Проблема женской занятости на примере Кабардино Балкарской Республики

–PAGE_BREAK–3)            социальные позиции в обществе по женскому вопросу:
а) патриархальная, основанная на двух системах ценностей (мужской и женской), требования возврата женщины в семью с главной функцией материнства и воспитания детей;
б) экономическая, основанная на частых заболеваниях женщин и детей, отстранения по мере возможности от работы;
в) демографическая, основанная на проблеме депопуляции, поощрения и стимуляции репродуктивной деятельности;
г) эгалитарная, обеспечивающая реальное равенство мужчины и женщины, переход от патриархата к концепции занятости и женского труда;
4)            женская занятость, конкурентоспособность, образование;
5)            планирование семьи и социальное здоровье женщины (43,67).
Сегодня женщины в нашей стране представляют 54% населения. Из них 50% рабочих и служащих, их руками создается свыше 45% национального дохода по России. Поэтому государство заинтересовано в труде женщин, но сами женщины не меньше заинтересованы в этом. В связи с этим общество должно помочь каждой женщине адаптироваться к современным условиям рыночной экономики. Для того, чтобы решить все эти проблемы, должны быть не только разработаны теории реализации прав и свобод женщины, но и без промедления внедрены эти теории в жизнь. Пока же все это остается на бумаге и в действительности не реализуется. Общество должно понять, что без активного участия женщин не могут быть проведены кардинальные политические, экономические и духовные преобразования (15,94).
Женский вопрос — один из стержневых в государственной социальной политике. Во время анкетного опроса женщин, занятых в промышленности, которые воспитывают несовершеннолетних детей, подавляющее большинство респонденток высказали недовольство условиями своего труда. Примечательно, что их беспокоит отнюдь не сам характер труда: материальный уровень многих семей настолько низок, что женщина предпочитает трудиться в неблагоприятных условиях за льготы и надбавки к заработной плате (18,11).
В настоящее время общество еще не готово и к решению проблемы ролевого конфликта — к примеру, между ролью работницы и матери. Куда тратятся время и силы женщин-матерей, если ни работе, ни детям, ни мужу они не могут уделить должного внимания? Так, например, на кухню, уборку, стирку, глажку ежедневно уходит три-четыре часа, а в выходные дни — шесть часов. Так
 кто же виновен в бедственном положении работающей матери? Что нужно укоротить: профессиональный или домашний труд? Если мы не на словах, а на деле стремимся к гуманистическим идеалам, то профессиональный труд работающих матерей необходимо привести в соответствие с природным предназначением женщины и при этом максимально облегчить домашний труд.
От условий труда и социальной защищенности женщин зависит не только рождение детей, их здоровье и воспитание, но и крепость, стабильность, благополучие семьи. Материнство выступает как важнейшая социокультурная ценность, и мы все сожалеем, что образ и стиль женщины-матери порой искажается жертвами алкоголизма и курения, бедствиями матери-одиночки.
Для создания механизма социальной поддержки и защиты женщин нужна научно обоснованная концепция женской занятости. Мы много лет гордились тем, что женщина у нас может быть и трактористом, и летчиком, и геологом, и директором завода. А хорошо ли это для самой женщины, ее детей, семьи? Нужно ли вообще работать женщине, пока у нее маленький ребенок, и как обеспечить безболезненное совмещение профессионального труда и материнства? (14,19)
На эти вопросы призвана ответить наука. На научной основе сегодня у нас в стране развивается профессиональная ориентация, в том числе, в направлении подбора профессии с учетом физиологических и психологических особенностей женского организма. Труд женщин — не количественное дополнение труда мужчин, он привносит иное качество профессионального труда в развитие общества. Женщина — не худший и не лучший работник по сравнению с мужчиной. По-видимому, речь должна идти не о различиях между профессиями, а о различиях внутри профессии.
Препятствие, которое встречает женщина, делающая служебную карьеру, — это отношение вышестоящего должностного лица к ней как сексуальному объекту. Очень часто получение новой должности зависит от этого негативного явления в нашей жизни. До сих пор женщина не защищена законом от сексуальных притязаний со стороны должностных лиц. Теперь посмотрим, как эту проблему решают в Швеции. Служащий или работопроситель, который стал жертвой дискриминации на основе половой принадлежности, должен обратиться за помощью в профессиональный союз (объединение). Работопроситель или служащий, который не является членом профессионального союза или не получил достаточной помощи от союза, может обратиться за помощью в Рабочий суд. Поэтому наше законодательство должно разработать систему защиты и прав для нормального функционирования женщин в современном обществе.
Другая проблема — отношение общества к женской проституции. Опросы студенческой молодежи показывают, что за легализацию проституции выступают 71% мужчин и 49% женщин. Отрицательно к проституции относятся 66% опрошенных, 25% — мирятся с ее существованием, 9% — полагают проституцию нормальным явлением. Доводы «за»: решение проблемы СПИДа, право выбора сексуального партнера, способ заработать на жизнь, уменьшение насилия, изнасилований, повышение контроля за здоровьем, снижение венерических и других заболеваний, уменьшение числа необдуманных браков, возможность сбора налогов для государства. Доводы «против» звучат гораздо скромнее: противно, аморально, ужасно (31,47).
Существует множество теорий, объясняющих причины неравенства между мужчиной и женщиной. Одни авторы считают, что тендерные различия формируются на основании образцов идентификации, усвоенных человеком в детстве. Первоначально мальчики и девочки отождествляют себя со своей матерью. В дальнейшем происходит сближение мальчиков с отцами, в то время как девочки продолжают идентифицировать себя с мамами. По мнению других, основной причиной неравенства является конфликт между господствующей группой (мужчинами) и подчиненной (женщинами). Согласно этой теории, господство мужчин первоначально было обусловлено тем, что, будучи физически сильнее женщин, мужчины могли подчинить и эксплуатировать их.
Американские исследования 90-х гг. детской иллюстрированной литературы показали роль этих книг в социализации детей с одновременным освоением мужских и женских стереотипов (активного и пассивного начала). Так, более 260 иллюстраций изображали в роли главных героев мужчин: смелые, энергичные, деятельные, им максимум внимания. И только 23 иллюстрации относились к женщинам; только любовь, ожидания, посильная помощь и участие. Маленькие девочки лишаются своего «Я» и затем неохотно отождествляются с другими жизненными ролями. В повседневности так считается, что мальчики всегда активны, стремятся верховодить, а девочки послушны и должны быть готовы служить другим. У взрослых примерно то же самое: мужчины занимаются самыми разнообразными профессиями, женщины (в идеале) чаще должны быть женами и матерями.
Несмотря на равноправие в выборе профессии, тонкие и вместе с тем существенные различия обусловлены половыми ролями, выполняемыми женщиной и мужчиной. На протяжении истории мужчина действительно проявил себя носителем активных действий, исследовательско-аналитического начала, изменения среды, конкурентности. Женщина оказалась более склонной к синтезу, интеграции, сохранению, консенсусу. В ближайшем будущем именно эти способности будут цениться очень высоко, именно в этих видах деятельности женщины смогут найти компенсацию за утраченные материнские роли.
