Рост государственного сектора экономики

Введение
 
«Использоватьдревность во благо современности»
МаоЦзе Дун
«Не важно, какого цвета кошка, белого или черного, важно чтобы она ловиламышей»
ДэнСяо Пин
Двавынесенных в эпиграф высказывания двух послевоенных руководителей Китаяпоказывают, что, во-первых, страна в своем развитии, несмотря накоммунистическую идеологию, постоянно опиралась на мощные ресурсы древнейшейкитайской цивилизации и, во-вторых, подходила к выбору институциональныхинструментов реформ по-конфуциански прагматично – что выгодно и эффективно, тохорошо и правильно. Гигантские демографические, природные и цивилизационныересурсы Китая уже делают его одним из потенциальных лидеров мировой экономики.А продемонстрированная им в ходе реформ конца XX векадинамика экономического развития позволяет прогнозировать его выход налидирующие позиции уже к 2020-2030 г.г. Для России пример китайских реформособенно важен для сравнения причин их больших успехов и небольших неудач сбольшими неудачами и небольшими успехами реформ российских.
Основнаяцель этой работы — понять и попытаться объяснить читателю как формируетсягосударственный сектор экономики на основе распространенных экономическихтеорий, и выделить его роль в китайском государстве, развивающемся чрезвычайновысокими темпами; указать особенности роста сектора и опасность этогоэкономического процесса.
1.РостГосударственного Сектора. Теоретический аспект
 
1.1 Отличительные черты государственного сектораэкономики. Значение, опасности роста
Чтоотличает государственный сектор экономики от частного сектора? Деятельность вчастном секторе может быть направлена на получение прибыли или на иные цели, нопри этом она всегда осуществляется индивидами или их группами в рамкахрыночного механизма или вне его, но решения о ней принимаются в рамкахполитического процесса. В этом случае группа, принимающая решение, называетсяправительством и наше участие в реализации такого решения не являетсядобровольным в том смысле, в каком оно было таковым в частном секторе. Двасектора взаимодействуют друг с другом. Частный сектор создает богатство,которое отчасти используется государственным сектором. В то же время последнийиграет существенную роль в создании среды, в которой могут добиваться успехачастные хозяйствующие субъекты.
Ростчастного сектора имеет фундаментальное значение для экономическогоблагосостояния страны. Увеличение объема производимых им ценностей, измеряемыхпоказателями валового национального продукта, объема производства, продаж ит.д., являются признаками экономического здоровья нации. Хотя являетсяобщепризнанным, что деятельность государственного сектора также имеет большоезначение для экономического благосостояния, его рост не всегда приветствуется.Согласно одной из точек зрения, большие размеры и быстрый рост государственногосектора негативно сказываются на состоянии экономики и ее эффективности. Сталомодно использовать для описания роста государственного сектора демоническуюметафору Левиафана («Левиафан» — название известного трактата ТомасаГоббса. Джеймс Бьюкенен использовал имя этого библейского чудовища,олицетворяющего силы зла, для характеристики правительства), призваннуюподчеркнуть, что расширение государственного вмешательства и контроляпредставляет угрозу для свободы и подрывает экономические стимулы.Противоположная крайность состоит в приписывании правительству решающей роли впроцессе экономического развития. В соответствии с этой точкой зрения большойразмер государственного сектора способствует экономическому росту, уменьшаязависимость от внешних факторов. (Дж. Ричард Аронсон и Эттиат Ф. Отт«Рост государственного сектора»)
1.2 Определение государственного сектора
Деятельностьгосударственного сектора – это деятельность органов власти различных уровней.Это означает, что при определении данного сектора нам нужно учесть действия какнациональных правительств, так и местных властей. Например, в настоящее время вСоединенных Штатах насчитывается свыше 80 000 различных органов власти.Что делают все эти органы? По мнению большинства, функции, исполнение которыхнаилучшим образом может осуществляться государством, включая в себянациональную оборону, обеспечение в стране законности, правопорядка ибезопасности, а также формирование деловой и социальной инфраструктур. Меньшеединодушия наблюдается в вопросе об участии государства в управлении производственнымипредприятиями. Государственное управление или контроль над предприятиями,предоставляющими коммунальные услуги (например, в сфере электро-, газо-, иводоснабжения, канализации и т.д.), является распространенной практикой, невызывающей больших споров. Однако некоторые правительства осуществляют такжеуправление металлургическими компаниями, авиалиниями, железными дорогами иторговлей спиртными напитками. Колебания от «национализации» отраслей к их«приватизации» наводят на мысль о том, что мнения людей по поводу того, какнаилучшим образом предоставлять некоторые важные государственные услуги сильноразличаются.
