Государство, его основные признаки. Формы правления

Муниципальноеобщеобразовательное учреждение
«Рощинская основнаяобщеобразовательная школа»
Реферат
Государство,его основные признаки. Формы правления
Выполнил:
ученик 9 класса
Андрусенко А.
Проверила:
учитель обществознания
Шайхинурова З.Р.
2009

Оглавление
 
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснованиепонятия «государство»
1.1 Термин «государство», его значение и понимание в современнойлитературе
1.2 Исторические пути возникновения государства
1.3 Исторические формы «государства»
Глава 2. Формыгосударственного правления современных государств
2.1 Признаки современного государства
2.2 «Традиционные» формы государственного правления
2.3 Российская Федерация: пути развития государственного правления
Заключение
Список использованных источников и литературы

Введение
Во всевремена, а в наши дни особенно, политика оказывает, порою судьбоносное влияниена жизнь отдельных людей и целых народов. Она неразрывно связана с самымиглубокими основами человеческой цивилизации. Как отмечал величайший умантичности Аристотель, политика коренится в природе человека как социальногосущества, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и«обреченного» взаимодействовать с другими людьми.
Политическиезнания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от егопрофессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежнодолжен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такимизнаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре,превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активныхполитическом отношении сил.
Массовая политическаяграмотность необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма итирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественнойорганизации. Поэтому сознательное формирование политической культуры какискусства совместного цивилизованного проживания людей в государстве — заботавсего современного общества, важное условие его благополучия. Как отмечаетруководитель Академии политического образования ФРГ Т. Майер, «там, гдеполитическое образование отличается постоянством, непрерывностью и охватываетвсе социальные слои, оно не всегда обращает на себя большое общественноевнимание. Ненужным же оно не будет никогда».
Овладениегражданами основами политической науки и демократической культуры — одно изважнейших условий успеха политических и общественных реформ в России.
Центральныминститутом политической системы является государство. В его деятельностиконцентрируется основное содержание политики.
Форма государствахарактеризуется взаимосвязью трех структурных элементов: политического режима,формы правления и формы государственного устройства.
Цель даннойработы раскрыть существующие формы правления государства.
Задачи:
1. Подобрать литературу по данной теме
2. Охарактеризовать: процесс возникновения государства, термина«государства», типы государств.
3. Выявить существующие признаки современного государства
4. Дать характеристику формам государства.

Глава 1.Теоретическое обоснование понятия «государство»
 
1.1 Термин «государство», его значение ипонимание в современной литературе
Всовременном мире существует огромное множество значений понятия «государства».Современная наука, постоянно двигаясь вперед, не может позволить себеостановиться на чем-то одном. Сам термин «государство» обычно употребляется вдвух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей,представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая наопределенной территории. Оно тождественно стране и политически организованномународу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецкомгосударстве, имея в виду все предоставляемое им общество.
Примерно доXVII века государство обычно трактовалосьшироко и не отделялось от общества. Для обозначения государства применялись многиеконкретные термины: «полития», «княжество», «королевство», «правление» идругие. Одним из первых от традиций широкого значения государства отошелМакиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будьто монархия или республика, специальный термин «stati» и занялся исследованиемреальной организации государства.
Четкоеразграничение государства и общества было обоснованно в договорных теорияхгосударства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В нихэти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, посколькуутверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованномсостоянии индивиды в результате хозяйственного или иного взаимодействия вначалеобразовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных правдоговорным путем создали специальный орган — государство. В современной наукегосударство в узком смысле понимается как организация, система учреждений,обладающая верховной властью на определенной территории. Оно существует нарядус другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т. д.
Государство, в теории права, это способ организации общества,основной элемент политической системы, организация публичной политическойвласти, опирающаяся на средства и меры принуждения. Как управляющая обществомсистема государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органыдля реализации своих полномочий — государственный механизм, государственныйаппарат. В конституционном праве под понятием государства подразумеваются всеофициальные властные органы власти (правительство, парламент, суды),действующие в масштабе страны или территориально-политической единицы сместными представителями властных органов. В международном праве государствоявляется основным участником международных отношений, включает политическуюорганизацию власти и население с определенной территорией. Основным качествомгосударства является его суверенитет. Государство имеет определенную формуправления (монархия, республика), по форме государственного устройства можетбыть унитарным или федерацией.
В данной работе под государством мы понимаем: сложный институт дляосуществления государственной власти. Выделяют следующие типы государств:республика, монархия. В последующей работе мы более подробно остановимся наних.