В результате промышленной революции XIX века функции воспитания перешли к женщине, сменив саму парадигму воспитания. Если мужчина опирался на физическое превосходство и экономическую власть в семье, прибегая к силе, угрозам и воспитывая страхом, то женщина стала действовать убеждением или культивированием чувства вины. Акцент перенесен с внешнего поведения на внутренние мотивы, социализация стала ориентированной на психику, а не на физическое наказание.
Уменьшение роли материнства, конечно же, связывается с развитием сферы обслуживания и массовых коммуникаций. Новая мотивация содержит чувство вины и приспособление к реалиям постиндустриального общества на фоне развития самоанализа и самосознания. Мужская техника воспитания не благоприятствовала развитию творческого мышления, ценность которого в современном цивилизованном обществе постоянно растет.
Социальная работа с женщинами предполагает развитие центров планирования семьи, психологической поддержки, социального консультирования, а также организацию женских курсов разного уровня с системой обучения не только семейной психологии, культуре брака, сексологии, но и домашней педагогике, семейному бизнесу, основам семейного бюджета, традиционной культуре (38,71).

1.2.  Нормативно- правовое регулирование занятости женщин.
Труд женщин в РФ регламентируется КЗоТ РФ, а в частности статьей XI КЗоТ, которая носит название «Труд женщин».
Работы, на которых запрещается применение труда женщин: Запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию).
Список тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, утверждается в порядке, установленном законодательством. Запрещаются переноска и передвижение женщинами тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.
Глава XI КЗоТ это система специальных норм, образующая особую охрану труда женщин сверх общей охраны их труда. Это нормы трудовые льготы, необходимые для защиты физиологических особенностей женского организма, его материнской детородной функции от производственных вредностей, а также для получения здорового потомства. В последние годы увеличиваются трудовые льготы для выполнения материнской (или отцовской, если нет матери) социальной роли по воспитанию малолетних детей. Ст. 7 Конституции РФ предусматривает, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (8,17).
Особая охрана труда женщин начинается уже с момента приема их на работу, поскольку ст. 160 КЗоТ запрещает использование труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными для женщин условиями труда, а также на подземных физических работах. Даже если сама женщина просит принять ее на такие работы, администрация не имеет права ее принимать.
Список тяжелых работ и с вредными для женщин условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, медицински обоснован. Он утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 июня 1978 г. с последующими изменениями и дополнениями. В этот Список вошло более 500 видов работ в самых различных отраслях производства, включая и пищевую, текстильную и легкую отрасли народного хозяйства, а также профессии рабочих, общие для всех отраслей (варщик битума, водолаз, газоспасатель, котлочист, слесарь мостовой, трубочист и др.). Применение этого Списка запрещенных для женщин работ должно быть независимо от того, на предприятиях каких отраслей народного хозяйства имеются такие производства, профессии и работы, хотя бы в Списке они и указаны по какой то определенной отрасли. Ныне Закон РФ «Основы законодательства об охране труда» значительно сузил сферу действия ст. 160 КЗоТ (как мы считаем необоснованно) тем, что запретил такие работы лишь для женщин детородного возраста (до 35 лет), то есть, направлена эта мера главным образом на получение здорового потомства. Такое сужение запрета не учитывает, что работающие на тяжелых и вредных для них работах женщины старше 35 лет, подвергаясь влиянию производственных вредностей, будут чаще болеть различными женскими болезнями, поскольку влияние таких вредностей на женские гениталии с возрастом женщины не исчезает. Думается, что здесь законодатель отступил от достигнутых социальных завоеваний по труду женщин в ущерб здоровью женщин. Наоборот, для женщин фертильного возраста следовало бы дополнить указанный Список рядом видов труда. И такой дополнительный Список был профсоюзами подготовлен и опубликован (см. Вестник профсоюзов, 1992, №№ 4, 5), но не был принят законодателем, формулировка же Закона РФ об охране труда здесь нуждается в обязательном уточнении (1,29).
Применение труда женщин на подземных физических работах в горнодобывающей промышленности и на строительстве подземных сооружений было запрещено Постановлением Совета Министров СССР от 13 июля 1957 г. Это Постановление, запретив такой труд женщин (который допускался в военное время и в восстановительный период), сделало исключения для:
а) женщин, занимающих руководящие посты и не выполняющих физической работы;
б)  женщин, занятых санитарным и бытовым обслуживанием;
в) женщин, проходящих курс обучения и допущенных к стажировке в подземных частях предприятия;
г) женщин, которые должны спускаться время от времени в подземные части предприятия для выполнения нефизических работ (инженеры, врачи, геологи и т.д.).
Эти исключения соответствуют международно-правовому регулированию труда женщин. В сельском хозяйстве рекомендуется более широкое привлечение женщин к участию в квалифицированном труде и запрещается труд женщин фертильного возраста (до 35 лет) с ядохимикатами, пестицидами и дезинфицирующими средствами. Для привлечения женщин села к квалифицированному труду есть Перечень работ и механизмов, на которых рекомендуется преимущественно женский труд, утвержденного. Госкомтрудом СССР, Минсельхозом СССР, Минздравом СССР и ВЦСПС 29 декабря 1969 г.  Ныне запрещено обучение и прием на работу женщин в качестве трактористок, машинистов, водителей грузовых автомашин согласно Постановлению Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. (24,87).
Увеличивается непрерывно продолжительность безработицы женщин. Высвобождение и безработица женщин затронули в большинстве случаев не работниц неквалифицированного ручного труда, а женщин специалистов и служащих. В составе безработных с вузовскими дипломами женщин 69%, а со средним специальным образованием 74%. Почти 40% всех безработных женщин это специалисты и служащие. Среди безработных одиноких родителей 90% женщин, а среди многодетных родителей — 77% женщин в этих условиях безработная мать будет согласна на любую работу вплоть до запрещенных для женщин.     Поэтому     необходимо     усиление     контроля     за     правильным трудоустройством женщин и за тем, на каких работах применяется женский труд, выявления нарушений запрета им вредных и тяжелых условий труда.
Облегчение условий труда женщин выражается и в мере, предусмотренной частью третьей ст. 160 КЗоТ, запрещающей переноску и передвижение женщинами на работе тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. Постепенно предельная норма тяжестей для женщин снижалась. Ныне эти предельные нормы снижены в два с лишним раза по сравнению с существовавшими до 1984 года. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. № 1052 установлена для всех производств России предельная норма подъема и перемещения женщиной тяжестей не более двух раз в час до 10 кг, а при постоянном подъеме и перемещении до 7 кг. В эту величину включается тара и упаковка. В течение каждого часа рабочей смены величина динамической работы подъема тяжестей с пола не должна превышать 875 кг, тем самым ограничен и общий суммарный подъем за рабочий день, рабочую смену. При перемещении груза на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг (4,68).
Привлечение женщин к работам в ночное время не допускается, за исключением тех отраслей народного хозяйства, где это вызывается особой необходимостью и разрешается в качестве временной меры. Ночным считается время с 10 часов вечера до 6 утра.
