–PAGE_BREAK–Эти представления, скорее, соответствуют традиционной модели отношений. Именно в традиционных семьях, где муж является главой семьи, основным добытчиком материальных благ, принимает важные решения, главной обязанностью жены является хорошее выполнение домашних функций ведение домашнего хозяйства, организация быта семьи, воспитание детей и присмотр за ними. При подобном распределении обязанностей именно на жену ложатся основные заботы по формированию и воссозданию семейного микроклимата. Поэтому тот факт, что более половины и американских, и российских респондентов (75% в группе девушек, 87,5 % в группе юношей и 61 % и 65 %, соответственно) считают, что настроение в семье зависит в большей степени от жены, еще раз свидетельствует о предпочтении асимметричной модели в семейных взаимоотношениях.
Отмечен небольшой разрыв между мнениями в группе юношей и группе девушек по вопросу семейных обязанностей женщины. Если большая часть юношей в России (62,5 %) и почти половина в Америке (42,5 %) считают, что основные обязанности женщины должны быть связаны с домашним очагом, а мужчины — с работой, то лишь треть девушек в России (32,5 %) и пятая часть (20%) американок придерживаются подобного мнения. Однако вне зависимости от пола половина российских респондентов полагают, что трудовая занятость женщины оказывает негативное влияние на семью, и лишь шестая часть американцев с этим согласны. Расставляя приоритеты в соотношении «семья-работа» половина и россиянок, и американок считают, что на сегодняшний день для женщины важнее семья.
Таким образом, в целом можно сказать, что перспективы посвятить свою жизнь семье, быть домохозяйкой рассматриваются как возможные для жизненного сценария представительницами обеих стран.
В области внутрисемейных отношений, характеризующих семейный строй, происходят активные процессы эгалитаризации и демократизации существующих порядков. В то же время «идеальная» семья, предпочтительная среди юношей российской и в некоторой степени американской студенческой молодежи, в значительной степени носит черты патриархальности. А именно: в вопросах распределения домашних обязанностей, ответственности за воспитание детей и за ведение хозяйства, формального закрепления позиции главы дома за мужчиной. Таким образом, можно сказать, что несмотря на то, что представления российской и американской студенческой молодежи по многим аспектам семейных взаимоотношений соответствуют эгалитарной модели отношений, как минимум третья часть российских юношей отдают предпочтение традиционной модели, при которой муж является основным добытчиком, главой семьи и от него зависит решение вопросов, касающихся всех сторон существования семьи, в том числе как распоряжаться деньгами.
Привлекательная на уровне установок в российской группе модель семьи в значительной степени соответствует наиболее распространенным образцам реальной российской семьи, что подчеркивает преемственность в формировании брачных установок. Вызывают беспокойство расхождения в данной сфере в представлениях девушек и юношей в России, мнения американцев отличаются большей согласованностью.
Как россияне, так американцы в числе главных жизненных целей отмечают намерение создать счастливую и прочную семью, получить престижную работу, хорошее образование. 89% российских респондентов и 77% американских планируют создать счастливую семью. Семья остается одной из важнейших жизненных целей, обязательной частью жизненной стратегии студенческой молодежи. Это положение подтверждается и данными, полученными в ходе исследования посредством проективной методики «Автобиография» (Я через 10 лет). В большей степени на создание семьи ориентированы девушки как в Америке, так и в России.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что существуют расхождения у современной российской и американской студенческой молодежи по добрачному поведению, требованиям к социальному статусу, образованию партнера, репродуктивным установкам, моделям построения взаимоотношений в семье. Тем не менее ценности семьи, зарегистрированного брака остаются привлекательными для молодежи обеих стран.
Зафиксированные сходства и различия в представлениях студенческой молодежи относительно семейно-брачных отношений отражают более глубинные сходства и различия двух культур.