Однако несразу государства пришли к перечисленным выше формам. Исторический путьрождения государства к современным формам долог и тернист.
1.2 Пути возникновения государства
государство формаправления
Государство в его современных формах сложилось в ходе длительногоисторического развития. Предшественниками государственных институтов былидогосударственные формы социальной саморегуляции, самоорганизации человеческихсообществ. Долгое время вполне эффективно регулировали отношения между людьми,скрепляли человеческие сообщества, делая их способными к совместнойдеятельности и взаимной поддержке, традиции, нормы, обычаи, которыеподдерживались авторитетом старейшин и мнением всех членов племени, рода,патриархальной семьи.
Возниклогосударство не сразу: постепенно от общества обособились институтыполитического руководства, которым шаг за шагом передавались функции, преждеосуществлявшиеся всем племенем или родом. Наиболее важной причиной, вызвавшейусложнение системы социально-политического руководства, стало развитиехозяйственной деятельности человека. Она породила более развитые формыкооперации и организации совместной деятельности, способствовавшие повышениюэффективности труда людей и появлению избыточного продукта. Поначалунезначительное, но с течением времени все более явное имущественное расслоениепривело к необходимости создания специфических норм, правил и структур,регулировавших имущественные отношения. Учащавшиеся столкновения между численновозросшими племенами из-за плодородных земель, охотничьих территорий и т.д.вызывали необходимость сохранять достояние племени и увеличивать его за счетдругих с помощью специально для этого созданной вооруженной силы.
Уже первыеинституты политического руководства, самой логикой жизни поставленные надобществом, отделенные от него и опиравшиеся на профессиональную вооруженнуюсилу, получили известную независимость и самостоятельность. У них сталиформироваться свои интересы, далеко не всегда совпадавшие с интересамииндивида, рода, племени. Возникновение этих институтов дало примитивным обществаммощный стимул развития, но одновременно и усложнило процесс принятия решений всфере управления.Усиление имущественного неравенства, а также укреплениевсе более отдалявшихся от общества органов политического руководства обострялисоперничество за контроль над ними между различными группами людей,объединенных сходными социальными интересами. По мере развития общества наоснове этих групп формировались социальные классы, занимавшие различные позициив системе властных отношений.
 Кромеобщих причин возникновения государства, можно выделить ряд факторов, такжеускорявших появление государственных структур и придававших им определеннуюспецифику. К ним относятся завоевания и необходимость создания механизма властидля сохранения покорности порабощенных; наличие внешней угрозы, требовавшей созданиявооруженных формирований и регулярного сбора средств на их содержание;необходимость проведения крупных хозяйственных работ, немыслимых безмобилизации значительных материальных и человеческих ресурсов и созданияаппарата для их рационального распределения и использования.
Повышениечастоты и периодичности контактов между различными сообществами людей усиливалоих взаимное влияние друг на друга, на их уклады жизни и системы правления.Достаточно вспомнить, сколь мощным стимулом для образования государства угерманских, кельтских и других племен стало их близкое знакомство с античнымиГрецией и Римом. После завоевания Древнего Рима в варварских племенных союзах процессобразования государств пошел гораздо быстрее. Они позаимствовали у покореннойимперии не только многие институты и правовые нормы, но и внешнюю атрибутику,символы власти, часть которых сохранилась до наших дней. Такие понятия, как«царь», «август», «империя», «императорский», пришли во все европейские языкииз латыни.
Дополнительнымимпульсом для возникновения государственных структур могли служить и конфликтыэтнически разнородных сообществ. Ведь в ходе завоеваний господствующее племяобычно превращало завоеванные племена, принадлежавшие к иным этносам, в своихрабов, и понадобились особые институты, регулировавшие отношения между ними.Рабовладельческие государства складывались прежде всего там, где шел постоянныйприток иноплеменных пленников, которых нужно было держать в подчинении.
Однакосохранение и упрочение власти господствовавших в том или ином сообществесоциальных групп было хотя и важной, но отнюдь не единственной задачей государства.Разумеется, в течение длительного времени классовая борьба оказывала огромноевоздействие на содержание деятельности государственных институтов, на типы иформы государственных образований. Вместе с тем государство всегда выполняловажные и для всего общества функции — организационно-хозяйственную,политического управления, защиты от внешней угрозы, культурно-идеологическую.