Женщины, имеющие детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей инвалидов до шестнадцати лет), не могут привлекаться к сверхурочным работам или направляться в командировки без их согласия (в редакции. Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г.).
Одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из названных лиц либо разделены ими между собой по своему усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере дневного заработка за счет средств Фонда социального страхования РФ. Женщинам, работающим в сельской местности, предоставляется, по их желанию, один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы (22,54).
    продолжение
–PAGE_BREAK–Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо они переводятся на другую работу, более легкую и исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. До решения вопроса о предоставлении беременной женщине, другой более легкой и исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов работы она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств предприятия, учреждения, организации. Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет  (14,10).
Женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей сто десять) календарных дней после родов. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов (41,22).
Отпуска по беременности и родам предоставляются всем работающим женщинам, где бы и сколько бы они ни работали, в том числе сезонным и временным работницам. Размер этого отпуска установлен в соответствии с Законом РФ от 4 апреля 1992 г. «О дополнительных мерах по охране материнства и детства». Общая его продолжительность 140 (70+70) календарных дней при нормальных родах, 156 (70+86 послеродовой) календарных дней при осложненных родах и 180 (70+110 послеродовой) календарных дней при рождении двух и более детей. Эта общая продолжительность отпуска предоставляется и в случае, если дородовой период фактически был меньше неиспользованные его дни присоединяются к послеродовому отпуску.
Дородовой отпуск женщинам, проживающим (работавшим) в чернобыльских зонах с правом на отселение, установлен в 90 календарных дней, а, следовательно, и суммарная продолжительность их отпуска по беременности и родам увеличивается и будет 160 (90+70), 176 (90+86) и 200 (90+110) календарных дней соответственно.
На время отпуска по беременности и родам женщине выдается листок по временной нетрудоспособности, который оплачивается в размере 100% ее среднего заработка, исчисленного за последние два месяца. Если женщина по окончании послеродового отпуска будет еще нетрудоспособна, то ей выдается больничный листок в связи с болезнью, который будет оплачиваться в размере, исходя из ее непрерывного стажа- При выкидыше также выдается больничный листок, оплачиваемый в соответствии с непрерывным стажем женщины.
Безработным женщинам, высвобожденным с производства в связи с ликвидацией или реорганизацией предприятия в течение 12 месяцев, предшествующих их безработице, пособие по беременности и родам за время такого отпуска оплачивается в размере минимальной оплаты труда (п. 3 Указа Президента РФ от 2 июля 1992 г.).
В отдельных случаях профсоюзные органы субъектов Российской Федерации могут разрешить выплату женщине пособия по беременности и родам, если этот отпуск у нее наступил в течение месяца после увольнения по уважительным причинам.
Работающим мужьям, жены которых находятся в отпуске по беременности и родам, по их желанию ежегодный отпуск предоставляется в период отпуска жены. Перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него, либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине, по ее заявлению, предоставляется ежегодный отпуск независимо от стажа работы на данном предприятии, в учреждении, организации.
По желанию женщин им предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет может быть использован полностью либо по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом или другими родственниками, опекуном, фактически осуществляющими уход за ребенком. По желанию женщины и лиц, указанных в части второй настоящей статьи, в период нахождения их в отпуске по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому. Отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях). В стаж работы, дающий право на последующие ежегодные оплачиваемые отпуска, время отпуска по уходу за ребенком не засчитывается. За время отпуска по уходу за ребенком сохраняется место работы (должность), (в ред. Федерального закона от 24 августа 1995 г.).
Женщинам, усыновившим детей, предоставляется отпуск по беременности и родам за период со дня усыновления и до истечения семидесяти дней (при усыновлении двух и более детей ста десяти дней) со дня рождения детей и, по их желанию, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (24, 95).
Женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо общего перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка; перерывы предоставляются не реже чем через три часа, продолжительностью не менее тридцати минут каждый. При наличии двух или более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва устанавливается не менее часа. Перерывы для кормления ребенка включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку. Сроки и порядок предоставления перерывов устанавливаются администрацией совместно с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, учреждения, организации с учетом пожеланий матери (в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 г.).
Перерывы для кормления ребенка предоставляются матери (отцу, воспитывающего ребенка до полуторалетнего возраста) независимо на грудном или искусственном вскармливании находится ребенок до полутора лет. Указанные перерывы по существу сокращают на час рабочий день матери, сохраняя оплату как за полный рабочий день, поскольку эти перерывы включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку.
По желанию женщины перерывы для кормления ребенка соединяются (а их два за 7-8 часовой рабочий день) и они могут быть перенесены на начало рабочего дня, т.е. женщина начинает работу на час позже, чем другие, или на конец  рабочего   дня,   тогда  она   оканчивает  работу  на  час  раньше,  или присоединены к обеденному перерыву, что удобно тем, кто живет недалеко от производства.
Иногда в зависимости от состояния здоровья ребенка врач предписывает кормить ребенка чаще, чем каждые три часа, тогда по указанному заключению врача должны предоставляться дополнительные перерывы.
Средний заработок для оплаты перерывов для кормления ребенка исчисляется за последние три месяца работы.
Если по условиям работы женщина не может фактически пользоваться перерывами для кормления ребенка (проводник на железной дороге, бортпроводница в аэрофлоте и т.д.), то она должна быть переведена на другую более легкую работу с сохранением на время перевода оплаты не ниже прежнего среднего заработка. Поэтому к вахтовому методу организации работ запрещено привлекать таких женщин, так же, как и беременных.
Запрещается отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. При отказе в приеме на работу беременной женщине или женщине, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, а одинокой матери ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка инвалида до шестнадцати лет), администрация обязана сообщать ей причины отказа в письменной форме. Отказ в приеме на работу указанных женщин может быть обжалован в народный суд. Увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (одиноких матерей при наличии у них ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка инвалида до шестнадцати лет), по инициативе администрации не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством. Обязательное трудоустройство указанных женщин осуществляется администрацией также в случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора (контракта). На период трудоустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но не свыше трех месяцев со дня окончания срочного трудового договора (контракта) (30,69).
Нарушение администрацией части второй ст. 170 КЗоТ, если она при увольнении женщины знала, что она беременна или имеет ребенка до трех лет (или до 14 лет одинокая), является увольнением с явным нарушением закона, когда к виновному должностному лицу применяется ст. 214 КЗоТ о его материальной ответственности (ст. 214 КЗоТ и комментарии к ней и п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 16 от 22 декабря 1992 г.).
Женщина, уволенная с нарушением части второй ст. 170 КЗоТ, во всех случаях подлежит восстановлению на работе (ст. 213 КЗоТ и комментарии к ней).
При прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы.
Администрация предприятий, организаций по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, организации в случае необходимости может выдавать беременным женщинам путевки в санатории и дома отдыха бесплатно или на льготных условиях, а также оказывать им материальную помощь (17, 82).
На предприятиях, в организациях с широким применением женского труда организуются детские ясли и сады, комнаты для кормления грудных детей, а также комнаты личной гигиены женщин.
