Проблема бедности и социальная защита населения

–PAGE_BREAK–Пенсионное страхование.

Видно, что в структуре социального бюджета наибольшей удельный вес приходится на пенсионное страхование.

Пенсионная система в Германии – одна из наиболее эффективных в Европе. Германия занимает 4 место среди европейских государств по размеру ежегодно выплачиваемых пенсий для лиц старше 60 лет, уступая только Люксембургу, Франции и Дании.

         Пенсионное страхование в Германии включает проведение мероприятий, необходимых для избежания преждевременного выхода на пенсию и направленных на сохранение, улучшение и восстановление трудоспособности, а также содействие профессиональному развитию и профессиональной переквалификации.

Оно включает в себя три самостоятельно действующие системы: обязательное пенсионное страхование, пенсионное страхование от предприятий и частное пенсионное страхование.

Обязательному пенсионному страхованию подлежат следующие категории населения: рабочие и служащие, государственные чиновники, надомные работники, фермеры, лица свободных профессий, работающие по найму или самостоятельно.

Пенсионный возраст. Мужчины – 65, женщины – 60

    Медицинское страхование.

В Германии говорят: «Если вы бедны, то получаете такую же помощь и лечение, как и другие»  в противовес другой европейской формулировке «Если вы бедны, то умираете раньше».

Первый компонент системы  здравоохранения Германии – сектор стационарного медицинского обслуживания. Врачи, работающие на постоянной основе в больницах. 59% врачей в стране принадлежат к данной категории.

В начале 21 века расходы на стационарное обслуживание составляли 40% всех расходов на медицинскую помощь – основная статья расходов.

Второй компонент — амбулаторное обслуживание — врачи общей практики (41%).

Третий сектор – производство медикаментов. Ценовое регулирование рынка медикаментов. Их стоимость составляет 1/3 от рыночной цены.  Отпускаются по рецептам. Все это позволяет осуществлять контроль за качеством лекарств. Оплачиваются через больничные кассы, а их полная стоимость покрывается за счет средств медицинского страхования.

Четвертый сектор – финансирование программ для помощи лицам, которые не могут сами участвовать в программе обязательного медицинского страхования.

Пятый компонент – система медицинского обслуживания на предприятиях.  Она составляет 4,3%  общих расходов здравоохранения.

Качество услуг в обязательном медицинском страховании не зависит от размеров взносов. Распределительный принцип финансирования.

При обязательном страховании все члены семьи застрахованного являются совместно застрахованными без внесения дополнительных взносов в случае, если доход каждого не превышает определенного минимума 327 евро.

Обязательным медицинским страхованием занимаются больничные кассы, которых в стране насчитывается 1500 шт. Они делятся по профессиональному и региональному признаку.

Союзы больничных касс заключают договоры с объединениями врачей, на основе которых последние обслуживают застрахованных. Все оплачивается в соответствии с тарифами по конкретному заболеванию.

Классическая трехсторонняя система организации финансирования медицинского обслуживания: государство, работник и работодатель.

Услугами медицинского страхования охвачено 90% населения.

В круг, кто не подвергается обязательному медицинскому страхованию, входят лица, чей  годовой доход больше 40.034 евро, а также самозанятые лица (предприниматели), госслужащие и частнопрактикующие врачи, так как считается, что в силу корпоративности, они могут бесплатно получить помощь у своих коллег.

Преимуществом добровольного медицинского страхования является возможность выбирать желаемый им объем медицинских услуг, их комбинации. Более высокие размеры пособий по болезни, возмещение расходов на курортное лечение, возможность получения полной медицинской помощи за рубежом.

ДМС – принцип эквивалентного возмещения затрат.

90% немцев удовлетворены предоставляемыми услугами здравоохранения, 40% высказались в том, что нужны незначительные изменения.

 К примеру в США 10% населения сказали, что удовлетворены действующей системой медицинского обслуживания.

         Страхование по безработице.

 Действует с 1927 года.

Размер взносов  — 3,15 % для работника и работодателя. Если человек работал до того как стал безработным не менее 360 дней, то пособие выплачивается в размере 63% от прежнего дохода, если есть ребенок то 68%.