Органывласти также занимаются перераспределением дохода.Реализация программсоциального обеспечения предусматривает трансферт дохода от тех, кто работает,к тем, кто уже ушел на пенсию; программы в сфере здравоохранения осуществляюттрансферт ресурсов от тех, кто здоров, к тем, кто болен; механизмгосударственного долга перераспределяет доход между налогоплательщиками идержателями облигаций. В Соединенных Штатах суммы, расходуемые государством наперераспределение, значительно превышают суммы, направляемые на закупку товарови услуг. (Дж. Ричард Аронсон и Эттиат Ф. Отт «Рост государственногосектора»)
Очевидно,что размеры государственного различаются от страны к стране. Одни страныпередают государству больше функций или придают больший вес его услугам, чемдругие. Более того, распределение ответственности между различными уровнямигосударственной власти также варьируется: одни страны больше полагаются нацентральное правительство, чем другие. Указанные различия существуют потому,что различные группы имеют различные политические системы, в них по-разномупроявляется действие демографических тенденций, страны различаются по уровню доходаи богатства, а люди отличаются друг от друга по своим предпочтениям в отношениипредлагаемых государством товаров и услуг.
2.Основные Теории Роста Государственного Сектора
Существуетмного теорий и Гипотез, нацеленных на объяснение размера государственногосектора и его роста. Ни одна из них, взятая в отдельности, не дает полногообъяснения этих феноменов, но вместе они позволяют сделать важные выводы,улучшающие наше понимание проблемы. Вот некоторые из них.
 
2.1 Закон Вагнера
Честьоткрытия тенденции роста государственных расходов относительно национальногодохода принадлежит немецкому экономисту Адольфу Вагнеру. Он интерпретировал этоувеличение как результат естественного развития цивилизации. То, чтогосударственные расходы должны расти с ростом национального дохода,неудивительно. Но почему размер государственного сектора должен увеличиватьсяпо сравнению с частным сектором экономики?
Вагнерне считал возможным теоретически определить оптимальное соотношение междуфискальными запросами государства и национальным доходом и в равной мере неполагал, что государственный сектор в конечном счете поглотит всю экономическуюдеятельность. Однако он утверждал, что, поскольку удовлетворение фискальныхпотребностей государства представляет собой только одну из статей расходовбюджета домашнего хозяйства, существует определенное отношение государственныхрасходов к национальному доходу, которое не должно быть превышено.
ДляВагнера расширение государственного сектора в долгосрочной перспективе являлосьпродуктом экономического развития, сопровождающегося ростом численности иплотности населения, поскольку оба фактора могут увеличивать спрос надеятельность правительства. Экономический рост также ведет к более совершенномуразделению труда, возникновению крупных экономических организаций и болеесложной системы экономических связей между людьми; все эти факторы могут попонятным причинам привести к расширению масштабов деятельности правительства. (Дж.Ричард Аронсон и Эттиат Ф. Отт «Рост государственного сектора»)
2.2 Теории внутренних экономических факторов
Вэтих концепциях уровень государственных расходов трактуется как результатфункционирования рынка предлагаемых государством товаров и услуг; такимобразом, этот уровень определяется характеристиками спроса и издержек, а такжеразмером сообщества. В этом случае обсуждаемая проблема сводится к проблемеоценки эластичности предложения и спроса на общественные блага по ценам идоходам, а также эффекта распределения налогового бремени.