Гарантии и льготы, предоставляемые женщине в связи с материнством (ограничение труда на ночных и сверхурочных работах, ограничение привлечения к работам в выходные дни и направления в командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда и другие гарантии и льготы, установленные действующим законодательством), распространяются на отцов, воспитывающих детей без матери (в случаях ее смерти, лишения родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения о детях), а так же на опекунов (попечителей) несовершеннолетних (в редакции. Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992).
Ст. 172 1 КЗоТ признала право отца, воспитывающего детей без матери (при ее длительной болезни, смерти и в других случаях), а также опекуна (попечителя) несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, на трудовые льготы по рабочему времени, его режиму, дополнительные отпуска по уходу за ребенком и другие гарантии и льготы, предоставляемые законодательством женщине в связи с материнством. Поэтому мы вправе теперь говорить и о трудовых льготах в связи с отцовством (опекунством) по воспитанию детей.
Как видно из настоящего обзора КЗоТ в части, касающейся труда женщин, труд этой категории населения достаточно жестко регламентирован: запрещено использование женского труда на тяжелых работах, предусмотрены отпуска, пособия на ребенка, оплата путевок и т.д.
Однако не все льготы используются в полном объеме, нередки случаи, когда трудовые отношения идут в обход КЗоТ. Несмотря на запрещение этого гражданским кодексом и КЗоТ, трудовые договоры ухудшают условия работы женщин. Из этого следует, что одними гражданско-правовыми актами нельзя добиться полностью необходимых условий труда для этой категории трудящихся, для этого необходимо также воспитание в работодателях культуры трудовых взаимоотношений. Нелишне было бы также, если бы каждый работодатель, подписывая регламент работы, в котором затрагивается женский труд, применял бы его мысленно к своим близким — матери, дочери, жене -тогда, вероятно, мы бы соблюдали нормы труда женщин, которые так ясно и верно описаны в КЗоТ.

ГЛАВА  2. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЖЕНСКОЙ ЗАНЯТОСТИ В КБР.
2.1. Специфика женской занятости в КБР.
Министерство труда и социального развития КБР в последние годы подготовило и представило в Правительство РФ и КБР следующие законопроекты: «О положении женщин в Кабардино-Балкарской Республике», «О республиканском плане действий по улучшению положения женщин в КБР, повышению их роли в обществе до 2006 г.», принята республиканская целевая программа «Безопасное материнство» на 2002-2006 годы.
Органы службы занятости республики проводят значительную работу по специальной интеграции и поддержке граждан с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда, и, в первую очередь, женщин… Для них реализуются специальные программы трудоустройства, в частности: гибкие и нестандартные формы занятости (надомничество, совместительство, работы на условиях раздельного, неполного рабочего дня, неполной  рабочей недели, работа в период отпусков, по временным контрактам, сезонные работы и т.д.), стимулирование создания и сохранения рабочих мест, различные программы для отдельных категорий населения (44,34).
С середины 90-х гг. в республике наблюдается стабильная тенденция сокращения численности работающих женщин. Так, с 1992 г. по 1998 г. численность занятых женщин уменьшилась более чем на 30 тыс. человек (в 1998 г. она составляла 118 тыс. или на 14% меньше показателя 1995 г.). С 1999 г. по 2006 г. численность работающих женщин несколько возросла.
Если рассматривать численность занятых женщин по возрастным группам, то выясняется любопытная картина. В период с 1995 г по 2006 гг. численность работающих женщин в возрасте до 19 лет уменьшилась в 2 раза (с 2,7% в 1995 г. до 1,3% в 2006 г.). Численность занятых женщин в возрасте 20-24  лет после  некоторого снижения (в 1995 г. – 13,5%,  в 1999 г. – 8,9%)  стабильно увеличивается (в 2002 г. – 9,8%,  в 2006 – 11,1%).
В возрастной группе 25-29 лет в период с 1995 г. по 1997 г. наблюдается некоторое снижение работающих женщин (с 11,3% до 11%), однако впоследствии данный показатель имеет устойчивую тенденцию к повышению (в 1998 г. – 12,9%,  в 1999 г. – 14,1%). В возрастной группе 30-49 лет значительное повышение показателя занятых женщин после значительного увеличения (в 1995 г. – 54,6%,  в 1997 г. – 62%) имеет тенденцию к понижению (в 1999 г. – 56%).
Если в возрастной группе 50-54 года численность занятых женщин несколько увеличилась (с 7,6% в 1995 г. до 8,5% в 2006г.), то в группе 55-59 лет наблюдается некоторая стабилизация данного показателя (в 1995 г. – 7%,  в 2006 г. – 6,5%).
Значительные показателя численности работающих женщин в анализируемый период зарегистрированы в возрастной группе 60-72 года. Так, в 1995 г. он составил 3,3% и снизился до 1,6% в 2002 г., однако в дальнейшем наблюдается некоторое повышение данного показателя (в 2005 г. – 1,8%,  в 2006 г. – 2,4%).
Средняя продолжительность женской безработицы в КБР в период с 1995 по 2006 гг. увеличилась до 7,1 месяца. Доля зарегистрированных женщин в органах службы занятости безработных женщин в общей численности зарегистрированных безработных составила в 1992 г. в целом по республике 83,9% (в некоторых городах и районах данный показатель был даже выше среднереспубликанского: в Майском районе – 92,8%,  в  г.Нальчике – 90,1%,   в Черекском районе – 88,7%,  в г.Прохладном – 88,5%,  в Терском районе – 87,6%,  в Баксанском районе – 85,3%) и к 1995 г. она снизилась до 74,1%.
В период с 1991 по 2006 гг. в органы службы занятости республики обратились за содействием свыше 170 тыс. человек, из которых более 130 тыс., т.е. 76,5% составляли женщины.  90 тыс. женщин, из числа обратившихся были поставлены на учет, более 40 тыс. получили профконсультации по вопросам трудоустройства.
Анализ показывает, что в период с 1991 г. по 2006 г. доля женщин среди общего числа трудоустроенных составила 60% или 19,6 тыс. человек.
Значительные масштабы женской безработицы в КБР связаны, в первую очередь,  со значительным высвобождением работников в тех отраслях, где преимущественно использовался женский труд (легкая и пищевая промышленность, сфера обслуживания). 79 вакансий, предназначенных для женщин, составляют вакансии по рабочим профессиям, в то время как среди подавляющего большинства женщин, обратившихся в службу занятости, зарегистрирован относительно высокий уровень образования (44,47).
Органы службы занятости республики, решая проблему трудоустройства женщин, имеющих, как правило, узкопрофильную подготовку и слабые профессиональные навыки, стремятся создать необходимые условия для повышения конкурентоспособности женской рабочей силы, с целью адаптации безработных женщин к новым экономическим условиям, используют следующие формы: временная занятость, общественные работы, профессиональное обучение, профессиональная ориентация.
    продолжение
–PAGE_BREAK–В период с 1991 по 2006 гг. временной занятостью и общественными работами были охвачены более 7 тыс. женщин, 57 тыс. – получили услуги по профессиональной ориентации, более 3 тыс. удалось трудоустроить.
Решение проблем женской занятости возможно только при условии проведения всеми заинтересованными сторонами (органами занятости образования, социальной защиты, профсоюзные и женские организации) согласованной политики содействия занятости.