УКРАИНА. Современная украинская семья и ее функции характеризуются противоречивыми тенденциями, которые влияют на изменения и развитие отношений в обществе в целом. Какая же она сегодня — «ячейка» украинского общества? Как живет, какие проблемы решает, как изменились взаимоотношения в семье и современный взгляд общества на семью?
За последние десятилетия в Украине слово «семья» окончательно утратило свое первоначальное значение в том смысле, что чаще всего семь я насчитать удается только вместе с обеими парами бабушек и дедушек. С начала 60-х годов и на протяжении двадцати лет украинская семья в среднем состояла из четырех человек — отец, мать и двое детей. В 90-х этот показатель начал неумолимо падать. Среднее количество рождений на 1000 человек населения уменьшилось с 13,3 в 1989-м до 8,3 в 1998 году. И хотя за последние два-три года рождаемость несколько увеличилась, это слишком незначительная цифра, чтобы Украину можно было перестать называть «страной однодетных семей».
Ответственность за содержание и воспитание детей сегодня возложена на родителей в значительно большей мере, чем раньше. В то время как материальный уровень жизни значительно снизился у преобладающего количества семей. Как сообщает «Интерфакс-Украина», по данным комплексного обследования условий жизни домохозяйств, проведенного за девять месяцев 2000 года, более четверти населения в Украине (26,7%) относятся к категории бедных, к нищим — 14,7%. Две трети бедного населения составляют семьи с детьми, не достигшими совершеннолетия. Почти половина бедного населения — семьи с детьми, где все взрослые трудоспособного возраста (47,2%). Еще 18 из ста бедных — семьи, в которых все взрослые работают. Большинству молодых семей тяжело содержать без посторонней помощи даже одного ребенка, не говоря уже о двоих, троих и более. Вступление в брак и рождение ребенка часто откладывается до «лучших времен».
Не спешат с регистрацией браков и отказываются от нее чаще всего брачные пары более старшего возраста: в среднем каждый второй мужчина и женщина в возрасте 25-29 лет с преобладающей частью мужчин. Увеличивается в целом возраст молодых пар, вступающих в брак. Реже можно встретить студенческую брачную пару. Большой процент 30-35-летних женщин, ни разу не бывших замужем.
Статистика последних лет не оставляет никаких сомнений: число браков уменьшается, а разводов, наоборот, увеличивается. В 1990 году по Украине количество браков на 1000 жителей составляло 9,3, в 1998 г. — 6,2% (т.е. на 36,5% меньше), а разводов соответственно — 3,7 и 4,2%.
Откладывание браков и рождения детей деформирует традиционную модель жизненного цикла человека и семьи. В частности, новым для Украины является тот факт, что некоторые женщины предпочитают рожать раньше, чем вступать в брак. Наибольшую часть семей, имеющих одного или двоих детей, составляют семьи, где супруги, особенно жена, имеют оконченное среднее специальное или высшее образование. Современные женщины часто откладывают рождение первенца до своего тридцатилетия — «сначала образование и карьера — затем дети». Широко распространенным стало внебрачное материнство в очень молодом возрасте и несознательная многодетность социально неблагополучных семей.
Экономические трудности, неустроенность молодежи, неуверенность в будущем — одни из главных причин распространения нетрадиционных для Украины брачно-семейных отношений. На сегодняшний день часть юридически незарегистрированных фактических (так называемых гражданских) браков превышает уровень 1926 г., когда регистрация была необязательной, а правовой статус юридических и фактических браков был одинаков.
Одни расценивают гражданский брак как подготовку к дальнейшей совместной жизни, проявление личной свободы и средство сохранить свежесть и романтику в отношениях. Другие считают, что гражданский брак порождает недоверие, нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне, отражающиеся на всех сферах деятельности.
Как показывает практика — одними из основных причин суицидов (конечно, здесь главную роль играет предрасположенность человека к суициду) являются невостребованность, нереализованность, неспособность адаптироваться в новых условиях тех, кому сегодня от 30 до 50 лет. Ведь раньше такие качества, как самостоятельность, активность, инициативность, уверенность в себе были присущи единицам, остальные были ведомыми. Когда некому и некуда вести и человек чувствует себя выброшенным, возникает множество психологических проблем, которые прежде всего отражаются на семье.