Минимальный срок выплаты пособия 156 дней. Максимальный –  1 год. После 42 лет может быть увеличен до 832 рабочих дней.
      Страхование от несчастных случаев.

Занимает небольшое место в структуре социальных расходов. Финансируется преимущественно за счет работодателя. Выплаты – 80% прежнего дохода для  восстановления профессиональной трудоспособности.

 

    Минимальное социальное обеспечение.

В Германии социальную помощь получают 8,5 % населения страны, 56% из них женщины, а  44% мужчины.

В 1980- е годы помощь была актуальна для лиц пожилого возраста, то сейчас для более молодых лиц. Наибольшее число получателей приходится на возраст от 7 до 21 года.

Прежде чем получить социальную помощь, человек должен исчерпать  все возможности самостоятельного обеспечения самого себя.

Он должен обратиться за помощью к родственникам (последних помочь может заставить суд), попытаться найти работу, продать предметы роскоши, переехать в более дешевую квартиру, обратиться за пособием по безработице [12].

Интересные факты: для получателя социальной помощи установлены следующие нормы жилой площади – 1 человек – 45 кв.м, 2 человека – 60 кв.м,  3 человека – 85 кв.м.

Пособие на ребенка для многодетных семей может выплачиваться до 27 лет.

Социальные службы помогают оплачивать  жилье и отопление, приобретать одежду. Оказывают поддержку в особых жизненных ситуациях. К ним относятся следующие виды поддержки:

1.                 Оказание мед.помощи, направление на лечение или отдых

2.                 Безвозмездное снабжение лекарствами

3.                 Помощь в планировании семьи

4.                 Помощь беременным женщинам. Уход до и после рождения ребенка

5.                 Помощь инвалидам и облегчение их адаптации в обществе.

6.                 Помощь в преодолении социальных трудностей бездомным, бывшим заключенным, туберкулезным и психически больным людям.
 Система социальной защиты в Германии сложилась за мно­гие годы. Ее высокая эффективность признается и за гра­ницей. Согласно статье 20, пункт 1 Германия является демократическим и социальным государством.

Тем не менее проблема бедности не минула и Германию.

В Европейском союзе бедным считается житель, имеющий меньше 60% от среднего по стране нетто-заработка. В 2007 году в Германии он составлял 1274 евро, поэтому граница бедности равнялась 764 евро для взрослого, 1605 евро для семейной пары с одним ребенком и 956 евро для родителя-одиночки с одним ребенком.

Почти каждому седьмому жителю Германии угрожает бедность. К такому выводу пришли эксперты Федерального статистического ведомства. Количество людей, которые подпадают под  границу бедности, составляет 15% населения. Это 14 миллионов жителей Германии. А если не учитывать услуги социального характера, которые предоставляются государством и общественными организациями, то эта цифра может достичь даже 24%, утверждают эксперты.

Особенную обеспокоенность вызывают темпы роста бедных среди одиноких родителей – количество таких выросли до 36%.