На наш взгляд, местным органам власти необходимо принять действенные нормативно-правовые документы, поощряющие женскую самозанятость, а также обеспечить налоговые льготы для предприятий, создающих рабочие места для женщин.
Социально-экономические и политические перемены в российском обществе по-разному повлияли на положение женщин и мужчин в сфере занятости, в значительной мере усугубив их неравное положение на рынке труда. Это делает проблему положения женщин на рынке труда, в частности проблему женской безработицы, особенно актуальной, требующей более широкого и комплексного рассмотрения (15,56).
Для того, чтобы найти оптимальные пути, методы и средства решения, жизненно важных для женщин, а, следовательно, и для всего общества, проблем, необходима их дальнейшая разработка применительно к сегодняшним реалиям, поскольку решения и практические рекомендации по любой проблеме во многом зависят от ее точной постановки и учета фоновых условий.
По содержанию женский труд — совокупность качественно определенных трудовых функций, которые может выполнять женщина в соответствии с биосоциальными особенностями. В современном производстве, при современном развитии техники все чаще ориентация на разделение труда по половому признаку зависит не столько от психофизиологических признаков, сколько от общественных стереотипов, существующих как на уровне общественного сознания, так и на уровне индивидуального сознания самих женщин.
Одним из главных оснований разделения труда по признаку пола до сих пор выступает архаическое основание — биологическая способность женщин к деторождению. В современных обществах давно отпала социальная необходимость разделения труда по этому признаку. И, тем не менее, традиционная патриархальная идеология и традиционные роли сохраняются: от женщин требуется концентрация на частной сфере, а от мужчин — преуспевание в сфере общественной. Более того, традиционная сегрегация переносится и в сферу общественного производства: женские профессии и женские рабочие места часто формируются простым перенесением на социальный микроуровень традиционных женских занятий в рамках семьи. Но при этом то, что считается «женским», социально не престижно и ниже оплачивается, то, что социально более престижно — прерогатива мужчин. Экономически женщины и мужчины — как будто две касты. Исследования, проведенные ООН в год женщины, показали, что на женщин падает две трети всего рабочего времени, при этом лишь одна десятая часть совокупного дохода и только сотая часть имущественного состояния (48,20).
В нашей стране в периоды экономического подъема или войны, при нехватке рабочих рук, женщины активно вовлекались в общественное производство, но в периоды кризиса и вызванной им безработицы женщины первыми вытеснялись из сферы производства в сферу неоплачиваемого домашнего труда.
Перестройка социально-экономических отношений внесла принципиально новые акценты в постановку проблем занятости. В массовом сознании все большую силу стали набирать настроения, вновь приписывающие женщине исключительно социальные роли жены, матери и домашней хозяйки. Именно поэтому стремительный рост женской безработицы не был воспринят обществом как серьезная проблема, требующая безотлагательного решения. Современная ситуация вновь «возвращает» женщину в семью, оправдывая этим насильственное вытеснение ее из общественного производства (24,63).
Скрытые, неявные формы дискриминации женщин, такие как отраслевая и профессиональная сегрегация женщин на низкооплачиваемых не престижных работах,   существование   неформальных   барьеров   на   пути   проникновения женщин на высокие должностные уровни принятия решений, «дополнились явными формами дискриминации женщин при увольнении и приеме на работу.
В нынешний переходный период к рыночным отношениям социальные проблемы женской занятости обостряются. Явной дискриминацией является различие в уровне оплаты труда, при этом если в „доперестроечный“ период разрыв в оплате труда составлял около 30%, то в последнее время он увеличился до 60%.
Наиболее ярким проявлением асимметричного воздействия социально-экономической трансформации является значительное превышение численности безработных женщин над численностью безработных мужчин. По данным Федеральной службы занятости России, число женщин от общего числа зарегистрированных безработных колеблется в различных регионах от 70 до 90%.
Особенность проявления дискриминации по признаку пола в сфере занятости состоит в том, что она не является юридически закрепленной, а носит скорее фактический характер и имеет экономическую основу. В результате женщины, испытывающие на себе последствия этой дискриминации, не имеют юридических оснований отстоять свои права.
Следует отметить, что политика равных возможностей, провозглашенная ООН и МОТ, опирается в настоящее время на разработанную международно-правовую основу. Важнейшие принципы этой политики сформулирована в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 году, а также ряд Конвенций и Рекомендаций МОТ. Все эти международные документы ратифицированы нашей страной в разные годы. Так как Россия является правопреемницей СССР эти документы являются не только действительными, но и обязательными, поскольку о выполнении этих Конвенций Россия периодически отчитывается перед ООН и МОТ.
Обратим внимание лишь на один из этих документов. Конвенция МОТ о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин, принятая в 1981 году. В ст.30.1 говорится о том, что семейные обязанности являются основанием для определения категории „подходящей работы“, т.е. отказ от предложенной работы по основаниям, связанным с выполнением семейных обязанностей, не должен приводить к утрате права на пособие. Но, к сожалению, эти документы не носят нормативного характера, и использование их в практической деятельности служб занятости вряд ли окажет влияние на решение проблемы конкретной женщины.
Созданная государством система льгот, призванных защищать женщин, имеющих детей, с одной стороны, не настолько совершенна, чтобы труд по воспитанию детей был столь же высокооплачиваем и социально одобряем, как труд в общественном производстве, с другой стороны, это имеет и отрицательные стороны, так как эти льгота делают женщину „социальным инвалидом“, обесценивают ее как работника в глазах администрации, поэтому, чем больше льгот она имеет право получить, тем менее желанным работником является. Государство, связывая заботу о детях не с семьей в целом, а с женщиной, как бы нормативно закрепляет половую дискриминацию женщины. В большинстве развитых западных стран система льгот направлена на поддержку родительства, а не материнства, уравнивая, таким образом, родителей в их обязанностях по уходу и воспитании детей. По данным социологических исследований, одним из самых отрицательных факторов, влияющих на сокращение женщин и препятствующих трудоустройству, является наличие в семье детей дошкольного возраста. Этот факт отметили 72,7% работников служб занятости (43,67).
Негативное воздействие на положение женщин оказывает и кризис социальной инфраструктуры. Сокращение объема бытовых услуг, закрытие или повышение стоимости детских дошкольных учреждений увеличивает долю неоплачиваемого домашнего труда по обслуживанию семьи. С другой стороны, рост цен и снижение жизненного уровня повышает потребность женщин в оплачиваемом труде вне дома. Объективно же происходит ее вытеснение из сферы общественного производства, в результате чего доля оплачиваемого общественного труда сокращается.
К этим объективным противоречиям и факторам присоединяются и субъективные трудности адаптации в новых условиях: существование стереотипов и синдрома „выученной беспомощности“, выражающиеся в делегировании ответственности за решение проблем индивидуальной занятости государству, и, как следствие этого, пассивность, неумение изменить ситуацию самостоятельно.
Все эти противоречия, тенденции и факторы являются источниками стрессовой ситуаций для многих женщин. Многие социологические исследования подтверждают высокую степень их психологической подавленности.
