. Сюда включают затраты, по производству и продаже продукции, покупке и перепродаже товаров, оказанию услуг, выполненным работам.
Поскольку себестоимость проданных товаров (работ, услуг) вычитают из доходов по обычным видам деятельности, ее показывают в круглых скобках.
Валовая прибыль отражается по строке 029. Валовая прибыль определяется как разницу между выручкой, показанной по строке 010, и себестоимостью, отраженной в строке 020.
Коммерческие расходы  фиксируется по строке 030 Отчета. Отражаются затраты, связанные со сбытом товаров, продукции, то есть расходы на хранение, доставку, упаковку, рекламу.
Управленческие расходы отражаются по строке 040. По этой фиксируется сумма управленческих расходов по предприятию. В этой строке отражают общехозяйственные расходы организации, то есть расходы на оплату труда управленческого персонала, ЕСН с этих выплат, амортизацию основных средств, используемых для управленческих нужд, и т.д. Данные расхода накапливаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы».
Финансовый результат (прибыль или убыток) от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг отражается по строке 050. Получить его можно, если из выручки от продаж (строка 010) вычесть себестоимость проданных товаров (строка 020), коммерческие (строка 030) и управленческие (строка 040) расходы.
Балансовая (общая) прибыль включает финансовые результаты от реализации продукции, работ, услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности.
Формализованный расчет балансовой прибыли может быть представлен следующим образом:
Пб = Пр + ПД – ПР              (1.2)
где Пб – балансовая прибыль или убыток;
Пр – прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг;
ПД – прочие доходы;
ПР – прочие расходы.
Прибыль (убыток) от прочей реализации определяется как разность между рыночной ценой за проданные имущество, материальные ценности принадлежащие предприятию, и их первоначальной или остаточной стоимостью.
Налогооблагаемая прибыль – это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на  доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу в соответствии с налоговым законодательством.
Отложенные налоговые активы отражаются по строке 141. Если расходы в бухгалтерском учете признаются раньше, а доходы позже, чем в налоговом, то у фирмы образуются вычитаемые временные разницы. Например, если организация при кассовом методе отпустила товар в производство, а деньги еще не заплатила. Если вычитаемую временную разницу умножить на ставку налогу на прибыль, то полученная величина будет считаться отложенным налоговым активом (п. 14 ПБУ 18/02). Для учета таких активов предназначен счет 09 «Отложенные налоговые активы». В строке 141 Отчета отражают разницу между дебетовым и кредитовым оборотами по счету 09.
Отложенные налоговые обязательства отражаются по строке 142. Когда расходы в бухгалтерском учете признаются позже, а доходы раньше, чем в налоговом учете, у предприятия появляются отложенные налоговые обязательства. Например, если предприятие, которое рассчитывает налог на прибыль кассовым методом, отгрузило продукцию, но денег за нее не получило. При этом сумма налога на прибыль, которую предприятие должно будет доплатить, называется отложенным налоговым обязательством. Для того чтобы посчитать этот показатель, налогооблагаемую временную разницу нужно умножить на ставку налога на прибыль.
По строке 150 Формы №2 отражается текущий налог на прибыль, который отражен в декларации по этому налогу. Сумма текущего налога отражается в Форме №2 в круглых скобках.
Полученный результат должен совпадать с налогом на прибыль, который отражен в декларации по этому налогу. Сумма текущего налога отражается в Форме № 2 в круглых скобках.
Чистая прибыль образуется после уплаты из налогооблагаемой прибыли налогов и других обязательных платежей. Чистая прибыль остается в полном распоряжении предприятия.
Нераспределенная прибыль – это чистая прибыль за минусом ее использованной суммы на накопление и потребление.
Информационной базой для отражения показателей формирования прибыли является бухгалтерская отчетность «Отчет о прибылях и убытках» (Форма № 2) (Приложение № 1). В Форме № 2 прибыль отражается по строке 190 за отчетный период.  Это конечный финансовый результат за минусом налога на прибыль. Кроме того, здесь приведена величина прибыли за предшествующий период деятельности предприятия.
