Мегаполисы мира

Введение

Актуальность данной темы исследования на современном этапе развития мегаполисов заключается в том, что можно наблюдать двойственность процесса урбанизации: с одной стороны, здания и сооружения создают среду более высокого качества, с другой – растет отрыв жителей от естественной природной среды, то есть ее замена на искусственное окружение и загрязнения различных видов. Кроме непосредственного влияния на здоровье населения, загрязнение окружающей природно-антропогенной среды негативно влияет на все сферы экономики городских агломераций, однако на практике экономические и экологические аспекты их развития рассматриваются отдельно.
Существующий эколого-экономический инструментарий ориентирован в большей степени на констатацию факторов негативного воздействия и в меньшей степени – на выполнение комплекса исследовательских и практических работ по этим проблемам. В настоящее время при проведении экономической оценки влияние экологических факторов на объект недвижимости учитывается формально.
Урбанизация[1]
(от латинского urbs – город) – исторический процесс возникновения, роста людности и числа городов, концентрации в них экономического потенциала.
Еще один термин, связанный с проблемой урбанизации – мегаполис[2]
. Впервые этот термин (от греческих megas – большой и polis – город) был употреблен английским автором путевых очерков Т. Хербертом в XVII веке для обозначения столиц. Но постепенно термин устарел, и теперь так называют особо крупные.
Цель данной работы рассмотреть и изучить крупнейшие мировые мегаполисы и их проблемы.
1. Феномен мегаполисов

Мы все являемся, свидетелями одного из феноменов, который оказывает всё большее и большее влияние на развитие культуры, политики и всего образа жизни человечества. Идет, не только рост населения планеты, но и концентрация людей в отдельных крупных городских агломерациях – мегаполисах. Крупные города не просто стремительно растут, поглощая окрестные селения, они сливаются друг с другом, образуя мегаполисы с населением во многие десятки миллионов человек. Такие территории, которые расположены между Нью-Йорком и Бостоном или между Токио и Осака заселены полностью – на каждой из них живёт много десятков миллионов людей.
Отделить один город от другого уже невозможно – это одно целое. Их различает только административное деление. На крошечном пятачке, расположенном между Токио и Осака проживает едва ли не половина всего населения Японии и производится значительно более половины её валового национального продукта.
Подобная агломерация возникает и в Московской области. Такие города, как Мытищи, Химки, Реутово и многие другие – это уже тоже Москва. И такой рост концентрации населения неумолимо продолжается, и будет продолжаться – он неотвратим; во всяком случае, в настоящее время, при нынешних оценках результатов производственной деятельности.
В ближайшие годы следует ожидать дальнейшего увеличения крупных городов и постепенное угасание малых. Подобное явление связано, в частности, с принципиальными техническими сдвигами и структурной перестройкой промышленности. Уменьшается роль добывающей промышленности, уменьшается объем металлургического производства и многих других отраслей, которые до недавнего времени составляли основу индустрии и могущества государства. Значительная часть населения до самого последнего времени проживала в посёлках (городках) при этих производствах.
Переход к новым высокотехнологичным производствам приводит не просто к подвижкам населения: люди переезжают в большие города. Эта миграция, сначала из деревень в рабочие посёлки, из посёлков в города, из городов в мегаполисы, характерна для большинства регионов планеты и идёт уже не первую сотню лет. Эта тенденция порождена основами нашей цивилизации.
Очевидно, что для развития такого процесса должны существовать достаточно весомые предпосылки. Их изучение – важнейшее направление возникающей научной дисциплины "экология городов"[3]
. Именно научной дисциплины, поскольку решать проблемы, возникающие в связи с ростом городов надо на высоком профессиональном, научном уровне. Любые волевые или умозрительные решения, не учитывающие процессы естественной самоорганизации, не только неэффективны, но и крайне опасны.