 В ходе историческогоразвития сфера деятельности государства постоянно расширялась. В соответствии сглавной своей функцией государство всегда выступало и выступает в качествеарбитра и активного участника отношений между основными социальными группами,стремясь не допускать опасного для общества обострения социальных конфликтов ирешать их мирными политическими средствами. Усложнение хозяйственных связей,необходимость обеспечения нормального функционирования экономики, от которогозависит благосостояние общества, потребовали от государства постоянного участияв регулировании и этой сферы жизнедеятельности людей, гибкого реагирования насбои в экономическом механизме. Кроме того, оно оказывает прямое илиопосредованное воздействие на систему образования, СМИ, от него во многомзависит состояние системы здравоохранения, науки, культуры.
 Наконец, вусловиях усиления взаимозависимости современного мира, когда события,происходящие в одной стране влияют на обстановку в целом регионе, а это в своюочередь оказывает воздействие на весь ход мировых событий в огромной меревозрастает значение внешней функции государства.

1.3 Исторические формы «государства»
Первые государствазародились ещё в VIII-VII веке до н.э. Самое первое появилось в ДревнемЕгипте. Все государства того времени были рабовладельческими. Государстварабовладельческого типа возникли в результате появления частной собственности,имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классическиерабовладельческие государства были созданы в Греции (VIII — VI вв. до н. э.) ив Древнем Риме (VI в. до н. э.).
Основныеклассы рабовладельческого общества — рабовладельцы и рабы. Помимо нихсуществовали социальные прослойки — ремесленники, мелкие земледельцы. Онисчитались свободными, но, будучи неимущими, так же, как и рабыэксплуатировались рабовладельцами. Между рабами и рабовладельцами возникалиострые социальные противоречия. Рабы вели борьбу то в виде скрытого, пассивногосопротивления, то в форме открытых выступлений — восстаний (восстание рабов вСицилии во II в. до н. э., восстаниехСпартакахвxIxв, хдоxн.xэ
Рабовладельческоегосударство было классовым, являлось по своей сущности орудием диктатурырабовладельцев. Классовая сущность государства выражалась в его функциях. Квнутренним функциям относились: охрана частной собственности рабовладельцев исоздание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных; подавлениесопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия, нередкопросто для устрашения, и профилактики; идеологическое воздействие в целяхподдержания дисциплины и порядка.
Общесоциальныефункции рабовладельческое государство осуществляло в той мере, в какой онисоответствовали интересам господствующего класса.
Формойорганизации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии иреспублики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Она пришла насмену республиканской форме правления, и долгое время несла на себе ее черты.Но в III в. Древний Рим становится неограниченной монархией. Рабовладельческаяреспубликанская форма правления была двух видов. Первый — демократическаяреспублика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало всесвободное население. Второй вид — аристократическая республика (Спарта и др.).Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участиепредставители крупной военно-земельной аристократии.
Вимператорский период рабовладельческое право Рима достигло наивысшего развития.В это время расширялись торговые связи Рима, развивалось и совершенствовалосьтоварное производство. Для регулирования соответствующих отношений римскимиюристами были разработаны многие правовые институты: собственности, вещного, обязательственного,семейного, наследственного права и др. Римское право стало классическим видомправа, основанного на частной собственности. Оно пережило рабовладельческуюэпоху и сейчас оказывает влияние на развитие частного права. ……Пройдя периодсвоего становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосуупадка и изживало себя. Ему на смену шло феодальное государство. На основефеодальных производственных отношений возникло много государств, неизвестныхпредшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России,Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде странсохранились феодальные пережитки.
Экономическойосновой феодального государства выступала собственность феодалов на землю инеполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность наземлю служила основой социального неравенства.
Основнымиклассами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с темсуществовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые людии др.
Феодальноегосударство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. Всвоем развитии оно прошло ряд стадий: децентрализованной феодальнойраздробленности; усиления централизации и установления сословно-представительноймонархии; централизованной абсолютной монархии и разложения феодальнойгосударственности.
Вгосударственный аппарат феодального государства входили войско, отряды полициии жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды.Доминирующей формой феодального государства была монархия различных видов.Республиканская форма правления существовала лишь в государствах-республиках(Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и др.). ……На последнем этапе в недрахфеодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические)производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд.Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому междумолодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которыеразрешались путем буржуазных революций.
Россия былафеодальным государством с древних времён до 1861 года, когда сеньоро-вассальныеотношения регулировались крепостным правом.
Но вскоре ифеодализму пришёл конец. Начали всерьёз задумываться о создании сверхидеальногогосударства, в котором главное место будет занимать человек. Его назвали социалистическим.Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе содержатся вомногих мировых религиях, в частности христианской. Они выдвигались иразвивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.