Основные правила по заполнению Отчета о прибылях и убытках (Ф-2):
— показатели отчета должны быть в тысячах (миллионах)  рублей;
–  суммы надо взять без десятичных знаков;
— отрицательные показатели записывают в круглых скобках.
1.3 Учет финансовых результатов и расчетов по налогу на прибыль
Учет финансовых результатов от основной деятельности на предприятии осуществляется на счете 90 «Продажи» (в зависимости от учетной политики). По дебету счета отражается расходы от основной деятельности, по кредиту счета полученные доходы. Полученным доходом является выручка от продажи товаров, оказания услуг.
Д-т  62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и   К-т  90 «Продажи».
К счету 90 «Продажи» открыты следующие субсчета:
90-1 «Выручка»;
90-2 «Себестоимость продаж»;
90-3 «Налог на добавленную стоимость»;
90-9 «Прибыль/убыток от продаж».
По кредиту субсчета 90-1 «Выручка» учитываются поступления активов признаваемые выручкой с НДС.
По дебету субсчета 90-2 «Себестоимость продаж» учитывается себестоимость продаж, по которым на субсчете 90-1 «Выручка» признана доходом.
По дебету субсчета 90-3 «Налог на добавленную стоимость» учитывается сумма налога на добавленную стоимость, причитающийся к получению от покупателя (заказчика).
Субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.
Записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость, 90-4 «Акцизы» и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета  90-9 «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».
Таблица 1.1 Корреспонденция счетов по операциям выявления финансового результата от основной деятельности на счете 90 «Продажи»
Содержание операции
Корреспондирующие счета
  Дебет
Кредит
  1.Списание себестоимости реализованной продукции
90.2
43
4005
2. Реализована продукция покупателю
62
90-1
5733
3. Начислены суммы, НДС, акцизов, уплачиваемые из выручки за реализованную продукцию, работы, услуги, если в учетной политике принято налогообложение «по оплате»
90-3
76
875
4. Списаны управленческие расходы на реализацию продукции предприятия
90-8
26
491
5. Определен положительный финансовый результат от реализации продукции в конце отчетного месяца
90-9
99
362
Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в плане счетов бухгалтерского учета предназначен счет 99 «Прибыли и убытки».
Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) должен слагаться из финансового результата от обычных видов деятельности, а так же прочих доходов и расходов. По дебету счета 99 «Прибыли и убытки» отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту – прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат отчетного периода.
На счете 99 «Прибыли и убытки» в течение отчетного года должны отражаться:
— прибыль или убыток от обычных видов деятельности – в корреспонденции со счетом 90 «Продажи»;
— сальдо прочих доходов и расходов за отчетный период – в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы»;
— начисленные платежи налога на прибыль и платежи по пересчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций – в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Прибыль юридического лица, зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации, облагается налогом на прибыль, который уплачивают юридические лица.
Нормативным документом, регулирующим налогообложение прибыли является Глава 25 «Налог на прибыль организации». Базой для налогообложения у юридических лиц является сумма прибыли, выявляемая в бухгалтерском учете как кредитовое сальдо по счетам 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы».
В связи с введением налогового учета определение налогооблагаемой прибыли производится в регистрах налогового учета.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Расчеты с бюджетами (федеральным, региональными, местными) осуществляют путем перечисления начисленных в соответствии с расчетом платежей с расчетного счета организации. Эти расчеты отражаются на счете 68 «Расчетов по налогам и сборам», к которому открыт субсчет «Расчеты по налогу на прибыль». Ставка налога на прибыль составляет 24% (6,5% перечисляется в федеральный бюджет, 17,5% в региональный). На основании расчетов авансовых платежей в бюджет, в течение квартала и налога с фактической прибыли по кредиту этого счета ежемесячно начисляются суммы налога на прибыль, причитающиеся бюджету. Начисленные в течение отчетного периода авансовые платежи в бюджет по налогам на прибыль и суммы, по этим налогам исходя из фактической прибыли (в окончательный расчет) должны относить в дебет счета 99 «Прибылей и убытков» на субсчет 99.2 «Налог на прибыль». Запись по начислению налога на прибыль следующая:
Д-т 99 «Прибыли и убытки» К-т 68  «Расчетов по налогам и сборам».