Чтобыувидеть, как может проявляться эффект распределения налогового бремени,рассмотрим понятие «общественного блага». Общественные блага техническиопределяются как такие блага, которыми мы пользуемся вместе (т.е. имеет местосовместное предложение), причем исключить кого-либо из потребления очень трудноили дорого. Более важным является свойство совместного потребления. Онопредполагает, что каждый человек потребляет одинаковое количество блага и чтопотребление одного лица не ведет к потере полезности для другого. … По меретого как группа становится больше, налоговая цена благ в расчете на одногочеловека падает (из-за распределения налогового бремени на большее количестволюдей), что может привести к увеличению спроса на общественные блага. Поэтомурасширение государственного сектора можно трактовать как следствие ростачисленности членов сообщества, приводящего к снижению относительной ценыобщественных благ. (Дж. Ричард Аронсон и Эттиат Ф. Отт «Ростгосударственного сектора»)
Ростдохода, как и увеличение численности населения, повышает спрос на продукциюгосударственного сектора. Более быстрый по сравнению с увеличениемнационального дохода рост государственных расходов означает, что эластичностьспроса на общественные блага по доходу превышает единицу.
Однаиз наиболее интересных догадок по поводу причин роста государственного секторасвязана с теорией несбалансированного роста Баумоля. Основная предпосылка еготеории состоит в том, что отрасли экономики можно подразделить на стагнирующие(с малыми или нулевыми темпами технического прогресса) и технологическипрогрессивные. Одни предприятия или секторы будут более производительными, чемдругие. Этот кажущийся тривиальным тезис приводит к объяснению ростагосударственного сектора, акцентируя внимание на роли труда в производстветоваров и услуг. Баумоль отмечает, что хотя труд может быть не более чемпроизводственным ресурсом, иногда он выступает и в качестве готового«продукта», и именно там, где это имеет место (в секторе услуг), ростпроизводительности будет меньше. …
Еслипредположить, что в государственном секторе наблюдается малый или нулевой ростпроизводительности, то из модели Баумоля следует, что рост государственныхрасходов будет более быстрым в сферах деятельности, спрос на продукцию которыххарактеризуется наибольшей эластичностью по доходу и наименьшей эластичностьюпо цене. (Дж. Ричард Аронсон и Эттиат Ф. Отт «Рост государственногосектора»)
Центральноеутверждение теории Баумоля выглядит очень убедительно. Государственный секторявляется трудоемким, а его «выпуск» обычно имеет вид услуг, а не товаров. Еслиценовая эластичность спроса на услуги государственного сектора низка, еслипроизводительность возрастает только в частном секторе и если давление рынкатруда приводит к единообразному для всей экономики увеличению заработной платы,то есть причины полагать, что расходы государственного сектора будут растиотносительно расходов частного сектора.
2.3 Теории внутренних политических факторов
 
Вэтих концепциях уровень государственных расходов трактуется как результатполитического процесса. Анализ в рамках теории общественного выбора позволяетвыдвинуть ряд гипотез относительно причин роста государственного сектора.Теория общественного выбора исходит из предпосылки, согласно которойпреследование личного интереса является мотивирующей силой, лежащей в основедействий людей как в государственном, так и в частном секторе. Деятельностьсубъектов, занятых в государственном секторе, в не меньшей степениориентирована на соискание ренты, чем деятельность субъектов, занятых в частномсекторе. Рассуждения о том, что решения в государственном секторе принимаютсяисключительно на основе «общественного интереса», не столько ошибочны, скольконаивны. Деятельность избранных должностных лиц рассматривается в контексте максимизацииими своего дохода и/или власти посредством увеличения расходов на программы,которые повышают их шансы на переизбрание. Чиновники или бюрократы такжеподходят к своей власти с рыночными мерками, но в этом случае их цельзаключается в расширении своих полномочий, или, в упрощенной трактовке, вмаксимизации контроля их учреждений над бюджетными ресурсами.