Еще одной группой с высокой степенью риска очутиться за чертой бедности являются безработные. Среди них квота тех, кто живет за этой гранью, выросла с 51 до 56%. И даже среди трудоустроенных есть семь процентов таких, кому угрожает бедность.
ШВЕЙЦАРИЯ
Швейцария лидирует по продолжительности жизни даже среди благополучных европейских стран. Отчасти это объясняется прекрасной экологией страны, отчасти — высоким уровнем физической культуры населения. Однако главная заслуга долголетия швейцарцев — высочайший уровень медицины.
Чрезвычайно развитые высокие технологии послужили почвой к развитию исследований и фармацевтики. Новейшие диагностические разработки в первую очередь внедряются здесь, в швейцарских клиниках, а уж затем расходятся по миру.
Истоки высоких достижений швейцарской медицины — в особом отношении правительства. Власти Швейцарии делают все, чтобы стимулировать развитие медицины и фармацевтики, поскольку не без оснований считают здоровье населения не только гуманитарным, но и практически выгодным делом. Швейцарцы, будучи неисправимыми прагматиками, подсчитали, что выгоднее вкладывать деньги в медицину, нежели в социальные выплаты по потере трудоспособности.
Несмотря на высочайший уровень сервиса и блистательные достижения местной медицины, расценки на медицинские услуги — весьма демократичные. Цены среднего диагностического центра в Цюрихе едва ли выше, чем в аналогичных киевских центрах, при несравнимом качестве. Конечно, стоит учитывать общую дороговизну швейцарской сферы услуг.
Диагностика и лечение в Швейцарии — продукт штучный. Продукт, который производится в нескольких институтах с мировым именем и поступает в местные клиники в первую очередь, таковы швейцарские законы, касающиеся медицины.
Пособия в Швейцарии
Пособие по обеспечению прожиточного минимума после увольнения с работы в Швейцарии — самое простое в мире. Никаких дополнительных условий и требований к соискателю социального пособия швейцарские власти не предъявляют. Претендент на получение пособия вправе рассчитывать на получение 70% от предыдущей зарплаты в течение 400 дней, если он отработал за последние два года хотя бы по полгода в каждом году. Если соискатель пособия трудился меньше, то выплачиваться ему социальная поддержка будет всего 260 дней, что также вполне достаточно, чтобы успеть трудоустроиться, неторопливо подыскав именно то, что подходит больше всего.

Институт национального страхования установил и максимальное пособие по безработице. Житель Швейцарии, оставшийся без работы, имеет право получить от государства не более 65000 долларов в год. Этой суммы, по мнению социальных служб, должно хватить на скромное существование во время поиска нового рабочего места.
Пенсионное обеспечение в Швейцарии

Пенсионный возраст в Швейцарии наступает для женщин в 64, а для мужчин — в 65 лет.
На 2009 год минимальная пенсия в Швейцарии составляет около 9000 франков, максимальная — около 60 000. Каждый гражданин Швейцарии, начиная с двадцатилетнего возраста, страхуется государством и обязан выплачивать страховые взносы. По достижении пенсионного возраста, в зависимости от стажа и размера зарплаты, ему начисляется пенсия по возрасту.
Преждевременное получение пенсии возможно по состоянию здоровья, вследствие производственной травмы и по другим объективным причинам. Однако государственное пенсионное страхования для швейцарских пенсионеров — лишь способ не лишиться куска хлеба и крыши над головой. Основная масса трудоспособного населения не рассчитывает на государство, а обеспечивает себе безбедную старость, сотрудничая с частными пенсионными фондами.
Что могут позволить себе швейцарские пенсионеры, кроме обычных для пожилых людей маленьких радостей? Ну, например, они любят путешествовать. Самые популярные у пожилых швейцарцев маршруты — Италия, Греция, Испания. Реже — Таиланд, Куба, Вьетнам. Некоторые даже имеют недвижимость в этих странах, чтобы удобнее было приезжать туда каждый год, жить несколько месяцев, и при этом не тратиться на отели.

Проблема бедности в Швейцарии стоит не так остро. Официально установленный на 2005 г. прожиточный минимум на человека составил 2 200 швейц. фр. в месяц, и на семью с двумя детьми 4 600 швейц. фр. Проблема бедности затрагивает многодетных и неполных семей, безработных, частных предпринимателей, людей с низким уровнем образования и престарелых. Существуют большие кантональные различия. Так, например, в кантоне Тичино семей с низким доходом в два раза больше, чем в кантоне Цюрих.

В соответствии с опубликованными в 2005 г. результатами исследования, проводимого Детским фондом ООН ЮНИСЕФ в 26 странах ОЭСР по проблемам детской бедности, в Швейцарии 6,8% детей живет в бедных семьях. «Бедной» в исследовании определена семья, бюджет которой составляет меньше половины среднего дохода в стране проживания. Меньше всего бедных детей в скандинавских странах. В Австралии число детей, живущих в бедности, равнялось 14,7%, в Канаде – 14,9%, Великобритании – 15,4% и в США – 21,9%.

