Вопросы эффективности государственной политики регулирования уровня жизни населения (на материалах Курской области)

И.Н. Малиновская, канд.экон.наук, доцент, Юго-Западный государственный университет (Курск)

Проблема оценки уровня жизни населения – одна из главных составляющих комплексного анализа положения населения с целью разработки эффективных экономических и социальных мер со стороны государства на всех уровнях управления.

Произошедшие в России институциональные, социальные и экономические изменения существенно повысили роль территориальных социально-экономических систем в формировании государственной и региональной социально-экономической политики, элементом которой является политика повышения уровня жизни населения. В этой связи особое значение придается исследованию и оценке уровня жизни населения, позволяющей сформировать интегральное представление о социально-экономическом положении населения [1, с.3].

Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников (начисленную, скорректированную на изменение просроченной задолженности), доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы. Другие доходы включают объем скрытой заработной платы.

Результаты анализа статистических данных уровня жизни курян за I полугодие 2011 и 2012 года показали, что их номинальные доходы увеличились на 18,9%, а реальные денежные доходы населения области (скорректированные на индекс потребительских цен) в июле 2012 г. по сравнению с июлем 2011 г., по оценке, увеличились на 3,2 %.

Среднемесячная начисленная заработная плата по Курской области в августе 2012г. с учетом дорасчета составила 18148,3 руб. и по сравнению с августом 2011г. выросла на 13,4%. Реальная заработная плата, скорректированная на индекс потребительских цен, в августе 2012г. выросла на 5,6% к уровню августа г.

Суммарная задолженность по заработной плате на 1 октября 2012 г. составила 7536 тыс. руб. и по сравнению с 1 сентября 2012 г. уменьшилась на 0,5%.

Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения в месяц) в

году увеличилась на 889 руб. по сравнению с 2010 годом, а так же наблюдается замедление темпов роста прожиточного минимума в 2011 году на 1 % по сравнению с 2010 годом.

В 2011-2012 гг. темп роста цен на продовольственные товары не превысил общего темпа роста цен, что связано с активными мерами, предпринимаемыми органами исполнительной власти по поддержанию низких цен на социально значимые продукты.

Приоритетным направлением деятельности органов власти и управления всех уровней является повышение уровня жизни населения. Для реализации поставленных стратегических задач осуществляются развернутые долгосрочные программы.

Органами власти г. Курска осуществляется активная работа в целях поддержания достойного уровня жизни населения: разрабатываются и реализуются программы социально-экономического развития; осуществляется работа по закреплению и реализации прав граждан в трудовой сфере (установлен минимальный размер заработной платы, предусмотрены меры по регулированию уровня заработной платы с целью установления оптимальных пропорций в оплате труда в организациях различных отраслей и форм собственности, реализуются программы содействия занятости населения и пр.); стимулируется развитие предпринимательской инициативы и самозанятости населения; реализуются программы социальной поддержки населения [3].

Реализация программных мероприятий позволит в 2013-2015 годы обеспечить:

выполнение целевых показателей уровня оплаты труда по основным видам экономической деятельности;

рост среднемесячной номинальной заработной платы работников в 1,8 раза;

увеличение денежных доходов на душу населения в 1,7 раз;

рост реальной заработной платы и реальных располагаемых денежных доходов населения в 1,3 раза;

рост среднего размера назначенных месячных пенсий в 1,6 раза;

Сильные и слабые стороны г. Курска относительно факторов, влияющих на уровень жизни населения

Факторы

Сильные стороны

Слабые стороны

Доходы населения

– рост среднедушевых доходов населения

достаточно низкая покупательная способность доходов населения;

размер доходов отдельных категорий населения не превышает размера прожиточного минимума

Расходы населения

– наличие различных форм кредитования

рост цен на товары и услуги вследствие инфляции;

постоянное увеличение платы за жилье и коммунальные услуги

Распределение населения по доходам

– сокращение доли бедного населения

неравномерное распределение населения по доходам;

увеличение иждивенческой нагрузки на трудоспособное население и его доходы

сокращение численности населения с доходами ниже прожиточного уровня до 8,5 %;

предоставление малоимущим гражданам финансовой помощи: на субсидирование оплаты жилья и коммунальных услуг, на проведение работ по газификации домовладений.

Для осуществления определенных стратегических направлений управления уровнем жизни населения на местном уровне необходима разработка целевых комплексных программ. Такой подход предполагает отбор приоритетных целей социально-экономического развития, разработку поэтапных взаимоувязных мероприятий по их достижению в указанные сроки с максимальной эффективностью при заданном количестве ресурсов.

В целевые программы были включены:

мониторинг уровня жизни населения города Курска, оценка сильных и слабых сторон муниципального образования относительно факторов, влияющих на уровень жизни населения (табл.);

разработка стратегических направлений повышения уровня жизни населения города Курска;

составление конкретных мероприятий и инвестиционных проектов, способствующих повышению уровня жизни населения;

контроль за ходом выполнения данных мероприятий и последующая оценка их эффективности.

Опыт работы администрации г. Курска по разработке программ повышения уровня жизни населения должен по нашему мнению быть использован и другими муниципальными образованиями и ведомствами в целом

Направления и мероприятия по повышению уровня жизни населения должны быть сформулированы и сформированы в соответствии с государственной социальной политикой, а также должны быть согласованы с целями общего экономического и социального развития муниципальных образований и ведомствами в целом.

Список литературы

Цыцарова Т.Е. Развитие механизма управления повышения уровня жизни населения региона: автореф. Ульяновск, 2009.

Статистический ежегодник Курской области/ Курскстат. Курск, 2011.

Официальный сайт Курской областной думы (программа социальноэкономического развития Курской области на 2011-2015годы.URL:

http: // oblduma.kursknet. ru

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.swsu.ru

Дата добавления: 26.01.2014