Аналитики,работающие в рамках теории общественного выбора, уделяют пристальное вниманиепроблемам, возникающим вследствие ассиметрии расходов и налогов и фискальныхиллюзий, которые могут быть связаны с использованием долгового финансирования.Большинство программ государственных расходов помогает приобрести сторонников.Поскольку получатели соответствующих средств могут быть сосредоточены в рамкаходной или нескольких групп, то эти люди, по всей вероятности, будутподдерживать политиков, действующих в их интересах. Но налоги на конкретныепрограммы, обычно распределяются среди группы людей, значительно превышающей почисленности группу получателей пособий. Поэтому увеличение налогового бременина пособия может восприниматься неадекватно. Другая проблема связана с тем, чтоналогоплательщики могут не обнаружить связи между выгодами и издержкамигосударственных расходов и в результате одобрить расходы, но выступить противроста налогов. Поэтому неудивительно, что там, где фискальные ограниченияявляются мягкими и кредитные ресурсы легко доступны, будет наблюдатьсятенденция к возникновению дефицита государственного бюджета и ростугосударственного сектора. (Дж. Ричард Аронсон и Эттиат Ф. Отт «Ростгосударственного сектора»)
Теперьнесколько слов о фискальной иллюзии. Суть в том, что налоговое финансированиепри замене на долговое может привести к недооценке цены на благо и тем самымувеличению спроса на государственные расходы. Информированные люди понимают,что обслуживание долга требует повышение налогов в будущем, причем ценностивыплат будут одинаковы. В экономике это называется «рикардианская теоремаэквивалентности». В действительности избиратели могут быть более склонны кодобрению расходов, финансируемых посредством долга, а не посредством текущегоналогообложения, даже если реальные издержки обоих вариантов финансированияэквивалентны.
Существуетгруппа теоретиков общественного выбора, отрицающих точку зрения, согласнокоторой избиратели страдают от фискальной иллюзии: Пелтцман и Мельтцер. По ихмнению, избиратели знают, что правительство должно получать ресурсы дляпредоставления своих услуг.
Расходыгосударственного сектора увеличиваются из-за способности групп давленияоказывать решающее влияние на процесс принятия политических решений и обращатьих в свою пользу, а также использовать правительство для реализации целейперераспределения. … Предполагая, что решения по поводу объема расходов принимаютсяпростым большинством голосов, а избиратели полностью информированы, Пелтцманпоказывает, что стимулы к политическому перераспределению богатства являютсяключевыми детерминантами относительно размеров и темпа роста государственногосектора. … Доминирующей политикой перераспределения будет такая, котораямаксимизирует разность между числом людей, воспринимающих ее в качественаилучшей, и числом людей, воспринимающих ее в качестве худшей.
Поаналитической модели Мельтцера размер государственного сектора зависит отсоотношения между средним доходом на душу населения и доходом избирателя,играющего решающую роль при определении результатов голосования (медианногоизбирателя). … Влияние на налоговые ставки будет зависеть от относительнойпозиции медианного избирателя. Если эта позиция смещается вниз по шкалераспределения дохода, то степень распределения дохода, налоговые ставки ирасходы возрастут; если она смещается вверх, то уровень расходов и размерправительства сократятся. Если же относительная позиция медианного избирателяостается неизменной, то размер государственного сектора стабилизируется. (Дж.Ричард Аронсон и Эттиат Ф. Отт «Рост государственного сектора»)
2.4 Теории внешних факторов – эффект смещения
Основаэтих теорий в том, что после каких-либо крупных социальных потрясений (войны,депрессии и д.р.) изменяются и представления людей о пределах налогообложения ижелаемом уровне государственных расходов. В результате эффекта смещения расходыи налоговые поступления смещаются к более высокому уровню. В соответствиесточкой зрения Пикока и Уайзмена существуют две причины, почему государственныерасходы будут поддерживаться на новом, более высоком уровне даже послезавершения кризиса.
1. Правительство теперь в состоянии финансировать проекты, которые всегдажелало финансировать и прежде, но не имело для этого возможностей.
2. Социальные потрясения обнаруживают новые обязательства, которые должновзять на себя правительство.