Основыучения о государстве диктатуры пролетариата заложили в своих трудах К. Маркс,Ф. Энгельс и В. И. Ленин. Широкий демократизм пролетарского государства основанна системе Советской власти, при которой буржуазный парламентаризм заменяетсяпролетарским, основанным на производственном принципе выборности депутатов, ихсменяемости в любое время. Избираемые депутаты наряду с представительными(законодательными) функциями осуществляют и функции исполнительные. Иначеговоря, т.н. разделение властей, за которое так ратуют современные буржуазныеидеологи, прекращает свое существование, но его место приходит ответственностьединого государственного органа за принятие и исполнение решений. ……Пролетариатберет общественную власть и обращает силой этой власти, ускользающие из рукбуржуазии общественные средства производства в собственность всего общества.Этим актом он освобождает средства производства от всего того, что до сих порбыло им свойственно в качестве капитала, и дает полную свободу развитию ихобщественной природы. Отныне становится возможным общественное производство позаранее обдуманному плану. Развитие производства делает анахронизмом дальнейшеесуществование различных общественных классов. В той же мере, в какой исчезаетанархия общественного производства, отмирает политический авторитетгосударства.…….Политический переворот октября 1917 года положил началопереходному периоду диктатуры пролетариата в нашей стране. В последующем в СССРборолись противоположные тенденции: реставрации капитализма, с одной стороны, иразвития диктатуры пролетариата, с другой. Эта борьба закончилась откатом вкапитализм.
Напротяжении всего существования государства оно характеризовалось разнообразнымиформами и способами существовании. В одни времена государство существовало длячеловека, а в другие — человек для государства.

Глава 2. Формыгосударственного правления современных государств.
 
2.1Признаки современных государств
Государстваразных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеютнекоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них,хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они пороюдостаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:
1) Наличиепубличной власти(совокупность аппаратов управления и подавления).Государственную власть в обществе осуществляет особый слой людей, которыенаделены государственно-властными полномочиями.
2)Административно-территориальная организация населения. Смысл — в наилучшей(рациональной) организации государственной власти и управления на занимаемойтерритории.
3)Население. Характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству(реализуется через институт гражданства).
4)Государственный суверенитет. Независимость государственной власти от всякойиной власти (политической и идеологической) внутри или за пределами страны,выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободнорешать все государственные дела. Государственный суверенитет имеет две стороны:внешнюю (самостоятельность и независимость во внешних делах страны,недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне, кромеограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом), ивнутреннюю (исключительное право на законодательство, на управление июрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории).Суверенитет может быть формальным, когда он провозглашается юридически иполитически, а фактически не осуществляется в силу зависимости от другогогосударства, диктующего свою волю. В некоторых случаях можно говорить обограничении государственного суверенитета, которое может быть добровольным ипринудительным.
5)Налоговая система – общеобязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые вустановленных размерах и в определенные сроки. Налоги необходимы для содержаниягосударственного аппарата, поддержания обороноспособности государства, развитиянауки и культуры, социальной защиты населения.
6)Государственная территория— часть земного шара, находящаяся подсуверенитетом определенного государства. В ее состав входят: суша с ее недрами,водные территории, а также лежащие над сушей и водами воздушное пространство.Сушей является вся сухопутная территория в пределах границ государства. Воднуютерриторию составляют внутренние (национальные) воды и территориальные воды.Находящиеся под сухопутной и водной территорией нефа являются принадлежностьюданного государства до технически доступной глубины. В воздушное пространствовходит тропосфера, стратосфера, а также значительная часть вышележащегопространства (приблизительно до высоты 100км). Боковые пределы территориигосударства обозначаются государственными границами — продолженными в натуреили воображаемыми линиями на земной и водной поверхности, которые определяютпределы суверенитета государства над его сухопутными и водными территориями,воздушным пространством и недрами земли.
7)Правотворческая деятельность, реализующая тесную связь государства с правом. Законодательство- это особые социальные нормы, закрепленные в издаваемых государственнойвластью нормативно-правовых актах: законах, указах, постановлениях. Такие нормыназываются юридическими, а систему, их содержащую, принято называтьзаконодательством.
8)Государственные символы – герб, флаг, гимн.
9)Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазонгосударственного принуждения простирается от ограничения свободы до физическогоуничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковымиявляются жизнь и свобода, определяет особую действенность государства, имеютсяспециальные средства (оружие, тюрьмы и т. д.), а также органы — армия, полиция,службы безопасности, суд, прокуратура.