Многие думают, что мегаполисы это несчастье, причём временное, что люди следующих поколений будут жить в коттеджах и экологически чистых деревнях. Жизнь там приятнее и более здоровая – слов нет. Это так! Поэтому многие думают, что прогрессивное развитие общества неизбежно должно привести к исчезновению мегаполисов.
Надо дать себе ясный отчёт в том, что основной массе населения Земли предстоит и далее жить в мегаполисах. Увы – это реальность! Деревни, а тем более хутора исчезают. И эта реальность мотивирована уровнем современной техники и многими другими причинами. Рост мегаполисов – "природное явление". Это не изобретение отдельных людей, а результат самоорганизации общества, в результате которой, растёт взаимосвязанность людей. Им "по делу" надо быть рядом друг с другом. Надо принять эту реальность и научиться строить мегаполисы, так, чтобы самое главное – научиться жить в этих монстрах.
Это по-настоящему трудная проблема, не менее трудная, чем проблема Мальтуса. Бездумное развитие мегаполисов недопустимо.
2. Крупнейшие мировые мегаполисы и их проблемы

Ниже рассмотрим некоторые крупнейшие на сегодняшний день мировые мегаполисы, обращая особое внимание на проблемы этих крупных агломераций[4]
.
2.1 Мехико
Самый крупно-населенный и самый протяженный город мира Мехико не имеет четко обозначенных границ, по нему можно ехать сто и более километров из конца в конец по немногим скоростным автострадам, пробки на которых начинаются в 7 утра и периодически возникают до 11 ночи.
Мехико расположен на огромном плато (2400 м. над уровнем моря) в окружении скопища смога, висящего над городом 9 месяцев в году. Относительное облегчение наступает в июле-сентябре, в сезон дождей. Жизнь в загрязненном воздухе этого мегаполиса равнозначна выкуриванию пачки сигарет в день.
Другой бич Мехико, это-нищета, от которой не скрыться и в самых неповторимых и очаровательных, утопающих в садах и парках богатых районах города. Светофоры здесь переключаются в два раза реже, чем в Европе, что позволяет десяткам уличных торговцев и нищих облеплять машины, стоящие на тысячах столичных перекрестках.
В Мехико, как и по всей Мексике, число нищих не уменьшается, точно в соответствии с постоянно растущим их числом в мире – на 2% ежегодно, по данным Всемирного банка; число бедных растет даже в развитых странах, а не только в развивающихся. Это наступление нищеты некоторые обозреватели сравнивают с "третьей мировой войной".
Федеральное правительство официально выделило в 1997 году "на борьбу с нищетой" 1 млрд. долл. По некоторым подсчетам 50% населения столицы не получает питания, которое соответствовало бы самым минимальным международным общепринятым стандартам.
Разрыв между бедными и богатыми слоями населения в Мексике раза в 3-4 превышает соответствующие данные по развитым странам. Процентная численность мексиканского среднего класса постоянно сокращается. В то время как 10% самых богатых граждан владеют 50% национального богатства, на долю 10% самых бедных мексиканцев приходится менее 2% национального достояния.
Половина рабочей силы мексиканской столицы довольствуется заработками на уровне одной – двух минимальных зарплат, что позволяет им получить лишь треть расходов официально признанного прожиточного минимума по товарам и услугам на семью из 4-5 человек.
Положение усугубляется тем, что Мексике приходится импортировать 43% ежегодного национального потребления зерна, цена которого на мировом рынке постоянно повышается. Утоньшение озонового слоя планеты вызывает в Мехико увеличение числа кожных болезней – солнце приносит теперь вреда больше, чем химические загрязнения сточных вод.
2.2 Сеул
Население Сеула достигло 10 с половиной миллионов человек (точнее, на конец 2000 года – 10.373.234 человека). Это означает, что в Сеуле живёт каждый четвёртый кореец. Вдобавок, говоря о населении Сеула, следует принять во внимание и Сеульские пригороды, которые с административной точки зрения частью Сеула не считаются, но фактически входят в тот же гигантский мегаполис.