Ростнационального дохода или национальный кризис типа войны приводит также кэффекту концентрации, который выражается в том, что расходы центральногоправительства имеют тенденцию к росту относительно расходов местных властей.Экономическое развитие связано с улучшениями в сферах транспорта, коммуникацийи мобильности, что способствует желанию обеспечить единообразие предоставляемыхгосударством услуг. Предполагается, что центральное правительство обладаетлучшими возможностями в обеспечении такого единообразия и, возможно, вдостижении большей экономии от масштаба предоставления услуг. Более того,концентрация власти ослабляет ограничения на уровень налогообложения,налагаемые конкуренцией среди местных властей. Бреннан и Бьюкенен проводятаналогию между централизованным правительством и действующим в частном секторемонополистом, стремящимся максимизировать прибыль. Централизованное государствоищет возможности эксплуатировать своих граждан, максимизируя налоговыепоступления. Соответственно они утверждают, что наиболее сильным ограничениемразмера правительства является фискальная децентрализация. Фактор концентрацииможет отчасти помочь в объяснении роста государственного сектора. (Дж.Ричард Аронсон и Эттиат Ф. Отт «Рост государственного сектора»)
государственный сектор рынок китай
3.Государственное регулирование рынка Китая
СовременныйКитай имеет мощную экономику с ВВП, немного превышающим 1 трлн. долларов. Этопочти в 5 раз больше чем ВВП России, ВВП на душу населения – 710 долларов, чтовдвое меньше чем у нас в стране. В структуре экономики Китая на долю сельскогохозяйства приходится 18% ВВП, промышленности – 51,2%, сферы услуг – 31,5%.Отсюда можно сделать вывод, что Китай индустриально-аграрная страна.
Основныечерты китайской модели регулирования:
1.Мощный государственный сектор, на который приходится около 60% всей экономики.Позиции государственного сектора особенно сильны в нефтепереработке (84,9%),электроэнергетике (75,3%), металлургии (70,8%), производстве алкогольныхнапитков (96,9%). Государственный сектор сейчас составляет 118 тыс.предприятий, причем около 40% из них убыточны. Китайское правительство нефорсировало процесс приватизации предприятий, но теперь по мере накоплениякапитала в частных руках государство может с выгодой избавиться отнеэффективных предприятий. Этот процесс будет облегчен тем, что после 1996 г.многие предприятия стали акционерными обществами со сто процентнымгосударственным участием.
2.Наряду с государственным в Китае имеется большой и эффективный частныйсектор. До периода начала реформ и открытости внешним рынкам китайская экономикабыла основана исключительно на общественной собственности. После 1978 г.китайское правительство, поддерживая общественную реформу собственности,поощряет развитие разных экономических структур, что привело к быстромуразвитию индивидуальной и частной форм экономики. К н. 1999 г. в стране былозарегистрировано более 31 млн. индивидуальных и частных предприятий с общейзанятостью 67 млн. чел. К настоящему времени уже свыше 75% всех занятых всельском хозяйстве работают в частном секторе. Под частным контролем находитсяпроизводство 51% промышленной продукции. Однако частный сектор дает лишь 37%рынка услуг, поскольку финансовый сектор в основном контролируетсягосударством. В целом на долю частного сектора приходится около 40% ВВП.
3.Для КНР характерна мощная контрольная ветвь власти. По всей стране ежегоднопроводится налоговая ревизия, направленная на проверку уровня собираемостиналогов, финансовых дел, соответствия товарных цен. В среднем за год штрафы занеуплату налогов составляют 10 млрд. юаней. Военным, милицейским, юридическимструктурам категорически запрещено создавать свои предприятия. В рамкахспециальной программы государство командирует специальных контролеров накрупные и средние предприятия. Функцию контроля в этой сфере осуществляют такжемуниципальные отряды, в состав которых входят представители таможни,общественной безопасности, органы управления торговлей и др. ведомств, следящихза исполнением соответствующих законов. Борьба с контрабандой ведется совместнос различными государственными организациями и специальными методами. Системанаказаний за уклонение от уплаты налогов в отношении нарушителей применяется взависимости от объема средств, не представленных налоговым органам, а также отдругих отягчающих или смягчающих обстоятельств. (Мовсесян А.Г. «Мироваяэкономика»)

Заключение
Государственноерегулирование – это система хозяйственно-политических мер, осуществляемыхгосударственными органами в интересах укрепления существующейсоциально-экономической системы и обеспечения благоприятных условийвоспроизводства.
Основныеобъекты государственного регулирования экономики – хозяйственная конъюнктура,отраслевая и территориальная структура, научно-технический прогресс,внешнеэкономические связи, социальные отношения, окружающая среда.