10) Обязательностьчленства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации,как партия, пребывание в которой добровольно и необязательно для населения, государственноегражданство человек получает с момента рождения.
11) Претензияна представительство как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ниодна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий — государств, непретендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этогонеобходимыми средствами.
Это признакигосударства-идеала. По отдельности они присутствуют у большинства современных государств,но собранными воедино – таких государств не существует.
Определениеобщих признаков государства имеет не только научное, но и практическоеполитическое значение, особенно для международного права. Государство — субъектмеждународных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те илииные организации признаются субъектами международного права и наделяютсясоответствующими правами и обязанностями. В современном международном правевыделяются 3 минимальных признака государства: территория, народ, объединенныйправовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющаяэффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.
Отмеченныевыше признаки отмечают государство от других организаций и объединений, однакоеще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе еговозникновения и эволюции.
Государство — одно из самых совершенных, сложных и противоречивых созданийчеловеческой цивилизации. Большая часть известной нам истории народов — этополная драматизма картина, повествующая о формировании, столкновениях и гибелигосударственных образований, об изощренной борьбе за власть, в которой люди нещадили ни себе подобных, ни самих себя.
С первых идо последних дней своей жизни человек в большей или меньшей степени зависит отгосударства, призванного защищать его права и безопасность, но взаментребующего от него соблюдения многочисленных, подчас весьма обременительныхнорм и правил. Возникший еще в античных государствах, исполненный трагизмаконфликт между стремящейся к свободе человеческой личностью и жестокимиограничениями, налагаемыми на нее государством и обществом, не разрешен и посей день.
2.2«Традиционные» формы государственногоправления
Каждоегосударство в современном мире отличается от других целым набором специфическихчерт и характеристик, сложившихся под влиянием его исторической эволюции,степени остроты социальных и этнических конфликтов, международных факторов. Привсей разнородности современных государств их можно подразделить на два самыхобщих типа: монархия и республика.
Термин «монархия»греческого происхождения («монос»- один, «архее» — власть) и означаетединовластие, единодержавие. Монархией можно назвать такое государство, гдеверховная власть наследуется на всю жизнь одним лицом, пользующимся ею пособственному усмотрению. Лицо, имеющее титул монарха, принадлежит роду или«царствующему дому» и является свободным от какой-либо ответственности за своидействия.
Монархия, государство, главой которого является монарх. Наиболееярким примером монархии в древности является Священная Римская империя; всеевропейские монархии были в большей или меньшей степени выборными. Всовременную эпоху существуют государства с конституционной монархией (напр.,Великобритания, Норвегия, Дания, Швеция). В некоторых странах глава государстваявляется одновременно религиозным главой.
Различаютследующие разновидности монархии:
1) Абсолютнаямонархиятипична для позднего феодализма, когда в глубинах аграрногостроя вызревают зачатки индустриального. Характеризуется она тем, что в рукахмонарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. Он сам издаетзаконы, может непосредственно руководить административной деятельностью илиназначать для этого правительство, вершит высший суд. Т.е. монархперсонифицирует государство, сплачивая граждан, объединяя их в единое целое.«Государство — это Я», — формула государства короля Франции Людовика XIV. Никаких ограничений еговласти нет, по крайней мере, юридических, хотя политические, моральноэтические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мереприсутствуют. Подданные изначально юридически бесправны, поскольку монарх ненаделил их какими- то правами и не отобрал эти права.
Дляабсолютной монархии характерен авторитарный политический режим, агосударственный режим именуется абсолютизмом.
Если вместоинтересов всех монарх преследует личные, корыстные интересы, правит попроизволу, то монархия превращается в тиранию и деспотию.
Россия тожев своё время была и монархией и абсолютной монархией: с самого дня основания Древнерусскогогосударства до 1917 года, когда у власти находились либо князья, либо цари.
2) Дуалистическая монархия — это первоначальная формаограниченной, или конституционной монархии. Здесь наблюдается уже возникающееили даже довольно развитое разделение властей, во всяком случае, отделениезаконодательной власти от исполнительной. Законодательная власть принадлежит впринципе парламенту, который избирается подданными или определенной их частью,если избирательное право — цензовое. Исполнительная власть принадлежит монарху,который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое имправительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть и более илименее независимой. К дуалистическим монархиям относят политический стройМарокко, Иордании, Таиланда, Непала, Малайзии.