Таким образом, на субсчете  99.2 «Налог на прибыль» счета 99 «Прибыли и убытки», должна отражаться сумма, подлежащая взносу в бюджет. Факт перечисления денежных средств в бюджет отражается записью:
Д-т  68 «Расчетов по налогам и сборам»  К-т  51  «Расчетный счет».
Сальдо по субсчету 68.4 «Расчеты по налогу на прибыль», открываемому к счету 68 «Расчетов по налогам и сборам», характеризует фактические результаты расчетов организации по платежам налога на прибыль. Дебетовое сальдо означает сумму переплаты налога в бюджет, кредитовое — сумму, причитающуюся бюджету на данную отчетную дату.
По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается. При этом заключительной записью сумма чистой прибыли(убытка) отчетного года списывается со счета 99 «Прибыли и убытки» в кредит(дебет) счета    84 «Нераспределенная прибыль».
Основные записи по операциям формирования конечного финансового результата деятельности предприятия  представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 Корреспонденция счетов по операциям формирования конечного финансового результата деятельности организации и использования прибыли
Содержание операции
Основание
Корреспонденция счетов
Дебет
Кредит
1. Выявлен и списан доход (убыток) от реализации продукции (работ, услуг)
Расчет, бухгалтерская справка
90-9
(99)
99
(90-9)
2. Выявлена прибыль (убыток) от реализации основных средств, материальных ценностей и прочих активов
Расчет, бухгалтерская справка
91-9
(99)
99
(91-9)
3. Сумма налога на прибыль, причитающаяся к взносу в бюджет
Расчет, бухгалтерская справка, декларация по налогу на прибыль
99
68
4. Определение заключительными оборота-ми в конце года нераспределенной прибыли
Расчет, бухгалтерская справка
99
84
5. Отчислено от прибыли в резервный капитал
Расчет, бухгалтерская справка
84
82
6. Начислена амортизация основных средств непроизводственного назначения
Расчет, бухгалтерская справка
84
02
7. Произведены расходы по содержанию зданий и сооружений непроизводственного назначения
Требования, наряды, расчеты
84
10, 70,69
8. Выплачена материальная помощь
Приказ по предприятию
84
50
9. Начислены дивиденды от участия в предприятии работникам, являющимся акционерами
Расчетная ведомость
84
70
10. Направление доли чистой прибыли на увеличение уставного капитала
Расчет, бухгалтерская справка
84
80
11. Начислены дивиденды от участия в предприятии, проценты по облигациям предприятия
Расчетная ведомость
84
75
После уплаты налога на прибыль у предприятия в распоряжении остается чистая прибыль. Сумма чистой прибыли отчетного года списывается:
К-т  84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»
Д-т  99 «Прибыли и убытки».
Для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспределенной прибыли или непокрытого убытка организации предназначен счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Направление части прибыли отчетного года на выплату доходов учредителям (участникам) организации по итогам утверждения годовой бухгалтерской отчетности отражается:
Д-т 84 «Нераспределенная прибыль»  К-т  75 «Расчеты с учредителями».
Списание с бухгалтерского баланса убытка отчетного года проводится по кредиту счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
1.4 Порядок использования прибыли после налогообложения, использование нераспределенной прибыли
На предприятии распределению подлежит прибыль после уплаты налогов и выплаты дивидендов. Из этой прибыли также взыскиваются экономические санкции.
Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, регламентируется внутренними документами предприятия.