Сами корейцы часто говорят не столько о Сеуле, сколько о так называемой "столичной зоне", которая включает все многочисленные пригороды и города-спутники корейской столицы. Эту зону можно упрощённо представить в виде огромного круга, радиусом около 70-80 километров, и с центром где-то на южной окраине столицы.
Вся "столичная зона" буквально пронизана линиями электрички и метро, и значительная часть её населения работает или учится в Сеуле (или же, наоборот, живёт в Сеуле, а работает в одном из городов-спутников).
Население "столичной зоны" сейчас составляет 19 миллионов человек, или, иначе говоря, примерно 40% всего населения страны. Для сравнения, все москвичи – это только 1/15 населения России. В мире вообще мало стран со столь высокой концентрацией населения в столице и ее округе.
Жители Лондона, например, составляет только 13% населения Англии, жители Токио – 10% населения Японии, жители Парижа – 4% населения Франции[5]
.
Даже по мировым масштабам Сеул довольно заметен, сейчас в городе живёт каждый 500-й житель нашей планеты (а если опять говорить о "столичной зоне", то и вообще – каждый 250-й землянин). Стремительный рост населения Сеула начался только в нашем веке, вскоре после захвата Кореи Японией. До этого на протяжении почти 5 столетий население корейской столицы оставалось сравнительно постоянным и колебалось на уровне 100-150 тысяч человек.
Площадь города равняется сейчас 605 квадратным километрам, что чуть больше площади Токио, и заметно больше площади Парижа.
Сеул по плотности населения оставляет далеко позади большинство крупных городов мира, ведь плотность застройки в корейской столице исключительная, дома жмутся друг к другу, оставляя место лишь для узких, извилистых переулков, на которых порой не могут разъехаться и две встречные машины. И вообще, основная проблема современного Сеула – транспортная.
Горожанам приходится затрачивать в среднем по 3-3,5 часа на то, чтобы добраться до своей работы и обратно, и это положение дел не способно исправить даже одна из самых эффективных городских транспортных сетей мира.
2.3 Токио
Для Японии во второй половине ХХ века был характерен быстрый рост населения вообще и городского населения в частности. В середине столетия, в 1950 году, в Японии было всего три города с населением свыше миллиона человек – Токио, Осака и Нагоя, а к началу ХХI века таких городов стало уже 14.
Крупные города, близко расположенные друг к другу, нередко образуют большие конгломераты – мегаполисы. Именно таким путем пошло развитие в Японии. Так оформились первые четыре японских мегаполиса, но их число постоянно продолжало увеличиваться. Хотя конкретные условия японских мегаполисов во многом различаются, у них все же имеются и общие проблемы. Мы рассмотрим их на примере столичного Токио.
Итак, что же такое Токийский мегаполис?[6]
Сама столица Японии расположена примерно в середине Японского архипелага, что, видимо, в свое время и предопределило ее судьбу. Подавляющая часть Токио находится на острове Хонсю. Главный город Японии тянется с востока на запад примерно на 88 км, а с севера на юг – на 44 км. Токийская столичная префектура состоит из 23 городских районов, 27 городов, 5 поселков и одной деревни.
Развитие Токийской столичной префектуры уже давно осуществляется по планам. Их было довольно много, и даже перечислить их все здесь не представляется возможным, тем более что у этих планов были разные судьбы и не все они успешно выполнены. Наибольшую известность получили долгосрочные планы, разработанные в 1982, 1986 и 1990 гг.
Население Токио стало быстро расти сразу же после второй мировой войны: в 23 городских районах японской столицы в 1946 году жили 3, 44 млн. человек, а в 1950 году население этих районов составляло уже 5, 38 млн.
Этот процесс был обусловлен высокими темпами экономического роста, развитием промышленности и других чисто городских отраслей (транспорт, сфера услуг, финансы и т. д.), создававших все новые и новые рабочие места и способствовавших притоку рабочей силы. Процесс шел стихийно, подталкиваемый и существенными различиями в уровне жизни в разных районах Японии. Так, например, в 1956 году доход на одного жителя Японии в среднем составлял почти 82 тыс. иен, между тем в Токио он превышал 142, 5 тыс.