Россия за всёвремя своего существования никогда не была дуалистической монархией. Однако онабыла близка к этому в 1682 году, когда царским престолом владели братья Пётр и ИванРомановы.
Как и дляабсолютной монархии, дуалистической типичен авторитарный политический режим.Государственный же режим может характеризоваться как ограниченный дуализмвласти. Дуалистическая монархия есть выражение компромисса между властвующейфеодальной верхушкой общества и остальной его частью, в котором преобладаниевсе же остается за монархом и его окружением.
3) Парламентарнаяформа правления существует обычно в высоко развитых государствах, где переходот аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущественно не кореннойломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием иприспособлением к новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция,Канада, Австралия и т.д.).
Здесьнаблюдается развитое разделение властей при признании принципа верховенствапарламента над исполнительной властью, демократической или, по крайней мере,либеральный демократический режим.
Монарх приданной форме правления «царствует, но не правит». Правом вето в отношениизаконов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо напрактике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства.Как правило, он лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящиеот него акты обычно подготавливаются правительством и контрассигнуются(скрепляются) его главой или соответствующим министром, без чего не имеютюридической силы.
Такаясистема отношений между монархом, парламентом и правительством характеризуетпарламентарный режим, или парламентаризм. Однако этот государственный режимдействует только при условии, что в парламенте ни одна политическая партия неимеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство.
Триразновидности монархической формы правления представляют только основнуюклассификацию. Наряду с ними, а также в их рамках существуют и другие.
В целоминститут монархии — это феодальный пережиток, а для некоторых стран — пережитокеще более древних традиций. Однако, как отмечалось, в развитых странах сколько-нибудьсущественного влияния на политическую жизнь этот институт не оказывает, хотя издесь при соответствующих условиях могут быть использованы в тех или иных целяхрезервные, «спящие» полномочия короля — такие, которые перечислены вконституции, но им не пользуются. Но они могут быть гальванизированы причрезвычайных обстоятельствах. Таким образом, монархическая форма правления втех или иных целях зависит не столько от конституционных положений, сколько отличности монарха, от традиций страны, от отношения ее населения к монарху.
При оценкемонархического правления с точки зрения соответствия идеальной моделигосударства бросается в глаза вопиющая несправедливость в принципе замещениядолжности главы государства по принципу наследования без учёта его реальныхвозможностей и заслуг. Однако в монархии есть и положительные моменты:Во-первых, правитель государства получает надлежащею подготовку с детских лет ив этом смысле является профессиональным лидером. Во-вторых, при заключениидинастического брака происходит своего рода генетический отбор, селекциялидеров.
В-третьих,монарх воспринимается как символ единства нации, гарант законности, настоящийхозяин своего государства. В-четвёртых, монархия отличается значительнойвнутренней стабильностью.
Республика, форма правления, при которой глава государства (напр.,президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией.Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу(парламенту). Большинство современных государств являются республиками.
В отличиеот монархии при республиканской форме правления единственным источником властипо закону является народное большинство. Сама «республика» (от лат. respublica- общественное дело) — это такая форма правления, котораяхарактеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом.
Республиканскаяформа правления использовалась в древнем мире (например, демократическаяреспублика в Афинах и аристократическая – в Риме), республиками являлись многиегорода государства в средние века (Дубровник в Югославии, Бремен — в Германии).Но наиболее широкое распространение эта форма получила в Новое время, послепобеды буржуазных революций. Первой республикой, связанной с такимиреволюциями, стали США,
Республика- наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, чтополномочия любой ветви власти, любого высшего органа, включая главугосударства, в конечном счете, основываются на мандате народа.
Известныпарламентарные и президентские республики.
Президентская(дуалистическая) республика несколько напоминает дуалистическую монархию,однако, имеет весьма существенные отличия от нее.
Изаконодательная власть, и исполнительная власть в президентской республикеполучают свой мандат непосредственно от народа. Главой исполнительной властиявляется избираемый народом президент, который совмещает эти функции сфункциями главы государства. Министров и других назначенных им должностных лицисполнительной власти президент может смещать самостоятельно: нельзя заставлятьего работать с теми, с кем он работать не может и не желает.