Работающая беднота

В Швейцарии существует категория работающих людей, получающих зарплату, недостаточную для существования. Это так называемая «работающая беднота». По данным Федерального ведомства по статистике в 2005 г. 4,2% работающего населения в возрасте от 20-ти до 59-ти лет относилось к этой группе. Для сравнения: в 2004 г. эта цифра равнялась 4,5%. Доля работающей бедноты по сравнению с остальным населением резко увеличилась в середине 1990-х гг. Начиная с 2000 г. заметна тенденция к сокращению ее числа.

Социальная помощь

Право на получение социальной помощи имеет любой житель Швейцарии, живущий за чертой прожиточного минимума. По данным государственной статистики, в 2005 г. 3,3% населения получали социальные пособия, из которых 5% приходились на городские и 1,4% на сельские поселения.

Основную группу получателей соцпомощи образуют неполные и многодетные семьи, а также молодежь с низким уровнем образования. Среди общего числа лиц, получающих социальные пособия, доля иностранцев 43,8% [12].
ШВЕЦИЯ
         О высокой значимости  социальной защиты в Швеции свидетельствует следующие факты. В категорию бедных попадает только 5,6 % населения, тогда как в США –  17%.  В Швеции 1/3 бюджета уходит на социальные нужды.

Основной принцип шведской модели – универсальность, т.е. охват всех слоев населения.

Уровень налогообложения один из самых высоких – 67%. Это есть одна из причин высокой степени социальной защищенности граждан, отсутствие широких контрастов между богатством и бедностью. Государство перераспределяет социальные блага от наиболее обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным.

Пенсионное обеспечение.

Пенсионный возраст равный для мужчин и женщин — 65 лет.

Они получают основную пенсию, размер которой зависит от предыдущих доходов застрахованного и дополнительную, основана на принципе капитализации взносов. Размер страховых взносов – 18,5%. Из них 16% идет на финансирование основной пенсии, а 2,5 % переводится на индивидуальный счет застрахованного, где накапливаются проценты и служат затем для выплаты дополнительной пенсии.

Финансирование фонда  пенсионного страхования в основном осуществляется за счет государства — 60%.

Размер пенсии по инвалидности составляет от 50 до 100% базовой суммы.

Цель социальной политики в Швеции – сделать инвалидов полноправными членами общества, а не приспособить их к отдельным видам трудовой деятельности в особо организованных условиях.

Медицинское  страхование.

Система медицинского страхования носит децентрализованный характер и возложена на 23 окружных совета и 289 муниципалитетов. Финансирование — 72% подоходные налоги, взимаемые на уровне округов, 13% государственные трансферты, 3,4% — взносы, охваченных страхованием лиц. Жители области облагаются подоходным налогом, 80% которого идет на финансирование здравоохранения.
Основные компоненты  системы медицинского страхования:

1.                 Страхование по болезни. Как правило, до 90% полной заработной платы.

2.                 Стоматологическое страхование. Страховка покрывает от 50% до 90%, в зависимости от суммы расходов.

3.                 Пособие родителям по болезни. Отец или мать могут получать пособие по болезни ребенка в возрасте до 12 лет сроком до 60 дней, от 12 до 16 лет по заключению врача.
 Однако все окружные советы, как правило, взимают плату с лиц, прибегающих к медицинской помощи, в качестве частной компенсации за услуги. Она колеблется от 11 до 16 евро за визит к врачу. Не больше 100 евро за 12 месяцев.

Стационарное  лечение оплачивается кассой социального страхования от 5 до 220 евро в день. Максимальный оплачиваемый срок лечения в больнице ограничивается двумя годами.

Предоставляются также компенсация оплата дорожных расходов, расходов на покупку лекарств (свыше определенной суммы), при хронических болезнях или угрожающих жизни – полная компенсация.
Страхование по безработице.

Охватывает все население, а не только экономически активное.

В отличие от других стран Европы действует добровольная система страхования по безработице. Около 2/3 населения являются членами касс добровольного страхования по безработице. Включает два компонента: страхование по безработице и минимальное обеспечение (ранее помощь по безработице).

В начале 1990-х гг. пособие выплачивалось в размере 90% от ранее получаемой заработной платы, то в  2000-е гг. 80% или 65 евро в день.

Через 5 дней после увольнения начинают выплачивать пособие.

В возрасте от 16 до 57 лет – до 300 дней, старше 57 лет 450 дней.