Накопленная прибыль предприятия может быть вложена им в уставные капиталы других предприятий, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения.
Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, разделяется на прибыль, увеличивающую стоимость имущества, то есть участвующую в процессе накопления, и прибыль, направляемую на потребление, не увеличивающую стоимости имущества. Если прибыль не расходуется на потребление, то она остается на предприятии как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала предприятия. Наличие нераспределенной прибыли увеличивает финансовую устойчивость предприятия, свидетельствует о наличии источника для последующего развития.
Распределение прибыли основывается на соблюдении трех признаков:
обеспечение материальной заинтересованности работников в достижении наивысших результатов при наименьших затратах; накопление собственного капитала; выполнение обязательств перед государственным бюджетом. Под распределением прибыли понимается порядок ее направления, определяемый законодательством. В рыночной экономике значительная часть прибыли изымается в форме налогов, которые государство направляет на пополнение доходов бюджета. Законом Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» предоставляет право предприятиям направлять часть валовой прибыли на финансирование капитальных вложений производственного и социального назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных на эти цели. Это позволяет уменьшить фактическую сумму налога на прибыль, исчисленную без учета этой льготы, не более чем в 2 раза.
Кроме того, законом разрешено за счет валовой прибыли покрывать расходы, которые связаны с погашением кредитов коммерческих банков, полученных на финансирование капитальных вложений. Если предприятие эти кредиты использует не по целевому назначению, то полученная от их использования прибыль подлежит налогообложению в общем порядке.
Одно из направлений распределения прибыли — погашение государственного целевого кредита, полученного из целевого внебюджетного фонда для пополнения оборотных средств, в пределах срока его возврата. Целевой кредит выдается на основании соглашения между финансовыми органами и акционерными обществами, приватизированными предприятиями независимо от организационно— правовой формы.
Схема распределения и использования прибыли торгового предприятия приведена на рис.1.2. Распределение прибыли предопределяет ее использования.
   SHAPE  \* MERGEFORMAT
Рис.1.2 Схема распределения и использования прибыли торгового предприятия
Цель анализа распределения прибыли – установить, насколько  рационально распределяется и используется прибыль с позиции самовозрастания (самоокупаемости) капитала и самофинансирования торгового предприятия. При этом обязательно исследуются направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
В России резервный капитал (резервный фонд) создается и пополняется за счет прибыли только в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. В резервный фонд можно направлять не более  50% суммы прибыли, подлежащей налогообложению. Средства этого фонда имеют целевое назначение — для покрытия непредвиденных потерь, компенсации риска, других расходов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и при распределении прибыли в различные фонды предприятия.
Если суммы уставного капитала и фонда накопления превышают величину полученной прибыли, можно говорить об устойчивости финансовой направленности средств на развитие предприятия установление соотношения этих сумм свидетельствует о предкризисном состоянии.
Когда сумма средств для потребления больше уставного капитала, предприятие — потенциальный банкрот, происходит «проедание» имущества предприятия, деятельность которого может характеризоваться убытками. Выявленные пропорции (в процентном соотношении) использования чистой прибыли характеризуют распределенную политику руководства предприятия. Так, соотношение фондов потребления и фондов накопления один к четырем свидетельствует о значительном инвестировании.
Направляя значительную долю чистой прибыли на текущие потребности, предприятие снижает темпы экономического роста и, следовательно, ограничивает возможности будущего потребления. Прибыль, направленная на инвестирование (капиталовложения), способствует ускорению экономического роста, тем самым расширяются возможности будущего потребления.
В общем виде прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется на фонды накопления и фонды потребления. Эти фонды различаются по принадлежности к собственникам. На акционерном предприятии фонды потребления находятся в собственности трудового коллектива предприятия, а фонды накопления — в собственности акционеров, учредителей. Поэтому фонды потребления не могут быть отнесены к капиталу предприятия. Различие капитала и фондов состоит в том, что капитал образуется в результате накопления имущества, а фонды накопления — в результате распределения чистой прибыли.
