(ПИРКЕ) АВОТ (евр. «Изречение отцов»), — сборник афоризмов, принадлежащих иудейским мудрецам периода Второго храма и примыкающей к нему эпохи. Наиболее ранняя часть талмуда.
АГРАФЫ (греч.) — не написанные в Евангелиях изречения Христа.
АМ-ХААРЕЕЦ (евр. «народ земли») — в евангельскую эпоху презрительная кличка, означающая деревенщину, невежду в Законе.
АПОКАЛИПТИКА (от греч. апокалипсис, откровение) — книги, написанные в форме откровения тайн истории. Расцвет А. приходился на II-I вв. до н.э. Некоторые книги пророков (или их части) относятся к жанру А. Христианским апокалипсисом является Откровение Иоанна.
АПОКРИФЫ (греч. «сокровенные») — произведения, притязавшие на авторитет, равный Св. Писанию, но не включенные в канон Библии. Начиная со средних веков А. стали называться свободные литературные вариации на библейские темы.
АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК — язык арамеев, народа, жившего в Сирии и Месопотамии. В последние века до н.э. А. Я. был разговорным среди иудеев Палестины.
АРХИЕРЕЙ (греч.) — термин означает: а) первосвященника, б) представителя высшего духовенства в Иудее, в) епископа Греческой и Русской Церквей.
БИБЛИЯ (греч. «КНИГИ») — собрание священных Писаний иудаизма и христианства. Дохристианская часть Б. состоит из трех сборников: Закона или Пятикнижия (см. Тора), Пророков и Писаний (или Учительных книг). Христиане именуют этот раздел Б. Ветхим Заветом (см. Завет). Христианская часть Б., или Новый Завет, состоит из 4-х Евангелий, Деяний Апостолов, Посланий и Откровения Иоанна. Создавалась Б. с XIII в. до н.э. (см. канон).
ВОЛХВЫ — см. маги.
ВТОРОГО ХРАМА ЭПОХА — период между 516 г. до н.э. и 70 г. н.э. когда существовал Второй иерусалимский храм. Первый — был разрушен в 587 г, до н.э.
ГАЛАХА (евр.) — правовые и церковно-канонические нормы иудаизма.
ГЕЕННА (евр. Генном) — долина к ю/з от Иерусалима. В эпоху царей там совершались ритуальные убийства в честь языческих богов. Впоследствии Г. была превращена в свалку, где постоянно поддерживали огонь. Начиная со II в. до н.э. Г. стала символом загробного воздаяния за грехи.
ГЕННИСАРЕТ (евр. Киннерет) — одно из названий Галилейского озера (Тивердиадского моря) и области к западу от него (земля Геннисаретская”).
ДЕКАЛОГ (греч. «десятословие») — десять заповедей Моисея (Исх. 20, 2-17; Втор. 5, 6-21).
ДЕКАПОЛИС (греч. «Десятиградие») — союз заиорданских городов: Пеллы, Диона, Каната, Рафаны, Скифополиса (Бет-Шана), Гиппоса, Гадары, Герасы (Гергесы), Дамаска, Филадельфии (Раббат-Аммона, нынешнего Аммана). Д. был населен преимущественно язычниками.
ДИАСПОРА (греч. «рассеяние») — термин, обозначающий иудейские общины, которые обитают вне Палестины.
ЕССЕИ, или ЭССЕНЫ (от арам, хасайя, «благо честивые»), — члены полумонашеского ордена, возникшего в иудаизме ок. 150 г. до н.э. Самоназвания Е.: «Сыны света», «Простецы», «Избранники» и др. Большинство Е. жило обособленными колониями в пустынях (см. Кумран), но некоторые селились в городах.
ЗАВЕТ (слав.) — союз или договор между Богом и Общиной верных Ему людей, согласно которому Община обязуется соблюдать заповеди Господни, а Бог обещает (см. Обетование) не оставлять ее. Слово 3. обозначает также единение Творца с человеком в богооткровенной религии.
ЗАКОН — синоним пяти первых книг Библии (Пятикнижия). См. Тора.
ЗЕЛОТЫ (греч), или КАНАИТЫ (арам.), «ревнители» — партия воинствующих мессианистов, отрицавших любую власть над народом Божиим, кроме власти Самого Бога. 3. призывали к вооруженной борьбе против Римской империи. Партия 3. возникла в первые гг. н.э. Сторонники ее радикального крыла — сикарии (кинжальщики) избрали путь террористических действий.
ИДУМЕИ, или ЭДОМИТЫ, — племя, родственнное израильтянам. И. жили у южного побережья Мертвого моря. В период царей И. воевали с Израилем. В евангельскую эпоху они были уже обращены в иудаизм.
ИСКУПЛЕНИЕ (слав.) — выкуп из рабства, дарование свободы. Этим термином в Библии часто обозначается спасение Богом от зла.
КАНОН (греч. «правило») — словом к. обозначаются книги Св. Писания (см. Библия), принятые Церковью. Ветхозаветный К. был установлен в конце I в н.э. Новозаветный — был в основном определен к концу II в., а окончательно лишь в начале V в. В широком смысле слова К. означает также церковный устав или правило.