Именно эта разница, как огромный насос, вытягивала тысячи людей из районов с более низкими доходами в крупнейшие города и в первую очередь в Токио. Проблем с трудоустройством там не было, и новые рабочие места постоянно появлялись как в промышленности, так и в сфере услуг, в особенности в новых отраслях. Однако постепенно проявлялись не только плюсы, но и минусы массового притока рабочей силы в крупнейшие города. Довольно скоро там остро встали проблемы жилья, Земли, воды, транспорта, загрязнения окружающей среды.
За 10 лет (1955 – 1964 гг.) население Токийского столичного региона увеличилось с 13,28 млн. до 18,86 млн., или на 42 %. Такой демографический "взрыв" привел к созданию обширных зон, где ряд за рядом, как грибы, росли улицы деревянных многоквартирных домов с очень плохими санитарными удобствами и высокой степенью риска в случае сильного землетрясения или пожара.
Выпускники средних школ и вузов со всей Японии хлынули в крупнейшие города страны, в первую очередь в Токио, в поисках работы. С работой – то проблем не было, а вот с жильем дело обстояло совсем иначе. Они были вынуждены соглашаться на комнаты в домах барачного типа. Согласно обследованию 1968 года, 29, 7 % всех токийских жилых домов (880 тысяч зданий) составляли дешевые многоквартирные дома, качество которых было ниже всяких существовавших в то время стандартов.
Об остроте ежедневной миграции в Токио свидетельствует хотя бы то, что, например, в 1990 году в столицу каждый день приезжали на работу из других префектур 2 млн. 720 тыс. человек. Аналогичная ситуация сложилась и в префектуре Осака. Считается, что подобное положение сохранится и в будущем. Так, долгосрочный план развития японской столицы исходит из того, что к 2010 году ночное население Токио составит 12, 21 млн., а дневное – 14, 61 млн. человек. Это означает, что почти 2, 5 млн. человек ежедневно будут обречены на маятниковую миграцию со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Так что в сложившихся к началу ХХI века условиях перспективы экономического развития Токио все менее связывают с планами расширения ежедневной массовой рабочей миграции из других префектур. Очевидно, необходимо найти какой – то другой выход из создавшегося положения.
Работа по намывке и отсыпке новых земель была остро необходима еще и потому, что по мере роста населения цена земли непрерывно возрастала. За вторую половину ХХ века стоимость земли в Токио увеличилась почти в 200 тысяч раз, тогда как в целом по Японии за тот же период – примерно в 13 тысяч раз.
В первой половине 90 – х годов средняя стоимость цубо (1 цубо равен 3, 3 кв. м) Земли в жилых районах Токио составляла около 2, 2 млн. иен, что сопоставимо с полугодовой зарплатой чиновника высокого ранга. Но это вовсе не предел. В 1987 году участок земли на центральном перекрестке Гиндзы был оценен в 100 млн. иен за цубо (при курсе около 120 иен за доллар)[7]
.
2.4 Пекин
Пекин – всемирно известный культурный и исторический центр. Пекин известен тем, что здесь были обнаружены при археологических раскопках останки первобытного человека синантропа ("пекинского человека"), жившего 700 тысяч лет тому назад. Самое древнее имя Пекина – "Цзи". В 1045 г. до н. э. на месте нынешнего Пекина основана столица феодального княжества Янь. 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика, и с тех пор Пекин стал столицей Нового Китая.
Географические координаты Пекина 39,56 градуса северной широты и 116,20 градуса восточной долготы. На западе и севере-западе город окружает плато Шаньси и район "Внутренняя Монголия", на юге Северокитайская равнина, на востоке Бохайский залив.
Китайские руководители неоднократно подчеркивали, что главная проблема страны и ее столицы в частности – чрезмерное перенаселение. Однако государственная политика по ограничению рождаемости, проводимая последовательно в течение нескольких десятилетий, начинает приносить свои плоды.