Российское законодательство предоставляет предприятиям независимо от организационно-правовой формы собственности право оперативно маневрировать поступающей в их распоряжении прибылью после уплаты налоговых платежей в бюджет. Разность между совокупной величины прибыли по всем видам деятельности предприятия и ее использованной частью за отчетный период (квартал) представляет собой нераспределенную прибыль.
Нераспределенная прибыль — принципиально новый показатель, характеризующий экономический рост предприятия на основе собственных средств. В составе нераспределенной прибыли одна часть характеризует величину накопленной прибыли, вторая часть представляет собой свободную прибыль, т.е. прибыль, которая не получила по сути никакого направления.
Фонд специального назначения четко разграничивают средства, направленные предприятием на производственное развитие и на потребительские нужды. В этой связи образуются две самостоятельные группы фондов: фонды накопления и фонды потребления.
В составе фондов специального назначения, образуемых предприятием за счет чистой прибыли, необходимую долю занимают фонды потребления. Средства фондов потребления предназначены для финансирования расходов на социальные нужды (кроме капитальных вложений в социальную сферу) и материальное стимулирование коллектива предприятия. За счет средств фондов потребления работникам выплачиваются премии, не связанные с производственными результатами, различного вида поощрения, вознаграждения за долголетнюю трудовую деятельность, в связи с юбилейными датами и в иных аналогичных случаях.
Изъятие в бюджет, предусмотренных законодательством экономических санкций производится за счет оставляемой в распоряжении предприятия прибыли после начисления налога. К ним относятся: штрафы за сокрытие (занижение) прибыли от налогообложения (по решению налоговых органов); пени за несвоевременное перечисление платежей в бюджет; экономические санкции за нарушение государственной дисциплины (по решению органов ценообразования и контроля за ценами).
Новым в налоговой законодательстве является следующее положение:
каждый просрочки уплаты налога на прибыль рассматривается как форма кредитования предприятия государством (по процентной ставке Центрального банка Российская Федерация) с обязательным внесением в бюджет процентов. Штрафы и пени за несвоевременное перечисление налогов в бюджет уплачиваются за счет чистой прибыли.
Совет учредителей вправе направлять средства фондов на покрытие убытков, перераспределять средства фондов между ними, направлять часть средств на увеличение уставного капитала и финансирование других мероприятий. В любом случае на основании решения Совета учредителей перераспределение чистой прибыли оформляется протоколом, и после регистрации изменений и дополнений в учредительных документах бухгалтерия предприятия выполняет соответствующие продажи.
Безфондовый метод чаще всего используют малые предприятия. Обычно они формируют резервный фонд, отчисления в который могут повлиять на налогооблагаемую прибыль за счет возможных льгот по налогу на эти отчисления.
Таким образом, фондовый метод использования прибыли предполагает распределение чистой прибыли в соответствии с учредительными документами по фондам, в которых предусмотрена величина отчислений. Порядок формирования и расходования средств фондов определяется предприятием самостоятельно и закрепляется в уставе и приказе об учебной политике предприятия.
Основные направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяются его учредительными документами или решением учредителей, в которых должны быть указано, какие фонды и в каких размерах создаются на предприятии за счет чистой прибыли и на какие цели они направляются.
Принципиальная схема распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, представлена на рис. 1.3.
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
    продолжение
–PAGE_BREAK–Рис.1.3  Принципиальная схема использования прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия
Резервный фонд предназначается для покрытия непроизводственных потерь и убытков, покрытия балансового убытка предприятия за отчетный год, а также выплат доходов (дивидендов) участникам при отсутствии или недостаточности для этих целей прибыли отчетного года.
Фонд накопления предназначен для финансового обеспечения производственного развития и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества. За счет данного фонда осуществляется финансирование строительства новых производственных объектов, расширение и реконструкция предприятия, приобретение и модернизация оборудования, погашение долгосрочных кредитов и процентов по ним, финансирование прироста собственных оборотных средств и др. 