Финансирование.

Работник и работодатель платят взносы, государство — 70%.

Те граждане, которые не охвачены системой страхования, получают минимальное социальное обеспечение по безработице (27 евро в день). Срок выплаты зависит от возраста до 57 – 150 дней (в системе страхования 300), после 57 – 300 дней [12].

Минимальное социальное обеспечение.Для все проживающих в стране на законной основе, наличие гражданства не обязательно.

270 — евро в день, а с учетом всех надбавок  — 338 евро.

Для семейных пар без детей – 492 евро.

Пособие на ребенка до 1 года – 137 евро, от 15-до 18 лет  — 240 евро.

Отдельно идут субсидии на покрытии расходов на оплату жилья, электроэнергии, поездок на работу, медицинское обслуживание, стоматологическую помощь, страховые взносы по безработице.
2.2 Бедность и социальная защита в Беларуси
Цитата из выступления Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Попова В.А: «Республика Беларусь в отличие от большинства развивающихся стран находится в относительно благоприятном положении. Согласно докладу Программы развития ООН за 2005 год, показатель индекса развития человеческого потенциала для Беларуси по сравнению с данными предыдущего доклада вырос с 0,794 до 0,804» [4].

По сравнению с другими странами с переходной экономикой уровень бедности в Беларуси является одним из самых низких. Менее 1 процента населения страны живет в крайней бедности, под которой понимается доход менее, чем $2 в день. В то же время значительное число белорусских граждан попадает в категорию с низким уровнем доходов: согласно данным официальной статистики, в середине 2000-х  численность населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума оставалась сравнительно высокой, составив свыше 1,7 миллиона человек или 17,8 % от общей численности населения страны. Почти каждая 20-я семья в Беларуси живет в бедности. За ее чертой в 2007 году находилось 207,4 тысячи из 3,6 млн. домашних хозяйств. Как и в других странах СНГ, риску бедности в наибольшей степени подвержены жители сельских районов, дети и неполные семьи [13].

Перед страной стоит задача сохранения устойчивости высоких темпов экономического роста при одновременном доведении доходов малообеспеченных граждан до среднего уровня. Это приобретает особую актуальность в свете предстоящих реформ в промышленности и сельскохозяйственном секторе.

По словам министра статистики и анализа Беларуси Владимира Зиновского, если в 2005 году в общем числе домашних хозяйств количество малообеспеченных составляло 35,7%, то теперь снизилось до 5,6%. Заметим, что домашнее хозяйство — совокупность лиц, проживающих в одном помещении, то есть это может быть несколько семей, например, семья родителей и дочери, живущие в одном доме.  Между тем, судя по результатам опроса Независимого института социально-экономических исследований, не многим стало жить лучше. Динамика распределения ответов на вопрос «Как изменилось Ваше личное материальное положение за последние три месяца?»  представлена в таблице 3:

 

Таблица 3

Из таблицы видно, что большинство опрошенных не ощущают улучшений в своем материальном положении, а треть опрошенных, что достаточно много, считают, что их положение ухудшилось.
В структуре малообеспеченных домашних хозяйств более половины (65,2%) — это хозяйства, в составе которых находятся дети, 25,7% — без детей, 9,1% — хозяйства, состоящие из одного человека. Наиболее уязвимыми в этом отношении остаются многодетные семьи: 32% таких семей входят в число малообеспеченных. Сейчас к малообеспеченным относится около 80% семей, в которых воспитывается трое и более детей.

Главным критерием получения адресной социальной помощи является доход человека. Помощь предоставляется в виде ежемесячного либо единовременного социального пособия. Именно здесь и начинается самое интересное. С одной стороны государство признает наличие огромного числа бедных в стране. С другой — поддерживает их каким-то странным образом, главное свойство которого, прежде всего, мизерность.

Претендовать на выплаты могут те семьи, где среднедушевой доход за 3 последних месяца не превышает 200 тысяч рублей. Примерный расчет: разницу между бюджетом прожиточного минимума и доходом на одного человека умножаем на количество членов семьи. Эта сумма и полагается к выплате. Но жить за 200 тысяч невозможно, в городе по крайней мере.