Главныйпризнак данной формы правления — отсутствие ответственности исполнительнойвласти перед парламентом за проводимую политику, Парламент не может смещать еедолжностных лиц, если они не нарушили закон. Для своей деятельности они ненуждаются в политическом доверии парламента. Поэтому в президентскихреспубликах мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем, что президентпринадлежит к одной партии, а большинство в парламенте другое. Президентскаяформа правления в свою очередь не является безупречной. Во-первых, в отличие отпарламентской формы правления, она таит в себе возможности трений вовзаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти ипровоцирования конституционного кризиса. Вероятность последнего особенновозрастает, если президент и парламентское большинство принадлежит к различнымпартиям или политическим течениям. Предположения, что президент всегда находитсянад партийной борьбой и политиканством лоббистов, могут не иметь под собойвеских оснований. Иными словами, выбор между парламентской и президентскойформами правления может означать выбор между единым, но нестабильнымруководством и руководством стабильным, но чреватым конфликтом двух властей.Во- вторых, едва ли существует оптимальный способ избрания президента. Любой изних имеет свои сильные и слабые стороны. На первое место по значимости выходитметод президентских выборов. Прямые выборы представляются наиболее простыми идемократичными. Но моделей прямых выборов тоже много, а выбор способов невсегда зависит от президента. Президентская власть может оказаться в большейзависимости от законодательной ветви, от которой может зависеть многое, например,процедура переизбрания президента на второй срок в чрезвычайно усложненномпорядке.
Государственныйрежим при этой форме правления — только дуалистический. В зависимости отобстоятельств значение и роль конкретного парламента или президента могут бытьсильнее или слабее, но качества государственного режима это не меняет.
Кпарламентарнойформе правления можно отнести все вышесказанное опарламентарной монархии, за исключением вопроса о главе государства.
Главныйпризнак парламентарной республики, как и парламентарной монархии, — политическая ответственность правительства перед парламентом. Как и там,ответственность эта — часто солидарная: недоверие одному члену правительства,особенно его главе, влечет отставку всего правительства.
Вместоухода в отставку правительство может потребовать от президента распуститьпарламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.
Припарламентарной республике также возможны два государственных режима — парламентарный и министериальный.
Недостаткипарламентарной республики сводятся, во-первых, к крайней фрагментарностипартийной системы, которая обрекает парламентскую коалицию на аналогичнуюфрагментарность, а правительство на неустойчивость. При неразвитости партийнойсистемы даже экстремистские (малочисленные) партии могут предстать частьюпарламентской коалиции большинства. Это может оказаться не менее пагубным, чемтупик во взаимоотношениях исполнительной и законодательной власти. Во-вторых,вполне реальной может оказаться угроза тирании, которую в состоянии создать простоепарламентское большинство, т.е. эффективность, стабильность парламентских формправления зависит от характера политических партий, соревнующихся за места впарламенте. Судьба же партий и структура партийной системы в немалой степениопределяются способом избрания законодателей, т.е. мажоритарной илипропорциональной системой.
Россия с 1917года управлялась парламентом (Временное Правительство, ЦК КПСС), вплоть до 1991года, только теоретически, фактически же власть принадлежала верхушке партии.
Смешанная(полупрезидентская) республика сочетает в себе признаки и президентской, ипарламентской республики.
Гибридныеформы республики обладают определенными позитивными чертами: они обеспечиваютстабильность правительства, противостоят его замене по разным конъюнктурным,партийным соображениям, исключают министерскую чехарду, свойственную некоторымпарламентарным республикам. С другой стороны, система сдержек и противовесов,усиливается президентская власть, и ее носители иногда обнаруживают тенденции кавторитаризму. Сторонниками смешанных форм правления движет идея укреплениягосударственности путем устранения правительственных кризисов, частой сменыправительств по соображениям политической конъюнктуры, оптимизации способоворганизации и взаимоотношений высших органов государственной власти,центральных и местных властей. Эти проблемы стоят особенно остро для вновьобразовавшихся государств.
На сегодняв Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года, в ст. 1 части 1 говорится:Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное государство среспубликанской формой правления. Президент РФ является главой государства (ст.11 часть 1), т.е. Конституция устанавливает смешанную форму правления,сочетающую в себе признаки и президентской, и парламентарной республики.
Существуетеще одна разновидность республиканской формы правления — советская республика.Хотя данная форма применяется только в «социалистических» странах, гдеполитический режим, как правило, тоталитарный, т.е. максимально удаленный отдемократического. С точки зрения юридической модели признаки советскойреспублики следующие:
1)верховенство и полновластие советов либо представительных органов под иными наименованиями, всеостальные государственные органы (кроме жестко централизированной прокуратуры) формируются советами соответствующегоуровня, ответственны перед ними и (или) подотчетны им (включая подчас дажесуды);
2) советывсех ступеней образуют единую систему, внутри которой существуют отношения руководства иподчинения;
3)поскольку депутаты советов выполняют свои функции, не оставляя основной работы,сессии советов — редкие и краткие, а их текущие полномочия осуществляются ихисполнительными органами на местах и особыми сравнительно узкими коллегиальнымиорганами в центре, решения которых обычно подлежат последующему утверждениюсоветами.