Фонд социальной сферы предназначен для финансирования капитальных вложений в развитие объектов социальной сферы:
строительство жилья, культурно-просветительных учреждений, санаториев, домов отдыха, лагерей отдыха детей, школьных и дошкольных учреждений и т.д.
Фонд накопления и фонд социальной сферы могут выступать в виде единого фонда накопления.
Фонд потребления аккумулирует средства, направляемые на осуществление мероприятий по развитию социальной сферы (кроме капитальных вложений) и материальному поощрению работников и иных аналогичных мероприятий, не приводящих к образованию нового имущества предприятия (выплата дивидендов, процентов по акциям и вкладам; разовое премирование работников в виде единовременного поощрения за выполнение особо важных заданий; оказание материальной помощи; надбавки к пенсиям и единовременные пособия уходящих на пенсию; предоставление льготного или бесплатного питания; оплата проезда к месту работы; оплата путевок на лечение и отдых и т.д.).
1.5 Задачи и источники информации для анализа финансовых результатов
Основными задачами анализа финансовых результатов являются:
1. Выявление резервов для повышения показателей прибыльности и рентабельности;
2. Определение степени влияния факторов на прибыль и рентабельность;
3. Разработка мероприятий для улучшения показателей прибыли и рентабельности.
Источники информации для анализа финансовых результатов:
1. Отчет о прибылях и убытках (форма №2)
2. Баланс (форма №1)
3. Смета доходов и расходов
4. Первичные бухгалтерские документы

1.6 Методика анализа прибыли и рентабельности
Анализ прибыли и рентабельности начинают с определения прибыльности и убыточности от хозяйственной деятельности предприятия. Убыточность, несмотря на сумму убытка, — это чрезвычайная ситуация, так как в такой ситуации предприятие не может нормально работать и выполнять свои функции в полной мере:
— наращивание объема выпуска продукции;
— наращивание объема реализации товаров;
— выполнять свои обязательства перед работниками предприятия, государством и обществом;
— лишение источников дохода;
— нет возможности развивать свою материально – техническую базу.
Анализ убыточных предприятий заканчивается выводами организационного характера и разработкой мероприятий, направленных на ликвидацию отрицательных финансовых результатов.
Показатель прибыльности еще не говорит о полном финансовом благополучии и требует дополнительной расшифровки.

Глава 2.
2.1 Характеристика предприятия (Шарканского райпо)
В условиях рыночной экономики  управление все в большей мере сосредотачивается на использовании внутреннего потенциала предприятия, на экономическом обосновании принимаемых управленческих решений, что в свою очередь требует совершенствования приемов и методов финансового управления предприятием. Управление финансами представляет собой процесс, цель которого — улучшение финансового состояния предприятия и получение определенных финансовых результатов. Бизнес в любой сфере деятельности требует ответа на три основных вопроса:
— сколько активов необходимо привлечь и каков должен быть их оптимальный состав для достижения поставленной цели;
— где найти источники финансирования деятельности предприятия и каков их оптимальный состав;
— как организовать управление финансовой деятельностью, которая позволила бы обеспечить платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия.
Любое предприятие является элементом экономической системы и вступает в определенные взаимоотношения с партнерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами. В процессе формирования и использования финансовых ресурсов предприятия возникают финансовые отношения с другими субъектами рынка. Именно эти отношения и составляют сущность финансов предприятия. Таким образом, финансы предприятия представляют собой денежные отношения, возникающие в процессе его производственно-хозяйственной деятельности и связанные с формированием и распределением его финансовых ресурсов.
Главными направлениями финансовой деятельности любого хозяйствующего субъекта является формирование и использование денежных фондов, через которые обеспечивается денежными средствами производственно-хозяйственная деятельность предприятия, осуществляется простое и расширенное воспроизводство.