И вторая причина — неудавшиеся гражданские браки. Гражданский брак не умаляет степени переживаний и боли от расставания. Скорее, увеличивает. Поскольку людей, по сути, ничего не связывает, не за что зацепиться. Человек ощущает себя ненужным.
Еще одна относительно новая для Украины модель отношений — семьи «новых украинцев». Пожалуй, уже не так популярны, как несколько лет назад, анекдоты об определенной группе новых русских (украинцев) в малиновых пиджаках от Версаче, почти одинаково пахнущих, с ультракороткими стрижками, характерной распальцовкой и большой золотой цепью на шее. Мода изменилась, но сохранилась система взглядов. Большинство семей таких «новых украинцев» были созданы по взаимной выгоде: он ей — определенный уровень жизни, она ему — свою красивую внешность. В такой семье совершенно другая модель взаимоотношений — психологических, культурных, воспитания детей. Глубоких чувств нет изначально. Отношения строятся по отработанной модели — ребенок, гувернантка, хорошая частная школа — потому что так положено, модно. Если у мужа возникнут проблемы и его постигнет разорение — жена не станет ему поддержкой, просто бросит, а ребенок для нее в этом случае — лишь обуза.
Семейные тяготы, ограниченность родителей во времени для общения с детьми приводят к разрыву внутрисемейных связей, ограничивают возможность родителей и детей вместе проводить досуг. Нестабильность семейных отношений, отсутствие необходимой культуры семейной жизни, пьянство родителей приводят к увеличению количества распадающихся семей и детей, которые попадают в специальные детские заведения, попрошайничают, бродяжничают.
К сожалению, большинство молодых супругов сегодня оказываются совершенно не подготовленными к браку не только в финансовом отношении. Поскольку сейчас личная свобода, а вместе с ней и свобода выбора партнера возведены в культ, то уже ничто не сдерживает инстинктивных позывов, что в свою очередь провоцирует разводы. Утратив семейные традиции, будущая украинская чета пытается копировать американский образ жизни — с ее прагматическими связями, полной материальной независимостью ее членов и тому подобное. Тогда как в американском обществе, обеспокоенном тревожной семейной статистикой, проблемы нравственности и семейности переходят на качественно новый уровень.
Трудно сказать, какой станет классическая украинская семья. Но пока преобладает тип семьи, где положительные составляющие старой модели уже не действуют, а новые нормы еще не сложились.
Сегодня многие современные девушки не представляют себя в роли жены, хорошей матери. Они видят себя моделью, женщиной, созданной для роскоши. Мечтают об успешной карьере. Исконно природные функции женщины стираются. Интенсивное формирование понятий, «что такое хорошо и что такое плохо» начинается у ребенка с 7 до 14 лет — время матери, которая отвечает за формирование тонкой эмоциональной сферы. У сегодняшних мам у самих проблема смазанных понятий, нет четкого представления о том, что же хорошо, а что плохо.
Плавание семейного корабля в бурном море жизни зависит от многих социальных и психологических факторов. На характер отношений молодой пары в значительной мере влияет представление о семье, полученное от родителей.
В одном из семейных журналов мне попались на глаза определения десятиклассниц, данные таким вечным ценностям как «гармония», «любовь», «счастье», «мать», «отец», «дитя», «мужчина», «женщина». Очевидно, что половина из этих девочек имеют глубокие душевные травмы, полученные в результате воспитания в неблагополучных семьях. Иначе чем можно объяснить их высказывания по поводу мужчин, как то: «животное, которому необходима только физическая близость»; «несовершенное существо, способное жить только рядом с женщиной», «большой упрямый ребенок, не желающий изменяться»; «человек, психологию, которого невозможно понять».