КЕСАРЬ или ЦЕЗАРЬ (лат.) — титул римских императоров, ведущий свое происхождение от имени Гая Юлия Цезаря. В некоторых случаях слово К. употребляется как синоним государственной власти вообще.
КНИЖНИК (евр. софер) — термин, означающий: а) переписчика Библии, б) летописца, в) толкователя Писания, г) хранителя Предания. Среди книжников были саддукеи, фарисеи и лица, не входившие ни в какую группировку.
КУМРАН или ХИРБЕТ-КУМРАН — местность у с/з берега Мертвого моря, где находился один из главных поселков ордена ессеев. Название К., вероятно, происходит от имени г. Гоморы, который был некогда расположен в этом районе.
КУЩЕЙ ПРАЗДНИК (евр. Суккот) — иудейский праздник, связанный с воспоминаниями о странствиях Израиля в пустыне. В послемоисееву эпоху считался также праздником урожая. Справлялся с 15 по 22 число месяца тишри (сентябрь-октябрь). В дни К. паломники жили в шалашах (сукках), сделанных из ветвей.
ЛЕВИТ — человек, происходящий из израильского колена Леви (Левия). В эпоху Второго храма Л. были в нем младшими служителями.
МАГИ (иранск.) — жрецы персидской религии (магдеизма). В более широком смысле слова М. — знатоки заклинаний, тайных обрядов и астрологии. Синодальный перевод передает слово М. в Мф 2, 1 ел. славянским словом «волхвы».
МЕСИТ (арам.) — совратитель, лжеучитель, обманщик.
МЕССИЯ — см. Христос.
МИЦВОТ (евр.) — заповеди Торы и Предания.
МИШНА — см. Талмуд.
МЫТАРЬ (евр. габай) — сборщик имперских налогов в Палестине.
НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ — собрание речей Христовых, помещенных в 5-7 гл. МФ. Названо так потому, что евангелист отнес эти речения к проповеди Иисуса на одной из гор Галилеи (5, 1).
Параллели Н. П. есть у Лк. Н. П. обычно считается наиболее полным выражением религиозно-нравственных основ Евангелия.
НИСАН или АВИВ — весенний месяц иудейского календаря. Соответствует марту-апрелю. В древности был первым месяцем года.
ОБЕТОВАНИЕ (слав, «обещание») — то или иное библейское пророчество, которое содержит весть о грядущих дарах Божиих.
ОККУЛЬТИЗМ (лат.) — доктрины о способах познания откровенных духовных миров. К оккультным учениям древности относятся: орфизм, пифагорейство, гностицизм. В новое время традиции О. продолжают теософия, антропософия и т. п.
ОПРЕСНОК (слав.) — пресный хлеб (маца), выпекаемый в виде тонких лепешек. Пастушеский праздник Опресноков существовал до Моисея, а с XIII в. до н.э. он стал связываться с праздником Пасхи (см.) Справлялся с 15 по 21 нисана.
ОСАННА (евр. Хошиана — «спасший нас») — возглас, которым в Иудее приветствовали царей.
ПАСХА (арам.) или ПЕСАХ (евр.) — буквально -«переход». Название главного ветхозаветного праздника. Установлен Моисеем во время исхода из Египта в память об этом событии. П. праздновалась в первое весеннее полнолуние, с вечера 14 по вечер 15 нисана. В христианской Церкви П. — праздник Воскресения Христова.
ПЛОТЬ (слав.) — слово, обозначающее в Библии: а) человека, б) его психофизическую природу.
ПРЕДАНИЕ — в иудаизме и христианстве религиозное учение, которое передается устно от учителя к учителю. Словом П. обозначается также сам дух и сущность вероучения, хранимые в Общине Церкви.
ПРЕТОРИЯ (лат.) — резиденция римского военачальника.
ПРЕФЕКТ (лат.) — римский правитель города или области, а также военачальник. Титул П. Иудеи носил прокуратор (см.) Понтий Пилат.
ПРОЗЕЛИТ (греч.) — принявший иудейскую религию иноплеменник.
ПРОКУРАТОР (лат.) — римский чиновник, отвечавший за сбор податей в провинциях.
ПЯТИДЕСЯТНИЦА (евр. шавуот, «недели») — праздник, справляющийся через 7 дней после ветхозаветной Пасхи (см.). Посвящен воспоминанию о Божиих благодеяниях, в частности о даровании Закона на Синае. В христианской Церкви П. — праздник сошествия Духа Божия на апостолов.
РАВВИ (евр. рабби) или РАВВУНИ (арам, раббони), «МОЙ учитель» — почтительное обращение к наставнику веры среди иудеев. Иоанна Крестителя и Иисуса Христа называли Р.
САДДУКЕИ (евр. цадоким) — религиозно-политическая прослойка, состоявшая из иудейских аристократов и высшего духовенства. С. отрицали устное предание (см.), веру в воскресение мертвых, в ангелов и последний Суд. С. держались буквы Библии, преимущественно Торы (см.). В евангельские времена С. составляли большинство в Синедрионе.