В соответствии с законодательством Российской Федерации формирование денежных фондов предприятия начинается с момента его организации. Уставной капитал — первый и основной источник собственных средств предприятия, т.е. это сумма средств учредителей для обеспечения уставной деятельности. На акционерных предприятиях — это номинальная стоимость всех видов акций. Вклады учредителей в уставной капитал могут быть в виде денежных средств, имущественной форме и нематериальных активов. Величина уставного капитала объявляется при регистрации предприятия и при корректировке его величины требуется перерегистрация учредительских документов. Из уставного капитала формируется основной и оборотный капиталы, которые используются на приобретение, соответственно, основных и оборотных средств.
Уставной капитал Шарканского райпо составляет 7600 рублей. Уставной капитал общества разделен на 76 обыкновенных именных акций по 100 рублей каждая. В дальнейшем общество вправе выпускать иные виды ценных бумаг в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; изменять размеры уставного капитала в соответствие с Федеральным законом об акционерном обществе и Уставе предприятия, увеличивать уставной капитал по решению общего собрания акционеров путем дополнительного выпуска обыкновенных акций по номинальной стоимости акций (не ниже стоимости акций первоначального выпуска) и путем увеличения номинальной стоимости акций.
Основной признак предприятия — наличие в его собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества.
Основные фонды — это материально-вещественные ценности, действующие в неизменной натуральной форме в течение длительного периода времени и утрачивающие свою стоимость по частям. Так, в 2006 году в Шарканском райно основные фонды составили 28473 тыс. рублей.
Имуществом предприятия являются также оборотные средства, которые представляют собой совокупность оборотных фондов и фондов обращения в стоимостной форме. Это денежные средства, необходимые предприятию для создания производственных запасов, для расчетов с поставщиками, бюджетом, для выплаты заработной платы и т.п. Деление оборотных средств на оборотные производственные фонды и фонды обращения определяется особенностями их использования и распределения в сферах производства продукции и ее реализации.
К оборотным производственным фондам относится часть средств производства (производственных фондов), вещественные элементы которых в процессе труда, в отличие от основных производственных фондов, расходуются в каждом производственном цикле и их стоимость переносится на продукт труда целиком и сразу. Оборотные производственные фонды предприятий состоят из трех частей:
— производственные запасы (в 2006 году они составили 10335 тыс. рублей) это предметы труда, подготовленные для запуска в производственный процесс; состоят они из сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива и т.п.;
— незавершенное производство — это предметы труда, вступавшие в производственный процесс: материалы, изделия, находящиеся в процессе обработки и сборки;
— расходы будущих периодов;
— невещественные элементы оборотных фондов, включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции, которые производятся в данном периоде, но относятся на продукцию будущего периода.
Оборотные производственные фонды в своем движении также связаны с фондами обращения, обслуживающими сферу обращения. Они включают в себя готовую продукцию на складах, денежные средства и средства в расчетах с потребителями продукции, в частности дебиторскую задолженность. Дебиторская задолженность на Шарканском райпо в 2006 году была в размере 3470 тыс. рублей, а денежные средства — 12111 тыс. рублей.
Добавочный капитал — это денежный фонд собственных средств предприятия, поступающих в течение года по следующим каналам:
— прирост стоимости основных фондов в результате их переоценки;
— доход от продажи акций сверх их номинальной стоимости (эмиссионный доход);
— безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели.
Добавочный капитал может быть использован предприятием на увеличение уставного капитала и на погашение убытков (от деятельности в отчетном году, от снижения стоимости имущества, выявленного по результатам переоценки). На Шарканском райпо в 2006 году 8296 тыс. рублей было направлено на восполнение недостатка собственных оборотных средств.
Резервный капитал — это денежный фонд предприятия, который образуется в соответствии с законодательством Российской Федерации в размере, определяемом уставом, но не менее 15 % от уставного капитала. В Шарканском райпо уставом не предусмотрено образование резервного капитала.