И все же, несмотря на то, что общество и отношения между людьми стали жестче, а подход к семье более прагматичным (не уверен в своем финансовом будущем, значит, не уверен в семейном счастье), больше стали цениться чувства. Прибежище и надежный тыл большинство по-прежнему находит именно в семье.
Социологическое исследование «Молодая семья Украины 90-х (1994-2015 годы)», которое проводит Украинский институт социальных исследований, свидетельствует, что на шкале общечеловеческих ценностей у большинства молодых семей на первом месте стоит «хорошая семья» (89,8% респондентов). Создавая семью, молодые люди называют такие ценности, как здоровье, дети, любовь, материальное обеспечение, сексуальная гармония, уверенность в себе. Упомянутые ценности тесно связаны с выполнением семейных функций.
Что касается представлений о своем семейном статусе, то на первое место супруги ставят функцию рождения и воспитания детей (90,3%), на второе — удовлетворение потребностей в любви, личном счастье, чувстве защищенности (74,2%). При этом следует обратить внимание на то, что когда супруги выбирали из перечисленных в анкете трех семейных ценностей (любовь, дети, быт), то преобладающее большинство из них выбрали любовь 74,7%, а рождение и воспитание детей считают самой важной семейной ценностью лишь 15,5%.
Итак, из приведенных данных можно предположить, что в современном браке доминирующей ценностной ориентацией является любовь и связанное с ним личное счастье, эмоциональный комфорт в семье. Здесь, казалось бы, есть противоречия между представлениями о важнейших функциях семьи, где на первом месте — рождение и воспитание детей, и оценкой значения семьи для каждого из членов семьи как личности, когда главным они считают любовь. Это можно объяснить тем, что в первом случае проявился определенный социально-психологический стереотип, согласно которому дети занимают главное место в жизнедеятельности семьи. Во втором же случае — реальные установки молодых людей, которые стремятся найти свое место в жизни. Тем не менее, 64% опрошенных считают идеальной семьей ту, которая имеет двоих детей.
Новый статус приобретает сегодня традиционная проблема отношений с родителями. Проблема осталась той же, но взгляд стал другим. Раньше о праве ребенка на собственное мнение не говорилось, отношение к детям в семье носило авторитарный характер. Сегодня родители пытаются разобраться в причинах конфликтов, обращаются за помощью к специалистам, соответствующей литературе. Родители моложе, более информированны, поток психологической информации из разных источников они, возможно, еще не готовы прорабатывать сами, но понимают, что этими проблемами нужно заниматься.
2. СЕКСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
2.1 Секс-мифы современной молодежи
АМЕРИКА. Юные американцы живут в одной из самых либеральных стран по отношению к сексу и получают гораздо больше сексуальной информации, чем их сверстники из других регионов мира. Тем не менее уровень сексуального образования американских подростков зачастую граничит с откровенным невежеством, сродни средневековым представлениям. За примерами ходить долго не надо…
Средний возраст начала половой жизни для молодежи США — 16 лет и 5 месяцев для девушек и 16 лет и 4 месяца для юношей. Число подростков, вступивших в сексуальную связь до 13 лет, снизилось с 10.2% в 1991 году до 6.6 % в 2001 году. Примечательно и то, что по достижении 24-летнего возраста определенная часть молодых американцев все еще находит себя в состоянии девственности. Среди мужчин таких девственников 10%, а среди женщин — 11%.
Как показал недавний национальный опрос подростков и молодежи о сексуальном здоровье, отношениях и опыте, проведенный фондом Henry J. Kaiser Family Foundation, каждый пятый сексуально активный тинэйджер в возрасте 15-17 лет не знает о том, что во время занятий оральным сексом можно заразиться болезнями, передающимися половым путем. Двое из пяти также думают, что оральный секс безопаснее «обычного» полового акта. При этом четверть всех сексуально активных подростков призналась, что к этому типу секса они прибегают, когда хотят избежать традиционного сексуального акта. Около 30% тинэйджеров считают оральный секс занятием менее интимным, чем обычный половой акт.
продолжение
–PAGE_BREAK–