Даннаяформа правления напоминает парламентарную республику, правительство формируется«парламентом» и юридически ответственно перед ним. Но никакого баланса властейздесь нет: роспуск «парламента» в случае правительственного кризиса, еслитаковой случится, не предусмотрен. Разделение властей даже теоретически непризнается; ему противопоставлен принцип единства власти трудового народа,воплощенный в советах. Советы должны соединять в своих руках и законодательные,и исполнительные функции. Независимость суда в большинстве случаев признается,однако чисто декларативно: выборы судей советами, подотчетность и отзываемостьсудей даже по конституции сводят эту независимость на нет.
Россия ровно73 года была советской республикой (времена СССР), периодически отклоняясь то кдемократическому («Хрущёвская оттепель»), то к тоталитарному (правление И.В.Сталина)режимам.
 
2.3 РоссийскаяФедерация: пути развития государственного правления
Сущность —это главное в предмете, то, что характеризует его на протяжении всего егосуществования.
Любоегосударство занимается общественными делами, защищает общественные интересы(например, борьба с преступностью, эпидемиями, стихийными бедствиями и др.).
Любоегосударство служит: 1) обществу в целом; 2) определенным социальнымсилам. Это соотношение в разные периоды истории различно.
Современноедемократическое государство служит в первую очередь всему обществу. Оноявляется средством разрешения социальных противоречий и средством достижениясоциального согласия.
Становлениероссийской государственности — процесс длительный и многоступенчатый. Он прошелнесколько стадий, однако очень скоро стремление воплотить в жизнь прогрессивныеидеи реформирования государства стало вступать в противоречие с реальнымипредпосылками формирования Российского государства. И все же были созданы новыегосударственные формы, аналогов которым невозможно найти не только впослереволюционной, но и дореволюционной России. Постоянно действующий законодательныйорган, конституционное судопроизводство, институт президентской властинеобратимо изменили облик государственной власти страны.

Заключение
Вокругвопроса о роли государства, характере, формах и степени его воздействия наэкономические и социальные процессы не утихают острые споры, ведетсяполитическая борьба. По мере развития общества меняются и функции государства,его роль в процессах социального регулирования. Искусственное сдерживание этогопроцесса может привести лишь к усилению трений между обществом и государством,их взаимному отчуждению друг от друга. Само по себе государство как средствополитического управления не является ни абсолютным благом, ни абсолютным злом.Его форма, характер деятельности, средства и методы, которые оно использует длявыполнения своих функций, зависят от общего уровня развития человеческогосообщества, преобладающих философско-религиозных воззрений, потребностейэкономического развития и многих других факторов.
Формаправления — комплексный конституционно-правовой институт; организация власти,характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высшихорганов (глава государства, парламент, правительство), а также установленныйпорядок взаимоотношений между ними. Главным, определяющим признаком Ф.п.является правовой статус главы государства (выборный и сменяемый в республике,наследственный — в монархическом государстве). Для современных государствхарактерны две Ф.п.: республика и монархия.

Списокиспользованных источников и литературы
1. Теория государства и права. Под ред. В.М. Корельского, В.Д.Перевалова. — М.: — 1999
2. Бабаев В. К., Баранов В. М., Толстик В. А. Теория государства иправа в схемах и определениях, М.: — 1998
3. Хабибуллин А.Г. Научные основы типологии государства: вопросытеории и практики. СПб.: – 1997
4. Теория государства и права. Под ред. В.М. Корельского и В.Д.Перевалова. норма-инфра М.: — 1999
6. Байтин М.И. Сущность и типы государства. // Государство иправо. 1997.
7. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие. Под ред.М.Н. Марченко. М.: Юристъ, 2001.
8. Захаров А. Еще раз о теории формации. Общественные науки исовременность.- 1992.
9. Сорокин В.В. Государство переходного периода: теоретическиевопросы. Барнаул.- 2000
10. Хабибулин А.Г. Научные основы типологии государства: вопросытеории и практики. Спб.-1997
11. Назаренко Г.В. Общая теория права и государства: Курс лекций.— Орел,1995. С. 63.
13. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие. Под ред.М.Н. Марченко. – М.: Юристъ, 2001. – 656 с.