Материальнойосновой ГРЭ является часть национального дохода, перераспределяемая черезгосударственный бюджет. ГРЭ осуществляется с помощью административных,кредитно-денежных и бюджетных мер, а также с помощью политики в государственномсекторе экономики.
Государственныевложения преимущественно производятся в те отрасли, к которым частный капиталне проявляет достаточного интереса – это инфраструктура,научно-исследовательские центры, малорентабельные отрасли.
Государственныйсектор экономики – это комплекс хозяйственных объектов, принадлежащихгосударству. В одних странах государственный сектор возник в результатестроительства предприятий и объектов инфраструктуры (США, Германия, Швеция,Япония), в других – в результате национализации ряда отраслей с последующей ихреконструкцией (Франция, Италия, Австрия, Великобритания). При этомзначительная часть государственного сектора – это объекты инфраструктуры,которые чаще всего нерентабельны, другая часть – государственные предприятия всырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции иоборачиваемость капитала медленная, часть – это пакеты акций смешанныхчастно-государственных компаний.
МасштабыГосударственного сектора зависят не только от экономической эффективности, но иот возможности частного капитала данной страны брать на себя ответственность засудьбу тех предприятий, которые контролируются государством. Например, в80-90-х гг. в странах «Большой семерки» происходил активный процессприватизации предприятий государственного сектора. В США на долюгосударственного сектора приходится 12% произведенных товаров и услуг, в Ираке– 65%. В России в 1995 г. на частных предприятиях было произведено 25% ВВП, в«негосударственном секторе» в целом – 60%.
Итак,опыт всех стран подтверждает, что чем острее экономическая ситуация в стране,тем выше роль прямых административных методов (государственное регулирование);чем стабильнее положение, тем выше роль рыночных методов и косвенныхрегуляторов (налоги, кредиты, цены и др.). Роль государственного регулированиясвязана с тем, что сами по себе рыночные методы могут привести к противоречиями диспропорциям, что противоречит воспроизводственным процессам. При всехобстоятельствах, как бы ни менялось на разных этапах роль государственного регулирования,она не должна выходить за определенные рамки. К концу 90-х годовгосударственное регулирование распространилось на 1/3 экономики, а финансовое икредитное регулирование – практически на всю экономику ведущих стран рыночнойэкономики.Некоторые важныеэкономические показатели Китая
Население(млн.) – 1305
Площадь(тыс. кв. км.) – 9598
ВНД(млрд. долл.) – 2270
Темпыприроста населения (%) – 0,6
ВНДна душу населения (долл.) – 1740
 
Экономика
1990
2000
2005 ВВП (млрд. долл) 355 1198 2234 Темпы прироста ВВП (% в год) 3,8 8,4 10,2 Добавленная стоимость в с/х (%ВВП) 27 15 13 Добавл. стоимость в пром-ти (%ВВП) 42 46 48 Добавл. стоимость в сфере услуг(%ВВП) 31 39 40 Экспорт(%ВВП) 19 23 37 Импорт(%ВВП) 16 21 32 Валовое накопление капитала(%ВВП) 36 35 43 Доходы бюджета центр. правит-ва(%ВВП) 6,3 7,1 9,5
Государство и рынок Период для создания бизнеса(дней) – – 35 Капитализация фондового рынка(%ВВП) 0,5 48,5 34,9 Расходы на оборону(%ВВП) 2,7 1,8 2 Стац. тел линии и абоненты моб. тел связи (на 1тыс. чел.) 6 182 570 Число позьзователей Интернета (на 1тыс. чел) 18 85 Дороги с твердым покрытием(% всей дорожной сети) – 78 83 Экспорт высокотехн. Продукции(% экспота) 6 19 31
Внешнеэкономические связи Торговля товарами как доля ВВП(%) 32,5 39,6 63,6 Чистые условия внешнеторг. обмена(2000г =100) 102 100 92 Прямые иностранные инвестиции(млрд. долл.) 3 38 79 Краткосрочная задолженность(млрд.долл) 9 13 148 Текущая стоимость внешнего долга(млрд. долл) – – 276 Общ. сумма обслуж. долга(% от экспорта тов. и услуг) 11,7 9,3 3,1 Размер помощи(млн. долл) 2030 1728 1757 Поступившые денежные переводы (млн. долл) 6 22