САМАРЯНЕ — жители палестинской области Самарии (Шомрона). Происходят от смешения израильтян с колонистами из Сирии и Двуречья. Религия С. основана на Торе (см.). В IV в. до н.э. С. полностью обособились от иудеев. В настоящее время осталось всего несколько сот С. Их религиозный центр находится на горе Гаризм, где прежде был самарийский храм.
СЕПТУАГИНТА (греч.) — так наз. «перевод семидесяти». Первый перевод Библии на греческий язык, осуществленный в Александрии в III-I вв. до н.э. Согласно легенде, перевод был выполнен 70-ю толкователями из Иерусалима. Перевод С. был принят христианской Церковью для употребления с первых же лет ее существования.
СИНАГОГА (греч. «сообщество»), или БЕТХАКНЕСЕТ (евр. «ДОМ собрания») — молитвенный дом в иудейской религии. С. появились ок. VI-V вв. до н.э.
СИНЕДРИОН (евр. Санехедрин или Бет-дин, т.е. «дом суда»). — В эпоху Второго храма С. назывались: а) советы старейшин в городах Иудеи, б) центральный Совет богословов во главе с «наси», представителем-раввином, в) иерусалимский религиозно-политический трибунал или Великий С. Последний включал 72 человека. В экстренных случаях собирался Малый С. (23 чел.). Главой трибунала был первосвященник. Перед войной 60-70 гг. в этом С. были представлены и саддукейская и фарисейская группировки.
СИНОПТИКИ — три первых евангелиста: Матфей, Марк, Лука.
СЛАВА — в Библии — синоним Богоявления.
СОТЕРИОЛОГИЯ (греч.) — учение о спасении.
СУККОТ — см. Кущей праздник.
СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ (арам. Бар-наша) — в Библии и апокрифах (см.): а) синоним человека, смертного, б) один из титулов Мессии.
ТАЛМУД (евр. «учение») — сборник документов иудейского гражданского и церковного права, богослужебных уставов, этических норм, афоризмов, притч и легенд. Создавая Т. в среде раввинов-таннаев (см.), преемников фарисеев (см.), в первые века н.э. Т. делится на Мишну («повторение»), Тосефету (комментарий к Мишне) и две Гемары («завершение») — Иерусалимскую и Вавилонскую. Трактаты, входящие в Мишну и Гемары, имеют одинаковые названия. При цитировании главы Мишны указываются латинскими цифрами, а раздел Гемар — арабскими.
ТАННАИ (от арам, тени, «учитель») — законоведы иудаизма I-III вв. до н.э.
ТЕТРАХ (греч. «четверовластник») — правитель одной из четырех областей страны. В эпоху проповеди Христа тетрахами Палестины были Лисаний и сыновья Ирода: Антипа и Филипп. Четвертой областью правил римский прокуратор.
ТЕФИЛЛИН (от евр. тефилла, «молитва») или ХРАНИЛИЩА — небольшие тексты из Торы (см.), которые укрепляются на лбу при помощи ремешков. Считаются составной частью богослужебной одежды в иудаизме.
ТОРА (евр. «наставление») — одно из названий Пятикнижия (см. Библия) или Закона. По верованиям позднего иудаизма, кроме письменной Т. Моисею была дана Богом и устная Т. (см. Предание).
ТОСЕФТА — см. Талмуд.
ТРИБУН (лат.) — один из высших чинов римского офицерского состава.
ФАРИСЕИ (евр. нерушим, арам, перушайя — «отделившиеся») — религиозная партия или группировка (евр. хабурот, от хабер, «товарищ»), возникшая в Иудее во II в. до н.э. ф. были толкователями и ревностными исполнителями Закона (см.), верили в воскресение мертвых, в ангелов, скорый приход Мессии и последний Суд. Ф. делились на консервативных (учеников Шаммая) и более либеральных (учеников Галлеля).
ХАЛЛЕЛ (евр.) — пасхальные иудейские молитвословия, состоящие из псалмов с припевом «Аллилуя» (Халлелуйа).
ХАНУКА — иудейский праздник Обновления храма, или праздник Огней. Был установлен с 164 г. до н.э. в честь освобождения храма от язычников. X. справлялся 8 дней, начиная с 25 кислева (ноябрь-декабрь).
ХАСМОНЕИ (евр. Хашмоним, «потомки Хашмона») — династия иерусалимских царей-первосвященников, основанная братьями Иуды Маккаавея. Правила со 140 по 63 гг. до н.э.
ХРИСТОС (греч.) или МЕССИЯ (евр. Маши’ах, арам. машиха), — помазанник. Лицо, посвященное Богом на служение Ему: пророк, или чаще всего -царь. В узком смысле слова X. — обетованный в 83 Спаситель. Христианство исповедует веру в то, что Иисус Назаретянин есть X. — Спаситель.
ШАВУОТ — СМ. Пятидесятница.
ШЕХИНА (арам, «пребывание вблизи») — богословский термин, означающий пребывание Бога в мире. Понятие Ш. возникло в иудаизме ок. I в. н.э.
ЭКЗЕГЕТИКА (греч.) — изучение и толкование библейского текста.
ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. «учение о конце») — система представлений о последних судьбах мира и о посмертной участи человека.