По статистической сводке, составленной на основе итогов 5-й всекитайской переписи населения, естественный прирост численности пекинского населения составил 0,9 промилле, что на 5,7 пункта промилле ниже по сравнению с результатами 4-й всекитайской переписи населения в 1990 году. В настоящее время в Пекине проживает 13,819 млн. человек, что на 3 млн. человек больше аналогичного показателя 10-летней давности. Причем 70,4 процента от этих 3 млн. человек составляют иммигранты[8]
.
Китай, наращивающий масштабы экономического строительства, все больше сталкивается с ускоренным процессом загрязнения окружающей среды. По признанию руководства КНР, огромная численность населения, недостаток природных ресурсов и усугубляющиеся экологические проблемы стали серьезными факторами, сдерживающими социально-экономическое развитие страны.
Состояние природной среды в КНР вызывает немалую тревогу, и, как подчеркивают эксперты, это непосредственно сказывается на здоровье нации. Достаточно сказать, что пять китайских мегаполисов – Пекин, Шэньян, Сиань, Гуанчжоу и Шанхай возглавляют десятку городов мира с самой загрязненной атмосферой.
2.5 Бомбей
Бомбей, в сравнении с другими приморскими городами Индии, вырос относительно недавно. Город расположен на цепи из семи островов, составляющих территорию собственно города Бомбея.
Это важнейший торговый, промышленный, финансовый центр, крупнейший порт Индии, через который проходит до 40% грузов внешней торговли страны. Здесь сосредоточены штаб-квартиры ведущих национальных монополистических объединений, а также отделения транснациональных корпораций. В Бомбее находится центральный банк страны – Резервный банк Индии, головные учреждения других индийских банков и кредитно-финансовых организаций, десятки отделений иностранных банков. На Бомбей приходится свыше половины всей промышленной продукции штата Махараштра – здесь более 15 тысяч заводов и фабрик.
О важном месте Бомбея в экономике Индии убедительно свидетельствует тот факт, что здесь собирают почти треть подоходного налога, 2/3 таможенных сборов и 20% акцизных сборов страны.
Современный Бомбей сохранил многочисленные следы прошлого, в частности, весьма разнообразной является его архитектура. Южная часть города застроена эффектными высотными зданиями – офисами крупнейших компаний, роскошными отелями, жилыми домами имущей верхушки. Эту часть города иногда называют "индийским Манхэттеном".
Экономико-финансовые позиции города, его развитая промышленность, обширные аэро- и морской порты превратили нынешний Бомбей во вторую столицу (по значению) Индии. В современном Бомбее с наибольшей яркостью и очевидностью переплелись черты, характерные для индийского капитализма. Здесь процветает западный снобизм, хорошую пропагандистскую основу которого поддерживают крупнейшие в Индии ежедневные газеты, принадлежащие монополистическому капиталу, – "Таймс оф Индиа", "Индиан экспресс" и другие, входящие в эти газетные концерны.
С другой стороны, уровень жизни большинства бомбейцев катастрофически низок. Индийские "трущобы" (slums)[9]
– это не останки домов, а просто груды строительного мусора, цементных плит и упаковочных материалов, от картона до целлофана. В этих нагромождениях, возникающих, где попало – на пустырях, в придорожных кюветах, а то и вдоль взлетно-посадочной полосы Международного бомбейского аэропорта – трудолюбивые местные жители прорыли норы и сделали себе жилье, не дающее защиты ни от жары, ни от дождей, ни от пыли и ветра. Два миллиона жителей в одном только Бомбее не имеют доступа к канализации, шесть миллионов – к питьевой воде.
Загрязненность улиц и воздуха, уровень шума в Бомбее – одни из самых высоких в Индии. Согласно данным, опубликованным в начале прошлого года, Бомбей относится к 15 наиболее загрязненным городам планеты. В отчете МБРР отмечается, что почти 97% жителей Бомбея проживают в районах, где уровень загрязненности воздуха значительно превышает допустимый Всемирной Организацией Здравоохранения. Доля выхлопных газов автомобилей в общем объеме вредных выбросов в атмосферу города составляет, по оценке Мирового банка, более 60%[10]
.