Роль женщин в обществе настолько велика, что от их социального самочувствия во многом зависит развитие общества в целом, поэтому особое значение приобретает решение всего комплекса проблем женщины в сфере общественного производства. В первую очередь, это разработка средств и методов социально-психологической поддержки женщин, потерявших работу, и их профессиональная переориентация в соответствии с динамикой рынка труда и их статусными особенностями.
Радикальная экономическая реформа  при существующем экономико-политическом дизайне является процессом, в котором женщине отводится в явном или неявном виде, роль объекта, но не субъекта социально-экономических преобразований. Если мужская часть населения еще способна оказывать то или иное влияние на происходящие события (удельный вес мужчин среди руководителей предприятий и организаций составляет 93,5%), то женщинам, составляющим более половины трудоспособного населения России, отведена роль статисток (14, 25).
Очевидно, трудности социально-экономического перехода к рыночной системе хозяйствования привели к резкому ухудшению демографической ситуации в России.
Сегодня можно лишь констатировать, что с падением рождаемости, ростом числа разводов количество женщин, вынужденных, самостоятельно искать себе „место под солнцем“, значительно увеличилось. Женщины, по существу, стали первой социальной группой, которая в полной мере ощутила на себе трудности формирования рынка труда в России.
Наиболее острыми и требующими незамедлительного решения являются следующие проблемы, характерные для современной ситуации в сфере женской занятости:
1.        Проблема роста женской безработицы в крупных городах, промышленных центрах.
2.     Проблема роста дискриминации в оплате мужского и женского труда в народном хозяйстве.
3.                 Проблема профессиональной сегрегации женщин (при приеме на работу и массовые увольнения).
4.                 Проблема создания для женщин благоприятных возможностей для вхождения в негосударственный центр занятости, расширение женской предпринимательской активности.
5. Проблема совершенствования отраслевой и профессиональной структуры женской занятости.
6.                     Проблема повышения, квалифицированного уровня и улучшения условий труда женщин, занятых в промышленности.
7.                     Проблема комплексного программирования женской занятости и стратегического планирования в этой области.
8.                     Проблема формирования системного подхода в вопросе женской занятости, изучения сопутствующих демографических, социальных процессов и выработки скоординированной Государственной женской политики через взаимодействие государственной политики на рынке труда и в сфере охраны материнства и детства (14,67).
Безусловно, безработица совершенно неравномерно распределена, по регионам России. Об этом свидетельствует как официальная статистика, так и исследования независимых экономистов. Однако, все исследователи сходятся в одном — с начала 90-х годов в крупных городах, а в иных регионах и на селе, наблюдается интенсивный рост безработицы среди женщин. Ведущие факторы кризиса женской занятости многообразны — приватизация, конверсия и рыночная либерализация в сочетании с дерегуляцией, приведшей к потере управляемости социально-экономическим развитием ряда отраслей, особенно ВПК и тех, что работали в условиях отсутствия конкуренции со стороны зарубежных производителей.
Главная особенность женской безработицы состоит сегодня в том, что эта безработица квалифицированная. Как свидетельствует статистика, безработные женщины имеют значительно более высокий уровень образования по сравнению с безработными мужчинами. Так, в России среди зарегистрированных безработных с высшим образованием женщины составляли 79,5%, со средним образованием — 78,3%, в то же время среди безработных с начальным образованием женщин было лишь 54,4%.
Наиболее острая ситуация складывается в городах. Так, в Москве основную часть безработных составляют служащие (81,7%), из них 80,9% -женщины. Наибольшее число безработных отмечается среди женщин в возрасте от 30 до 45 лет (43,5%) и от 45 до 55 лет (36%)  (36,22).
Особая сложность ситуации состоит в том, что качественный состав безработных и имеющихся в службе занятости вакансий не совпадает; в структуре вакансий 90% приходится на рабочие профессии.
Смена социально-экономической формы занятости слабо сказывается на социальной защищенности женщин. Продолжается дискриминация женщин при сокращении рабочих мест.
Разрыв в оплате труда женщин и мужчин, который, впрочем, существовал всегда, в нынешних условиях еще более увеличился. Если до перехода к рынку средний уровень оплаты женского труда составлял 70% от существующего уровня оплаты мужчин, то на сегодня, по данным центра тендерных исследований ИСЭПИ РАН, этот показатель составляет менее 40%.
Такой огромный разрыв, вероятнее всего, связан с динамикой оплаты труда в „женских“ и „мужских“ отраслях, например, в электроэнергетической и нефтедобывающей он составил соответственно 18340 руб. и 28365 руб., в то время как в легкой и текстильной промышленности — 7713 руб., здравоохранении — 5716 руб., культуре и образовании — 4494-5093 руб. (15,34).
Наблюдаемое резкое „обеднение“ работников непроизводственной сферы несет в себе угрозу и для общества в целом, поскольку приводит к оттоку талантливых    и    мобильных    работников    из    отраслей,    обеспечивающих воспроизводство населения. В условиях нашей экономики это сводится к тому, что традиционные „женские“ отрасли становятся еще более „женскими“; а традиционные „мужские“ еще более „мужскими“, поскольку мужчины будут более мобильными работниками, не нуждающимися в гибком графике труда для ухода за детьми, покидающими „неприбыльные“ отрасли в поисках более высокой зарплаты, то есть предложение их труда более эластично, чем у женщин.
Что же касается наличия сегрегации по профессиональным мотивам на формирующемся российском рынке труда, то она также выражена вполне отчетливо. Общепринятым в США и Западной Европе измерением сегрегации по профессиональной принадлежности является индекс различий Дункана. Он определяет процентный состав мужчин и женщин, которые должны сменить род занятий, чтобы уравнять число мужчин (женщин) в каждой группе, выделенной по профессиональному признаку. Математический коэффициент Дункана определяется путем суммирования по всем профессиям абсолютных величин процентных различий двух групп, занятых в каждой профессии, и явлением этой суммы пополам.
По подсчетам автора, для экономики нашего региона индекс Дункана, определяющий наличие сегрегации по полу среди занятых, составляет 68. Для сравнения: в 1980 году аналогичный показатель для экономики США составлял 57, а индекс Дункана, определявший наличие сегрегации по расовым признакам, в этот период равнялся 33 — для мужчин и 28 — для женщин.
2.2. Социально-правовая защита работающих   женщин в КБР.
Активный рост доли женщин в составе рабочей силы, характерный для всех развитых стран, сопровождается разработкой нормативных актов, устанавливающих соответствующие международные стандарты условий труда и охраны здоровья женщин. Анализ конвенций и рекомендаций Международной организации труда, международные стандарты, направленные на охрану материнства, охватывают несколько сфер, где действуют запретительные и императивные нормы, относящиеся к условиям труда.
В России правовые нормы, связанные с регулированием положения женщин, совмещающих профессиональные и семейные обязанности, содержатся в Кодексе законов о труде Российской Федерации и касаются как охраны здоровья женщин-матерей, так и предоставления им определенных преимуществ, связанных с воспитанием детей. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» предоставляет дополнительные гарантии занятости многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работе, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных предприятий, организации обучения по специальным программам и другими мерами (ст. 13).