Среди внутренних источников финансовых ресурсов важнейшим является прибыль и амортизационные отчисления.
Прибыль предприятия формируется в процессе его производственной деятельности, являясь ее конечным результатом. В условиях конкуренции трудовой коллектив заинтересован в росте прибыли, так как она является источником роста производства, и, следовательно, и роста благосостояния работников предприятия. Однако таким источником служит не вся валовая прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности предприятия, а лишь часть ее, оставшаяся после уплаты налогов и платежей в бюджет, называемая чистой прибылью. Она используется для формирования фондов накопления и потребления и резервного фонда.
Фонд накопления предназначен для развития производства, образуется из чистой прибыли предприятия. С фонда накопления предприятие обеспечивает прирост оборотных средств, финансирует капиталовложения. Он также является источником увеличения уставного капитала, поскольку вложения в развитие производства увеличивают имущество предприятия.
Фонд потребления — это денежные средства, образуемые из чистой прибыли и направляемые на удовлетворение материальных потребностей работников предприятия, финансирования объектов непроизводственной сферы, на выплаты компенсационного характера. Если большая часть прибыли будет направлена в фонд потребления, то в итоге, это приведет к снижению объема производства и качества произведенной продукции, сокращению рабочих мест и прибыли предприятия и, следовательно, к банкротству. Если же большая часть будет направлена в фонд накопления, то не будет материальной заинтересованности у работников предприятия.
От того, как размещен капитал, в каких сферах и видах деятельности он используется, во многом зависит эффективность работы предприятия и его финансовое положение. Поэтому анализ источников формирования и размещения капитала имеет очень большое значение при изучении исходных условий функционирования предприятия и оценке его финансовой устойчивости. Для эффективной работы предприятия важно, чтобы при распределении прибыли были учтены интересы государства, предприятия и работников.
Основной деятельностью Шаркаского райпо является производство мучных изделий, выполнение работ, оказание услуг населению. Основной рынок сбыта своей продукции – село Шаркан.     
Действует на основании Устава.
Органами управления Шарканского райпо являются:
— Совет учредителей;
— Генеральный директор.
Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью  является Ревизионная комиссия.
Высшим органом управления является Совет учредителей.
Общее руководство деятельностью Шарканского райпо осуществляет Генеральный директор.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета согласно Федеральному закону  О бухгалтерском учете №129 ФЗ от 21.11.1996г., несет руководитель райпо, он создает необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерской службой, как самостоятельным структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером. Бухгалтерский учет ведется автоматизировано.
На бухгалтерию возлагается ведение своевременного и достоверного учета, формирование полной и достоверной информации о деятельности, имущественном положении Шарканского райпо, необходимой для контроля за соблюдением действующего законодательства, за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами, предотвращающих негативное явление в деятельности предприятия, осуществление строжайшего режима экономии.
Представленные в бухгалтерию всеми подразделениями и службами Райпо необходимые для учета и контроля документы, отчетные сведения, а так же плановые и сметные нормативные данные, обрабатываются и группируются по отдельным признакам и на их основе готовится информация о деятельности отдельных подразделений и предприятия в целом. Эта информация позволяет глубоко анализировать экономические показатели работы, систематически контролировать хозяйственные процессы и явления, делать на их основе нужные выводы и принимать меры по улучшению работы Общества и его отдельных служб.
Бухгалтерия состоит из главного бухгалтера, бухгалтера – кассира и бухгалтеров, которые ведут определенные счета.
Главный бухгалтер устанавливает служебные обязанности для подчиненных ему работников. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации.
Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, нарушение правил и положений, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность. Он не должен принимать документы по хозяйственным операциям, противоречащим законодательству либо нарушающим договорную и финансовую дисциплину. Организационная структура бухгалтерии представлена на рисунке  2.1.1
Главный бухгалтер     продолжение
–PAGE_BREAK–