Санитарно-эпидемиологическая обстановка в Бомбее в значительной степени обусловлена климатическими факторами: высокой среднегодовой температурой и влажностью. Оба эти фактора негативно действуют на функциональное состояние регуляторных систем организма человека, особенно на лиц, прибывших из регионов с умеренным климатом и, соответственно, генетически менее адаптированных к тропическим условиям.
Заключение
Стремительный рост городов в последние десятилетия принято называть в научной литературе "урбанистической революцией". Современные демографические тенденции способствуют тому, что уже сейчас 2/3 горожан всего мира сконцентрированы в развивающихся странах, где ежегодно новыми жителями городов становятся 65 млн. человек. По прогнозам специалистов ООН, это приведет к тому, что к 2025 году уровень урбанизации в развивающихся государствах превысит 80%.
Идет не только рост населения городов, но и концентрация людей в отдельных крупных городских агломерациях – мегаполисах. Крупные города не просто стремительно растут, поглощая окрестные селения, они сливаются друг с другом, образуя мегаполисы с населением во многие десятки миллионов человек.
Мегаполисы – из-за огромной концентрации в них людей, промышленных предприятий, транспорта, являются крупнейшими потребителями всех видов природных ресурсов – территориальных, энергетических, продовольственных и важнейшими источниками загрязнения окружающей среды. Серьезными проблемами считаются вывоз мусора и утилизация отходов человеческой деятельности.
Тем не менее, надо отдавать себе ясный отчёт в том, что значительной части населения Земли предстоит и далее жить в мегаполисах. Эта реальность мотивирована особенностью жизни людей, их труда, уровнем современной техники и многими другими причинами. Рост мегаполисов – "природное явление", результат самоорганизации общества, в результате которой, растёт взаимосвязанность людей. Надо принять эту реальность и научиться строить мегаполисы, так, чтобы по возможности избегать характерных для них сегодня проблем.
Список литературы

1. Батманова Е.С., Томилов П.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. – Е.: Изд-во ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ, 2005. – 428 с.
2. Боброва В.В., Кальвина Ю.И. Мировая экономика: Учебное пособие. – О.: ГОУ ОГУ, 2004. – 208 с.
3. География: энциклопедия. – М.: 1999.
4. Китанович Б. Планета и цивилизация в опасности. – М.: 1997.
5. Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика: К60 Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 386 с.
6. Крупнейшие агломерации мира // http://tomsk.fio.ru/works/154/pavlova/ new_5.htm.
7. Лаппо Г.М. География городов. – М.: 1997.
8. Озерова Г.Н., Покшишевский В.В. География мирового процесса урбанизации: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1981.
9. Перцик Е.П. География городов (геоурбанистика). – М.: Высшая школа, 1991.
10. Перцик Е.П. Среда человека: предвидимое будущее. – М.: 1990.
11. Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 474 с.
[1]
Озерова Г.Н., Покшишевский В.В. География мирового процесса урбанизации: Пособие для учителей.- М.:Просвещение, 1981. С.102.
[2]
География: энциклопедия. – М.: 1999.С.144.
[3]
Лаппо Г.М. География городов. – М.: 1997. С. 122.
[4]
Китанович Б. Планета и цивилизация в опасности. – М.: 1997. С.89.
[5]
Перцик Е.П. География городов (геоурбанистика). М.: Высшая школа, 1991. С.204.
[6]
Крупнейшие агломерации мира // http://tomsk.fio.ru/works/154/pavlova/new_5.htm.
[7]
Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика: К60 Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. С.69.
[8]
Батманова Е.С., Томилов П.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. – Е.:Издательство ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ, 2005. С.264.
[9]
Перцик Е.П. Среда человека: предвидимое будущее. М.: 1990. С.251.
[10]
Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика: К60 Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. С.87.