Вот как раз на селе и живет большинство бедных в Беларуси. В 2008 году доля малообеспеченных сельских жителей составила 12,4% общего числа сельчан, городского населения — 5,6%. Связано это, по словам В.Зиновского, прежде всего с более низким уровнем дохода сельского населения. В декабре 2008 года средняя заработная плата в Беларуси составила 795 тыс. рублей, в то же время в организациях сельского хозяйства — 453 тыс. рублей. Меньше всего малообеспеченных домашних хозяйств в Минске (2,1%), среди других регионов их число варьируется от 6,5% (в Гродненской области) до 12,7% (в Гомельской).

В 2008 году денежные доходы населения в реальном выражении (с учетом инфляции) увеличились на 14,7% по сравнению с 2007 годом. В связи с таким ростом благосостояния можно привести украинскую статистику. Для сравнения на Украине номинальная среднемесячная заработная плата штатных работников выросла, по сравнению с январем 2006 года, на 36,8%, и составила 1 521 гривну [13].

В 2008 году среднедушевые доходы населения превысили минимальный потребительский бюджет в 1,8 раза, а бюджет прожиточного минимума (БПМ) — в 2,8 раза. В 2000 году среднедушевые доходы населения были на 0,6% ниже минимального потребительского бюджета и в 1,5 раза выше БПМ.

Рост реальных денежных доходов в Беларуси сопровождается относительно равномерным их распределением по различным социально-демографическим группам. Разница в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан в 2007 году составила 5,6-5,9 раза. Министр отметил, что «это один из самых низких показателей в странах СНГ». В России, по его данным, соотношение денежных доходов самых обеспеченных и бедных граждан в 2008 году составило 16,8 раза, в Молдове — более 20 раз, в Латвии — 12 раз, в Литве и Эстонии — более 10 раз, в Украине — более 9 раз.

«Считается, что предельная критическая разница между доходами наиболее богатых и бедных — 10-12 раз. То есть в Беларуси нет расслоения общества по денежным доходам», — сделал вывод министр В. Зиновский.

В условиях кризиса самыми уязвимыми социальными группами населения являются те, кто тратит большую часть расходов на продукты питания и жилищно-коммунальные услуги. Как показывает опрос домашних хозяйств Беларуси 2008г. в нашей стране 33% семей страны тратят на продукты питания более 50% от всех потребительских расходов. И это было в условия потребительского бума. Среди домашних хозяйствах без детей таких семей 34,2%;, а среди пенсионеров таких  65,2%. 

Наконец, проанализирует распределение домашних хозяйств по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов. В 2008г. ресурсы менее $230 в месяц имели 48,3% всех семей. В сельской местности таких семей 57,9%. Поскольку на увеличение зарплат и пенсий в 2009 году денег нет, то при девальвации белорусского рубля в этом году на 60%, более половины семей по стране будут иметь менее $145 располагаемых ресурсов на человека, это очень мало, учитывая то, что одни коммунальные услуги для обычной семьи из трех человек составляют примерно $30-60 в зависимости от сезонного периода [13].

За 2008г. существенных изменений в составе и структуре домашних хозяйств Беларуси не произошло, но если взять последние пять лет, то определенные тенденции заметны. Увеличивается число семей без детей. Существующая система социальной поддержки не приводит к росту числа больших семей. У нас 22,4% домашних хозяйств имеют одного ребенка, 11,7% — двух детей и только 2,1% — трех. Для сравнения в 2004г. один ребенок был в 23,5% семей, два – в 12,2%, три – в 2,1%.

В 2009 году зарабатывать стало гораздо сложнее. В случае увольнения хотя бы одного кормильца ситуация становится критичной. Ежемесячные денежные доходы домашнего хозяйства, состоящего из одного человека, в 2008г., составили $268, а в семьях с 5 и более членами — $168 на человека. В условиях инфляции и девальвации эти доходы могут сократиться до $100 на человека, что отбросит большие семьи по уровню доходов во вторую половину 1990-х [13].

В следующей таблице 4 представлены данные о видах дохода населения и их процентном соотношении:
Таблица 4

    продолжение
–PAGE_BREAK–