    продолжение
–PAGE_BREAK–Постановление Минтруда России № 216 «Временное положение о порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, нуждающихся в социальной защите» предусматривает квоты для приема на работу категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите, испытывающих трудности в поиске работы, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей-инвалидов (п. 12).
Принцип равноправия мужчин и женщин закреплен в Конституции КБР, а также других законодательных актах: законе «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства», «Об охране труда, Концепции государственной семейной политики в Кабардино-Балкарской Республике, «Национальном плане действий по улучшению положения женщин, повышению их роли в обществе, на период до 2000 года».
В соответствии со статьей 40 Конституции Кабардино-Балкарской республики:
— каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
— каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В соответствии со ст.41 Конституции КБР семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства, система государственной поддержки семьи с детьми в КБР устанавливает: оплачиваемый отпуск работающей (учащейся) матери по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста в размере трехкратной минимальной оплаты труда, установленной в Российской Федерации; ежемесячное пособие неработающей матери по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста; именные накопительные вклады новорожденным гражданам КБР, социальная (адресная) поддержка нуждающимся семьям (5,12).
На первый взгляд, трудовые права и материнство женщин основательно защищены Конституцией, Кодексом законов о труде, Основа законодательства об охране труда, многочисленными указами Президента и постановлениями Правительства, многими другими документами, исключающими любую дискриминацию, в том числе по признаку пола.
Однако, в реальной жизни существует масса факторов (ухудшение условий совмещения профессиональной деятельности и семейных обязанностей), осложняющих положение женщин на рынке труда. Сегодня женщины наиболее уязвимы и наименее конкурентоспособны на рынке труда.
Подобная ситуация сложилась в результате проводимой государством многие годы политики, которая строилась на всевозможных льготах, запретах и специальном регулировании, подчеркивавших особый статус женщины.
Механизм предоставления женщинам дорогостоящих социальных льгот, содержание социальной инфрастуктуры предприятий, государства, увеличивают стоимость женской рабочей силы и ограничивают возможности произвола работодателя в ее использовании. Поскольку работодатели ориентированы на получение максимальной прибыли, они не заинтересованы содержать экономически невыгодного и «хлопотного», в плане соблюдения правовых норм, контингента работников. На практике это оборачивается дискриминацией.
Например, ст. 162 КЗОТа РФ полностью исключает возможность направления в командировку, привлечения к ночным работам, работам в выходные дни и сверхурочным работам женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет. Данные запреты действуют зачастую вопреки желанию женщин, именно малообеспеченные женщины входят на работу до того, как ребенку исполнится три года. Данный закон превращает их в неудобную и невыгодную рабочую силу.
Характер данной и многих других норм перестал бы быть дискриминационным в том случае, если они из разряда льгот для женщин перешли в разряд гарантий дающих право выбора: пользоваться или нет данной нормой.
Крайне противоречиво относятся к проблеме использования труда женщин в опасных и вредных условиях труда. Сегодня закон охраняет здоровье женщин, запрещая применение их труда на таких работах. Однако, данная норма, несмотря на ее внешнюю гуманность, ограничивает право женщин на свободный трудовой выбор.
Отражение в трудовом законодательстве оптимального разделения и сочетания профессиональных и семейных ролей обоих родителей могло бы способствовать, в том числе, более рациональному использованию потенциала трудовых и человеческих ресурсов.
Немалую роль в этом сыграет присоединение России в 1998 году к Конвенции МОТ № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями» (9,42).
Роль, место и положение женщин как трудящихся с семейными обязанностями на рынке труда и реализация ими своих прав во многом определяются возможностями совмещения профессиональной деятельности с семейных обязанностей, стереотипами в их распределении.
В настоящее время трудовое законодательство в значительной степени ориентировано на работника, не обремененного семейными обязанностями. Продвижение по служебной лестнице зачастую связано с необходимостью работы сверх нормированного рабочего времени или с повышенной интенсивностью. В то же время наиболее важный для профессиональной карьеры отрезок времени, как правило, совпадает с периодом появления в семье малолетних детей и перегрузками в выполнении домашних дел. В подобных условиях женщины, на плечи которых указанные проблемы ложатся в первую очередь, теряют профессиональные навыки и конкурентоспособность на рынке труда.
Необходимо формировать новые подходы, ориентированные на то, что основная масса работников (мужчин и женщин) — это трудящиеся с семейными обязанностями, имеющие ответственность друг перед другом и перед обществом за семью и детей.
Защита прав работников с семейными обязанностями не является в нашей стране чем-то абсолютно новым. В 70-80-х годах был сформирован образный аналог системы мер по защите этих прав, встроенный в рамки семейной политики. Однако, экономический кризис, сопровождающийся ростом неформальной занятости, привел к обострению между мерами семейной политики, закрепленными в трудовом законодательстве и регулировавшими труд женщин, и новыми рыночными отношениями.
Мировой опыт показывает, что проблемы женской занятости могут решаться с помощью механизма, сочетающего рыночные и социальные принципы.  Государство,  используя  необходимые  финансовые  и налоговые рычаги, создает законодательные рамки и заинтересовывает предпринимателей в использовании женского труда (в развитых странах используются скидки для предприятий, участвующих в таких программах, по отчислениям на социальное страхование, частичные льготы на налогообложение прибыли, предоставляются государственные гарантии при кредитовании, прямые скидки и т.п.). Создание дополнительных рабочих мест для женщин может быть условием для получения предпринимателем поддержки из фонда занятости (38,79).
Но этого недостаточно. Необходим комплекс мер государственной политики по поддержанию и регулированию занятости женщин.
Среди первоочередных направлений — определение приоритетов экономической политики, которые могли бы положительно повлиять на наличие рабочих мест для женщин, исходя из сложившегося разделения труда по полу. Это означает, что в числе приоритетных, пользующихся особым вниманием государства (преимущество в инвестициях, налоговые и кредитные льготы) должны находится не только добывающий.и продовольственный комплексы, но и отрасли, производящие потребительские товары, в частности, легкая промышленность, отрасли машиностроения, где высока доля женского труда.
Занятость женщины имеет важное значение для семьи, влияя на социально-психологический климат, повышая материальное благосостояние
 (2, 33).
Возникают предпосылки для изменения отношения к ней со стороны супруга, в частности, его на распределение домашних обязанностей. Занятость женщины будет иметь большое значение (тем большее, чем успешнее будет карьера) в глазах детей, для которых опыт матери своего рода ориентир при выборе жизненного пути. Успехи матери в осуществлении карьеры имеют и социализирующий подтекст для ее детей: они научатся относиться к человеку (независимо от его половой принадлежности) как к индивидуальности, обладающей свободой выбора и необходимыми для его осуществления качествами. Это позволит определять свою жизненную стратегию без оглядки на принадлежность. Успешная карьера влияет на женщину и как на личность.
Согласно данным опросам женщин, в структуре жизненных ценностей на первом месте стоит семья; на втором — работа; на третьем — работа в сочетании с семейными интересами; на четвертом — карьера. Может быть, это связано с трудностями совмещения ролей супруги, матери и профессионального работника. Это оказало влияние на оценку женщинами своей карьеры как далеко не главной жизненной ценности.
Карьера отражает установку женщины на самореализацию, самосовершенствование, творческое самовыражение. Выбор карьеры определяет избираемый женщиной тип социального поведения, степень активности, стиль жизни.
Потребность женщин в рабочих местах является высокой в связи с низким уровнем жизни большинства населения, дополнительный заработок становится жизненно необходимым семье. Около 80% женщин рассматривают работу как источник средств к существованию.
Кроме того, растет число разводов, а, следовательно, и неполных семей, чаще всего (92%), женщин с детьми, где женщина — единственный кормилец. Поэтому нельзя ожидать сокращения потребности в рабочих местах со стороны самих женщин. Все попытки регулировать эти потребности в сторону их снижения мерами государственной политики и путем идеологического давления, а также вытеснения женщин с рынка труда представляют собой дискриминацию по признаку пола.
Данные социологического исследования показывают, что примерно четверть опрашиваемых работающих женщин готова оставить оплачиваемую работу при условии достаточного материального обеспечения семьи. Данные «резервы» сокращения женской занятости, скорее всего и будут использованы по мере экономического роста и повышения уровня доходов населения (15,68).
Одна из наиболее актуальных проблем экономического статуса женщин -безработица. Практически общепринято, что безработица — преимущественно женская проблема.
Россия — не исключение из мировой закономерности: при экономическом подъеме   возникает  дополнительная  заинтересованность   в  дополнительном вовлечении    женщин    в    производство,    при    экономическом    спаде    они вытесняются за его пределы в первую очередь.
Нарастание масштабов женской безработицы в республике, в первую очередь, обусловлено высвобождением работников в тех отраслях экономики, где преимущественно используется женский труд — легкой и пищевой промышленности, сфере обслуживания.
Структурные характеристики женской безработицы позволяют выделить ряд негативных тенденций:
1) растет продолжительность безработицы и доля женщин среди длительно безработных; вероятность оказаться в рядах длительно безработных прямо пропорциональна возрасту женщины;
2)              увеличивается доля женщин, уволившихся по собственному желанию, и уменьшается доля высвобожденных с предприятий, при этом уровень их трудоустройства устойчиво сокращается;
3)              уменьшается доля женщин среди длительно безработных, нашедших работу в период их регистрации;
4)                     снижаются показатели трудоустройства женщин из числа впервые выходящих на рынок труда;
5)                     увеличивается доля матерей-одиночек среди зарегистрированных безработных (1,37).
Процессы высвобождения работников и формирования безработицы четко выявили тендерный аспект рынка труда: работодатели при равных условиях предпочитают мужские кадры женским. Пол работодателя во многих случаях определяет его тендерные предпочтения при найме персонала. То обстоятельство, что большинство работодателей — мужчины, является серьезным фактором, снижающим шансы женщин при устройстве на работу, за исключением случаев, когда речь идет о традиционно женских вакансиях.
Мужчины и женщины сходятся в убеждении, что позиции мужчин на рынке труда во всех отношениях значительно более благоприятны. Наибольшей дискриминации женщины подвергаются в сфере трудоустройства, далее следуют возможности должностного роста, шансы сохранить работу при сокращении и оплата труда (разница в оплате труда составляет 30-40%). Предпочтения работодателей при направлении на переподготовку, продвижении по службе и, в особенности при увольнении более гендерно нейтральны, чем при найме. Это может означать постепенный отход от неблагоприятных для женщин стереотипов по мере «узнавания» работников.
Ключевым фактором снижения конкурентоспособности женщин на рынке труда являются их семейные обязанности, хотя данный фактор имеет как реальную, так и стереотипную составляющую.
Ссылки на то, что женщины претендуют на множество льгот, не всегда обоснованы. По закону льгот у женщин не так уж и много, а возможностей практически получить их — еще меньше.
По мнению экономистов и социологов одним из путей решения проблемы сокращения женской занятости является привлечение их в малый бизнес, включая семейные предприятия. Согласно общемировой тенденции, за малым бизнесом будущее в обеспечении занятости женщин. Он все более становится именно женской сферой: на каждого вновь вовлеченного мужчину приходятся две женщины (28,73).
Нужно сказать, что женское предпринимательство носит пока элитарный характер, и большинство женщин предпочитают трудиться за гарантированную заработную плату в государственном секторе. Однако, масштабы их участия в бизнесе возрастают. Определенные действия для поддержки женщин осуществляются женскими неправительственными организациями, органами социальной защиты, службой занятости, антимонопольными комитетами: специальные программы обучения основам менеджмента, поддержка женских проектов, небольшая материальная помощь, в частности, безработным для открытия своего дела, принятия специальных нормативных актов (36, 25).
Исследования предпринимательских качеств по основным критериям говорят в пользу женщин, а не мужчин. Они, как правило, более социализированы, легче интегрируются в системе налаженных связей и отношений, гибче, лояльнее, чем мужчины. Более того, женщины менее амбициозны, проявляют большую старательность, четко представляют цели своих фирм, их деловые начинания в меньшей мере заражены мошенничеством, коррупцией, связями с преступным миром и прочими болезнями. Женщины -предпринимательницы гораздо больше в сравнении с мужчинами уделяют внимание не только экономической, но и социальной стороне бизнеса. Они легче вписываются в новую среду, придавая особое значение межличностным отношениям. А именно это, по мнению специалистов, а не профессионализм, определяет, в первую очередь, успех предпринимателя.
Когда мужчина является основным добытчиком средств существования, закрепление за женщиной домашней работы еще можно посчитать «рациональным». Относительно более низкая заработная плата действительно способствует закреплению их положения как домашних работников. Но как объяснить, почему в семьях, где женщина работает, а муж безработный, не происходит коренного перераспределения домашних обязанностей?
Таким образом, на уровне трудового коллектива приоритетными выступают требования к женщине как к работнику. В семье иерархия ценностей переносится на такие роли женщины, как мать, супруга, хозяйка дома. И трудовой коллектив, и семья требуют от женщины полной отдачи. При этом первому необходимы постоянное присутствие работника на рабочем месте, его компетентность и высокая работоспособность, а второму — внимательная жена, рачительная хозяйка, любящая мать, что тоже требует расхода физических и душевных сил.
Регламент рабочего времени, установленный законодательством, не разделяется по полу, и его величина у женщин и мужчин практически одинакова. Существенно отличаются показатели времени по ведению домашнего хозяйства. Женщины тратят на работу дома почти в 2 раза больше времени, чем мужчины. Общая трудовая нагрузка женщин достигает 70-80 часов в неделю. Подобный объем труда существенно осложняет возможность элементарного   восстановления   работоспособности   женщин,   развития   их личности, общения с детьми.
Труд по обслуживанию семьи в целом можно отнести к преимущественно ручному, малопроизводительному, по большей части физическому тяжелому, нередко однообразному и утомительному. Не случайно энергетические затраты домашней хозяйки и рабочего, занятого тяжелым физическим трудом, приблизительно равны.
    продолжение
–PAGE_BREAK–